| |
Пьер Безухов выделяется из остальных героев эпопеи Толстого тем, что в нем постоянно происходит внутренняя работа, направленная на самосовершенствование. Параллельно с этим в нем живет идея исправленияи всего мира к лучшему. Ему кажется, что "наслаждение делать добро есть единственное верное счастье в жизни". С начала и до конца эпопеи он остается верен убеждению, что необходимо "везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель". Всеми силами он пытается не только проповедовать, но и воплотить свои идеи, причем, не только в России, но и в глобальном масштабе. Он призывает утвердить "всеобщий владычествующий орган правления", который "распространялся бы над целым светом".Мы "беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности" и "ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое". Кто и по каким критериям будет осуществлять разделение людей на добродетельных и порочных, на умных и глупых, Пьер не задумывался. Искусственное выделение одних людей в отдельную привилегированную группу небезопасно и идет в ущерб всем остальным. Как не раз демонстрировала история, подобный принцип приводит к торжеству человеконенавистничества и массовому истреблению тех несчастных, кто оказался вне рамок, не прошел тест, не соответствует какому-то эталону или специально оговоренным данным. Все идеи Пьера не выглядят такими опасными из-за того, что на переднем плане стоит и заслоняет собой все остальное его добродушная внешность. Он немного не от мира сего и обладает отвлеченным и далеким от реальности образом мысли, неистребимой потребностью создать идеальный, правильный мир без войн и зла. Все это ставит его вне правил и норм высшего света, к которому он принадлежит. С другой стороны эта непохожесть на других защищает Пьера и делает его неуязвимым в самых драматических обстоятельствах, которыми была так насыщена его жизнь. Он мыслит не в унисон с окружением, ведет себя не так, как принято, а его ценности не такие, как у всех. Это делает его невидимым, его истинные намерения непроявленными, а поведение - спонтанным и непредсказуемым. Благодаря своей отрешенности, он, взяв в первый раз в руки пистолет, ранит на дуэли бретера и кадрового военного Долохова, а сам при этом остается невредимым. Благодаря витанию в облаках он без единой царапины выходит со страшного поля смерти Бородинского сражения, на котором остался лежать едва ли не каждый второй русский солдат и где Пьер оказался на самом опасном и кровопролитном участке битвы. Именно это его свойство отключаться от происходящего и пребывать как бы в другом измерении позволяет ему перенести и ужас перед расстрельной ямой, в которой он чудом не оказался сам, и тяжелейшие лишения французского плена. Он погружен в заоблачный мир своих далеких от реальности устремлений, в мир несбыточных идей и проектов. Его логика, его внутренние установки понятны и очевидны только ему одному. Он далек от круга общепринятых интересов и общепринятых правил жизни, он как будто бы парит над всем происходящим вокруг него. Он живет так, как будто бы все, что происходит, является репетицией той настоящей и правильной жизни, которая существует только в его воображении мечтательного философа. Он стремится утвердить такую жизнь, в которой будет простор для добродетельных и талантливых и не будет места для порочных и глупых. Где-то там в светлом будущем ему предстоит еще устроить такую жизнь и жить в ней, но "это что-то хорошее все оставалось впереди" и, отдаляясь, так и не наступало. |
1
|