| |
Через все попытки разногласий, отрицаний, разложений, даже в самом ужасном тумане ядовитых газов все-таки светятся огни башни Дозора. Николай Рерих. Священный Дозор |
Существует Великий Закон Космоса об энергетическом принципе Учительства как одной из движущих сил эволюции. История земного человечества знает ряд Великих Учителей, приносивших ему знания, этические нормы и повышавших уровень его сознания. В течение миллионов лет эволюции каждая разумная сущность рано или поздно приближается к такому Учителю. Великий Учитель всегда требует особого состояния или особой готовности самого ученика. "Для серьезного ученика, - пишет Е.И.Рерих, - желающего стать учеником Великого Иерарха, а не просто лишь слушателем, совершенно необходимо такое полное погружение на первых ступенях, до его полного самоотречения, ибо чем иначе достигнет он объединения сознания с сознанием Учителя, чем создаст серебряную нить, связующую нас с Учителем? Как Вы уже знаете, лишь эта связь с Учителем открывает все возможности. И связь эта создается лишь упорным и неуклонным
устремлением к единому фокусу"[1].
Вот на этой серебряной нити и держится восходящая спираль Космической эволюции человечества. Неся в себе разное качество и разную пробу, она связывает ученика с Учителем в самых различных формах. Создается эта нить в крайне сложном процессе взаимодействия труда и духа, через который проходит ученик, так же как и его Учитель, ибо у последнего есть в свою очередь свой Учитель. Не всегда серебряная нить духовно-энергетического контакта, созданная Учителем, ощущается предполагаемым учеником. Поэтому Учитель может испытывать большие затруднения, нежели ученик, особенно там, где общий фон сознания невысок. "Тяжко, очень тяжко сотрудничать и говорить по сознанию собеседников, ибо это часто требует страшного напряжения"[2].
Будучи Учителем очень высокого плана, Елена Ивановна сама испытывала те же затруднения, то же напряжение, о которых писала. Она говорила "по сознанию" не только с близкими учениками, но и с каждым, кто обращался к ней за помощью или за разъяснением. Она неутомимо отвечала на множество писем, сотрудничала в журналах, готовила к публикации очередные тома Живой Этики. Она была Учителем, принявшим на себя тяжкое бремя земных учеников. Каждый раз поражаешься, как четко работала ее мысль, как умела она объяснить сложнейшие явления и процессы, как быстро реагировала на неверное понимание. Она удивительно чувствовала пространство статьи или заметки и в нем, иногда очень малом, умела системно изложить самое главное, что содержали в себе книги Учения. Статьи в журнале "Оккультизм и Йога" - ярчайший пример всему этому. Она бывала достаточно критичной, но всегда при этом сохраняла корректность и врожденное уважение к человеку вне зависимости от того, каким он был или что писал. Сама ее критика носила всегда конструктивный характер и была полезна любому читателю. Она умела не только критиковать, но и защищать своих единомышленников.
Елена Ивановна пишет об энергетическом мировоззрении, которое пронизывает Живую Этику. Каждое космическое или планетарное явление имеет свою энергетику, каждый виток эволюции несет свой энергетический потенциал. Учение о новой эволюционной ступени связано прежде всего с новыми энергиями, которые проявляются в этом витке. Именно энергия, исторгаемая духовными Учителями, может изменить и переродить сознание человека, а затем и всего человечества. "Поэтому главный пробный камень, - пишет Е.И.Рерих, - для всех духовных Учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников"[3].
Она обращает внимание на необходимость изучения тонких энергий, роль которых в эволюции человечества увеличивается по мере приближения к новому витку Космической эволюции. "Сейчас, в первую очередь, нужно давать все, что устремляет мысль вперед к новым нахождениям в области тончайших энергий. Срок этим энергиям наступил, и различные проявления их вспыхивают на всем пространстве земли"[4].
Психическая энергия, носителем которой является сам человек, есть одно из проявлений этих тончайших, но в то же время и сильнейших энергий. Она содержит в себе энергетику миров иных измерений. Последние определяют и нашу интуицию, и наше чувствование, и, в конце концов, нашу духовность, которая синтетически объединяет наши накопления и придает им иное энергетическое качество.
По сути, наш плотный трехмерный мир пронизан тонким многомерным миром, находящимся с нами в постоянном энергетическом контакте, который много больше, чем мы предполагаем, влияет на нас. Объяснить что-либо происходящее на планете, в человеческом обществе или в нас самих невозможно, не беря в расчет этот мир. "Ведь не только каждое наше действие, но каждая мысль создает вибрацию, и именно эти вибрации являются энергиями, входящими в строение всего человека, как объективного, так и субъективного. Именно эти энергии, порожденные человеком, и являются его неотъемлемым достижением (кармическим), которое сопутствует ему и в его новой земной жизни"[5].
В некоторых заметках Елена Ивановна пишет о важности Великих Космических Законов, лишний раз давая нам понять, как необходимо соблюдать их в нашей жизни. "Формы жизни, все функции человечества должны строиться в соответствии с космическими законами"[6].
Мир проявленный, мир дифференцированный, который держится противоположениями, особенно нуждается в соблюдении этих законов. Их нарушение приводит к неустойчивости и разбалансированию, что всегда грозит крупными опасностями и разрушительными действиями на всех уровнях Бытия.
Вникая в сущность явления противоположений, Елена Ивановна высказывает глубокую мысль: "Лишь при сопоставлении этой двойственности или пар противоположений высекаются искры познания и возможно совершенствование, или эволюция. Вечное движение, или эволюция, создает и относительность всех понятий. Так познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений"[7].
Во многих трудах Елены Ивановны Рерих, в ее письмах, публикациях, статьях особое место занимают размышления о России. Так же как и Николай Константинович, она достаточно ясно себе представляла, через что проходила и должна была пройти Россия. Она уделяла особое внимание этой стране не только потому, что Россия была ее родиной, но и потому, что в энергетическом поле нового эволюционного витка Россия играла важнейшую роль. Роль эта до сих пор до конца не расшифрована, в значительной степени запутана поздними писаниями и измышлениями различных авторов, в которых достаточно ясно звучит сомнительная идея "избранничества". На самом деле все сложней и глубже. Елена Ивановна пишет об общине, или общинном устройстве нового, грядущего мира. Она не связывала эту проблему напрямую с российской революцией и событиями, которые последовали за ней. "Учение Живой Этики, - отмечала она, - рассматривает весь мир, как единую Мировую общину. Нам указано развивать чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия, но нигде не заповедано телесное толкание"[8].
Вот это "телесное толкание" возникает тогда, когда такие эволюционные категории как Община поспешно насаждаются там, где уровень сознания народа для этого еще не готов. В результате в России эволюционная идея Общины была подменена казарменным коммунизмом. Основные мысли и предупреждения касательно этого процесса Учителя высказали в книге "Община". Елена Ивановна продолжает развивать идею Учителей, и ее мысли на этот счет звучат вполне жизненно и актуально. "При настоящем уровне сознания человечества, в тесном замкнутом общежитии, неизбежна тенденция к уравниванию, а всякое уравнивание неминуемо растворяет талант в ничтожество, что ведет к утрате культуры и понижению уровня цивилизации, то есть к опрощению и, увы, к следующей стадии опрощения, именно к огрубению. Поэтому община и кооперация должны быть поняты широко и жизненно"[9].
Именно в России произошло грубое нарушение Великого Космического Закона об общине и сотрудничестве. Вводилась насильственная община, которая подавила свободу мысли.
"Там, где мысль заглушена, там, где утвержден фанатизм, там самые лучшие, самые возвышенные ростки духа и сердца засыхают"[10]. Строки эти, написанные сорок лет назад, удивительно своевременно звучат для нас, сегодняшних. Сейчас в России много этих засохших ростков духа и сердца. И пока никто не торопится поднять их из пыли и дать им новую жизнь. А без этого трудная и славная судьба страны может и не состояться...
Также полезны для нас и мысли Елены Ивановны о тех ошибках и искажениях, которые были присущи последователям самого Учения. Ликвидация идеологического пресса в нашей стране создала возможности организации различных духовных движений, в том числе и рериховских. Рериховские общества, рериховские клубы, рериховские издания - все это объединяет людей различного уровня сознания и разной культурной направленности. И поэтому опять возникают те же болезни, о которых писала Елена Ивановна много лет назад.
"Изуверство и фанатизм последователей, - справедливо замечает Елена Ивановна, - разрушают все основы, преподанные им Основателями и Учителями"[11]. Фанатизм, обусловленный невысоким уровнем сознания, с первых же шагов любого духовного движения начинает себе вить в нем гнездо, превращая идеи, заложенные в этом движении, в собственную противоположность. Значительный вред духовному движению наносит и сектантство, попытки уйти от жизни, замкнуться в собственной скорлупе и лелеять в ней свою "избранность". Ощущение же "избранности" возникает у многих при неправильном восприятии положений Учения. Недостаточный культурный уровень изучающих приводит к тому, что они пытаются все, что сказано в Живой Этике, перенести на себя. Тем самым, по словам Елены Ивановны, они напоминают студентов-медиков, которые читают учебники по различным болезням и находят все признаки этих болезней в себе.
"Так же точно некоторые из них (читающих Живую Этику. - Л.III.) начинают приписывать себе священные боли и самые высокие достижения, прочитанные ими в книгах Учения. Нужно очень остерегать от подобных увлечений, ибо такое явление свидетельствует о наличии таких нежелательных качеств духа, как самомнение и недостаток распознавательной способности. Без преодоления таких качеств никакое продвижение на духовном плане невозможно"[12].
Одно искажение тянет за собой другое, не менее вредное. В современном рериховском движении в результате этого развился острый синдром учительства. Неофиты, ощутившие в себе "особые силы", смело берутся "просвещать" других. В результате распространяются невежественные толкования сложнейших идей Живой Этики, с одной стороны, а с другой - возникает "комплекс глобальности" или стремление приобщить к идеям Учения если не всю страну, то, во всяком случае, миллионы. В своих прежних работах и письмах Елена Ивановна не раз указывала на вредность такого заблуждения, настаивая на соблюдении соизмеримости при продвижении идей Живой Этики. Вмещающий усвоит, невмещающий должен быть оставлен в покое. В отличие от религиозных учений, рассчитанных на массовость последователей, Живая Этика не может продвигаться путем насилия или миссионерства. "Опасайтесь миссионерства не только в отношении чужих зазываний, но чтобы и самим не сделаться миссионерами" [13], - сказано в одной из книг Учения.
"Мы никогда никого не зазываем, - развивает эту мысль Елена Ивановна, - никому ничего не навязываем, не запрещаем приходить и уходить свободно. Наше учение дается широко и не накладывает запретов"[14].
Разница в уровнях сознания участников любого духовного движения, в том числе и рериховского, неизбежно приводит к раздробленности самого движения. Понять правильно сложившуюся реальность необходимо для того, чтобы избежать заведомо неверных и невыполнимых целей. "Когда в книгах Живой Этики говорится о необходимости единения, - пишет Елена Ивановна, - то, конечно, указывается не внешнее единение, но единение и гармонизация сознаний, которое не может совершиться в одночасье. Такое объединение требует общую основу высокой нравственности и полное признание единства Иерархического начала, следовательно, и совершенную преданность, которая учит нас, прежде всего, распознаванию ликов"[15].
Она справедливо возражала против смешения разнородных элементов в духовных движениях и отрицала необходимость "садиться за один стол" там, где этого делать нельзя. "Нельзя объединять овец с тиграми. Нельзя всех собрать в одну кучу, неужели бесформенная куча есть цель даваемого Учения? Природа наш лучший учитель, и потому следует чаще присматриваться, как, вмещая все, она в то же время гармонично и целесообразно подбирает свои соседства во всех царствах своих"[16]. Вот эта гармоничность и целесообразность и является основой всякого истинного единения. Иные же объединения, не имеющие подобной основы, недолговечны, несут в себе зарождающиеся конфликты, вражду и нередко разрушения. Многие идеологи скорых объединений часто не понимают, не осознают сути Иерархического принципа, на необходимость которого указывает Елена Ивановна, или же нередко произвольно зачисляют в "иерархи" самих себя, стараясь развернуть рериховское движение на себя. Естественно, что люди с таким уровнем сознания не могут стать действительными объединителями. Елена Ивановна дает нам понять, что процесс объединения или, скорее, единения, сложен и труден и не обязательно распространяется на всех тех, кто желает, по тем или иным причинам, присоединиться к движению. Единение должно складываться естественным образом на формирующейся в движении энергетической основе. Никакое принуждение, насилие и разного рода борьба просто недопустимы в этом тонком деянии. К сожалению, многие представители нашего политизированного общества, только что вырвавшиеся из объятий государственного тоталитаризма, но несущие еще его в своих внутренних энергетических структурах, не всегда понимают вред своих призывов к немедленному объединению одних рериховских обществ и сокрушению других. Размышления Елены Ивановны дают верные ориентиры в море страстей и амбиций, которое сейчас бушует в зарождающихся духовных движениях. Наш же долг - услышать ее голос и увидеть те ясные вехи, которые расставлены ею много лет назад, но сохранили и сегодня свое непреходящее значение.
Обострение интереса к самому человеку и его способностям, а также быстрое изменение научной картины Космоса, появление нового подхода и новых концепций в его исследовании, возникновение иных взглядов на материю и энергию привели в нашем переломном XX веке к появлению ряда интересных тенденций в духовно-культурном процессе Планеты. И одной из них является рост популярности так называемого оккультизма в его старых архаичных формах. "Вы знаете, - писала в 1937 году Елена Ивановна, - как я не люблю слово "оккультизм" и всякие напыщенные упоминания о посвященных, посвящениях, ибо в моем представлении тотчас же встает вся бутафория и параферналия псевдооккультных организаций"[17]. Она настаивала на замене архаичного слова "оккультизм" иным, отвечающим "современной терминологии, принятой наукой, которая в своих последних открытиях так близко соприкоснулась с тончайшими энергиями и с потусторонним миром"[18].
Именно в нашем XX веке крайне развилось увлечение всякого рода оккультной практикой. Многие считают этот путь наиболее плодотворным в достижении особых способностей, дающих могущество и власть над другими. Не избежали этого увлечения и рериховские организации. Вместо глубокого изучения процессов, связанных с психической энергией, многие приверженцы оккультизма стараются сразу использовать ее в собственных, утилитарных целях. Этой важной проблеме Елена Ивановна посвятила статью "О психизме". Ее положения, вне всякого сомнения, помогут заблуждающимся и, возможно" предупредят многих. В статье содержатся важные указания на то, чем собственно является психическая энергия. "Без Учителя, - цитирует Живую Этику Елена Ивановна, - нельзя развивать психическую энергию, ибо процесс этот сопряжен с большими опасностями"[19].
Ни для кого не секрет, что наши "оккультисты" манипулируют с энергиями, характера которых они не знают. Вместо психической энергии развивается психизм, причем низшего, животного плана. Малодуховные люди, не имеющие отношения к Высшему плану, превращаются в медиумов, выходящих на контакт с низшими слоями Тонкого Мира. Они получают там искаженную информацию и о самой Живой Этике и об Учителях. Надо сказать, что интеллект таких "психиков" и медиумов крайне невысок.
Психическая энергия, отмечает Елена Ивановна, проявляется тогда, когда высшие центры "открыты и огненно трансмутировались"[20]. Она сама обладала этими качествами. И пока сущности такого рода в наше время еще не появились, продолжается соскальзывание в психизм тех, которые думают, что научились управлять психической энергией. "...Опасны советы, как развить в себе те или иные сиддхи[21], которые при отсутствии накопленного духовного синтеза ничего дать не могут и, в конце концов, почти всегда приводят к расстройству нервной системы, одержанию и смерти, если не физической, то духовной всегда"[22].
Существование в рериховском движении подобных "оккультистов", "магов" и прочих манипуляторов энергиями зачастую отталкивает от него духовных и культурных людей. В результате движение несет большие потери.
Новая эпоха, новый виток Космической эволюции человечества требует и новых методов духовной практики, которые соответствуют иному энергетическому потенциалу, формирующемуся в человеке. Древняя оккультная практика, физические упражнения йоги и иные средства для совершенствования человека более не подходят тому новому человечеству, которое уже зарождается в недрах XX века. Живая Этика предлагает иной Путь - путь труда, подвига, преодоления трудностей, путь знания и духа. Есть у Николая Константиновича Рериха картина, которая называется "Путь". Человек поднимается к вершине узкой и обрывистой тропой. Его босые ноги сбиты в кровь, а руки устали от непосильного напряжения. "Человеческими руками, человеческими ногами", - сказано в одной из работ Рериха. Только так, а не всяческими ухищрениями создаются истинные накопления, которые продвигают человеческий дух на пути к Вершине.
"Да, путь Подвига, путь Служения очень, очень труден. Избравший этот путь должен быть готов на всякое самоотречение. Препятствия и трудности возрастают по мере продвижения по пути"[23]. И глубоко ошибаются те, кто ищет в Учении Живой Этики легких прохождений, незаслуженных вознаграждений и столь желанных чудес. Живая Этика с ее реальными идеями меньше всего подходит для роли убежища от земных трудностей и тягот. Все должно быть сделано "человеческими руками и человеческими ногами".
"На пути бывают тяжкие переходы, когда ученик предоставлен самому себе, когда он должен самостоятельно выявить всю находчивость, все умение свое и даже голос Учителя временно замолкает"[24]. На последнем, самом трудном участке пути, перед самой вершиной, ученик Космического Иерарха проходит то, что называется Великим одиночеством. "...Всем существом своим стремясь дать людям радость и счастье светом великого Учения, дух такого человека должен молчать и приноравливаться к сознанию окружающих и приходящих к нему, чтобы быть понятым и допущенным ими к сотрудничеству, имеющему в виду лишь Благо. Это и есть великое одиночество"[25].
Здесь человека ждут предательства, малые и великие, и он должен тоже пройти через них. Таков закон энергетического восхождения, который можно уподобить подъему "по отвесной базальтовой скале, в полном мраке, когда рука тщетно ищет выступ, за который можно было бы ухватиться. Но для устремленного духа уготовлены поручни, и в последнюю минуту изнеможения, перед срывом заботливая рука подопрет спину"[26].
И единственная и высочайшая награда за все это - терновый венец Архата, освобожденной души, допущенной к космическому творчеству. Как непохоже все это на невежественные мечтания наших "оккультистов", которым нужно еще много мужества, чтобы увидеть воочию ту ослепительную и труднейшую реальность, которую открывает для Устремленного Живая Этика.
Мы познаем реальность Учения с помощью Учителя. Другого пути в Космосе нет. Таким Учителем является Космический Иерарх Елена Ивановна Рерих. Она терпеливо и настойчиво тянет серебряную нить между собой и нами, между Космической Иерархией и человечеством. Нить понимания, сознания и синтеза.
Е.И.Рерих. Огонь Неопаляющий.
М.: МЦР, 1992.
1. Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. I. С. 165.
2. Рерих Е.И. Огонь Неопаляющий. М.: МЦР, 1992. С. 48.
3. Рерих Е.И. Огонь Неопаляющий. М.: МЦР, 1992. С. 15.
4. Там же. С. 26.
5. Там же. С. 72-73.
6. Там же. С. 50.
7. Там же. С. 74.
8. Рерих Е.И. Огонь Неопаляющий. М.: МЦР, 1992. С. 69.
9. Там же.
10. Там же. С. 71.
11. Там же. С. 31.
12. Рерих Е.И. Огонь Неопаляющий. М.: МЦР, 1992. С. 68.
13. Община, 129. Рига, 1935.
14. Рерих Е.И. Огонь Неопаляющий. М.: МЦР, 1992. С. 52.
15. Там же. С. 63.
16. Там же.
17. Рерих Е.И. Огонь Неопаляющий. М.: МЦР, 1992. С. 44.
18. Там же.
19. Там же. С. 30.
20. Там же. С. 29.
21. Сиддхи - сверхчеловеческие способности.
22. Рерих Е.И. Огонь Неопаляющий. М.: МЦР, 1992. С. 30.
23. Рерих Е.И. Огонь Неопаляющий. М.: МЦР, 1992. С. 32.
24. Там же.
25. Там же. С. 48.
26. Там же. С. 33.
5. СОТРУДНИЦА КОСМИЧЕСКИХ СИЛ | <<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>> | 7. УЧИТЕЛЯ |
|