Шилов Сергей Евгеньевич
Оцифровывая Хайдеггера

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шилов Сергей Евгеньевич (schilon@yandex.ru)
  • Размещен: 09/01/2010, изменен: 09/01/2010. 83k. Статистика.
  • Статья: Философия
  •  Ваша оценка:

    Выходим из потаенности, или Оцифровывая Хайдеггера в Рождество

    Хайдеггер как Про-вИдение риторической теории числа

    Заметки на полях статьи М. Хайдеггера "ВОПРОС О ТЕХНИКЕ" (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.221-238)

                                                                                      I

     Х. В нижеследующем мы спрашиваем о технике. Вопросы встают на каком-то пути. Разумно поэтому иметь в виду прежде всего путь, а не застревать на разрозненных тезисах и формулах. Наш путь - путь мысли. Все пути мысли более или менее ощутимым образом загадочно ведут через язык. - Мы ставим вопрос о технике и хотели бы тем самым подготовить возможность свободного отношения к ней. Свободным оно будет, если откроет наше присутствие (Dasein) для сущности техники. Встав вровень с этой сущностью, мы сумеем охватить техническое в его границах.

    Техника не то же, что сущность техники. Отыскивая сущность дерева, мы неизбежно увидим: то, чем пронизано всякое дерево как таковое, само не есть дерево, которое можно было бы встретить среди прочих деревьев.

    Точно так же и сущность техники вовсе не есть что-то техническое. Мы поэтому никогда не осмыслим своего отношения к сущности техники, пока будем просто думать о ней, пользоваться ею, управляться с нею или избегать ее. Во всех этих случаях мы еще рабски прикованы к технике, безразлично, энтузиастически ли мы ее утверждаем или отвергаем. В самом злом плену у техники, однако, мы оказываемся тогда, когда усматриваем в ней что-то нейтральное; такое представление, в наши дни особенно распространенное, делает нас совершенно слепыми к ее существу.

    РТЧ. Хайдеггер раскрывает существование естественной теории техники, врожденной идеи техники, которая предшествует видимостному проявлению техники на различных стадиях научно-технического развития и не обязательно проявляет себя в принятом понимании "изготовления и применения орудий, инструментов и машин". Здесь и далее Хайдеггер раскрывает технику как естественную сущность "человеческого", действующую на протяжении всего времени человеческого бытия.

                                                                           II

    Х. Сущностью вещи, согласно старинному философскому учению, называется то, что она есть. Мы ставим вопрос о технике, когда спрашиваем, что она такое... Мы должны спросить: что такое сама по себе инструментальность? К чему относятся такие вещи, как средство и цель? Средство есть нечто такое, действием чего обеспечивается и тем самым достигается результат. То, что имеет своим последствием действие, называют причиной. Причина, однако, - не только нечто такое, посредством чего достигается нечто другое. Цель, в стремлении к которой выбирают вид средства, тоже играет роль причины. Где преследуются цели, применяются средства, где господствует инструментальное, там правит причинность, каузальность.

    Столетиями философия учит, что есть четыре причины: 1) causa materialis, материал, вещество, из которого изготовляется, например, серебряная чаша; 2) causa formalis. форма, образ, какую принимает этот материал; 3) causa finalis, цель, например жертвоприношение, которым определяются форма и материал нужной для него чаши; 4) causa effпciens, создающая своим действием результат, готовую реальную чашу, т.е. серебряных дел мастер. Что такое техника, представляемая как средство, раскроется, если мы сведет инструментальность к этим четырем аспектам причинности?

    А что если существо причинности тоже окутано мраком? Правда, вот уже сколько веков философы ведут себя так, словно учение о четырех причинах свалилось с неба в виде самоочевиднейшей истины. Но не пора ли уже спросить: почему причин именно четыре? Что по отношению к перечисленной четверице называется собственно "причиной"? Откуда в характере причинности четырех причин такое единство, что они оказываются взаимосвязаны?

    Пока мы не вдумаемся в эти вопросы, причинность, а с нею инструментальность, а с этой последней примелькавшееся инструментальное определение техники останутся темными и необоснованными.

    Причину с давних пор привыкли представлять как действующую силу. Действие тут означает получение следствия, результата. Действующая причина, causa effпciens, одна из четырех, решающим образом определяет всю каузальность. Дело доходит до того, что целевая причина, causa finalis, вообще уже не причисляется к каузальности. Causa, casus идет от глагола cadere, падать, и означает то, из-за чьего воздействия "выпадает" то или иное следствие. Учение о четырех причинах восходит к Аристотелю. Однако в сфере греческого мышления и для Аристотеля все, что последующие эпохи ищут у греков под понятием и рубрикой "причинности", не имеет просто ничего общего с действием и воздействием. Что мы именуем причиной, а римляне causa, y греков зовется αίτιον: виновное в чем-то другом. Четыре причины - четыре связанных между собой вида виновности.

    РТЧ.  Событие философии Хайдеггера - это поворот (разворачивание) тезиса Декарта "Мыслю, следовательно, существую", с которого началась история мышления Нового времени, в новый план выражения "Мышление, следовательно, существование". Этот поворот показывает замкнутый мышление-существованиевый цикл, в котором солиптическое, по существу, сознание представляет собой корреспондирование, продуктивный баланс мышления и существования. Этот замкнутый цикл и есть язык в чистом виде, язык сам по себе, "язык как дом бытия" (Хайдеггер). Многовековое философское учение о причинности раскрывается как опричинивание существования мышлением, причем в рамках мышление-существованиевого цикла удается рассмотреть и зафиксировать причину саму по себе, то есть как "не только нечто такое, посредством чего достигается нечто другое", но и как "цель, в стремлении к которой выбирают вид средства". Впервые эта причина сама по себе раскрывается как язык, язык сам по себе, язык в чистом виде. Тем самым, именно в рамке мышление-существованиевого цикла ""существо причинности" уже не "покрыто мраком", и становится понятным, почему "философы ведут себя так, словно учение о четырех причинах свалилось с неба в виде самоочевиднейшей истины". "Учение о четырех причинах" свалилось из самобытия языка. Хайдеггер не говорит об этом прямо, но это всплывает в РТЧ-интерпретации, на фоне уже существующей риторической теории числа, завершающей Хайдеггеровское рассмотрение вопроса о технике. Завершим эту мысль Хайдеггера ответом на поставленные им вопросы: "Но не пора ли уже спросить: почему причин именно четыре? Что по отношению к перечисленной четверице называется собственно "причиной"? Откуда в характере причинности четырех причин такое единство, что они оказываются взаимосвязаны?".

    1. Х. "Что по отношению к перечисленной четверице называется собственно "причиной"?

    Язык, язык сам по себе, язык в чистом виде, как непосредственное осуществление мышление-существованиевого цикла, как самозамкнутое бытие (сознание) причинности самой по себе. Сознание - всегда языковое сознание. Язык - это причина того, что есть вещь, причина сущности вещи.

    2. Х. Откуда в характере причинности четырех причин такое единство, что они оказываются взаимосвязаны?".

    Причины связаны как синтагма языка самого по себе - фундаментально-онтологическая структура языка в чистом виде.

    3.Х. "Но не пора ли уже спросить: почему причин именно четыре?".

    Четыре причины, образующие синтагму языка - это знак, значение, смысл, понятие.

     1) Значение - это "causa materialis, материал, вещество, из которого изготовляется, например, серебряная чаша";

    2) Знак - это ""causa formalis. форма, образ, какую принимает этот материал";

    3) Смысл - это "causa finalis, цель, например жертвоприношение, которым определяются форма и материал нужной для него чаши";

    4) Понятие - это "causa effпciens, создающая своим действием результат, готовую реальную чашу, т.е. серебряных дел мастер".

    Данная РТЧ-интерпретация причин позволяет по-новому с помощью Хайдеггера зафиксировать существо синтагмы языка в чистом виде. Смысл, "действующая причина, causa effпciens, одна из четырех, решающим образом определяет всю каузальность. Дело доходит до того, что целевая причина, causa finalis, вообще уже не причисляется к каузальности. Causa, casus идет от глагола cadere, падать, и означает то, из-за чьего воздействия "выпадает" то или иное следствие". Удивительно точный опыт дефинирования смысла, определяющий бытие смысла в языке.

                                                                           III

    Х. "Учение о четырех причинах восходит к Аристотелю. Однако в сфере греческого мышления и для Аристотеля все, что последующие эпохи ищут у греков под понятием и рубрикой "причинности", не имеет просто ничего общего с действием и воздействием. Что мы именуем причиной, а римляне causa, y греков зовется αίτιον: виновное в чем-то другом. Четыре причины - четыре связанных между собой вида виновности".

    РТЧ. Синтагма языка - это виновность знака, значения, смысла и понятия друг в друге, что можно с помощью Хайдеггера пояснить на приведенном им примере с чашей.

               

                                                                           IV

    Х "Серебро - то, из чего изготовлена серебряная чаша. Как определенный материал (ύλη) оно отчасти виновно в чаше. Чаша обязана серебру тем, из чего она состоит. Жертвенный сосуд обязан собою, однако, не только серебру. Будучи серебряной чашей, вещь, обязанная этим серебру, выступает в виде чаши, а не в виде пряжки или кольца. Соответственно жертвенный прибор обязан также образу (эйдосу) своей чашеобразности. Серебро, в котором воплотился образ чаши, и вид, в котором явилось серебряное, вместе по-своему виновны в жертвенном приборе".

    РТЧ. Значение - то, из чего изготовлен знак. Как определенный материал (материя значимости) значение отчасти виновно в знаке. Знак обязан значению тем, что он из него состоит. Знак, в котором воплотилось значение, виновен в существование означаемой вещи.

                                                                           V

    Х."Но главный его виновник все-таки нечто третье. Это то, что с самого начала очертило чашу сферой освящения и жертвоприношения. Благодаря этому она приобретает определенность как жертвенный сосуд. Очертания придают веши законченность. С такой законченностью вещь не кончается, а наоборот, от нее начинается в качестве того, чем будет после изготовления. Конец, завершение в указанном смысле называется по-гречески τέλος, что сплошь да рядом переводят и тем перетолковывают как "цель" и "назначение". "Телос"- виновник жертвенного сосуда в том же смысле, в каком его совиновниками являются материал и образ".

    РТЧ.  Но главный виновник существования вещи - нечто третье, означающее. Это смысл. То, благодаря чему вещь существует сама по себе. Благодаря смыслу вещь приобретает определенность как вещь в себе. "С такой законченностью вещь не кончается, а наоборот, от нее начинается в качестве того, чем будет после изготовления. Конец, завершение в указанном смысле называется по-гречески τέλος, что сплошь да рядом переводят и тем перетолковывают как "цель" и "назначение"". Смысл виновен в телесности вещи.

                                                                           VI

    Х. "Наконец, совиновником наличия и готовности сделанного жертвенного прибора выступает нечто четвертое: серебряных дел мастер; но вовсе не тем, что, действуя, он производит готовую жертвенную чашу как следствие своего действия, вовсе не как causa effпciens. Серебряных дел мастер, разбираясь в трех названных видах вины, собирает их воедино. Разборчивое собирание по-гречески значит λέγειν, λόγος. Логос коренится в άποφαίνεσθαι, выявляющем обнаружении. Серебряных дел мастер - совиновник чаши в том смысле, что от него начинается и через него достигается ее окончательная готовность. Три вышеназванных вида вины благодаря собирающей разборчивости серебряных дел мастера проявляют себя и вступают во взаимосвязь, ведущую к возникновению готовой чаши".

    РТЧ.  Хайдеггер раскрывает Гегелевское "понятие" как причину causa effпciens, включенную в языковую синтагму. Наконец, мы понимаем, что стоит за Гегелевским учение о понятии. Мастер.

                                                                       VII

    Х. "В наличном, готовом жертвенном сосуде собраны, таким образом, четыре вида вины. Они различны и тем не менее связаны между собой. Что их с самого начала объединяет? Чем сплавлена взаимосвязь четырех видов вины? Откуда идет единство четырех причин? Иначе говоря, что значит для греческой мысли эта "вина"?"

    РТЧ.  Языковая синтагма повинна в возникновении вещи.

                                                                    VIII           

    Х. "Чтобы уберечься от обоих перетолкований вины, поясним ее четыре вида исходя из того, чему они виной. В нашем примере они - виновники наличия и готовности серебряной чаши как жертвенного сосуда. Наличие и готовность (ύποκείσθαι, предлежание под-лежащего) характеризуют присутствие чего-либо присутствующего5. Четыре вида вины позволяют вещи явиться. Благодаря им вещь оказывается присутствующей. Они выпускают ее из несуществования и тем самым ведут к полноте ее явления. Все виды вины имеют своей основной чертой это выпускающее выведение к явленности. В смысле такого выведения вина есть "повод". Исходя из того, как греками ощущалась виновность, αιτία, придадим сейчас слову "по-вод" более широкий смысл, чтобы оно именовало сущность по-гречески понятой причинности. Привычное и более узкое значение слова "повод" говорит, наоборот, лишь о чем-то вроде стимула и побуждения, означая род побочной причины в общих рамках причинности.

    Так чем же скреплена взаимосвязь четырех видов повода? Они дают чему-то еще не явленному прийти к присутствию. Тем самым ими в равной мере правит то при-ведение, которым приводится к явленности существующее. Что такое это при-ведение, нам говорит Платон в одной фразе "Пира" (205 b): ή γαρ τοί εκ του μή őντος είς τό őν ίόντι ότωοΰν αΐτία πάσα εστί ποίησις, "Всякий по-вод для перехода и выхода чего бы то ни было из несуществования к присутствию есть ποίησις, про-из-ведение"".

    РТЧ. Язык в чистом виде есть произведение вещи в себе. Синтагма языка, "скрепленная взаимосвязь четырех видов повода" дает "чему-то еще не явленному прийти к присутствию". Языковая синтагма суть механизм автореферентности.

     

     

                                                                XI

    Х. "Что такое техника, представляемая как средство, раскроется, если мы сведем инструментальность к этим четырем аспектам причинности?"

    РТЧ. Техника - это языковое выражение мышления в существовании, произведение мыслью существования в виде вещи в себе. То есть техника - это  сущность языка в чистом виде.

                                                                X

    Х. Все зависит от нашего умения продумать про-из-ведение во всей его широте6, притом в греческом смысле. Про-изведение - не только ремесленное изготовление, не только художественно-поэтическое выведение к явленности и изображенности. Φύσις, самобытное вырастание - тоже про-из-ведение, тоже ποίησις. Φύσις, - это даже ποίησις в высшем смысле. Ведь то, что присутствует "по природе" φύσις, несет начало про-из-ведения, например распускания цветов при цветении, в себе самом (έν έαυτω)7. В отличие от этого про-из-ведения ремесла и художества, как серебряная чаша, берут начало своей произведенности не в самих себе, а в другом (έν άλλώ), в мастере и художнике.

    Виды по-вода, четыре причины, таким образом, играют свои взаимосвязанные роли внутри события про-из-ведения. Благодаря этому событию как выросшее по природе, так и изготовленное руками ремесленника и художника выступает, всякий раз по-своему, в своей явленности.

    РТЧ. Продумывание произведения (в греческом смысле) - это выявление, раскрытие произведенческого смысла языковой синтагмы.

     

                                                               XI

    Х. Как, однако, происходит событие про-из-ведения, будь то в природе, будь то в ремесле или в искусстве? Что такое про-из-ведение, в котором разыгрываются четыре вида повода? По-вод ведет к присутствию того, что обнаруживается в событии про-из-ведения. Произведение выводит из потаенности в открытость. Событие произведения происходит лишь постольку, поскольку потаенное переходит в непотаенное. Этот переход коренится и набирает размах в том, что мы называем открытостью потаенного. У греков для этого есть слово άλήθεια. Римляне переводят его через veritas. Мы говорим "истина", понимая ее обычно как правильность представления.

    РТЧ. "Что такое произведение, в котором разыгрывается" языковая синтагма? Что присутствует ("обнаруживается в событии произведения") как совиновность знака, значения, смысла и понятия в существовании (возникновении) вещи в себе? Что есть осуществление перехода из потаенного в непотаенное? Что выводит из потаенности в открытость? Наконец, что есть прагма языка? Что "коренится коренится и набирает размах в том, что мы называем открытостью потаенного. У греков для этого есть слово άλήθεια".  Что делает сам язык вещью в себе? Что овеществляет язык настолько, что он производит вещность? Что обеспечивает "истину" как правильность представления?  Ответ несокрыт и поверхностен - число. Но из этого ответа впервые открывается языковая сущность числа - его риторическая природа. Число - это прагма языка, вещественная основа, обеспечивающая взаимосвязь четырех видов синтагмы (знак, значение, смысл, понятие) как родовой сущности языка. Число "набирает размах в том, что мы называем открытостью потаенного". Это "набирание размаха" и есть непосредственная сущность исчисления, а не представление об образовании чисел путем механического добавления единицы. Сначала появляется "все больше и больше числа" как усиление прагмы языка, а как фиксировать это языковое "все более и больше" (рост мышление-существованиевого каркаса) - это уже вопрос математики, как возникающей из этого вопроса профессии числоведов.

     

                                                               XII

    Х. Куда мы забрели? Мы спрашиваем о технике, а дошли теперь до άλήθεια, открытости потаенного. Какое отношение имеет существо техники к раскрытию потаенного? Ответ: прямое. Ибо на раскрытии потаенности стоит всякое про-из-ведение. Последнее, со своей стороны, собирает в себе четыре вида повода - всю причинность - и правит ими. К сфере причинности относятся цель и средства, относится инструментальное. Инструментальность считается основной чертой техники. Шаг за шагом спрашивая, что такое собственно техника как средство, мы придем к раскрытию потаенного. Здесь заложена возможность всякого поставляющего изготовления. Итак, техника не простое средство. Техника - вид раскрытия потаенности. Если мы будем иметь это в виду, то в существе техники нам откроется совсем другая область. Это - область выведения из потаенности, осуществления истины.

    РТЧ. Существо техники имеет прямое отношение к раскрытию языковой сущности числа, риторической природы числа и его прагматической функции в языке в чистом виде. Число как произведение, как непосредственное раскрытие потаенного, " собирает в себе четыре вида повода - всю причинность - и правит ими" как "инструментальное", как арифметика. А именно четыре базовых арифметических операции - умножение, сложение, вычитание, деление правят вещностью языка. Четыре причины, образующие синтагму языка - знак, значение, смысл, понятие - на уровне прагмы (уровне действия, осуществления причин, уровне опричинивания мышлением существования), где из взаимосвязь и совиновность друг в друге вступает в решающую фазу прагма-языкового произведения вещи мыслью, раскрываются как числовые операции (суть арифметики), каковые суть движения (действия) причин:

     1) значимость, значение как причинение (действие, движение) "causa materialis" (изготовление "серебряной чаши" из вещества, материала) - это сложение (ладное складывание из частей материала)

    2) знаковость (сигнификация), знак как причинение (действие, движение) ""causa formalis" (создание формы, образа, какую принимает этот материал) - это вычитание (вспомним слова знаменитого скульптора: "я беру глыбу и отсекаю все лишнее")

    3) осмысление, смысл как причинение (действие, движение) "causa finalis" ("действующая причина, causa effпciens, одна из четырех, решающим образом определяет всю каузальность") - это произведение, умножение ("Все зависит от нашего умения продумать про-из-ведение во всей его широте, притом в греческом смысле. Про-изведение - не только ремесленное изготовление, не только художественно-поэтическое выведение к явленности и изображенности. Φύσις, самобытное вырастание - тоже про-из-ведение").

    4) понимание, понятие как причинение (действие, движение) "causa effпciens" - это деление, как реализация произведенческой способности "серебряных дел мастера" через понимание того, как про-изводить, то есть через субъектную сборку результатов  значениевого (значимость), знакового (знаковость) и смыслового (осмысление) причинения -  соответственно, денотата, десигната и референта - в понятие.

    Понятие - результат деления.  Поясним это. Числовая прагматика языка редуцирует языковое рождество, "выведение из потаенного, раскрытие несокрытого" (то есть запуск в работу языковой синтагмы, результирующей на уровне прагмы созданием языкового существования вещи в себе, телесности суждения)  - к делению единицы на ноль. "Выведение из потаенного" означает произведение - это важнейший контрапункт произведения. Деление единицы на ноль непонятно математикам в качестве операции потому, что это, прежде всего, порождающая причина, являющаяся причиной произведения, это первичная  языковая (на уровне прагмы) автореференция существования. Современная математика, лишенная понимания языкового смысла числовой прагматики (арифметики), рассматривает деление на ноль либо как порождение нездоровых канторовских бесконечностей, либо вовсе налагает табу на эту операцию. Языковая априоризация числовой прагматики наследует тезису Куайна "Существовать, значит, быть квантифицируемым". То есть, существеннейший для бытийной функции языка вопрос о существовании значения, знака, смысла и понятия решается посредством аппроксимации семиотической языковой синтагмы (значение, знак, смысл, понятие) на квантифицируемом уровне числовой прагмы языка (сложение, вычитание, произведение, деление). Арифметика возникает как самоверификация (автореференция)  языковой синтагмы. Отсюда следует фундаментальный тезис о целочисленности изначальной арифметики, той арифметики, которая суть достоверность сушествования языковой синтагмы. Ибо нецелочисленность суть прагматическая недостоверность языковой синтагмы. Именно так открытие нецелочисленности ("проблема невыразимости целым числом диагонали квадрата со стороной единицв") и было осознано Пифагором как удар по языковому закону бытия, существующему (закону) в виде числовой прагмы. Проблема нецелочисленности не решена до сих пор, хотя многие выдающиеся математики (Кронеккер) призывали математический мир найти способ "удержаться в целочисленности". Математика, внутренне в иделале храня верность целочисленности, пошла "обходными путями", "лесными тропами", по выражению Хайдеггера. Однако, философ, поэт и прирожденный математик Хайдеггер, по существу, создал феноменологическую дескрипцию "царского пути" математики, на котором она не только сохраняет руководящую идею целочисленности, но и получает возможность ее раскрытия в виде новой сущности техники. Русская философия в лице РТЧ оцифровывает эту феноменологическую дескрипцию решения проблемы истинных оснований математики (арифметики). При рассмотрении такой труднейшей и многовековой, до сих пор не решенной (оказавшей существенное воздействие на развитие многих разделов математики) проблемы теории чисел, как распределение в натуральном ряду простых чисел (целых чисел, которые делятся только на себя или на единицу и присутствуют во всех системах исчисления, а не только в десятичной), руководствуясь идеей риторической природы числа (идеей числовой прагмы языка как времени-пространства квантификации элементов синтагмы языка в их взаимосвязи), РТЧ предложила рассматривать простое число как автореферент числа (сущности прагматико-языкового существования), то есть простое число есть значение того, что есть число, а процесс авторефенции числа (означивания числа)  формально представить как результирующее простыми числами деление единицы на ноль. Если бы деление на ноль не результировало цепочкой простых чисел, а было бы причиной бесконечности (то есть результатом такого деления была бы бесконечность, как полагают математики), то существования бы не существовало, так как отсутствовал бы базовый механизм (числовая прагма языка) его порождения. То есть язык есть причина существования в том смысле естественной числовой прагматики языка, что, если бы его не было (если бы не было числа риторического как порождающей причины вещности), то существовало бы абсолютное господство бесконечности, которое бы не дало возможность произвестись ни одной вещи. Числовая прагма языка как апроксимированная до квантификационного уровня языковая синтагма суть также языковая синтагма сложения, вычитания, произведения и деления, следовательно, в ней должен действовать механизм автореферентности. РТЧ открывает такой механизм автореферентности числовой прагмы языка в виде концепта исчисления простых чисел, порождающей языковой причиной которого (исчисления) является числовая причина существования, формально представленная как "деление единицы на ноль". Числовую прагму языка, вслед за Хайдеггером, можно описать следующим образом: явление единицы (Dasein) есть несокрытость истины (несокрытость языка самого по себе в качестве причины существования, порождающей вещь в себе) как выведения из потаенности в открытость, что есть сущность (причина) произведения. Это описание имеет огромное значение как стратегический образ исследовательской программы для математиков, способной превзойти бурбакизмв деле создания общей теории математики, а именно, единица проявляется в процессе пошагового (моментно-временного) деления на ноль посредством множества авторефрентов - простых чисел, сущностью которых является умножение, коммутация, перемножение. Ландау в свое время прозревал эту автореферентность числовой прагмы и говорил, что простые числа созданы для того, чтобы их умножать. То есть как ряд слов не образуется механическим образом последовательного добавления лексических или иных единиц словообразования, так и ряд чисел, как языковой ряд, не образуется как натуральный ряд посредством добавления единицы к каждому предыдущему числу, чтобы получить последующее. Сначала образуются первые числа, автореферентные единице, - простые числа, которые "созданы для перемножения" и образования целых чисел уникальными наборами (кодами) простых сомножителей. Таким образом, просматривается языковая синтагма арифметики, связывающая перводеление (деление единицы на ноль, создающее простые числа), первоумножение (произведение простых чисел), первосложение и первовычитание. Именно на основе этой семиотико-арифметической синтагмы математикам удастся, наконец, решить задачу, перед которой остановился бурбакизм, - вывести единство всех разделов математики, основанное на арифметике, языковая природа которой раскрывается РТЧ через концепт исчисления простых чисел как формализм числовой прагмы языка, содержанием которого(формализма) является сквозной для языковой синтагмы и числовой прагмы языка механизм автореференции, то есть язык сам по себе как механизм взаимообоснования и взаимоутверждения (роста) мышления и существования. Общая теория математики может сложиться благодаря преодолению идеи бесконечности в самом начале создания этой теории через раскрытие языковой природы числовой прагмы и ее функциональной роли в обеспечении веществования языка.   

     

                                                               XIII                                                               

     Х. Открывающаяся тут перспектива кажется нам отчуждающе-странной. Так и должно быть, должно быть как можно дольше и тревожить нас, чтобы мы в конце концов всерьез отнеслись к простому вопросу: о чем же говорит слово "техника"... Человек, строящий дом или корабль или выковывающий жертвенную чашу, выводит про-из-водимое из потаенности соответственно четырем видам "повода". Это раскрытие потаенного заранее собирает образ и материал корабля и дома воедино в свете пред-видимой законченности готовой вещи и намечает исходя отсюда способ ее изготовления. Решающая суть τέχνη заключается тем самым вовсе не в операциях и манипуляциях, не в применении средств, а в вышеназванном раскрытии. В качестве такого раскрытия, но не в качестве изготовления, τέχνη и оказывается про-из-ведением. Так замечание о том, что говорит нам слово τέχνη и как греки определяли сказанное в нем, ведет нас к тому же кругу обстоятельств, на который мы натолкнулись, разбирая вопрос об истинной сути инструментальности как таковой. Техника - вид раскрытия потаенности. Сущность техники расположена в области, где имеют место открытие и его непотаенность, где сбывается άλήθεια, истина.

    РТЧ. Итак, что есть техника? Что за сущность у техники? Ныне господствует облегченное представление о языка, исчерпывающееся его коммуникационной и информационной функциями. Хайдеггер возрождает понимание основной, генерализирующей, когиторно-физической функции языка, функции веществования, порождения существования мышлением как всеобщей силой про-изведения. Аргументом этой функции является мышление (мысль), а результатом (значением) - существование (вещь). Областью определения этой функции является множество автореферентов существования, а областью значений - множество существований самих по себе, то есть имеющих мысль своей причиной, отдельных от мысли, как следствие отделено от причины. Эта когиторно-физическая функция и есть сущность техники как "врожденного языкового механизма". Аппроксимация семиотической языковой синтагмы в синтагме числовой прагмы языка суть формульная мощь когиторно-физической функции, основанная на исчислении простых чисел как конечных автореференов, конечных результатов редукции семиотической синтагмы к числовой синтагме языка как универсальной физической силы. Как функциональная связь мышления и существования - алгоритм - техника суть языковой прорыв к референтов к вещам, прорыв от мысли к существованию. Можно говорить и о "тренировочной" (подражающей основной когиторной-физической функции) технике самого мышления - как о прорыве от значений к смыслу, от знаков к понятию, от чтения к пониманию.     

     

     

                                                               XIV

    Х. Против подобного определения сущностной области техники могут возразить, что оно имеет силу для греческой мысли и в лучшем случае еще подходит для ремесленной техники, но для современной машинной техники уже не годится. Между тем именно она, только она волнует нас, заставляя ставить вопрос о технике вообще. Люди говорят, что современная техника - нечто совершенно другое в сравнении со всей прежней, поскольку она опирается на точные науки Нового времени. Впрочем, все яснее начинают понимать, что обратное тоже имеет место: современная физика, применяя эксперимент, зависит от технической аппаратуры и прогресса приборостроения. Констатация такого взаимообратимого соотношения между техникой и физикой верна. Но она остается голой историографической констатацией факта, ничего не говорящей о том, в чем основа такого соотношения. Решающим остается вопрос: в чем существо современной техники, если она дошла до того, что в ней применяется точное естествознание? Что такое современная техника? Она тоже раскрытие потаенного.  Лишь тогда, когда мы спокойно вглядимся в эту ее основную черту, новизна современной техники прояснится для нас.

    РТЧ.  РТЧ-формализация выявленного Хайдеггером мышлениево-существованиевого языкового каркаса Нового времени в виде когиторно-физической функции языка, конечной областью определения которой является множество простых чисел, имеет безусловное значение для современного научно-технического развития. Важно показать, что эта формализация выведет технику в принципиально новое качество веществования - телепортация, открытие и использование новых источников энергии и т.д. Попробуем это сделать. Благо, что к началу ХХI века сложился такой, не известный Хайдеггеру опыт веществования языка, как физика, тоже произведение человека язычного. Современная физика создала концепцию четырех видов фундаментальных взаимодействий. Под фундаментальными взаимодействиями понимаются " различные, не сводящиеся друг к другу типы взаимодействия элементарных частиц и составленных из них тел. На сегодня достоверно известно существование четырех фундаментальных взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого взаимодействий, причём электромагнитное и слабое взаимодействия, вообще говоря, являются проявлениями единого электрослабого взаимодействия. Ведутся поиски других типов взаимодействий, как в явлениях микромира, так и в космических масштабах, однако пока существование какого-либо другого типа взаимодействия не обнаружено. Таким образом, в настоящее время фундаментальные взаимодействия описываются двумя общепринятыми теориями: общей теорией относительности и Стандартной Моделью элементарных частиц. Их объединения пока достичь не удалось из-за трудностей создания квантовой теории гравитации. Для дальнейшего объединения фундаментальных взаимодействий используются различные подходы: теории струн, петлевая квантовая гравитация, а также М-теория" (Википедия). РТЧ-подход к проблеме объединения четырех фундаментальных взаимодействий состоит в том, чтобы рассматривать их как третий - после семиотической и арифметической синтагм - уровень синтагматического строения (устройства) языка самого по себе как системы взаимодействия мышления и существования. Кроме того, налицо соответствие между четырьмя видами причин в представленной Хайдеггером синтагматической структуре философского учения о причинности и четырех видов фундаментальных взаимодействий.

    (1)Четыре вида причин сущего (философский детерминизм),

    (2) четыре вида семиом (семитотика, структурная лингвистика),

    (3) четыре вида числодействия, арифметики (теория чисел),

    (4) четыре вида фундаментальных взаимодействий (современная физика) -

    все это соединяется в Великую синтагму языка бытия и сопричастия наук бытию "(1)Бытие, (2) Язык, (3)Число, (4) Время".

    Понятие ("Что?") языка бытия имеет:

    (1) референт ("Почему?") в синтагматике философского детерминизма,

    (2)  десигнатор ("Имя?") в семиотико-лингвистической синтагматике,

    (3) денотат ("Сколько?") в синтагматике общей математическое теории,

    (4) дефиницию ("Как это "Что" есть?") - в синтагматике физики существования как веществования языка бытия.

    Понятно, что мы должны прийти к новому понятию "понятие", к новому уровню абстрактного мышления, объект которого (понятие языка бытия) мог бы быть многокритериально оптимизирован в прояснении своих референта, десигнатора, денотата и дефиниции. В этом смысле придется отказаться от знаковых веществований (семиотической материализации, семиотического эмпиризма) каждой из синтагм, а именно, от атомизма в физике, от нецелочисленности в математике, от идеологии языкового небытия  и предметно-материалистического эмпиризма в философии, от логического позитивизма в лингвистике. Тогда мы получим понятие языка бытия как риторическое число, посредством которого веществует язык.

    Хайдеггеровское раскрытие совиновности четырех видов синтагм в существовании друг друга имеет ключевое значение в объединении видов фундаментальных взаимодействий в физике, в соединение семиом в семиозисе, в философском детерминизме и в математике это соединение давно уже стало общим местом. В частности, многие разделы математики (теория групп, разделы топологии) возникли из "виновности" сложения, вычитания, умножения и деления в существовании друг друга.

    Элементы синтагм веществуют как непрерывные (полевые) и дискретные. Именно по этой причине я, например, сочетал сильное и слабое взаимодействие как дискретные элементы с  такими дискретными элементами, как вычитание и сложение, знак и значение, а полевые гравитационные и электромагнитные взаимодействия с произведением и делением, смыслом и понятием как непрерывными, континуальными элементами соответствующих синтагм. Расширенная синтагматическая таблица станет основой соединения и соразвития наук как универсального научного языка бытия. Соразвитие наук станет возможным на основе Хайдеггеровского принципа синтагматической сопричастности и сопричинности - совиновности элементов синтагм в возникновении и поведении друг друга.

     

    Таблица языковых синтагм

    1.      Общая синтагма языка бытия

    2.      Синтагма причинности

    3.      Семиотическая синтагма

    4.      Арифметическая синтагма

    5.      Синтагма физики

    6.      Качество синтагматического элемента: непрерывный (полевой)/дискретный

    1

    Бытие

    Язык

    Число

    Время

    Понятия языка бытия

    2

    causa finalis

    causa effпciens

    causa formalis

    causa materialis

    референт

    3

    смысл

    Понятие

    знак

    значение

    десигнатор

    4

    произведение

    Деление

    вычитание

    сложение

    денотат

    5

    гравитационное

    электромагнитное

    сильное[i]

    слабое[ii]

    дефиниция

    6

    непрерывный

    непрерывный

    дискретный

    дискретный

     

     

                                                               XV

    Х. Выведение из потаенности, которым захвачена современная техника, носит характер предоставления в смысле добывающего производства. Оно происходит таким образом, что таящаяся в природе энергия извлекается, извлеченное перерабатывается, переработанное накапливается, накопленное опять распределяется, а распределенное снова преобразуется...Извлечение, переработка, накопление, распределение, преобразование - виды выведения из потаенности. Это выведение, однако, не просто идет своим ходом. Оно и не растекается в неопределенности...

    Если сейчас, когда мы пытаемся выявить в современной технике ее характер производящего выведения из потаенности, нам подвертываются, громоздясь сухой, однообразной и потому тягостной грудой, слова "ставить", "предоставлять", "поставлять", "состоять", то тому есть основание в вещи, которая хочет здесь сказать о себе.

    Кто осуществляет все это поставляющее производство, через которое так называемая действительность выходит из потаенности для состояния в наличии? Очевидно, человек. До какой степени он своими силами способен на такое раскрытие потаенного? Человек может, конечно, тем или иным способом представлять, описывать и производить те или иные вещи. Но непотаенностью, в которой показывает себя или ускользает действительное, человек не распоряжается11. То, что со времен Платона действительное обнаруживает себя в свете идей, не Платоном устроено. Мыслитель лишь отвечал тому, что было к нему обращено как вызов.

    Это поставляющее раскрытие всего может осуществляться только в той мере, в какой человек со своей стороны заранее сам уже вовлечен в извлечение природных энергий. Если человек вовлечен в это, поставлен на это, то не принадлежит ли и человек - еще первоначальнее, чем природа - к состоящему-в-наличии?

    Правда, как раз потому, что человек еще раньше, чем природные энергии, вовлечен в процесс добывающего поставления, он никогда не бывает чем-то просто состоящим в наличии. Применяя технику, человек первичнее ее участвует в поставляющем производстве как способе раскрытия потаенности. Но сама непотаенность, внутри которой развертывается поставляющее производство, никоим образом не создана человеком, как не им устроена и та область, которую он обязательно пересекает всякий раз, когда в качестве субъекта вступает в отношение к объекту12.

    В чем и как происходит открытие потаенности, если оно не целиком устраивается человеком? Долго искать не приходится. Надо только без предвзятости осмыслить То, чем человек всегда оказывается заранее уже захвачен, причем настолько решительно, что лишь в силу своей захваченности он и может быть человеком. Когда бы человек ни раскрывал свой взор и слух, свое сердце, как бы ни отдавался мысли и порыву, искусству и труду, мольбе и благодарности, он всегда с самого начала уже видит себя вошедшим в круг непотаенного, чья непотаенность уже осуществилась, коль скоро она вызвала человека на соразмерные ему способы своего открытия. По-своему открывая внутри непотаенности присутствующее в ней, человек лишь отвечает ее вызову - даже там, где ему противоречит. И если, ища и созерцая, человек начинает исследовать природу как некую область своего представления, то, значит, он уже захвачен тем видом открытия потаенности, который заставляет его наступать на природу как на стоящий перед ним предмет исследования - до тех пор, пока и предмет тоже не исчезнет в беспредметности состоящего-в-наличии.

     

    РТЧ.  Язык бытия есть выражение сущности времени, веществующее пространством как событийностью и фактичностью существования. Вовлеченность человеческого языка в язык бытия, захваченность человека языком бытия - это и есть вовлеченность человека "в извлечение природных энергий". Откуда извлекаются природные энергии? Из при-роды, из того, что происходит при Роде всех вещей посредством языка бытия. Поскольку энергии извлекаются не из Рода всех вещей непосредственно, а из того многообразия, что его окружает (из природы), то и источники энергии бывают самые разнообразные и весьма ограниченныt, и устройства по извлечению энергии, как правило, крайне несовершенные.  Род всех вещей, как сущность языка бытия, - это время, субстанция веществования, представляющая собой язык бытия, язык в чистом виде. Природа времени как Рода всех вещей и языковой сущности веществования раскрывается в сущностном единстве синтагм детерминизма, семиотики, арифметики и физических фундаментальных взаимодействий. Энергия есть сила веществования времени, мера и мощь произведения пространства временем из потаенности бытия. Может ли человек черпать энергию не из природы, а непосредственно из Рода все вещей, из субстанционального времени. Это ключевой вопрос глобальной энергетики, который разрешим на пути развития РТЧ-парадигмы. Если мы сможем овеществить субстанциональное время, то мы сможем пользоваться "состоящим-в-наличии" веществом времени как тем субстратом, что распускается в качестве неограниченной энергии. При этом самое важное о субстанциональном времени мы знаем из речевого опыта веществования языка, ведь, время есть хотя и язык в чистом виде, но все же язык, сродни тому, что делает человека человеком и непосредственно ему доступен. Овеществление субстанционального времени - это новая возможность реализации сущности техники. Для того, чтобы научиться овеществлять время, нужно постичь его как универсальный язык бытия. Необходимо создать производство, добывающее вещество времени, которое таится в при-роде как Род всех вещей и, извлекаясь из потаенного, распускается в виде энергии, в том числе, энергии вещеобразования. Вещество времени "извлекается, извлеченное перерабатывается, переработанное накапливается, накопленное опять распределяется, а распределенное снова преобразуется...Извлечение, переработка, накопление, распределение, преобразование - виды выведения из потаенности".

     

                                                               XVI

    Х. Физическая теория природы Нового времени приготовила путь прежде всего не технике, а существу современной техники. Ибо захватывающая сосредоточенность на поставляющем раскрытии потаенного царит уже в этой физике. Она только не выступает еще в ней на передний план в своем собственном облике. Физика Нового времени - это еще не познанный в своих истоках ранний вестник постава. Существо современной техники еще долго останется потаенным даже тогда, когда уже изобретут разнообразные двигатели, разовьют электротехнику и двинут в ход атомную технику.

    РТЧ. Язык бытия, понятием которого является полисинтагматическое "риторическое число" - это язык новой физики как сущностно-технического добывающего производства, основанного на добыче вещества времени. 

     

                                                               XVII   

    Х. Итак, современная техника в смысле поставляюще-предоставляющего раскрытия непотаенности - не просто человеческое дело. Поэтому и тот вызов, который заставляет человека поставлять действительное как состоящее-в-налинии, мы тоже должны воспринять таким, каким он обнаруживает себя. Вызов этот сосредоточивает человека на поставляющем производстве. Его собирающее начало нацеливает человека на поставление действительного как состоящего в наличии.

    То, что изначально складывает извилистые линии берега, нанизывая на себя их сложную совокупность, в береговую линию, есть собирающее начало, которое мы называем по-бережьем. Мы называем то изначально собирающее начало, из которого развертываются разнообразные способы, какими мы ведем себя, поведением. Назовем теперь тот захватывающий вызов, который сосредоточивает человека на поставлении всего, что выходит из потаенности, в качестве состоящего-в-наличии, - по-ставом. Решимся применить это слово в пока еще совершенно непривычном смысле.

    В существующем смысле слово "постав" означает станок, например ткацкий. Поставом называются также мельничные жернова. И таким же тяжелым и жестким, как они, кажется напросившееся нам теперь новое употребление слова "постав", не говоря уже о произволе такого переиначивания слов зрелого языка. Можно ли дальше зайти со странностями?

    ...По-ставом мы называем собирающее начало той установки, которая ставит, т.е. заставляет человека выводить действительное из его потаенности способом поставления его как состоящего-в-наличии. По-ставом называется тот способ раскрытия потаенности, который правит существом современной техники, сам не являясь ничем техническим. К техническому же относится все знакомое нам в виде всевозможных станков, станов, установок и служащее составной частью того, что именуется производством. Последнее вместе со всеми своими составными частями относится к сфере технического манипулирования, которое всегда только отвечает требованиям постава, никогда не формируя его и даже не воздействуя на него.

    В по-ставе осуществляется непотаенность, в виду которой функционирование современной техники раскрывает действительность как состоящую в наличии.

     

    РТЧ. Участие человеческого существа в овеществлении, в вещевании времени, то есть выведении из потаенности бытия силой временем пространства событий, Хайдеггер понимает как рефлексивное участие в "поставе", в который человек вовлечен изначально и которым захвачен как человек языка. РТЧ рассматривает "поставление всего, что выходит из потаенности, в качестве состоящего в наличии" как целочисленный континуум, образующийся из разворачивания единицы, явления сущности единицы из непотаенности в открытость множества простых чисел. Целочисленный континуум - это выражение поведения числовой прагмы языка в языке физики, арифметизация фундаментальных физических взаимодействий. Риторическое число языка бытия (бытие выступает как субъект языка в чистом виде), то есть число времени, веществующее пространством, - это и есть единый объект четырех фундаментальных взаимодействий физики как модусов овеществления времени, "виновных" в существовании друг друга. Множество простых чисел, как автореферентная структура целочисленного континуума, обеспечивающая устойчивость языкового каркаса языка бытия, образует область определения бытийной когитарно-физической функции, овеществляющей субстанциональное время в пространственной области существований. Целочисленный континуум - это "пахтание" синтагмы языка бытия, синтагмы автореференции. Язык сам по себе - это самозамнкутое, истинное умозаключение. То есть целочисленный континуум представляет собой чистое бытие автореференции, как изначальной алгебры когиторной физической функции языка, алгебры веществующих умозаключений. Синтагма, или алгебра автореференции представляет собой четыре "виновных в существовании друг друга" вида бытия автореферентности - вида веществующих, солиптически самозамкнутых умозаключений:

    (1) автодедукция, то есть генезис множества конечных автореферентов (автореферентов единицы) - множества простых чисел - в процессе деления единицы на ноль, то есть самопредставление единицы множеством своих истинностно-конечностных частей - простых чисел;

    (2) автоиндукция - произведение, коммутация простых чисел, создающая расширяющееся множество целых чисел натурального ряда, уникализированных частными просточисленными наборами сомножителей;

    (3)  автоаналогия как дистинкция, саморазличиение (раз-множение) целого числа на простые сомножители в среде других целых чисел (в среде целочисленного континуума)

    (4) автодефиниция как определенное множество пифагоровых троек-целочисленных решений уравнения Пифагора-Ферма а(квадрат)+в(квадрат)=с(квадрат), то есть множество дефинитивных структур устойчивости языкового каркаса целочисленного континуума  

    Синтагма времени как языка веществования

    Синтагма автореференции

    Просточисленная синтагма целочисленного континуума

    Синтагма фундаментальных взаимодействий физики

    Синтагма понятия языка бытия

    автодедукция

    деление единицы на ноль

    Гравитация

    референт

    автоиндукция

    произведение простых чисел

    электромагнитное взаимодействие

    денотат

    автоаналогия

    разложение целого числа на простые сомножители

    сильное взаимодействие

    десигнатор

    автодефиниция

    пифагоровы тройки целочисленных решений уравнения Пифагора-Ферма

    слабое взаимодействие

    дефинитор

    Синтагма понятия языка бытия - это технический проект добычи вещества времени. Понятие языка бытия - число риторическое - это функция автореференции, которую я называю формулой единицы. Формула единицы показывает языковое вещевание времени как автореферентное расширение целочисленного континуума. Расширение целочисленного континуума посредством коммутации простых чисел в семиотической сети формально представляет единое базовое основание фундаментальных физических взаимодействий, которое на схвачено современной физикой - ускорение. Впрочем, астрофизика фиксирует "аномальное" ускорение галактик, разбегающихся после Большого взрыва, не объяснимое существующей записью физических законов и руинирующее эту запись. Ускорение - это единое основание гравитации, электромагнитного взаимодействия, сильного и слабого взаимодействий, основание автореферентности физических законов, то есть выполнимости мышления в существовании (выведения существования из потаенности бытия мышлением, как языком времени). Ускорение - это физический смысл исчисления простых чисел, фиксируемый в расширении целочисленного континуума - как в развертывании физического бытия единицы. Отсюда вытекает применимость исчисления простых чисел как нового, истинного дифференциального-интегрального исчисления физики, объединяющего на математическом уровне 4 вида фундаментальных взаимодействий физики. Можно предсказать существование ускорениевого поля, в котором присутствует совиновность (виновность в существовании друг друга) дискретных (сильные и слабые взаимодействия) и непрерывных (гравитация и электромагнетизм) элементов синтагмы языка современной физики.

    Смысл ускорения как явления языка бытия состоит в творении существования из времени, силой времени, как создающей пространство силы языка бытия (силы времени как бытийного языка в чистом виде). Ускорение - это сказывание бытия посредством времени как своего (бытия) языка, порождающее существование. Ускорение- это ПРОРЫВ ОТ ВРЕМЕНИ К БЫТИЮ. Семиотическое ускорение - это прорыв к авторефенции, прорыв мыслящего к мыслимому, означающего - к означаемому,  присутствия - к сути.  

     

                                                                           XIX

    Х.  Все сущностное, а не только существо современной техники, вообще всего дольше остается потаенным. И все равно по размаху своей власти оно остается тем, что предшествует всему: самым ранним. Об этом уже знали греческие мыслители, когда говорили: то, что правит первыми началами вещей, нам, людям, открывается лишь позднее.

    Изначально раннее показывает себя человеку лишь в последнюю очередь. Поэтому в сфере мысли усилия еще глубже продумать ранние темы мысли - это не вздорное желание обновить прошлое, а трезвая готовность удивляться будущему характеру раннего.

    РТЧ. Исчисление простых чисел как бытие числа риторического, то есть исчисляющее-добывающая вещество времени природы языка бытия изначально делает человека человеком через его захваченность числом риторическим (понятием языка бытия). "Изначально ранее показывает себя человеку лишь в последнюю очередь" - в Конце истории мышления Нового времени, в русской философии.

     

                                                                           XX

    Х. Поскольку существо современной техники коренится в по-ставе, постольку она вынуждена применять точное естествознание. Отсюда возникает обманчивая видимость, будто современная техника есть прикладное естествознание. Такая видимость может утверждать себя до тех пор, пока не спрошено достаточным образом ни о сущностных истоках наук Нового времени, ни о существе современной техники.

    Мы ставим вопрос о технике, чтобы прояснить наше отношение к ее существу. Существо современной техники являет себя в том, что мы называем по-ставом. Но указать на это еще вовсе не значит ответить на вопрос о технике, если отвечать значит: соответствовать - отвечать существу того, о чем задан вопрос.

    Где мы окажемся, если сделаем теперь еще один шаг в осмыслении того, что такое по-став сам по себе? Он вовсе не нечто техническое, машинообразное. Он способ, каким действительное выходит из потаенности, становясь состоящим-в-наличии. Опять спросим: происходит ли это открытие потаенного где-то за пределами всякой человеческой деятельности? Нет. Но все же оно происходит не только в человеке и не главным образом через него.

    По-став есть собирающее начало того устанавливания, которое ставит человека на раскрытие действительности способом поставления его в качестве состоящего-в-наличии. Захваченный поставляющим производством, человек стоит внутри сущностной сферы постава. Он никак не может занять то или иное отношение к нему, поразмыслив18. Поэтому вопрос, в какое нам встать отношение к существу техники, в такой своей форме всегда уже запоздал. Зато никогда не поздно спросить, знаем ли мы собственно о самих себе, что наше действие и наше бездействие во всем то явно, то скрыто втянуто в по-став. Никогда не поздно спросить, главное, задеты ли мы, и как, собственно, задеты сущностной основой самого постава.

    Существо современной техники таится в поставе. Последний повинуется миссии раскрытия потаенности. Эти фразы говорят нечто другое, чем часто слышимые речи о технике как судьбе нашей эпохи, где судьба означает неизбежность неотвратимого хода вещей.

     

    РТЧ. Феномен постава, раскрываемый Хайдеггером, суть хроноцентрирование сущего, вовлеченной, захваченной частью которого (сущего) является человеческое существо. Человек вовлечен изначально в добычу, переработку, использование и преобразование вещества времени. Но до сих пор он являлся, по большей части, работником этого добывающего производства, не осознающим ни целей, ни продуктов, ни смысла, ни значения своего труда. Кто послал человечество "на путь раскрытия потаенного"? Тот, кому необходимо вещество времени, и кто отставляет нам лишь отходы этого производства так, что весь наш потребительский мир - лишь утилизация этих отходов? Или тот, кто ставит нас на путь обучению сущности времени и употреблению вещества времени, веществующего мир? Задавая эти вопросы, "тем самым мы уже вступили в свободный простор исторической посланности, которая никоим образом не навязывает нам тупого фатализма слепых служителей или, что сводится к тому же, бессильных бунтарей против техники, проклинающих ее как дело дьявола. Наоборот, по-настоящему открыв себя существу техники, мы неожиданно обнаруживаем, что захвачены освободительной ответственностью".

     

     

     

                                                               XXI

    Х. Постав встает на пути свечения и правления истины. Миссия, посылающая на исторический путь поставления действительности, есть поэтому высший риск. Опасна не техника сама по себе. Нет никакого демонизма техники; но есть тайна ее существа. Существо техники как миссия раскрытия потаенности - это риск. Измененное нами значение слова "постав", возможно, сделается нам немного ближе, если мы подумаем теперь о поставе в смысле посланности и опасности.

    Но где опасность, там вырастает

    И спасительное. (Гельдерлин)

    Как раз в по-ставе, который грозит втянуть человека в поставляющее производство как в якобы единственный способ раскрытия потаенного и тем толкает человека на риск отказа от своей свободной сущности, как раз в этой крайней опасности дает о себе знать интимнейшая, нерушимая принадлежность человека к осуществлению истины - при условии, что мы со своей стороны начнем обращать внимание на существо техники.

     

    РТЧ. Человек научился творить геоцентрическую человеческую реальность существования. "Человек раскорячился до фигуры господина земли. Распространяется видимость, будто все предстающее человеку стоит лишь постольку, поскольку так или иначе поставлено им. Эта видимость со временем порождает последний обманчивый мираж. Начинает казаться, что человеку предстает теперь повсюду уже только он сам. Гейзенберг с полным основанием указал на то, что сегодняшнему человеку действительность должна представляться именно таким образом. Между тем на самом деле с самим собой, т.е. со своим существом, человек сегодня как раз нигде уже не встречается. Человек настолько решительно втянут в постав, что не воспринимает его как обращенный к нему вызов, просматривает самого себя как захваченного этим вызовом, прослушивает тем самым все способы, какими в своей захваченности эк-зистирует из своего существа, и потому уже никогда не может встретить среди предметов своего представления просто самого себя". Но вышесказанное Хайдеггером говорит о том, что коперниканский гелиоцентрический ПОВОРОТ еще не произошел (не завершен) как поворот человека к своей собственной, хроноцентрической, языково-бытийной сущности. Гелиоцентризм существования остался пустым поверхностным смыслом без гелиоцентризма мышления, которое по-прежнему погрязло в "землемерной" геометризации и логоцентризма, закрывающего языковой, риторический горизонт мышления (квинтэссенцию речевого опыта).  Теория относительности - это первая гелиоцентрика мышления, вводящая гелиоцентрическую мысль о существовании как "принцип постоянства скорости света" в континууме веществования. Русский поэт Хлебников в своей поэме "Победа над солнцем" провозгласил весть гелиоцентрической мысли. Знаменитый "Чёрный квадрат" Малевича впервые возник в декорациях к "Победе над солнцем" (1-е действие, 5-я сцена) как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: черный квадрат вместо солнечного круга. Старое вечное Солнце выступало символом прежнего порядка вещей, подлежащего искоренению, - борьба с ними увенчивалась полной победой Будетлянских силачей: хор в конце первого дейма (неологизм Хлебникова, обозначающий действие) докладывал: "Мы вырвали солнце со свежими корнями / Они пропахли арифметикой жирные/ Вот оно смотрите". Гелиоцентрическое существование обретает свое "альтер эго"- хроноцентрическое мышление. Образуется черная квадратура солнечного круга как образ новой сущности техники - выведения энергии из солнца как из вещества времени.  Назрел переход от геометрии к гелеометрии целочисленного континуума, одной из важнейших фигур которой (гелиометрии) является лента Мебиуса - синтагматическая лента автореференции как взаимоперехода мышления-и-существования, времени-и-пространства, смысла-и-значения, гелиоцентрическое представление исчисления простых чисел как конечных авторефрентов, образующих истинное множество значений, естественных, органических частей единицы (в этом последнем смысле, исчисление простых чисел -подлинный "новый органон" мышления).

    Вслед за выходом в космос существования, человек должен выйти в хроноцентрический космос мышления, производящего существование, завершив тем самым коперниканский поворот, завершив существование Нового времени и выводя человечество из потаенности Нового времени в открытость Нового бытия.



    [i] Си́льное ядерное взаимоде́йствие (цветово́е взаимоде́йствие, я́дерное взаимоде́йствие) - одно из четырёх фундаментальных взаимодействий в физике. Сильное взаимодействие действует в масштабах атомных ядер и меньше, отвечая за притяжение между нуклонами в ядрах и между кварками в адронах. В сильном взаимодействии участвуют кварки и глюоны, а также составленные из них элементарные частицы, называемые адронами (Википедия).

    [ii] Слабое взаимодействие, или слабое ядерное взаимодействие - одно из четырех фундаментальных взаимодействий в природе. Оно ответственно, в частности, за бета-распад ядра. Это взаимодействие называется слабым, поскольку два других взаимодействия, значимые для ядерной физики (сильное и электромагнитное), характеризуются значительно большей интенсивностью. Однако оно значительно сильнее четвертого из фундаментальных взаимодействий, гравитационного. Слабое взаимодействие является короткодействующим - оно проявляется на расстояниях, значительно меньших размера атомного ядра (характерный радиус взаимодействия 10−18 м). Стандартная модель физики элементарных частиц описывает электромагнитное взаимодействие и слабое взаимодействие как разные проявления единого электрослабого взаимодействия (Википедия)


  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шилов Сергей Евгеньевич (schilon@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/01/2010. 83k. Статистика.
  • Статья: Философия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.