Сложный театральный путь далеко не усыпанный розами прошел актер эстрады и кино, поэт, композитор - Александр Николаевич Вертинский.
Александр Николаевич Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Окончив гимназию, он поступил актером в театр "Алатор" в Москве, а уже в 1915 году переключился на совершенно иной жанр: стал исполнителем собственных песенок в гриме и костюме сценического персонажа "Пьеро". К тому времени относится проба его сил на поприще кино ("Король без венца", "От рабства к воли" и другие картины).
Гражданская война застала 29-летнего Вертинского на юге России в расположении войск Деникина. Затем начались бесконечные скитания по странам южной Европы, пока, в конце концов, судьба не занесла Вертинского в Париж.
Создав своеобразный жанр музыкальной новеллы, будучи автором многих исполняемых текстов и музыки к ним, Вертинский нашел свое место в эстраде, - явился исполнителем "песенок Вертинского". С ними он разъезжал по европейским столицам и везде пользовался неизменным успехом, а особенно среди разбросанных по всему свету русских эмигрантов.
В его репертуаре были стихи Блока, Есенина, Северянина, Ахматовой. В более раннем периоде творчества, стихи менее известных поэтов с присущими чертами декаданса, вроде: "Ваши пальцы пахнут ладаном..." и так далее.
Не называя себя певцом, Вертинский был очень выразительным исполнителем. Каждая строка незамысловатого текста, исполняемого актером, звучала мягкими музыкальными интонациями, подкрепляемыми пластическими движениями его выразительных рук и прекрасной мимикой лица.
Популярность Вертинского была столь велика, что его песенки, записанные на граммофонные пластинки, покупались нарасхват.
Еще совсем молодым в возрасте 35 лет, в 1925 году, Вертинский приезжал в Нарву и выступал с концертами в Нарвском русском общественном собрании.
В первом отделенииВертинский исполнял свои вещи в костюме "Пьеро" при соответствующем освещении и гриме. После перерыва он появлялся во фраке, изысканный, со светскими манерами, бледный, с гладко приглаженными волосами, острым носом и тонкими губами. При его высоком росте фигура выигрывала благородством движений красивых рук. Длинных тонких пальцев.
В программе значились вещи первого периода его творчества: "Концерт Саразате", "Джонни", "Минуточка", "Спи мой чиж", "Пани Ирэн", "Пой, моя девочка", "Полукровка", Песенка о моей жене", "Бразильский крейсер". Исполнял много песен и по заказу, не заставляя себя долго просить.
Прошли годы. Чужбина наложила глубокий отпечаток на все творчество Вертинского, который явно тосковал по Родине и это состояние он выразил в своих новых песенках: "Чужие города", "Иная песня", "Прощальный ужин", "Перед ликом Родины", "Аравийская песня", "Над розовым морем", "В степи молдаванской" и других.
В годы Великой Отечественной войны, Вертинский с гордостью и восхищением воспевал героизм Советской армии. Эмиграция отвернулась от него, считая, что он продался большевикам.
В 1943 году Вертинский возвращается на Родину. Он гастролирует по многим городам Советского Союза и везде он желанный гость. Его искусство стало более законченным, признанным народом. По собственным словам он ощущал себя "птицей, что устала петь в чужом краю и вернувшись, вдруг, узнала Родину свою". Стоит отметить, что жена артиста, Лидия Вертинская, была не только прекрасным художником-графиком, но и снялась в нескольких фильмах, а их дочери Марианна и Анастасия Вертинские стали звездами советского кино.
Умер Александр Николаевич Вертинский в 1957 году на 69 году жизни.