на заклание, потому что Я звал - и вы не отвечали,
говорил - и вы не слушали, но делали злое в очах Моих
и избирали то, что было неугодно Мне. (Ис. 65.12)
'З
наю, что на непрочной ладье пускаюсь в дальнее плавание...' - говорит Григорий Богослов в своих 'Песнопениях таинственных'. [19, С. 321]. То же благоговейное чувство наполняет сейчас и автора книги, которую вы держите в руках. Действительно, на малой ладье человеческого разума, лишь с верою и молитвою, приступаем мы к безбрежному океану Божьей премудрости. Да благословит небесный Отец!
Соотношение Господнего предопределения со свободой человека - загадочный и сложнейший вопрос богословия, остающийся без удовлетворительного ответа по сей день. Как мы увидим, всюду в Библии эти учения излагаются одновременно и параллельно друг другу, как нечто естественное в Божьем откровении. Для человеческого же разума здесь налицо антиномия, и тот стих из Книги пророка Исаии, который вынесен нами в эпиграф, несёт в себе типичный образец формального противоречия. Действительно, если сыны Израилевы 'делали злое' пред лицом Господа и 'избирали неугодное' Ему, значит, в обыкновенном понимании свободы, они были вольны так поступать. А то, что Бог их 'обрекает мечу', свидетельствует о Его предопределении и о бессилии сынов Израилевых что-либо тут изменить.
В истории Церкви было немало богословов, которые допускали крайности, фактически отрицая либо полновластие Бога над миром и человеком, либо свободу воли у последнего. И в первом, и во втором случае люди закрывали глаза на половину Писания. Нам представляется более смиренной и мудрой позицией признать, что мы не можем ограниченным земным умом до конца постичь сути небесных вещей. Подобно тому, как мы не в силах уразуметь тайну Святой Троицы или соотношение двух природ Христа, но постигаем это верою, так и в вопросе предопределения и свободы воли мы верим в оба учения только потому, что они оба ясно изложены в Священном Писании.
Настоящая работа представляет собой попытку анализа как основных христианских, так и нехристианских подходов к проблеме, для того чтобы на фоне человеческих догадок и теорий ещё ярче засияла библейская истина.
1.2. ДВЕ ДОКТРИНЫ БИБЛИИ
Священное Писание открывает нам Бога как Творца неба и земли, Творца всей вселенной и каждого человека в отдельности. Бог восседает на престоле над созданным Им миром, и без Его направляющей или попускающей воли невозможно сделать ничего.
Псалом 138.1-5,13-17: 'Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Ещё нет слова на языке моём, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою... Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!'
Через всю Библию в сотнях вариаций проходит высокая и торжественная мысль о всемогуществе Бога: 'Я Бог всемогущий' (Быт. 17.1); 'С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится...' (Ис. 14.24). Совершенно недвусмысленно Библия говорит, что жизнь человека - в руках небесного Отца: 'От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?' (Прит. 20.24); 'Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим' (Иер. 10.23).
В Новом Завете мы находим, по сути, уже систематическое изложение учения о предопределении (особенно в Рим. 8-9; Еф. 1), которое достигает своего апогея, возможно, в следующих утверждениях апостола Павла: 'Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу; ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил' (Рим. 8.28-30).
Вместе с тем, Библия открывает нам не только природные атрибуты Бога - такие как вездесущность, всеведение, всемогущество, - но и Его нравственные качества: святость, справедливость, благость... А это неизбежно влечёт за собой некоторые самоограничения со стороны суверенного и всемогущего Бога. Например, нравственный закон, изложенный в библейских заповедях Самим Богом и запечатлённый Им в сердцах людей, подсказывает нам, что любящий и праведный Бог не может послать человека в ад, не дав ему прежде реальный шанс на спасение (Быт. 18.25; Деян. 17.30,31); т.е. абсолютная суверенность Бога ограничивается Его же справедливостью и любовью.
Нравственная сторона этой проблемы логически обосновывает и наличие свободы воли у человека, которую мы и обнаруживаем практически на каждой странице Священного Писания.
Псалом 105:
Ст. 6,7: 'Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду. Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря'.
Ст. 13,14: 'Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения; увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой'.
Ст. 19,20: 'Сделали тельца у Хорива, и поклонились истукану, и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря'.
Ст. 24,25: 'И презрели они землю желанную, не верили слову Его. И роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня'.
Ст. 28,29: 'Они прилепились к Ваал-фегору, и ели жертвы бездушным. И раздражали Бога делами своими...'
Ст. 32: 'И прогневали Бога у вод Меривы'.
Ст. 36,37: 'Служили истуканам их; которые были для них сетью. И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам'.
Ст. 43: 'Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие своё'.
Библия свидетельствует о наличии у людей не только формальной, но и реальной свободы выбора: 'Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё...' (Вт. 30.15,19); 'Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!' (Мф. 23.37).
1.3. КЛЮЧЕВЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ СЛОВА
1.3.1. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Библейский иврит не имеет точного и однозначного слова, выражающего понятие 'предопределение'. Однако довольно много древнееврейских слов, на первый взгляд, далёких друг от друга по значению, связаны с этой доктриной.
bh@aî - любить, возлюбить. Этот глагол встречается в Ветхом Завете свыше 200 раз. [178, p. 376]. 'Я возлюбил вас... Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел...' (Мал. 1.2,3).
rjëBî - выбирать, избирать. Встречается в тексте около 200 раз. [160, p. 100]. '...Тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле' (Вт. 7.6).
Jrëjî - определять, решать. Употребляется в Ветхом Завете 28 раз. [148, p. 217]. '...Ибо, что предопределено, то исполнится' (Дан. 11.36).
hL*g%s= - сокровище, удел. 'Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов...' (Исх. 19.5).
hx*u@ - план, намерение. '...Ты совершил дивное; предопределения древние истинны' (Ис. 25.1).
Данный перечень слов можно было бы продолжить, но мы коротко остановимся ещё только на одном существительном - hr*z@G= Это библейское слово примечательно тем, что оно было выбрано иудейскими учителями для выражения термина 'предопределение' в современном иврите. Корень rzg несёт в себе идею 'разделения', 'определения'. Существительное hrzg переводится как 'указ', 'повеление'; оно встречается в Ветхом Завете лишь дважды, причём оба раза в Книге пророка Даниила и на арамейском языке. [183, pp. 160, 1086]. 'Повелением Бодрствующих это определено...' (Дан. 4.14); 'Вот определение Всевышнего...' (Дан. 4.21).
Понятие 'свобода', 'свободная воля' также выражается в библейском иврите несколькими различными словами.
/oxr* - 'свободная (собственная) воля человека' (Быт. 49.6; Дан. 8.4). 'И будет поступать царь тот по своему произволу...' (Дан. 11.36).
rjëBî - выбирать. Чаще этот глагол выражает Божье избрание, но можно привести и примеры его употребления в отношении выбора человека (Исх. 18.25; Вт. 23.16; 1 Цар. 17.40). 'И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую...' (Быт. 13.11).
От корня rjb происходит термин hryjb (свобода воли человека) в современном иврите. [40, С. 879].
1.3.2. НОВЫЙ ЗАВЕТ
В греческом языке Нового Завета также существует немало слов, в той или иной степени относящихся к идее предопределения, твёрдого решения или избрания. Вот только некоторые из них.
krivnw - решать, определять (Деян. 16.4; Тит. 3.12). '...Праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил' (Отк. 16.5).
oJrivzw - ограничивать, предназначать (Деян. 2.23; 10.42). 'Впрочем, Сын Человеческий идёт по предназначению...' (Лк. 22.22).
proginwvskw - предвидеть, предузнать (1 Пет. 1.20; Рим. 11.2). 'Кого Он предузнал, тем и предопределил...' (Рим. 8.29).
tavssw - предписывать, решать, определять (Деян. 15.2; 22.10). '...И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни' (Деян. 13.48).
ejklektov" - прил. 'избранный' (Кол. 3.12; 1 Тим. 5.21). '...Пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий' (Лк. 23.35).
Несколько больше следует сказать о глаголе proorivzw, так как это единственное слово в Новом Завете, которое означает буквально (и только) 'предопределять', 'заранее назначать'. proorivzw - сравнительно редкое и позднее слово. Оно встречается в Новом Завете шесть раз. К основе oJrivzw ('ограничивать', 'предназначать') добавлена приставка pro-, которая подчёркивает, что все события в нашем мире определены Богом прежде начала времени (Рим. 8.29,30; 1 Кор. 2.7; Еф. 1.5,11). [166, p. 456]. Когда Ирод и Пилат, язычники и иудеи собрались вместе против Иисуса Христа, об этом в Писании сказано так: hJ ceivr sou kaiV hJ boulhv [sou] prowvrisen genevsqai ('...Чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой' - Деян. 4.28). Интересно отметить, что от этой же основы родилось русское слово горизонт. [87, C. 160]. Этимология данного греческого корня подразумевает как бы некий круг (горизонт), ограничивающий абсолютную свободу человека волей Бога, некие границы, в которые он изначально поставлен на земле. Если человек оказался на дне жизни, дне греха, у него очень узкий горизонт (как если бы он находился в какой-нибудь низине или яме). Вследствие порабощения грехом свобода такого человека крайне ограничена. Но когда этот грешник верою в Бога и Его благодатью поднимается на какую-то духовную высоту (как если бы он взобрался на гору), его горизонт необыкновенно расширяется, и он обретает подлинную свободу в Боге.
В Новом Завете (как, впрочем, и в целом в Библии) о свободе человека говорится как о чём-то само собой разумеющемся. Постоянное употребление повелительного и условного наклонений глаголов (заповеди, назидание, предупреждения и т.п.) необходимо предполагает наличие у человека реального выбора.
ejleuqeriva - сущ. 'свобода'.
ejleuqerovw - глаг. 'освобождать'.
ejleuvqero" - прил. 'свободный'.
Свобода в Новом Завете означает, например, свободу от греха (Рим. 6.18), от смерти (Рим. 6.21,22), от закона (Гал. 2.4). Только Сын Божий Иисус Христос может сделать людей по-настоящему свободными: '...Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете' (Ин. 8.36). [167, p. 225].
qevlhma - воля ('хотение') человека (Ин. 1.13; Еф. 2.3). '...Ни-когда пророчество не было произносимо по воле человеческой' (2 Пет. 1.21).
eJkwvn - прил. 'добровольный' (Рим. 8.20). '...Если делаю это добровольно, то буду иметь награду' (1 Кор. 9.17).
eJkouvsio" - прил. 'добровольный'. '...Чтобы доброе дело твоё было не вынужденно, а добровольно' (Флм. 14).
eJkousivw" - нареч. 'произвольно' (1 Пет. 5.2). 'Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи...' (Евр. 10.26).
Таковы основные слова, выражающие единое, хотя и парадоксальное для человеческого разума, учение о предопределении и свободе воли в Священном Писании.
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Счастливы камни, из которых сложены
жертвенники, потому что их чтят, а
сотоварищи их попираются ногами.
Протарх
Подобно тому как ясно, что дурно - убивать
и отвратительно - прелюбодействовать, так
ясно и то, что придавать значение року -
дурно и недозволительно.
Иоанн Златоуст
В
опрос о примирении предопределения с человеческой свободой уже древним представлялся замкоvм, ключ от которого давно потерян. Проблема эта была осознана человеком очень рано, и потому наш исторический обзор начинается едва ли не с самых древних известных письменных источников. Отмечено, что большинство языков мира имеют слова, выражающие понятия 'предопределение' или 'судьба'. [18, C. 84]. И в каждом языке они удивительным образом уживаются со словами 'свобода', 'воля', 'произволение'.
2.1. ПОЭМЫ ГОМЕРА
Всё, что нам известно о происхождении 'Илиады' и 'Одиссеи', как и о личности самого Гомера, оставляет место для множества вопросов. Обычно считается, что великие поэмы были написаны в VIII в. до Р.Х. [100, C. 27].
Идея судьбы, неумолимого рока выражена уже у Гомера удивительно ярко. Можно было бы предположить, что в столь древних произведениях будет фигурировать едва ли не одно только слово moi'ra (судьба). Однако и в 'Илиаде', и в 'Одиссее' сразу же, неизвестно откуда появляется целая россыпь слов, непосредственно связанных с данной концепцией. Вообще, древнегреческий язык чрезвычайно богат такого рода лексикой: идею судьбы могут выражать не менее двух десятков различных слов. [176, p. 786].