Творчество Федора Ивановича Тютчева мы невольно начинаем постигать с самого раннего детства, ибо очень много его стихотворений проникают в нашу жизнь вместе с первыми детскими книжками. Поэт удивительно точно мог нарисовать типично русский пейзаж в любое время года.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
************************
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит...
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..
Затем в нашу жизнь приходят философские строки Тютчева, словно высеченные из камня.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..
****************
Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит - и слава богу!
Ведущий
Но у Федора Ивановича Тютчева есть и совершенно изумительная любовная лирика. И причиной появления этих стихов была личная жизнь поэта, удивительна и неповторимая.
Ведущая.
Федор Иванович Тютчев никогда не был особенным красавцем: невысок ростом, тщедушен, один из современников сравнивал его лицо с обликом некой остроклювой птицы. Но женщины его любили за что-то другое, что прорывалось из его души чистыми, завораживающими душу стихами. А еще был великолепный, острый ум, знание большинства европейских языков, обширные познания в философии, истории, культуре.
Ведущий
Со своей первой женой Федор Иванович познакомился в Германии, работая в министерстве иностранных дел. Отгремела первая, несчастная любовь Тютчева. Родители баронессы Амалии Ленгерфельд не одобрили ее влюбленность в бедного молодого человека с отсутствием связей. Впоследствии эта, первая любовь отозвалась одним из самых знаменитых русских романсов: "Я встретил вас - и все былое".
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
И тут в Германии, он встречает ее, Элеонору Петерсон.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой иx пламенно-чудесной,
Когда иx приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенныx ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Появляются два человека в старинных камзолах.
Граф.
Да, странный брак, не правда ли, князь? Вдова, немка старше нашего Феди на четыре года, да еще и четверо детей при ней.
Князь.
Зато как она очаровательна!
Граф.
Но ей уже 26 лет! Уже не молодая женщина.
Князь.
Я просто думаю, что Феде пришло его время. Зов плоти.
Граф.
Ну, вам лучше знать. Вы уже женаты.
Князь
Насколько я знаю, вы тоже собираетесь одеть оковы Гименея.
У Элен, еще, говорят, хорошее приданое.
Граф.
Ну, вам ли об этом волноваться? Ваша Натали, так же, по слухам, тоже принесла в вашу семью неплохой доход. Так ведь, князь?
Князь.
Ну, не без этого. Вот на что наш Феденька будет кормить свое многочисленное семейство? Он внештатный атташе Российской дипломатической миссии, и без протекции. А без нее вы, сами понимаете, карьеры не сделать.
Граф.
Не скажите! Протекция это хорошо, но, Федя не так прост. Такой редкий талант. Шестью языками владеет в совершенстве, философ, блестящее перо, блестящий ум. Чиновник самого низкого ранга, вы это верно заметили, но почему, то именно с ним дружит Гейне и Шиллер, а не с вами? А что же вы умолчали про его первый сборник стихов, который редактировал сам Пушкин? Завидуете? Ваши стихи, насколько я знаю, которые вы скромно подписываете "Князь Московский" никто не печатает, ни один журнал.
Князь.
Ой, только не надо о его стихах. Когда я вижу, как он относиться к своим творениям, я прихожу в ужас. Он раскидывает их по всем комнатам, забывает в кафе, а недавно случайно сжег несколько десятков своих творений, посчитав их черновиками. И меня поразило даже не это, а то, что он отнесся к этому с полным безразличием.
Граф.
Вот! И, скажу я вам, что могу поспорить на ящик "Клико", что наш Феденька далеко пойдет. Если не в дипломатии, то в стихосложении точно.
Мужчины уходят, появляются две девушки в старинных платьях.
Элен.
Натали, вы не понимаете! Я, как лучшая подруга Элеоноры, знаю всю подноготную этого романа. Она влюбилась в него искренне и всей душой. Элеонора, готова умереть за него.
Натали.
Элен, но что она в нем нашла? Маленький, худенький. На птицу какую-то похож. Нет, даже не на птицу, на птенца.
Элен.
Вы с ним просто не говорили ни разу.
Натали.
Нет, а что?
Элен.
О-о! Он может свести с ума одними разговорами. Такой ум! Такая душа! Он притягивает к себе - как магнит.
Натали.
Вы как будто завидуете ей?
Элен.
Что мне завидовать? Я собираюсь замуж, и вы знаете за кого. Кстати, а где наши мужчины? Готова поспорить, что они сейчас тоже обсуждают женитьбу Тютчева.
Ведущий
Шли годы, Тютчев по-прежнему жил и работал в Германии, у него рождались дети, он так же находился на дипломатической службе, но карьера его не шла в рост, и семья все так же нуждался в деньгах. Про его стихи в России начали забывать, но Федор Иванович относился к этому с потрясающим безразличием. Для него главными были политика, судьба России и семья.
Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней -
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать...
Ведущий
Но тут случилось непоправимое. Через восемь лет после начала их брака с Элеонорой Тютчев влюбился еще в одну женщину.
Появляются Князь и Граф.
Князь.
Какая интересная женщина! Что она нашла в нашем Тютчеве?
Граф.
Вы с ней лично не знакомы, нет? Это хорошо.
Князь.
Почему?
Граф.
Ей было бы с вами скучно. Блестящий ум, совсем не женский, прекрасно разбирается в искусствах, философии, знает четыре языка. Прекрасно пишет, в этом она пошла в своего родного брата Пфеффеля, знаменитого публициста.
Князь.
В самого знаменитого журналиста Германии?! Золотое перо Рейна?
Граф.
Да, и она влюбилась в нашего Федю, причем всей душой.
Входят женщины.
Элен.
Натали, я просто обескуражена! Элеонора плачет целыми днями. Она попробовала устроить мужу сцену ревности, даже попыталась заколоться кинжалом.
Натали.
Какой ужас! И что случилось дальше?
Элен.
Кинжал оказался карнавальным, так что она только покорябала кожу. Они рыдали оба, оба просили друг у друга прощения, но... Он так и не расстался с ней.
Натали.
А, правда, что покойный муж этой Эрнестины сам познакомил их друг с другом?
Элен.
Да, и это просто мистика! В Мюнхене, на балу, банкир Дёрнберг, уже очень пожилой человек, подвел к нему свою молодую жену, Эрнестину, ей тогда было всего 22 года, и попросил Тютчева позаботиться о ней. Сам же он сослался на плохое самочувствие и отбыл домой, где той же ночью и умер.