Седакова Лариса Ильинична
Враги. Бескровная победа.

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Седакова Лариса Ильинична (victoralen2012@yandex.ru)
  • Обновлено: 29/03/2014. 17k. Статистика.
  • Эссе: Культурология
  • Оценка: 9.70*5  Ваша оценка:

       ВРАГИ
       Скажи мне, кто твой друг (враг),
       и я скажу, кто ты (поговорка).
      
       А на войне нелегкий труд, а сам
       стреляй, а то убьют (группа Любэ).
      
       Враг это тот, к кому мы испытываем чувство неприязни, кого мы не терпим и не переносим, кого не в силах переварить, поскольку не обладаем достаточным запасом жизненных сил для спокойного миролюбивого общения. Противник постоянно ставит перед нами различные препятствия, создает на нашем пути такие помехи, которые мешают нам жить и выводят из себя. Недруг вынуждает нас к постоянному самоутверждению, присутствует в наших мыслях и не дает спокойно спать.
       Говорят, что о силе личности можно судить как по тому, кто его друзья, так и по тому, кто его враги. Однако часто бывает очень трудно понять, кто же из нашего окружения стоит за внезапно возникшими проблемами, кто мешает осуществить задуманное и сталкивает с торной дороги на долгий окольный путь по бездорожью и грязи через трясину неудач, житейских передряг и болезней. Иными словами, нелегко понять, кто же на самом деле враг, а кто друг, кто пришел помешать или даже убить, а кто - помочь.
       Враги могут быть явными, тогда они открыто противостоят нам, воюют и соперничают. Борьба с эти типом недругов облегчена тем, что они проявлены и не скрывают того, что покушаются на какое-то наше достояние. С тайным врагом справиться намного сложнее, его вначале надо спровоцировать на открытое проявление вражды. Недруг поддакивает, а друг спорит, утверждает народная мудрость, если следовать ей, то скрытого недруга надо поискать среди тех, кто, имея камень за пазухой, источает медовые речи.
       Попытаемся понять, что стоит за двуличием тайного врага. Прежде всего, он определенно имеет в отношении нас какой-то свой интерес, который до поры до времени старается не обнаружить. Он почему-то думает, что намного превосходит нас и, не желая снизойти до нашего уровня, разговаривает с нами так, как говорят со своими домашними питомцами нежные хозяева. Секрет его успеха зачастую обусловлен тем, что в нашем ближайшем окружении есть некая персона, ставшая его оружием в борьбе с нами. Персоне этой мы или всецело доверяем, или абсолютно беззащитны перед ней, это может быть близкий родственник, соратник, любимый человек.
       Как правило, за каждым явным врагом или даже целой их группой стоит куда более сильный тайный враг. Его обнаружение представляет сложную головоломку. В начале поединка ее решение лежит за пределами наших возможностей, но чем сильнее мы становимся, чем шире открываются наши глаза, тем яснее мы начинаем видеть происходящее вокруг нас и тем более сильных и тщательно замаскированных врагов мы способны проявить, а тем самым освободиться от их влияния на нашу жизнь.
       Не стоит думать, что наши проблемы: материальные и иные потери, болезни, другие неприятности происходят стихийно, случайно. За каждой нашей потерей, как правило, стоит некто, кому это было на руку. Поэтому самый быстрый способ обнаружения адресата наших потерь состоит в вычислении того, кто поднялся в тот самый момент, когда жизнь нас опустила. Здесь все, как в детективе: убийцу ищут среди тех, кому это выгодно, а грабителя среди тех, кто внезапно разбогател. В реальности не всегда происходит убийство или грабеж, но смерть от болезней это тоже смерть, а потеря денег из-за увольнения или из-за того, что семейное имущество ушло к кому-то еще, напоминает ограбление.
       Итак, начнем с самого простого. Давайте вспомним, кому вдруг стало лучше именно тогда, когда нас начали преследовать неудачи. Наш ребенок стал болеть, попал в дурную компанию, стал плохо учиться, а у кого-то, кто долго оставался бездетным, родился здоровый малыш или чей-то отпрыск завзятый лодырь и двоечник вдруг взялся за ум и стал образцом для всей школы. Убыль в одной ситуации каким-то таинственным образом приводит к прибыли в другой, сходной. Именно так происходит в романе "Анна Каренина". В начале романа Анна приезжает в Москву в дом брата, чтобы примирить его, гуляку, ценителя красивой жизни и удовольствий с подурневшей и вечно погруженной в заботы о детях и в семейные хлопоты женой. Анне эта благородная миссия удается. По приезде на перроне она знакомится с Вронским, и с этой роковой встречи ее личная жизнь начинает катиться под откос. Брат Анны не в состоянии изменить своих привычек, но его брак как-то склеивается, дети растут в здоровой атмосфере полной семьи, в которой больше нет скандалов. Одновременно с этим семья добропорядочной Анны неумолимо разваливается, сама Анна обречена на разлуку с обожаемым сыном, она опозорена в глазах света и кончает жизнь самоубийством, а двое ее детей становятся сиротами. Стива и его семейство, Анна и ее семейство как бы меняются местами, как будто они вынуждены следовать своеобразному закону сохранения энергии, и прибыль какого-то позитивного качества у одного приводит к его убыли у другого. Семейное счастье возвращается в семью брата и уходит из семьи сестры.
       Нас и нашего тайного врага как будто бы разделяет невидимая стена, тот, кто стоит по одну ее сторону, получает блага на высшем пределе своих возможностей, а вот стоящий с другой стороны опускается все ниже, упуская все выпадающие шансы. Кто расставил нас по разные стороны, кто сделал за нас этот выбор, вынуждая одних добровольно отдавать, чтобы другие брали, мы не знаем. Но понять, кому достается то, что мы теряем, мы, конечно же, имеем право.
       Теряем мы по молодости, по незнанию, по беспечности, по неосмотрительности, желая помочь, спасти, из добрых побуждений, человеколюбия и по многим другим причинам. Затем, растратив энергию, мы попадаем в энергетическую яму, и нас начинают преследовать болезни, неудачи, потери и другие проблемы. Если на этих ошибках мы смогли научиться, если мы в состоянии беспристрастно подойти к тому, что произошло с нами и извлечь уроки, то нам удастся победить врага, а вернее сладить с ним и не только вернуться на прежний уровень, но и упрочить свое положение в обществе.
       Представим себе, что мы поддержали кого-то, помогли наладить сложные отношения, выгородили перед лицом закона, отказались в чью-то пользу от должности, имущества, привилегий, причем, сделали все это, не имея в виду личную корысть, а только для того, чтобы кому-то стало лучше. Тот, кто воспользовался нашей добротой, не обязательно поспешит ответить тем же. Скорее всего, он будет делать вид, что всего добился сам. В таком случае он получает моральное право не только не расплачиваться с нами, но даже и не благодарить. Более того, такой неблагодарный человек поспешит оклеветать, очернить, опорочить нас, используя для этого любые наши промахи. В результате его оговора наш авторитет может упасть настолько, что мы попадем в разряд низких и подлых людей, с которыми можно не считаться и не церемониться.
       Именно так и происходит, когда Долли, жена Стивы, приезжает в имение Вронского, где Анна живет с ним, как говорится, в гражданском браке. Еще недавно семья Долли была на грани краха, а Анна буквально спасла ее от окончательного развала. Теперь эти двое поменялись местами, Анна несчастна и, более того, опозорена, порядочные люди от нее отвернулись и не ездят к ним с Вронским. А вот Долли счастлива, она нашла себя в детях и научилась снисходительно относиться к слабостям мужа. Только она и не думает делиться с Анной своим счастьем, у нее для золовки нет ни искренних слов, ни сердечного участия. С нескрываемым торжеством Долли убеждается, что как мать и хозяйка дома она намного превзошла красивую и богатую Анну. Долли замечает, что Анна редко заходит в комнату дочери, не видит, как плохи ее гувернантки, не ведает домашними делами, в доме наигранное радушие и нет радости и счастья. Долли настолько возмущена этим, настолько ей претят сердечные излияния Анны, что она не может долее оставаться у Вронского и уезжает. По дороге кучер вторит барыне, он тоже сетует на невеселый дом, но еще и присовокупляет, что хозяева жадные, что лошадям не дали полной меры овса.
       Спасая семью брата, Анна смогла взять сторону каждого из супругов и найти почву для примирения. Долли и Стива не такие. Стива вроде бы пытается отплатить Анне добром за добро, он ведет переговоры с Карениным о разводе, но дело оказывается провальным. Долли не в состоянии понять чаяния золовки, дело не в том, что Анна плохая мать и не любит дочь. Просто Анна безумно любит сына, а сердце ее разбито из-за того, что его у нее отняли. Она чувствует, как Сережа страдает без нее, она одним прикосновением могла бы сделать его счастливым, но в глазах света она теперь порочная женщина, а потому не имеет права видеться с сыном.
       Долли и Анна или двое других, противостоящих друг другу людей, как будто бы оказываются по разные стороны воображаемого зеркала, разделяющего их. С одной стороны "захватчик", с другой - "добряк". В ходе необъявленной войны "захватчик" с позволения и при попустительстве "добряка" присваивает себе его право на деньги, здоровье, положение в обществе, способности и таланты, продолжение рода и пр. Чаще всего движимый ложным благородством, состраданием, нежеланием и неумением драться "добряк" добровольно выходит из игры. Тогда по умолчанию "захватчик" уже как бы на законных основаниях наслаждается трофеем. Часто проходят годы, пока справедливость начинает наконец-то торжествовать, но случается и так, что "добряк" так и не доживает до счастливого финала.
       Мы условно поместили "добряка" и "захватчика" по разные стороны зеркала. В начале истории "добряк" был оригиналом, а "захватчик" только мнимой величиной, его отражением. После перераспределения энергии они поменялись местами: мнимая, пустая фигура стала действовать сама, оказалась на виду и начала обладать тем, в чем, по сути, некомпетентна и чего не заслужила, а "добряк" оказался в тени, в зазеркалье, стал пустым местом. Самое удивительное заключается в том, что "добряк" может по-прежнему испытывать по отношению к своему мнимому другу истинно человеческие чувства: любовь, заботу, сострадание, потребность помогать, спасать и прочее. Вкладывая себя в другого, одушевляя его, "добряк" мысленно наделяет его собственной способностью испытывать чувство благодарности, он ставит его вровень с собой или даже выше себя. "Добряк" совершает невидимую работу по очеловечиванию "захватчика", а вот зримые материальные плоды этой работы - здоровье, деньги, привилегии - становятся достоянием другого.
       Стоит только "добряку" отключиться от "захватчика", перестать думать о нем, принимать его за того, кем он не является, перестать его бояться или перестать бояться жить без него, в конце концов, напомнить ему, кем он был раньше и благодаря чему его жизнь стала иной, как все начнет постепенно поворачиваться вспять. "Добряк", не утративший способности развиваться, начнет постепенно вылезать из своей энергетической ямы, приближаясь к нулевой линии, к разделяющему обоих героев нашей истории зеркалу, чтобы со временем попасть в светлую сторону реальности. Неспособный работать в реальном мире "захватчик" будет постепенно терять свои позиции, чтобы оказаться там, где ему и полагается - в мнимом зазеркалье. В жизни это проявится в том, что он может внезапно заболеть, попасть в аварию, потерять работу или семью и т д.
       Важно понять, что именно связывает "добряка" и "захватчика". Это могут быть общие пороки: жадность, властолюбие, любовь к интригам, раболепство; общие увлечения, сходная история жизни, род занятий, общие симпатии, вкусы, болезни и пр. Не может бегун состязаться с пловцом, в спортивной борьбе противники соревнуются в одном и том же виде спорта в одно время и в одном месте. Тогда они поставлены в одинаковые условия, легкоатлеты стоят на одной стартовой линии, одна команда хоккеистов выступает непосредственно против другой. В жизни соперники также противостоят друг другу по каким-то определенным позициям. Например, Долли и Анна - как матери, жены, хозяйки, светские женщины. Чтобы окончательно закрепить победу Долли над Анной, Толстой еще раз сводит их лицом к лицу, на этот раз на другой территории, не в доме Облонских, а в имении Вронского. Если бы в этот момент Анна припомнила Долли, как несколько лет тому назад спасла ее, то, возможно, что они снова бы поменялись ролями. Анна стала бы хладнокровно воспринимать и отражать удары судьбы, перестала бы ревновать Вронского, а Долли опять погрузилась бы в пучину обид, претензий, скандалов и ревности.
       Соперники обязаны встать на одну доску, оказаться на одном поле боя. Линии двух судеб пересекаются, образуя плоскость, это и есть плоскость битвы. Присудить победу или поражение можно только при непосредственном столкновении лицом к лицу. Без такого контакта не может произойти ни сражения, ни последующего за ним перераспределения энергии, просто в житейской суете мы зачастую не способны отследить даже кратковременные последствия того, что с нами происходит. Без борьбы не бывает победы, а без победы - продвижения, роста, развития. Если жизнь бросает нам вызов, мы обязаны его принять, иначе мы можем прослыть трусами, иначе мы можем потерять все, что имеем.
       В точке пересечения судеб соперники становятся как бы одним целым, как первобытный охотник становится своей будущей жертвой, когда выходя на охоту за кабаном, танцует танец кабана, а за лисой - лисы. Он отождествляет себя со зверем, подражает его повадкам и его голосу. Тогда зверь увидит в нем не врага, а себе подобного и не скроется в чаще.
       За каждым есть право выбора - смириться с тем, что навязывают противники или попытаться противостоять им. Смирение, упование на высшую справедливость подходит тем, кто избрал для себя путь страдальца и мученика, кто надеется получить воздаяние не при жизни, а на небесах. Впрочем, такой пацифистский подход часто служит прикрытием для тех, у кого просто не хватает сил, умения и смелости на то, чтобы отстоять себя. Бывает и так, что побежденный только на словах покоряется воле агрессора, а мнимая слабость и нерешительность служит ширмой и удобным прикрытием. Потакая агрессору, будущий победитель оттягивает момент предстоящей схватки до той поры, пока не обретет своей полной мощи. Он накачивает злодея за счет собственной силы, что на первый взгляд выглядит как оплошность. Однако чем более сильный враг побежден, тем весомей будет желанная победа, тем сильнее прославится герой и тем дороже будут его трофеи.
       Иллюстрацией этому может служить русская народная сказка о Кощее бессмертном. Иван-царевич женился на Марье Моревне, и вскоре молодая жена отправилась в гости к деду, к Морскому царю, а мужа оставила домовничать и строго настрого наказала не открывать одну из дверей. Он ослушался и открыл, а за дверью нашел прикованного на тяжелых цепях высохшего Кощея бессмертного. Тот стал просить Ивана дать ему напиться, и Иван дал пленнику одну бадью воды. Кощей попросил еще, а когда выпил третью, распрямился, порвал цепи, полетел к Марье Моревне, похитил ее и унес жену Ивана к себе. После долгих перипетий, пройдя через страшные испытания и, самое главное, научившись наконец-то слушаться других, Иван находит, где спрятана смерть Кощея. Тогда Кощей умирает, а Иван и Марья обретают счастье. Не выпусти Иван Кощея, не напои его водой, жили бы молодые в любви и согласии и не знали бед. Зато тогда не победил бы Иван Кощея окончательно. Пленник, несущий погибель всему живому, пусть прикованный и бессильный, так и продолжал бы пребывать в одной из комнат их дома.
       Если в чьей-то жизни происходят одна за другой целая череда потерь, то за этим стоит не один, а целая армия недоброжелателей. Не случайно говорят - беда пришла, отворяй ворота или беда никогда не приходит одна. Только, стоит заметить, что одновременно с испытанием нам даются и силы на его преодоление. Если мы приняли вызов, встали на путь воина и победили, то обязательно получим трофей. Самым ценным трофеем является личный опыт. Все, что получено, от рождения, например, талант, может быть взято назад, безвозвратно утрачено. Все, что получено в ходе честной борьбы и победы, становится бесценным личным достоянием, неотъемлемой частью человека и передается по наследству. Испытание всегда соответствует нашим силам, а когда мы справимся с ним, то получим сразу же несколько призов. Потому что не только беда, радость тоже никогда не приходит одна.
      
       Пословицы и поговорки
      Грозен враг за горами, а грозней за плечами. Не ставь недруга овцою, ставь его волком. Услужливый дурак опаснее врага. Недруг поддакивает, а друг спорит. Больше друзей - больше и врагов. Не бранись, не чисто во рту будет. Кто кого заглазно бранит, тот того боится. Кто ругается, у того и лошадь спотыкается. Собака лает, соловей молчит. Трех ворогов не держи себе, а с двумя помирись. Двое дерутся, третий не мешай. Кто кого обидит, тот того и ненавидит. Глупый умного, а пьяный трезвого не любит. Пеший конному не товарищ. Водиться с палачами, не торговать калачами. Дал Бог родню, а черт - вражду. Бей своих - чужие бояться будут.
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Седакова Лариса Ильинична (victoralen2012@yandex.ru)
  • Обновлено: 29/03/2014. 17k. Статистика.
  • Эссе: Культурология
  • Оценка: 9.70*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.