Седакова Лариса Ильинична
Перечитывая "Войну и мир" Толстого

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 7, последний от 15/01/2022.
  • © Copyright Седакова Лариса Ильинична (victoralen2012@yandex.ru)
  • Размещен: 03/01/2022, изменен: 03/01/2022. 33k. Статистика.
  • Эссе: Культурология
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


      
       ПЕРЕЧИТЫВАЯ "ВОЙНУ И МИР" ТОЛСТОГО
      
       За строкой романа
       Когда мне по ночам не спится, я люблю слушать аудиокниги и на всякий случай всегда держу под подушкой наушники и смартфон. В последнее время я слушала "Войну и мир" Толстого в исполнении Евгения Терновского. Бархатный баритон чтеца, его уникальное владение русским языком, артистизм покорили меня, казалось, что звук проникал в уши не словами текста, а напрямую, энергетикой. Следуя за Толстым по тем долгим дорогам, которыми шли к счастью главные герои романа, я невольно ощущала себя в начале девятнадцатого века. Мир для меня как будто бы раздвоился на обыденный, тот, что за окном и на вымышленный, придуманный и описанный Толстым.
       Вслушиваясь в текст, я начала за хорошо известными с детства трактовками образов различать то, что герои скрывали в тайниках души. За канвой хорошо известных событий романа увидеть их подоплеку, разглядеть действие тех скрытых пружин, которые двигали помыслами и поступками героев; вынести на свет глубоко спрятанные побудительные мотивы, благодаря силе воздействия которых на героев, складывались их характеры, их поведение, их отношение к людям, видимая, проявленная сторона их жизни. Это настолько увлекло меня, что на какое-то время стало содержанием и смыслом каждого дня. Даже сейчас, окончив написание этого текста, я все еще погружена в него и лишь волевым усилием ставлю точку, надеясь на то, что кого-то все это заинтересует.
       Я не могла не поделиться своими личными открытиями, хотя литературоведом я не являюсь, я - дилетант и потому заранее прошу профессионалов о снисхождении.
       На моем рабочем столе стоит пирамидка, детская игрушка, в которой на стержень, на ось ребенок надевает разноцветные диски таким образом, чтобы в основании пирамидки оказался самый большой, а сверху самый маленький диск. Яркие диски закрывают стержень, видны только упорядочено расположенные кружки, хотя такая правильная картина стала возможной только благодаря тому, что невидимый глазу стержень удерживает их на себе и организует порядок. Если попытаться нанизать на общую ось случайные разрозненные и, казалось бы, не связанные между собой события из нашей жизни, можно разглядеть удивительную взаимосвязь между ними и изумиться тому, как долго мы впустую блуждали между трех сосен, наталкиваясь на их стволы и набивая шишки. Изумиться тому, что в нашей жизни не было случайных встреч или пустых знакомств, особенно если люди эти сопровождали нас долго, порой всю жизнь. Изумиться тому, как красиво и по каким непреложным железным правилам строится вокруг нас интрига и сколько сил было затрачено на то, чтобы мы хоть что-то поняли, извлекли урок и пусть немного, но все-таки продвинулись на том пути, каким нам полагается следовать - на пути становления личности. Изумиться невероятной скорости Вселенского интернета, повсеместному охвату его сети, потому что как только все пазлы картинки сложатся, неважно, где мы при этом будем находиться: в мегаполисе или в глухом лесу, нам откроется суть и смысл, блеснет истина и озарит наше бытие ярким светом осознания. Каждое действующее лицо сбросит маску и займет свое отведенное персонально ему место, а общий замысел предстанет во всей своей законченности и соразмерности.
       Сила эпопеи Толстого заключена помимо всего прочего в том, что он апеллирует к этой невидимой и зачастую упоминаемой в романе вскользь взаимосвязи между отдельными героями и целыми семьями. Связь эта возникает как по ходу романа, так и задолго до июля 1805 года, до того момента, с которого начинается повествование.
       Князь Курагин и его потомство
       В первой сцене романа на светском рауте у Анны Шерер мы знакомимся с князем Василием Курагиным. Это состарившийся в свете, важный значительный сановник в придворном шитом мундире и в звездах, он говорил и даже думал "на изысканном французском языке". Главная цель его визита состояла в том, чтобы исподволь узнать, есть ли виды на то, чтобы устроить первым секретарем посольства в Вене его старшего сына Ипполита. Хотя лицо старшего сына князя "отуманено идиотизмом", хозяйка делает отцу комплимент по поводу Ипполита и дочери князя красавицы Элен, но откровенно порицает поведение младшего сына князя Василия повесы Анатоля. Она считает, что со старшими детьми князю повезло, однако отец, лучше всех знающий цену своим детям, не делает исключений и заявляет: "мои дети - обуза моего существования", "оба сына - дурни". Казалось бы, что дочь князя Василия красавица Элен, в отличие от братьев, доставляет отцу одни только радости, но отец знает, что весьма недалекий ум дочери в сочетании с сильной чувственностью могут привести к непредсказуемым последствиям. Скорее всего, Анна Шерер, свой человек в доме Курагиных, обо всем этом также догадывалась.
       Опасения отца не были напрасными, Элен умерла совсем молодой, причем, по собственной вине. Это случилось всего через семь лет, когда в один несчастливый для нее момент на орбите ее притяжения оказались четверо: законный муж, граф Безухов, с которым они вместе уже не жили, двое новых претендентов на ее руку и итальянский медик, пользовавший ее. Вконец запутавшись в сердечных делах, и окончательно потеряв голову от безграничной власти над мужчинами, которую ей давала ее красота, графиня "вдруг приняла огромную дозу выписанного лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь". Князь Василий и один из весьма влиятельных искателей ее руки "взялись было за итальянца, но итальянец показал такие записки от несчастной покойницы, что его тотчас же отпустили".
       У младшего сына князя Василия Анатоля, проматывающего по сорок тысяч в год на увеселения, была также незавидная судьба, в результате ранения на Бородинском поле он лишился ноги. Между братом и сестрой существовала какая-то странная связь, помимо сходства натуры, носившая еще и чувственный характер. Оба они были вызывающе красивы, под стать друг другу, а важнейшие события жизни происходили у них одновременно, как бывает у близнецов. Так, совпало по времени сватовство Анатоля к княжне Марье и помолвка Элен и Пьера, смерть Элен и ранение Анатоля, в результате которого этому красавцу отняли ногу, произошли практически одновременно. Эти брат с сестрой напоминают прекрасных ликом Серсею и Джейме Ланнистеров из нашумевшей "Игры престолов" Дж.Мартина, которые жили как муж с женой и погибли в один день.
       В начале романа Элен еще только начала выезжать в свет, но прозорливый отец уже спешит выдать ее замуж, что не такое уж простое дело. Не каждый согласится разделить жизнь с самой красивой девушкой Петербурга, центром притяжения всех мужских взоров. Новоиспеченный граф Безухов, наивный и добрый, неопытный и сказочно богатый - идеальная партия. К тому же он только что лишился отца, он круглый сирота, его некому предостеречь, дать совет и направить.
       Умный, деловой, изысканно светский князь Василий, которого не в чем упрекнуть, говорит, что дети это его крест. Все его помыслы направлены только на то, чтобы пристроить их и обрести спокойную старость. Без него, без его постоянного руководства и финансовой поддержки его дети пропадут. Почему же у такого безукоризненного отца выросли такие пустые и неприспособленные к самостоятельной жизни дети. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к семье, князя Василия и княгини Алины, родителей двух братьев и сестры и к семье графа и графини Ростовых, родителей двух сыновей и двух дочерей.
       Ростовы и Курагины
       В романе фигурируют только эти две супружеские пары, принадлежащие старшему поколению героев. Остальные старые герои эпопеи одиноки, это: князь Болконский и граф Безухов, княгиня Друбецкую и Карагина, Мария Ивановна, мать Долохова и другие. Семьи Ростовых и Курагиных совсем не похожи, а старшие их представители в романе напрямую не пересекаются, хотя Натали Ростова, в девичестве Шиншина и князь Василий были знакомы еще со времен юности. Князь Василий волочился за Натали, зная его расчетливость, можно предположить, что за ней давали неплохое приданое. Но она предпочла этому много обещавшему претенденту на ее руку провинциального, доброго, не очень умного и дурно говорящего на французском Илью Ростова. Граф Ростов промотал все имущество своей семьи и оставил после смерти так много долгов, такой невероятный масштаб разорения, который было невозможно даже вообразить. Графиня отлично видела мотовство мужа, его привычку не считать деньги, его громадные проигрыши в карты, его манеру жить на широкую ногу и не задумываться о будущем. Она была умнее мужа и у нее был характер, но она ни разу его не попрекнула и не остановила в его безалаберности. Старшие Ростовы любили друг друга, для графа его драгоценная "графинюшка" навсегда осталась красивее и лучше всех молодых. У супругов даже в старости не было отдельных спален. Натали родила двенадцать детей, из которых только четверо дожили до взрослого возраста, а в брак вступили только трое, младший Петя погиб в шестнадцать лет.
       Граф и графиня Ростовы не стали бы жаловаться на детей, как это с легкостью делал князь Василий. В семье Ростовых родители и дети были дружны, отец с матерью вкладывали друг в друга и в детей душу, в их семье царила атмосфера любви и счастья. Доверие и внимание, уважение и забота стояли во главе угла и правили домом. С князем Василием Натали могла бы вращаться в высшем свете, но обрести семейное счастье и душевное тепло у нее вряд ли бы получилось. С князем Василием Натали не стала бы счастливой любящей и любимой женщиной, а ее дети могли бы вырасти такими же холодными и расчетливыми, развратными, бессердечными и не очень умными, если не сказать больше, как молодые Курагины. Эстафету семейного счастья Наташа и Николай Ростовы передали своим семьям, сделав счастливыми графа Пьера Безухова и княжну Болконскую, которые до того, как связали свою жизнь с Ростовыми, семейного счастья не видели.
       Хозяйкой дома князя Курагина стала княгиня Алина, массивная представительная дама со следами былой красоты. Фальшь и показная любовь к детям, зависть к счастью Элен, вступившую в выгодный брак - вот чем жила мать семейства. Князь Курагин считал, что как отца его не в чем упрекнуть, он оплачивал самое лучшее образование и не жалел денег на представительские расходы детей, он сполна исполнил свой родительский долг и не понимал, за что его так наказывает судьба. Интонацию заботы и нежности в отношении дочери, которая проскальзывает в голосе князя Василия на людях, он позаимствовал у других, в семье Курагиных между родителями и детьми царило отчуждение. Нельзя даже вообразить, чтобы Элен пришла перед сном в спальню матери, чтобы поделиться с ней самым сокровенным, как это делала Наташа, чтобы Курагины бросили на произвол судьбы свое имущество, сняв его с подвод, чтобы сами подводы отдать раненым, как это сделали, уезжая из занимаемой французами Москвы, Ростовы.
       Месть тем, кто счастлив в любви
       Итак, когда-то давно Натали Шиншина отказала князю Курагину, но оба они об этом эпизоде из своей юности не забыли. Князь Василий говорил, что "никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа". Он не мог понять, в чем провинциальный Илья Ростов превзошел его. Соблазнение Наташи князем Анатолем, ее головокружительный и скоропалительный роман с ним, которому она не силах была противиться, ее внезапно возникшее умопомрачение, потребность забыть себя, стать рабой развратного Анатоля и погубить свою жизнь, можно рассматривать как неосознанную месть семьи Курагиных семье Ростовых, следствием глубоко запрятанной не прощенной обиды из-за когда-то давно отвергнутых притязаний. Следствием все еще живой и острой претензии князя Василия к старшей графине Ростовой.
       Еще одним побудительным мотивом, движущей силой мгновенного и полного подчинения Наташи воле красавца Анатоля было стойкое нежелание старого князя Болконского видеть своего сына Андрея счастливым в браке с обворожительной Наташей. Николай Болконский с самого начала считал этот брак мезальянсом и сделал все, чтобы брак не состоялся по вине невесты. Наташа нанесла визит вежливости будущему свекру, а он и своим вызывающим туалетом, и оскорбительным поведением выразил избраннице сына свое полнейшее пренебрежение. Наверное, он послал ей вслед такой мощный импульс ненависти и презрения, который она не смогла выдержать, от которого сломалась и покатилась вниз. Тем же вечером Наташа познакомилась с Анатолем и жизнь ее пошла под откос.
       Помимо мезальянса, причиной несогласия отца на этот брак сына было его негативное отношение к женщинам вообще. Старый князь, будучи сам не счастлив в отношениях с женщинами, не мог согласиться с тем, что сын превзойдет его в любви. В романе о покойной жене старого князя почти не упоминается. Только единожды, во время затяжных трагических родов маленькой княгини в Лысых Горах о княгине Болконской вскользь говорит старая няня княжны Марьи. Оказывается, княжна Марья появилась на свет в Кишиневе, а принимала роды простая крестьянская баба молдаванка. Спартанские условия походной жизни, которую жена князя Николая разделяла с ним даже в беременности и родах, не казались ему чем-то необычным. Он был уверен, что если натура не поможет, то доктора тем более помочь не смогут. В родах натура не подвела покойную княгиню, но затем что-то, какая-то болезнь все-таки свела ее до срока в могилу и сделала детей сиротами. а князя вдовцом. Однако это не смягчило князя в его неприязненном отношении к "бабам", так презрительно он называл женщин.
       Последняя улика для смерти
       Всей своей жизнью князь доказывал, что "бабы" ему не нужны, что от них только дурь и пустая болтовня, что главное в жизни это умеренность, а добродетели это суть деятельность и ум, что нездоровы только дураки и развратники, а сердечные дела мешают жить и вносят разлад в раз и навсегда утвержденный распорядок, который соблюдался в доме с неукоснительной, как будто бы на военном смотру, точностью. За несколько дней до того рокового апоплексического удара, который свел князя в могилу, он вдруг снова ярко увидел картину из своей юности, которая нисколько не стерлась из его памяти за все эти долгие годы. "И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его". Как живая вспомнилась ему императрица, немолодая полная женщина с желтизной в лице, когда она в первый раз обласкала его. Он представил ее уже на катафалке и свое столкновение с Зубовым за право подойти к монаршей руке для прощания.
       Дамским угодником он никогда не был, считал, что подчинение "бабам" роняет честь и достоинство, делает мужчину слабым и безвольным. Но так случилось, что фавориты императрицы постоянно оттесняли его, вставали на принадлежащее ему по праву место, а он обязан был смиряться с этой несправедливостью и продолжать преданно служить, отодвигая в сторону свою гордость. Но он так и не принял этого, зависть на протяжении долгих лет корежила его душу, а за месяц до смерти обожгла ее в последний раз и стала последней уликой для смерти.
       Всю жизнь князь вымещал на некрасивой дочери ту несправедливость, которую он претерпел от женщины, пускай она и была императрицей. Он требовал от дочери соблюдения того, чего так и не смог достичь сам, пребывая в подчинении и в полной власти женщины. В собственной жизни князь так и не смог достичь покорности, терпения и смирения перед незаслуженными претензиями и унижением. Зато княжна Марья, как его дочь, как продолжатель его рода и наследница, как преемница его натуры, должна была превзойти его в полном принятии жизни с ее превратностями, а тем самым снять с него грех гордыни, стереть из его сердца обиду и приниженность, неизбежные при близости к монарху; обрести вместо отца смирение и не роптать на обиды, следовать вместо отца за чужой волей без недовольства и протеста.
       Старый князь Болконский презирал Анатоля за то, что он папенькин сынок, безвольный и ограниченный, дамский угодник, готовый волочиться за любой юбкой, что он мало способен к военной службе, а тем более, к воинской доблести. Все эти качества делали жениха дочери хуже "бабы" и князь, отлично разбиравшийся в людях, был оскорблен тем, что его дочь может променять отца на Курагина. Он всей силой своей вспыльчивой натуры желал, чтобы его дочь увидела, кем был на самом деле красавец Анатоль. У князя был резон, чтобы эти двое - Анатоль, вознамерившийся увести у него дочь и Наташа, посягнувшая на его сына, замкнулись друг на друге, проявили себя перед светом и показали, что они пара, что они стоят друг друга, что они оба развращенные и низкие люди, не достойные чести породниться с семьей благородных князей Болконских.
       Старый Болконский и его преемники
       Князь в душе обожал свою дочь и не мог себе представить жизни без нее. Неверное, он ощущал, что своей безропотностью и безоглядной, безусловной любовью, которую дочь искренне испытывала к отцу, невзирая на его непрерывные оскорбления и унижение, она освобождает отца от гордыни и зависти, с которым князь самостоятельно так и не смог справиться. Перед смертью он в первый раз произносит ласковые слова, говорит дочери спасибо и прости, он прижимает ее руку к груди, туда, где сердце. Но он все-таки не в силах, он не готов сказать, что любит ее, из последних уже сил шевеля губами, он просит, чтобы она надела свое белое платье, что он любит это белое платье. Платье, но не дочь.
       Князь Андрей, как и отец, также в состоянии говорить ласковые слова и выразить этим нежность к любимой женщине, к жене только перед неминуемым окончательным расставанием, перед ликом смерти. "Душенька" - говорит он княгине Лизе, когда она его уже не слышит, говорит перед самым ее концом. Оба они, отец и сын перед вечной разлукой помимо воли оттаивают и открываются любви.
       Маленькая княгиня Лиза слыла самой обворожительной женщиной Петербурга. Ее чары были столь неотразимы, что каждый, кого она удостаивала удовольствием даже мимолетного разговора, вдруг ощущал, что сегодня он особенно мил и любезен. Все, но не ее муж, князь Андрей. Вскоре после свадьбы, когда влюбленность прошла, он уже только снисходил к ней и обращался с ней так, как будто она ребенок или больной человек. Андрея вообще притягивали обворожительные женщины. Когда княжна Марья спрашивает Пьера, как он находит графиню Ростову, тот, задумавшись, долго подбирает подходящее слово и находит только одно, он говорит, а потом еще и повторяет, что Наташа обворожительна.
       В семье Болконских невестки как-то не уживались. Старый князь вдовец, молодой князь также рано овдовел, а свадьба его с Наташей расстроилась. Обе избранницы князя Андрея были обворожительны, причем, настолько, что мимо них невозможно было пройти, не попав под их чары. Они выделялись, они притягивали внимание. Первая через короткое время после брака лишилась внимания мужа, а вскоре умерла. Что стало бы с Наташей, случись этот второй брак князя, смогла бы Ростова, став Болконской, не очерстветь душой или не умереть в молодом возрасте, ответа нет. У Наташи была потребность становиться частью возлюбленного, она стремилась забыть себя и стать частью Анатоля, в браке она стала частью Пьера.
       Влияние старого князя на окружающих трудно переоценить, он обладал даром подчинять себе и организовывать всех и все вокруг по тому распорядку, по тем понятиям которые ему представлялись правильными. После разрыва с Наташей князь Андрей стал даже внешне, манерами, жестами, мимикой, а не только рассуждениями о женщинах, сильно походить на отца. Даже после смерти неуспокоенный и властный дух князя продолжал делать свое дело. Дух старого князя сильно сказался на характере доброго Николая Ростова, новоиспеченного хозяина Лысых Гор. В 1811-м году княгиня Ростова, понимая, что князь Илья вконец запутался и самостоятельно разобраться в денежных делах не в состоянии, вынудила сына приехать из армии и умоляла его взять дела семьи в свои руки. Николай исполнил волю матери и приехал, но изменить ничего не умел и не мог, и все пошло по старому, к неминуемому краху. Осенью 1814 года он женился на княжне Марье и переехал в Лысые Горы, а уже к 1820 году Николай давно заслужил репутацию преуспевающего хозяина имения. Он успел выплатить все долги своего отца, купил имение соседа и готовился выкупить отцовское Отрадное. Сходство зятя и тестя на этом не заканчивается, у Николая в Лысых Горах усилились вспышки гнева, к которым добавилось еще и рукоприкладство, столь характерное для старого князя, который не терпел неповиновения. В 1806 году, вступив в должность одного из главнокомандующих по ополчению, князь едва не повесил виновного в воровстве, только вмешательство князя Андрея спасло вора от смерти, а старого Болконского от убийства. Ударить палкой рабски преданного управляющего Якова Алпатыча было для князя обычным и привычным делом.
       Старик Болконский до последних дней жизни испытывал втайне обожаемую им дочь на то, в состоянии ли она выдерживать приступы его гнева. Умирая, отец сполна вознаградил ее за любовь. Умирая, пересекая границу между жизнью и смертью, он понес с собой на небеса пожелание того, чтобы дочь обрела то, чего он был лишен при жизни, обрела супружескую любовь и семейное счастье. Он унес с собой пожелание того, чтобы избранник дочери стал достойным преемником отца, стал хорошим хозяином его драгоценного детища Лысых Гор, имения, которое князь до конца дней делал все лучше и лучше, без конца совотстраивал и озеленял. Надо же было такому случиться, что немедленно после похорон старика Николай Ростов совершенно случайно заехал в имение Болконских, спас княжну от бунта крестьян, усмирил непокорных и сопроводил ее с обозом до расположения русских войск. Более того, молодые люди почувствовали взаимную симпатию, которая переросла в сердечную привязанность и прочный брак.
       Николай, сын беспечного и слишком доброго отца, Николай, чувствовавший призвание исключительно к военной службе и никогда не имевший склонности к ведению дел, стал продолжателем дела тестя, с которым никогда не виделся. Он сделался таким твердым хозяином, о котором еще долго после его смерти все говорили с уважением. Правда по осени он каждый год уезжал на полтора, а то и на два месяца со своей охотой, но такое невинное баловство тогда было в порядке вещей.
       Плата за счастье
       В финале эпопеи в 1820 году мы видим жизнь двух счастливых пар: графа и графини Безуховых и графа и графини Ростовых. В первой семье растет четверо детей, а во второй появление четвертого ребенка еще только ожидают. Действие развивается в Лысых Горах, где проживают старая графиня Ростова, безмужняя Соня, где подолгу гостят Безуховы и отставной холостой генерал Давыдов. За время действия романа главные герои потеряли близких людей, среди которых были представители как старшего, так и молодого поколения. Кто-то из молодых так и не вступил в брак и живет в тени счастья других. Погибли совсем еще молодые графиня Безухова, княгиня Лиза, жена Андрея Болконского и он сам, убит юный Петя Ростов. Инвалидом без ноги стал Анатоль Курагин, не вступили в брак Соня и Давыдов. Ушли из жизни старики: граф Безухов, князь Болконский и граф Ростов.
       Николай Ростов, оказавшись в самый разгар войны по делам службы в глубоком тылу, в Воронеже в доме губернатора, усиленно флиртовал с дамой. рядом с которой находился ее муж. Со стороны это выглядело так, как будто бы энергия, жизненная сила "доля оживления была одна на обоих, и по мере того, как она увеличивалась в жене, она уменьшалась в муже". Такое же перераспределение энергии наблюдается между основными героями романа. Счастье и несчастье идут бок о бок, а приобретения для одних сопровождаются потерями для других. Смерть одних членов семьи возрождает к жизни или проводит к вступлению их ближайших родственников в брак, а следовательно, и к последующему появлению потомства.
       Со смертью отца Пьер унаследовал его титул, миллионное состояние и вскоре женился на Элен. Здесь за смертью отца следует брак сына. Смерть Пети едва не убила его мать графиню Ростову, у нее помутился рассудок, она затворилась в своей комнате и только рядом с Наташей ей становилось легче. Наташа целый месяц не отходила от безутешной матери. И эта семейная трагедия возродила ее к жизни, которая опостылела ей после смерти князя Андрея. Смерть старого князя Болконского совпала со знакомством его дочери с будущим мужем графом Ростовым. Молодой князь Болконский, умирая, говорит княжне Марье, что им с Николаем хорошо бы пожениться, благословляет ее на брак. Граф Илья Ростов умер вскоре после вступления в брак Наташи и Пьера. Николенька Болконский появился на свет, в то время, как его мать умерла в родах.
       Натали Шиншина отказала Василию Курагину, князь Василий не обрел семейного счастья, его дочь рано умерла, один сын имел идиотическую внешность, а второй - стал калекой. Шиншина, напротив, была счастлива в семейной жизни, ее дети вступили в брак и были богаты или по крайнем мере, обеспечены, как княгиня Вера. На момент завершения романа у старой графини Ростовой было уже семь внуков и восьмой на подходе. Соня, любившая Николая, отказала Долохову, Соня и Долохов так и не вступили в брак, зато Николай был счастлив в любви и в семье. Денисов, один жених Наташи остался холостым, второй - князь Андрей - умер, а она отринула свою ветреность и, став графиней Безуховой, сделалась домоседкой, примерной матерью и супругой. Анатоль, которому отказала княжна Марья, стал калекой и несчастным человеком, зато она обрела взаимную любовь и жила с мужем душа в душу.
       Прочный брак одних героев идет бок о бок с обманутыми ожиданиями других, как будто одни герои, получив отказ и пройдя через несбывшиеся надежды и ощущение того, что ими пренебрегли, отдают свой шанс и свою долю счастья тем, кому выпал более счастливый жребий в любви и браке. Князь Василий подпитал счастьем Натали Шиншину, Анатоль и Соня - супругов Ростовых, Денисов и князь Андрей - супругов Безуховых. Кончина Элен предшествовала браку Пьера, а молодого Болконского - браку его сестры.
       Память покойной княгини Лизы, похороненной в Лысых Горах, увековечена надгробной скульптурой в виде ангела. Юной Лизе выпал жребий пожертвовать собой для счастья других, и никто не скажет, почему так случилось. Ее сынок, круглый сирота Николенька, продолжатель рода Болконских, которого в ранние детские годы в семье называли ангелом, совсем не похож на своего властного тезку деда. Изо всей многочисленной родни подросток выделает Пьера, он для себя решил, что умирая, отец завещал дяде Пьеру свою невесту.
       Живые и неживые
       В жизни Наташи Пьер был первым взрослым кавалером на балу. Это было в день ее именин, когда ей было всего тринадцать лет. Еще до танца, когда Пьер сидел напротив именинницы за праздничным столом, взгляд ее "иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, сам не зная чему". Брат и сестра Ростовы были наделены жизненной силой, энергией счастья и любви. Оба они видели и понимали красоту и природы, и людей, и звуков, и чувств. Оба отдавались всей душой тонкой невидимой поэтической стороне жизни, им жизненно необходимо было созвучие с окружающим миром и ощущение душевной близости. Без всего этого жизнь для них не имела смысла и была пустой. Оба они прекрасно пели и гармония звуков, и что-то еще такое неуловимое и неосязаемое, что невозможно измерить, но что разлито в воздухе и не доступно взору тех, кто видит все вещи и людей через призму их цены или полезности, волновало их и наполняло их чувствительные, искренние и открытые для любви души.
       Жизнь брата с сестрой не катились по накатанным рельсам, они совершали ошибки, ронявшие их как в глазах людей, так и в их собственных. Однако им хватило душевных сил на то, чтобы не впасть в уныние, не озлобиться, не возненавидеть, а достойно пройти через полосу испытаний и вновь ощутить сопричастность и востребованность, ощутить полноту жизни. Они многое поняли и многому научились, приобрели опыт и стали другими, еще более жизнестойкими. Им хватило сил не мучиться от бессилия и не жалеть себя, а идти вперед, веря в то, они не брошены на произвол, что их ведут и в них верят, что они будут счастливы, поскольку рождены для счастья.
       Они не идеальные, они просто живые люди. Курагины и Долохов устроены совершенно иначе, им хорошо, им радостно и весело, когда они выводят других из состояния равновесия, провоцируют на совершение чего-то гадкого, когда они откровенно издеваются и подставляют, когда они делают людей беспомощными. У них такая постыдная стезя, они поставлены совершать это и они так и не становятся другими. Им выпал такой жребий и с этим ничего невозможно поделать. Состояние их душ останется неизменным, они умрут такими, какими пришли в жизнь, и в этом смысле они неживые.
       В эпизоде убийства французами юного Пети Ростова рядом с ним оказываются Долохов и Денисов, первый сватался к Соне, а второй - к Наташе. Оба они прекрасно знали Петю, но по-разному воспринимают его смерть. "Готов, - повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие". Он не участвует в прощании с юношей и его похоронах, он идет считать, сколько взято пленных, пропуская мимо себя толпу французов и "глядя на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом". Добрый Денисов рыдает и хоронит Петю. В 1806 году Долохов был смертельно оскорблен отказом двоюродной сестры Пети и Николая Сони. Отказ привел его в бешенство. Немедленно после него Долохов отомстил Николаю, своему вчерашнему преданному другу, обыграв его на громадную сумму в карты. Накануне этого последнего для Пети боя, в ответ на обожание Пети Долохов не скрывал своего пренебрежительного раздражения к "молоденькому графчику", наверное, посылая ему вслед недобрые слова, как и всей ненавистной ему породе Ростовых.
       Пьер, сын своего развратного отца, у которого было чуть не двадцать внебрачных детей, начинает с дружбы с Долоховым и Курагиным, с кутежей, обильных попоек, злых проказ, поездок к доступным женщинам. Он, сам не зная, как это получилось, женится на любвеобильной Элен. Но долго его на такую жизнь не хватает. Он ранит Долохова на дуэли, разрывает с женой и предается поискам смысла жизни. Пройдя через поле Бородинского сражения где ядра и пули пролетали рядом, но каким-то чудом не попали в него, оказавшись в плену, где его допрашивал сам жестокий маршал Даву и где он был на волосок от казни, живя в грязном балагане, полуодетый и завшивевший, терпя холод, голод, унижения, видя ежедневную гибель своих товарищей по маршу, двигаясь босиком по размытым осенними дождями бесконечным дорогам бок о бок с другими пленными русскими, он выжил только благодаря отменному здоровью и силе духа. В итоге он наконец-то обретает себя, обретает внутреннюю силу и спокойствие и с обновленною душой женится на Наташе.
       Курагины и Долохов могут жить только калеча других, но без таких, как они, нельзя, они такая же часть мироустройства, как Ростовы и Пьер. Без них некому было бы насылать на Ростовых и Пьера беды и несчастья. Живые обязаны подпитывать неживых, чтобы последним хватило энергии на жизнь. Главное дело для неживых заключается в создании препятствий, искушений, соблазнов на пути живых, без чего развитие и становление живых было бы невозможным.
       Пьер, Курагин и Долохов в начале романа живут душа в душу, им вместе хорошо, хотя Пьер выделяется среди них, он все-таки другой. Как сын развратного отца, Пьер не может вести себя иначе, яблоко от яблони недалеко падает. Но судьбе было угодно обновить его душу и увести его с дороги порока на стезю добродетели. Путь от порочной к добродетельной жизни пролегал через страшное, пограничное пространство плена и лишений, пространство между жизнью и смертью, ведь на месте расстреливаемых французами обессиливших товарищей в любую минуту легко мог оказаться и сам Пьер. Он выжил и получил право на счастье, любовь, потомство и безбедную жизнь. Он был в состоянии заплатить за эти блага безумно баснословную цену, а вот Курагин и Долохов не смогли сделать это, во всяком случае в рамках повествования.
       Изменить доставшийся от рождения статус, пройти дорогой восхождения это подвиг и он под силу только герою. Только герой может выдержать эту смену полярности и остаться в живых, а при
       этом еще и не роптать на судьбу, не озлобиться, не возненавидеть. Только такой герой, как Пьер оказался в состоянии, привыкнув с рождения к роскоши и изобилию, но оказавшись в жутких нечеловеческих условиях выживания, смог однажды вдруг засмеяться и очень громко на весь ночной бивак пленных произнести: " Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня - мою бессмертную душу!". "Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. "И все это мое, и все это во мне, и все это я!" подумал Пьер, он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам".
      
      
      
      
      
      
      
      

    1

      
      
      
      

  • Комментарии: 7, последний от 15/01/2022.
  • © Copyright Седакова Лариса Ильинична (victoralen2012@yandex.ru)
  • Обновлено: 03/01/2022. 33k. Статистика.
  • Эссе: Культурология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.