Шалыт-Марголин Александр
Смерть не ужасна - в ней есть высота

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шалыт-Марголин Александр (a.shalyt@mail.ru)
  • Размещен: 27/08/2011, изменен: 27/08/2011. 4k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       "Смерть не ужасна - в ней есть высота"
      
       Прошло чуть более четырёх месяцев с момента его ухода, а всё равно не верится!
       Не верится не только потому, что остались блестящие спектакли, фильмы, роли, сценарии, книги ..., а ещё и потому, что есть Интернет, а в нём такая замечательная "вещь", как YouTube, на котором можно посмотреть практически всё, что было и, в частности, как Козаков на канале "Культура" читает стихи Бродского, Ахматовой, Мандельштама, Пастернака, Самойлова, Тарковского и многих других поэтов в сопровождении саксофонистов Бутмана, Козлова. Потрясающе...
       Сейчас много спорят и думают о том, как защитить культуру от демонстрации на экране насилия, рафинированной пошлости, чернухи, душевной пустоты... Поступают предложения создать на телевидении специальные наблюдательные советы "по защите нравственности", что само по себе попахивает введением цензуры. Зачем всё это?
       Если ребёнка с детства кормить чипсами, газировкой, гамбургерами и прочей дрянью, то он привыкнет к этому, будет считать это нормой и не воспримет на вкус нормальную здоровую пищу. Или здесь более уместно ещё более точное сравнение: если человека с того момента, когда он попробовал вино поить "плодово-ягодным пойлом", то он никогда не оценит вкуса и аромата настоящего коллекционного вина. Как сказал Виктор Борисович Шкловский и отметил в своём "Соло на ундервуде" Довлатов: "... --- Бессмысленно внушать представление об аромате дыни человеку, которые годами привык жевать сапожные шнурки...".
       Так не лучше ли на TV вместо "сапожных шнурков" начать приучать зрителя, хотя бы постепенно, к "аромату дыни"? И делать это не только на канале "Культура", который смотрит относительно небольшое число зрителей, но и на центральных каналах "РТР", "ОРТ". Демонстрация поэтических вечеров Козакова была бы важным шагом в этом направлении.
       Творческое наследие его огромно. Посмотрел соответствующую статью в Википедии и остался в недоумении: есть существенные пропуски. В частности, не отмечен его замечательный телевизионный спектакль "Случай в Виши" по Артуру Миллеру, где талант Всеволода Сафонова и Георгия Тараторкина засверкал новыми гранями. Кстати, одно из подлинных достижений Козакова в качестве режиссёра -- точное попадание актёров в роль. Наиболее яркий пример -- Олег Меньшиков в "Покровских Воротах". (Можно сказать, что Меншиков "начался" с этой роли). И, конечно же, в связи с этим, открытие новых возможностей.
       Как у всякого художника у него были свои неудачи, но даже в этом случае Козаков никогда не был банален. Об этом как раз и можно сказать, что "хоть он и ошибается (в трактовке образа, например), а всё равно работа интересная".
       Когда в начале девяностых ему с семьёй стало невозможно выжить на Родине, он переехал в другую страну, но в конце тех же девяностых вернулся, потому что понял, что не вписывается в новый "культурный контекст". На вопрос интервьюера "Вам что, Израиль не понравился?", достойно и интеллигентно ответил: "Израиль-то мне нравится, да вот я в нём себе не нравлюсь..."
       После смерти было масса передач, посвящённых его памяти, но в них, на мой взгляд, о Козакове не было сказано главного: он, в точности, соответствовал известному чеховскому высказыванию: "Человек должен жить страстями". Он и жил страстями и в искусстве, и в жизни. Отсюда эти многочисленные увлечения, влюблённости, разочарования, импульсивные поступки, пять браков и пятеро замечательных детей.
       В искусстве это наиболее заметно в каких-то мелочах, например, как он после прочтения очередного стихотворения даёт автограф и улыбается. Радуется тому, что то что, он делает востребовано в наше непростое время (в каком-то смысле безвременье) -- его слушают и, что самое главное, слышат, а в зрительном зале люди стоят в проходах.
       Так что, браво Михаил Михайлович! Cпасибо, что Вы у нас были, есть и будете...

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шалыт-Марголин Александр (a.shalyt@mail.ru)
  • Обновлено: 27/08/2011. 4k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.