Аннотация: Федор Конюхов рассказал "МК" о Великом шелковом пути, Антарктике и планах побить очередной мировой рекорд
Экспедиция "По следам Великого шелкового пути" под руководством всемирно известного путешественника Федора Конюхова прошла уже более половины пути. Позади Монголия, Алтай, Новосибирская область, далее Курганская, Челябинская области и конечная точка - Калмыкия.
Общая протяженность маршрута почти 7000 км. Конюхов, из-за укуса клеща вынужденный пропустить часть пути, в данный момент полностью восстановился, чувствует себя хорошо и в ближайшие дни воссоединится со своей командой. Знаменитый путешественник рассказал "МК", почему поменял океанскую яхту на корабль пустыни.
"Хочу пройти пустыню"
- Это вторая экспедиция за последние 300 лет, после того как этот торговый путь перестал существовать. Первая была 6 лет назад, ее возглавил турецкий исследователь и фотограф, он вместе с партнером-американцем прошел через Монголию, Китай, Узбекистан, Таджикистан, Иран и пришел в Турцию. Шли 12 месяцев, на верблюдах. Мы же хотим пройти северным маршрутом: через Монголию, Китай, Казахстан, Калмыкию. В экспедиции участвует 15 человек, 12 лошадей и 12 верблюдов - как древний караван. Экспедиция стартовала 13 мая в Улан-Баторе (ее лично напутствовал Владимир Путин), а завершится в октябре в Элисте. Она приурочена к 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России. Мне нравится, что в нашем караване собрались путешественники из разных стран: монголы, калмыки, казахи. Экспедиция не только многонациональная, но и многоконфессиональная. Среди нас буддисты, мусульмане и мы, русские, православные христиане. Но это только первый этап.
Мои личные планы шире. Пройти 5000 километров через Сахару, от Атлантического океана до пирамид в Египте. И еще третий этап - он хоть и меньше, но самый сложный: пройти Аравийскую пустыню, с юга на север. Это тяжелый и опасный маршрут, и дело не в песчаных бурях или 50-градусной жаре, а в политической нестабильности и неподконтрольных правительствам вооруженных бандформированиях. Возможно, только на определенных участках я пойду не один, а возьму спутников, двух-трех бедуинов.
Но такому путешествию предшествует долгая подготовка. Это как на Аляске: прежде чем пойти на собачьих упряжках, я пять лет жил на Чукотке и ходил с охотниками, чтобы к собакам привыкнуть. К любому путешествию подходишь постепенно, сам себя настраиваешь.
- Федор Филиппович, у вас есть рекорды, которые пока никто в мире не может улучшить. В одиночку-то не идут...
- В прошлом году мне удалось в одиночку обойти вокруг Антарктиды в рамках гонки Antarctica Cup. Все говорили: русский сходит, посмотрим, сможет ли он пройти. Правда, если сейчас за мной выйдут англичане или французы, они запросто побьют рекорд, так как я не ставил себе задачу пройти максимально быстро, важно было дойти до финиша. Плавание вокруг Антарктиды на спортивной яхте, пусть и такой большой (85 футов), это всегда риск.
- Давайте напомним читателям об этом плавании.
- Я стартовал на яхте из австралийского порта Олбани и за 102 дня совершил плавание вокруг Антарктиды в коридоре между 45-м и 60-м градусами южной широты. Сам круг занял у меня 96 дней, и еще по 3 дня заняли выход на дистанцию и переход к финишу. По правилам гонки необходимо было пройти именно по этому коридору, тех самых "ревущих сороковых", "неистовых пятидесятых" и "кричащих шестидесятых". Там часто дуют ветры ураганной силы и много айсбергов. Представьте, плывет ледяная гора 42 км длиной и километров 12 шириной. И этот плавучий остров размером с Манхэттен в Южной Атлантике едва не выдавил меня за пределы 45 градуса южной широты. Если бы я отклонился, мне бы не засчитали рекорд. Обидно - больше половины пути пройти напрасно. Но мне повезло.
"В Антарктиде есть все"
- В последнее время про Антарктиду рассказывают таинственные истории. Говорят, после Второй мировой войны там остались следы немецких баз. Инопланетяне якобы бывали. Вам в пути ничего необычного не встречалось?
- Не думаю, что немецкие подводные лодки могли скрыться в Антарктиде. В этих местах невозможно скрыться. Природа там очень суровая. Не так-то просто подойти к берегам. В наше время это еще можно предположить, ну а тогда... Я неплохо знаю прибрежные районы Антарктиды. И то, что про Гитлера пишут, что он якобы мог там долгие годы прятаться, - не верю. Ну и насчет летающих тарелок, инопланетян - тоже. Хотя сталкивался в океане с необычными феноменами. Видел предметы, которые не мог опознать: странное свечение, лучи. Небо вдруг закрывало что-то, похожее на огромный блин из ртути... Не думаю, что это были инопланетяне, скорее все это природные явления. В нашем мире еще столько непознанного.
- А для чего стоило совершать походы в такую даль, если, кроме ледяной пустыни и айсбергов, там ничего нет? Только ли ради спортивного интереса?
- Антарктида - очень интересный и важный материк. Я бы на месте наших правителей сейчас все силы бросал на Антарктиду, много делал экспедиций, полярные станции открывал. Вы знаете, почему итальянцам в Арктике ничего не досталось, почему испанцам не досталось? Просто их там никогда не было. Мне кажется, лет через пять-восемь страны начнут делить и Антарктиду.
А в Антарктиде есть все. Только сегодня кажется, что там тяжело добывать... Но знаете, мы когда еще со Шпаро ходили в 1988 году к Северному полюсу, обсуждали: ну как тут брать нефть, тут же холодно! А сейчас прошло всего 20 лет, и я вижу, что на Северном полюсе еще легче добывать, чем на океанском шельфе, где ураганы, волны и ветра. Район Северного полюса очень мелкий, там льды, но нет волн. Будет ледокол ходить, обламывать льды вокруг нефтяных вышек, да еще потаят ледники, тогда мы сможем запросто нефть качать, газ добывать. И так же в Антарктиде. Там же нашли уголь, руду, алмазы.
- На ваш взгляд, есть предел человеческим возможностям? И существует ли на Земле маршрут, которым в одиночку никогда не пройти?
- Нет на сегодняшний день такого маршрута. К тому же если и есть предел человеческих возможностей, то он еще не достигнут.
В восьмидесятые годы, когда мы только готовили с Дмитрием Шпаро экспедицию в Антарктиду, у нас были запланированы промежуточные базы, авиаподбросы...
А в 1996 году я уже шел в одиночку к Южному полюсу автономно, т.е. без подбросов. Или когда мы шли к Северному полюсу, к нам самолеты 4 раза подлетали, сбрасывали провизию. Сейчас идут уже без помощи, в режиме нон-стоп.
Понимаете, мир как меняется! Человек меняется. Уровень экипировки, продуктов питания, тренинги - все это развивается с каждым годом, все это позволяет человеку совершать новые прорывы. Когда-то Колумб со своей командой плыл через Атлантику на каравеллах 35 дней. А я на весельной лодке прошел его же маршрутом всего за 46 дней.
- А есть еще в мире смельчаки-одиночки, пытающиеся ходить в такие сложные экспедиции?
- Первый профессиональный путешественник-одиночка XX столетия - японец Наоми Уэмура, на собачьих упряжках достиг Северного полюса. Это он открыл эру путешественников-одиночек. Потом за ним в 1986 году на лыжах француз Жак Луи пошел. А я был третьим человеком, достигшим Северного полюса. Но прежде чем пойти самому, ходил в команде Дмитрия Шпаро и в команде Владимира Чукова "Арктика". И только после этого рискнул один.
Уже после меня, в 2001 году, полюса достиг норвежец Борге Осланд. И прошел он быстрее меня. А почему? Потому что Борге Осланд уже равнялся на меня и изучал все мои ошибки, а я изучал поход Уэмуры. Его тактику. Какие продукты он брал, какое снаряжение, какую одежду, сколько дней шел. И лишь потом маршрут под себя, как говорится, подгонял.
Это ведь непросто - взял и махнул на полюс. Я шел к полюсу на лыжах 72 дня. Иногда было так тяжело, что, казалось, вот упаду и больше не встану. А потом говорил себе: ведь Уэмура дошел, и я дойду.
Вот и плавание вокруг Антарктиды было неимоверно тяжело. Не раз думал: неужели сойду с маршрута? Но ведь за спиной - 6 лет работы!
"Я не считаю, что государство должно финансировать чьи-то амбиции"
- Каким будет следующий уникальный проект Федора Конюхова?
- Сейчас есть уникальная возможность для нашей страны, ведь России еще никогда не принадлежали рекорды в кругосветке.
Вместе с сыном Оскаром работаем над проектом в попытке установить рекорд кругосветного плавания для однокорпусной яхты за 80 суток. Вокруг света за 80 дней проходили только многокорпусные суда: катамаран и тримаран. А на килевой яхте никто кругосветку за такой срок не ходил. Сегодня в мире существует лишь одна яхта - это 43-метровая "Мари Ча-4", способная пройти этот маршрут и побить мировой рекорд. Она принадлежит миллионеру Бобу Миллеру. Но ему уже 72 года, и он вряд ли решится на это. Наша идея заключается в строительстве 50-метровой яхты конкретно под задачу "кругосветка с экипажем за 80 дней". Я встречался с конструкторами - это француз Марк Ломбарт и англичанин Мерф Овен. Они сделали предварительные расчеты, каким должно быть парусное судно. У яхты должна быть жизнь и после проекта. После плавания хочу превратить яхту в научно-исследовательское судно, как это сделал в свое время Жак-Ив Кусто. Представляете, скоростная парусная яхта размером в 50 метров, оборудованная под научную лабораторию!
Она позволит быстро и без больших затрат на топливо пересекать океаны. Фактически в любую другую точку планеты доберется в самые короткие сроки.
- Судя по тому, что вы рассказали, рекордный маршрут уже продуман до мельчайших деталей?
- Сплю и вижу его.
- Чего не хватает сегодня для осуществления рекордного проекта?
- Финансирования. Нужен спонсор. Я не считаю, что государство должно финансировать чьи-то амбиции. Раз мы задумали такой проект, то должны разработать механизм выполнения программы, в том числе и привлечения средств. Часто слышу: вот если бы у меня были миллионы, я бы тоже смог совершить подвиг. Нужно уметь обосновывать такие проекты. Кто возьмется строить просто так? Яхта, предназначенная для такой цели, должна иметь уникальную конструкцию. Если мы сделаем копию "Мари Ча-4" из алюминия, она проиграет в скорости. Значит, наша должна быть длиннее. Потому что чем длиннее корпус, тем выше скорость.
Предполагаемая длина должна быть 50 метров, три мачты, способные нести свыше 2000 кв. метров парусов. Кроме того, встает много технических вопросов. Делать корпус из углеволокна или из алюминия? Углеволокно дороже, корпус обойдется нам в 8 миллионов евро. Поэтому склоняемся к тому, чтобы сделать яхту из алюминия. Есть специальный сплав алюминия, алюстар, очень прочный и легкий. И он служит дольше углепластика. Корпус из углепластика через 10 лет уже свое отживает, а у алюминиевого запас прочности на 20 лет.
- А в России можно заказать такую яхту?
- Корпус могут сделать на верфях в Голландии, Англии или Новой Зеландии. В Англии нам уже сделали расчеты и представили смету. Они готовы построить корпус за 9 месяцев. В России можно построить все что угодно, но реально по срокам года на два растянется, не меньше. К сожалению, у нас нет традиций строительства больших гоночных яхт. Я имею в виду лодки от 80 футов и больше.
Придется создавать цех, собирать по всей стране специалистов, а также приглашать иностранных экспертов. Также ввозить в нашу страну все комплектующие материалы: лебедки, мачты, такелаж и т.д., либо перевозить "голый" корпус в Европу и там вооружать. Я, как гражданин своей страны, понимаю, что строительство мегаяхты даст импульс к развитию производства парусных яхт и готов этим заниматься, но когда привлекаешь средства частных инвесторов, то несешь ответственность за смету, за сроки, за конечный результат. Есть опасения, что при строительстве мегаяхты в нашей стране мы сильно выбьемся из графика и придется решать немыслимые проблемы, о которых в Европе даже не знают.
- Неужели никто не заинтересован в финансировании такого престижного для России плавания? А наши олигархи? Он ведь покупают самые дорогие в мире яхты!
- А что олигархи? Приезжает состоятельный человек с просьбой рассказать о яхтах, я ему показываю этот проект яхты, озвучиваю бюджет в 8 млн. евро. Он: "Да, да..." И едет в Монако, там покупает себе яхту за 17 млн. Другой сидит, я говорю: давайте возьмем вот эту. Ну хотя бы за 80 дней пройдем и станем мировой океанской державой. Бах! - едет, покупает себе яхту за 30 млн. евро. Чтобы решиться на такой шаг, нужно быть мужчиной, а на яхтах, которые покупают олигархи, не морскими путешествиями пахнет...
"Я в 15 лет стал мечтать об Атлантике"
- Наверное, вы испытываете фантастические ощущения, когда удается воплотить мечту в реальность...
- Я, когда на Эверест поднялся, встал на этом пике, ничего себе нового не открыл. Все было так знакомо, словно я тут не впервые. Чтобы подняться туда, я 19 лет планировал и готовился. Знал наизусть всех, кто там побывал до меня, кому не повезло и кто погиб. Сколько фильмов видел об Эвересте, сколько разговаривал с людьми, которые там были. Я уже этот путь изучил, духовно изучил, морально прошел. Оставалось только подняться физически.
Поэтому, когда уже сам взошел на пик, стало неинтересно. Порыв иссяк. Я своего добился. В этот момент начинаешь мечтать о другом походе, и это уже новый порыв. Я в 15 лет пересек Азовское море и стал мечтать об Атлантическом океане. И вот так живу этими порывами.
Во время восхождения на Эверест была очень необычная встреча. Мы с моим напарником Евгением Виноградским набрели в горах на тибетского монаха-отшельника. Подошли, поздоровались. Он спрашивает: куда и зачем идем. Мы отвечаем, что это первая российская экспедиция на Эверест (1992 год). И вдруг он говорит, что тоже там был. Мы смотрим на него и не верим: сам худой, пальцы как спички. Как он мог одолеть эту вершину?
А он улыбается, говорит: был там не телом, а духом. Его дух воспарил над немощным телом и достиг вершины. И, знаете, в этом что-то есть. Чтобы совершать такие путешествия, нужна сила духа. Порыв. Не просто мечта. Не просто желание. Как сказано в Святом Писании, если ты находишься здесь лишь телом, а не духом, то все бесполезно.
У каждого человека должна быть цель. Не обязательно путешествия. Если человек ставит цель, он должен к ней идти упорно и настойчиво. Не важно, кто он по профессии или призванию. Каждый должен достичь своего Эвереста или своего мыса Горн. Просто надо решить, в чем твоя вершина.