Аннотация: История и легенды сплелись в храме Гроба Господня
История праздника Пасхи теснейшим образом связана с историей Иерусалима. Именно здесь, в храме Гроба Господня, происходит одно из самых волнующих пасхальных таинств - схождение Благодатного огня, символизирующего выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа. Об истории древнего храма "МК" поведал израильский историк, автор книг об Иерусалиме Игорь ТОРИК.
- События, отмечаемые в эти дни в храме Гроба Господня: пребывание Иисуса Христа в Иерусалиме, его арест и распятие на Голгофе римскими легионерами, Христово Воскресение по традиции относят к 33 году. А когда появился храм, кто его построил?
- Императрица Елена, мать императора Константина, и епископ Макарий, занимаясь раскопками на Святой земле, в 325 году обнаружили в полузасыпанном рву остатки нескольких деревянных крестов и объявили, что один из них и есть тот самый, на котором был распят Иисус, а возвышение, на котором ранее стоял римский форум (или храм), и есть Голгофа. Тогда же при раскопках были обнаружены захоронения, одно из которых и было названо Гробницей Иисуса. На сегодняшний день существует семь различных версий местонахождения Голгофы. Одна из наиболее известных - Гордонова Голгофа, расположенная на горе севернее Шхемских ворот, называется "Садовая могила". В соответствии с решениями Никейского собора 324 года здесь была сооружена первая церковь, названная храмом Гроба Господня или храмом Воскресения Господня. Ее строительство шло с 326 по 335 год. По приказу Константина все каменные глыбы, кроме той, которую, собственно, и посчитали Голгофой, были вывезены. Архитектором первой церкви был некий Зиновий.
- Сильно ли отличается первая церковь от храма, который паломники имеют возможность видеть сегодня?
- Сегодня нет единой точки зрения на первоначальное архитектурное устройство здания вокруг гробницы. Существуют две основные версии. По первой из них, гробница стояла внутри круглого здания, похожего на мавзолей Констанции, дочери императора Константина, находящийся в Риме рядом с базиликой святой Агнессы. По второй же, гробница стояла посреди открытого двора.
- Известно, что впоследствии храм неоднократно подвергался опасности...
- Таких случаев было несколько. В 614 году персы вторглись в Иерусалим и подожгли церковь. Хотя крыша и обстановка были уничтожены, основная структура остается неизменной. В 1009 году фатимидский халиф аль-Хаким, захвативший Иерусалим, полностью разрушил храм Гроба Господня и соседний с ним христианский квартал. Но в 1046 году храм был восстановлен на средства византийского императора Константина Мономаха. Потом он претерпел значительные перестройки, сделанные крестоносцами. Спустя четыре столетия случилось новое несчастье - обрушилась кувуклия Гроба Господня, возведенная Константином Мономахом.
Еще одна трагедия произошла в 1808 году: храм Гроба Господня охватил пожар. Сама гробница, построенная крестоносцами, была практически полностью уничтожена пожаром. Но была перестроена в 1810 году - и вновь пострадала от землетрясения, так же как и ротонда. Леса, поддерживающие купол, и сетка были установлены в 1927 году. Но из-за разногласий между основными конфессиями и недостатка денег ремонт начался лишь в 1960 году. Попытки израильского правительства предложить церкви деньги на реконструкцию были отвергнуты. Закончилась реконструкция лишь зимой 1997 года.
- Как выглядит современный комплекс храма?
- Площадь перед входом носит название Атриум. Помещение слева, сразу за дверью, - Мусульманская гвардия. Справа от Камня помазания - капелла Адама. Стены за Камнем помазания раньше не было, ее построили в XIX веке для поддержания статус-кво между конфессиями. Возможно, тогда же заложили одну из арок двойного входа, созданного крестоносцами. Над арками сохранились выцарапанные стрелки - место крепления рельефных изображений, хранящихся сейчас в музее Рокфеллера.
Колонна у входа слева, треснувшая, со следами огня, напоминает об истории борьбы за присутствие в святой гробнице на Пасху. Согласно православной традиции в XVI или ХVII веке армянам удалось убедить турецкие власти предоставить право на получение огня им. Православные ждать остались у входа, и огонь, не снизошедший в кувуклию, сошел для них именно сюда. С этим же событием связана легенда о турецком офицере Анваре (Умаре), увидевшем чудо и принявшем христианство. В плитах Атриума показывают следы его ног на камне, куда он спрыгнул. Но существует и прямо противоположная версия событий в армянском варианте.
Далее за арками - тюрьма Иисуса, она же Святая тюрьма. Это помещение, предположительно, является римским карцером II века, примыкавшим к форуму императора Адриана. По одному из вариантов христианской легенды, Иисус содержался здесь в ночь после ареста в Гефсиманском саду. Купол капеллы относится к 1130 году, а колонны, его поддерживающие, к ХI веку. Капелла принадлежит армянской общине.
- Откуда произошло название Голгофа?
- Голгофа произошло от еврейского слова "гульголет", означающего череп. Русское название - лобное место. Есть два объяснения: первое, что гора похожа формой на череп, и второе, что, по легенде, под ней находится череп Адама. По традиции место распятия находилось в непосредственной близости от города, но за городской стеной, что противоречит реальному расположению храма Гроба Господня.
В помещении, куда ведет лестница, - вершина горы. Там сейчас находится две капеллы - римско-католическая и греко-православная. В римской капелле - одиннадцатая остановка Крестного пути, а в греческой - двенадцатая: с обнаженным Иисусом и с распятием. Место, куда был установлен крест, помечено серебряным знаком. Между двумя капеллами - алтарь, посвященный скорби Марии о смерти своего Сына. Справа - алтарь Гвоздей Святого Креста, слева - алтарь Распятия. Камень помазания, внизу напротив входа, - место, куда Иисуса положили, сняв с креста, и это тринадцатая остановка Виа Долороза. Там его обмыли миром и алоэ, откуда и название камня. Камень представляет собой тщательно отполированную плиту розового известняка.
Существует традиция, по которой Камень помазания мироточит, то есть из него само по себе изливается миро. Поэтому он является местом освящения крестов, икон и прочих предметов. Кроме того, паломники набирают это миро на ткань и увозят с собой: считается, что оно излечивает от болезней. Но мало кто знает, что эта плита является "крышкой" для самого камня и изготовлена лишь в поздние времена для защиты Камня помазания от разрушения.