Семёнов Андрей
Халай Бобо

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 25/05/2015.
  • © Copyright Семёнов Андрей (andrew2004@yandex.ru)
  • Обновлено: 21/04/2015. 14k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Халай Бобо

       Если вам доведется охотиться в Саванне, не поленитесь и посетите плато Хуб-Саваж. Если идти от Розовой реки вдоль впадающего в нее Мелкого ручья на восход солнца, то через два дня вы доберетесь до нужного места. Не бойтесь разбить ботинки о камни и разорвать одежду о густой буш - там есть тропа, она вас выведет.
       Только не берите с собой ружья. Местные жители этого не любят и вас могут обидеть. Безоружный человек считается гостем Халай Бобо, а значит, гостем всего племени. Его примут как гостя и проводят как гостя. На плато Хуб-Саваж живёт племя Муравьев. Сами себя они называют Люди, Встречающие Солнце и Наблюдающие Полёт Орлов, но соседние племена, живущие в низине, между собой называют их Муравьями за сплоченность и трудолюбие. Это в самом деле очень дружное племя, где каждый род не считает себя выше другого рода. Кроме того, у Муравьёв есть свой Халай Бобо, а у соседних племён нет ни одного, и Муравьи этим очень гордятся.
       Вы легко различите Халай Бобо среди Муравьёв. Муравьи не носят одежды. Единственный человек, одетый в домотканую хламиду - это и есть Халай Бобо. На хламиде изображена перевернутая лягушка, что в изометрии Муравьев означает фронтальную проекцию "лягушка смотрит на вас" и в местной геральдике соответствует главе рода. Сидящую лягушку имеют право носить полноправные члены рода - охотники-мужчины или рожавшие женщины. Прыгающую лягушку разрешено носить членам рода, не успевшим стать мужчинами и незамужним девушкам. Род Лягушки считается самым могущественным родом племени Муравьев. Даже род Гепарда и род Мухи не могут равняться с ним в могуществе, потому что гепард всего лишь самый быстрый охотник Саванны, а мухи одолевают врага количеством, тогда как лягушка может по восемь месяцев валяться мертвой и не отличаться от комка сухой грязи и оживать в Сезон Дождей, напитавшись водой, пошедшей на сухую Саванну с неба и на четыре месяца превратившей её в Рай Земной.
       Делать из живого неживое и из неживого живое - это ли не верх могущества?
       Бобо - это не имя, это должность. Точнее, название человека, во время отправления этой должности. Мы называем эту должность "судья", но мы не точны, потому что судья перестает быть судьей когда курит или ест или спит. У нас, когда судья курит, ест или спит, он продолжает получать те же деньги, как если бы он работал, то есть судил. У Муравьев не так: начал судить - ты бобо, кончил судить и объявил решение - ты не бобо, а снова такой же Муравей как и все. "Спасибо, до свиданья Занимайся своими делами как все". Оплата за работу бобо не предусмотрена и Муравьям было бы удивительно, если бы стороны преподносили бобо курицу или связку бананов за рассмотрение дела. Ведь даже тупому носорогу понятно, что чья курица окажется жирнее или кто больше принесет бананов, тот и выиграет дело. Бобо отобьют руки, если он примет подношение от кого-либо. Не "надают по рукам", а положат руки бобо на ствол поваленного дерева и станут бить по ним палками пока руки не станут негодными. Ибо зачем человеку руки, если он не умеет ими пользоваться и хватает всё, что можно и что нельзя?
       В качестве платы, а скорее как дань уважения, бобо, справедливо разрешивший дело, имеет право показать на любую вещь в небе, на земле или под водой и сказать только одно слово "дай!". Члены племени, даже из тех родов, которые не судись у бобо, обязаны исполнить пожелание. Если бобо показал на бусы или копье совершенно постороннего Муравья, Муравей отдаст бобо то, на что он укажет. Если бобо покажет в небо на орла, то всё племя отправится ловить птицу. Если бобо покажет на реку, то все племя спустится с плато и неделю будет ловить, но принесет ему рыбу. Так что нельзя сказать, что бобо исполняет свои обязанности безвозмездно. Его труд как раз очень хорошо оплачивается всем племенем. Но только труд. Никто не станет кормить бобо за то, что он ходит, смотрит, дышит.
       При таком почете и очевидной выгоде никто из Муравьев не желает становиться бобо. Потому, что если решение бобо не устроит ни одну из сторон, обе стороны будут бить бобо палками по спине и голове за то, что спина взяла непомерную ношу, а глупая голова не умеет правильно судить.
       Чтобы всё-таки улаживать споры между собой, Муравьи выбирают бобо так: двое спорящих подходят к третьему Муравью, один берет его за правую руку, другой за левую. С этого момента избранный Муравей становится бобо и будет им до того, как рассмотрит спор двух выбравших его Муравьев и произнесет заключительные слова "я так решил". Суд будет происходить в присутствии всего племени и всё племя ясно увидит, стоит ли выполнять желание бобо "дай!" или пусть лучше его побьют палками по спине и голове?
       Халай Бобо означает Великий Судья, Верховный Судья, Вечный Судья, Единственный Судья - я не смогу в точности перевести слово "Халай".
       Совсем недавно я побывал на плато Хуб-Саваж, был гостем Халай Бобо, много разговаривал с ним и переполнен желанием рассказать об этом интересном человеке.
       Халай Бобо пришел на плато Хуб-Саваж той же тропой что и я несколькими годами ранее. Ему хотелось посмотреть на Саванну с высоты плато и запечатлеть это в своей памяти. До того, как подняться на плато, этот человек не подозревал, что он станет Халай Бобо, а имел свой дом на другом континенте и любимую, хоть и скудно оплачиваемую работу. Будущий Халай Бобо был кандидатом филологических наук и заведовал кафедрой иностранных языков в одном из педагогических институтов.
       Когда Халай Бобо поднялся на плато, то чуть ли не через пять минут к нему подошли двое голых мужчин с тростниковыми копьями и с серьезными лицами взяли его за руки каждый со своей стороны. Взяв за руки, мужчины с копьями повели его на то место, где собрались роды племени в ожидании суда и судьи. К большой радости для себя Халай Бобо обнаружил, что прекрасно знает язык Муравьев. Язык этот очень простой и очень древний. Палеолингвисты утверждают, что язык Муравьев древнее алтайского и ему насчитывается пятьдесят тысяч лет. Язык этот настолько прост, что в нем нет места намекам, подтекстам и скрытым смыслам.
       Судите сами:
       Если кто-то нам скажет:
       - Я хочу есть.
       мы услышим:
       - Покормите меня.
       Если то же самое сказать Муравьям, то Муравьи услышат, что "человек хочет есть" - и только. Возможно, еда у человека с собой, но он, чудак, почему-то не ест свою еду и продолжает хотеть есть. Поэтому, если хотите быть понятым Муравьями верно, говорите им всё, что хотите сказать, прямо и недвусмысленно. Не "я хочу есть", а "покормите меня". Не "я хочу спать", а "покажите мне место где я буду ночевать и дайте мне чем укрыться от холода".
       К счастью, Халай Бобо выучил этот несложный язык еще в аспирантуре, просто для развлечения.
       Его первым делом было такое.
       Одна замужняя женщина рожала. Другая замужняя женщина помогала ей в этом. Обе женщины были из разных родов. Когда женщина родила, другая женщина приняла младенца и отнесла его в свой дом. Теперь мужья обеих женщин спорили, чей это ребенок. Оба рода в полном составе пришли поддержать своих мужчин и напряженно ждали решения бобо. Оба рода долго не могли договориться о кандидатуре, так как кого бы ни предложили в качестве бобо, казалось что каждый возможный кандидат имеет симпатию к тому или, наоборот, другому роду и его суждение не может быть честным.
       Халай Бобо не знал никого из Муравьев и никто из Муравьев не знал и ранее не видел Халай Бобо, поэтому его усадили судить двух мужчин.
       Разумеется, Халай Бобо читал Библию, где схожий случай уже рассматривался Царем Соломоном. Вслед за Соломоном Халай Бобо предложил:
       - Я так решил. Рассеките младенца надвое и заберите себе каждый по половинке.
       В Библии ненастоящая мать согласилась с таким решением, а настоящая мать сказала, "пусть забирает, лишь бы ребенок был жив".
       Муравьи повели себя по-другому. Оба рода вскочили на ноги, радостно закричали и приветственно замахали копьями. Очевидно, что такое решение было принято ими как единственно разумное и справедливое. Младенца положили на камень и тут же разрубили топором на две части. Каждому из отцов вернули по половинке и отцы очень бережно обернули окровавленные ошметки в пальмовые листья и с великой радостью вернулись к своему роду. Каждый из них считал, что выиграл дело.
       Каждый род, похоронил то, что ему вернули вместо живого ребенка, на родовом кладбище, при этом с половинкой детского тельца обращались с той же честью и уважением, какую оказывают воину, вернувшемуся из трудного похода. После этого оба рода устроили веселые поминки с песнями и танцами. Муравьи не умеют притворяться и лицемерить, поэтому радость и ликование обоих родов была совершенно искренней.
       - Чему вы радуетесь? - спросил ошарашенный Халай Бобо у одного Муравья, придя на такие поминки.
       - Член рода вернулся домой! - пояснил счастливый Муравей, - Лучше мертвый родственник дома, чем живой в плену.
       Халай Бобо почувствовал, что проголодался, запах приготавливаемой пищи раздразнил его и он попросил, чтобы его покормили:
       - Дай! - показал он на большой котёл, где варилась праздничная мясная похлебка на весь род, похоронивший младенца.
       Четверо мужчин немедленно сняли котел с огня и спросили где бобо будет кушать? Халай Бобо показал рукой в ту сторону, где праздновал поминки другой род. Соседний род в это время тоже готовился к празднеству в честь возвращения домой члена рода. Халай Бобо присмотрел хижину поновее и покрепче, зашёл внутрь и сказал хозяину:
       - Дай!
       Хозяин очень обрадовался, что приглянулось именно его лачуга. Он легко уступил свое жилье, вышел наружу и громко крикнул, чтобы его мог слышать весь его род:
       - Бобо будет жить среди нас!
       Род откликнулся приветственными криками. Бобо оказал честь и уважение роду, поселившись именно в нем.
       Так Халай Бобо наладил свой быт и не нуждался больше в жилье и пище, однако, скоро его ждало новое испытание, которое могло окончиться побиванием палками по спине и голове.
       Три охотника из трех родов охотились вместе на лань. Каждый выпустил по стреле. Первая стрела попала лани в ляжку и лань споткнулась. Вторая стрела попала лани в шею и лань опрокинулась на спину. Третья стрела попала лани в сердце и убила ее. Каждый охотник считал, что лань принадлежит ему.
       - Я убил ее, - говорил третий охотник, - Добыча моя.
       - Если бы я не попал ей в ляжку, лань бы убежала и эти двое не смогли бы в нее попасть своими стрелами, - возражал первый охотник.
       - Пускать третью стрелу не было необходимости. Я уже попал ей в шею и лань ослабела. Мы могли спокойно подойти и добить ее ножами, - заявлял свои требования второй.
       Поделить убитую лань между собой охотники не желали, каждый хотел принести домой целую лань. С каждым на суд пришел его род, чтобы поддержать.
       Халай Бобо выслушал всех троих и сказал:
       - Я так решил. Никто из вас не убил лань. Ты, первый, возьми нож и отсеки у лани ляжку, в которую попала твоя стрела. Эта ляжка твоя по праву. Ты, второй, возьми нож отрежь у лани шею до того места, где она соединяется с туловищем. Эта шея вместе с головой твоя по праву. Ты, третий, возьми нож и вырежи у лани сердце, которое пробила твоя стрела и левую лопатку до которой дошел наконечник. Сердце и лопатка лани твои по праву.
       Все три рода одобрительно гудели, когда их родственники отрезали для себя отведенные им части лани. Такой дележ выглядел честным, однако, оставалась почти целая лань без задней ляжки, левой лопатки и шеи. Как честно поделить ее между тремя охотниками?
       Три охотника смотрели на эту лань и ждали решения бобо. Все собравшиеся затихли, чтобы не мешать думать: как поделить лань на троих никто не знал. Халай Бобо показал на почти целую лань и сказал:
       - Дай!
       И тогда кто-то первый встал, вскинул копье и восторженно воскликнул:
       - Халай Бобо!
       - Халай Бобо, - крикнуло племя, вскочив на ноги.
       Так Халай Бобо стал тем, кем стал.
       Долго, никто не помнит сколько лет, а может веков, у Муравьев не было своего Халай Бобо, и вот он проявился среди них. Не надо больше искать того, кто их рассудит. Если возникнет пустячный или серьезный спор, можно идти на суд Халай Бобо.
       А соседи пусть завидуют Муравьям. У соседей своего Халай Бобо нет. Соседи будут приходить к Халай Бобо, живущему среди Муравьев и это возвысит Муравьев над соседями сильнее, чем возвышает их плато, на котором они живут.
       Я поселился в лачуге Халай Бобо, прожил в ней несколько дней и разговаривал с ним. Не могу сказать, что Халай Бобо оглушил меня своей мудростью. Обыкновенный человек, как вы, как я. Не мудрец. Безусловно здравомыслящий, но не мудрец. Среди Муравьев с их примитивным языком и патриархальными обычаями и шестиклассник может выдвинуться на первые места. Можно себе представить в каком космосе относительно диких Муравьев находится кандидат наук и бывший завкафедрой.
       Да, Халай Бобо знает, что такое Интернет, но не испытывает ни малейшей тяги снова лезть во Всемирную Паутину. Скорее, он рад, что так счастливо из нее выпутался.
       Да, Халай Бобо без всяких газет и телевидения знает кто у нас президент, потому что живет среди Муравьев всего несколько лет. Судьба президента мало волнует его и если Муравьи объявят ему войну, он не станет их удерживать.
       Да, Халай Бобо знает, что такое власть денег и потому оберегает Муравьев от применения эквивалента при товарном обмене. Только бартер! Шкура льва на много-много дров для костра. Если рассказать Муравьям про деньги, рано или поздно найдётся ловкач, который догадается ссужать их под проценты и тогда Муравьи узнают что такое "ипотека".
       Нет, Халай Бобо не собирается возвращаться в "цивилизацию" потому что "цивилизация", по его мнению, дает комфорт, но отбирает счастье. А Халай Бобо счастлив. Счастлив в той же мере, в какой счастливы Муравьи, его племя.
       Он действительно счастлив.
       Счастлив тем, что полезен тысячам людей и я это видел.
       Вы спросите, чем занимается Халай Бобо, когда не разбирает споры Муравьев?
       Встречает солнце и наблюдает полёт орлов.
      
      
      
      
      
      
      

  • Комментарии: 1, последний от 25/05/2015.
  • © Copyright Семёнов Андрей (andrew2004@yandex.ru)
  • Обновлено: 21/04/2015. 14k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.