Ручко Сергей Викторович
Циркуляционная теория связи сознания (Цтсс)

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ручко Сергей Викторович (sergey-ruchko@yandex.ru)
  • Размещен: 13/02/2025, изменен: 13/02/2025. 63k. Статистика.
  • Статья: Философия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья подтверждает позицию о том, что ЦТСС является обоснованным решением проблемы сознания-тела, организующего многообразные связи. Доказывается, что сознание - это циркулярный поток электрической жидкости внутри контура тела, создающий электромагнитное поле. Сознание есть пространство организации связи, свойственное всем объектам сущего. Решение фактически выводится из "проблемы связывания".

  •   Расширенная и дополненная версия.
      Ранние версии:
      
      1. "Научно-практический электронный журнал Аллея Науки" No1(100) 2025
      Alley-science.ru
      
      2. Литературно-философский журнал "Топос":
       https://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/cirkulyacionnaya-teoriya-svyazi-soznaniya-ctss
      
      "ЦТСС - прорывная теория. Она выходит на остриё многих
      наук - физиологии, философии, психологии, социологии...".
      Главный редактор журнала "Топос" В. Ю. Шишкина
      
      Сергей Ручко
      Циркуляционная теория связи сознания (ЦТСС)
      
      "Поймите, что всё связано со всем остальным"
      Леонардо Да Винчи.
      
      
      I. Организация связи: в Потоке и на Полях Сознания
      
      Ниже представлено эмпирическое объяснение сознания, которое будет описано физическим языком организации связи. Цель этого объяснения состоит в необходимости радикальной постановки вопроса о происхождении сознания. ЦТСС, обосновывая происхождение сознания из физического, предполагает снятие вопроса о нематериальной сущности сознания. С другой стороны теория, объясняющая происхождение сознания из физического, может быть интерпретирована в субъективном ключе, поскольку физическое par excellence субъективно. Дальше будет понятно, что такая интерпретация неверна.
      Я остановлюсь на трёх общих основных проблемах теории сознания: 1) как мозг (физический орган) порождает сознание (нефизический орган) или проблема "сознание-тело"; 2) каким образом нематериальное сознание управляет физическим телом; или почему сознательный опыт не порождает физический опыт. Д. Чалмерс [1] согласен с тем, что все физические процессы порождают психические переживания; но он спрашивает, зачем физические процессы сопровождаются психическими переживаниями. Редуктивное объяснение обратной связи психического к физическому им отрицается. Этим отрицанием обусловливается трудная проблема сознания, имеющего форму квалиа.
      А. Харрис выразила третью проблему так: 3) "Сначала, с точки зрения сознания, ничего не происходит, а затем внезапно, волшебным образом... что-то происходит. В этом процессе перехода и заключается тайна. Каким бы ни было это первоначальное "что-то", опыт, по-видимому, вспыхивает в неодушевленном мире, материализуясь из темноты" [2, 130]. Нейропсихолог М. Солмс задаётся приблизительно таким же вопросом: "где происходит волшебный скачок от автоматического рефлекса к осознанному чувству?" [3, 171]. М. Солмс приводит пример слепого от рождения нейробиолога Мари [3, 308-309]. Мари, взятая Солмсом из ментального эксперимента Джексона, может объяснить все физические факты обработки зрительной информации и тем не менее она не будет знать, каково это - переживать зрительный опыт, она ничего не будет знать о качествах красного или синего цветов, которые составляют реальные качества сознательного зрения. Из этого следует, что физические факты не объясняют, какого это - видеть и как и почему это качество возникает. Несводимость квалиа (качественные (феноменальные) характеристики субъективного опыта) к физической основе, говорит М. Солмс, и есть, по Д. Чалмерсу, "главная тайна сознания".
      В общем и целом сознание помещают в кору головного мозга. М. Солмс отрицает представление о коре головного мозга, как места, из которого происходит сознание. Он вместе с К. Фристоном и другими пришел к следующим общим выводам: (1) сознание зарождается в верхней части ствола мозга, (2) природа его в своей основе аффективна, (3) оно представляет собою расширенную форму гомеостаза и (4) к трем этим принципам М. Солмс добавляет принцип свободной энергии Фристона [3, 374]. Также он придаёт огромное значение чувству как феноменальному переживанию, которое возникает не в мозге, как это происходит с чувством голода или потребности опорожняться [3, 65]. Вторичные эмоции - чувство вины, стыд, зависть и ревность он выводит из "базовых конфликтных ситуаций" [3, 147-148].
      В философии сознания одни теоретики утверждают бытие квалиа, другие отрицают существование квалиа. И те и другие достигают консенсуса в одном мнении, что квалиа не может быть выражена объективно. Первые говорят, что это не повод отрицать наличие квалиа, вторые, наоборот, именно считают это поводом отрицать квалиа на том простом основание, что нет никаких объективных критериев для фактического установления наличия квалиа. Все теории сознания, так или иначе, включаются в этот диспут, принимая различные стороны.
      Если попытаться обобщить все проблемы, касающиеся квалиативной структуры сознания, то эту общую для всех проблему нужно выразить так: может ли сознание быть другим или может ли являться основным свойством сознания - быть другим сознанием. В работе "Впечатления и мышление" [19] я уже исследовал проблему взаимосвязи бытия сознания, которое не может быть иным, с впечатлениями, которые всегда многообразно другие. Вопрос, как сознание, не могущее быть другим, возникает из впечатлений, которые всегда другие, мне представляется не имеет разрешения именно потому, что сознание признается некоторым психическим, духовным элементом. Этой статьей я критикую такое представление, оставаясь на материалистических рельсах.
      У проблемы квалиа, таким образом, есть неустранимые противоречия. Когда Нагель спрашивает, что значит быть летучей мышью, он не спрашивает, что значит для крокодила быть летучей мышью, иначе, что значит для крокодила быть не крокодилом, иметь другое сознание, быть другим. Другой вопрос, почему один субъект не способен чувствовать боль от укола, который делают другому субъекту, также мало продуктивен, поскольку спрашивает, почему один субъект, которого не колют иглой, не чувствует боль от укола, который делают другому субъекту. Если бы их обоих кололи иглами, они бы оба испытывали боль от укола. Боль бы испытывалась соответственно чувствительности каждого. А в общем и целом каждый бы мог сказать, что чувствует такую же боль, как и другой. Мари Джексона (о ней шла речь выше) должна была сначала иметь опыт красного в книге в виде рисунка или на экране компьютера, чтобы знать, что она имеет дело с красным. Следовательно, либо она не может знать, что такое "красное", потому что нельзя словами объяснить то, для чего необходима наглядная демонстрация "красной вещи", либо она, выйдя из комнаты, и встретившись с красным цветком, опознает его вторично. То есть речь идет о том, что мы ничему не можем научить Мари, пока она находится взаперти.
      Именно этими соображениями я буду руководствоваться в своей ЦТСС, которая строго материалистична, не формирует оппозицию между материей и душой.
      Название же "циркуляционная" не имеет в виду "циркулярную ловушку феномена сознания" К. В. Анохина [16, 2.3., с. 51]. У него она применяется как бесконечная последовательность импульсов, переходящих от одного к другому. Я же её понимаю скорее циркулярной связью, как элементом организации связи, где основными свойствами являются односторонность, автоматичность и одновременность.
      
      II. Циркуляционная теория связи сознания (ЦТСС)
      II.I. Электромагнитное поле сознания
      Д. Макфадден и другие [4] сформулировал теорию сознательного электромагнитного информационного поля (cemi-поле). Сознание в ней ассоциируется с электромагнитным полем (ЭМП), а само ЭМП производится электрическими разрядами нейронов коры головного мозга. Отличительной чертой cemi-поля является то, что не один нейрон головного мозга создаёт это поле, а множество нейронов мозга, которые синхронно производят обширное электромагнитное поле - сознание. Информация возникает в ЭМП в виде волнового возмущения, где электромагнитные волны доставляют информацию-импульс в мозг, который её обрабатывает.
      Особенное значение нам стоит уделить факту наличия бессознательного поля. По Макфаддену не все функции объектов сознательны. Значительная часть всех возможных аффектов объекта (неважно, физический он, ментальный, феноменальный, психический или сознательный) происходит бессознательно. Когда мы видим объект, объясняет Макфадден, сигналы от сетчатки глаза передаются по нервам в виде волн электрически заряженных ионов. Когда они достигают окончания нерва, сигнал передаётся следующему нерву с помощью химических нейромедиаторов. Получающий нерв решает, возбуждаться ему или нет, в зависимости от количества "голосов" от возбуждённых вышележащих нервов. Знакомые модели поведения или действия, которые мозг усвоил, жёстко запрограммированы в нейронных путях и, соответственно, вызывают меньшее количество нейронных импульсов. Только когда опыт является незнакомым или требуется принятие решения, срабатывает достаточное количество нейронов, чтобы стимулировать сознательную активность в эмоциональном поле.
      Макфадден использует в качестве примера опыт вождения по знакомому маршруту. Когда мы едем домой с работы, говорит он, наш сознательный разум может быть занят обдумыванием событий дня; в то же время мы следим за движением, переключаем передачи и следим за дорогой, не осознавая этих действий. Однако если мы сталкиваемся с опасной ситуацией, например, с ребёнком на дороге, мы мгновенно обращаем внимание на ребёнка, дорогу, действия водителя и после этого замедляемся, чтобы ехать более осторожно под сознательным контролем. Внезапный поток новой информации (ребёнок) вызывает синхронную активацию новых нейронов, стимулируя сознательный разум "взять управление" на себя. Так, по его мнению, нематериальные импульсы мозга управляют физическим телом.
      Макфадден указывает, что самая большая загадка нейробиологии заключается в том, чем отличается осознаваемая нами мозговая активность от мозговой активности, управляющей всеми бессознательными действиями; т. е. чем сознательная мозговая активность, которую мы воспринимаем как мысли и эмоции, отличается от бессознательной мозговой активности и как они взаимодействуют. Согласно модели Макфаддена, наши сознательные мысли состоят из колебаний распределённого ЭМП мозга, своего рода локальной радиосети с низкой мощностью. Подсознание, контролирующее автономную деятельность, такую как ходьба или балансирование на стуле, связано с нейронными путями в самом мозге, которые взаимодействуют с электромагнитным полем при принятии сознательного решения.
      Из этого примера я извлекаю массу проблем. Первая и основная, это определение бессознательной всей совокупности жизни человека до возникновения новой ситуации. Такое мнение делает из человека робота-автомата. С другой стороны, что все-таки управляет его действиями, которые им не осознаются, до возникновения новой ситуации? Не говорится ли здесь о том, что у человека вовсе нет сознания, что сознание возникает лишь в новых ситуациях, тогда как во все остальное время оно отсутствует? Ведь оно пробуждается откуда-то при внезапном появлении ребенка на дороге! Я исключаю из примера Макфаддена словосочетания "не осознавая этих действий" и "контролирующее автономную деятельность" (как может нечто контролировать то, что его произвело?). Я же повторяю, всё связано со всем, и потому материально!
      Теории ЭМП сегодня широко распространены по причине того, что они разрешают проблему каузальной зависимости импульсов друг от друга. Такая зависимость приводит к разрыву в темпоральном логе (временном интервале) прохождения сигналов по нервным каналам к мозгу. Задержка в этом канале и означает априорное наличие бессознательных первоначальных импульсов, которые позже (после обработки мозгом) становятся сознательными. Такое мнение меня решительно не удовлетворяет по следующим основаниям. Указание на мозг как орган, производящий ЭМП, является неверным решением проблемы сознания. Во-первых, такое поле не покрывает все тело объекта, а способно лишь сформировать нимб вокруг головы человека. Во-вторых, что исходит из первого, проблема задержки во времени не разрешается, а усугубляется тем, что предполагает обратное течение (физический рефлекс) от мозга по нервным каналам к органу, который должен произвести ответную реакцию (действие). В-третьих, такое ЭМП оказывается просто модной надстройкой над механистической концепцией сознания. В-четвертых, теория мозговых ЭМП не учитывает (даже, аннигилирует) важность определения сознания не только у людей, но и нечеловеческих объектов, в том числе и наравне с ними.
      Поэтому я оставляю в силе теорию ЭМП с той лишь разницей, что не отождествляю ЭМП с сознанием и доказываю, что ЭМП производит тело-объект целиком, а не его головной мозг или какой-либо другой орган тела-объекта. Также я не согласен с утверждением Макфаддена о том, что ЭМП сознания производится электрическими разрядами отдельно взятых нейронов. Такое формирование ЭМП сознания довольно-таки громоздко и сложно вписывается в теорию отношений сознательного с бессознательным, потому что теория подсознания Макфаддена имеет линейную природу последовательности возникновения импульсов. Какой импульс разряжается раньше, а какой позже? И самое главное, где находится источник электричества, который снабжает электрическим током нейроны (они, кстати, выполняют здесь функции конденсатора)? Солмс, к примеру, указывает на то, что источник электричества находится вне человека [3, 359]. Как он это себе представляет, я не знаю. Ведь доселе нет технологий передачи электричества по воздуху. Конечно, источник питания находится в теле-объекте. Для доказательства этого пункта я буду использовать физическую теорию циркуляции электрических жидкостей Франклина, а также вкупе с нею гидродинамическую модель силовых линий Максвелла, который уподобил их трубкам с идеальной несжимаемой жидкостью.
      
      II.II. Циркуляция электрических жидкостей.
      Человеческое тело (как и любой объект сущего) - это замкнутый контур, внутри которого циркулирует "электрическая жидкость" (Франклин), - кровь, лимфа, плазма, вода, кислоты и пр. Вены, артерии, сосуды, капилляры, колбочки в зрачках, слой гиподерма и пр. являются проводниками. Циркуляция по-другому называется течением, протеканием, истечением. По венам и артериям внутреннего контура тела-объекта как по проводам, по которым протекает электрический ток, течет электрическая жидкость (ЭЖ), которая создает вокруг сосудов-проводов магнитное поле (Эрстед) и теплоту (М. Ломоносов). Получающееся здесь ЭМП я и называю ЭМП всего объекта.
      Физик Бенджамин Франклин разработал теорию электричества, где он рассматривал движение электричества подобно движению жидкости, которая как бы перетекает от одного тела к другому. Где ЭЖ больше - оттуда она течет в ту сторону, где ее меньше. Он назвал тела с избытком ЭЖ положительно электризованными, а тела с недостатком ЭЖ - отрицательно электризованными. Положительный заряд перетекает, словно через систему сообщающихся сосудов, от одного заряженного тела с избытком к другому заряженному телу с недостатком. Если Франклин говорил об одной жидкости, то Роберт Симмер доказывал существование двух жидкостей - отрицательно заряженной и положительно заряженной. В одном проводе протекание ЭЖ происходит и от "+" к минусу и, наоборот, от "-" к плюсу.
      Итак, по проводникам нашего тела (замкнутого контура) вертикально как по вольтову столбу протекают две ЭЖ: одна поднимается вверх, - назовём её flux, другая опускается вниз - reflux. Кровь, являющаяся ЭЖ, протекая по венам, артериям, сосудам (проводам), оказывается окруженной магнитным полем: "любой проводник, по которому идет электрический ток, оказывается окруженным магнитным полем" (Эрстед).
      
      II.III. Флюкс и Рефлюкс.
      Роль головного мозга. Мозг, по Аристотелю, - не орган психики, а аппарат, охлаждающий жар крови. М. Солмс говорит: "Мозг излучает собственный жар" [3, 160]. Я же добавляю к этому, что сам по себе мозг - это литораль, он функционирует по законам притока (flux) и оттока (reflux) ЭЖ (крови). ЭЖ по двум сонным артериям и двум позвоночным артериям флюксирует к мозгу, а по двум яремным венам рефлюксирует от него.
      Со слов Р. Брассье "в когнитивной науке П. Черчленд предлагает нейрокомпьютерный подход к определению психологических функций, который отличается от подхода "сверху вниз" (top-down), основанного на лингвистическом поведении в качестве парадигмы. Она придерживается подхода "снизу вверх" (bottom-up), который направлен на переход от нейробиологически реалистичных моделей рудиментарного сенсомоторного поведения к более сложным разновидностям лингвистически опосредованной когнитивной деятельности" (Nihil Unbound, 1.4). По поводу современных флюксовых стратегий bottom-up можно ознакомиться здесь: https://shtab.app/blog/stratieghiia-bottom-up-kak-nie-upustit-proryvnyie-idiei-i-stat-ghibkoi-komandoi/
      Для справки. Приливы и отливы в природе создают альтернативные источники электроэнергии. А сами они в свою очередь вызваны гравитационным воздействием Луны. Если представить тело человека подобием гидромагнитного динамо или как динамо-машину с самовозмущением (применительно к гипотезе объясняющей происхождение магнитного поля земли), то вырабатываемое телом-объектом электромагнитное поле посредствам циркуляции ЭЖ, и есть такое подобие. В нашем случае мозг получается аналогом приливной миниэлектростанции. Аналогий с жидкостной темой также масса. От воды Фалеса через "Дух Божий носился над водой" [Быт. 1:2], сосудами с идеальной жидкостью Максвелла, до водянистой материи - первичного интенсионала - Чалмерса и околоводного серого вещества (ОВСВ) - источника возбуждений и интенциональности, - Солмса.
      В связи с тем, что ЭЖ циркулирует по организму постоянно, то ЭЖ и ЭМП обладают только им присущими физическими характеристиками. Эти характеристики, зависят от анатомии физического тела (проводника) и состояний его органов (декодирующих устройств). Изменения в циркуляции ЭЖ по внутреннему контуру тела вызывают изменения и в ЭМП. Например, переход тела из вертикального положения в горизонтальное положение сопровождается возмущением желания спать и дальнейшего состояния сна.
      Я убежден в том, что все имеющие тела в природе формами отличаются друг от друга и имеют свойственные только им пространственные характеристики. Из этого следует, что мы имеем в наличие индивидуальные характеристики циркуляции ЭЖ, которые могут быть выражены через ЭМП за пределами теории разбивки единого фрегеанского интенсионала, представленного Чалмерсом: "Единый фрегеанский интенсионал разбивается на две части: первичный интенсионал ("водянистая материя"), фиксирующий референцию в актуальном мире, и вторичный интенсионал ("Н20"), указующий референцию в контрфактических возможных мирах и зависящий от положения дел в актуальном мире" [1, 87].
      Далее. Горизонтальное течение ЭЖ в телах отличает [сознание] животных от [сознания] человека. У животных, передвигающихся на четырех лапах или ползающих, плавающих, другое сознание, поскольку в основном развито горизонтальное протекание ЭЖ по контуру тела, что создаёт не большое магнитное поле и не актуализирует в сознании другие виды производства электричества. У горизонтальнотелых нет рефлюкса, ибо имеет место рефлекс - ответное отражение, - не создающее ускорение собственной массой, как это происходит в вертикальном рефлюксе сверху вниз. Поэтому рефлюкс в теле человека радикально отличается от рефлексов животных. У последних мы не можем обнаружить свойств притоков и оттоков в виду горизонтального расположения их тел; в таком положение возможны лишь отражения (рефлексы).
      Ученые из Мичигана открыли ионные жидкости, которые проявляют пьезоэлектрический эффект. Этими данными ученые поделились на страницах портала Physical Chemistry Letters. Электричество здесь возникает при сжатии жидкости. При приложении силы на жидкость, находящейся в сосуде, создаётся потенциал. Величина потенциала прямо пропорциональна приложенной силе. Рефлюкс электрической жидкости, таким образом, создает электрическую напряженность, например, в ногах, в сосудах нижних конечностей или в гениталиях, где жидкость сжимается.
      Является ли течение ЭЖ объекта (а мы полагаем, что ЭЖ разлита по всему бытию мира и протекает в любом объекте) постоянной по своим электрическим параметрам? Постоянство электрических характеристик ЭЖ имеет краткосрочный характер. Оно может быть выражено лишь определенным диапазоном. ЭМП объектов также изменяемо и не постоянно. Во-первых, если мы имеем в виду человека, то внешне человеческое тело постоянно изменяется. Младенца пеленают по рукам и ногам. Большую часть времени он проводит в горизонтальном положении. Электрическая жидкость циркулирует по внутреннему контуру тела, находящемуся в абсолютном покое. Здесь отсутствуют флюкс и рефлюкс. Развиваются животные рефлексы.
      С переходом в вертикальное положение циркуляция ЭЖ принимает вертикальный, гиперактивный характер. Возникают флюксы и рефлюксы, возмущение которых соответствуют магнону (спиновой волне), где нарушение магнитного порядка не локализуется, а распространяется в виде волны. "Поднятие правой руки" возбуждает (изменяет) циркуляцию ЭЖ и производит возмущение в ЭМП. У этого возмущения имеются свои технические параметры и свойства. "Мозг" руки ставит метку с этими параметрами, а приток (флюкс) этого самого возмущения в мозг формирует в ЭМП идентификатор "движение правой руки вверх". Когда человеку понадобится поднять правую руку вверх, то он способен это сделать двумя способами: 1) за пределами мозга, если нет времени для обработки внешнего импульса и 2) при наличие темпорального лога для актуализации движения или, если инициатором поднятия руки является сам мозг, то мозг создаёт возмущение соответствующего параметра и рефлюксом направляет его к нервным окончаниям руки. Это возможно потому, что по проводнику в одно и то же время протекает две ЭЖ. Поэтому параметры и свойства возмущения сохраняются в двух течениях, в двух мирах - материальном и нематериальном.
      Говоря, например, о "желтом" или "красном" мы имеем в виду желтые или красные вещи, к которым слова "желтый" или "красный" относятся как атрибуты, действительно имеющемуся в природе предмету. На основе целого ряда сходных примеров мы мысленно соединяем это понятие с чем-то материальным, т.е. вещность предиката дана, собственно говоря, априори; следовательно, имеется причина для образования предиката; сам же предикат есть следствие этой причины. Опускаясь ниже по ступени родовых понятий, мы приходим к понятию "цвета", здесь, все еще чувствуется вещность, которая потеряла свою определенность, или конкретность, но все же представляемость совсем не утеряна, а стала более абстрактной, хотя и тесно связанной с возмущением ЭЖ, сигнализирующим в ЭМП. Когда же мы говорим о возмущении ЭЖ, тогда исчезает и характер вещности, или предметности, а также теряется свойство представленности, поскольку переживание цвета вызвано определенной частотой возмущения в ЭМП. Параметры этого возмущения - частотная и амплитудная модуляции, мощность, напряжение, - определены для каждого цвета. Интенсивность возмущения и указывает на переживание соответствующей окраски, и мы имеем жёлтое или красное переживание.
      Flux - это аффект возмущения ЭЖ и ЭМП. Он произведен сердечным толчком, усиленным силою сжатия, получаемого от рефлюкса. Сознание, что очевидно, функционирует на обоих течениях, которые составляют циркуляцию. На фазе рефлюкса, например, хочется спать. Особенно, когда солнце клонится к закату. Разогревшееся циркуляцией крови тело уже меньше получает тепла. Температура окружающей среды понижается, от мозга оттекает ЭЖ, и на человека наваливается усталость. Ему необходим покой и сон. На небе появляется луна, которая потребляет тепло с поверхности земли, замедляя активную жизнедеятельность. Человеческое тело принимает горизонтальное положение. ЭЖ все медленнее циркулирует по кровеносной системе, опуская его в невесомость сна. Сознание заснуло, но не перестало функционировать. Рефлюкс продолжает себя за пределы мозга и биологического тела со всем его эмпирическим опытом, оттекая в прошлое, в мир Морфея.
      Флюкс - это приток, прилив, течение заполняющее ЭЖ практически всё, что есть и проникающее во все отверстия и щели. В своей крайне точке он связан с апокалипсисом посредствам потопа. В социальной и политической жизни он производит активность "на гребне волны"; он несет на себе человека и выбрасывает его на берег. Это сила броска. Она как бы швыряет его от себя, отталкивает. Флюксы разнообразны по форме и одинаковы по содержанию. Такова основа иллюзорности флюксов. Субъект уверен, что занимается массою различных дел, но все они различны лишь по форме, содержание у них одно и то же. С этой фикцией, иллюзией, однако, вполне можно смериться, решительно не обращая на это внимание.
      Объект великолепно умеет перепрыгивать с волны на волну, избегая рефлюкса, даже не сталкиваясь с ним в своей жизни. Он ловит эти волны, как ловит волны радиолюбитель. С опытом он легко угадывает, когда пойдёт на спад волна, на которой он сейчас находится, и когда пойдет другая волна в полной своей силе. Он с постоянною жаждою ожидает магнона и практически всегда оказывается верхом на ней, используя её силу в своих интересах. Он нутром понимает, когда пришло время соскакивать с волны, сила которой только начинает уменьшаться. Но соскакивать он должен не абы куда, а на другую волну, которая набирает силу. У флюкса есть один неприятный нюанс - нельзя останавливаться или совершить ошибку при соскоке с волны. В этих случаях субъект сразу оказывается подхваченным силой рефлюкса.
      Рефлюкс - это отток, отлив, течение, увлекающее за собою под толщу воды всё, что есть, что попадает под действие его силы. Он подобен воздействию, какое оказывает магнит на железные тела. Магнетизм рефлюкса - это то, что удерживает сознание.
      В вопросе строительства новой формации нужно иметь у себя в арсенале две эти силы. При помощи флюкса возможно снести старое и построить новое. Однако невозможно очистить место сноса и удержать построенное. Рефлюксия безжалостно очищает поверхность мира, да и сам мир, который попал в зону исторического рефлюкса - декаданс, нигилизм, пессимизм - это формы рефлюкса.
      
      Категории Потока:
      
      No п\п Флюкс Рефлюкс
      1 Отталкивание Притяжение
      2 Тепло Холод
      3 Положительное Отрицательное
      4 Вверх Вниз
      5 Нечетное Четное
      6 Мужское Женское
      7 Белое Черное
      8 Доброе Злое
      9 Полезное Вредное
      10 Светлое Темное
      11 Сухое Влажное
      12 Избыток Недостаток
      
      
      I.III.I. Физическая концепция лени
      Физическая модель сознания объясняет материальное основание лени. Она (лень) уже не психический феномен сознания, а конкретный телесный аффект, физико-химическое основание которого налицо. Однако мы уже знаем, что рефлюкс, хотя и каузально сопричастен лени, но лишь постольку, поскольку лень сопричастна катарсису.
      У катарсиса множество самых различных интерпретаций. Мне же любопытно его изначальное значение, а именно очищение организма от жидкости. Это "очищение" по природе своей рефлюксивно. В "Поэтике" Аристотеля катарсис есть эстетическое чувство, возникающее под воздействием искусства. Диспозиция наблюдателя здесь должна иметь огромное значение. Представим себе нас самих в качестве наблюдателей. Флюкс и рефлюкс оказываются тем, что протекает от нас, поскольку мы в диспозиции считаем самих себя началом Потока, истоком истечений, эпикуровых видностей, смотрящими внутренними переживаниями сознания в след потока сознания. Мы располагаем себя до циркуляции ЭЖ, до всякого сознания, в бессознательном, бытие которого не признаем. Вопрос теперь не стоит о том, достигает ли поток ЭЖ определенных потоковых меток, потому что этот вопрос ставится в локации философии доступа к объектам, вещам, самой реальности. Вопрошание естественным образом уперлось в извлеченную нами проблематику досознательной диспозиции субъекта. Что представляет собою такая диспозиция?
       Из досознательной диспозиции следует неадекватность отсюда проистекающей когерентности, потому что флюкс и рефлюкс не могут быть когерентными друг другу за пределами общего для них ЭМП; когерентными могут быть их электромагнитные поля, в которых возникают электромагнитные возмущения. Но что или кто произвел воздействие на ЭЖ так, чтобы оно возмутилось?
      Самопроизвольно катарсис возникает в рефлюксе, сформированным искусством или творческим актом, который обязательно принадлежит рефлюксивному сознанию и поэтому имеющий амбивалентную природу - смыслов много, смысла нет. Диспозиция наблюдателя в мозге, например, фиксирует два глубинных смысла - флюкс и рефлюкс, где, как мы заметили выше, рефлюкс наблюдается точно так же, как и флюкс. Т. е. такая диспозиция относительно, по крайней мере, состояния флюкса имеет ошибочное представление, порождает иллюзорность, поскольку она наблюдает явление задом наперед. Но способно ли сознание организовать две противоположные диспозиции - вверху и внизу? Может ли наблюдатель располагаться (иметь диспозицию) не в мозгу, а в другом месте тела, в гениталиях или пятках? У субъекта, например, постоянно немеет левая нога. Логично было бы утверждать, что диспозиция в левой ноге утверждает наличие рефлюкса фактом его отсутствия. Так, к примеру, наличие в мозгу рефлюкса и отсутствие флюкса приводит к кратковременной потере сознания, вазовагальному обмороку (вызывается сокращением кровоснабжения мозга [3, 123]).
       Происхождение лени мы теперь можем смело увязывать с материалистическим основанием. Причина её - физический рефлюкс. Быть на стороне рефлюкса означает и физическое происхождение лени, её физическое присутствие в теле. Нет надобности в нематериальном осознании лени, достаточно физического рефлюкса ЭЖ.
      Если флюкс и рефлюкс - это две субсистенциальные формы, производящие циркуляцию одного и того же потокового сознания, которое постоянно присутствуют в наличии и прекращаются вместе с прекращением циркуляции ЭЖ, то почему состояние рефлюкса сопровождается ленью? Есть мнение о том, что лень краткосрочное состояние любого субъекта. Конечно, рефлюкс скоротечнее флюкса. Он быстрее осушает головной мозг, чем флюкс его обогащает ЭЖ. При этом катарсис в виде аффективного состояния концентрируется в паховой зоне гениталий и в зоне желудочно-кишечного тракта, куда рефлюксирует кровь, возмущая при этом чувство голода и сексуальное либидо.
      Однако при лени тело много времени проводит в горизонтальном состоянии. А в этом состоянии флюкс и рефлюкс уравновешиваются, их волновые возмущения становятся когерентными, производят интерференцию. Это физическое положение тела и есть физическое состояние лени. При этом лень изменяет сознание, низводит его до естественного животного состояния, уравнивает с младенческим детством. Лень теперь есть невозможность сопротивлению магнитному воздействию извне. Рефлюкс обладает большею силою в конце своего потока, а флюкс - вначале. Кинетическая энергия рефлюкса с одной стороны придавливает к поверхности, с другой стороны, устремляется в сторону внешнего источника магнетизма, будто некоторая сила держит его в нижней точке рефлюкса. Её (силу магнетизма) нужно уподобить метафизическим рукам бытия, удерживающим объект от активной жизненной позиции - флюкса.
      
      
      
      III. Узел связи
      II.I. Общие замечания
      Сознание есть узел связи, организующий устойчивую связь между объектами. Описанное выше циркуляционное потоковое сознание (ЦПС), основанное на течении ЭЖ, как понятно, не пригодно для того, чтобы выступать узлом связи, хотя, с другой стороны, такая возможность у объектов должна присутствовать.
      Один из фундаментальных вопросов о сознании, известный как проблема связывания, Макфадден иллюстрирует взглядом на дерево. Большинство людей, говорит он, если их спросить, сколько листьев они видят, ответят "тысячи". Но нейробиология говорит, что информация (обо всех листьях) разделена и рассеяна между миллионами далеко расположенных друг от друга нейронов. Исследователи пытаются объяснить, где в мозге все эти листья соединяются, чтобы сформировать осознанное представление о целом дереве. Вопрос иначе звучит так, как наш мозг связывает информацию, чтобы сформировать сознание? Макфадден объясняет, что каждый раз, когда срабатывает нерв, электрическая активность посылает сигнал в электромагнитное поле мозга. Но в отличие от одиночных нервных сигналов, информация, которая достигает электромагнитного поля мозга, автоматически связывается со всеми другими сигналами в мозге. Электромагнитное поле мозга выполняет связывание, характерное для сознания.
      Но в Пермском Политехе, например, провели эксперимент обнаружения хаос-ритмов электромагнитного поля всего человека, а не только его мозга. В ходе эксперимента ученые вычислили воздействие, которое оказывает внешнее электромагнитное поле (ЭМП) на ЭМП человека. "При воздействии внешнего ЭМП с соответствующими параметрами возникает достаточно резкое изменение ЭМП (биологических систем - прим. моё С. Р.): наблюдаются как спады, так и всплески с минимальным значением D = 2,4329 и максимальным D = 2,5588. То есть экспериментально полученный хаос-ритм показателя Хаусдорфа подтверждает возможность изменения ЭМИ биологических систем под влиянием внешнего ЭМП /.../ В целом можно сделать вывод, что значения показателя Хаусдорфа, а также колебательные характеристики хаос-ритмов дают возможность, во-первых, констатировать наличие "закономерного" хаоса в принятых электромагнитных излучениях, а во-вторых, характерное изменение структуры этого хаоса при действии ВИ ЭМП (внешнего информативного электромагнитного поля)" [5].
      Философ Уилфрид Селларс охарактеризовал цель философии стремлением "понять, как вещи в самом широком смысле этого слова связаны друг с другом в самом широком смысле этого слова". Материалистические теории сознания, куда мы включаем всю массу научных теорий в основном группирующихся вокруг тела как основного органа сознательной активности (по Томасу Нагелю всякое сущее обладает сознанием), грешат проблемою, скажем, экспериментального вычисления показаний, снятых с активности сознания и указывающих на эту активность как на коррелят. Проблема заключается в идентификации самих этих показаний.
      Я далее буду описывать объект как приёмо-передающее устройство (ППУ), которое передаёт, принимает, хранит и обрабатывает данные. Главным условием работы ППУ являются наличие другого такого же ППУ, с кем оно организует связь (обменивается данными). Сама по себе связь их возможна в силу, скажем, замкнутости цепи. По этому признаку мы можем с уверенностью предположить, что не бывает индивидуального одного единственного ППУ; их, как минимум, должно быть два, и они должны располагаться в среде, которая является проводником данных, или эти два устройства искусственно организуют между собою "проводной" канал связи (силовую линию). Такое предположение не учитывает все-таки наличия ППУ.
      Нашим устройствам для того чтобы функционировать необходимы данные, которыми они будут существовать как огонь существует дровами, принимать и передавать их, используя различные каналы связи. В свою очередь для этого устройства должны обладать одинаковыми тактико-техническими характеристиками (свойствами), посредствам которых они способны устанавливать друг с другом связь (замыкать цепь).
      Так вот проблема измерений возникает по факту добавления в замкнутую цепь, организованную несколькими объектами, третьих лиц. Что означает принятие телефонного сигнала? Это не просто наличие внутри устройства электрического сигнала. Мы видим колебания стрелки аналогового прибора или сигнализацию светодиодами на цифровых панелях или слышим звук зуммера. Сама эта сигнализация говорит о наличии сигнала внутри устройства. Однако сигнал не звучит словами (мы допускаем пока отсутствие динамика). Чтобы услышать звуки и слова, нам нужно приложить трубку к уху - продлить цепь до оконечного устройства, которое декодирует сигналы, преобразуя их в символы и. т. д.
      Таким образом, получается, что интерпретация принятых сигналов (данность) зависит от третьего лица, не достигая истинных параметров данного сигнала.
      Доказательство. Если мы в канал связи между двумя устройствами внедрим другие устройства, например, подслушивающее устройство (третий телефон), осциллограф и компьютер с программой преобразования аудио сигнала в текст, то мы получим три различных результата (данные) одного и того же данного сигнала: речь, графики электрических волн и текст. Мы полагаем, что по кабелю протекает сигнал, параметры которого позволяют преобразовывать его в текст, звук и электрический график. Следовательно, сигнал имеет множество данных, хотя по факту он представляет собою электромагнитную волну, что позволяет цвета и звуки выражать друг через друга.
      Для справки. В человеческом глазу имеется три нервных рецептора, настроенные на три первичных цвета - красный, зеленый и голубой, а весь спектр света состоит из шести цветов; к первым трем добавляется - оранжевый, желтый и фиолетовый. Звучание нот имеет свое соответствие определенному цвету: первичные тона, составляющие мажорное трезвучие до, ми, соль, соответствуют красному, желтому и голубому цветам. Остальные ноты: ре - оранжевый, ля - индиго-пурпурный, си - фиолетовый, фа - зеленый. Поэтому один сигнал может быть выражен различными данными. Либо, если он имеет один параметр, то этот параметр необходимо преобразовывать в различные данности.
      Другое предположение говорит о том, что суть дела состоит не в свойствах сигнала, а в субъективных свойствах субъектов (декодирующих устройств). Именно эти свойства и позволяют им преобразовывать сигнал с одними данными в символы с другими данными. Пока я остановлюсь на втором предположение, потому что, если мы не будем использовать декодирующие устройства, то в канале связи будем слышать шумы, сплошной или прерывистый тон, или бульканье как в засекреченном канале связи. Поэтому благодаря декодерам у устройств возникает способность перевода сигнала в данность. Здесь дело не обходится без затруднений, поскольку в таком случае условно красный сигнал устройства воспринимали бы каким угодно цветом.
      Помимо оконечных устройств, связанных каналами связи, необходимым условием для передачи сигнала является не только наличие данных, но и среды, в которой эти данные передаются. Такими средами являются физические носители (провода, кабеля, шнуры и другие), воздух, слои атмосферы (тропосфера, ионосфера), жидкость (вода), земля; т. е. то, что называется токопроводящими телами (проводниками). По всем этим проводникам передаётся всего лишь один вид возмущений - электромагнитная волна. Электрический ток, например, протекают лишь в физических средах - проводах, воде, земле; радиосигнал передаётся волнами по воздуху, поэтому он не имеет строгой направленности, расходится от антенны кругами; вч-излучение радиорелейной станции тоже распространяется по воздуху, но имеет строгую направленность на другую станцию, расположенную в зоне прямой видимости; направленность эта создаётся обращением оконечных устройств друг к другу.
      Если в описанной проводной схеме связи мы наблюдаем конкретную связь между устройствами, то радиосвязь уже предполагает наличие неограниченного круга устройств, способных по своим техническим свойствам принимать радиосигналы. И здесь мы говорим, что свойства эти должны быть у всех оконечных устройств тождественными. Однако проблематично выражать сознание замкнутой цепью, состоящей из материальных модулей - тиристоры, резисторы, конденсаторы и другие. Возможно, конечно, память означить конденсатором, мозг микросхемой, а кожу резистором, но этого будет достаточно для описания человека-робота, и не достаточно для описания сознания, потому что мы выше говорили, что для сознания необходимым условием являются наличие окружающей среды, отличной от человека и даже чуждой ему, и других ППУ.
      Если мы примем проводную схему организации связи, то у нас возникнут следующие проблемы: Во-первых, для организации такой связи понадобится довольно-таки громоздкий коммутатор, который работает в паре с еще более громоздким кроссом каналов, с модулем, где происходит коммутация входящих каналов с внутренними каналами. Во-вторых, такая схема не учитывает приём сигналов напрямую не передающихся на устройство, протекающих за пределами канала связи, но включаемых в общую схему работы сознания зачастую фальсифицируя принимаемые и передающие данные.
      
      II.II. Связь внутри множественного тела
      Одним из основных пунктов научной теории сознания является утверждение, что сознание имеет эндогенную природу, следовательно, существует "в теле" субъекта. При этом всё тело принимается за объективно одно тело. Даже, когда мозг подробно разбирается на элементы разума, сознания, управляющего всем телом, сам он не выходит за пределы индивидуального одного объекта-тела. Я не придерживаюсь такой позиции. Всякое тело-объект - это множественное тело, субсистирующее на основе технологии блокчейна. Каждый орган тела - это узел связи в миниатюре, имеющий в своем составе аппаратные комплексы и командно-штабные машины, организующие связь вынесенных в поле объектов с внутренними аппаратными комплексами обработки и хранения данных. Здесь и действует циркулярная связь. Об этом нам много расскажут узкие специалисты в своих областях, например, медики. Гепатолог много чего расскажет о печени; она для него отдельный орган, который связан со всеми другими определенным образом.
      К краткому примеру возьмём человеческую руку. О том, что это отдельный объект рассказывают и архитекторы, и художники, и философы, и педагоги. Вот далеко не исчерпывающий тему рук список литературы, посвященный человеческим рукам: книга архитектора Юхани Палласмаа. Мыслящая рука [7] с многочисленными ссылками на первоисточники, касающиеся темы руки как отдельного объекта; М. Хайдеггер. "Что зовется мышлением?" [8]; Ж. Деррида. "Geschlecht II: Рука Хайдеггера" [8, 263-313]; В. Подорога. "Вопрос о вещи. Опыты по аналитической антропологии" [9, IV Во славу руки! п. 44, пп. 47-49, 52, 85 "Отказ от руки", пп. 87-93]. О "связи руки с головой" говорится в книге Р. Сеннета "Мастер" [10]. В своей книге "Множественное тело" А. Мол доказывает, что единое связное тело - это не данность, а результат конкретных действий, различных представлений.
      Рука человеческая и в самом деле является отдельным объектом. Она эволюционировала. Когда человек выпрямился, отделившись от животного мира, он высвободил свои руки, они стали свободными руками, чего мы не наблюдаем у животных. Руки человека вращаются во все возможные стороны, поэтому ими строилась и строится современная цивилизация. Но еще одним эволюционным преимуществом руки человека над лапами животного стал большой палец, который эволюционировал в другую сторону (физиологический диверсус) от остальных пальцев кисти. Никто не знает, чем был вызван этот эволюционный глюк в руке. Однако он способствовал превращению кисти в универсальное средство, могущее не только хватать, бить, раздирать, но и давать, одаривать, творить, организовывать связь жестами на расстоянии. Современная эпоха - это эпоха большого пальца. Им люди большую часть времени своей жизни водят по экрану смартфона. Тема человеческой руки неисчерпаема и требует отдельного исследования. Сказанного достаточно, для того чтобы понимать, что такое множественное тело, исходя из материалистической трактовки субсистенции.
      Циркулярная связь внутри множественного тела организуется между органами-объектами, которые выступают целостными аппаратными комплексами (АК), имеющими в своём распоряжении различные устройства обработки информации. На базовом уровне все сигналы передаются потоками ЭЖ по проводам-сосудам. Везде, где есть проводник ЭЖ, возникает ЭМП. Общее ЭМП тела-объекта разлито вокруг всего тела, концентрируется на коже, которая является антенным полем (АП), где антеннами являются волосы. Так, например, звуки низкой частоты слышат не уши, а кожа на ногах; чем волосатее ноги объекта, тем лучше он слышит звуки низкой чистоты; современные исследования кожи говорят о том, что кожа не только слышит, но и видит, и обладает вдобавок к этому массою других способностей, одною из которых является способность принимать и передавать сигналы тела [11]. Кожа организует тактильную связь между телами - кожа-к-коже, вторая кожа. Если руки и тело эволюционировали, то кожа, как пишет Й. Адлер, осталась прежней, как тысячи лет назад. Потому что в ней заложен ген защиты внутренних органов тела от воздействий внешней среды.
      Нам недостаточно отдельно взятого субъекта, для того чтобы объяснить физиологию сознания. Если представить себе субъекта, окруженного пустотою, то утверждать о наличии у него сознания даже теоретически будет проблематично, скорее всего, невозможно по причине отсутствия необходимости в функции связывания. С другой стороны, наука упорствует именно в таком описании субъекта, поскольку она умудряется каким-то образом отыскивать сознание именно в таком положение, как это делает феноменология, заключая внешний мир в скобки. Непонятно, правда, заключает ли она в скобки прошлые и будущие миры конкретно взятого субъекта, которого она окружает актуальной пустотою.
      
      II.III. Организация внешних связей
      
      "Связь, - говорит профессор А. С. Чупров, - это характеристика буквально связанных между собою вещей, а отношение - это характеристика вещей, отделенных или отъединенных одна от другой, существующих относительно самостоятельно, как бы независимо друг от друга. И если связь как единение есть покой, а для всего живого - некое успокоение и умиротворение, то отношение как результат разъединения всегда характеризуется каким-то напряжением (в кинематике и электродинамике - определенным энергетическим потенциалом), а в живом организме - потребностью в целостности, жаждой единения с тем, чего тебе не достает или (особенно) отнято у тебя" [12]. Я прочитываю словосочетание "жаждой единения", как жаждой организации внешней связи (или связей).
      Для её организации нам понадобится среда распространения радиоволн. Используем схему беспроводной связи. Для нашей теоретической разработки мы будем иметь в виду изотропную среду, свойства которой одинаковы по различным направлениям и которая является не поглощающей средою (радиоволны, распространяющиеся в такой среде, не испытывают потерь энергии). Разумеется, подобных сред в природе не существует. Но это не мешает нам строить свою теорию.
      Проблема No1. Представим узел связи (УС) человеческим объектом типа А, в котором ЭЖ оказывается окруженной магнитным полем, что создаёт ЭМП. Очевидно, технические параметры УС малы, для того чтобы организовать связь с другими УС.
      Решение No1. Объект А представляем в виде приёмной изотропной антенны, расположенной в свободном пространстве. Так же представляем объект Б в виде передатчика, которому нужно передать данные объекту А. Для решения этой задачи объекту Б (первичному источнику) важно знать не форму волнового фронта радиоволны, которую он будет излучать, а значения амплитуды и фазы напряженности поля в точке приема, - на интерьере (on the interior) чего-либо другого [18, 114], - объекта А. Перекладывая математическую трактовку принципа Гюйгенса, сформулированного Кирхгофом, на нашу упрощенную модель запишем, что передающий объект Б (первичный источник) создаст в точке приёма, на интерьере объекта А поле со своей амплитудой и фазой.
      Проблема No2. Нетрудно заметить, что данных одного объекта Б недостаточно для того, что бы он смог сформировать ЭМП на интерьере принимающего эти данные объекте А.
      Решение No2. Если вокруг излучателя объекта Б мысленно проведем произвольную замкнутую поверхность 𝑆, то каждый элементарный участок Δ𝑆 на поверхности 𝑆 можно заменить действием вторичных источников сферических волн. Поле объекта Б будет определяться путем векторного суммирования полей от вторичных источников по всей поверхности 𝑆 [13, 22].
      Вывод. В своей монографии "Субсистенциализм" я говорю, со ссылкой на Хайдеггера, о факте давания-знания-о-себе всеми объектами сущего, включая людей и нелюдей [14, 62]. Я уподобляю давание-знания-о-себе первичным и вторичным источникам излучений. При этом отмечаю, что первичный источник (объект Б) передаёт знание-о-себе (импульс) вместе со вторичными источниками излучений, которые попадают в близкий круг объекта Б - дети, жена, дом, одежда, вещи, запах, жестикуляция, тональность речи, действия, социальное положение, связи, работа и прочее. На интерьере принимающего (воспринимающего) объекта А это множество становится некоторым актуальным единым полем, обладающим определенными характеристиками, чувствительными к организации этой связи. Передача на расстояние этих излучений (даваний-знания-о-себе) для физики не является проблемой. Здесь речь идет о материальности воздуха, который состоит у Максвелла из трубочек, наполненными жидкостью, силовыми линиями по Фарадею: "Это направления, в которых среда испытывает напряжение, подобное натяжению верёвки..." [15, 124]. ЭЖ разлиты по воздуху в виде влажности, тумана, капель дождя, утренней росы, кислорода, пара, испарениями от водных объектов, газа. Поэтому воздух является идеальным проводником электрической жидкости.
      Формирование объектом Б на интерьере объекта А ЭМП со свойственными ему характеристиками говорит о том, что объект А не формирует знания об объекте Б, как доказывает субъективный идеализм, а принимает их от объекта в "готовом" виде. Естественно до объекта А не доходят всё данные-о-себе "запланированные" объектом Б и его вторичными источниками излучения, поскольку окружающая среда влияет на них и имеют место потери при приеме и передачи данных. Этими потерями в моей теории можно пренебречь.
      Для справки. (1) Для того, чтобы объекту Б передать данные с меньшими потерями, ему решительно неважно должно быть качество этих данных. Основным решением этой задачи является расположение передающей антенны выше уровня окружающей среды, в которой наблюдаются помехи. Дать-знать-о-себе, означает, расположение объекта выше других объектов. Так поступают все люди, выступающие с трибун, сцен и из других "высоких" мест, из которых их будет хорошо видно всем. (2) Недавно просмотрел стрим литературного редактора одного издательства. Стрим был посвящен созданию бестселлера. Как оказалось, качество написанного текста не очень кому интересно, поскольку редакторы и корректоры быстро приведут качество текста "в чувство". Главное, где и на каких объектах книга сформирует необходимое (т. е. большое) возмущение ЭМП, пригодное для того, чтобы книгу назвать бестселлером. Всё планирование, все силы направлены именно на другие принимающие объекты. (3) Д. Чалмерс, кстати, также отмечает, что качественные показатели физических волн, полей, токов в теории сознания не имеют значения. (4) Для справки. Человеческий микробиом представляет собою общность микроорганизмов человеческого тела как внутри него, так и вне его. Только каждая четвертая клетка человеческого организма, собственно, человеческая. Остальные 75% всех клеток - это пришлые гости, которые постоянно трансмигрируют в человеческий организм извне. Такая же схема существует и в организации связи даваний-знаний-о-себе объектов, где внешние объекты формируют знания о себе на интерьерах других объектов. То есть, передающий сигнал - это данное знание о себе передающего объекта.
      Продолжим. В момент, когда на интерьере объекта А сформировалось ЭМП с данными объекта Б, объект А, используя свои источники данных, сохраненные его собственными ЭЖ и ЭМП, выносит суждения об объекте Б в амплитудах истинности, ложности или нейтральности (и истинности и ложности). Исходя из этого самого суждения, объект А будет реагировать или не реагировать на принятые данные, исходя из режима связи, установленного между объектами - дуплексного или симплексного. Дуплексный режим предполагает возможность ответной реакции на принятые данные; симплексный - не предполагает. Нейтральный режим здесь не учитывается, поскольку он может быть и дуплексным и симплексным.
      Проблема No3. Из формирования объектом А суждений об истинности или ложности данных проистекает проблема этого самого формирования, а именно каким образом происходит само формирование суждения и зачем приём (восприятие) данных от объекта Б фундируется субъективным суждением истинности или ложности принятых данных, а не истинности или ложности самого объекта А?
      Решение No3. Перед "отправкой" данных объекту А объект Б предполагает, какими будут эти данные на интерьере принимающей антенны объекта А. При этом объект Б не может быть убежден в том, что его давание-знание-о-себе будет воспринято в образе адекватного объекта, потому что этот адекватный объект (публичный образ) сформирован объектом Б. Для объекта А намерения объекта Б иррелевантны до тех пор, пока он не сформирует субъективное суждение относительно этих данных, что и будет являться субъективным качеством опыта. Простое течение ЭЖ, иными словами, не является субъективным опытом. Для того чтоб он стал, необходимо субъективное суждение опыта.
      Вывод. Объект А некоторым определенным образом предустановлен на приём данных от объекта Б. Он для этого имеет технические возможности. Следовательно, объект А уже какой-то, что-то его сформировало. Речь идет о врожденном характере течения ЭЖ в объектах, что Кант назвал трансцендентальной апперцепцией. Я не могу согласиться с наличием вообще такого формата сознания как чистота. Чистое сознание - это пустое словосочетание.
      Представим себе, что во время t в любом месте пространства появляется объект с доминирующим волновым возмущением на флюксе, а во время T с доминирующей волной на рефлюксе. Представим также длину волны равной одним суткам. В связи с тем, что мы доподлинно знаем о свойствах флюкса и рефлюкса, то все время в любых мирах, в которых теоретически возможен поток ЭЖ, определяется t или T. Все значения времени, какими бы они ни были бесконечными, будут стремиться к значениям, соответствующим свойствам флюкса и рефлюкса. Следовательно, ЭЖ будет перетекать в интервале времени от t до T или от тела со свойствами избытка ЭЖ к телу со свойствами недостатка ЭЖ или наоборот. Если объекты А и Б являются телами с избытком ЭЖ, то их связь становится конфликтной, взаимно отталкивающей; если с недостатком ЭЖ, то будет происходить то же самое. Потому что одинаковые объекты будут желать друг от друга того, на что они неспособны в силу своих технических возможностей. Значит, чистого сознания не бывает, оно всегда уже какое-то.
      
      
      Заключительные выводы
      
      Выше я описал теорию потокового и полевого сознаний. Теперь не должно задавать вопрос, зачем течение электрической жидкости по сосудам сопровождается магнитным полем, предполагая под этим вопрошанием известное "зачем физические акты сопровождаются сознанием". Моя теория организации связи уходит от рассмотрения одного субъекта вне его связей со всем остальным, включая и его самого. Конечно, объект, по сути дела, подобен монаде с закрытыми окнами Лейбница, но на организацию связи эта замкнутость влияния не оказывает, поскольку она даже необходима для циркуляции ЭЖ и возникающих при этом магнитных полей. И при этом она не нуждается в посреднике, который будет организовывать эту связь, она всегда в руках сущих объектов.
      ЦТСС является универсальной. В настоящем усеченном виде она не раскрывает всех своих возможностей. Однако их можно предвидеть. Особенно в связи с равнозначным бытием любых вообще объектов, а не только людей. Моя теория сознания объясняет наличие сознания у животных, рек, камней, гор, наций, стран, мировой ядерной войны и пр. Везде, где только и может возникнуть напряженность, имеет место организация связей, следовательно, сознание. Разве, не занимаемся мы организацией связей каждое мгновение жизни? Или разве не этим же самым занимаются деревья, животные или холодильники? Для понимания теории связи крайне важно уйти от доминирования одного вида объектов над другими. В этом деле не может быть привилегированных объектов.
      ЦТСС может быть доступна любому знанию. В неё могут быть имплицированы многие объекты. Самое основное в ЦТСС состоит в том, что циркулярное применительно к внутренней связи объекта-тела означает одновременное. Особенностью циркулярной связи, является автоматическое подключение всех имеющихся цепей всех органов к цепям внутренней связи независимо от того, в каком режиме они работают. Одновременность внутренней циркулярной связи отрицает наличие бессознательного, подсознательного и не сознательного измерения бытия объектов, потому что снимает с повестки "электромагнитные "потенциалы готовности" (readiness potentials), которые предшествуют произвольному движению примерно на секунду" [4].
      Для справки. Макфадден теорией cemi-поля пытается решить фундаментальную для науки, изучающей разум, проблему связывания сознания (the binding problem of consciousness) - как наш сознающий разум объединят информацию, распределенную между миллиардами пространственно разделенных нейронов, для того чтобы создать единство сознательного опыта. Он полагает, что эта проблема его теорией разрешается через посредство методики синхронного возбуждения нейронов, которые "включают" сознательную мысль в ЭМП мозга, когда достаточное для этого количество нейронов возбуждаются одновременно. Как я показал выше, такая архитектура сознательной связи не лишается линейности её организации. Потому что когда импульсы достигают окончания нерва, образовавшийся здесь сигнал передаётся следующему нерву с помощью химических нейромедиаторов и т. д.
      Следовательно, синхронное одновременное возбуждение нейронов может быть хаотическим, спонтанным. Теоретики сознательных полей обходят проблему первичного импульса в среде (поле) в состоянии покоя (или нулевой аффектации). В теории cemi-полей ЭМП создаётся электрическими разрядами нейронов, т. е. оно вторично, следовательно, не учитывает процесса возникновения электрического тока в нейронах головного мозга.
      Макфадден несмотря на то, что эксплуатирует факт потоковой передачи сигналов в виде волн электрически заряженных ионов, все-таки рассматривает это течение как передачу электрического сигнала по нервным каналам (нервам-проводникам). Такой поток не сконцентрирован, как циркуляция ЭЖ, и потому может иметь место только лишь как вторичное аффективное состояние тела, вызванное потоком ЭЖ и ЭМП.
      С другой стороны нейронная (в общем и целом информационно-вычислительная) теория сознания, как я уже говорил, является чрезвычайно сложной конструкцией. В ней получающий нейрон решает, возбуждаться ему или нет, в зависимости от количества "голосов" от возбуждённых вышележащих нейронов. Как это происходит техно-практически неясно. А применительно к проблеме принятия решения и вовсе кажется невозможным. Никакое сущее не способно иметь даже теоретическую возможность выбора, который обеспечивается 100 миллиардами нейронов. Как может человек, например, иметь возможность производить сто миллиардов различных решений?
      ЦТСС уходит от тезы передачи информации от одного нейрона к другому. Возмущение ЭЖ в ЭМП представляет собою трансмиграцию электромагнитной волны через одни формы к другим формам. Трансмиграция (transmigración) данных включает в схему незадействованные напрямую данные, увеличивает скорость реакций, которые здесь стремятся к автоматической одновременности, - что называют бессознательным, - и определяет переход в иную форму данности.
      Эксперименты над сознанием животных, их когнитивных способностей не имеют смысла для экстраполяции их на человеческое сознание и когнитивные способности человеческого мозга, поскольку, как я говорил выше, интенциальность напряженности ЭМП у людей и нелюдей различная. Также другим сознанием обладают машины по причине иного характера выработки электричества. У машины нет сердца, которое обеспечивает поток ЭЖ. То же самое можно сказать и о сознании ИИ, оно, по определению, другое, нечеловеческое.
      Должны ли функционалисты признать, что либо Система наделена сознанием, либо сознание не может быть определено функционально? Функционалисты могут сказать, что система из видеокамеры и компьютера не имеет сознания потому, что она недостаточно сложна. Как только эта система будет настолько сложна, что станет функционально тождественной человеку, воспринимающему и комментирующему воспринятое, то тогда же она и обретет сознание. Однако обратим внимание не тот факт, что для функционирования видеокамеры или компьютера ненужно ничего другого, кроме них самих. Видеокамера с закрытым и открытым объективом будет выполнять одну и ту же функцию, невзирая на то, что в одном случае она снимает пейзаж, а в другом темноту или ничего не снимает.
      
      
      Литература
      1. Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. - М.: УРСС: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013.
      2. Harris A. A Solution to the Combination Problem and the Future of Panpsychism. - Journal of Consciousness Studies, 28, No. 9-10, 2021.
      3. Солмс М. Скрытый источник сознания: В поисках природы субъективного опыта. - М.: Альпина нон-фикшн, 2025.
      4. McFadden J. The Conscious Electromagnetic. Information (Cemi) Field Theory. The Hard Problem Made Easy? - Journal of Consciousness Studies, 9, No. 8, 2002, pp. 45-60.
      5. Алешков А. А., Цветков Г. А. Технология хаос-ритмов в исследованиях собственного электромагнитного поля биологических объектов. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2024; 12 (2).
      6. Палласмаа Ю. Мыслящая рука. - М.: Классика XXI, 2013.
      7. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? - М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006.
      8. Подорога В. А. Вопрос о вещи. Опыты по аналитической антропологии. М.; Изд. Грюндриссе, 2016
      9. Сеннет Р. Мастер. - М.: Strelka Press, 2018.
      10. Мол А. Множественное тело: Онтология в медицинской практике. - Пермь: Гиле Пресс, 2017.
      11. Адлер Й. Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить. - М.: Издательство "Э", 2017.
      12. Чупров А. С. Инвариантность принципов философствования и уникальность философских воззрений. Лит-фил журнал "Топос", 20.12.2024. https://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/invariantnost-principov-filosofstvovaniya-i-unikalnost-filosofskih
      13. Кубанов В.П. Влияние окружающей среды на распространение радиоволн. - Самара: ПГУТИ, 2013.
      14. Ручко С. В. Субсистенциализм. - М.: Знание-М, 2024.
      15. В. П. Карцев. Максвелл. - М.: Молодая гвардия, 1974.
      16. К. В. Анохин. Когнитом: В поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания. ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2021, том 71, No 1, с. 39-71.
      17. Brassier R. Nihil Unbound: Enlightenment and Extinction. PALGRAVE MACMILLAN, 2007.
      18. Харман, Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера. - Пермь: Гиле Пресс, 2015.
      19. Ручко С. В. Впечатления и мышление. Web https://lit.lib.ru/r/ruchko_s_w/text_038120.shtml
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ручко Сергей Викторович (sergey-ruchko@yandex.ru)
  • Обновлено: 13/02/2025. 63k. Статистика.
  • Статья: Философия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.