Аннотация: Вторая редакция. Изменена компоновка и исправлены замеченные опечатки. Первая редакция была размещена в библиотеке Мошкова 03.12.2009.
Александр Шалыт-Марголин
Бриллиант
Киносценарий авантюрно-криминальной
мелодрамы
Проходит регистрацию в Российском Авторском Обществе
Заверено в нотариальной конторе г.Минска.
Вторая редакция. Изменена компоновка и исправлены замеченные опечатки. Первая редакция была размещена в библиотеке Мошкова 03.12.2009.
Минск, 2009
Жизнь невозможно подверстать под святое писание.
Такие попытки всегда заканчивались крахом.
Их только иногда можно примирить ...
Неизвестный автор.
Москва. Наши дни.
Останкино.
Вика Марьянова. Где Арсеньева? Ей уже пятый раз звонил Руслан. И сюда, и на мобильник. Кстати, почему она не взяла его с собой, а оставила в кабинете?
Чей-то голос (удивлённо). У неё же сейчас прямой эфир. Как она могла взять телефон на прямой эфир?
Марьянова. А когда заканчивается? (Смотрит на часы.) Через семь минут. Слава Богу, а то я уже не знала, что этому Руслану ответить. Он такой ревнивый.
В комнату заходит Петя Чаклин. Услышав слова Вики, тут же встревает.
Чаклин. Как все восточные люди. (Пауза.) Он спонсирует Арсеньеву и не хочет ходить с рогами.
Марьянова (Чаклину). А ты что лезешь в чужой разговор? Тебе что за дело?
Чаклин (смущённо). Я не лезу, я только поясняю. Кстати, Руслану, пора бы уже запомнить, что у его возлюбленной в это время прямой эфир. И не звонить каждые пять минут.
Вика (язвительно, поправляя макияж). Будет он держать в голове всякую чушь. У него занятие более достойное настоящего мужчины. Он делает деньги.
Елена Арсеньева после эфира в хорошем настроении идёт к себе. По дороге с ней здороваются, улыбаются.
Её встречает Мила Терентьева.
Мила. Привет. Как прошёл эфир?
Арсеньева. Как всегда, классно. А что?
Мила. Нет, ничего. Придётся тебе чуть-чуть испортить настроение. Твой тебя уже обыскался. Оборвал телефоны всюду, где только мог. Был злой как чёрт.
Арсеньева. Ничего. Переживёт.
Мила (ухмыляется). Он-то переживёт, а переживёшь ли ты?
Не дождавшись ответа, Мила уходит.
Арсеньева (вслух). Вот же зараза. Когда встречаемся, обязательно ей надо сказать какую-нибудь гадость.
Наконец она входит в свой кабинет.
Арсеньева. Что здесь слышно? Кто-нибудь звонил?
Марьянова. Твой благоверный.
Арсеньева. Давно звонил последний раз?
Марьянова. Минут десять назад.
(В это время раздаётся телефонный звонок. Марьянова снимает трубку). Да! Сейчас! (Передаёт трубку Арсеньевой). Лёгок на помине.
Арсеньева (берёт трубку). Привет.
Руслан. Почему я почти час не могу до тебя дозвониться ни по рабочему, ни по мобильнику?
Арсеньева. Потому что у меня был прямой эфир. Если бы ты иногда смотрел телевизор, то знал бы...
Руслан (резко обрывает). У меня нет времени на такие глупости. И потом, прямой эфир, насколько я понял, был последние полчаса. А до этого?
Арсеньева. А до этого была в грим-уборной, а мобилу отключила. И вообще, я не обязана перед тобой отчитываться.
Руслан. Мы сегодня увидимся?
Арсеньева. Только если очень поздно.
Руслан. Почему?
Арсеньева. Я приглашена на открытие вернисажа, а потом на фуршет.
Руслан. Какой вернисаж?
Арсеньева. Молодые талантливые художники. У Никитских.
Руслан. Та-ак. Во сколько это будет?
Арсеньева. В пять. А фуршет в полвосьмого.
Руслан. Я не успею.
Арсеньева. А тебя туда никто не приглашал. Насколько я знаю, там будут художники, писатели, шоумены и несколько бизнесменов-спонсоров.
Руслан. Но одну тебя я отпускать не намерен. С тобой поедет пару человек из моей охраны. Мало ли что.
Арсеньева. Там будут все свои. И потом, их без пригласительных никто не пустит.
Руслан (усмехается). Пустят. Пригласительные будут. Это я беру на себя.
Арсеньева. Да что это такое? Что я - маленький ребёнок?
Руслан. Для меня - да. (Жёстко.) Разговор окончен. В четыре часа машина с моими ребятами будет у твоего подъезда. BMW-5. Серого цвета. Ребят зовут Радик и Костя.
Арсеньева. Но, Руслан...
Руслан. Или ты пойдёшь на вернисаж в моём варианте, или я устрою скандал и ты вообще туда не пойдёшь! Всё. Поговорим потом.
Руслан вешает трубку.
Арсеньева выходит из подъезда. На ней дорогое платье с декольте и эксклюзивное колье, подаренное Русланом. Лена видит припаркованный BMW-5 с охранниками её любовника. Они дают о себе знать. Радик открывает боковое стекло.
Радик. Елена Анатольевна?
Арсеньева не торопясь подходит к машине.
Арсеньева. Ну, вот что, мальчики. Cпасибо, конечно, но я поеду на своей машине, а вы - за мной. В вашу машину садиться не собираюсь.
Костя (он за рулём). Но Руслан Мусаевич приказал нам...
Арсеньева (прерывает его). Мало ли что он вам приказал. Вы поступили в моё распоряжение, и здесь командую я. Кстати, он вам достал пригласительные?
Радик. Нет, не успел. Он попросил вас сказать, что мы - ваша охрана и из его ведомства. Этого будет достаточно.
Арсеньева. Ещё чего не хватало! (Пауза). Ладно. (Она подходит к 'Феррари', открывает дверцу, садится. Машина трогается с места, а люди Руслана едут за ней).
Вернисаж.
На открытии много посетителей. Они громко обсуждают выставку. К Арсеньевой многие подходят, чтобы засвидетельствовать ей своё почтение. Часть женщин целует её в щёку, мужчины целуют руку. Лена устаёт от назойливого внимания поклонников и начинает внимательно рассматривать картину, на которую смотрит импозантный седоватый человек в очках. Арсеньева про себя его назвала 'Искусствовед'
Лена (обращаясь к нему). Ну, и как вам это?
Искусствовед. Ничего. Я ожидал худшего.
Лена (с иронией). Да? Скажите, пожалуйста! Но это - Андрианов. Сейчас один из наиболее модных и востребованных.
Искусствовед. Может быть. Но меня по роду деятельности не очень интересует живопись сама по себе и авангардизм в частности.
Лена. Что же вас интересует? Может, представитесь?
Искусствовед. Игорь Альметов - искусствовед и культуролог.
Лена (протягивает ему руку). Я так и подумала, что вы - искусствовед. Очень приятно. Меня вы, наверное, узнали.
Лена (тоже улыбается). Она самая. (Пауза.) Так что же вас интересует?
Искусствовед. Понимаете, меня интересует взаимодействие живописи с другими видами творческой деятельности - музыкой, литературой. Точнее так: какие образы вызывает то или иное полотно у композиторов, поэтов. Какой жанр лучше всего сможет реализовать эти образы, какие музыкальные инструменты или размеры в поэзии...
Лена. Очень интересно. Потрясающе. Сейчас начинается фуршет. Может, продолжим нашу интересную беседу там? (Лена жестом указывает на банкетный зал.)
Искусствовед. С удовольствием.
Фуршет после открытия вернисажа.
Арсеньева пообщавшись полчаса со знакомыми (дань светской вежливости) демонстративно подошла к 'искусствоведу'.
Лена. Простите, ради бога, но мне пришлось...
Искусствовед. Что вы. Понимаю. Оборотная сторона публичности.
Лена. Так на чём мы остановились, Игорь? (запнулась).
Искусствовед. Сергеевич. Игорь Сергеевич. Мы остановились на тех образах, которые могут вызывать у композиторов произведения живописи, и наоборот, у художников - печатное слово.
Лена. Да. Мне это безумно интересно.
Искусствовед. Вы не замечали, как в произведениях знаменитых художников по-разному преломлялась библия, древнегреческая мифология?
Лена. Обращала, конечно, но никаких выводов из этого не делала.
Искусствовед. А у композиторов? Есть две наиболее известные в мире мелодии 'Аве Мария': Шуберта и Баха. Вам больше по душе какая?
Лена (помолчав). Не задумывалась. Я хорошо помню Шуберта, а Баха смутно...
Искусствовед. Вот видите! Это потому, что 'Аве Мария' Шуберта почти сразу же была канонизирована. Она звучит торжественно, величественно. А Баха, наоборот, легко, светло и даёт больше возможностей для полёта фантазии у людей творческих профессий. Это, несмотря на то, что основным занятием Баха было написание органной музыки для церкви.
Лена. Здорово. Никогда над этим не задумывалась.
Искусствовед. Или, например, какие ассоциации рождает поэзия у учёных -- скажем, математиков, физиков. Поставим вопрос иначе: кто из известных поэтов, по мнению математиков, мог бы стать математиком, а кто - нет?
Лена. Ну и кто же?
Искусствовед. Блок - да, Есенин - нет! (Пауза.) Почему, скажем, представители одной профессии часто не любили друг друга? Даже очень успешные.
Лена. Из-за зависти, наверное, из-за чего же ещё?
Искусствовед. Да нет же. Это слишком банально. Потому что системы образов, ассоциаций у них совершенно отличны, а иногда и прямо противоположны. Потому и возникает отторжение. Чехов очень не любил Короленко как писателя. Даже как-то произнёс: 'Он бы жене изменил, что ли. Может, писать бы стал лучше'. Чехов не мог завидовать Короленко...
Лена. Игорь! Я очень хочу пригласить вас в свою программу 'Обо всём и ни о чём с Еленой Арсеньевой'. Мне позарез нужны, такие как вы, собеседники. Давайте сейчас обсудим детали.
Искусствовед. Я в принципе, согласен. (Замялся.) Но здесь говорить неудобно.
Лена (с готовностью). Да, здесь неудобно. Вы на машине? (Пауза.) Ах, да. Вы же принимали алкоголь. Тогда пойдёмте в мою и всё обcудим.
Искусствовед. Пойдёмте!
Арсеньева берёт со стола бутылку с шампанским, два фужера и выходит из зала на улицу. Искусствовед за ней.
Костя. Елена Анатольевна! Вы куда? У нас инструкция вас повсюду сопровождать.
Он поднимается с места, Радик вместе с ним.
Лена (резко). Пошли вон оба.
Оба охранника продолжают идти за ней и искусствоведом.
Лена (резко). Я же сказала - сидите на месте. Вы хотите скандала - вы его получите. Если Ашиахметов будет на вас наезжать - скажете, что вынуждены были мне подчиниться во избежание скандала в публичном месте.
Искусствовед и Лена сидят в машине Арсеньевой. Она - за рулём, он - рядом.
Лена. Игорь! Ещё несколько часов назад я колебалась, идти или не идти на вернисаж. Теперь я не жалею, что пошла. Я познакомилась с вами. Предлагаю выпить на брудершафт.
Всё это Лена произносит подшофе.
Искусствовед. Хорошо. Давайте выпьем.
Он разливает шампанское по бокалам. Они пьют, затем целуются.
Отделение милиции. Кабинет следователя.
Майор Севидов (обращаясь к Арсеньевой). Ну и скандал. Что-то я не припомню такой наглости за последние много лет. Как это вы, Елена Анатольевна, искушённый человек, могли так влипнуть?
Лена (смущённо). Я сама не понимаю. Он такой с виду интеллигентный, образованный, обаятельный. У меня и в мыслях не было...
Севидов (язвительно). Зачем же вы притащили его в свою машину?
Лена. Я только хотела пригласить его участвовать в моей программе 'Обо всём и ни о чём с Еленой Арсеньевой'. Обговорить детали. Сами понимаете, это неудобно было делать на фуршете. Этот человек не вызывал у меня неприятных ассоциаций.
Севидов. Кроме колье ничего не пропало?
Лена. Нет. Да и колье -- ещё полбеды. Колье - подарок. В центре его очень дорогой бриллиант.
Севидов. Сколько оно стоит?
Лена. Дорого. Точно не скажу, не интересовалась.
Севидов. Ну что ж, будем искать, примем меры. А вам сейчас надлежит сдать кровь из вены, а возможно, сделать и другие анализы.
Лена. Это ещё зачем?
Севидов. Чтобы знать, что вам добавили в шампанское. Отчего вы так быстро и крепко уснули, что не заметили, как у вас с шеи снимают колье.
Лена (заплакав.) Хорошо, если так надо ...(Пауза.) Я могу быть свободна?
Севидов. Пока да. Зайдите в двенадцатый кабинет, там вас ждёт врач. И потом в пятнадцатый - надо составить фоторобот.
Лена выходит.
Севидов (снимает трубку). Давайте сюда этих красавцев.
В кабинет вводят Костю и Радика.
Севидов. Садитесь. Каким это образом вы попали на вернисаж без пригласительных?
Радик. Мы прошли как охрана Арсеньевой. Нас послал Ашиахметов.
Севидов (удивлённо). Ашиахметов? Какое он ...
Костя (улыбаясь, прерывает его). Господин майор! Руслан Мусаевич - покровитель Арсеньевой. Странно, что вам об этом неизвестно.
Севидов. Я бы на месте охраны вас всё равно без пригласительных не пропустил. Наплевать -- Ашиахметов, не Ашиахметов... Вы бы у меня не прошли фейс-контроль. Ладно. Проехали. Дальше.
Радик. А что дальше? Мы всё время были рядом с ней, пока она не захотела с этим хмырём уединиться.
Севидов. И пошли бы за ней. Вам за это деньги платят!
Костя. Не могли. Она запретила.
Севидов. Стоп. Насколько я понял, вас наняла не она, а Ашиахметов, и деньги вам платит тоже он.
Радик. Да. Мы и пошли за ней, но она строго-настрого запретила. Стала грозить публичным скандалом. Сами понимаете, публичный скандал. Неприятностей потом не оберёшься.
Костя. Мы боялись потерять место.
Севидов. Надо было позвонить своему шефу.
Радик. Мы и звонили, но телефон был занят, а когда дозвонились и он сказал за ней пойти, было поздно - она спала в машине, а хмырь вместе с колье исчез. (Пауза.)
Вмешивается Костя.
Костя. Вы бы опросили тех, кто был на открытии и на банкете. Они подтвердят наши слова.
Севидов. Что мы и делаем. (Пауза.) Ладно, пока свободны. Отпечатки пальцев у вас взяли? Подписку о невыезде дали?
Радик и Костя молча кивают головами.
Севидов. Тогда всё. И по первому звонку -- у меня.
Охранники выходят из кабинета.
Севидов, наконец, расслабляется: откидывается на спинку кресла, закуривает. В это время по селектору раздаётся голос начальника - полковника Муромцева.
Муромцев. Юрий Николаевич, зайди сейчас ко мне.
Севидов проходит по длинному коридору поднимается на этаж выше, заходит в кабинет.
Севидов. Здравия желаю.
Муромцев. Садись. Что думаешь по делу Арсеньевой?
Севидов. А что пока можно думать? Мы не имеем данных. Вот допросим всех посетителей вернисажа, участников банкета, снимем у них отпечатки пальцев.
Муромцев. Это мало что даст!
Севидов. Почему?
Муромцев. Не с чем сравнивать. Все предметы в машине Арсеньевой тщательно протёрты. Так что отпечатков там никаких нет.
Севидов. Плохо. Но была ещё охрана при входе на вернисаж и фейс-контроль.
Муромцев. Несерьёзно. Их уже опросили. Когда всё начиналось, они бдительно следили за входившими, а потом -- как бог на душу положит. Мол, тут все свои. В зал входили и из него выходили кто ни попадя.
Севидов. Но видеокамеры же были?
Муромцев. Были. А толку от них, когда идёт толпа и большинство лиц не попадает в фокус...
Севидов. Тогда, Павел Петрович, у нас шансов мало.
Муромцев. Только ты это вышестоящему начальству не говори. Мне можешь, а им -- нет. Тут уже мне звонили... Этот Ашиахметов поднял всех на ноги, включая начальника ГУВД Москвы. Требует быстрого результата.
Севидов. Не понимаю, причём здесь Ашиахметов?
Муромцев. Он приходится Арсеньевой кем-то вроде гражданского мужа.
Севидов. Слышал. И что из этого?
Муромцев. А то, что очень известный и влиятельный человек, а колье - его подарок. Ты хоть знаешь, сколько оно стоит?
Севидов. Понятия не имею.
Муромцев. Около полумиллиона долларов.
Севидов присвистывает.
Муромцев. Львиную долю из этой суммы составляет стоимость центрального бриллианта. Тридцать пять карат, необыкновенная огранка. Неофициальное его название в каталогах -- 'Глаз саламандры'.
Севидов. Надо взять под контроль известных ювелиров, скупки.
Муромцев (поморщившись). Я уже дал распоряжение, но, думаю, что преступник не такой дурак. (Пауза.) Ты, вот что: изучи по картотеке, кто из известных клиентов нашего учреждения мог это сделать. Прошерсти их на предмет алиби.
Севидов. Хорошо.
Муромцев. Причём это надо делать быстро. Если колье или этот бриллиант уйдут из страны и осядут в какой-нибудь частной коллекции за рубежом - нам его не достать.
Севидов. Понял. У меня ещё вопрос.
Муромцев. Давай.
Севидов. А прокуратура... (Он не успевает закончить фразу, Муромцев его прерывает.)
Муромцев. Прокуратура по этому делу уже работает. Там это дело ведёт Кузнецов.
Севидов. Вадик, что ли?
Муромцев. Он самый. Ты что, его знаешь?
Севидов. Ещё бы! Однокурсники. На одном факультете учились, в параллельных группах.
Муромцев. И прекрасно. Тогда тебе легко будет найти с ним общий язык. (Пауза.) Я тебя больше не задерживаю.
Арсеньева. Нет, губы толще и носогубная больше выражена. (Криминалист выполняет.) Теперь получше. Да, и ещё седоватые усы. Нет. Погуще. Вот так! И небольшая борода клинышком. (Пауза.) Нет, это уже слишком большой клин, прямо козёл какой-то. Вот сейчас нормально.
Криминалист. А нос?
Лена. Нос нужно сделать шире и чуть длиннее.
Криминалист. Вздёрнут?
Лена. Нет. (Пауза.) Сейчас в самый раз! И надо надеть ему очки.
Криминалист. Широкие?
Лена. Не очень. (Пауза.) Ну, это уж совсем узкие.
Криминалист. Хорошо. Сделаем шире. Хватит?
Лена. Да. То, что нужно.
Криминалист (скрещивает руки на груди). Что, портрет готов?
Лена (ещё раз смотрит на фоторобот). Очень похоже.
Секундная пауза. Криминалист начинает хохотать.
Криминалист. Да это же камуфляж! Так можно загримировать половину населения страны. Я бы так смог загримироваться в течение максимум десяти минут. Были бы только подручные средства.
Лена (смущённо). Вы так думаете?
Криминалист. Что тут думать? Очевидно. Не понимаю только, как вы этого не заметили.
Лена. Я не думала об этом. У меня даже мысли не возникло.
Криминалист. Наверное, этот тип сразил вас своим мужским обаянием.
Лена. Не сказала бы, но то, что он - очень интересный человек, мне стало ясно буквально через минуту. (Резко.) А вообще, это не ваше дело.
Криминалист. Разумеется, не моё. Но как искать его по таким приметам? (Нажимает кнопку печати - портрет выходит из принтера.) Ладно. Размножим и распространим.
Арсеньева. Я могу быть свободна?
Криминалист. На сегодня, да.
Лена выходит из кабинета.
Кабинет Руслана Ашиахметова.
Он сидит за большим столом. На столе компьютер и ворох бумаг. На диване - Костя и Радик.
Радик. (обращаясь к Руслану). И что мы, Руслан Мусаевич, могли поделать? В принципе, конечно, могли пойти на скандал, но толку-то...