Разумов Илья Кимович
Синхронистический механизм исполнения безумных желаний

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Разумов Илья Кимович (ilya.k.razumoff@gmail.com)
  • Размещен: 14/12/2018, изменен: 16/12/2018. 61k. Статистика.
  • Статья: Психология
  • Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Синхронистические смысловые порядки рассматриваются в рамках нумерологической системы русского алфавита Клариты Арта, для которой, в согласии с основным требованием Юнга, физически обусловленные закономерности невозможны. Динамика накопления статистического материала демонстрирует необычные особенности, на которые обращал внимание К.Г.Юнг (подтверждение "странных" гипотез на первых выборках, усиление наблюдаемого эффекта за счет случайных ошибок, неясный статус окончательного результата в отношении генеральной совокупности в силу необходимости аномально большой выборки). По мнению автора, интерпретация этих наблюдений может предполагать наличие нефизических причин, что отличается от юнговской интерпретации (непричинное смысловое упорядочение).


  •    Введение.
       В 1952 году известный психиатр К.Г.Юнг опубликовал статью "Синхронистичность - непричинный связующий принцип", где была высказана идея о том, что события в мире могут упорядочиваться по смыслу в отсутствие каких-либо причин. При этом, с одной стороны, Юнг подверг критике ранее существовавшие философские вгляды, например Шопенгауэра, который видел причину аномальной смысловой упорядоченности событий в божественной воле, действовавшей при Сотворении Мира. С другой стороны, он опирался на новый эмпирический материал, в частности, на эксперименты Дж.Рейна по угадыванию номеров карт и игральных костей, где был установлен эффект передачи информации, независимо от расстояния, с опережением по времени. Юнг заключил, что такие эффекты принципиально противоречат физике из-за отсутствия любых мыслимых физических механизмов передачи информации. Поскольку все же достоверность этих экспериментов не вызывает сомнений, речь могла бы идти скорее о психической относительности времени и пространства. Обосновывая далее свою идею о существовании непричинных смысловых связей, Юнг обращается к статистике смысловых порядков, которые по его мнению, не могут быть обусловлены никакими физическими причинами. Выбор Юнга остановился на астрологии, которая противоречит известным физическим законам. Рассмотрев выборку гороскопов супружеских пар, Юнг обнаружил странные закономерности, которые как бы подтверждали классическую астрологию; вероятность случайной реализации этих закономерностей была ничтожно мала. Из этого исследования осталось не вполне ясным, можно ли в какой-то степени отнести свойства найденных закономерностей к генеральной совокупности, или они были проявлены только в конкретном эксперименте Юнга, на правах редкой случайности. Сам Юнг склонился именно ко второму объяснению, и интерпретировал наблюдаемую редкую случайность как событие непричинной (синхронистической) природы.
       Исследование Юнга остается дискуссионным как в методическом, так и в философском плане. Во-первых, астрологические закономерности, вообще говоря, не обязаны являться синхронистическими (непричинными) по Юнгу, поскольку они могут быть обусловлены действием неизвестных физических факторов. Во-вторых, из статьи Юнга неясно, насколько надежно опровергнуты эти астрологические гипотезы для крупных выборок, т.е. следует ли говорить о подтверждении объективных астрологических законов для генеральной совокупности супружеских пар, или только о загадочном подтверждении желаний самого Юнга в рамках его собственной уникальной небольшой выборки (как и полагает он сам). В-третьих, до сего дня остается неясным, насколько стабилен этот эффект, т.е. как часто обнаруживаются подобные статистические аномалии другими исследователями. Наконец, сам тезис о непричинной самоорганизации событий состоит из двух утверждений: (1) в природе возникают смысловые порядки явно нефизического происхождения; (2) происхождение этих смысловых порядков не имеет причины. Первая мысль, будучи подкреплена статистикой и авторитетом известного ученого, производит сильное впечатление. Однако вторая мысль, по духу близкая агностицизму, основательно конфликтует с научным мировоззрением, с повседневным, и даже с религиозным опытом, хотя Юнг и пытается обнаружить ее истоки в даосизме и квантовой механике.
       Одной из "странных" наук, которая конкурирует с астрологией по отсутствию физического обоснования, является нумерология в ее многочисленных разновидностях (включая различные варианты гематрии). В силу сказанного выше, именно отсутствие мыслимых физических оснований позволяет нам рассматривать нумерологические гипотезы на предмет проверки явления синхронистичности, причем результат такого исследования должен быть концептуально более ясным, чем астрологический эксперимент, допускающий двойственную интерпретацию.
       В 2017 году Кларита Арта, автор книги "Эстафета да Винчи", предложила новую нумерологическую систему для русского алфавита. В этой системе алфавит раскладывается на 8 столбиков (при этом отождествляются буквы "е" и "ё"), и каждой букве приписывается натуральное число от 1 до 8 (так называемый "цвет"). Для каждого слова русского языка может быть вычислен его "цвет" путем суммирования "цветов" составляющих его букв с последующим взятием остатка от деления на 8 (см. Рис.1). Если имеет место целочисленное деление на 8, остаток принимается равным 8.
       Сначала опишу свою мотивацию, некоторые предварительные наблюдения, подтолкнувшие меня развернуть полноценное статистическое исследование. Затем будет дан анализ некоторых "странных" закономерностей для супружеских пар, в основных чертах подобный юнговскому астрологическому эксперименту. В заключительной части статьи обсуждаются наблюдаемые статистические аномалии.
      

    0x01 graphic

    Рис.1. Матрица русского языка в нумерологической системе Клариты Арта.

       Аномальные смысловые порядки: предварительный анализ.
       Корреляция "цвета" слов связанных по смыслу.
       Эта идея была озвучена в пионерском исследовании Клариты Арта, где представлены три найденных смысловых группы слов ("Родина", "Смерть" и "Мед"). Ниже они дополнены результатами моих наблюдений.
       Группа "Праздник" ("красный цвет", С=1): "праздник, салют, фейерверк, концерт, гуляние, выходные". Отметим: праздники действительно называют "красными днями календаря".
       Группа "Космос" ("оранжевый цвет", С=2): "космос, Вселенная, звезды, космодром, Байконур, Гагарин, челнок, зонд, космонавтика". Это примечательно: фраза "Гагарин отправился в космос с космодрома Байконур" содержит четыре имени существительных одного "цвета" (C=2).
       Группа "Война" ("желтый цвет", С=3): "война, кровь, бой, взрыв, драка, террор, испуг". Хотя ассоциация с желтым цветом кажется странной, само число 3 традиционно связывается с планетой Марс, "ответственной" за войну.
       Группа "Еда" ("зеленый цвет", С=4): "пища, еда, завтрак, обед, фуршет, нож, вилка, колбаса". Большинство ключевых слов, связанных с едой, приводит к "зеленому" цвету.
       Группа "Родина" ("голубой цвет", C=5): "галактика, планета, Россия, Родина, Москва". Ключевые слова, обозначающие наше местопребывание на различном масштабном уровне, имеют одинаковый "цвет" (C=5). При этом Землю действительно называют голубой планетой, а поэт С.Есенин видел Россию в голубых тонах.
       Группа "Смерть" ("синий цвет", C=6): "болезнь, гибель, смерть, гроб, похороны, могила, крематорий, некролог". Обратим внимание на полноту выборки: сюда действительно вошло большинство слов, связанных с обозначенной темой.
       Группа "Совершенство" ("фиолетовый цвет", С=7): "совершенство, завершенность, андрогин, спектр, переход". Число 7 действительно используют в качестве символа совершенства и завершенности (семь ветвей меноры, семь печатей Апокалипсиса, семь дней недели и т.п.). Завершающий аркан таро носит название "совершенство" и содержит изображение андрогина.
       Группа "Хаос" ("цвет маджента", С=8): "ничего, прах, хаос, ворох, куча". В восьмеричной системе Клариты Арта число 8 выполняет функцию нуля, потому что любой "цвет" остается самим собой при сложении со "цветом" 8. Это наблюдение хорошо согласуется с найденной смысловой группой. Но это не единственная смысловая возможность (как и для всех остальных групп). Первоначально Кларита Арта обнаружила для цвета "маджента" группу "Мёд": мёд, улей, соты, взяток, запасы, энергия, сила, - которая кажется менее фундаментальной по смыслу. Также надо упомянуть библейское определение Бога: "Я (8) есть (8) Альфа-и-Омега (8)" (Откр.1:8). К числу 8 приводят также слова Аллах, Иисус Христос, Святой Дух. В христианской символике число 8 традиционно ассоциируется со Христом, символизируя выход за пределы физически возможного.
      
       Правило переходов.
       Рассмотрим "цвета" фамилий первых лиц российского и советского государства с начала XX века, а также некоторых претендентов:
       Романов (6) - Керенский (6) - Ленин (7) - Троцкий (8) - Сталин (1) - Берия (2) -
       Маленков (3) - Хрущев (6) - Брежнев (7) - [...] - Горбачев (8)-
       Ельцин (5) - Путин (6) - Медведев (7) - Навальный (8)
       Обнаруживается замечательная закономерность: в большинстве случаев первые лица государства сменяют друг друга в порядке возрастания "цвета" их фамилий на единицу. При этом в переломные моменты истории появляются политики с фамилиями "цвета" маджента (8). Фамилия основателя советского государства "Ленин" (7) соответствует как аббревиатуре "СССР" (7), так и полному названию "Союз Советских Социалистических Республик" (7). После Ленина (7) наблюдается разрыв цепочки, когда в качестве первого лица государства вместо ожидаемого Троцкого (8) появляется сразу Сталин (1). В связи с этим вспоминается "Завещание Ленина", где вождь мирового пролетариата отдает предпочтение скорее Троцкому, нежели Сталину. Далее цепочку образуют "Хрущев (6) - Брежнев (7) - [...]- Горбачев (8)". На практике между ними вклинились Андропов (3) и Черненко (6), не соответствующие ожидаемому порядку, однако срок их правления был коротким ("пятилетка больших похорон"). Последний правитель СССР, Горбачев (8), закономерно имеет "цвет" конца цикла (8), его правление заканчивается крахом государства. Новое государство называется "Россия" (5) или "Российская Федерация" (5), оба названия снова имеют одинаковый цвет, совпадающий с "цветом" фамилии основателя государства, "Ельцин" (5). Последовательная цепочка "Ельцин (5) - Путин (6) - Медведев (7) - Навальный (8)", предвещает возможный кризис государственности после Медведева. Однако на практике "колесо истории" повернулось вспять, оказавшись в противоречии с остальным миром.
       Трудно поверить, что описанная закономерность возникла в результате скопления случайных совпадений. Если все же, не обращая внимание на отсутствие видимых физических причин, допустить неслучайное происхождение этой закономерности, тогда казалось бы "правило переходов" должно наблюдаться во множестве других ситуаций. И действительно, попытка альтернативной проверки привела к положительному результату. Я решил рассмотреть известную китайскую мудрость: "Влечение ума порождает уважение, влечение души порождает дружбу, влечение тела порождает желание. Соединение трех влечений порождает любовь". В этой мудрости я заменил слово "желание" более ясным словом "секс", потому что наверное это и имелось ввиду. Рассчитывая "цвета" характерных слов, получаем: "Влечение ума (1) порождает уважение (2), влечение души (3) порождает дружбу (4), влечение тела (4) порождает секс (5). Соединение трех влечений порождает любовь (4)". Здесь не только слова расположены в порядке возрастания "цветов", но и действие обозначенное термином "порождает" во всех названных случаях соответствует увеличению "цвета" на единицу. Более того, названная в итоге сумма оказывается правильной. Действительно, "уважение" (2) + "дружба" (4) + "секс" (5) = 3, и согласно предыдущей логике этой фразы, число 3 действительно порождает "любовь" (4), потому что термин "порождает" всюду ранее соответствовал увеличению предыдущего "цвета" на единицу.
       Разумеется после этого я проверил "правило переходов" для большого списка пословиц и поговорок, однако результат не может быть формализован числом, и следовательно, не говорит ничего нового. Обширная подборка цитат оказалась бы либо тенденциозной, либо бесполезным загромождением текста. Поэтому приведу лишь несколько примеров, которые мне показались забавными.
       "Не ставь неприятеля (8) овцой (2), ставь его волком (1)". Фраза констатирует, что после "цвета" 8 в нумерологической системе должен следовать "цвет" 1, а не 2.
       "У врага (1) ищи камень (2) за пазухой". Фраза констатирует, что после 1 следует 2.
       "Враг (1) что волк (1), без зубов (2) не бывает". Аналогия с предыдущей фразой.
       "Волком (1) родясь, лисицей (8) не бывать". Запрет обратного перехода, от 1 к 8.
       "Близ границы (5) не строй светлицу (3), строй башенку (4)". Запрет перехода скачком через позицию (случай Сталина).
       "Золото (4) огнем (5) искушается, а человек (5) напастями (6)". Искушение переходом на единицу вперед.
       "Один (3) и камень (2) не поднимешь, а миром (7) и город (8) передвинешь". Запрет перехода назад (от Медведева к Путину), и разрешение перехода вперед.
       "Мы с тобой как рыба (8) с водой (8)". Идея качественного родства.
      
       Правило дополнения до целого / нуля.
       В какой-то момент исследования мне показалось, что "цвета" противоположных либо дополняющих друг друга по смыслу слов в сумме зачастую приводят к "цвету" 8. Например, старт(2) + финиш(6), начало(3) + конец(5), день(6) + ночь(2), свет(6) + мрак(2), рассвет(2) + сумерки(6), радость(8) + тоска(8), любовь(4) + ненависть(1) + равнодушие(3), здоровье(2) + болезнь(6), религия(1) + наука(7), суша(8) + вода(8), женитьба(7) + развод(1). Однако, проверка этой гипотезы для 164 пар антонимов привела к отрицательному результату. Также не подвердилась и гипотеза, что слова-синонимы имеют одинаковый "цвет" чаще обычного. Тем не менее, у меня сохранилось субъективное впечатление, что возможно "правило дополнения" выполнилось для наиболее распространенных, либо для наиболее значимых слов, потому что положительный результат возник поначалу для слов, записанных в процессе свободного поиска, в то время как к отрицательному результату затем привели слова, полученные "механическим" путем (из словарей).
       Общая особенность всех приведенных выше закономерностей состоит в том, что для них не представляется возможным определить вероятность случайной реализации, и следовательно, невозможно дать объективную оценку наблюдаемому феномену. Русский язык допускает огромное многообразие смысловых конструкций. Наблюдаемая корреляция в отдельно взятых паттернах со "цветами" нумерологической системы может оказаться всего лишь иллюзией, которая обусловлена тем фактом, что мы не показываем читателю неудачные реализации. В частности, странные закономерности касаются прежде всего цифровых порядков, в то время как обозначение этих цифр "цветами" остается условностью, смысл которой на данный момент не обнаруживается. Например, мы упомянули, что поэт Есенин видел Россию(5) "голубой", однако не сказали читателю, что "кровь" получается желтой, "морковь" фиолетовой, "золото" зеленым, "трава" оранжевой, "молоко" красным и т.д.
       Даже если предположить, что мы рассматриваем совокупность наиболее значимых смысловых паттернов (что весьма сомнительно), степень значимости не формализуется в виде числа, и поэтому остается субъективной. Интуитивно кажется, что "странные" цифровые порядки аномально часто возникают при ручной выборке, при свободном полете фантазии. В этом случае довольно быстро складывается впечатление, что методика Клариты Арта аномально работоспособна, вопреки физическим ожиданиям и здравому смыслу. Это подогревает наш интерес и побуждает к дальнейшему поиску. Однако попытки формализации поиска с использованием специальных словарей синонимов, антонимов, пословиц и поговорок и т.д. (которые не были здесь описаны) приводили обычно к незначительному, либо практически к нулевому результату.
        
       Фактор дополнительности имен и дат при образовании супружеских пар.
       Из наблюдения "день(6)+ночь(2)=8, свет(6)+мрак(2)=8, рассвет(2)+сумерки(6)=8" - у меня возникла гипотеза, что аналогичным образом могут дополнять друг друга имена в супружеских парах. В этом случае можно собрать большой статистический материал, и провести достаточно строгий анализ феномена. Поскольку у меня не было доступа к базам данных ЗАГСов, я решил пользоваться данными из открытых источников.
       Выборка 1. Сначала я нашел список знаменитостей по запросу в google "знаменитые люди умершие в 2018 году", и выбрал из него тех знаменитых людей, для которых удалось установить имя супруга. Если в течение жизни у человека было несколько брачных союзов, я выбирал пару случайным образом. В результате у меня возник список из 25 супружеских пар, для которых я вычислил "цвет" по правилу S= Цвет(Фамилия1+Имя1) + Цвет(Фамилия2+Имя2). В этом списке максимум распределения (8 случаев) оказался при S=8, что вполне соответствовало "желаемому рузультату". Вероятность случайной реализации такого события (то есть 8 или более случаев при S=8 из возможных 25) оценивается как P=1%. Однако, последующая проверка показала, что в список случайно попали две лишние пары, "Владимир Ляхов (1) + Нина Мазаева (7)" и "Владимир Войнович (2) + Юлия Пессина (6)". В первом случае я перепутал космонавта Владимира Ляхова (1941-2018) с артистом Владимиром Ляховым (1919-1990). Во втором случае, Юлия Пессина была не женой, а только подругой писателя Владимира Войновича, которая первой сообщила о его смерти. Обе пары дают "желаемый результат" S=8, так что при их удалении из списка происходит существенный проигрыш вероятности. Я подробно описываю эту странность, потому что она в точности соответствует фразе Юнга: "Все ошибки имеют тенденцию преувеличивать результаты [...] и усиливают подозрение насчет жульни-чества и подтасовки фактов". С другой стороны, ограничение в моей выборке 2018 годом было вполне условным, поэтому по крайней мере пара "Владимир Ляхов (1) + Нина Мазаева (7)" имела для меня такой же убедительный вес, как и остальные пары. Конечно, случайное событие все таки может произойти с вероятностью P=1%, в то время как гипотеза о дополнительности имен супругов слишком "безумна", чтобы с ней можно было бы согласиться на основании этого результата. Тем не менее, результат показался мне достаточно любопытным для того, чтобы увеличить выборку, в надежде, что наличие странной закономерности подтвердится снижением величины P.
       Выборка 2. В этот момент Кларита Арта, которую я держал в курсе своих экспериментов, заметила что имело бы смысл проверить не только имена, но и даты рождения супругов, путем аналогичного суммирования с редукцией до одной цифры. На мой вопрос, следует ли в этом случае вычислять остаток от деления суммы цифр на 8 или на 9, автор методики развела руками. Временно отложив окончательное решение вопроса с именами супругов, я занялся проверкой новых гипотез.
       Выборка 2а составленная из 39 супружеских пар, при вычислении остатка от деления суммы цифр дат рождения супругов на 8, продемонстрировала максимум при S=8, т.е. при делении нацело (см. Таблицу 1), как и ожидала Кларита Арта, с оценкой вероятности случайной реализации P=6%. Более того, в случае деления суммы цифр дат рождения супругов на число 9 максимум распределения сместился на S=9. Таким образом, в Выборке 2а не удалось опровергнуть ни одну из двух высказанных гипотез Клариты Арта. Следовательно, как и в случае гипотезы о дополнительности имен, возник вывод о необходимости увеличивать размер выборки.
       Выборка 2б, также составленная из 39 супружеских пар, при вычислении остатка от деления сумм цифр дат рождения на 8 снова продемонстрировала максимум при S=8, но заметно меньшей амплитуды. При вычислении же остатка от деления на 9, обнаружился заметный провал распределения при S=9. Таким образом вторая гипотеза была закрыта. Однако для проверки первой гипотезы снова потребовалось увеличить размер выборки.
       Выборка 2в, также составленная из 39 супружеских пар, при вычислении остатка от деления сумм цифр дат рождения на 8, продемонстрировала слабый отрицательный результат (4 реализации при S=8 вместо ожидаемых 5 при равномерном распределении).
       Выборка 2г, составленная аналогичным образом, также продемонстрировала слабый отрицательный результат, аналогичный выборке 2в, после чего гипотеза о дополнительности дат рождения в супружеских парах, по-видимому, может быть отброшена. Возможно, читатель удивлен, зачем я подробно описываю анализ априорно странных и в итоге неподтвержденных гипотез. Однако я хочу показать динамику процесса накопления статистики, которая на мой взгляд, имеет свою устойчивую аномалию, и будет обсуждаться далее.
       Выборка 3. Убедившись в несостоятельности гипотез о датах рождения супругов, я вернулся к гипотезе о дополнительности имен в супружеских парах. Объединив выборки 2а,2б,2в,2г, я получил объединенную Выборку 3, состоящую из 156 супружеских пар, и рассчитал для них суммарный "цвет" имен. В результате возникло распределение с ярко выраженным максимумом при S=8 (см. Таблицу 1). Вероятность случайной реализации такого отклонения от равномерного распределения снова оценивается P=1%, как и ранее для Выборки 1. Здесь необходимо отметить, что при наличии закономерности в генеральной совокупности наиболее ожидаемый эффект от увеличения размера выборки должен был бы сводиться к уменьшению величины P. Напротив, в отсутствие закономерности, ожидаемый эффект должен был бы сводиться к повышению величины P, и соответственно к закрытию исходной гипотезы. Вместо этого, мы получили, что при увеличении размера выборки величина P в точности сохранилась, иначе говоря, произошло "зависание" в состоянии "ожидания чуда": степень нашей уверенности в существовании "фактора дополнительности имен" по результатам анализа этой выборки осталась на прежнем уровне, т.е. 99%.
       Между прочим, у меня возникли сомнения, применимы ли при анализе этих выборок представления о равномерном распределении величины S для случайных перестановок супругов в парах. Однако проведенный численный эксперимент показал, что такой исходной неравномерностью, если она имеется, можно практически пренебречь при оценке P. Для контроля этой проблемы, здесь и далее, я оценивал величину P как из гипотезы о равномерном распределении имен по 'цвету', так и с помощью генерации на компьютере 100 000 выборок путем случайных перестановок супругов между парами. Во всех случаях две оценки вероятности практически не различаются.
       Вывод по результатам анализа Выборки 3 состоит в том, что гипотеза о наличии "фактора дополнительности имен супругов" на основании этих данных не может быть ни подтверждена, ни опровергнута. Необходимо снова увеличивать размер выборки.
      

    0x01 graphic

    Таблица 1. Распределение величины S для различных выборок.

      
       Выборка 4. Была составлена еще одна выборка из 156 супружеских пар. Надо отметить, что методика ее построения изменилась. Предыдущие выборки строились в основном по запросам в google "знаменитости умершие в таком-то году", и гораздо реже фамилии брались с сайта "Актеры советского кино". В новой выборке использовался в основном сайт "Актеры советского кино". Выборка снова продемонстрировала максимум при S=8, однако его амплитуда оказалась небольшой. Объединяя Выборку 3 и Выборку 4, получаем большую выборку из 312 пар, в которой суммарный "цвет" S=8 для имен супружеской пары реализуется в 53 случаях. Вероятность случайной реализации такого события снова оценивается P=1%. Такое необычное сохранение величины P (уже третий раз!) обеспечивается cнижением доли удачных реализаций при увеличении размера выборки, 8/25 > 30/156 > 53/312. Иначе говоря, действие гипотетического "фактора дополнительности имен" на генеральную совокупность супружеских пар с каждой новой выборкой переоценивается в сторону ослабления, но весьма странным и неожиданным образом, сохраняющим степень моей уверенности в наличии самого феномена, как будто эта степень уверенности (99%) и является основным ключом к разгадке феномена. Но казалось бы, "степень уверенности" - это не объективный физический, а полностью субъективный фактор, зависящий, например, о моего решения, сделать выборку того или иного размера.
       Впрочем, можно дать более изощренную оценку вероятностей (которая пришла мне на ум уже после окончания эксперимента), вычислив вероятность совместной случайной реализации S=8 не реже наблюдаемых значений по трем выборкам (1,3,4), не объединяя эти выборки между собой, а удалив из выборки 3 дублирование с выборкой 1, и затем перемножив соответствующие вероятности P по трем выборкам между собой, а также на поправочный коэффициент 3! (число возможных перестановок выборок). В этом случае величина P, характеризующая эксперимент в целом, оценивается как 0.1%. Иначе говоря, степень нашей уверенности в наличии неслучайной закономерности достигает 99.9%. Выигрыш вероятности достигается в этом случае за счет регулярности статистической аномалии (в каждой из трех независимых выборок максимум распределения приходится на S=8).
       Таким образом, ситуация выглядит парадоксальной. Вывод же остается прежним, необходимо далее увеличивать размер выборки.
      
       Выборка 5. Я предположил, что ослабление результата в выборке 4 по сравнению с выборкой 3 связано, возможно, с тем обстоятельством, что в нее вошли менее знаменитые люди. Поэтому я составил новую выборку (100 пар) таким образом, чтобы по крайней мере один из супругов был максимально известен. Сюда вошли первые лица государства, крупнейшие военачальники, знаменитые композиторы и певцы советского времени и т.д. Однако впервые с начала эксперимента результат оказался отрицательным. При объединении этих данных с выборками 3 и 4, получаем вероятность случайной реализации P=6%, т.е. ранее наблюдаемый эффект почти потерян (обычно именно вероятность случайной реализации 1% является для меня тем порогом, начиная с которого я обращаю внимание на необычные совпадения). Возможно, стоит отметить, что эта выборка была составлена в дурном расположении духа, потому что люди с которыми я делился предыдущими наблюдениями, в грубой форме высказали подозрение в подтасовке фактов.
      
       Выборка 6. Неправильно завершать статистическое исследование в момент достижения наихудшего результата. Правильнее сделать контрольную выборку. Новая выборка была собрана по спискам Википедии известных людей умерших в 2010 и 2018 годах и их супругов (111 пар). И снова максимум распределения оказался при S=8, но с весьма незначительной амплитудой. При объединении всех доступных данных по выборкам 3-6 вероятность случайной реализации составила 4%. Учитывая общую динамику при анализе выборок имен, а также ее качественное сходство с динамикой при анализе выборок дат рождений, можно предположить, что эффект "дополнительности имен по цвету" все таки не распространяется на генеральную совокупность супружеских пар. В то же время, опровергнуть "безумную" гипотезу так и не удалось, потому что, как минимум, для этого необходима аномально большая выборка.
      
       Механизм исполнения безумных желаний.
       Таким образом, в ходе эксперимента было проверено несколько "безумных" гипотез, противоречащих как здравому смыслу, так и базовым принципам современной физики: (1) дополнительность имен супругов до "восьмого цвета" в нумерологической системе русского алфавита Клариты Арта, (2) кратность суммы цифр дат рождения супругов числу 8, (3) кратность суммы цифр дат рождения супругов числу 9. Всюду наблюдалась одинаковая тенденция. "Безумная" гипотеза подтверждается на первых выборках с достаточно малой вероятностью случайной реализации (например, P=1%). Следующие выборки демонстрируют нейтральный результат - величина P остается неизменной, и мы "зависаем" в состоянии "ожидания чуда". Наконец, при длительном продолжении эксперимента достигается "разумный" отрицательный результат, и мы начинаем полностью либо частично терять баллы, набранные в поддержку "безумной" гипотезы. Дольше всего сохраняются наиболее важные для нас гипотезы, в которые мы больше верим. В целом это приводит к тому, что для опровержения "безумных" гипотез требуются аномально большие выборки. На фоне последних выборок первые результаты выглядят как банальная подгонка, хотя на самом деле подгонки нет.
       Зависимость полученного результата от порядкового номера выборки и ее размера ясно показывает, что наблюдаемый эффект связан не столько с генеральной совокупностью супружеских пар, сколько с самим экспериментатором. Предположим, что существует огромное множество равноправных способов проверить гипотезу о "дополнительности имен". В таком случае нет ничего удивительного, если на этом огромном множестве существует и такой способ, который приводит к "желаемому" результату - например, сделать выборку знаменитостей умерших за последние годы. Удивителен лишь тот факт, что у меня сразу же возникает мысль сделать первую выборку именно таким способом, который приводит к нужному результату. Поскольку сам я никак не мог знать заранее, каким окажется результат, отсюда следует, что источник мысли находился вовне. Это объяснение не покажется таким уж странным, если допустить эффективность гадательных практик (в том числе И Цзин), где результат гадания в конечном счете определяется действиями человека, совершаемыми бессознательно. Однако есть серьезное возражение против этого объяснения: на самом деле имеется не так уж много равноправных альтернативных способов собрать информацию. Найти в интернете список известных людей скончавшихся в последние годы, а также список известных киноактеров - это вероятно и есть наиболее простой из доступных способов сбора информации. Если согласиться с этим, тогда объяснить наблюдаемый эффект только лишь передачей информации по неизвестному каналу - становится уже невозможно, и наблюдаемое явление начинает приобретать объективные признаки. Таким образом, у нас возникает два конкурирующих объяснения, причем оба предполагают действие внешнего разумного фактора, - либо на желания экспериментатора, либо на его мысли и действия при реализации желаний.
       Первое объяснение состоит в том, что неизвестный внешний разумный фактор поддерживает ошибочные гипотезы, создавая в нашем сознании иллюзию их исполняемости. Иллюзия достигается в силу того, что внешний разумный фактор в значительной степени управляет нашими мыслями, организуя их таким образом, чтобы мир показался нам более близким к нашему ожиданию, чем он есть в действительности. Чтобы узнать каким является "объективный мир", необходимо преодолеть некоторый смысловой барьер. В нашем случае, это выразилось в необходимости создавать аномально большую выборку, чтобы опровергнуть "безумную" гипотезу, поскольку на малых выборках "безумная" гипотеза подтверждается. Наличие у экспериментатора как бы априорного знания об исходе эксперимента отмечалось и Юнгом. Как вариант возможного объяснения, это априорное знание может быть сведено к передаче информации через время, где "внешним разумным фактором" выступает сам экспериментатор из будущего, получающий удовлетворение от наблюдаемых совпадений. Если развивать далее эту мысль, можно предположить, что внешний разумный фактор искусственным образом поддерживает в сознании людей различные, противоречащие друг другу картины мира (религиозные, политические и т.п.), соответствующие их духовных запросам. Впрочем, на данный момент, у нас отсутствуют основания для таких утверждений: речь идет всего лишь об экстраполяции результатов нашего небольшого эксперимента.
       Второе объяснение состоит в том, что наблюдаемый эффект не является только иллюзией, существующей в сознании экспериментатора, а распространяется на некоторые свойства объективного внешнего мира, вместе с тем оставаясь привязанным к конкретному эксперименту. Это могло бы означать, что действием внешнего разумного фактора вдохновлена как исходная идея Клариты Арта (раскрасить русский алфавит в цвета радуги), так и наша деятельность по исследованию закономерностей этой нумерологической системы. В таком случае зарождение системы и ее исследование приобретает почти пророческие черты. Странные закономерности организуются внешней силой во внешнем мире, но в неразрывной связи с нашими расчетами, в чем-то уподобляясь "египетским казням", совершаемым при непосредственном участии Моисея. Впрочем, если Моисей имел ясные политические мотивы, то наша цель сводится главным образом к обнаружению и исследованию самого феномена.
       Хорошо видя эти альтернативы, Юнг тем не менее предлагает иное объяснение, согласно которому существует трансцендентальный смысл, проявляющийся без причины синхронно как во внешнем мире, так и в психике экспериментатора. Сначала Юнг обращает наше внимание, что в квантовой механике случайность занимает такое же фундаментальное место, как и причинность. Отсюда он заключает, что случайные события ничуть не менее важны, чем физически обусловленные, и определяет наблюдаемые загадочные эффекты как непричинные (или синхронистические) на том основании, что для них невозможно назвать, или даже просто предположить, физическую причину. Однако, отсутствие причин, по Юнгу, отнюдь не мешает событиям беспричинно упорядочиваться по смыслу. Истоки этой идеи Юнг обнаруживает в концепции китайского Дао, причем по мнению Юнга, само слово "Дао" может быть переведено как "Смысл". Также Юнг справедливо указывает, что квантовая механика отказалась от жесткого детерменизма и наглядного объяснительства, перейдя к описанию мира на языке вероятностей, к которому предъявляется основное требование - практическая работоспособность.
       Астрактные формулировки Юнга вызывают у меня некоторое сомнение в их приложении к конкретным случаям. Так тенденция к подтверждению ошибочных гипотез (которую отмечает сам Юнг) может иметь и некоторую причину, и даже конкретную цель, однако "самосуществующий смысл" в этом случае неясен. Также, если "странные" закономерности проявляются в объективном физическом мире (в качестве примера укажем на исторические паттерны, послужившие мотивацией для "новой хронологии" Фоменко и Носовского), тогда синхронность с психикой наблюдателя не обязательна. По-видимому, в философском плане остается неясным и вопрос о том, могут ли непричинные смысловые порядки преследовать какую-то цель, или же из-за отсутствия своего источника (т.е. причины) они возникают бесцельно.
       На мой взгляд, все таки с большим философским успехом можно было бы предположить, что причины бывают физическими (материальными, связанными с пространством, временем и передачей энергии) и нефизическими (нематериальными, например информационными). Синхронистические феномены непричинны только в физическом смысле, в то время нефизические причины этих феноменов все таки могут существовать. При этом для достижения согласия с современной физической картиной мира можно предположить, что нефизические причины, если они существуют, проявляют себя в момент раскрытия физических неопределенностей, т.е. в результате реализации физической случайности, которая принципиально неустранима как в рамках квантово-механической парадигмы, так и в точках бифуркаций пригожинского детерменированного хаоса. Кстати, вероятно, именно благодаря этому человек не является механическим автоматом, а управляет своим телом посредством свободной мысли.
       При написании этого раздела со мной в один день произошли два банальных по содержанию, но статистически редких события, которые кажется полезно прокомментировать в стиле Юнга.
       Проснувшись утром, я обнаружил часть своей квартиры затопленной. Физическая причина этого оказалась в том, что ночью в умывальнике протекала вода, в то время как у сифона проржавел винт, и он отделился от умывальника. Символика данного события показалась мне очевидной. Вода наполняет сосуд вследствие полноты источника, и сообразно конструкции сосуда. Если сосуд устроен разумно, это может быть благо; если же мы имеем несообразный сосуд, например с отверстием снизу, тогда получаем исполнение безумного желания (что кажется из ряда вон выходящим, и привлекает внимание). Вероятно, некоторые "безумные" смысловые порядки следует понимать в контексте этой метафоры.
       Второе событие заставило меня задуматься. Через интернет-приложение я вызвал такси, чтобы отправиться по своим делам, и в течение десяти минут с удивлением наблюдал на карте, как принявший заказ водитель движется в обратную сторону, т.е. удаляется от меня. Наконец, до меня дошло, что водитель движется не к месту посадки, а к месту назначения, но без меня. Поскольку на вызов по телефону водитель не отвечал, мне пришлось отменить заказ. В итоге я заключил, что в данном случае такси выступает в качестве "сосуда", а сам инцидент показывает, что некоторые сосуды, вопреки их желанию, нельзя наполнить в силу несообразности цели.
      
       Приложения.
       Выборка 1.
       Николай Караченцов (3)-Людмила Поргина (7), Иосиф Кобзон (1)-Вероника Круглова(7), Станислав Говорухин (6)- Юнона Карева(2), Олег Табаков(1)- Людмила Крылова(2), Людмила Сенчина(1)-Вячеслав Тимошин(7), Михаил Державин (8)- Екатерина Райкина (3), Нина Дорошина(3)- Олег Даль(4), Олег Анофриев(3)- Наталья Отливщикова(7), Владимир Ляхов (1) + Нина Мазаева (7), Леонид Квинихидзе(5) - Наталия Макарова(6), Александр Ведерников(6) -Майя Головня(5), Михаил Угаров(6)-Елена Гремина(7), Татьяна Карпова(3) - Константин Кулешов(2), Сергей Мавроди(4)- Елена Павлюченко(4), Вадим Мулерман(7) -Иветта Чернова(1), Кира Короткова(1) -Александр Муратов(5), Игорь Охлупин(6) - Наталья Вилькина(4), Наум Коржавин(5) -Валентина Голяк(1), Андрей Дементьев(7) - Анна Пугач(7), Изольда Мешкова(1) -Владимир Высоцкий(2), Владимир Войнович(2) - Юлия Пессина(6), Тамара Дягтерева(1) - Юрий Погребничко(8), Дмитрий Брусникин(4) - Марина Сычева(7), Эдуард Успенский(8) - Элеонора Филина(8), Роман Карцев(1) - Виктория Кассинская(8)
      
       Выборка 2а.
       Николай Караченцов (27.10.1944)-Людмила Поргина (24.11.1948), Иосиф Кобзон (11.09.1937) - Вероника Круглова (23.02.1940), Станислав Говорухин (29.03.1936) - Юнона Карева (07.07.1933), Олег Табаков (17.08.1935) - Людмила Крылова (02.10.1938), Людмила Сенчина (13.12.1950) - Вячеслав Тимошин (27.03.1929), Михаил Державин (15.06.1936) - Екатерина Райкина (15.04.1938), Нина Дорошина (03.12.1934) - Олег Даль (25.05.1941), Леонид Квинихидзе (21.12.1937) - Наталия Макарова (21.11.1940), Александр Ведерников (23.12.1927) - Майя Головня (22.07.1926), Михаил Угаров (23.01.1956) - Елена Гремина (20.11.1956), Татьяна Карпова (17.01.1916) - Сергей Майоров (18.07.1903), Сергей Мавроди (11.08.1955) - Елена Павлюченко (07.06.1969), Вадим Мулерман (18.08.1938) - Вероника Круглова (23.02.1940), Кира Короткова (05.11.1934) - Александр Муратов (21.04.1935), Игорь Охлупин (17.09.1938) - Наталья Вилькина (28.05.1945), Изольда Мешкова (22.01.1937) - Владимир Высоцкий (25.01.1938), Тамара Дегтярева (29.05.1944) - Юрий Погребничко (25.10.1939), Дмитрий Брусникин (17.11.1957) - Марина Сычева (09.02.1961), Эдуард Успенский (22.12.1937) - Элеонора Филина (28.04.1962), Роман Карцев (20.05.1939) - Виктория Кассинская (09.07.1949), Алексей Баталов (20.11.1928) - Гитана Леонтенко (18.08.1935), Вера Глаголева (31.01.1956) - Родион Нахапетов (21.01.1944), Георгий Тараторкин (11.01.1945) - Екатерина Маркова (18.11.1946), Дмитрий Марьянов (01.12.1969) - Ирина Лобачева (18.02.1973), Ирина Бунина (17.08.1939) - Николай Гриценко (24.07.1912), Кира Иванова (11.03.1919) - Арсений Головко (23.06.1906), Александра Завьялова (04.02.1936) - Дмитрий Бучкин (23.07.1927), Наталья Белогорцева (24.11.1938) - Владимир Крачковский (14.08.1923), Нина Архипова (01.05.1921) - Георгий Менглет (17.09.1912), Владимир Земляникин (27.10.1933) - Любовь Стриженова (06.08.1940), Владимир Зельдин (10.02.1915) - Иветта Капралова (25.03.1933), Жанна Фриске (08.07.1974) - Дмитрий Шепелев (25.01.1983), Майя Плисецкая (20.11.1925) - Марис Лиепа (27.07.1936), Анатолий Беляев (21.03.1931) - Элеонора Матвеева (01.12.1935), Валерия Киселева (07.02.1951) - Андрей Ургант (21.11.1956), Ольга Яковлева (14.03.1941) - Игорь Нетто (09.01.1930), Надежда Богатова (30.08.1924) - Николай Кучев (16.06.1927), Елена Образцова (07.07.1939) - Альгис Жюрайтис (27.07.1928), Лев Дуров (23.12.1931) - Ирина Кириченко (29.01.1931).
      
       Выборка 2б.
       Эльдар Рязанов (18.11.1927) - Зоя Фомина (13.09.1924), Татьяна Самойлова (04.05.1934) - Василий Лановой (16.01.1934), Алексей Герман (20.07.1938) - Светлана Кармалита (09.03.1940), Андрей Панин (28.05.1962) - Наталья Рогожкина (21.10.1974), Борис Немцов (09.10.1959) - Екатерина Одинцова (13.07.1972), Валерий Золотухин (21.06.1941) - Нина Шацкая (16.03.1940), Петр Тодоровский (26.08.1925) - Надежда Чередниченко (14.08.1927), Юрий Яковлев (25.04.1928) - Екатерина Райкина (15.04.1938), Сергей Колосов (27.12.1921) - Людмила Касаткина (15.05.1925), Евгений Жариков (26.02.1941) - Нататья Гвоздикова (07.01.1948), Эдуард Штейнберг (03.03.1937) - Галина Маневич (16.12.1939), Анатолий Равикович (24.12.1936) - Ирина Мазуркевич (20.08.1958), Владлен Давыдов (16.01.1924) - Маргарита Анастасьева (10.01.1925), Сергей Капица (14.02.1928) - Татьяна Дамир (13.06.1923), Игорь Кваша (04.02.1933) - Светлана Мизери (04.09.1933), Ада Акушева (24.01.1934) - Юрий Визбор (20.06.1934), Марина Голуб (08.12.1957) - Вадим Долгачев (03.12.1959), Александр Кибрик (26.03.1939) - Антонина Коваль (20.07.1938)
       Илья Олейников (10.07.1947) - Ирина Клявер (17.02.1950), Борис Стругацкий (15.04.1933) - Аделаида Карпелюк (23.10.1931), Федор Хитрук (01.05.1917) - Мария Мотрук (01.07.1916), Галина Вишневская (25.10.1926) - Мстислав Ростропович (27.03.1927), Людмила Гурченко (12.11.1935) - Борис Андроникашвили (28.10.1934), Александр Барыкин (18.02.1952) - Галина Березова (14.04.1953), Татьяна Шмыга (31.12.1928) - Рудольф Борецкий (11.02.1930), Ирина Архипова (02.01.1925) - Владислав Пьявко (04.02.1941), Владимир Мотыль (26.06.1927) - Раиса Куркина (07.10.1927), Владислав Галкин (25.12.1971) - Дарья Михайлова (22.02.1965), Валентина Толкунова (12.07.1946) - Юрий Саульский (23.10.1928), Михаил Шатров (03.04.1932) - Ирина Мирошниченко (24.07.1942), Андрей Вознесенский (12.05.1933) - Зоя Богуславская (16.04.1924), Иван Уфимцев (15.01.1928) - Элеонора Тадэ (12.11.1932), Михаил Рощин (10.02.1933) - Лидия Савченко (24.02.1936), Виктор Черномырдин (09.04.1938) - Валентина Шепелева (06.07.1938), Бела Ахмадулина (10.04.1937) - Евгений Евтушенко (18.07.1932), Евгений Весник (15.01.1923) - Надежда Киселева (15.02.1909), Олег Янковский (23.02.1944) - Людмила Зорина (01.05.1941), Вячеслав Невинный (30.11.1934) - Нина Гуляева (18.04.1931), Петр Вельяминов (07.12.1926) - Людмила Нюхалова (28.07.1923)
      
       Выборка 2в.
       Людмила Зыкина (10.06.1929) - Виктор Гридин (28.02.1943), Павел Смеян (23.04.1957) - Наталья Ветлицкая (17.08.1964), Савва Ямщиков (08.10.1938) - Валентина Ганибалова (07.03.1948), Семен Фарада (31.12.1933) - Мария Полицеймако (10.02.1938), Сергей Михалков (13.03.1913) - Наталья Кончаловская (19.01.1903), Иван Дыховничный (16.10.1947) - Ольга Голяк (04.09.1980), Павел Попович (05.10.1930) - Марина Васильева (20.07.1931), Игорь Старыгин (13.06.1946) - Людмила Исакова (05.04.1945), Вячеслав Тихонов (08.02.1928) - Нонна Мордюкова (25.11.1925), Владимир Турчинский (28.09.1963) - Лариса Никитина (29.04.1965), Муслим Магомаев (17.08.1942) - Тамара Синявская (06.07.1943), Александр Абдулов (29.05.1953) - Татьяна Лейбель (03.02.1946), Михаил Танич (15.09.1923) - Лидия Козлова (19.11.1937), Михаил Пуговкин (13.07.1923) - Надежда Надеждина (15.12.1923), Егор Летов (10.09.1964) - Яна Дягилева (04.09.1966), Михаил Ульянов (20.11.1927) - Алла Парфаньяк (09.08.1923), Кирилл Лавров (15.09.1925) - Валентина Николаева (15.08.1928), Борис Ельцин (01.02.1931) - Наина Гирина (14.03.1932), Любовь Полищук (21.05.1949) - Валерий Макаров (09.06.1947), Андрей Краско (10.08.1957) - Наталья Акимова (16.10.1957), Виктор Павлов (05.10.1940) - Татьяна Говорова (10.09.1940), Наталья Гундарева (28.08.1948) - Леонид Хейфец (04.05.1934), Клара Лучко (01.07.1925) - Сергей Лукьянов (27.09.1910), Виктор Авилов (08.08.1953) - Ольга Задохина (22.06.1958), Марианна Стриженова (14.11.1924) - Вениамин Кириллов (08.12.1916), Афанасий Кочетков (09.03.1930) - Искра Бабич (10.01.1932), Клара Румянцева (08.12.1929) - Анатолий Чемодуров (21.07.1919), Юрий Сенкевич (04.03.1937) - Ксения Михайлова (22.04.1940), Леонид Филатов (24.12.1946) - Нина Шацкая (16.03.1940), Марианна Ладынина (24.06.1908) - Иван Любезнов (02.05.1909), Василий Ливанов (19.07.1935) - Алина Энгельгардт (21.03.1933), Василий Лановой (16.01.1934) - Ирина Купченко (01.03.1948), Владимир Ильин (16.11.1947) - Зоя Пыльнова (29.01.1947), Андрей Мягков (08.07.1938) - Анастасия Вознесенская (27.07.1943), Олег Ефремов (01.10.1927) - Лилия Толмачева (06.06.1932), Вениамин Смехов (10.08.1940) - Галина Аксенова (17.07.1959), Алексей Гуськов (20.05.1958) - Лидия Вележева (02.10.1966), Дмитрий Певцов (08.07.1963) - Ольга Дроздова (01.04.1965), Сергей Гармаш (01.09.1958) - Инна Тимофеева (15.05.1963)
      
       Выборка 2г.
       Игорь Ливанов (15.11.1953) - Татьяна Пискунова (29.08.1953), Михаил Трухин (28.10.1971) - Анна Нестерцова (19.10.1985), Владимир Зайцев (28.09.1958) - Татьяна Шумова (21.08.1953), Владимир Высоцкий (25.01.1938) - Марина Влади (10.05.1938), Александр Домогаров (12.07.1963) - Наталья Сагоян (30.05.1962), Михаил Ефремов (10.11.1963) - Елена Гольянова (20.08.1964), Евгений Леонов (02.09.1926) - Ванда Стойлова (15.10.1935), Александр Збруев (31.03.1938) - Валентина Малявина (18.06.1941), Никита Михалков (21.10.1945) - Анастасия Вертинская (19.12.1944), Евгений Евстигнеев (09.10.1926) - Галина Волчек (19.12.1933), Андрей Ростоцкий (25.01.1957) - Марина Яковлева (01.04.1959), Виталий Соломин (12.12.1941) - Мария Леонидова (02.03.1949), Евгений Урбанский (27.02.1932) - Дзидра Ритенберга (29.08.1928), Андрей Миронов (07.03.1941) - Лариса Голубкина (09.03.1940), Евгений Дворжецкий (12.07.1960) - Нина Горелик (01.01.1961), Николай Крючков (06.01.1911) - Мария Пастухова (22.07.1918), Михаил Боярский (26.12.1949) - Лариса Луппиан (26.01.1953), Валентин Гафт (02.09.1935) - Ольга Остроумова (21.09.1947), Олег Даль (25.05.1941) - Елизавета Апраксина (19.08.1937), Сергей Жигунов (02.01.1963) - Вера Новикова (06.10.1958), Сергей Юрский (16.03.1935) - Наталья Тенякова (03.07.1944), Анатолий Васильев (06.11.1946) - Татьяна Ицыкович (28.02.1947), Армен Джигарханян (03.10.1935) - Татьяна Власова (05.01.1943), Борис Щербаков (11.12.1949) - Татьяна Бронзова (15.01.1946), Сергей Никоненко (16.04.1941) - Екатерина Воронина (19.11.1946), Виктор Проскурин (08.02.1952) - Светлана Колганова (27.11.1948), Николай Рыбников (13.12.1930) - Алла Ларионова (19.02.1931), Владимир Этуш (06.05.1922) - Нинель Мышкова (08.051926), Александр Калягин (25.05.1942) - Евгения Глушенко (04.09.1952), Анатолий Папанов (31.10.1922) - Надежда Каратаева (25.01.1924), Александр Соловьев (19.08.1952) - Ирина Печерникова (02.09.1945), Дмитрий Харатьян (21.01.1960) - Марина Майко (22.06.1970), Георгий Юматов (11.03.1926) - Муза Крепкогорская (09.07.1924), Георгий Вицин (18.04.1917) - Тамара Мичурина (07.01.1925), Борис Невзоров (18.01.1950) - Анастасия Иванова (24.07.1958), Сергей Дрейден (14.09.1941) - Алла Соколова (02.02.1944), Михаил Жаров (27.10.1899) - Людмила Целиковская (08.09.1919), Владимир Заманский (06.02.1926) - Наталья Климова (27.02.1938), Александр Кайдановский (23.07.1946) - Евгения Симонова (01.06.1955)
      
       Выборка 4.
       Консовский Алексей - Вера Алтайская, Лебедев Андрей - Татьяна Толстая, Евгений Моргунов - Варвара Рябцева, Николай Мордвинов - Ольга Табунщикова, Муратов Раднэр - Изольда Извицкая, Нефедов Игорь - Елена Казаринова, Охлопков Николай - Елена Зотова, Паршин Сергей - Татьяна Астратьева, Половцев Александр - Юлия Соболевская, Сичкин Борис - Галина Рыбак, Тенин Борис - Клавдия Коренева, Ткачук Роман - Майя Гнездовская, Химичев Борис - Татьяна Доронина, Шутов Евгений - Альбина Ботова, Эйбоженко Алексей - Наталья Кенигсон, Яншин Михаил - Вероника Полонская, Осип Абдулов - Елизавета Метельская, Абрикосов Григорий - Марина Кузнецова, Олег Белов - Елена Драпеко, Михаил Богдасаров - Виктория Березина, Николай Боярский - Лидия Штыкан, Алексей Булдаков - Людмила Кормунина, Быстров Борис - Ирина Савина, Вячеслав Воронин - Лидия Федосеева, Герасимов Владимир - Галина Пышкова, Голованов Сергей - Мария Виноградова, Гребенщиков Юрий - Ольга Бган, Григорьев Константин - Алла Майорова, Гусев Юрий - Марина Кузнецова, Виталий Доронин - Констанция Роек, Епифанцев Владимир - Анастасия Веденская, Кубацкий Анатолий - Раиса Ельперт-Гальперина, Евгений Кузнецов - Анастасия Зиновьева, Локтев Алексей - Светлана Лощинина, Луспекаев Павел - Инна Кириллова, Мартинсон Сергей - Екатерина Ильина, Мартиросян Георгий - Людмила Аристова, Александр Михайлов - Вера Мусатова, Михоэлс Соломон - Сара Кантор, Панич Юлиан - Юлия Гендельштейн, Панков Павел - Марина Адашевская, Переверзев Иван - Ольга Соловьева, Петров Анатолий - Елена Соловьева, Валерий Сторожик - Марина Яковлева, Табаков Антон - Екатерина Семенова, Владимир Тихонов - Наталья Варлей, Андрей Ургант - Валерия Киселева, Шавлак Игорь - Мария Зубарева, Шальных Валерий - Елена Левикова, Шемес Алексей - Марианна Покровская, Шувалов Борис - Людмила Степченкова, Яковченко Николай - Татьяна Евсеенко, Бахарь Алексей - Патимат Асельдерова, Белокуров Владимир - Кюнна Игнатова, Воропаев Геннадий - Алла Осипенко, Гаврилюк Иван - Мирослава Резниченко, Герчаков Евгений - Мордкович Наталья, Головин Владимир - Вера Бровкина, Грамматиков Владимир - Наталья Жукова, Десницкий Сергей - Елена Кондратова, Заблудовский Изиль - Кира Нечай, Засухин Николай - Нинель Сильверс, Иншаков Александр - Марина Терентьева, Каменецкий Ефим - Галина Никулина, Кторов Анатолий - Вера Попова, Кузнецов Владимир - Надежда Раевская, Осенев Владимир - Галина Коновалова, Отс Георг - Аста Саар, Подгорный Никита - Бодрягина Нинель, Поляков Лев - Инна Выходцева, Попов Андрей - Ирина Македонская, Русскин Сергей - Надежда Абрамова, Сафонов Алексей - Наталья Казначеева, Сердюк Александр - Ирина Бунина, Симонов Рубен - Елена Берсенева, Станицын Виктор - Елена Понсова, Тимофеев Николай - Елена Измайлова, Толубеев Юрий - Тамара Алешина, Уральский Виктор - Лилия Ястребова, Файзиев Джаник - Светлана Иванова, Файт Андрей - Галина Кравченко, Фурманов Рудольф - Галина Буланова, Церишенко Михаил - Екатерина Семенова, Штраух Максим - Юдифь Глизер, Юрченков Петр - Лидия Мордачева, Яворский Феликс - Елена Ермакова, Абрамян Хорен - Люся Оганесян, Аверин Юрий - Валентина Архангельская, Балашов Владимир - Роза Матюшкина, Барков Дмитрий - Наталья Немшилова, Брилинт Николай - Мария Райко-Райковская, Ванин Василий - Викландт Ольга, Воробьев Дмитрий - Виктория Сушко, Годовиков Николай - Людмила Нагорная, Гордеев Виктор - Ирина Чижова, Комаров Владимир - Валентина Киселева, Коновалов Эрменгельд - Жанна Белюстова, Лемке Лев - Валентина Дроздовская, Менакер Александр - Мария Миронова, Михайлов Александр - Оксана Васильева, Мороз Юрий - Виктория Исакова, Морозенко Павел - Анна Лесная, Пудовкин Всеволод - Анна Земцова, Романов Николай - Ольга Петрова, Романов Михаил - Мария Стрелкова, Сергеев Андрей - Евгения Крюкова, Тарамаев Сергей - Любовь Львова, Ташков Евгений - Екатерина Савинова, Богачев Вячеслав - Элла Бурова, Бредун Эдуард - Изольда Извицкая, Бучма Амвросий - Полина Самийленко, Быкадоров Евгений - Петрачкова Лидия, Владиславский Владимир - Павла Богатыренко, Воинов Константин - Ольга Николаева, Гущин Анатолий - Елена Шешетина, Жолобов Вячеслав - Ирина Акулова, Засеев-Руденко Николай - Тамара Носова, Инжеватов Алексей - Наталья Рычагова, Карпов Николай - Мария Енькова, Краснопольский Алексей - Анна Стрижова, Лебедев Александр - Елена Перминова, Логинов Александр - Халиуллина Екатерина, Малишевский Надир - Клеопатра Альперова, Мамин Юрий - Людмила Самохвалова, Сергей Миронов - Ольга Радиевская, Мозжухин Иван - Наталья Лисенко, Павленко Павел - Анна Потапенко, Дмитрий Павлов - Мария Муханова, Александр Пархоменко - Харитина Шабинская, Полежаев Сергей - Зинаида Шарко, Полицеймако Виталий - Евгения Фиш, Полуян Алексей - Полина Петренко, Поляк Михаил - Людмила Поргина, Сидоров Геннадий - Лариса Садилова, Токарев Борис - Людмила Гладунко, Ушаков Владимир - Вера Васильева, Хостикоев Анатолий - Наталья Сумская, Чекулаев Юрий - Зоя Василькова, Чокморов Суменкул - Салима Шабазова, Андреев Андрей - Дора Хазан, Барнет Борис - Алла Казанская, Волков Николай - Ольга Политова, Давыдов Андрей - Марианна Турнова, Дорохин Николай - Софья Пилявская, Кириченко Николай - Снежана Тимчик, Кознов Александр - Елена Дробышева, Костин Владимир - Клавдия Водопьянова, Костричкин Андрей - Янина Жеймо, Марьяненко Иван - Ольга Полянская-Карпенко, Москвин Иван - Алла Тарасова, Пицек Владимир - Серафима Дубаневич, Реутов Леонид - Лариса Виккел, Рубинчик Валерий - Валентина Шендрикова, Руднев Борис - Пелагея Чижакова, Симонов Алексей - Ольга Бган, Трояновский Михаил - Елена Яновская
      
       Выборка 5.
       Наталья Белогорцева (Крачковская) - Владимир Крачковский, Владимир Земляникин - Любовь Стриженова, Ада Якушева - Юрий Визбор, Олег Анофриев - Наталья Отливщикова, Алексей Петренко - Азима Расулова, Вера Глаголева - Родион Нахапетов, Ирина Бунина - Николай Гриценко, Алексей Жарков - Татьяна Иванова, Евгений Меньшов - Наталия Селиверстова, Римма Маркова - Владимир Никитин, Елена Образцова - Вячеслав Макаров, Валентин Распутин - Светлана Молчанова, Святослав Бэлза - Нина Кулагина, Оскар Фельцман - - Нина Каранова, Борис Березовский - Нина Короткова, Алексей Балабанов - Надежда Васильева, Евгений Гинзбург - Нармин Ширалиева, Эдуард Хиль - Зоя Правдина, Богдан Ступка - Лариса Корниенко, Галина Вишневская - Марк Рубин, Людмила Гурченко - Александр Фадеев, Михаил Козаков - Грета Таар, Владимир Ильюшин - Натела Джапаридзе, Геннадий Янаев - Маргарита Забелина, Юрий Саульский - Валентина Асланова, Валентина Толкунова - Юрий Папоров, Белла Ахмадулина - Юрий Нагибин, Евгений Весник - Клавдия Шинкина, Савва Ямщиков - Валентина Ганибалова, Виталий Гинзбург - Ольга Замша, Роман Трахтенберг - Алена Семенова, Исаак Шварц - Антонина Нагорная, Егор Гайдар - Ирина Смирнова, Александр Дедюшко - Людмила Томилина, Георгий Жженов - Евгения Голынчик, Никита Богословский - Наталья Макарьева, Илья Пригожин - Марина Прокопович, Олег Меньшиков - Анастасия Чернова, Василий Ливанов - Алина Энгельгардт, Василий Лановой - Тамара Зяблова, Иннокентий Смоктуновский - Саламифь Кушнир, Сергей Шакуров - Наталья Оленева, Еременко Николай - Вера Титова, Евгений Дворжецкий - Нина Горелик, Игорь Костолевский - Елена Романова, Александр Ширвиндт - Наталья Белоусова, Михаил Жигалов - Ирина Маликова, Станислав Любшин - Ирина Корнеева, Юрий Никулин - Татьяна Покровская, Зиновий Гердт - Мария Новикова, Леонид Каневский - Анна Березина, Савелий Крамаров - Наталья Сирадзе, Владислав Стржельчик - Людмила Шувалова, Леонид Ярмольник - Оксана Афанасьева, Владимир Басов - Роза Макагонова, Ролан Быков - Лидия Князева, Владимир Меньшов - Вера Алентова, Марк Бернес - Полина Линецкая, Александр Панкратов-Черный - Ирина Семиклетова, Ростислав Плятт - Нина Бутова, Николай Фоменко - Елена Лебедева, Василий Шукшин - Виктория Софронова, Виторган Эммануил - Тамара Румянцева, Козаков Кирилл - - Алена Яковлева, Носик Владимир - Елена Зиничева, Олег Стриженов - Любовь Лифенцова, Александр Блок - Любовь Менделеева, Вахтанг Кикабидзе - Ирина Кебадзе, Аркадий Райкин - Руфь Иоффе, Сергей Бондарчук - Евгения Белоусова, Александр Филиппенко - Марина Ишимбаева, Павел Кадочников - Розалия Котович, Всеволод Мейерхольд - Ольга Мунт, Менглет Георгий - Валентина Королева, Ножкин Михаил - Лариса Голубкина, Владимир Гуляев - Римма Шолохова, Владимир Ленин - Надежда Крупская, Иосиф Сталин - Надежда Аллилуева, Никита Хрущев - Нина Кухарчук, Леонид Брежнев - Виктория Денисова, Юрий Андропов - Татьяна Лебедева, Константин Черненко - Анна Любимова, Михаил Горбачев - Раиса Титаренко, Калашников Михаил - Екатерина Моисеева, Михаил Калинин - Екатерина Лоорберг, Игорь Курчатов - Марина Синельникова, Трофим Лысенко - Александра Баскова, Родион Малиновский - Раиса Гальперина, Александр Поскребышев - Екатерина Зимина, Константин Рокоссовский - Юлия Бармина, Герман Титов - Тамара Черкас, Товстоногов Георгий - Инна Кондратьева, Алексей Толстой - Юлия Рожанская, Туполев Андрей - Юлия Желчакова, Фурцева Екатерина - Петр Битков, Тихон Хренников - Клара Вакс, Чазов Евгений - Рената Лебедева, Чкалов Валерий - Ольга Орехова, Шостакович Дмитрий - Ирина Супинская, Эренбург Илья - Любовь Козинцева
      
       Выборка 6.
       Александр Костецкий - Ольга Козловская, Арпентьев Борис - Екатерина Руденко, Надежда Самсонова - Сергей Гурзо, Анатолий Уткин - Валентина Федотова, Вадим Гречишкин - Руфина Ершова, Лазарь Лазарев - Надежда Мирова, Пеньковский Александр - Ицкова Людмила, Попков Виталий - Волкова Раиса, Егоров Сергей - Соломенцева Татьяна, Лев Вайнберг - Софья Ландау, Долина Мария - Василий Мельников, Юрий Степанов - Ирина Сорокина, Серго Микоян - Алла Кузнецова, Александр Щербаков - Галина Руденко, Марина Ракова - Юрий Алянский, Анатолий Денисов - Волкова Виолетта, Михаил Бейлин - Елена Кабанова, Яков Слонимский - Тамара Королькова, Любовь Зотикова - Валентин Кукуйцев, Соломон Апт - Екатерина Старикова, Леонида Багратион-Мухранская - Владимир Романов, Евгений Нейко - Надежда Борщ, Галина Маркина - Михаил Федоров, Юрий Чесноков - Галина Мотораева, Элла Якубсон - Исаак Брагинский, Эдуард Хруцкий - Светлана Серова, Григорий Корин - Ирина Гилярова, Юрий Ильенко - Людмила Ефименко, Наталия Толстая - Игнатий Ивановский, Исай Кузнецов - Марина Малинина, Маринович Людмила - Геннадий Кошеленко, Борис Литвинский - Елена Давидович, Наум Лейдерман - Лиля Вассерман, Антонина Пирожкова - Исаак Бабель, Армандс Нейландс-Яунземс - Наталья Коренная, Григорий Шевченко - Татьяна Евдокимова, Фарида Шарипова - Идрис Ногайбаев, Лилия Амарфий - Алексей Яковлев, Виталий Матвеев - Галина Быстрова, Виктор Ильичев - Светлана Осиева, Фарида Кудашева - Бахти Гайсин, Александр Матвеев - Тамара Марадудина, Серман Илья - Руфь Зернова, Валерия Кузьменко - Юрий Титов, Георгий Капралов - Зинаида Голожинская, Баршай Рудольф - Елена Раскова, Юшко Герман - Алина Покровская, Юрий Демков - Наталья Сарафанова, Ивакин Валентин - Ольга Щагина, Борис Тищенко - Анастасия Браудо, Заливако Олег - Зоя Ященко, Ирина Ганелина - Яков Лурье, Виктор Деменцев - Зинаида Кеменова, Павел Колчин - Алевтина Леонтьева, Леонид Каденюк - Людмила Колеватова, Борис Резник - Елена Матвеева, Михаил Анемподистов - Елена Дашкевич, Виктор Рябенький - Наталия Сахарова, Сергей Литвинов - Светлана Шерина, Виктор Ширали - Галина Московченко, Алла Радикорская - Анатолий Девяткин, Петр Сафронов - Валентина Никифорова, Илья Фиглер - Сицилия Клейман, Виктор Дробжев - Людмила Батракова, Юрий Полежаев - Светлана Борисова, Равиль Каримов - Аминахан Абязова, Андрей Подубинский - Алина Карпенко, Ильдар Акмаев - Диляра Акрамова, Вячеслав Алферов - Надежда Антипова, Подервянский Павел - Алла Моисеенко, Светлана Губина - Юрий Сидоров, Анатолий Каток - Светлана Розенфельд, Борис Клюжев - Лидия Филатова, Мая Кулиева - Ходжа-Дурды Аннаев, Клименко Станислав - Любовь Лушева, Ирина Манукова - Лев Токмаков, Геннадий Чулков - Татьяна Приемская, Татьяна Дунаевская - Павел Чиненов, Иван Давыдов - Тамара Киреичева, Александр Иванкин - Майя Тоидзе, Заиров Мухиддин - Сангинова Лутфия, Валерий Васильев - Светлана Савинова, Михаил Герман - Наталия Чернова, Борис Туменко - Наталья Честнова, Рахим Масов - Шифигулина Флера, Александр Мержанов - Боровинская Инна, Гаршина Анастасия - Виктор Орлов, Анджей Мальчевский - Юлия Зедина, Геннадий Рождественский - Виктория Постникова, Василий Любин - Елена Беляева, Десятчиков Алексей - Людмила Борисова, Наталия Сорокина - Константин Лаптев, Леонид Тузов - Людмила Яхницкая, Орхан Джемаль - Ирина Гордиенко, Александр Литвинов - Маргарита Мезенева, Переяславец Владимир - Ирина Попова, Пропп Михаил - Асанова Луиза, Андрей Брежнев - Надежда Лямина, Олег Юрьев - Ольга Мартынова, Михаил Иванов - Валерия Шапошникова, Алена Басилова - Леонид Губанов, Татьяна Кузнецова - Ладо Пицхелаури, Иовлева Лидия - Генрих Гунькин, Зиновьев Николай - Елена Борзова, Валентина Суркова - Владимир Левко, Лео Корхин - Муза Щавелева, Михаил Лещинский - Ада Петрова, Бородин Анатолий - Ирина Захарова, Мюд Мечев - Ольга Хлопина, Давид Черкасский - Наталья Марченкова, Владимир Синельников - Елена Колесниченко, Гладилин Анатолий - Мария Тайц

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Разумов Илья Кимович (ilya.k.razumoff@gmail.com)
  • Обновлено: 16/12/2018. 61k. Статистика.
  • Статья: Психология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.