Седакова Лариса Ильинична
Маша и Медведь. Мультфильм о силе доброты

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 6, последний от 25/08/2017.
  • © Copyright Седакова Лариса Ильинична
  • Размещен: 15/08/2017, изменен: 15/08/2017. 20k. Статистика.
  • Эссе: Культурология
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В фильме "Маша и Медведь" нет насилия и борьбы, а смех это визитная карточка главной героини Маши. Тем не менее психологи обвиняют ее в нарушении социальных норм и предостерегают родителей от увлечения детей просмотрами. Автор, основываясь на анализе русских сказок, изложенном в книгах "Тайны сказок Пушкина" и "Виртуальные миры русских сказок", проводит анализ этого мультфильма и приходит к выводу, что успехи в воспитании трудновоспитуемой Маши заложены в доброте и искренности ее воспитателя - Медведя.

  •    Подарок зрителям.
       Этот взорвавший весь мир мультфильм вызывает неоднозначные оценки. С одной стороны - первые строчки в рейтингах, миллионы ежедневных просмотров, восторги, всенародная любовь во всем мире и названные в честь Маши дети, а с другой - предостережения солидных психологов и педагогов о вредоносном влиянии фильма на детей. Маше приписывается жестокость, ненависть к животным, противодействие природе, нарушение социальных норм. Ее называют неспособной любить маленькой садисткой. Утверждают, что начав ей подражать, дети становятся невротиками, в них развивается неуважение к родителям, а прежде всего, к отцу, ведь именно на него похож Медведь. У девочек подавляется материнский инстинкт. Многие родители жалуются, что дети берут с Маши пример, начинают своевольничать, капризничать и перестают слушаться.
       Несомненно, создатель фильма Олег Кузовков и весь его уникальный творческий коллектив сотворили истинное чудо. Просто диву даешься, как им это удалось сплавить воедино и идею, и притягательные и ни на кого не похожие образы, и сюжет, и музыку, и реплики Маши, и ее беззаботный заливистый заразительный смех, и безукоризненное техническое решение. Восхищают сочные, праздничные краски, от которых каждый кадр превращается в сияющую картинку. Особенно красив зимний лес в снегу. Мы, благодарные зрители, которым хочется как-то теснее приобщиться к этому празднику доброты, красоты и радости, выучили короткие емкие реплики Маши и, подражая голосу Алины Кукушкиной, говорим: "Лапу давай!", "А я туда, обратно и назад", "Больной, вернитесь!", мы скачали песни Василия Богатырева и выучили их. Мы любуемся великолепной шубой Медведя, выразительными глазами и ушами Зайца и другими находками создателей и, включая экран, заранее предвкушаем удовольствие.
      
       Секрет чуда
       Мы, зрители, не можем понять, как команде Кузовкова удалось сотворить это сказочное чудо и покорить мир с первой серии. Хотя секрет любого чуда прост - творцы его работают и не останавливаются до тех пор, пока не получится безукоризненно, настолько органично и едино, что ни убавить, ни прибавить. Все на своем месте, ничего лишнего. Все едино, как будто завораживающее зрелище нарисовалось само собой. И все-таки без лежащей в глубине замысла идеи, той, которая все объединяет и структурирует, рукотворного чуда сотворить невозможно.
       Выразить художественными средствами, сделав доступными и понятными зрителю, слушателю или читателю, можно лишь то, что на душе, что в сердце создателей. Если между внутренним и внешним нет противоречия, если то, что сказано находится в единстве с тем, что чувствуется и думается, то сказанное становится истинным. Оно вызывает доверие и доходит до слушателей. Тогда в словах и образах нет фальши.
       Вот в этом, как представляется, и есть главная идея фильма: в нем нет искусственности. Все персонажи ведут себя так, как получается, как вышло, никто не поступает, как учили, как правильно, как будет похвально. Здесь поступки героев спонтанны и естественны, никто за плохие дела нотаций не читает, не морализирует, никто не учит тому, чего сам не умеет. Здесь каждому позволительно быть таким, каков он на самом деле. Здесь даже Мишка, который главнее, умнее и обеспеченней всех зверей в лесу, не целиком положительный и правильный герой. Он способен гневаться, лгать и вообще совершать ошибки. Все как у реальных людей.
      
       В жизни всегда есть место гадостям
       Если вдруг "плохие" исчезнут, то перемен происходить не будет, все остановится, и наступит скука смертная. "Ну, и кто эту скукоту смотреть будет?" - так сказала Маша в ответ на невыразительный сценарий Мишки, в котором он то любуется новыми кроссовками, то осенним листиком, а действия нет. Вряд ли кому-то будет интересно жить в обществе таких правильных и "хороших", как Даша, сестренка Маши. В сказках завязка, без которой нет развития и счастливой развязки, дело рук "плохих", а не "хороших".
       В "Сказке о царе Салтане" мать с сестрами бросают в бочке в море без надежды на спасение собственную дочь и сестру с новорожденным сыном. Здесь налицо столько преступлений сразу: государственная измена, предательство, покушение на жизнь наследника престола и государеву жену. За это грозит казнь, никак не меньше. Однако царь их не наказывает, а царица даже не злится. Как будто не было страшной неизвестности в бочке, не болело сердце о предательстве мужа, который в ответ на рождение сына приказал их обоих погубить. Светлые герои сказки не помнят зла, они будут помнить только то, что если бы не было злодейства, так не было бы ни изобильного острова Буяна с надежной защитой, ни красавицы жены Гвидона Лебеди.
       Ложь и предательство, другие "плохие" качества являются такими же неотъемлемыми свойствами людей, как и качества "хорошие". Благодаря "плохим" люди совершают ошибки, а благодаря "хорошим" исправляют их, а при этом обучаются, приобретают личный опыт. Это относится только к светлым героям, темные же, как Бабариха и компания, какими родились, такими и умрут. В фильме "Маша и Медведь" темным героем, который всегда одинаков и ничему не учится является Гималайский, черный Медведь.
       История Салтана завершается радостью от воссоединения семьи на острове Буяне. Герои горды тем, что неизбежное в этом мире зло удалось преодолеть и при этом не затаить обиду, не ожесточиться, не мстить, не возненавидеть близких и родных и не пролить их кровь. Удалось не прибегнуть к помощи насилия.
      
       Слово передает, жест выдает
       В отличие от родителей и учителей Медведь не читает ребенку морали, не указывает на ошибки, на ругает за неправильные поступки. Правда, у него и возможностей для выговоров Маше нет - речью его создатели фильма не наградили. Говорящий зверь это, конечно, нонсенс, но кинематография давно приучила нас к этому. Здесь этот ненужный прием не применен. И эта фантастическая находка делает зверей ближе к их естеству, делает их убедительнее, притягательнее и занимательнее. Мишка выражает свои мысли и эмоции мимикой и жестами, спрятаться за которыми намного труднее, чем за словами и которых вполне достаточно для полноценного общения. Жесты выдают суть, а в слова каждый вкладывает свое. Жесты это первая спонтанная реакция, то, что лежит на сердце, в них истинное отношение к происходящему, а лживые слова давно стали нормой, не всем словам можно верить.
       Мишка добрый, он если и злится, то оттого, что Маша никак не поймет, чего он от нее хочет, что у него не получается разъяснить ей, а не от того, что она плохая. Злость его - все-таки он зверь, ему положена звериная злоба - мгновенно проходит. Он тут же остывает. Мы, люди ведем себя иначе. Мы с апломбом говорим детям, что они сделали не так, чем нас обидели или задели, а после еще долго прокручиваем эту ситуацию в голове, осуждая более слабого, чем мы, гневаясь на него, возвышая и обеляя себя. Мы берем в союзники дедушек и бабушек, знакомых и друзей, формируя целую армию в борьбе с собственными детьми.
       Мы не умеем быть снисходительными. Мы считаем, что дети не могут чего-то добиться, потому что они ленивые, тупые и т д. И вообще они не хотят, а вот мы, если что-то не получается, мы не можем. Мы забываем, что все: и мы, и наши дети хотят быть счастливыми, богатыми и здоровыми, но и у них, как и у нас не всегда и не в полной мере это получается. И мы не можем сдержать злость оттого, что порой бессильны добиться от ребенка правильного поведения, нам стыдно перед людьми, что он хуже других, а мы не смогли его воспитать. И это послесловие злобы и отчуждения после абсолютно правильных слов сводит на нет все наши воспитательные пассажи. Нельзя научить хорошему, если делать это на внутреннем негативе и протесте. Нельзя научить пустыми словами, можно только личным примером, энергетикой.
       Мишка принимает Машу такой, какая она есть и именно такой он ее любит. Он не любит ее больше, когда она хорошая и меньше, когда она плохая. Ей не нужно что-то специально сделать, как-то ему угодить, выслужиться или подарить, чтобы заслужить его любовь. Она дорога ему всегда. Ей не нужно притворяться и фальшивить, чтобы что-то выпросить или загладить вину. Ей не нужно становиться двуличной.
       В серии "Лыжню!" она пытается подать свой поступок в выгодном свете. История со снегоходом проходит перед зрителем трижды: какой ее увидели Маша, Мишка и Заяц. Маша привирает, а звери общаются через образы, они просто не могут искажать увиденное. К тому же показания двух участников произошедшего совпадают, и Маше нельзя отпереться. Она виновата, это из-за того, что она увела снегоход, а Мишка пустился ее спасать, он получил шишку на голове. Маше кажется, что ей полагается более суровое наказание, чем обычное - стояние в углу. Она протягивает ремешок от пальто (ни до, ни после ремешка она не надевает), соглашаясь с тем, что ее надо выпороть. Мишка крутит пальцем у виска, он не может бить ребенка, и она отправляется в свой угол со словами - "Заслужила...". Лучше ей было с самого начала сказать правду.
      
       Делиться надо
       Когда Маше хорошо, то радость переполняет ее настолько, что она ничего и никого вокруг не видит. Если ей хорошо, не может быть другому плохо, все вместе с ней должны радоваться, глядя на нее и вместе с ней получать удовольствие. Дарить радость другому не менее приятно, чем получать ее самому. И Машу учат этому уже в третьей серии "Раз, два, три! Ёлочка, гори!" Вначале она пытается забрать все подарки Деда Мороза себе, но он касается ее своим волшебным жезлом, и девочка преображается как внешне, она превращается в сказочную Снегурочку, так и внутренне, ей хочется, чтобы каждый обитатель леса получил подарок непосредственно из ее рук, а не из лап Медведя. В песне из этой серии есть и соответствующее нравоучение: "Приятнее гораздо самому его дарить".
       Однако уже в восьмой серии:"Ловись, рыбка!" Маша об этом уроке забывает и продолжает делать исключительно то, что ей хочется, не обращая внимания на то, что она мешает Мишке и ему это неприятно. Она не пускает его на реку, шумит и распугивает рыбу, выпускает наживку - червяков, берет снасти - совок и удочку и начинает с ними играть. Но вот она угомонилась, и оба они сидят с удочками, а на воде покачиваются их поплавки. Маше непривычно оставаться без движения и ее неуемная энергия находит другой выход, на Медведя обрушивается град вопросов: "А кто клюет, а зачем клюет, а так клюет?" И тут Маша ловит золотую рыбку. Рыбка исполняет два желания Маши, а грустный Мишка сидит без улова. Осчастливленная рыбкой Маша наконец-то переключается на Мишку, видит, как ему плохо, что-то шепчет рыбке и тут Мишка ловит гигантскую меч рыбу, от чего приходит в неописуемый восторг.
       Если в серии "Раз, два, три! Ёлочка, гори!" Маша начинает делиться после вмешательства волшебства, то в серии "Ловись, рыбка!" - она тратит свое последнее, третье желание на удачную рыбалку Медведя уже по собственной воле. Надо сказать, что этот ее порыв доброты был замечен, и в серии "Крик победы" она в награду за пройденный урок сама наловила целое ведро рыбы, что удается в фильме только Гималайскому Медведю и никому больше. Чуть позже она победит его в игре в теннис. А полным ведром рыбы, с которым она пришла на корт, она, сама того не зная, бросила ему вызов. Когда Мишка сломал лапу, а Маша в ответ на насмешки Гималайского вызвала его на поединок, он в знак полнейшего презрения к выскочке выхватил ведро с рыбой и гордо ушел с ним с корта.
       "Повзросление было временным" - в 44-ой серии "Раз в году" Маша вначале забывает, что у Мишки день рождения, затем, разбивает подарок Зайца горшок с медом, а, чтобы самой не придти в гости с пустыми руками, приносит в качестве подарка наспех слепленного снеговика. В довершение праздника одна съедает весь именинный торт. Все звери, включая хозяина, делают вид, что ничего не произошло, никто на Машу даже не посмотрел. Через полгода Машин день рождения, она постоянно напоминает, через сколько дней произойдет радостное для нее событие, приносит длиннющий список подарков. Наконец настает желанный день, она празднично одета, у нее прекрасное настроение - но никто не пришел. "Как такое можно забыть?" - не понимает Маша и бежит в жилище каждого из гостей. Но никого дома нет. Маша испачкалась, измучилась, расстроилась и в жалком виде возвращается домой. Тут ее наконец-то ждет сюрприз - все ей рады и дарят подарки. За праздничным столом, когда по обычаю гаснет свет, чтобы задуть свечи на торте, в темноте, как и на дне рождения Мишки, торт исчезает. Это Маша незаметно делит его на всех и раскладывает по тарелкам. Она научилась думать о других! Мишка счастлив и гладит ее по голове. Вернее сказать, гладит ладошкой ее затылок, погладить по голове с такими как у Мишки когтями опасно, скальп можно снять.
      
       Наработка навыка
       Чудо Деда Мороза изменило Машу ненадолго, она ничему не научилась, просто приняла новые правила игры, играть в которую было веселее, чем сидеть дома с подарками, но одной. Золотая рыбка с тремя исполненными желаниями это тоже и чудо, и игра, Маше никакого труда не стоило доставить Мишке радость. А вот перед тем, как поделиться именинным тортом со всеми, а не проглотить его давясь одной, Маше пришлось помучиться. Она весь день томилась в неведении, страдала от одиночества и неопределенности. Она не могла понять, как такое случилось, что все забыли про день ее рождения. Вот ей забыть про день рождения Мишки можно было, а другим про ее праздник - нельзя. "Как такое можно забыть?" - ведь она специально напоминала каждому, чтобы никто ничего не перепутал.
       Звери сговорились для Машиной пользы ее проучить. Иначе она так никогда и не научится делать что-то для других. Они не могли поступить иначе, и выбрали для воспитания Маши безошибочный прием. Если сделаешь правильно, погладят по головке, если не сделаешь правильно, тебе же будет плохо.
       В серии "Позвони мне, позвони!" Маша, нарабатывая навык доброты, также проходит через испытания. В начале серии она не дает Мишке смотреть футбол, он отделывается от нее мобильником и дает инструкцию - звонить ему, если что-то не заладится. Она начинает звонить ему поминутно, и он не выдерживает и выбрасывает телефон в погреб. Тут Маше встречается Волк, у которого весьма серьезные намерения, дозвониться Маша не может, хорошо, что отважный Заяц приводит Медведя, и Маша спасена. На следующий день она сама грозит себе пальчиком, когда хочет позвонить Мишке по пустяку. Она научилась.
       Кстати, ни гусеница, которая встречается в этой серии и в серии "Дышите! Не дышите!" как явно "плохая" сущность, ни жуткая моль, которая измолола в порошок все, до чего добрались ее свирепые челюсти, не бывает наказана, а то и прихлопнута. Туда ведь ей и дорога, вредных и "плохих" нужно истреблять, чтобы они не мешали полезным и "хорошим". Мишка просто выкидывает их за забор, такого наказания достаточно, пусть живут, ведь зачем-то они созданы и оказались в лесу. Маша постоянно с сачком, она ловит бабочку, но ни одной она так и не поймала и не погубила. Мишка же не поймал ни одной рыбки (исключение рыба меч подарок золотой рыбки).
      
       Маша при своем мнении
       Хорошо, когда дети послушные, положишь - лежат, посадишь - сидят, поставишь - стоят. Никаких проблем. Зато душа их - потемки, ни тебе искренних слов, ни душевных порывов. Вспомним, например, каким послушным мальчиком был Павлуша Чичиков. Он всегда угождал учителю, который "был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков". Хитрый Павлуша сидел тише всех в классе и искусно угождал учителю, делая это напоказ перед всеми. Он был солидарен с учителем и казалось, что требования тишины это как раз то, что и Павлуше кажется самым главным в обучении. Учитель оценил старания своего союзника в борьбе против других мальчиков и полюбил его. Павлуша всегда был на отличном счету. Но вот пришли плохие времена, учитель состарился и впал в бедность. Непослушные ученики решили собрать для него деньги, многие даже продали для этого что-то, а Павлуша отговорился неимением и дал пятак. Когда учитель узнал о его поступке, то тяжело вздохнул: "Эх, Павлуша! вот как переменился человек".
       Маша непослушная, но назвать ее злой или вредной нельзя. Просто у нее столько энергии, что она хочет всех вокруг заставить двигаться, веселиться, играть и, конечно же, радоваться и смеяться. Невозможно опереться на того, кто не оказывает сопротивления. Маша старается все сделать по-своему, а не подражать в деле другим. Она своевольна и не следует правилам. Она индивидуальность. Она варит варенье из чего ни попадя - и Мишке оно понравилось, она делает ремонт кое-как - и снова успех, красиво получилось, лепит несуразную "залипуху", а потом не такое красивые вонтоны, как у Мишки с Пандой, но все равно вкусно, она разрисовала зверей и лес в яркие праздничные краски - и все довольны. Главное, какая энергетика лежит в основе делания, а не правила. Если делать с душой и с радостью, но не по правилам, то результат будет отменным, а если по правилам, но со злобой - хорошего не жди.
       Из Маши вырастет человек, личность, каковым, конечно же, не всегда есть место, и которые не всегда вписываются в рамки. Она умеет смеяться, а это мало где принято. Она не может быть как все, зато праздник - это ее тема. "Праздник на льду", "Репетиция оркестра", "Один дома", "Хит сезона", "Учитель танцев", "Праздник урожая" - в жизни должно быть место празднику и радости, иначе зачем жить.
       Маша не раз спасает Мишку, они - верные друзья. "Граница на замке", где она охраняет урожай моркови от Зайца, "Дело в шляпе", когда она ловит злодейку волшебную моль и, конечно же, "Героями не рождаются", где она спасает Мишку от поезда, рискуя собой. Она собрала всю себя в один бросок и так перенапряглась, что единственный раз заплакала.
       Конечно, с такими как Маша можно поладить лишь с добротой в сердце, а нигде ни в каком педагогическом университете этой доброте не обучают. Мишка был добряком, но ему хорошо быть таким - самый сильный, самый большой, самый важный и самый обеспеченный в округе. К тому же обладатель волшебной палочки и магических талантов. Да еще ему не надо заботиться о пропитании - продуктами всегда под завязку набит и холодильник, и сарай. Еще и цирковой артист высочайшего уровня, рукодельник и мастер спорта по фигурному катанию и теннису. Одним словом добрый волшебный сказочный герой. Простым людям труднее, но ведь ему дана на воспитание Маша, а нам - наши дети, продолжение наших достоинств и пороков, а также наше будущее. Задавим их в детстве, сделаем послушными - и на кого тогда нам в старости опереться. А ну как, когда мы станем беспомощными, они начнут уничтожать нас также, как когда-то мы - их. И злиться, что ничего-то мы без их помощи сделать не можем. И этой злобой будут омрачены наши последние дни. Вот "как-то так".
      
      
      

  • Комментарии: 6, последний от 25/08/2017.
  • © Copyright Седакова Лариса Ильинична
  • Обновлено: 15/08/2017. 20k. Статистика.
  • Эссе: Культурология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.