"В этих... залах и классах учились, мечтали о будущем, одушевлялись смелыми мыслями, горевали и радовались, словом - жили, как вы теперь, тысячи ваших старших однокашников, и в числе их многие, составившие честь и славу Инженерному училищу не только в своём отечестве, но и за пределами его".
"Юнкерам Николаевского инженерного училищаот старших товарищей", 1914 год
Первая инженерная школа была открыта в Москве в 1712 году. В указе о её создании Пётр Первый писал: "Отыскать мастера из русских, который бы учил цифири... когда арифметику окончат, учить геометрии столько, сколько для инженерства надлежит, а потом... учить фортификацию". Ещё одна инженерная школа была создана в 1719 году в Петербурге. Понимая всю важность инженерных знаний для силы государства, Пётр говорил: "Зело нужно , дабы офицеры знали инженерству, того ради офицерам и унтер-офицерам оному обучаться, а если кто не будет знать, то выше чинами производиться не будет".
После Петра Первого развитие инженерного дела замедлилось. Московская школа закрылась, Петербургскую инженерную школу несколько раз объединяли, разъединяли и снова объединяли с артиллерийской, а при Екатерине Второй они были преобразованы в кадетские корпуса, т.е. "спущены" на более низкую ступень в системе военного образования.
Следующий "прорыв" в этом направлении произошёл только в 1819 году, он был связан с именем великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая Первого. В 1817 году великий князь был назначен шефом лейб-гвардии сапёрного батальона, а затем - генерал-инспектором по инженерной части. Это назначение не было случайным, поскольку он "давно тяготел к инженерной специальности". В 1819 году на базе Инженерной школы при Чертёжной экспедиции Николай Павлович создаёт Главное инженерное училище "для образования искусных инженеров и сапёрных офицеров". Сначала училище располагалось в павильонах близ Михайловского замка, а потом "перебралось" в замок, который в 1823 году высочайшим повелением был переименован в Инженерный. В 1855 году училище было преобразовано в Николаевскую инженерную академию и училище. В таком виде это учебное заведение просуществовало до революции, дав России многих первоклассных военных инженеров. Среди его выпускников - герои Севастополя, Кавказских войн, Шипки и Плевны, Порт-Артура, строители оборонительных преград на обширных окраинах нашего отечества, мостов и железных дорог. В Севастополе был поставлен памятник выпускнику училища знаменитому военному инженеру Э.И. Тотлебену, а в Ташкенте - другому выпускнику - К.П. фон Кауфману, командовавшему войсками Туркестанского военного округа при взятии Самарканда, Хивы и Кокандского ханства.
Выпускники училища и академии закладывали и основы гражданского инженерного дела. Среди них - П.Н. Яблочков, изобретатель "свечи Яблочкова", ставшей праобразом так привычного сегодня электрического освещения; выдающиеся строители К.Я. Зверев, Д.С. Заботкин, А, Струве и другие; М.Н. Герсеванов, много лет бывший директором Института путей сообщения; Х. Головин - начальник Технологического института; А, Савурский, создавший "Инженерный журнал" и 52 года остававшийся его редактором.
В Инженерном училище воспитывались Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.М. Сеченов и другие деятели культуры. А некоторые военные инженеры совмещали работу по специальности со служением искусству. Например, известный композитор Цезарь Кюи преподавал фортификацию сразу в трёх Академиях - Николаевкой инженерной, Михайловской артиллерийской и Генерального штаба, был заслуженным профессором и генерал-майором. Им написано много книг о военном деле, некоторые из которых переведены на иностранные языки, а его "Краткий учебник полевой фортификации" выдержал семь изданий.
Высочайший уровень научных и технических знаний выпускников обеспечивался постоянным усовершенствованием системы образования, напряжённым трудом (лекции начинались в семь часов утра) и, конечно, подбором преподавателей. В училище и академии в разные годы преподавали знаменитый геометр академик М.В. Остроградский, автор известного учебника физики Д.Е. Краевский, известный специалист по взрывным веществам и цементному делу А.Р. Шуляченко, автор книги "Атаки и обороны крепостей" А.А. Иохер, академик архитектуры А.И. Тихобразов и многие другие замечательные педагоги.
На публичных экзаменах обычно присутствовали руководители Инженерного ведомства, великие князья, а иногда и сам император. Сохранились воспоминания учеников об экзаменах 1823 года. На один из экзаменов с Александром Первым приехал прусский король и к его восторгу ученики на немецком языке рассказывали об устройстве прусских орудий, а через два дня на экзамен по истории с императором приехал французский посланник, и воспитанники на французском языке рассказывали о французской истории. Таков был уровень подготовки.
Несмотря на загруженность учебной программой, воспитанники находили время, чтобы заниматься в специальном кружке "ревнителей военных знания", в литературном кружке и "фотографии", в духовом оркестре, хоре певчих и оркестре балалаечников. В 1908 году был создан "воздухоплавательный" кружок, а в 1911 - футбольный.
Училище и академия были для воспитанников родным домом не только во время учёбы, но и после выпуска. В книге, составленной М. Максимовским к 50-летию училища, отмечавшемуся в 1869 году, был приведён поимённый список всех воспитанников за прошедшие 50 лет с указанием года окончания, места распределения и положения к моменту юбилея, т.е. для многих 40 и более лет спустя после окончания! Поистине никто не был забыт, независимо от чинов и званий.
В 1898 году было учреждено Общество вспомоществования лицам, получившим образование в Николаевской инженерной академии и училище. Из скромных взносов вскоре образовались настолько значительные суммы, что общество могло оказывать существенную поддержку попавшим в нужду бывшим воспитанникам, их вдовам и сиротам. В обществе имелся специальный капитал, оставленный Э.К. Энгманом, который много лет преподавал фортификацию и был одним из инициаторов создания общества, проценты от этого капитала шли на помощь нуждающимся юнкерам при окончании училища.
Для многих связь с училищем и академией стала семейной традицией. В книге М. Максимовского в длинном списке выпускников первым стоит Пётр Карлович Ломновский, окончивший училище в год его создания - 1819 (по-видимому, он пришёл в училище вместе с инженерной школой, на базе которой оно было создано). Он был "помещён на почётной мраморной доске" и оставлен в училище репетитором. Преподавал строительное искусство (среди его собственных строительных работ - расчёт купола Исаакиевского собора), был инспектором классов, а с 1844 года до своей смерти в 1860 году - начальником училища. В списке выпускников есть и два сына Ломновского: Николай Петрович (выпуск 1851 года) и Михаил Петрович (выпуск 1853 года). Оба были направлены в лейб-гвардии Сапёрный батальон. К 1869 году (к моменту составления "юбилейных" списков) Николай Ломновский в чине полковника командовал 2-м Кавказским сапёрным батальоном, а Михаил умер в чине подполковника в отставке...
Позже здесь учился и внук П.К. Ломновского - сын его дочери Софьи - Николай Владимирович Зуев. Сразу после выпуска он венчался в "домашней" церкви Инженерного замка с Елизаветой Николаевной Ратмановой и они отправились служить на Дальний Восток, ехали "кругосветкой" мимо Индии, Китая... Потом много лет жили в Хабаровске, Благовещенске, Владивостоке. Николай Владимирович прокладывал в тайге трассу для железной дороги. На Дальнем Востоке родились их дети...
В 1914 году выпускники Инженерного училища подготовили и издали небольшую книжку "Юнкерам Николаевского инженерного училища от старших товарищей". Может быть, опалённые огнём Первой мировой войны они чувствовали (кто знает, где и как рождаются наши предчувствия?), что училище, большинство "старших товарищей", да и молодых юнкеров не доживут до 100-летнего юбилея в 1919 году, и хотели оставить книгу-историю, книгу-память? Как актуально и сегодня звучат их слова, обращённые в будущее:
"Благодаря трудам ... ваших предшественников, с давних пор установился взгляд, что инженерный офицер может дать указания и ответы по разнообразнейшим вопросам военной техники и может выйти победителем из труднейших обстоятельств, словом, что для инженера и сапёра в этой области нет ничего невозможного.
Помните также, что вам придётся повелевать другими, обучать и воспитывать их, а для этого необходимо и самим уметь подчиняться, учиться и воспринимать военное воспитание; помните, наконец, что без упорного труда и честного самоотверженного исполнения долга нельзя стать не только хорошим офицером, но и полезным гражданином.
Мы видим в вас живое продолжение дела, которому мы отдали свои силы".