На творческом семинаре М. П. Лобанова, 1997 год
Учёба в Литинституте была бесплатной, для всех для нас из бывшего Союза.
-- Андрюха, вот получишь ещё диплом, чего будешь делать? -- спросила меня Люда Вязмитинова; мы тогда оканчивали третий курс.
Как ни странно, до этих пор ни разу не задумался, что у меня будет второе высшее образование, -- но ведь не для того поступал.
Известно, "времена не выбирают". Стране, самой читающей в мире, литература стала не нужна. Тиражи некогда популярных толстых журналов падали; это было связано и с общей разрухой, и с редакционной политикой изданий, в основном публиковавших тексты членов собственных редколлегий. Зато в писательские организации принимали всех подряд -- только проку от них никакого. И образование в России было пущено на самотёк.
Но институт держался, вопреки всему. В период сессий нас подкармливали бесплатными обедами -- пусть скромными, но и они были существенной поддержкой для не избалованных деньгами студентов. А ещё мы могли, опять-таки бесплатно, посещать столичные театры, хоть каждый день. Надо было лишь взять в ректорате открытку на имя директора театра, перед спектаклем предъявить администратору -- и билет твой. Однокурсники, особенно из регионов, активно пользовались этой возможностью.
Я не ходил в театры -- пересмотрел всё в годы первого студенчества, когда достать билеты было сложно. Ни разу не был я и в общежитии, хотя, конечно, звали, ждали, -- причём не только для того, чтоб посвятить в писатели.
Вот если учишься на режиссёра, в дипломе и напишут "режиссёр", на журналиста -- "журналист", у нас в Литературном не дождёшься, чтобы в графе квалификации появилось "писатель" или "писатель-классик" -- всего-навсего "литературный работник". Несправедливо, жаль.
Моими оппонентами по диплому стали Владимир Павлович Смирнов и Николай Семёнович Евдокимов -- с учётом мастера, Михаила Петровича, все профессора; ни у кого из однокурсников не было столь авторитетной команды.
-- Представляешь, умеет писать?! -- делился впечатлениями Владимир Павлович с коллегой Федякиным, Сергеем Романовичем, на госэкзамене по русской словесности, несколькими днями ранее защиты; он уже успел одолеть мою повесть и дать заключение.
"Ну, надо же, -- подумал я, -- вот невидаль!.. Не все выпускники Литинститута!.."
Да и насчёт моего текста он высказал ряд критических замечаний и подытожил:
-- В общем-то, нормально, но надо б поконфликтнее, пожёстче!..
Ознакомился я и с заключением Евдокимова -- в нём не понятно, чего больше, минусов иль плюсов; но фраза под конец "Считаю, что дипломная работа состоялась" успокаивала.
С утра в день защиты покапал дождичек грибной, порадовал -- хорошая примета, -- потом всё как-то завертелось-понеслось, само собою будто бы, без моего участия. Чтоб сэкономить время, заодно и нервы, в Москву поехал на перекладных, едва добрался, уж встречают.
-- Михал Петрович приболел, пойдёте первым, и его отпустим!..
Ребята с моего семинара, что кончили учёбу годом раньше, хотели поддержать -- не все успели. И я не повторил слова, но что-то говорил и как-то отвечал, стоял краснел -- меня хвалили... Едва за дверь -- набросились со всех сторон:
-- Ну, что, ну, как там? Отстрелялся, что ли?..
Плечами жму:
-- Да вроде.
В Литературном институте есть традиция: сразу после защиты накрывается праздничный стол, огромный, на пол-аудитории (старинный, как диван, что на заочном отделении), тот самый, за которым когда-то для меня и моих товарищей заседала строгая приёмная комиссия и вот как будто только что -- дипломная. По сути, профессорско-преподавательский состав, поэты, писатели, критики принимают в свой круг выпускников.
Подробности застолья -- ни к чему: нельзя так запросто о сокровенном. Отмечу лишь, что вновь мы заговорили о русском языке, и я опять выразил сомнение: мол, учим-учим и не знаем!
-- Да бросьте! И чтоб больше я этого не слышала! -- как-то отчитала меня Магдалена Рубеновна. -- Найдётся мало тех, кто будет его знать, как вы!..
И здесь -- профессора, профессора и Александр Иванович Горшков меж ними, знаток родного языка во всех известных ипостасях, ученик академика Виноградова (кстати, нам читал лекции и другой его ученик -- Александр Павлович Чудаков, автор "Поэтики Чехова"). И что ж, смотрю, заулыбались вдруг учёные умы и рассказали, как сами недавно разбирались с толкованием замысловатой фразы. Кого-то кто-то разбудил звонком средь ночи, и не до сна, полезли в книги, словари, ещё кому-то позвонили и подняли... И у домашних был переполох... Под утро лишь вопросы прояснили -- и досыпать пошли, довольные собою.
Мы, наконец, на улице, выходим на Бронную, жмуримся -- после помещения никак не привыкнем к яркому свету. У тротуара рядом останавливается красная "Нива", с водительского места выбирается -- Филиппенко, с ним девушка -- похоже, дочь. Ну, точно, Филиппенко, едва ли не соавтор писателей, произведения которых исполняет. Мы -- к нему, товарищи -- про мой диплом, он -- что приехал переговорить о выступлении. Пока же пожелания и поздравления, на память снимок: дочь Александра Георгиевича жмёт на кнопку. Но и ему, и нам пора...
На календаре -- 6 июня: день рождения Пушкина. Идём на площадь имени великого поэта. У памятника -- импровизированный концерт; желающие по очереди читают стихи Александра Сергеевича, поют под гитару. Меня ребята тоже подбивают что-нибудь прочесть -- но нет, не в этот раз. В отличие от Онегина, я ямб с хореем научился различать; теорией стихосложения прозаики у нас овладели гораздо лучше, чем поэты. Да толку-то: пока не понимал в стихах, писал, стал понимать -- забросил. Похоже, и меня "лета к суровой прозе клонят".
От Пушкина перебираемся на наш Тверской, сидим, неспешно поднимаем тосты -- за новое тысячелетие, за лето, -- а мимо время медленно шагает. Да и не только время...
Вот по противоположной стороне аллеи важно шествует Александр Шилов в клетчатом серо-жёлто-оранжевом одеянии, взмахи рук никак не согласуются с походкой. Голова запрокинута, волосы растрёпаны... Художник замечтался, взгляд блуждает в небесах, -- счастливый человек: скоро на Знаменке откроется его персональная галерея.
А вот совсем уж рядом идёт-прогуливается с виду ничем не примечательная парочка, но один из этих двоих -- Михаил Козаков. Спутники увлечены разговором, на нас, нарушителей общественного порядка, -- демонстративно ноль внимания. И мы преспокойненько принимаем очередную дозу, после чего, точно спохватившись, Женя вскакивает и бежит вслед за популярным актёром, режиссёром -- взять автограф для нашей Наташи.
Ещё запомнились мне толчея и духота в метро, в вечерней электричке, и как стоял с большим букетом роз в проходе -- создавал проблемы прочим пассажирам.
Я думал, получу диплом, отдохну, отосплюсь, и станет моя жизнь спокойной и размеренной. Но по-прежнему, как и пять литинститутских лет, живу в убыстрённом темпе и не могу притормозить, остановиться. Много читаю, хотя этого никто уже не требует, берусь за несколько дел сразу, как будто бы неразрешимых и несовместимых, -- и справляюсь с ними. Работаю над текстами -- учусь пользоваться известными мне и новыми секретами. Всякий раз вспоминаю о психологических и художественных подробностях и, конечно же, о том, как девочка несёт в ведёрке "живую тяжесть" -- пойманную рыбу. А ещё -- как каждый вторник на пару часов раньше убегаю с работы и еду в Москву на "Пушкинскую", в здание солнечного цвета меж Тверским бульваром и Большой Бронной, самой литературою намоленное место. Как распахиваю окна, форточки -- и в тишину родной двадцать четвёртой аудитории с потоком свежего бодрящего воздуха врывается шум Тверского бульвара. В старинных помещениях этот шум особенный, неповторимый; в общем, совсем не тот, нежели я слышал, находясь на улице. Подмигиваю Евгению Ароновичу -- он, хотя и улыбается, всё же отвернулся от окон. Портрет висит неровно; кажется, популярный поэт-песенник не терпит сквозняков, которые я регулярно устраиваю. Не в восторге от ветродуя и товарищи, потихоньку собирающиеся на семинар, -- хочешь, не хочешь, а вынужден закрывать что открывал. И разговоры, споры всё громче... В шесть в аудиторию входит мастер, приветствует нас, исподлобья оглядывает одного за другим, устраивается за столом, листает журнал -- и начинается вполне себе обыкновенное таинство.
Сентябрь 2016 года
Примечания:
* Центральная городская публичная библиотека им. Н. А. Некрасова.
** Георгий Иванов. 'Душа черства. И с каждым днём черствей...' (из сборника 'Розы').
*** Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук.
**** Сергей Есин. Документальный роман 'Отступление от романа, или В сезон засолки огурцов'.
***** Дмитрий Дудко. 'Перетоптаны, перепройдены...' (из сборника 'Стихи моих дорог').
Связаться с программистом сайта.