В начале перестройки в Москве плохо убирали мусор, и скоро в городе развелись крысы. В нашем подъезде они прыгали по перилам лестницы, прогрызали ходы из железобетонного подвала прямо на лужайку под окнами. Было непривычно и странно наблюдать, как сама собой вдруг шевелится от чьего-то невидимого присутствия земля. Помню, как я видела крыс, уверенно переходивших Семеновский вал рядом со станцией метро. Потом грызуны ушли в свои подполья и затаились, но стоит только новым социальным потрясениям восторжествовать над установившимся порядком, как они снова могут полезть как грибы после дождя. Одновременно с этим нашествием наблюдалось также и нашествие тараканов.
"Чтобы ты жил в эпоху перемен" - желают злейшему врагу последователи Конфуция. Согласно древней китайской мудрости, это проклятие распространяется на всех за исключением тех, для кого жизнь в такое время не является наказанием. Наша страна, постоянно переживающая перемены, похоже, и есть такое место на планете, где перемены - неотъемлемая часть истории, а население с одной стороны настолько привыкло к ним, что ничему не удивляется, а с другой - настолько устало, что готово терпеть и терпеть, лишь бы только подольше ничего не менялось.
Перемены высвобождают самое низменное и темное, отводят время для приволья и размножения всех тех сущностей, которые работают над утилизацией отходов. На первый взгляд нашествия крыс легко объяснимы с позиции здравого смысла - чем больше мусора и грязи, тем больше пищи для тех, кто всем этим живет. Но это только одна сторона дела. В лихие времена не достает не столько физических, сколько моральных сил, чтобы справиться с тем, чему в новой жизни не уготовано места. В годину масштабных перемен масса отходов, всей этой мертвечины, настолько зашкаливает, что в состоянии подмять под себя все живое. Как будто разлитый в воздухе запах новизны и свежести придает сил и подпитывает противоположный по импульсу запах гнили и разложения.
Когда время застоя истекает и окрашенный в монотонный серый цвет мир разделяется на черный и белый, на минус и плюс, а между полюсами начинает идти ток, все приходит в движение: и светлое, и темное. Новое мироустройство устанавливает новое равновесие, новые границы между противоположностями, пищи для пожирателей отходов становится меньше как в прямом, так и в переносном смысле, и они отступают на прежние позиции.
Рожденный строить ломать не может
Разрушение и созидание всегда стоят бок о бок, чтобы построить новое, надо освободить для него место и предварительно проделать грязную работу - разрушить и переработать, утилизировать старое. Об этом поется в пролетарском гимне Интернационале: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим..." Красиво поется и намерения самые прекрасные - построить новый, радостный и светлый мир. Одно маленькое "но" каждый раз мешает воплощению яркой мечты. Разрушители и созидатели питаются из разных источников и живут на разных и противоположных по знаку энергетиках. Чтобы строить, одних лозунгов и установок недостаточно, нужны профессиональные строители и другие обученные специалисты. Ломать - не строить, и тем, кому выпало ломать, строить не дано и наоборот. Те, кто пришел уничтожить, вынуждены посулами, деньгами или иными средствами подчинить своей воле и заставить работать на себя тех, кто способен на созидание.
Без ночи не бывает дня, без зимы - лета, без смерти - жизни. В этом смысле те, кто разрушает старое, освобождая место для нового, не менее важны и нужны, чем те, кто строит и творит. При любом разрушении неизбежно возникает мусор, грязь, которую необходимо куда-то деть, как-то от всего старого, темного, ненужного избавиться, чтобы оно не мозолило глаза и не мешало построению нового, светлого, прекрасного. Здесь невозможно обойтись без подоплеки, без идейного обоснования того, что можно сломать, а что нельзя, что является ветхим строением, а что памятником культурного наследия; что можно выбросить на свалку и забыть, а что нельзя, потому что оно, как, например, полимеры, будет разлагаться в течение сотен лет и, наводя чистоту в непосредственной близости от своих жилищ, мы взамен получим лишь ее временную иллюзию; кому можно причинить вред и за это ничего не будет, а кому нельзя.
Все должно идти в дело
Когда-то бытового мусора практически не было, все отходы шли в дело, что на удобрение, что на корм скоту, что старьевщикам, которые ездили на лошадях по деревням с ящиком немудреных детских сокровищ: мячиков на резинке, поплавков, ядовито-ярких брошек, заколок, приколок и прочей разноцветной роскоши. Деревенские улицы оглашал их крик: "Старье бррём!". Кости животных, латанная-перелатанная одёжа, сношенная до дыр обувь и дырявые чугуны, все, что уже никак не могло пригодиться в крестьянском быту, детишки загодя припрятывали. И, ожидая своей очереди перед телегой, косились на заветный ящик, прикидывая, во сколько будет оценена их добыча.
В начале перестройки у нас в доме гостили американцы, после них остались наполненные мусором большие пластиковые сумки. Для нас тогда это было чем-то новым. В советское время почти все продукты покупались на вес, практиковалась по преимуществу бумажная упаковка: пакеты и этакие фунтики, кульки из плотной оберточной серой бумаги, почти что картона. Магазинной фасовки в пластик, одноразовых полиэтиленовых пакетов, сумок и контейнеров в обиходе еще не было. По сумме бытовых отходов мы тогда сильно отставали от цивилизованного мира, но быстро наверстали и снова оказались в арьергарде. Мы все еще не сортируем мусор и практически не возвращаем в рецикл то, что ещё можно было бы переработать.
Когда-то и слова не расходились с делами, в семье мужа рассказывали, что его дедушка, как, впрочем, и другие участники рынка, приезжал на Нижегородскую ярмарку не с ворохом документов и с личным адвокатом, а всего лишь с небольшим блокнотом. В него записывалось, сколько товара и какого качества будет доставлено туда, куда обещано и в какие сроки. Того, кто однажды нарушал хоть один из этих пунктов, били смертным боем и с рынка выкидывали навсегда. Больше на ярмарку он мог не приезжать - с ним никто и никогда дела иметь уже не будет. На его деловой репутации ставили крест.
С тачкой жира на плечах
В развитых странах постоянно увеличивается количество тучных людей. Лишний вес во многом возникает от неспособности справиться с отходами, с издержками, только не с физическими, а с идеологическими, моральными, эмоциональными. Эти отходы, эти нежизнеспособные энергетики невозможно оценить и измерить, но от этого их значимость не становится меньше. Хорошо известно, что лишний вес возникает от гиподинамии и переедания, от еды на ночь, от быстрых углеводов - сладкого, мучного, а также жирного, от неправильного сочетания продуктов. Казалось бы, изменить ситуацию очень просто, надо ограничить потребление вредной, неживой пищи, есть побольше сырых овощей и фруктов, больше двигаться.
К сожалению, одних желаний сбросить вес и правильно питаться недостаточно, эти хорошие намерения воплотить не легче, чем лозунги о построении того нового мира, о которым поется в "Интернационале". Наглядная агитация, опасность тяжелых недугов, вызванных нарушением обмена веществ, практически не помогает изменить режим питания. В популярной телепередаче про ожирение в студию ввезли садовую тачку с салом. Авторы хотели испугать гостей студии-толстяков, продемонстрировав им, в каком объеме жира заключен лишний вес одного из тучных участников программы. Правда, требуемого количества килограммов сала не нашлось даже на прилавках целого рынка.
Беда в том, что все большее количество людей просто не может питаться иначе, не может насытиться и расслабиться, почувствовать удовлетворение и покой без привычной обильной еды. Дело еще и в том, что этот их рацион неотъемлемая часть идеологии того общества, в котором они живут. И чтобы похудеть, чтобы избавиться от потребности непрерывно жевать перед телевизором, набивая себя вредной пищей, необходимо сначала от этой самой идеологии отказаться.
Жизнь в долг
О мусоре в обычном понимании этого слова много говорят и пишут. Но его идейной базой является мусор другого рода, тот, с помощью которого происходит засорение мозгов и жизненного пространства. Деньги - вещь понятная каждому, с них и начнем. Ну, например, решил некто купить автомобиль класса люкс, но денег на это у него нет. Он мог бы заработать и накопить нужную сумму, но хочется покататься, причем, сегодня, сейчас, а работать не хочется. Можно взять кредит или одолжить деньги. В обоих случаях требуется выглядеть порядочным человеком, способным и готовым выполнить взятые на себя обязательства. Но есть другое решение - обмануть банк или заимодавцев, внушив им мысль о благонадежности, предоставив подложные документы и гарантии.
Бок о бок с денежным кредитом идет кредит доверия. Рано или поздно обман раскроется, только денег у этой персоны по-прежнему нет и никогда не будет, к тому же он успел скрыться и находится вне досягаемости. Если с него, как говорится, взятки гладки, то, на первый взгляд кажется, что обхитрив всех, он вышел сухим из воды. Однако тот, чьими средствами была реально оплачена та дорогая покупка, вряд ли забудет про свои материальные потери. Мошеннику вдогонку полетят потоки отрицательной энергетики в виде проклятий, злобы, осуждения. Все это - составляющие энергетического мусора, который отравляет все живое и окрашивает мир в черный цвет. Этот негатив необходимо каким-то образом нейтрализовать, иначе, зашкаливая, он начнет тормозить развитие жизни.
Другой пример, дама решила выйти замуж за состоятельного претендента, нашла подходящего и связала с ним жизнь, а он так сильно влюбился, что не заметил ее наигранной любви. Впрочем, с ее позиции она и не лгала, она на самом деле полюбила своего избранника за то, что тот способен обеспечить ей райскую жизнь и предоставить новые невиданные возможности. Если этой жене суждено извлечь житейский урок, если она не является отпетой мошенницей, то долго выдержать она не сможет. Возникнут нервные срывы, скандалы, депрессии, а за ними - разрыв, развод, суды, раздел имущества и детей. За радости первых лет союза придется дорого заплатить, причем заплатить с огромными процентами, плюс обернется многими минусами.
Оба эти примера касаются жизни частных людей, но слова и дела, прежде всего, привычно расходятся в жизни общественной. Граждане хотят слышать приятные слова и верить, что кто-то только и ждет подходящего случая, чтобы сделать их счастливыми. Чтобы можно было не трудиться день за днем до скончания века, а предаваться радостям жизни. Граждане живут тем, что ласкает их слух, а не реальностью, и это веяние нашего времени. Здесь и предвыборные кампании со щедрыми обещаниями, и финансовые пирамиды с зашкаливающими процентами по вкладам, и деньги из воздуха, полученные путем спекуляций, и разрекламированные чудодейственные лекарства и магические средства для похудения и красоты, и многие другие виды мошенничества.
Нет и не может быть вечного двигателя, а прибыль не может возникнуть сама собой без того, чтобы трудиться. Если где-то возник плюс, то в другой, подчас удаленной точке непременно возникнет минус. Это следствия закона сохранения энергии, который изучают еще в средней школе. Мы живем в материальном мире, если что-то вопреки здравому смыслу и законам природы прочно стоит, то что-то в другом, порой весьма отдаленном месте, падает, причем без видимых предпосылок. Технологии, позволяющие без помех и формального нарушения законов такое перераспределение произвести, давно отработаны и внедрены. Так или иначе они направлены на то, чтобы одни производили негатив и под каким-то сладким соусом отправляли его другим, а те бы вместо них перерабатывали его, вычищая за счет собственных ограничений, лишений и страданий мир.
Вынашивание мнимых деток
Существуют ловкачи, которым удается переложить переработку личного негатива на других. Множество людей, сами о том не подозревая, умудряются жить и за себя, и за ближнего, привычно пропуская через себя и нейтрализуя потоки чужой лжи и других непотребств: предательства, вероломства, слабости, некомпетентности и презрения к людям. Такие люди служат своеобразными "машинами" по переработке чужих отходов и ядов. После таких "машин" все эти токсичные вещи становятся неопасными, и роль таких людей в современном мире переоценить трудно. В обычной лексике они именуются жертвами. Их жизнь служит тому, чтобы взвалить на себя и потом с сомнительной честью нести чужие проблемы. Такие "добрые" люди часто набирают лишний вес и становятся полными, про них говорят, что они раздобрели.
Они без конца погружены в жизнь своих любимцев, стараются переварить и переосмыслить ее события, а тем самым как бы поучаствовать в них. Привычно окунаясь в чужие дела, они всегда принимают сторону своих подопечных, поднимая, обеляя и энергетически подпитывая их, а попутно опуская, хуля и очерняя зачастую куда более порядочных и достойных оппонентов. Они несут избранников на себе и не дают стать на собственные ноги: принимают решения, успокаивают при неудачах и, что самое главное, ничего не просят взамен. Со стороны это выглядит так, как будто для них следование за перипетиями судьбы других людей составляет и истинное предназначение, и наивысшее удовольствие. Над проблемами собственной жизни такие люди работают спустя рукава, как будто они - люди второго сорта, недостойные ни счастья, ни успеха. Они, подобно беременным, живут за двоих: вынашивают своих мнимых деток и не позволяют им самостоятельно и шагу ступить по грешной земле, досыта насыщают их радостью бытия, защищая от ударов судьбы, а в довершение еще и перерабатывают и выводят отходы. Особенности их энергетики отражены в их телосложении - у них большие животы. Они схожи с беременными и в обмене веществ, могут набирать вес чуть ли не из воздуха и воды.
Признанные кумиры - звезды кино, шоу бизнеса, эстрады, моды, политики, спортсмены, телеведущие и другие публичные люди, каждый шаг которых происходит на виду у миллионов безликих зрителей, возглавляют когорту любимцев масс. Массы, кажется, придуманы лишь для того, чтобы окружить океаном любви и обожания тех, кто обладает физическим совершенством, умом, умением подать себя, аристократизмом, шармом и т д. Звезды дарят обывателям фантастические зрелища, дают возможность пережить мощные эмоции, насыщают серую обыденность яркими красками и волшебным содержанием. Они так умело манипулируют общественным мнением, настолько незаметно и искусно внедряют его в чужие головы, что зрители уверены - там оно и родилось.
При таком энергетическом изобилии звезды получают право жить двойной жизнью и не сходить от раздвоения личности с ума. В личной жизни они могут быть кем угодно - наркоманами, алкоголиками, педофилами, даже убийцами, а на экранах и подиумах выглядеть истинными героями или поборниками справедливости, неземными красавицами или добрыми феями. Им все прощается, ответ за кумиров несут их почитатели. Именно они переваривают принесенное кумирами в мир зло, переживают вместо них депрессии и неудачи. Звезды пьют, а спиваются их фанаты, звезды спокойно употребляют наркотики, а почитатели сходят от них с ума, болеют и мучаются от бессилия что-либо изменить. А попутно отращивают животы и жиреют, превращаясь в бесформенные груды и серые массы, личная жизнь которых настолько тускла и убога, что не может приносить удовлетворения.
Еще одна помойная яма
Не всегда и не во всех случаях для переработки чужих отходов выискиваются добровольцы. Можно вынудить силой страдать и мучиться одних во имя счастья, энергетического изобилия и избранности других. Для этого нужно найти жертву, но такую, чтобы наказания за отъем ее личной силы, за причиненные ей боль и унижение не было. Технологии по поиску и уничтожению козлов отпущения давно отработаны. Вначале необходимо их выбрать, потом начать пропаганду и внушить массам мысль о том, что те заслуживают тяжелой кары, что они не такие, как надо, как полагается, изгои, ошибка природы и прочее. А потому моральные нормы в их отношении даже вредны.
Необходимо найти идеологическую подоплеку наказания, придумать и обнародовать законы, создать и укрепить общественное мнение, а потом уже можно безнаказанно сбросить туда собственный негатив, тем самым очистить от грязи мир вокруг себя. Это позволит не перерабатывать энергетические отходы внутри общества, а переложить это во вне. Этот процесс напоминает складирование и захоронение ядовитых и радиоактивных отходов, произведенных в одних странах далеко за их рубежами. Чтобы очистить мир вокруг себя, можно разрушать среду обитания подальше, на другом конце земли. Земли слаборазвитых стран чрезвычайно для этого подходят.
Слаборазвитые и не способные дать отпор страны лучше всего годятся и на роль жертвы. Локальные войны, сотни тысяч и даже миллионы беженцев во имя высокой идеи - установления демократического строя стали веянием нашего времени. Без постоянного уничтожения так называемых врагов демократии, без идеологической базы, оправдывающей агрессию против недостойных и неправильных, процветание и избранность достойных на другом конце света не могли бы устойчиво существовать.
Однако, деградацию невозможно скрыть. В свободном мире становится все больше сущностей с зашкаливающим весом, этих заложников идеологии национальной избранности и вседозволенности. И никакие диеты не в состоянии здесь помочь и возвратить тучным людям нормальный человеческий облик. Сто лет назад в 1916 году Маяковского настолько поразил вид тучного человека, который "работал над телячьей ножкой", что он ярко и гротескно описал "неведомое ни на суше, ни в пучине вод загадочнейшее существо", у которого "колышутся сползающие на плечи мягкие складки лоснящихся щек". Сейчас таких существ уже многие миллионы, и они никакая не загадка, а зримая реальность нашего времени. Они являются заложниками политики национального превосходства, денег из воздуха и финансовых пирамид, чудодейственных лекарств и магических рецептов счастья, красоты и здоровья, прочих форм узаконенного мошенничества. Своей громадной массой они удерживают все эти эфемерности на земле, а породившее их общество от падения.