Седакова Лариса Ильинична
Пьер Безухов и Андрей Болконский. Диалоги друзей

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Седакова Лариса Ильинична
  • Размещен: 12/08/2024, изменен: 12/08/2024. 54k. Статистика.
  • Эссе: Культурология
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как могло случиться, что по-детски наивный, толстый и неуклюжий, не способный ни работать, ни учиться, ни жить без вина и женщин, шепелявый и близорукий Пьер, который "много и жадно ел и много пил, как и всегда", займет то положение, которое, казалось, самой судьбой предназначалось блестяще образованному, деятельному, изысканному, обходительному и красивому князю Андрею. Это Пьер будет в конце романа в 1820 году по месяцам гостить у сестры покойного князя Андрея в Лысых Горах, родовом имении князей Болконских. Это он станет примерным семьянином и отцом семейства, а его женой будет единственная любовь всей жизни князя Андрея Наташа Ростова. Полюбив Наташу, князь Андрей стал "совсем другим, новым человеком", ему захотелось жить полной жизнью, "он легко и смело делал планы на продолжительное будущее".Но это будет длиться всего лишь год. Он снова разочаруется во всем,а жизнь окончательно потеряет для него всякий смысл, он начнет искать смерти и погибнет. Смертельная рана настигнет его на Бородинском поле. В то время, как тучный, крупный, неповоротливый и совершенно невоенный Пьер во фраке и белой шляпе будет находиться в Бородино на месте, известном "под именем курганной батареи или батареи Раевского", "вокруг которого положены десятки тысяч людей". Все защитники кургана, солдаты и офицеры, с которыми он во время боя был рядом, погибли. "В меня слишком легко попасть французам", - в шутку говорил он про себя. но французы в него почему-то так и не попали.

  •   
      
       ПЬЕР БЕЗУХОВ И АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ. ДИАЛОГИ ДРУЗЕЙ
      
       Два лучших друга летом 1805 года
      
       В начале романа в июле 1805 года князь Андрей Болконский жил с красавицей женой в собственном доме в Петербурге, где все было "изящно, заново, богато" отделано. Мы видим князя Андрея глазами его единственного друга Пьера, который на тот момент был всего лишь незаконным сыном графа Кирилла Безухова. Граф, хотя фактически признавал отцовство, но не посчитал нужным оформить его при жизни законным порядком. Друзья не были похожи ни внешне, ни по существу, но они шли по жизни бок о бок, а жизненные пути их тесно переплетались. В начале романа князь Андрей превосходил друга во всем, а по ходу повествования ситуация незаметно, но непрерывно изменялась.На тот момент никакого занятия у Пьера не было, "Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал"."Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств". "Князь Андрей в высшей степени соединял все те качества которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием - силы воли". Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея "спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности" "и больше всего его способности работать и учиться". Двойственное и даже бесправное положение, которое Пьер занимал в свете до двадцатилетнего возраста,до того, как он стал графом Безуховым, наложило отпечаток на его характер. Пьер вырос несамостоятельным, неуверенным, он произносил "детские речи". Он был совсем не подготовлен к тому высокому положению одного из богатейших людей России, которое ему пришлось в одночасье занять после оглашения завещания отца.
      Внешность друзей разительно отличалась, князь Андрей был "небольшого роста весьма красивый молодой человек", у него были "маленькие белые ручки". Пьер был "широкий с огромными красными руками" "массивный толстый молодой человек." Князь Андрей отличался изяществом и "был один из лучших танцоров своего времени", "Пьер был неуклюж" и только тогда "танцевал, если не доставало кавалера". Князь Андрей выглядел разочарованным, ему "было очень скучно" в светских гостиных, где он "сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы" и "он казался усталым и сонным". Только,"чем безжизненней казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в минуты раздражения", тогда глаза его "с выражением нервного раздражения""блестели лучистым, ярким блеском". Пьер не был светским человеком и в двадцать лет "был первый раз в обществе", вести себя в свете он не умел и "все боялся пропустить умные разговоры". "Неловкость речи Пьера", которая показывала "великую молодость и желание все поскорее высказать" шокировала общество. Но его "детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения" лицо искупало и его бестактность, и напор, с которым он отстаивал свое мнение в светской гостиной, где во главе угла стояла не истина, а любезность и такт.
       Тем летом Пьер был в гостях в роскошном петербургском доме князя Андрея. За ужином "князь Андрей, любивший покровительственные отношения к молодым людям", всеми силами старался направить Пьера на правильный путь. Он учил младшего друга жизни, читал ему мораль и делал наставления.Пьер любил философствовать и рассуждать об отвлеченных вещах, например, о том, что "вечный мир возможен". "Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отдаленными разговорами Пьера" и "сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать". Он все пытался склонить друга к необходимости определиться с выбором рода занятий - "ты решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат?" - спросил князь Андрей". "Можете себе представить, я все еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится" - отвечал Пьер и снова возвращался к занимавшему его намного больше, чем выбор карьеры, вопросу войны и мира в Европе. "Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде дружеском, ласковом, все-таки выражалось сознание своего превосходства". "Я конченый человек, - сказал князь Андрей. - Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе". Однако за столом звучал голос одного князя Андрея, Пьер с благоговением слушал друга и отделался только парой коротких фраз.
       Другое поучение князя Андрея касалось женщин и женитьбы. "Не женись, душа моя, не женись" - заклинал князь Андрей друга. "А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам". "На каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя все кончено, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной ноге с придворным лакеем и идиотом". "И все, что есть в тебе надежд и сил, все только тяготит и раскаянием мучит тебя". "Ежели ты только мог знать, что это такое порядочные женщины и вообще женщины!". "Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем - вот женщины, когда они показываются так, как они есть". "Пьер жил тогда у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля" и старший друг пытался урезонитьего: "Перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все...". Под влиянием наставлений друга Пьер ненадолго одумался: "С этой жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит. Денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду" - решительно заявил Пьер и тут же поехал к Анатолю Курагину, чтобы снова напиться, а потом отправиться к актрисам и всю ночь буянить в компании лихих повес.
       Как могло случиться, что по-детски наивный, толстый и неуклюжий, не способный ни работать, ни учиться, ни жить без вина и женщин, шепелявый и близорукий Пьер, который "много и жадно ел и много пил, как и всегда", займет то положение, которое, казалось, самой судьбой предназначалось блестяще образованному, деятельному, изысканному, обходительному и красивому князю Андрею. Это Пьер будет в конце романа в 1820 году по месяцам гостить у сестры покойного князя Андрея в Лысых Горах, родовом имении князей Болконских. Это он станет примерным семьянином и отцом семейства, а его женой будет единственная любовь всей жизни князя Андрея Наташа Ростова. Полюбив Наташу, князь Андрей стал "совсем другим, новым человеком", ему захотелось жить полной жизнью, "он легко и смело делал планы на продолжительное будущее".Но это будет длиться всего лишь год. Он снова разочаруется во всем,а жизнь окончательно потеряет для него всякий смысл, он начнет искать смерти и погибнет. Смертельная рана настигнет его на Бородинском поле. В то время, как тучный, крупный, неповоротливый и совершенно невоенный Пьер во фраке и белой шляпе будет находиться в Бородино на месте, известном "под именем курганной батареи или батареи Раевского", "вокруг которого положены десятки тысяч людей". Все защитники кургана, солдаты и офицеры, с которыми он во время боя был рядом, погибли. "В меня слишком легко попасть французам", - в шутку говорил он про себя. но французы в него почему-то так и не попали.
      
       Три кумира Пьера Безухова
      Вскоре после встречи друзей летом 1805 годав жизни Пьера произошла разительная перемена, двадцать седьмого августа умер отец Пьера и сын унаследовал и его титул, став графом Петром Кирилловичем Безуховым, и все его миллионноесостояние.Из нищего и никому не известного месье Пьера он превратился в одного из самых завидных женихов России. "Делами Пьера, как и им самим овладел князь Василий", у которого была на выданье дочь, красавица Элен. "Князь Василий Курагин не обдумывал своих планов, он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду". "У него постоянно" "составлялись различные планы и соображения", "которые составляли весь интерес его жизни". "Он не говорил себе: "Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне сорок тысяч". "Инстинкт подсказывал ему", и он "при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было". "Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал все, чтобы женить Пьера на своей дочери". "Он был одарен редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми".
       "Пьер, сделавшись богачом и графом Безуховым", оказался в центре внимания, "все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера". "Он искренне начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен". "Пьеру так естественно казалось, что все его любят". Пьер и сам не понял, как так получилось, что он стал женихом, а через полтора месяца и мужем красавицы Элен.
      Вскоре после замужества Элен вступила в связь со вчерашним собутыльником Пьера бретером и повесой Долоховым. Прошедшим летом, когда Пьер был еще безродным и неимущим, Долохов служил для него образцом для подражания. В одну из белых ночей Долохов вылез в окно и сел на карниз на стене третьего этажа дома Анатоля Курагина. В этом неустойчивом положении он на пари, не держась ни за что руками,выпил, не отрываясь, бутылку рома. Затея быланастолько опасной, что лицо Пьера, когда он выглянул в окно, "выражало ужас и страх". Долохов выиграл пари, тогда пьяный и неуклюжий Пьер, у которого "и на лестнице голова кружится", бросился повторять этот трюк отчаянного смельчака Долохова. В разгульной компании богатых повес его звали Петруша, принимали и терпели только потому, что он был компаньоном князя Анатоля Курагина. Его отвлекли от этой невыполнимой затеи и повезли к актрисам, что было любимым развлечением для молодого человека. Там Долохов продолжал куражиться и Пьер, бывший под сильным воздействием этого повесы, участвовал в жестокой шутке Долохова, учиненной над квартальным. Дело это получило широкую огласку имногие в свете, видя этого "большого, толстого и смирного человека", недоумевали, "как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным". Долохов "пользовался и забавлялся" людьми, он "презрительно и снисходительно улыбался", "когда на него находили минуты жестокости". "Как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким поступком, выходить из нее" и в такие моменты он не церемонился даже с друзьями.
      Третьего марта 1806 года "Пьер сидел против Долохова" на торжественном обеде в Английском клубе. Все существо его занимал "неразрешимый, мучивший его вопрос", справедливы ли намеки "на близость Долохова к его жене". "Я не верю, не имею права и не могу верить", Долохову "должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это. Он должен думать, что и я боюсь его. И, действительно, я боюсь его", - думал Пьер". Долохов принялся дразнить Пьера, публично унижая его и намекая на связь с его женой. Вдруг какое-то незнакомое Пьеру бешенство "поднялось и овладело им". Он отринул страх перед бывшим кумиром и вызвал его на дуэль. "Он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение", взирал на приготовления к смертельному поединку. "Он до сих пор не держал в руках пистолета", ему показали, "куда ходить и стрелять куда". И, когда надо было стрелять, "он потянув пальцем, как его учили, выстрелил" и тяжело ранил противника.
      На следующее утро Пьер освободился и от еще одного кумира, от своей неверной жены. Ее находили "такою прекрасною, как день", "она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты", "ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту". "Сколько раз я гордился ею", "гордился ее величавой красотой, ее светским тактом, гордился своим домом, в котором она принимала весь Петербург". "Да я никогда не любил ее, - говорил себе Пьер. Я знал, что она развратная женщина", "но не смел признаться в этом". Элен "знала о дуэли и пришла говорить о ней" с мужем.. "Она с презрительной улыбкой смотрела на него" и, привыкнув к тому, что имела "власть над ним", продолжала употреблять ее и словесно уничтожать мужа. "Ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений" были всегда свойственны ей. "Вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете" и "который лучше вас во всех отношениях". "Ежели бы вы были умнее и приятнее, то я бы предпочитала ваше", а не его общество. Как и Долохов, Элен оскорбляла мужа все сильнее и сильнее, как и накануне, сидя напротив Долохова, "он физически страдал в эту минуту", как и тогда он хотел "прекратить эти страдания". "Он схватил со стола мраморную доску, разбил ее и с раскрытыми руками подступая к Элен закричал: "Вон!" таким страшным голосом, что все в доме услыхали этот крик". "Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург". Брак Пьера продлится еще шесть лет до 1812 года, когда Элен скоропостижно умрет. Супруги будут жить то раздельно, то под одной крышей, но с марта 1806 года Пьер больше уже не будет мужем своей жены. Пусть "будет мое соединение с ней иметь одну духовную цель", так для себя решил обманутый муж, предчувствуя, что его жена на Долохове не остановится, а он, не будучи фактически ее мужем, получит право не относить на свой счет ее чересчур вольное поведение.
       Элен осталась жить в Москве, а в Петербурге к Пьеру приехал его тесть князь Василий, чтобы уговорить зятя принять жену назад. Как и всегда, говоря с Пьером, князь Василий не давал себя перебивать. "Элен невинна перед тобой", "здесь одно недоразумение", "напиши сейчас со мною письмо, и она приедет сюда" и "все эти толки закончатся", а то "ты очень легко можешь пострадать" - сыпал словами привыкший к безоговорочному послушанию Пьера князь Василий. Пьер "морщился краснел, вставал и опускался, работая над собой в самом трудном для него в жизни деле - сказать неприятное в глаза человеку, сказать не то, чего ожидал этот человек". "Он так привык повиноваться этому тону небрежной самоуверенности князя Василия, что и теперь чувствовал, что не в силах будет противостоять ей, но он чувствовал, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся дальнейшая судьба его". "Князь, я вас не звал к себе, идите, пожалуйста, идите! - Он вскочил и отворил дверь. - Илите же, - повторил он, сам себе не веря и радуясь выражению смущенности и страха показавшемуся на лице князя Василия".
      Достижение Пьера, которое ставит его выше многих других героев романа, состоит в том, что он сумел выйти из-под власти кумиров и манипуляторов: Курагина с Долоховым и Элен с ее отцом и братом.Персоны эти возникали в жизни Пьера в переломные моменты, когда оннаходился в неустойчивом положении: уже оставил старую стезю, но еще не устоялся на новой. Как только он оставил жизнь за границей с поучениями католического монаха, как возникли великосветский Петербург и Долохов с Курагинымс их развратной жизнью. Только он из неимущего и незаконнорожденного стал графом и миллионером, как возникли отец и дочь Курагины. И, следуя за своими кумирами, он пьет, ездит к актрисам, женится на развратной женщине. И только тяжелейшие испытания и лишения, которые он испытал в плену у французов, освободили его от этих пристрастий. Из привыкшего жить вроскоши графа он превратился тогда в пустое место, он стал никем, оказался на границе жизни и смерти.Смерть шла за колонной пленных по пятам, а самой разъезженной и грязной дороге, по которой под осенним дождем Пьер шел босыми и покрытыми струпьями ногами, казалось, не будет конца. Он выжил благодаря отменному здоровью и силе духа. Безвременная и ужасная кончина Элен окончательно освободила его от засилия ивласти Курагиных.
      
      Старый князь Болконский и его послушный сын.
      
      Вся жизнь старого отца князя Андрея вплоть до того, как он, попав в опалу, "при Павле был сослан в деревню", была отдана войне. Отец его также принадлежал военному сословию, сын прошел по стопам своих предков. Князь с дочерью княжной Марьей жил в огромном доме, более похожим на дворец, в котором все происходило точно по часам. Порядок, без которого немыслима воинская служба, к которому князь привык и с которым сжился, "был доведен до последней степени точности". Его распоряжения были краткими и напоминали приказы, "с людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, а потому, не быв жестоким, возбуждал к себе страх и почтительность". Никаких возражений князь не терпел, только его точка зрения на любою ситуацию имела вес и силу. Все остальные обязаны были не рассуждать, а исполнять. Сделав в молодости привычку воевать, он не изменил ей и в старости. Противник всегда был под рукой: дворовые люди, управляющий, дети, невестка, по ходу дела всегда возникал кто-то, кто подставлялся князю, а он наносил удар и еще ни разу не промахнулся. Все было, как на войне, где он - главнокомандующий и неизменный победитель.
       Его отличал несгибаемый характер, железная сила воли, твердая уверенность в собственной правоте и превосходстве над прочими людьми. Для сына и дочери он был кумиром, оба благоговели перед отцом, угодить которому и вызвать похвалу или какое-то иное поощрение, было невозможно. Он с таким неизменным и постоянным внутренним давлением внушал им свое видение мира, они так сжились с его взглядом на мир, что все это давно уже стало представляться им естественным, органичным и единственно правильным. Тем более, что по уму, анализу и трезвой оценке происходящих в мире событий, по способности видеть людей насквозь, по деятельной активности ипостоянной занятости, по авторитету и при дворе, и в высшем свете, и в губернии, в которой проживал старый князь, онне имел равных. Князь сумел выстроить такую жизнь к которой стремился, он был вполне удовлетворен ею, чего нельзя было сказать о его детях, ни сын, ни дочь его не были счастливы.
      Осенью 1805 года его сын отправляется за границу в действующую армию адъютантом к главнокомандующему Кутузову. Ему до смерти надоело "это глупое общество, без которого не может жить моя жена и эти женщины...", а. "лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело". Ему не дает покоя "Бонапарте и его карьера", который, когда "шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен", "но свяжи себя с женщиной- , и как скованный колодник, теряешь всякую свободу". Князь мечтает прославиться, совершить подвиг, ему кажется, что молодая беременная жена его служит ему помехой в этом, он хочет от нее освободиться. "Моя жена" это "прекрасная женщина", "но, боже мой чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!". В те времена почти единственным путем прекращения брачных отношений была смерть одного из супругов. Мечты князя Андрея о свободе были равносильны мечтам о смерти жены, хотя, конечно же, он не желал этого напрямую и не связывал ее раннюю кончину с тем, что готов был заплатить какую угодно цену за то, чтобы снова стать свободным.
       Князь Андрей совершил подвиг, но только один Кутузов видел, на какое самопожертвование он пошел, чтобы спасти безнадежную ситуацию на поле боя. "Ваш сын, в моих глазах, - писал Кутузов (старому князю), -с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего отца и своего отечества". Сражение под Аустерлицем было позорно проиграно. После тяжелейшего ранения, находясь между жизнью и смертью,князь Андрей по-новому взглянул на жизнь и переосмыслил ее.Он истекал кровью на поле битвы и "тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом". Но этой новой для него мечте не суждено было сбыться. Он вернулся в Лысые Горы только двадцатого марта 1806 года и успел застать еще живой жену, рожавшую его сына Николушку. Она умерла почти сразу, как он возвратился и, зайдя в комнату родильницы, он увидел, что "она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад". "Я вас всех любила и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?" - говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо". Жена пожертвовала жизнью, чтобы подарить ему сына, а он лишь на ее смертном одре сумел сказать ей ласковое слово. "Душенька моя! - сказал он слово, которое никогда не говорил ей".
      После смерти жены князь Андрей стал безвыездно и уединенно жить в деревне, то в "своем новом отделенном имении" Богучарово, то приезжая в Лысые Горы на свою половину "всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца". В Богучарово он строил для себя большой дом, насадил молодой сад, вырыл пруд, проложил дороги и посвятил свою жизнь хозяйственным заботам и хлопотам.Мысли о том, что он "виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть" перед покойной женой, не оставляли его. Он "был виноват и надеялся оправдаться", но ее больше нет, она так и не услыхала его покаяния, оно так и осталось без ответа, но оно, не замолкая, продолжало звучать в нем. Он непрерывно изводил и мучил себя, ему казалось, что он "совсем погубил свою жизнь"."Не может быть, чтоб не было ответа" на вопрос, почему с ним случилось непоправимое. "Жизнь и смерть, вот что убеждает" "в необходимости будущей жизни", "когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И я заглянул...". И он стал жить в ожидании того времени, когда они встретятся в "будущей жизни", он все скажет ей, а она простит его."Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти".
       Отец и сын Болконские не способны были самостоятельно справляться с отрицательными эмоциями. Отец был подвержен приступам гнева, он не гасил его в себе, не переключался на что-то, а немедленно срывал зло на людях, которые были беззащитны перед ним, а прежде всего, на детях. Он переливал потоки негативной энергии в другого человека, бил, унижал, оскорблял, презирал, показывал свое превосходство в сравнении с убогостью того, кто становился его жертвой. Освободившись от этого груза, он снова "был в хорошем духе". Сын был подвержен состоянию разочарования и тоски. Приступ всего этого накатил на него, когда он, пройдя через войну, чудом остался в живых, а затем потерял жену. Из этого кризиса его вывел отец. Нередко бывает, что у входа и выхода из тупика стоит один и тот же человек. Так дрессировщик, желая подчинить себе зверя, сломить его волю и сделать покорным, вначале создает невыносимые условия для существования. А потом "спасает" несчастное животное, дает ему вдоволь пищи и выпускает из заточения на свет и относительный простор. За время мучений зверь как бы умирает, а дрессировщик возвращает его к жизни и из мучителя превращается в благодетеля.
       Вряд ли князь Андрей отдавал себе отчет в том, что отец его имел прямое отношение к безвременной кончине княгини Лизы. Вряд ли он понимал, что жена "жила в Лысых Горах под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не осознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла ее чувствовать". Он не знал, что со стороны князя также "была антипатия, но она заглушалась презрением". Жизнь под постоянным давлением и чувством страха, бессилие и невозможность что-либо изменить подточили силы маленькой княгини и на роды их уже не хватило. Честолюбивые мысли о подвиге, о славе были внушены князю Андрею его отцом. Под влиянием отца он пошел на самопожертвование, решил единолично спасти ход безнадежно проигранного сражения и был тяжело ранен. Мысли о презрении к женщинам, а в первую очередь к жене были также навеяны отцом. "Они все такие, не разженишься" - успокаивал отец сына, видя, как "плохо дело" у него с женой. И вот в минуту краха всего, что было дорого сыну, отец приходит ему на помощь. Он предоставляет ему обширное поле для практической деятельности, дает в собственность большое имение Богучарово и, будучи "главнокомандующим над ополчением", берет на службу под свое начало. И все жизненные интересы замыкаются для князя Андрея на отце, который всегда был для него кумиром.
      
       Друзья меняются ролями
      
      Весной 1807 года Пьер навестил друга в его имении Богучарово. Барский дом еще только строился и пристанищем князя был "небольшой новый флигелек". "Пьера поразила скромность маленького, хотя и чистенького домика после тех блестящих условий, в которых последний раз он видел своего друга в Петербурге". Но еще больше "его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый". "Взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем-то одном, поражали и отчуждали Пьера". Два года назад в Петербурге князь Андрей поучал младшего друга жизни, но научить чему-либо Пьера ему не удалось, Пьер совершил все те ошибки, от которых князь Андрей предостерегал его. Он все также продолжал вести разгульную жизнь и рано женился на пустой светской красавице, которая к тому же в отличие от жены князя Андрея, была "развратная женщина". В Богучарово друзья поменялись ролями и теперь "Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается" и "что Пьер должен прийти на помощь ему, просветить и поднять его". Пьер "предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит все его ученье, и он боялся начать", но все-таки решился и стал говоритьодушевленно, с жаром и с напором, набычившись, "опуская голову и принимая вид бодающегося быка".
      Князь Андрей переживал случившееся с ним в одиночестве, он постоянно думал и мысли его шли по кругу, не находя выхода. Все вокруг него было окрашено в черный цвет, нокак будто бы этот мрак питал его и давал силы, потому что "взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения". "Он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступках не было желания добра ближнему". Он как будто бы хотел отомстить всему миру за то, что жизнь его не заладилась. "Я даже очень был бы доволен видеть его повешенным" - сказал он про человека, "который украл какие-то сапоги у ополченцев". "Убить злую собаку даже очень хорошо" - сказал он в ответ на слова Пьера о том, что тот благодарит "Бога за то, что не убил этого человека", этого Долохова на дуэли. "Пьер невольно подумал, что мысли эти наведены были Андрею его отцом" и в этом он не ошибся.
      Пьер также, как и его старший друг, прошел через кризис. После измены жены и разрыва с ней Пьер перестал ощущать связь с жизнью. "Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным". "Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?". "И не было ответа ни на один из этих вопросов", кроме одного: "Умрешь и все узнаешь - или перестанешь спрашивать".Мрачные мысли князя Андрея не находили выхода, ему не перед кем было исповедаться. Пьеру повезло больше, чем его другу, он доверил свою беду масону Баздееву, который стал его духовным учителем и в самом начале знакомствазадал Пьеру вопрос: "Чего ты достиг, руководствуясь одним умом?". Вопрос этот поставил Пьера в тупик и он обратился к масону за помощью: "Помогите мне, научите меня". "Помощь дается токмо от Бога, - сказал он, - но ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам". В тот драматичный момент масонство спасло Пьера, он не замкнулся на собственных несчастьях, нашел новый круг общения и новую сферу деятельности, а мысли его потекли в новом направлении. От мыслей о себе и своих несчастьях он переключился на мысли о других людях. И, хотя он практически так ничего и не смог сделать для счастья ближних, но благодаря тому позитивному настрою, с которым он стал думать о других, а не только о себе, собственная жизнь его уже перестала ему казаться безнадежно загубленной.
       Пьер торопится передать свой опыт другу: "меня спасло, вы знаете что? масонство".И Пьер "начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его". Поучения Пьера не были пустыми словами, он знал, что говорил, он сам прошел этим путем и хотел провести по нему друга. Его слова были наполнены энергией и уверенностью, подкрепленной личным примером. Князь Андрей в 1805 году делился с другомсвоим негативным опытом общения с женщинами и предостерегал друга от повтора. Он говорил тогда Пьеру, чего не надо делать: "Не женись", - говорил он. Опыт Пьера был позитивным, он не говорил, чего не надо делать, он говорил, что надо сделать, чтобы жизнь снова стала приносить радость, а не сплошные разочарования.
       "По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны". В первый раз после краха всех надежд на счастье князь Андрей раскрылся перед другим человеком, рассказал о том сокровенном, что мучило его, "он говорил охотно и быстро, как человек долго не говоривший".Говоря о своей непростительной вине перед женой, он "дрогнул голосом и отвернулся". Говорил он и о том, что отец его "страшен своей привычкой к неограниченной власти".Затем князь Андрей употребил множественное число, но Пьер понял, что сын снова говорил об отце. Люди, "воспитанные в этих преданиях неограниченной власти, с годами, когда они делаются раздражительнее, делаются жестоки, грубы, знают это, не могут удержаться и все делаются несчастнее и несчастнее". "Они гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить направо и налево". Любя отца и преклоняясь перед ним, как перед одним из "замечательнейших людей своего века", сын начал спасать его от него самого. "Кроме меня никто не имеет влияния на отца и я кое-где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился". Сыну казалось, что отец делается несчастнее от того, что подавляет раскаяние, но на самом деле несчастнее становился он, его любящий сын. Сын взваливал на свои плечи груз жестокости, грубости, вседозволенности и неограниченной власти без которых никогда не жил и просто не умел, не в состоянии был жить его отец. Всю жизнь старый князь пребывал во власти самодурства, которое отпустилоего только перед самой смертью. Он тогда в первый раз смог сказать дочери ласковое слово и попросить у нее прощения за все те издевательства, которым он подвергал ее в ответ на преданность и любовь.
       "Надо жить, надо любить, надо верить, - говорил Пьер, - что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)". "Князь Андрей вздохнул и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся, восторженное, но все еще робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера". И "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе". "Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь".
      
       Новая жизнь князя Андрея
      
      Наташа Ростова дважды вдохнула в князя Андрея новую жизнь. В первый раз это произошло весной 1809 года, когдакнязь Андрей приехал по делам к ее отцу, который был дворянским предводителем. Когда он подъезжал к домуРостовых, ему попалась "тоненькая, странно тоненькая черноволосая девушка". Она "знать не знала о его существованиии была довольна и счастлива какой-то своей отдельной - верно, глупой, - но веселой и счастливой жизнью". Это была Наташа. Князь Андрей остановился у Ростовыхна ночь и невольно услышал разговор Наташи с Соней. Наташа, залюбовавшисьполной луной, не могла спать и с восторгом говорила сестре, что "эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало", "вот так подхватила бы себя под коленки" "и полетела бы". "И ей дела нет до моего существования!" - подумал князь Андрей", "почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него". Эта мимолетная встреча с Наташей зарядила его энергией молодости и любви к жизни. "В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни". "Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь".
      "Возвратившись из этой поездки, князь Андрей решил осенью ехать в Петербург", "чтобы принять деятельное участие в жизни". Он уехал в августе 1809 года и стал служить, а также вести светский образ жизни, который так презирал в бытность свою мужем княгини Лизы. Отец не одобрял этой государственной деятельности сына. "Там в Петербурге все пишут, не только ноты - новые законы все пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Ныне все пишут". Уехав от отца, сын отключился от него, стал жить своею собственной жизнью и перестал вливать в него силы и тем спасать от приступов злобы и даже бешенства, на которые был так падок старый князь. В отсутствии сына старый князь стал еще более вспыльчивым и несдержанным и усилил нападки на дочь.
      В Петербургенабале в канун нового 1810 годаПьер "подошел к князю Андрею" и попросил его пригласить на вальс Наташу Ростову, которой он покровительствовал и которая была дебютанткой. Наташа и князь Андрей "были вторая пара, вошедшая в круг". "Едва он обвил этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову; он почувствовал себя ожившим и помолодевшим". После бала он по-новому взглянул на все, чем занимался и в Богучарово, и в Петербурге и "ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой". И "разве все это может сделать меня счастливее и лучше?". И он в первый раз после долгого времени почувствовал себя свободным и "стал делать счастливые планы на будущее". Князь Андрей без памяти влюбился в Наташу и отправился к Пьеру в его петербургский дом, так как ему "нужно сказать все кому-нибудь", а "Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться".
      Пьеру не было весело на том бале,там он"в первый раз почувствовал себя оскорбленным тем положением, которое занимала его жена в высших сферах. Он был угрюм и рассеян". К этому времени Эден стала хозяйкой великосветского салона, на ее раутах бывали "французский посланник", был иностранный "принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини и много блестящих мужчин и женщин".Пьер "чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии, и с отчаянным усилием старался бороться против них. "Опять ему все казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять ему представлялся вопрос: к чему? И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа".
       Придя к нему в дом, "князь Андрей с сияющим восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастья" начал "говорить ему о своей любви к Наташе и твердо взятом намерении жениться на ней". "Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?". "Она любит вас", "я знаю, - сердито закричал Пьер". "Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь...". "Я очень рад, говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность?"."Я знаю, что ты рад за меня", - сказал другу князь Андрей. Пьер "умиленными и грустными глазами" смотрел "на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная". "Чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противоположностью между его положением и положением его друга еще усилило это мрачное настроение".
       Князь Андрей сказал Пьеру, что "не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, что он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия". Он погрузился в мечту о счастье истарался сам себя убедить в том, что отец способен полюбить Наташу или,если этого не случится, то сын был полон решимости пойти против его воли. В глубине души он знал, что ни того, ни другого не будет и быть не может. Любовь стояла для его отца на последнем месте после ума, знатности, богатства и положения в обществе.Да и сам князь Андрей, попав под чары влюбленной Наташи и, окунувшись с мир ее дружной семьи, где все заботились и любили друг друга, "удивлялся, как на что-то странное, чуждое, от него не зависящее, на то чувство, которое владело им".
      "Для женитьбы нужно было согласие отца", и князь Андрей поехал в Лысые Горы. От любви и сердечности, которые окружали его в доме Ростовых, он переключился на тяжелый и безрадостный мир, в котором жили его отец с сестрой. Он былтак сильно озабочен предстоящим свиданием с отцом, чтоу него как-то выпало из головы, что необходимо было сказать без памяти влюбленной в него Наташе, что он вынужден уехать по делам и какое-то время не сможет бывать у них в доме. Его не было целых три недели, "Наташа не могла объяснить его отсутствия", ей казалось, что все "смеются и жалеют о ней", она была во власти "внутреннего горя".
      
       Действующие лица драмы
      
       Старый князь Болконский был категорически против брака сына по страстной любви, а сын не был настолько свободным от отца, чтобы пойти против его воли. Отец жил без жены, которая, родив ему сына и дочь, навсегдаисчезла из жизни мужа и детей. Старый князь считал воздержание одной из главных причин своего завидного по его преклонным годам здоровья."С утра до вечера занят, воздержан, ну и здоров", а нездоровы "бывают только дураки да развратники" - таким было его кредо. Овдовев, сын начал вести такой же образ жизни, как и отец, он три с половиной года безвыездно жил в деревне холостой жизнью и былпостоянно занят делами.Наташа дважды - весной 1809 и зимой 1810 года - вдохнула жизнь в разочарованного и состарившегося душой князя Андрея и тем самым ослабила его связь с отцом.Внезапно вспыхнувшая любовь к Наташа и планируемыйбрак грозили окончательным уходом сына из-под влияния отца и покорности его воле, грозили развенчанием отца как кумира и образца для подражания. Старый князь, который не мог этого допустить,сумел расстроить бракисподтишка и так искусно употребил "дипломацию", что сам, как и в истории со страданиями и кончиной первой жены сына княгини Лизы,снова остался в стороне. Вначале он обманул сына, назначив свадьбу через год, но уже через полгода, когда предложение было сделано и принято, а Наташа ждала возвращения князя Андрея из-за границы и все вокруг считали, что она его невеста, старый князь прямо заявил то, что думал. Он теперь назначил условием брака свою кончину. "Напиши брату, чтобы подождал, пока умру...Не долго - скоро развяжу...". Сын ничего не ответил на этот категорический запрет, а отец расценил молчание сына как согласие и проявлениепокорности. Для себя старый князь решил, что сын принял его условие и стал ждать, уверенный, что расставленные им сети не останутся без добычи
      Назначенный старым князем год отсрочки свадьбы, подходил к концу, "князя Андрея ждали в Москву каждый день", и граф Ростов "с Наташей и Соней приехал в Москву". Они остановились у "Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство". Она очень любила свою крестницу Наташу и, конечно же, от всего сердца желала ей счастья в браке с князем Андреем. "Поздравлю тебя с женишком. Подцепила молодца! Я рада за тебя" -так говорила она Наташе. Но на деле она сделала все возможное, чтобы брак этот расстроился. "У меня целы будут" - заверила она графа Ростова, но все пошло не так, как виделось ей, Наташу и ее честь она не уберегла.
      Марья Дмитриевна и старый князь Болконский были очень похожи,они были единственными, кто имел в свете прозвища, она была "железный драгун", а он - "прусский король". И он, и она признавали только собственную жизненную позицию и навязывали ее другим; оба не терпели возражений; оба выстроили свою жизнь по раз и навсегда заведенному распорядку; оба всегда были правы; обоих все боялись."Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург", "все без исключения уважали и боялись ее". Она была "знаменита не богатством, не почестями, но прямотой ума". Марья Дмитриевна говорила "прямо, громко и решительно всем свое мнение и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала". Князь Николай Болконский также не допускал слабостей, страстей и увлечений ни в себе, ни в других.
      Между этими властными, волевыми и важными лицами, которые всегда владели ситуацией и обладали непререкаемымавторитетом в свете, существовало несколько принципиальных отличий. Он был убежденным атеистом, а она - глубоко и искренне верующим человеком. Она бескорыстнопомогала тем, кто попал в беду,"принимала просителей разных сословий", "ездила в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила".. Старый князь имел к подобным делам совершенно иное отношение. Она была человеком прямым, а он умел выстраивать интриги и не чурался дипломатической хитрости. Он отлично разбирался в людях и умел манипулировать ими, играя на их слабостях. Она, когда занималась устройством чьих-то дел, когда хотела кого-то осчастливить и помочь, была выше человеческих слабостей и потому не замечала их.Он, навязывая свою волю другим, имел в виду личную выгоду или какие-то другие личные интересы. Он жил для себя, а она - для других. Делать добро и спасать против воли человека это также насилие и совсем не всегда, при самых лучших благих намерениях такое поведение оборачивается счастьем для другого. Насилие есть насилие.
       Марья Дмитриевна решила вмешаться в ход предсвадебных дел и можно сказать, что все нерадостные события, которые приключились тогда с Наташей, произошли с ее подачи.Это она фактически заставила Наташу с отцом нанести визит старому князю, это она в тот же вечер пригласила их в оперу, где Наташа познакомилась с Анатолем и Элен. Это она, "узнав о посещении графини Безуховой и приглашении на вечер", сказала Наташе, что "с Безуховой водиться не люблю и не советую, ну, да уже если обещала, поезжай, рассеешься". После этого вечера "Наташа не спала всю ночь",поняла, "с первой минуты полюбила его (Анатоля)" и участь ее была предопределена.
       Накануне визита к старому князю Марья Дмитриевна принялась наставлять Наташу, как сделать так чтобы, "как твой-то приедет, а уж ты и с сестрой и с отцом знакома и тебя полюбили". "Надо мирно, любовно", "ты добренько и умненько обойдись. Вот все и хорошо будет". Не взяла она в расчет того, что князь всю свою жизнь провел в неустанной борьбе и противостоянии со всем миром.Она думала, что княжна Марья "мухи не обидит", но та "была дурно расположена к ней (к Наташе) по невольной зависти к ее красоте, молодости и счастью и по ревности к любви своего брата", она не смогла это скрыть ичуткая Наташа сразу поняла, что она чужая для нее.
       Миротворческая миссияМарьи Дмитриевны провалилась, в доме будущего мужа ее любимица и крестница была опозорена и оскорблена. Марья Дмитриевна поехала "к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтоб объясниться с ним насчет Наташи". После "происшедшего столкновения" со старым князем Марья Дмитриевна была "молчаливая, серьезная, очевидно, понесшая поражение у старого князя". "Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я все ему выпела". "Сумасброд...слышать не хочет".
      Коротко говоря, в этом поединке между старым князем и крестной матерью Наташи зло победило добро. Так это выглядит на первый взгляд, но, может быть, это ангел хранитель Наташи, от лица которого действовала ее крестная мать Марья Дмитриевна, уберег ее от свадьбы с князем Андреем. Вряд ли этот союз могпринести Наташе счастье. Обе известные нам княгини Болконские, мать и жена князя Андрея долго не жили. Они честно исполнили свою миссию и родили наследников, после чего ушли из жизни мужейи детей навсегда. Вряд ли Наташа могла бы стать исключением, а послушный сын князь Андрей, которым отец манипулировал до самой своей смерти, вряд ли смог защитить Наташу от егосамодурства.
      
      х х х
       "Меня все всегда любили. Не может быть, чтобы они меня не полюбили" - так думала Наташа, собираясь нанести визит старому князю.Отец Наташи, едва привез ее к "старому, мрачному дому" Болконских и пришел с ней в комнату княжны Марьи, как тут же уехал чтобы не встречаться с хозяином дома, которого побаивался. Наташа не была представленакнязю, она явилась в егонегостеприимный домзапросто, без приглашения, ее там никто не ждал и никто не был ей рад. Старый князьимел все основания для того, чтобы оскорбиться, что он и сделал. По его понятиям она была самозванка из бедных, которая, желая заполучить богатого мужа, шла напролом и, бросая ему вызов, демонстрировала свои права на его сына. Он решил ее проучить, чтобы ей впредь не повадно было так бесцеремонно навязываться. Он оскорбили унизил ее со всем изуверском, на какое только был способен.
      С таким уничижительным отношением к себе Наташа никогда в жизни не сталкивалась, для нее это было больше, чем неожиданность, это был шок.Она ощутила, что в этом доме ее никто не любит и никогда не полюбит, что столь "любимому состоянию любви к себе и восхищению перед собой", без которых Наташа не могла жить, в этом доме никто не придает ни малейшего смысла. Наташа не могла жить без любви, она могла быть весела только "потому, что был человек, который ею восхищался (восхищение других была та мазь колес, которая была необходима для того, чтоб ее машина совершенно спокойно двигалась)". Нелюбовь, которую она ощутила в доме жениха, опустошила и обесточила ее. Чтобызаполнить эту пустоту ивозвратиться к жизни, она принялась судорожно цепляться за каждого, кто был ласков и учтив с ней."И она такая важная дама, такая милая и так, видно, всей душой любит меня" - думала Наташа" про красавицу Элен. Ее брат Анатоль тоже любил Наташу, как любил многих других женщин и до, и после нее. И она бросилась, как в омут с головой, в объятия профессионального соблазнителя.
      Целый год Наташа в ожидании жениха провела в деревне в окружении близких и любящих людей и привыкла к искренности и простоте идиллической сельской жизни. Она отвыкла от света и, когда снова оказалась в нем, то контраст был настолько сильным, что она не смогла перестроиться. В этот переломный момент ее, как и наивного юного Пьера, когда он только что вернулся из-за границы, поджидал Курагин со своей развратной сестрой. Такой человек, как Анатоль, умел снимать запреты, умел внушать любовь. "Она со страхом чувствовала, что между им и ею совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами". Переключившись на него, поверив в то, что он любит и женится на ней, Наташа вытерла из памяти не только любовь к князю Андрею, но и ту ненависть и презрение к себе, с которыми столкнулась в доме жениха.
      Она никогда не переступила бы порог этого мрачного дома и не была бы подвергнута таким неслыханным оскорблениям, если бы князь Андрей не поставил ее в такое неопределенное и двусмысленное положение. Обручения и огласки не было, она была не невестой, но и свободной. Князь Андрей имел обыкновение уходить в свои мечты, которые отождествлял с реальностью. Он отводил в этой вымышленной реальности каждому из действующих лиц, включая себя,такое место, какое назначал он сам. Он почти зримо мечтал о подвиге на поле Аустерлица, также он мечтал о будущем супружестве с Наташей. Он "делал поэтические планы о любви, о счастии с нею". "Я верил в какую-то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность на целый год моего отсутствия!". Князь Андрей так никогда и не узнал о том, что произошло на самом деле, как в действительности распределились роли в той драме которая произошла не только с ним, но и с Наташей.
      
       Последние попытки Пьера спасти друга
      
       Пьер узнав, "что Наташа отказала жениху", что она "хотела бежать" "с тем, чтобы тайно обвенчаться" с уже женатым Анатолем Курагиным, не мог поверить своим ушам. "Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его луше с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене" и подумал, "что не ему одному достался печальны удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему все-таки до слез было жалко князя Андрея, жалко было его гордости". Но, увидев, что "Наташа, как подстреленный, загнанный зверь", Пьер испытал "чувство жалости к ней". "Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть все дело и восстановить репутацию Ростовой". Дело получило огласку и Пьер "со всех сторон слышал о разговоры о попытке похищения Ростовой".Пьер принялся спасать, насколько это было в его силах, честь обманутой Анатолем Наташи.
       Пьер, еще не веря в окончательный разрыв, приехал к Болконским и спросил сестру князя Андрея: "Но неужели совершенно все кончено", но она "не понимала даже, как можно об этом спрашивать". "Лицо его (князя Андрея) было нахмурено и губы поджаты", когда он "решительно звонко и неприятно продолжал: - Я получил отказ от графини Ростовой". "Отдай графине ... ежели ты увидишь ее" ее письма и портрет. Пьер сказал, что Наташа была при смерти, Я "очень сожалею об ее болезни", и "он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся". Пьер решил все-таки поговорить с князем Андреем о возможности возобновления отношений с Наташей, которая от отчаяния едва не отравилась мышьяком. Пьер напомнил другу об их давнем споре в Петербурге. Князь тогда "говорил, что падшую женщину надо простить. Но я не говорил, что я могу простить. Я не могу". "Ежили ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту...про все это". Одушевление и радость, планы на будущее, предвкушение и ожидание счастья ушли из жизни князя Андрея. Он "неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца", "холодно, зло, неприятно, как его отец усмехнулся".
       Пьер "до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее (Наташу); но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку". "Я знаю, что все кончено", "нет, это не может быть никогда. Меня мучит только то зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все..." - сказала ему Наташа, трясясь всем телом от рыданий. "Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера". "И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал, как под очками его текли слезы, и надеялся, что их не заметят". "Не будем говорить, мой друг, - я все скажу ему; но об одном прошу вас, - считайте меня своим другом". "Он взял и поцеловал ее руку", "перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, - сказал он ей". "Для меня? Нет! Для меня все пропало, - сказала она со стыдом и самоуничижением". "Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей". Эти слова сами собой вырвались у Пьера и "Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления". "Пьер почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло".
      Со времени разрыва с Наташей в жизни князя Андрея "все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись ему". Он снова пошел в армию, на этот раз он отказался от должности адъютанта главнокомандующего Кутузова и был назначен полковым командиром. Началось французское нашествие, армия отступала и только под Москвой в Бородино было дано решительное сражение. Так случилось, что накануне его, вечером двадцать пятого августа произошла последняя встреча друзей. "Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву". Он был погружен в себя, в свои мысли и, как и в 1807 году в Богучарово, в начале разговора с другом испытывал отчуждение и даже в неприязнь к нему. Как и тогда, он в начале разговора выговорился, исторг из себя озлобление, протест и раздражение, а только после этого смог перейти к разговору по душам. Как и раньше, говорил он один, говорил своим привычным монологом с таким эмоциональным накалом, что "внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло". Тогда в Богучаровоон говорил, что убить злую собаку, имея ввиду Долохова, правильно. Сейчас он говорил, что "не надо брать пленных". "Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями". Он забыл, что под Аустерлицем в 1805 году лично Наполеон спас его. Объезжая поле сражения, он остановился над ним, лежащим в крови и, заметив, что раненый жив, велел отнести его к своему лекарю.
      "Ах, душа моя, в последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла...Ну, да не долго!" - прибавил он". "Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. - Прощай, ступай, - прокричал он". "Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. "Нет, ему не нужно! - решил сам собой Пьер, и я знаю, что это наше последнее свидание".
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Седакова Лариса Ильинична
  • Обновлено: 12/08/2024. 54k. Статистика.
  • Эссе: Культурология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.