Концептуальный синопсис художественно-исторической кинокартины "Солнце и Крест" ("Большая Европа")
Художественно-историческая кинокартина "Солнце и Крест" ("Большая Европа") - это кинохудожественный манифест христианско-культурного европейского единстваодухотворенной власти, свободы жизнетворчества и миротворения, гуманитарно-политософской рациональности, -содержательно-ценностного единства европейских наций, имеющего глубокие исторические корни.
В 2008 году исполняется тысяча лет европейскому христианско-культурному выбору Киевской Руси: В 1008 году св. равноапостольный Князь Владимир и апостол Пруссии св. Бруно Кверфуртский, прибывший с визитом в Киев, совместно, как два деятеля единой и неразделенной христианской культуры и церкви, крестили часть печенегов, чему существуют никем не оспариваемые исторические свидетельства. Св. Бруно при сослужении древнерусских иерархов рукоположил епископа для новообращенных.
Тысячелетие европейского христианско-культурного выбора Киевской Руси имеет огромное общеевропейское культурно-историческое значение, сопоставимое с тысячелетием крещения Руси, празднование которого пришлось на время правления Горбачева и, по существу, не стало актом национально-исторической самоидентификации.
Сюжет фильма охватывает события европейской истории в период примерно с 980 г. по 1008 г.
Основой сюжета являются три периода жизни и деятельности князя Владимира: этап, предшествующий принятию христианства, история принятия им властного решения о введении христианства на Руси и период христианско-культурной деятельности князя, важнейшим событием которого является крещение печенегов вместе с Бруно Кверфуртским, посланником Папы Римского и сподвижником Императора Священной Римской империи.
События на Руси показываются в общеевропейском событийном контексте того времени - как органическая часть этого контекста. Деятельность князя Владимира ярко вписывается в общеевропейскую историю на рубеже первого и второго тысячелетий, сущностью которой является одухотворение власти ценностями христианской культуры и возникновение изначальных основ современной европейской гуманитарно-политической, духовно-христианской культуры.
Более того, без освещения истории князя Владимира европейская история одухотворения власти на рубеже первого и второго тысячелетий является неполной.
Как широкая русская натура, он не только в деле внешнего крещения всей страны, но и внутреннего радикального изменения и обновления социальной жизни, воспылал желанием повторить опыт первых апостолов: употребить всю силу государственной власти, все средства государственной казны на то, чтобы крещеные люди почувствовали, как говорит книга Деяний, что у них "одно сердце и одна душа", что у них "все общее". До князя Владимира еще ни одному главе христианского народа не приходила в голову такая мечта.
"Мы только еще начинаем пристально вглядываться в учительный образ отца нашей нации по плоти и по духу. Только начинаем разгадывать святые заветы русского Красного Солнышка. Святой князь потряс сердца современников и, что особенно знаменательно, сердца простого народа своей сказочной щедростью" (Карташев А.В., "Религиозно-социальная реформа князя Владимира" Выдержка из книги: Очерки по истории Русской Церкви. Том 1.).
По существу, князь Владимир, действительно, является основателем тысячелетней европейской российской нации, стратегическое значение которого превышает своей гуманитарно-политической силой, достоинством и сокровенностью исторического замысла даже фигуру Петра Великого, реализовавшего только часть европейской миссии России, часть "славы Владимира".
Будучи молодым человеком 25-27 лет в период принятия решения об историческом выборе пути одухотворения власти, князь Владимир, энергичный вождь своей дружины, ощущал также пассионарную "энергию пространства свободы, оплодотворенного токами (энергией) власти" (Г.Э. Бурбулис). Князь Владимир понимал, что тысячелетнее будущее нации "прежде всего, выражается в том, какого качества и какого масштаба токи власти позволяют пространство свободы человека расширить, обогатить, углубить, позволяют одухотворить это пространство" (Г.Э. Бурбулис). Поначалу он пытался реализовать духовную опору власти на языческом основании, создал первый пантеон языческих богов. Затем обратил свое внимание и жизнетворческий пыл на постижение мировых религий с точки зрения их возможностей по одухотворению власти. Пассионарная власть, выбирающая между мировыми религиями судьбу нации, народа, страны, сконцентрированная, сфокусированная в душе, сердце и разуме молодого человека, предельное напряжение в системе координат "Человек-Власть-Свобода", "Человек-Русь-Мир", - это духовно-художественное существо человеческой истории князя Владимира.
История духовных исканий Владимира должна быть раскрыта кинохудожественными средствами, с одной стороны, как история русского молодого человека с его искренними духовно-нравственными борениями, с другой стороны, как история русского правителя, искавшего такого одухотворения власти, которое должно дать мощнейший пассионарный толчок грядущей тысячелетней национальной истории. Именно с этой точки зрения нужно раскрыть выбор между мировыми религиями, который предстояло сделать 26-летнему князю. Он ощущал энергию своего народа как собственную энергию власти и искал духовную опору для осуществления европейской миссии и европейского лидерства Руси в мире Большой Европы. Выбор христианства греко-византийской линии - это был выбор духовно-властного стратега, не понаслышке знакомого и с военной стратегией в качестве смелого вождя уважающих его дружинников. Князь Владимир понимал миссию русской власти как энергично-лидерское содействие становлению единой европейской христианской культуры, в сокровенное существо которой Русь входила не с пустыми руками, а с духовными сокровищами византийского христианства.
"Владимиру дана была душа героическая, богатырская. Из всех возглавителей древней и старой Руси эпическая память народа исключительно выделила Св. Владимира, которого наименовала "ласковым князем и Красным Солнышком.
Князь Владимир, по слову митр. Иллариона, "возгорелся духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю в христианство". Илларион, восхваляя филантропию Владимира, ставит наряду с ней и его функции власти, добро социальное: "правду и крепость". И самая личная филантропия князя возвышается до формул идеальных задач его княжеского служения, по-нынешнему - его правительственной программы. Это не личная только "милостыня" князя. Это социальная помощь в государственном масштабе. Это не откуп только куском хлеба или грошиком на жалобную просьбу нищего у окна, а активное снабжение из государственного центра по столице, по городам и захолустьям срочной помощью нуждающихся, здоровых и немощных.
Свидетели с восторженным изумлением передают не только о широте этого опыта решений социального вопроса сверху в рамках целого государства волей одухотворенного правителя, но и о мотивах его, тоже потрясающих христианскую мысль. Митр. Илларион пишет, что св. князь "не до слышания стави глаголанное, но делом сконча слышанное", то есть не хотел слова евангелия оставить просто для услаждения слуха, но решил осуществить их на деле. Можно себе представить, как должен был поразить воображение примитивного народа этот неслыханный опыт: во всем государстве утолить всякую нужду! Какая пертурбация должна была произойти в системе государственного хозяйства и финансов!
Недаром предание и былина так запомнили щедроты Красного Солнышка. Владимир захотел поставить на почву опыта одухотворенной власти применение сверхземного, евангельского идеала, размышлял над глубинной реформой права. Он этим поставил буквально в тупик весь соборный разум собравшейся около него иерархии.
Таким образом, в начале русского христианства был момент исключительного порыва к исполнению евангельского идеала, подобный порыву первохристианства к самоотверженному подвигу общения имуществ. Личностным носителем этого порыва был наш исключительный князь-креститель, в ту пору русский молодой человек около 30 лет.
За 1000 лет до Льва Толстого он ответственно, сидя на княжем судилище, пережил антиномию меча и принял в сердце трагедию его. Также точно за 1000 лет до новейших соблазнителей хлебами св. Владимир сделал все, что мог, для помощи меньшей братии, как устроитель и реформатор государства. И не пролил рек крови, и не заковал народ во имя "равенства и братства" в цепи рабства". (Карташев А.В., "Религиозно-социальная реформа князя Владимира" Выдержка из книги: Очерки по истории Русской Церкви. Том 1.).
Европейскую историю одухотворения власти на рубеже первого и второго тысячелетий творили вдохновенные молодые люди, настроенные сходным образом на миротворение единой христианской европейской империи, империи свободы духа.
Знаковый персонаж кинокартины - Оттон III, император Священной Римской империи, который на рубеже первого и второго тысячелетий вступил на престол на 15-году жизни, а умер в 22 года. В сюжетной линии картины он может быть показан "глазами" его ближайшего сподвижника Бруно Кверфуртского, того самого, который потом был послан в Киев и совместно с князем Владимиром крестил печенегов. "Как оценивать начинания Оттона III? Можно сказать, что вслед за ним сошли в могилу нереализованные великие возможности, заключавшиеся в его замысле "Возрождения империи римлян". Бесспорна его необыкновенная одаренность. Вскоре после смерти он получил славное прозвище "Чудо света", или "Чудо мира", подхваченное историографами и оставшееся в памяти людей. В "Хронике епископов Камбрэ" об Оттоне III говорится так: "Он, юноша знатного рода, отважно полагавшийся на собственные силы, замышляя нечто великое, даже невозможное, пытался возвысить достоинство Римской империи до могущества древних ее правителей. Помышлял также преобразить, возвратив им прежнюю привлекательность, церковные нравы, поврежденные порочными привычками римлян, жадных до стяжания благ. Это было бы весьма хорошо и разумно, если бы он чего-то достиг. Но все напрасно. Ибо чем благосклоннее и милостивее был он к римлянам, тем более упорствовали они в своем высокомерии". Здесь светское, духовное и римское возрождения предстают как единое целое.
Широкое распространение в XIX веке получило представление об этом юноше как о далеком от жизни мечтателе, "вознесшемся в небесные выси своей империи" и потерявшем контакт с действительностью, поставившем своими дерзкими замыслами на карту существование Священной Римской империи.
Оттон III и его советники мыслили универсальными, а не национальными категориями. Правда, при этом не утрачивает своей актуальности вопрос: не являлись ли его представления об универсальной христианской империи фантастической идеей, игнорировавшей объективную реальность — зарождение в Европе национальных государств?
Намерение молодого императора править бок о бок с Папой римским явилось первой и единственной попыткой практической реализации весьма популярной в Средние века идеи одухотворения власти как гармоничного сотрудничества двух высших властей — светской и духовной...
Однако его мечта об универсальной христианской империи не увлекла ни немцев, ни итальянцев, ни самих римлян. О ней мечтали только сам юный император, его ученый друг и наставник Папа римский Сильвестр II" (В.Д. Балакин, "Оттон III перед судом истории", книга "Творцы Священной Римской империи").
Эпизодический, хотя и не менее знаковый персонаж картины, папа Сильвестр II, учитель и друг Оттона III. "Человек энциклопедических знаний, знаток астрономии, логики, математики и медицины, живое воплощение связи между наукой и верою", — так кардинал Поль Пупар, Председатель Папского Совета по культуре определил Папу, жившего на рубеже первого и второго тысячелетий. Оттон и Сильвестр стремились создать в Западной Европе единую христианскую монархию с императором в качестве светского владыки и папой в качестве религиозного лидера, однако противодействие королей Англии и Франции, князьков и епископов Германии помешало им осуществить план.
Википедия: "Личность папы Сильвестра II в некоторой степени послужила прообразом легендарного доктора Фауста. Он, по существу, основал математический аппарат современной европейской науки, введя исчисление на основе арабско-индийских цифр. Арабский мир тогда был несравненно более просвещенным и утонченным, чем европейский: если самое крупное европейское книжное собрание едва ли насчитывало тысячу книг, в Кордове, столице халифата, библиотека могла похвастаться почти полумиллионом рукописей. Сильвестр изучил арабские достижения в области астрономии и математики; усвоив арабско-индийские цифры, он поражал современников вычислениями в уме. Если вы попробуете в уме производить арифметические действия с римскими цифрами, то поймете, почему вычисления Сильвестра казались чудом и магией. В Испании он познакомился с абаком — прообразом счетов, первой вычислительной машиной в мире — и впоследствии написал об этом инструменте трактат. Он писал также о сложных астрономических инструментах, включая астролябию; о геометрии — пытаясь заполнить пробелы, вызванные плохим знакомством тогдашних европейцев с трудами Евклида; о музыке — судя по всему, он сконструировал "монохорд", инструмент с одной струной в пифагорейском духе, и по нему изучал соотношения длины струн и высоты звуков, то есть закладывал основы акустики; ему приписывается также создание первого гидравлического органа, в котором нагнетание воздуха в трубы совершалось при помощи механизма, а не выбивающегося из сил церковного служки.
Преподавая риторику, он советовал ученикам не выпячивать красоты стиля, а скрадывать их, что шло вразрез с тогдашними вкусами, колеблющимися между варварской примитивностью и ученой цветистостью; но главная его заслуга на этом поприще — перенос центра тяжести обучения с грамматики на диалектику. Из этого впоследствии выросла вся традиция европейской схоластики. О диалектических способностях Сильвестра рассказывают легенды. Лучший германский диалектик Отрих бросил ему вызов, и философы сошлись на открытый диспут (тема была самая абстрактная — "о классификации наук") в городе Равенне. Диспут продолжался целые сутки, пока слушатели не изнемогли окончательно".
Персонажем, связующим сюжетную линиюистории князя Владимира с событийно-сюжетным контекстом европейской истории, является Св. Бруно Кверфуртский, апостол Пруссии, миссионер-миротворец на Руси, сподвижник Оттона III и посланник Сильвестра II.
Википедия: "Бруно происходил из знатного рода графов фон Кверфурт. В свите императора Оттона III молодой капеллан посетил Рим; впечатления от святынь вечного города оказались столь сильными, что Бруно принял там монашество и временно остался в бенедиктинском монастыре. Выказав твердое желание миссионерской деятельности, он обозначил конкретные регионы и племена, к которым решил отправиться: угров (венгров), пруссов (западно-литовское племя) и печенегов. Сильвестр II одобрил решимость Бруно, и он был посвящен в епископа без диоцеза, то есть епископа-миссионера. Прибытие его в Киев относится к 1007 году. Миссионера радушно принял великий князь Владимир и расспросил о его намерениях. Ужаснувшись возможной будущей судьбе полюбившегося ему гостя среди кровожадных печенегов, князь попытался отговорить Бруно. Уговоры были безуспешны, молодой епископ пламенел желанием нести проповедь христианства язычникам, и князь, очевидно признавая в этом пассионарии родственную душу и памятуя о своем подобном личностно-эмоциональном опыте, принял историческое решение принять участие в миссии Бруно и сопровождать его.
Поразительны также достижения миссионера на ниве миротворчества. Еще будучи в Киеве, из собственных наблюдений и бесед с великим князем Бруно мог уяснить ситуацию и понять опасность диких кочевников для процветающей новокрещеной страны. Мир и порядок, христианское просвещение, школы и храмы — все это могло пойти прахом от одного набега дикой орды. По-видимому, Бруно понял это и решил добиваться мира с печенегами. Итог его работы очевиден: на много лет воцарился мир — вплоть до злосчастного 1015 года (кончина великого князя Владимира и начало страшной междоусобицы на Руси)".
Таким образом, картина имеет две сюжетные линии. Одна основная сюжетная линия представляет три этапа истории жизни и деятельности князя Владимира: (1) этап, предшествующий принятию христианства, (2) история выбора мировых религий и принятия властного решения о введении христианства на Руси и (3) период христианско-культурной деятельности князя, важнейшим событием которого является крещение печенегов вместе с Бруно Кверфуртским, посланником Папы Римского и сподвижником Императора Священной Римской империи. Вторая контекстная сюжетная линия - это история Бруно Кверфуртского, состоящая из двух этапов: (1) его пребывание в Риме в свите Оттона III, контактирующего с Папой Римским Сильвестром II, завершающееся посланничеством с епископской миссией на Восток Европы, и (2) визит в Киев, осуществление совместно с князем Владимиром крещения печенегов и миротворчество.
Картина - через сюжетные линии, связывающие исторические события и жизнедеятельность знаковых личностей европейской власти, церкви, культуры в единую целостную картину Европы на рубеже первого и второго тысячелетий, - показывает изначальное существо европейского единства в конкретности ликов одухотворенной европейской власти, свободы жизнетворчества и миротворения. Художественно-историческая кинокартина "Солнце и Крест" ("Большая Европа") как кинохудожественный манифест христианско-культурного европейского единства способна придать мощный гуманитарно-политический импульс проекту "Большая Европа".