Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
38. Хорошие примеры находят последователей.
Десятилетнее существование в Нарве спортивно-просветительного общества "Святогор" оставило заметный след в жизни русского общества и имело принципиальное значение в деятельности других русских молодежных организаций не только города, но и деревни.
Своей полезной, разносторонней просветительской работой "Святогор" декларировал. Что без передовых взглядов и идей, при отсутствии стремления эволюционизировать культурную работу с массами, консерватизм старых общественных деятелей никогда не удасться изжить. Такая, с позволения сказать, общественная жизнь будет топтаться на одном месте и её окончательно захлестнет косность и скука.
"Святогору" не хватило "пороху в пороховницах". Взяв отличный старт, организация не смогла в силу многих причин вести трудную борьбу в преодолении общественных барьеров. Быть может, найди она поддержку старших, такого конца не последовало бы. В саамам деле, старшие общественники с первых же дней существования организации заняли позицию сторонних наблюдателей: дескать, посмотрим, что из этого выйдет, а когда убедились, что дело пошло налад, стали выискивать у непослушных молодых людей крамолу и политику, обвинять в разных грехах, охаивать и осмеивать "зеленых" общественников.
В то же время, если "Святогору" не удалось жить долго, то его полезные и хорошие примеры нашли своих последователей.
Совместными усилиями русской общественности города и деревни "Святогор" организовывал в Нарве несколько лет подряд "Дни русской песни", которые, в конце концов, вылились в форму Русского певческого праздника, отмеченного в Нарве в 1937 году.
Огромное общественно-культурное значение имели краевые съезды общественных русских деятелей Нарвы и Принаровья, созывавшиеся по идее "Святогора" по вопросам поднятия экономической и культурной жизни русской деревни и оказание ей помощи со стороны города. Святогорцы постоянно выезжали поодиночке и группами в деревни для организации на местах "Дней русского просвещения", читали лекции, налаживали работу Народных домов. В свою очередь из деревень в Нарву на святогорские семинары для обмена опытом и просто в гости приезжали деревенские активисты.
Пример деятельности "Святогора" принял Народный дом Суконной и Льнопрядильной мануфактур. Неизменные танцульки сменились культурно-просветительными вечерами. Рабочие обеих фабрик, как на "воскресниках" "Святогора", каждое воскресенье к пяти часам собирались в Народный дом послушать популярную лекцию на медицинскую, общественно-политическую, литературную темы. А по её окончании остаться на концерте или спектакле. Из состава любителей театральной деятельности артист Нарвского русского театра А.А. Гагарин вместе с женой, тоже артисткой театра А.М. Скаржинской, организовали театральный коллектив, которому под силу оказались такие пьесы, как: "Бешенные деньги", "Гроза", "Таланты и поклонники" - Островского, мелодрамы "Поруганный", "Вторая молодость", "За монастырской стеной", "Неизвестная", "Две сиротки", "Ванька ключник". Рабочих знакомили и с советской драматургией: "Чудесный сплав", "Квадратура круга", "Чужой ребенок", "Платон Кречет", "Зойкина квартира". Здесь, как и в "Святогоре" руководители и исполнители трудились бесплатно, стремясь принести пользу рабочим и получить удовольствие от игры на сцене.
Этими энтузиастами были: В. Крутикова, И. Леонтьева, Е. Нусбаум, В. Сергеева, З. Фридолин, А. Павлова, О. Карташова, М. Кельберг, В. Письменная, К. Белов, Н. Долинин, А. Мошников, Л. Газачко, П. Андреев, К. Письменный и другие, которых я уже и не помню. По поручению Нарвского народного университета я бывал частым гостем Народного дома, проводя в нем вечера русской художественной литературы.
Устраивая, например, Пушкинский вечер, после небольшого вступительного слова, включавшего биографические данные и основные сведения о творчестве поэта, читал поэму "Руслан и Людмила, сопровождая рассказ показом цветных диапозитивов. Таким же образом знакомил рабочих с повестью Гоголя "Старосветские помещики", поэмой Лермонтова "Песня о купце Калашникове". Подобные лекции вызывали огромный интерес слушателей, особенно детей. Всегда интересовались, когда и о чем будет следующая лекция.
До тридцатых годов Ивангородский форштадт, или, как его в простонаречии называли "Ванькина деревня", был самым отсталым районом города, который славился пьянками и драками и крайне нуждался в организации культурно-просветительной работы. С приходом к руководству Ивангородским пожарным обществом советника Нарвского городского самоуправления, а позднее депутата от Русской фракции Государственного собрания, Александра Ефимовича Осипова, жизнь этого района во многом изменилась. Увеличились ассигнования на благоустройство, полиция более внимательно следила за порядком, появились фонари вдоль темных ранее улиц. За отсутствием средств, строить Народный дом не представлялось возможным, а вот надстроить второй этаж в пожарном депо, где смогли бы разместиться театральный зал и комнаты для кружковой работы, не составляло большого труда. Для этой цели у пожарных нашлись средства и люди. Энергичный Осипов в течение одного года собрал пожертвованный материал и осуществил постройку.. при Ивангородском пожарном обществе заиграла на сцене местная молодежь, участвовавшая каждое воскресенье в "Часах отдыха". Их популярность быстро начала расти среди всех слоев населения Ивангородского форштадта. В этом была не малая заслуга руководителя драматического коллектива, преподавателя естественных наук Эмигрантской гимназии К. И. Плотникова. Любимому драматическому искусству он отдавал все свое свободное время, занимался с завидной кропотливостью, старательно проводил репетиции. Неудачи его нисколько не смущали, потому что рано или поздно он добивался своего. Занимавшаяся под его руководством молодежь любила режиссуру Плотникова, стремление его воспитывать коллектив на русском классическом материале. Большего поклонника Островского я не встречал.
- Приобщая молодежь к русскому театру, - говорил этот бескорыстный энтузиаст драматического искусства, - мы обязаны в первую очередь ставить пьесы Островского.
Других драматургов Плотников избегал несмотря на все попытки некоторой части молодежи агитировать за пьесы других авторов.
Кто же были участниками ивангородских "Часов отдыха", кого многочисленная публика с удовольствием смотрела и от души благодарила за удачно воплощаемые образы Островского?
Состав был самый разнообразный и по возрасту и по социальному положению. Имелись ученики старших классов начальных школ, молодые рабочие Нарвских мануфактур, мастеровые-сапожники, домохозяйки: Е. Гринберг, В. Белова, Г. Вырну, З. Белова, Е. Нусбаум, Т. Иванова, О. Бух, Т. Турнау, Т. Корсакова, К Письменная, А. Пакк, К. Белов, Н. Иванов, Н. Аман, П. Кочнев, А. Сакала, Ф. Ходунов, Л. Газачко и лругие.
Летом культурно - просветительная работа переносилась в под открытое небо в большой сад Ивангородского пожарного общества. С концертами из Принаровья приезжали хоры, соревновались в плясках танцоры, устраивались конкурсы на лучшего баяниста и гармониста.
39. Культурные учреждения Нарвы.
Показателем культурно - просветительной работы в городе было наличие театральных помещений, концертных и танцевальных залов, народных домов. Клубов и так далее.
Современный деятель просвещения вероятно поинтересуется, какими помещениями для спектаклей, концертов, лекций, вечеров располагала Нарва до 1940 года, имевшая 26 - 27 тысяч населения.
Прежде всего было два крупных зрительных помещения: театр общества трезвости "Выйтлея" на 538 мест и театрально-концертный зал общества "Ильмарине"
В помещении "Выйтлея" работало две театральные труппы: русская и эстонская. Имели место выступления симфонического оркестра, гастроли театральных коллективов и концертных групп.
Сцена "Ильмарине" значительно уступала по размерам и по оборудованию сценической площадке "Выйтлея", поэтому спектакли здесь давались реже, хотя, с другой стороны, антрепренеры предпочитали арендовать "Ильмарине" по материальным соображениям: большее количество мест обеспечивало хороший сбор. При "Ильмарине" работал любительский драматический кружок на эстонском языке. Русские здесь не занимались.
Для концертов пользовались небольшим залом немецкого общества "Гармония", служившего одновременно и танцевальным залом, местом для устройства благотворительных вечеров с концертной программой, кабаре, маскарадами, карнавалами.
В центре старого города имелись отдаваемые в аренду два клубных помещения - городского добровольного пожарного общества, на углу Вышгородской и Рыцарской улиц и солдатского клуба на улице Эха. Здесь, для широкой публики, устраивались танцевальные вечера и посещала их молодежь, проживавшая в центре города.
"Привилегированное общество" чаще всего собиралось в немецком клубе "Гармония". Здесь на закрытых вечерах можно было увидеть администрацию кренгольмских фабрик, конечно немцев, всех тех, кто мог без ущерба для семейного бюджета выложить немалые деньги за столики и ночное кабаре.
О Нарвском русском общественном собрании на углу Кирочной и Рыцарской улиц я уже говорил. На закрытых вечерах русское купечество и промышленники со свойственной русской душе размахом веселились "во всю Ивановскую".
На ведомственном положении находилось и офицерское казино на Вестервальской улице. Доступ сюда был открыт не каждому.
Для нужд кренгольмских рабочих имелся Народный дом с залом. Сценической площадкой, библиотекой, комнатой для кружковой работы. Три раза в неделю демонстрировались киносеансы. В канун праздников и в сами праздники устраивались танцевальные вечера. Изредка давались спектакли и концерты. Дом этот сохранился и до наших дней, перестроенный в спортивный зал.
Служащие Кренгольма имели свой клуб, носивший наименование английский, рядом со старым стадионом (отделение гинекологии Кренгольмской больницы).
Специфично отдыхали служащие. О лекциях не имели представления. В редких случаях собирались на концерты или спектакли. Как правило играли в биллиард, кегли, карты, сидели в буфете.
Такая же картина "культурного отдыха" наблюдалась и в клубах служащих Суконной и Льнопрядильной мануфактур. В карты и биллиард играли до утра, причем, на деньги. Кутежи в клубах были обычным явлением.
О деятельности народного дома Суконной и льноджутовой мануфактур я говорил выше. По своим размерам здание Народного дома не могло удовлетворить культурных потребностей рабочих. Здание давно нуждалось в расширении. Об этом не раз совет рабочих обращался к администрации, но дальше обещаний дело не шло.
Многообещающей и перспективной работой радовало Ивангородское пожарное общество. Развитие культурно-просветительной деятельности не замыкалось на в узких рамках интересов жителей Ивангородского форштадта. Оно ширилось не только за счет связей с окрестными деревнями Нарвской волости (Захонье, Заречье, Комаровка, Венкуль, Саркуль) но и с районами Верхнее-Наровья и даже Причудья. Деревенские культурно-просветительные общества постоянно приезжали в Ивангородское пожарное общество, происходило творческое соревнование, молодежь обменивалась опытом, заводила дружбу. Росло национальное самосознание, укреплялись культурные интересы, заставлявшие деятелей города и деревни идти рука об руку с отстаивании политико-экономических интересов.
После ликвидации "Святогора" крайне неловко чувствовал себя совет старшин Нарвского русского общественного собрания. После столь бурной и живой деятельности в стенах собрания все вдруг замерло, стало покрываться прежней плесенью. Надо было что-то предпринимать, чтобы в какой-то степени себя реабилитировать перед общественным мнением, - дескать и без молодежи мы можем ставить "воскресники". Из молодых членов Русского клуба при русском общественном собрании, их жен и молодежи собрали драматический кружок, который возглавил режиссер-любитель А.И. Михелис-Лесной. Пьесы подбирались по личным пристрастиям режиссера, поэтому репертуар был неравноценным, случайным. За два года своего существования, в кружке были поставлены пьесы: "Мебилированные комнаты Королева", "Говорящий немой", "На пороге великих событий", "Линия Брунгильды", "Новый дом", "Сорванец". Из-за того, что "воскресники" были нерегулярными, интерес к ним постепенно затухал и драматический кружок был ликвидирован.
40. Десятилетие Товарищества Нарвский русский театр.
Три этапа становления пережил Нарвский русский театр. При антрепренере А.Г. Пальм в 1919 году театр открыл занавес. Два года просуществовала антреприза. Несколько лет руководили театром его ведущие актеры: А.А.Жукова, Н.А. Волконская, А.В. Чарский, В.Н. Владимиров.
Созданию осенью 1929 года Товарищества Нарвский русский театр предшествовала большая организационная работа, в которую включились депутаты Нарвской городской Думы (русская фракция), Русский Национальный Союз, Нарвское русское общественное собрание и другие русские организации.
"... В нашей русской жизни, - писала в передовой статье газета "Старый Нарвский листок", - скромной явлениями подлинной культурности и стремлениями к высокому и прекрасному, возникновение Товарищества Нарвский русский театр событие большой важности. Жизнь города нельзя представить себе без театра. Работа его должна будет идти по пути славных традиций русского сценического искусства. Совершая большое культурное дело, театр станет родным домом для русской молодежи, воспитывая её идейно и благородно мыслящей"...
Праздник начала деятельности Товарищества Нарвский русский театр состоялся 21 ноября 1929 года показом красочной боярской пьесы Шпажинского "Чародейка" в декорациях художника К.М. Каравайкова, с участием хора под управлением И.Ф. Архангельского.
Труппа театра пополнилась молодежью из числа способных любителей, выступавших в "Святогорских" "воскресниках" и участников "часов отдыха" в Ивангородском пожарном обществе.
Кадровыми актерами и работниками Товарищества Нарвский русский театр стали: хормейстер - И.Ф. Архангельский, художник - К.М. Коровайков, балетмейстер - Э.А. Кочнева, музыкальный руководитель - Н. Шварц, суфлер - З.Н. Петрова, помощник режиссера - В.С. Петров. Режиссеры - А.В. Чарский, А.А. Гарин, А.И. Круглов. Актеры - А. Жукова, А.М. Скаржинская, Е.А. Люсина, Н.А. Карташова, В.И. Свободина, Е.К. Вережникова, О.А. Бихеле, Е.А. Морская, О.А. Григорьева, Н.А. Шварц-Чарская, И.М. Рожанская, Э.Ф. Эльская, А.А. Тинская, Б.В. Христофоров, Н.В. Белгородский, В.Р. Дембровский, В.И. Зимин, Н.И. Каубиш, Р. Мюллен-Лерский, А.И. Михаилов, К.М. Лукьянов.
В пору создания Товарищества Нарвский русский театр я работал театральным инструктором в Причудье и потому, естественно, мог только в редких случаях играть в спектаклях театр и то только эпизодические роли. В трех пьесах мне удалось сыграть: в пьесе Арцыбашева "Ревность" я сыграл роль Семен Семеновича, в пьесах Гоголя "Ревизор" - роль Бобчинского и "Вий" - роль Янкеля.
Театр не оставался в долгу перед нарвской русской общественностью. Он ежегодно весной, в отмечаемые русским национальным меньшинством "Дни русского просвещения", ставил на своей сцене образцы русской классической драматургии: "Борис Годунов" - Пушкина, "Плоды просвещения" - Толстого, "Дворянское гнезда" - Тургенева, "Царь Федор Иоаннович" - А. Толстого, "Гроза" - Островского.
"... Посеянные русским театром семена просвещения, - писала таллиннская русская газета "Вести дня" по случаю 5-летия существования Товарищества Нарвский русский театр, - дали уже свои всходы. Тот факт, что в Нарвской городской русской библиотеке увеличился спрос на произведения русских классиков, нашедших себе отражение на местной сцене, небезынтересен и заслуживает быть отмеченным. Наше молодое поколение нуждается в ознакомлении с прошлым и надо приветствовать каждое стремление дать на сцене подлинный образ исторической правды. Театру приходится затрачивать крупные суммы на осуществление сложных постановок и часто расходы превышают самыфе полные сборы, что говорит за то, что цели, преследуемые театром прежде всего культурно-просветительные..."
В дни празднования 10-летнего юбилея театра в 1939 году были подведены итоги его полезной деятельности. За десять лет театр поставил 102 премьеры, сыграв 139 спектаклей.
Русская классическая драматургия занимала доминирующее место в постановках театра. На его сцене были поставлены: "Ревизор", "Ночь перед Рождеством", "Тарас Бульба", "Вий", - Гоголя; "Дворянское гнездо", "Месяц в деревне", "Нахлебник" - Тургенева; " Смерть Грозного", "Царь Федор Иоаннович" - А.Толстого; "Гроза", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты и поклонники", "Василиса Меленьтева" - Островского; "Обломов", "Обрыв" - Гончарова; "Преступление и наказание", "Идиот" - Достоевского; "Плоды просвещения", "Живой труп", "Анна Каренина" - Л. Толстого; "Вишневый сад", "Три сестры", "Дядя Ваня" - Чехова; "На дне" - Горького. Игрались советские пьесы: "Слава", "Чужой ребенок", "Ночной смотр", "Банкир", "Чудесный сплав". Произведения дореволюционных авторов, как русских, так и зарубежных драматургов, а также современные пьесы: "О княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне" - Буренина; "Кулисы", "Девушка с фиалками", "Флавия Теснини" - Щепкина-Куперника; "Ревность" - Арцибашева; "Ведьмаг" - Уэллса; "Шейлок" - Шекспира; "Хозяйка гостиницы" - Гальдони; "Казнь" - Ге; "Камо грядеше" - Сенкевича; "Момент судьбы" - Теффи; "Люди на льдине" - Вернера; "Домовой" - Вильде; "Цена жизни" - Намировича- Данченко; "Мистер Ву" - Оуэна; "Сплошная ложь" - Шнейкарта; "Дни нашей жизни", "Анфиса" - Андреева; "Король Дагобер" - Ривуара; "Пропущенный урок" -Бекеффи; "Измена", "Старый закал", "Цепи" - Суматова; "Прекрасная идея тетушки Ольги" - Прерадовича; "Тайфун" - Ленгеля; "Золотая клетка" - Острожского; "Девичий переполох" - Крылова; "Поташ и перламутр" - Глясса; "Темное пятно" - Кедельберга; "Вера Мирцева", "Благодать" - Урванцева; "Голубой конверт" - Деваля; "Бедная, как церковная мышь", "Женщина лжет" - Федора; "Фанни" - Паниоля; "Русская свадьба" - Сухонина; "Жар-птица" - Трахтенберга; "Бабушка" - Кайэ; "Хрущевские помещики" - Федотова; "Царская невеста" - Мея; "Я победил кризис" - Вальпуриса; "Холопы" - Гнедича; "Счастливый брак" - Триггера; "Женщина и изумруд" - Иенкинса; "Старый Гейдельберг" - Мейера; "В горах Кавказа" - Щеглова; "Школа налогоплательщиков" - Вернейля; "Как они забавлялись" - Манцанилова; "Мистер Догт" - Соммерсет Моэма и другие.
С ликвидацией буржуазного строя Эстонии изменилось лицо русского театра. Он стал именоваться в Нарве Народным театром. Почти все актеры остались на своих местах. Обновился репертуар. В основном, игрались пьесы только советских авторов, но не забывалась и русская классика, отражавшая тяжелую долю простого народа. В состав труппы влилась молодежь, деятели Принаровских просветительных обществ: Н. Закорюкин (Долгая Нива), А. Минин (Криуши), И. Фаронов (Переволок) и другие.
Вторжение немецких оккупантов в Нарву закрыло двери Русского - Народного театра. Часть актеров эвакуировалась вглубь Советского Союза, часть осталась в оккупации. Здание театра "Выйтлея" сгорело.
В урагане войны и после неё ушли из жизни: А.А. Жукова, А.В. Чарский, А.А. Гарин, Е.А. Люсина, О.А.Григорьева, П.А. Карташев, А.И. Круглов-Тригорин, Н.А. Карташева, В.В. Христофоров, А.А. Тинская, Э.Ф. Эльская, Н. В Белгородский, В.И. Зимин, В.И. Римский, Н.А. Шварц, А.И. Михаилов, К.М. Коровайков, В.С. Петров, А.Г. Пальм, А.М. Скаржинская, А. Вереха, К. Кузьмин, Ф. Лебедев.
Вечная память бескорыстным труженикам русского драматического искусства, в течении многих лет даривших нарвитянам радость подлинной культуры.
5
Связаться с программистом сайта.