Стеблиненко Сергей
Фобии

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Стеблиненко Сергей
  • Обновлено: 15/12/2016. 9k. Статистика.
  • Пьеса; сценарий: Драматургия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    трагикомедия

  •   КОНЦЕПЦИЯ
      
      Место действия - палата психиатрической больницы, время действия - неопределенное с отдельными намеками на современность.
      
      ФАБУЛА
      
      На первый взгляд, пьеса абсурда. На самом же деле - бред сумасшедшего в прямом смысле слова. Но по мере развития сюжета возникает довольно целостная картина того, что происходит в голове главного героя. Его сознание вовсе не цельно. Оно состоит из сотен, если не тысяч, вполне осознанных и цельных лоскутков. Но только сшиты они в красочное неоднородное одеяло, самим своим существованием опровергающее даже предположение целостности. Т.е. хаос сознания, состоящий из великого множества мелких, но вполне ощутимых реалий.
      С начала зрителю покажется, что нет никаких событий, а стало быть, и действия. Но это далеко не так. Идет незримая борьба за душевное состояние больного человека. Только зритель узнает об этом не из анамнеза, не от врача, а от самого больного. Вернее, из его собственных ощущений.
      Действие разворачивается... в сознании самого больного. Многие вещи из своей прошлой жизни он не помнит из-за проводимого лечения. Но они продолжают существовать в его подсознании и дают о себе знать в неких образах, с которыми общается больной.
      Так, таракан Гриша, цитирующий Шопенгауэра - это его собственное отображение. Когда-то, до болезни, он был аспирантом факультета философии. Просто его философское эго теперь существует в подсознании в виде некоего постороннего объекта - таракана, прожившего в библиотеке часть своей жизни.
      Старик Петрович - не является его соседом по палате, как декларируется сначала. Это - его давно умерший сосед по лестничной клетке, который каким-то образом оказал сильное воздействие на психику ребенка. Петрович был моряком и давал мальчику книги о море, о котором он мечтал. В итоге в подсознание закрался образ друга, советчика, который всегда может прийти на помощь.
      Женщина-искусительница - собирательный образ женщин, встреченных им в жизни. Он зарабатывал тем, что танцевал танго на милонгах с разными женщинами. С некоторыми из них у него, очевидно, были какие-то отношения. С другими - просто знакомство. Но они все были разными. Поэтому собирательный образ женщины приходит к нему... в разных ипостасях. Они разные, но все занимают одну и ту же нишу в подсознании больного. Он и хочет согрешить, но его что-то постоянно сдерживает. Именно так и происходит в реальной жизни. Связующим звеном между больным и всеми этими женщинами служит танго. Оно же дает ему шанс на выздоровление. Танго - это любовь, страсть, реальная жизнь, в конце концов. Но хочет ли больной танцевать? Т.е. желает ли он вернуться к нормальной человеческой жизни? Об этом зритель узнает в самом конце пьесы.
      Два образа реальных людей сохраняются в подсознании нашего героя.
      Это мама - она все понимает и любит своего мальчика. Она всегда накормит, приласкает, успокоит, защитит. От неё исходит покой и ласка. Мама умерла, когда герою было лет десять. Но её образ настолько крепко отложился в его подсознании, что для него она по-прежнему жива.
      Ну, и, наконец, главный раздражитель его жизни - жена. Сначала, кажется, что именно её он обвиняет во всех своих бедах. Ревность, скандальность, неуравновешенность, желание полностью подчинить его себе. Подсознание дает понять, что это из-за нее он оказался в психиатрической больнице, но... Но затем выясняется, что жена погибла в аварии по его вине. Он находился за рулем. Теперь совесть пытается его каким-то образом оправдать, создавая отрицательный образ погибшей.
      Действие развивается... в голове больного человека. Автор лишь пытается показать зрителю окружающий мир через глаза героя. Он видит его именно таким. Каждый отдельный образ имеет свою отдельную судьбу, но все вместе они сливаются воедино в историю самого главного героя.
      Может показаться, что сюжет отсутствует. Но это далеко не так. Сюжет развивается в голове самого больного. Только зритель это видит не по внешним проявлениям, а по внутренним ощущениям больного. Вопрос, с которым выходит зритель после спектакля один - так хочет ли больной выздороветь и стать нормальным или нет? Каждый должен ответить на него сам.
      
      РЕКВИЗИТ
      Реквизит минимален - смирительная рубашка, стул, чехол на стул цвета рубашки, цирковая лонжа с элементами крепления.
      Актер выступает нагишом в смирительной рубахе. В конце пьесы это полностью оправдывается. В крайнем случае, можно использовать больничную пижаму.
      
      СИТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ
      
      Танцор - душевно больной мужчина средних лет, социопат, бывший профессиональный танцор танго. Больной ограничен в действиях смирительной рубашкой.
      
      Все остальные персонажи на сцене не присутствуют, но в действии участвуют в виде голосов, издаваемых ими шумов и при технической возможности (ароматический бесцветный сценический дым) - запахов.
      
      Петрович - умерший неделю назад сосед по палате, главный друг и советчик
      Гриша - больничный таракан, страдающий боязнью насекомых
      Жена - доминирующая особа, главный источник болезни
      Она - женщина миф, постоянно меняющая свой образ от кроткой невинности до женщины-вамп
      Мама - сама доброта и надежность
      
      Больничная палата
      
      В пьесе один единственный актер играет душевнобольного. Все остальные действующие лица появляются лишь в его воображении. На сцене звучат их голоса, слышен создаваемый ими бытовой шум. Нет только их самих.
      ПРОЛОГ. КРИЗИС
      С открытием занавеса усиливается звук, происходящего на сцене. Никого нет. Лишь обычный стул, вокруг которого творится нечто необъяснимое. Какая-то какофония мегаполиса - звук, свет, запах бензина. Все сопровождается наплывом звуковой рекламы. Захлёбываясь, дикторы рекламируют все подряд - от памперсов до элитных гробов с кондиционированием и высокоскоростным интернетом. В какой-то момент все это прерывается. Сначала раздается скрежет тормозов, затем слышен удар, потом все резко гаснет с эффектом выключения старого лампового телевизора. Только светлый кружок остается не посреди экрана, а направлен на стоящий на сцене стул.
      ФАЗА УМИРОТВОРЕНИЯ
      
      Из-за стула выглядывает Человек. Он напуган. Щебечут птички, текут веселые ручьи. Слышно, как на кухне хлопочет мама, напевая какую-то песню.
      
      МАМА:
      Вставай, лежебока, в школу опоздаешь! И учти - в следующий раз к директору пойду не я с тортиком, а отец. С ремнем и тобой вместе.
      
      Человек окончательно выползает и садится.. Мама продолжает копошиться на кухне. Гремит посуда. Слышно, как щелкает выключатель. Мама подходит к больному, ставит на воображаемый столик тарелку с едой и выходит. Слышно, как удаляются её шаги и хлопает дверь. Больной начинает "есть". Он делает движения головой к воображаемой вилке, что-то режет на тарелке ножом. Слышны все сопровождающие трапезу звуки. Дальше все звуки - "по умолчанию". Работает только его мимика. Руки вначале пьесы зафиксированы смирительной рубашкой.
      
      ТАНЦОР:
      Ну, почему мама всегда так спешит? Нет, я понимаю, что она занята. Но какое мне дело до её дел? Смешно... Дело, дел... Какое-то масло масляное. Это плохо. Нельзя повторять одно и то же. Иначе врач назначит уколы. Уколов я боюсь. У меня к ним фобия. У меня ко всему фобия. Особенно я боюсь, когда уходит мама. Мне без неё плохо. Нельзя сказать, что я одинок. У меня много друзей. Например, Петрович - сосед по палате. От него вечно пахнет табаком. Хотя он не курит уже много лет. Когда-то он был моряком и курил трубку. Потом бросил курить, а запах остался. Или Гриша. Он таракан, но очень образованный. Раньше он жил в, библиотеке и увлекался философией. Думаю, это единственное в мире живое существо, пробежавшее по всему Шопенгауэру от корки до корки. Все шесть томов. Не всякий человек такое вынесет. А Гриша смог. Есть и женщина. Она приходит ко мне каждый день. Я пытаюсь вспомнить зачем? Но не могу. Видно сказываются уколы. Они делают их мне три раза в день - на завтрак, обед и ужин. Иногда, я забываю даже то, чего боюсь. Так вот, когда приходит эта женщина, я вспоминаю, что женат. А как только я вспоминаю об этом, является жена и начинает скандалить. Я и заболел из-за нее. Но почему? Забыл... Наверное, уколы. А мама ушла... Нужно доесть завтрак, а то придет Петрович...
      
      В связи с выходом книги, в которую вошла повесть "Фобии", написанная по этой пьесе, автор снимает часть публикации. Адрес, по которому вы сможете прочитать продолжение будет опубликован дополнительно.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Стеблиненко Сергей
  • Обновлено: 15/12/2016. 9k. Статистика.
  • Пьеса; сценарий: Драматургия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.