Шилов Сергей Евгеньевич
Закаббаление масс или Каббала-Лайт

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 31/12/2019.
  • © Copyright Шилов Сергей Евгеньевич (schilon@yandex.ru)
  • Размещен: 10/01/2010, изменен: 10/01/2010. 14k. Статистика.
  • Статья: Философия
  • Скачать FB2
  • Оценка: 2.00*4  Ваша оценка:

    Закаббаление масс  или Каббала-Лайт

    Часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете

    Каббала-лайт, или поверхностная, упрощенная и легкоусвояемая каббала в исполнении пропагандистской машины под управлением бывшего советского технаря М. Лайтмана, делает определенный успехи  в  том производственном процессе, который И. Сталин называл "инженерией человеческих душ". До выпуска этой священной медиа-машины, как известно, данным  делом с очевидно меньшим успехом занималась машина дианетики.

    Интеллектуальная конструкция каббалы-лайт представляет собой стилизацию каббалистической парадигмы в формате гуманитарной науки. В 2004 году М. Лайтману решением диссертационного совета Института философии Российской академии наук присуждена степень кандидата философских наук. Неслучайно столь значительному человеку потребовалась какая-то жалкая степень кандидата философских наук, ведь, это знак (а каббала гипостазирует знаки!) признания каббалы-лайт одной из гуманитарных научных дисциплин, наряду с социологией, логикой,  эпистемиологией, гносеологией, феноменологией и иными гуманологиями.

    Лайтман создал конструкцию, вполне соответствующую логике и методу гуманитарных наук. Ядром этой науки является аксиоматическая модель существования некоторых абстрактных законов человеческого бытия, из которых выводится и с точки зрения которых рассматривается человеческая реальность. Есть такие законы в социологии, в гносеологии, в диалектике и иже с ними. В каббале-лайт роль таких законов исполняют закономерности 125-ти ступеней каббалистического совершенствования.

    Однако, те же слабости, что свойственны гуманитарным наукам, оказались присущи и каббалологии. А именно, гуманитарные науки в теперешнем их состоянии существуют как подражание (в Платоновском смысле подражания идеальным образцам) структуре (причем, внешней, "знаковой" структуре) естественнонаучного знания. Т.н. законы гуманитарных наук являются просто понятийными конструкциями, в которых удерживаются связки значений терминов, описывающих предметную область данных наук. Законы гуманитарных наук не являются исчислимыми функциями, не могут моделировать, системно структурировать и предсказывать события человеческой реальности, а "в лучшем (для себя) случае" используются как подручные, "знаково-программирующие" средства манипулирования этой реальностью. Таковы же и каббалологические закономерности. Человеческая реальность структурируется Лайтманом с явной опорой на диалогическое учение М.Бубера (см. в Википедии), о чем, впрочем, в каббале-лайт не упоминается. Это учение, испытавшее большое влияние немецкой философии жизни как "науки о духе" (Дильтей), специфицирует экзистенциализм как язык человеческой реальности, автореферентная синтагма которого представлена следующими четырьмя элементами "Я - Ты - Оно - Бог". Эта синтагма человеческой реальности когерентна семиотической синтагме (о языковой синтагматике как самоструктурировании абсолютного понятия см. подробней в моей предыдущей статье "Оцифровывая Хайдеггера в Рождество"):

     

         Смысл

            Бог

         Знак

            Оно

         Понятие

             Я

         Значение

             Ты

     

    Каббалологический закон 125-ти ступеней совершенствования, как и всякий закон "символологии" (термин С.С. Аверинцева), не опирается, точнее, не владеет таким существом мышлениево-существованиевого цикла, как функциональное исчисление, то есть не является научной закономерностью. Вообще говоря, подражание гуманитарного знания естественнонаучному, выражающееся в создании законов, напоминает такой забавный сюжет. Когда герой детской сказки, современный мальчик, попросил старого волшебника из древности скопировать телефонный аппарат, то волшебник произвел на свет инкрустированную драгоценными каменьями скульптуру телефонного аппарата из цельного куска редчайшего мрамора - о функциональности такой штуковины говорить не приходится. Такой же законоподражательной структурой является и сооружение 125-ступенчатого каббалологического закона. Оно играет роль своего рода пирамиды майяа, которая призвана подавить интеллект посвящаемого внешней формой грандиозности основ постигаемого им предмета с  тем, чтобы, выбив из мышление-существованиевого цикла такой его элемент, как мышление, загрузить наведенное видение существования вплоть до таких "классических" дьволософских представлений, как "минимум усилий - максимум наслаждения" (один из руководящих тезисов дьволософии жизни).

    Такое существование, лишенное мышления, пустотно, эта звенящая безмысленная пустота, пребывание в мире мертвых знаков, и образует трансовое состояние каббалологического откровения. Впрочем, такой "состав онтологического преступления" вменяем всем гуманитарным идеологиям, который прячутся под маской гуманитарных наук.

    Каббалология доводит до исступленного гипостазирования главную проблему гуманитарного знания - проблему рефлексии знака. Гуманитарное знание до сих пор не научилось у естественнонаучного продуктивного знания пониманию ничтожности, небытийности знака, не осознало принципиально знаковый релятивизм, физическую нолевость знака. Впрочем, и сами представители естественных наук дают серьезнейший повод к гипостазированию знака, подменяя поиск истины "знаковым надосочным классным письмом" (аналог "наскальной живописи" в XXI веке). Гипостазирование знака - это основа конвенциального, академического сговора т.н. "гуманитарных наук" и естественных наук, пребывающих в перманентном познавательном кризисе оснований, который "успешно" преодолевается ими посредством "знакового письма". Каббалология и являет собой апофеоз бытийной беспочвенности знания, состоящий в предельном гипостазировании знаков, в создании "големного", механизированного ( в смысле неподвижного, подвижность которого осуществляется механическими, "ручными" методами) исчисления знаков самих по себе, то есть слов, букв, цифр. Каббалология - "классический способ" исчисления нолей, на выходе (область значений) и входе (область определения) которого всегда существует "ноль", но сама процедура создает иллюзию работы функционально-исчисляемой закономерности. В этом смысле каббалология - это средство насильственно примирить разум с пустотой, заставить разум, который, как природная сущность, не терпит пустоты, переносить существование пустоты.

    Каковы же следствия для человеческой реальности из такого мощного (в смысле продвижения ничто в мышление) исчисления нолей, как каббалология? Прежде всего, это утверждение таких классических принципов дьволософии (учения о ничто, небытии), как   

    "Добро и зло оцениваются  по действиям индивидуума в отношении общества" (ТО ЕСТЬ, ДОБРО И ЗЛО - ЛИШЬ УСЛОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, С.Ш.), 

    "Все оценивается не по тому, как выглядит в определенный момент, а по степени своего развития" (ТО ЕСТЬ, ОЧЕВИДНОСТЬ, НЕСОКРЫТОЕ - НЕ ОСНОВАНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ, ДОСТОВЕРНОСТЬ ДАРУЕТСЯ ВНЕШНИМИ СИЛАМИ, С.Ш),

    "Несостоятельность "исправляющих мир"" (КОМПРОМЕНТАЦИЯ ПОДВИЖНИЧЕСТВА, С.Ш.),

    ПрактическАЯ НЕВОЗМОЖНОСТЬ, "практические трудности в установлениЯ правды"" (НЕТ ПРАВДЫ НА ЗЕМЛЕ),

    "Использование в управлении иных категорий вместо категории "правда"" (НО НЕТ ЕЁ И ВЫШЕ, СШ).

    Цитируется по М. Лайтман, "Мир в мире" http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/31361?/rus/content/view/full/31361&main

    Однако, принципиально важно, что каббалология как выдвижение ничто (этического релятивизма) в мышление,  является важнейшим условием для понимания языка человеческой реальности мышлением, взаимодействующим с ничто в деле мысли, как в деле наращивания полноты и непротиворечивости через ничтожение ничто. В этом фундаментальном испытании мышления каббалологией выявляется синтагма человеческой реальности.  Это  "Четыре категории: милосердие, правда, справедливость, мир - в отношении индивидуума и общества. После того, как мы хорошо узнали, что представляет собой благо, в своем истинном виде, мы должны всмотреться в суть и средства, имеющиеся в нашем распоряжении, для того, чтобы ускорить приближение добра и счастья. Четыре категории имеются в нашем распоряжении для достижения этой цели: милосердие, правда, справедливость и мир. Этими категориями до сего времени пользовались все исправляющие мир. Правильнее сказать, в этих четырех категориях происходило до сегодняшнего дня развитие человечества - высшее управление проделало свой путь, постепенно развивая человечество, пока не привела его к нынешнему состоянию" (М.Лайтман, "Мир в мире").

    Итак, Этика как язык человеческой реальности, язык блага имеет вполне конкретную синтагматическую структуру, когерентную семиотической и гуманитарно-онтической языковым структурам.

     

         Смысл

            Бог

    Мир

         Знак

            Оно

    Справедливость

         Понятие

             Я

    Правда

         Значение

             Ты

    Милосердие

     

    Это очень поучительная таблица, из которой понятно, например, почему поиск справедливости самой по себе (вне синтагматической связи) оказывается истоком тоталитарности как гипостазирования мертвого знака и господства ОНО (веры в ноль). Так и поиск правды самой по себе вне синтагматических связей и смыслов сводится к тотальному солиптическому самоутверждению. Ограничение милосердия кругом ближних существ (своих "Ты") нередко становится основой агрессивного поведения в окружающем этот круг мире, основой трансгрессивной значимости. Богоцентрализм мира вне синтагматических связей со справедливостью в коммунитарной реальности, с личностной правдой и милосердием к ближнему - оборачивается инквизиторством. 

    ...Возможно, где-то в одном из старых кварталов Иерусалима в подвале старого здания и хранятся свитки истинной каббалы, хранящей теорию выведения сущего из потаенного, и называется она "риторической теорией числа/риторикой". М. Хайдеггер: "Все сущностное, а не только существо современной техники, вообще всего дольше остается потаенным. И все равно по размаху своей власти оно остается тем, что предшествует всему: самым ранним. Об этом уже знали греческие мыслители, когда говорили: то, что правит первыми началами вещей, нам, людям, открывается лишь позднее. Изначально раннее показывает себя человеку лишь в последнюю очередь".

     


  • Комментарии: 3, последний от 31/12/2019.
  • © Copyright Шилов Сергей Евгеньевич (schilon@yandex.ru)
  • Обновлено: 10/01/2010. 14k. Статистика.
  • Статья: Философия
  • Оценка: 2.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.