| |
Николай Шавеко
КОММЕНТАРИЙ
К
ДАО ДЭ ЦЗИН
(в переводе Ян Хин-шуна)
Ижевск 2019
1.
Таким образом, из сказанного вытекает, что лишь следуя естеству, мы находим источник жизнетворной силы, примиря- ющей нас с миром. Человек должен почувствовать это един- ство всего в Дао, эту радость естественного (искреннего, от- части простецкого) поведения, и тем самым обрести счастье. Прежде всего, мы не должны отождествлять себя со своим телом, не должны идти у него на поводу. Этому и учат нас боль- шинство религий, но можно посмотреть на эту проблему под не- много отличным от религиозного углом. Отождествлять себя со своим телом не стоит не потому, что так хочет некий Бог, угро- жая нам наказанием. Что, в сущности, представляет собой наше тело? Будучи открытой системой, оно постоянно взаимодейству- ет с окружающей средой, заимствует из нее энергию, необходи- мую для жизни; оно подчиняется всеобщим законам природы. Таким образом, оно абсолютно едино с природой. Что такое мое
Следуя этой логике далее, мы не должны отождествлять себя также и со своей душой, поскольку психические процесса, происходящие внутри нас, подчиняются универсальному закону причинности и составляют часть единого мира. На мою душу (лич- ность) оказывает влияние не только мое тело, но другая материя, а также другие души (личность), а она, в свою очередь, воздей- ствует на них. В итоге провести границу между различными "Я" становится затруднительно. Эта мысль развивается, в частности, в рамках буддийского понятия анатман (отсутствия постоянного "Я" личности), согласно которому индивидуального "Я" не су- ществует, ибо т. н. "душа" -- это лишь произвольная группировка сменяющих друг друга состояний сознания. Добавим к этому, что само человеческое сознание есть, в сущности, способность вычле- нять отдельные объекты из общей совокупности материи и си- стематизировать их. Но не должно ли оно, прежде чем познавать мир, вычленить из мира само себя, разделив все сущее на "субъ- ект" и "объект"!? Таким образом, сознание существует лишь по- тому, что само считает себя таковым. Тот факт, что я мыслю и со- знаю, ещё не говорит о том, что я -- существую. Возможно, моё сознание и мои мысли принадлежат не мне, а чему-то Высшему... В связи со сказанным новый смысл обретают требования мо- нотеистических религий прекратить удовлетворять собственные (в том числе нематериальные) желания и начать служить одному только Богу. "Дао дэ цзин" не упоминает Бога и ничего не гово- рит о необходимости служить Ему. Однако: как я могу стремить- ся достичь личного счастья, если меня не существует в принци- пе, а есть только Единое Дао? В этом отказе от личного счастья комментируемый трактат близок монотеистическим религиям. При этом как он, так и эти религии, в конечном итоге открывает дорогу такому счастью! (Как это возможно, должно стать ясным
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.