Аннотация: концепция музыкального проекта и тексты песен
Религиозно-мистический образ музыкального проекта "Серафимы"
Чтобы вырвать век из плена, чтобы новый век начать...(О. Мандельштам)
Все больше людей и средств массовых информации стали употреблять по отношению к веку двадцатому слова "в прошлом веке". Это удивительно, ведь, новый век еще даже не отсчитал первое десятилетие и не дал ни одного поколения сознательно действующих людей. И, тем не менее, большинство зрелых людей уже говорит о прошлом веке, как бы оставляя большую часть своей активной и сознательной жизни за некоторой границей времени. Возможно, что это трагический жест отчаяния. Жертвуя свою прошлую жизнь прошлому веку, люди хотят "зачерпнуть", испить хотя бы одним глотком новое бытие нового века.
Проект "Серафимы" посвящен раскрытию нового бытия нового века. Более того, этот проект опережает грядущую родовую травму нового, формирующегося в наши дни человечества. Того человечества, которое по отношению к веку двадцатому и к его последним десятилетиям, будет употреблять слова - В ПРОШЛОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ.
Ибо появление серафимов, как ангелов, прославляющих Бога и наиболее близких к нему по своему ангельскому чину, - это знак СМЕНЫ ВРЕМЕН.
Умерший в канун прошлого века, в 1900 году Фридрих Ницше выразил главную тему XX века словами "Бог умер". В отсутствии Единого Бога век двадцатый "запузырился" неопределенностью революционных катастроф, каковая неопределенность еще с древнепифагорейских времен выражается в числе "два". Утрата Единого погружает сознание в мир двоичности. Две мировых войны, взаимо-отображенная зеркальность которых отображена даже в датах их начала - 1914 и 1941. Два мира, две соперничающие друг с другом системы. Две свердержавы. Волны индивидуальной и коллективно-социальной шизофрении, суть которой РАЗДВОЕНИЕ личности. Двойные стандарты в международной политике. Двоичный код (1-0) как основа вычислительной техники и информационных технологий. Дуализмы (раздвоения и двойственности) всего и вся - от "корпускулярно-волнового дуализма" в физике до дуализма бытия и сознания. И бесконечная борьба элементов двойки за свою первичность. Борьба сверхдержав, борьба бытия и сознания, волны и частицы, борьба раздвоенных половинок шизоидного сознания. Борьба, приводящая к гибели обоих элементов, - сначала побежденного, а затем, с некоторым запозданием, и победителя.
ДВА Серафима - черный и белый - приходят в РАЗДВОЕННЫЙ МИР С ВЕСТЬЮ О ВОЗВРАЩЕНИИ ЕДИНОГО, ЕДИНСТВЕННОГО, ЕДИНИЦЫ.
В библии слово "серафим" означает также особые змееподобные молнии, которые предваряют и сопровождают богоявление. Единичность, как выразительная черта готического стиля - от готических шрифтов и архитектуры до современного музыкально-творческого направления - выражается также в молниеносно-электронном образе провоззвестия своего рода электронного бога, технотронной божественности.
Серафимы в древней науке об ангелах - это, говоря современным языком, "квантовый ток горлового нервного сплетения". Серафим - это ЭЛЕКТРОННЫЙ ГОЛОС. Сверхзадача проекта "Серафим" - явить Электронный голос не в смысле "современного электронного музыкального производства", а как новый способ энергетического воздействия человеческого голоса на сознание людей.
Пророк Исайя описывает Серафимов так: "В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, а двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его" (Ис. 6. 1-3). По классификации Дионисия Ареопагита, Серафимы "находятся в большей и непосредственнейшей пред другими близости к Богу... Что касается наименования Серафимов, оно ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, также их способность действительно возводить низших в горнее (высшее, неземное), возбуждатъ и воспламенять их к подобному жару: оно также означает способность, опаляя и сжигая, тем самым очищать, - всегда открытую. неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу, прогоняющую и уничтожающую всякое омраченье".
Серафим есть победительная энергия преодоления двойственности и неопределенности мира. "И шестикрылый серафим на перепутье мне явился", - так выразил этот образ Пушкин в своем "Пророке". СЕРАФИМ ЕСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗДВОЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЕСТНИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ИСТИННОЙ ЛИЧНОСТИ.
Закрывая двумя крыльями свое лицо, Серафим "закрывает экзистенциальную тему" двойственности личности, психики, раздвоенности сознания. Закрывая двумя другими крыльями свои ноги, Серафим закрывает трагическую тему двойственности восприятия человеком всего земного, материального. Наконец, взлетая двумя крыльями, Серафим "закрывает трагедию" двойственности, неопределенности восприятия людьми всего небесного, идеального. Серафим переводит человека из колеблющегося состояния неопределенности между "да" и "нет" в состояние единичности и единственности, непосредственно поддерживаемое Богом.
Двенадцать крыльев в сплетеньи двух шестикрылых серафимов - как духовидческий фрактал - указуют на грядущего Христа с двенадцатью апостолами. Двенадцать апостолов - это человеческое проявление сокровенного бытия двух серафимов, окружающих божественное тело богочеловеческого Христа.
Электронный голос Серафима управляет человеком как колеблющимся бытием, создает канал богообщения для богоставленного человека. У богооставленного мира есть свой отрицательный абсолют, свой антибог, ложная единичность, которая обосновывает двойственность, раздвоение как непреодолимое бытие навсегда, навеки. Образ этого антибога раскрывает первый сингл проекта "Нефть". Нефть - это черный, "текучий, изменчиво-материальный, отрицательный абсолют", которому поклоняется богооставленная цивилизация в конце своего времени. Нефть подпитывает всеобщее раздвоение - человека и природы, сознания и материи, экономики и политики - ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, доводя его до стадии скорбного бесчувствия, разложения и самоуничтожения.
В богооставленный двойственный, двоичный мир, неопределенность и сложность которого доводят человека до бессилия, серафимы вводят Единое так, что образуется Троица, фундаментальная структура богочеловеческого бытия. Меж Серафимами всегда есть нечто третье, Единое, знаки и следы которого читаются в текстах, музыкальных и визуальных образах. Только вместе с Единым Серафимы образуют духовный фрактал, преобразующий неустойчивый двоичный мир в троичный.
Музыкальные композиции и аудиовизуальные решения проекта "Серафимы" построены по тринитарному принципу. О чем бы и как бы не "Серафимы", они всегда предлагают слушателю-зрителю новое измененное состояние сознания. Отличие этого состояния от обыденного сознания, которое ежесекундно, 24 часа в сутки находится в напряженном состоянии колебаний относительно выбора между "да" и "нет", в том, что человеку показывается иной сегмент, иной неповседневный пространственно-временной объем реальности, в котором отсутствует ситуация выбора и все уже предрешено. "Мудрость" прошлого века понимает свободу как возможность выбора, а выбор, в свою очередь, всегда приводится к своей предельной форме - выбору между "да" и "нет". Божественная мудрость веков способна понимать свободу вне выбора - это основной "месседж" проекта "Серафимы". Свобода реализуется сама по себе как богочеловеческая природы личности. Свободный человек - это переход от двойственности и неопределенности к тринитарному серафимическому бытию.
Не выбирать, не колебаться между "да" и "нет", а взмывать в пространство без выбора, в пространство высшей свободы как отрешенности и предрешенности. Встретив ситуацию выбора - сразу знать и понимать, что находишься в ловушке, на ложном пути, что выбрать можно только отрицательный абсолют, усугубив тем самым всеобщее раздвоение личности. Искать путь, где не завоет сирена выбора, не загорится красная лампочка для поворота тумблера между "да" и "нет", - такова стратегия серафимического бытия.
Серафимы "пеленают" человека своими крылами, перерождая его в новое существо.
Культ серафимического бытия станет аудиовизуальной основой этики, эстетики, культуры первого поколения нового века и нового тысячелетия.
В России в 2003 году была попытка объединить креативную интеллектуальную элиту, создав "Серафимовский клуб". Это было объединение творческих людей, политологов, который пытались произвести "чертеж Новой России". Эта попытка провалилась, прежде всего, потому, что учредители клуба не озаботились необходимостью сформировать художественно-эстетический и религиозно-мистический образ серафимического бытия.
Музыкальный проект "Серафимы" реализует, как раз, именно эту важнейшую поэтику ангелоподобного человеческого бытия, вне которой невозможен переход на уровень креативного мышления и социодуховной практики.
Композиции группы "Серафимы" - это вестнические сообщения, в которых музыкально-певческая форма неразрывно соединена с креативным иноформационно-знаниевым содержанием.
Эти композиции производятся по инновационной модели, носящей наименование "медиатрек", разработанной российским философом-метафизиком Сергеем Шиловым, автором книги "Риторическая теория числа" (М., изд. "Наука", 2006 г.), вызвавшей бурю эмоций и радикально противоположных оценок в отечественном и мировом научных сообществах. Модель "медиатрека" создана им в творческом соавторстве с самым известным в мире российским продюсером Иваном Шаповаловым, создателем проекта "Тату", который телеполитолог Вячеслав Никонов назвал "пока наиболее конкурентоспособным проектом, произведенным Россией после 1991 года".
Александр Люсый в своей статье "Русский мир и иранская воля" характеризует медиатрек "Нефть" так: "Эта песня с позиций эмоциональной этимологии интерпретирует ситуацию сырьевой зависимости, ... своего рода "безглавости"...Так воплощается идея дыры, венчающей человеческое тело, - идея деидеализации, дерационализации, дисбаланса воплощается здесь в образе современного безголового ацефала, живущего в городе, наполненном мощными энергетическими потоками истории и культуры. Но ухватить эти потоки нельзя. Пребывая в культурной и исторической дезориентации, человек в буквальном и переносном смысле теряет голову". А. Люсый говорит об этом медиатреке: "Нефть и некоторые образцы художественной продукции остаются главными составляющими современного российского экспорта".
Впору говорить о возможном рождении новой молодежной серафимической культуры как "легкого дыхания" (И.А.Бунин) и "первого впечатления" (Л.Н. Толстой) нового века и нового тысячелетия.
Серафимическое бытие наполнено метафизическими ценностями и разрывает порочный круг человеческой повседневности как ситуации постоянного выбора, сводящего личность человека к "мускульной рефлексии", к "подергиваниям лягушачьей лапки" испытуемого электронной цивилизацией животного.
Серафимическое бытие есть пробуждение в молодом человеке памяти о собственной неделимой душе. Такое пробуждение дает юной и молодой душе, прежде всего, силу противостояния внешнему насилию, рассматривающему молодого человека как чистый белый лист, на который усилиями школы, телевидения, улицы, человеческих сообществ наносится жесткая рамочная программа его поведения. Серафимическое бытие есть изначальный приоритет Личности, бытийствующей на любом возрастном уровне человеческого существа и ответственной, прежде всего, перед породившей ее всеведущей и всезнающей жизненной субстанцией.
Медиатреки группы "Серафимы" - это "временные срезы" серафимического бытия, креативно-музыкально-информационные фракталы духовной реальности нового века и нового тысячелетия.
Серафимы преобразуют "публику" в людей, вспомнивших о своей духовности человеческих существ, тем, что возбуждают в них фундаментальные, пороговые ощущения боговозвращения. Выдающийся российский ученый и поэт Михаил Плущевский писал об этом в своем "стихосоздании" "ОТКРЫТИЕ ШАГА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО" так:
"В ПОСЛЕДНЕЙ ЭПОХЕ - процессов разгул,
И ветер развития к смерти задул:
Но, вот, возвращаемся к ПЕРВОЙ ЭПОХЕ,
Где Бог снова явится... Слышится гул
Подземных, воздушных, морских катастроф...
Пугает теченье молитвенных строф...
Вновь люди Божественных жаждут событий..."
Белый и черный серафимы - это не представители "добра" и "зла", они по ту сторону добра и зла, их нет там, где есть выбор, черным и белым их видит человек, вращающийся в круге повседневного выбора между "да" и "нет", между черным и белым. Серафимы размыкают этот круг, высвобождая божественную энергию человека и открывая ему путь иного серафимического бытия.
Серафимические сценические образы, создаваемые ими в проекте, обладают утонченной эстетикой ангелоподобия, сочетающей черты славянской (скифской!) и европейской (готической) красоты. Современные серафимы носят современные, "брендовые" имена: белый серафим - Скиф, черный серафим - Гот.
Сценическое и клиповое шоу группы "Серафим" - это музыкально-певческий, театрализованный культ и ритуалика серафимического бытия, аудиовизуальные решения, развивающие эстетику ангелоподобия, и современные медийные форматы, в которых серафимическая весть должна зазвучать как певческая форманта среди реальных мировых новостей.