Данная монография расширяет проблематику, поднятую в предшествующих книгах "Кризис современного мировоззрения и проблема сакрального"
(2000), "Феномен сакрального в историко-культурном пространстве" (2002),
"Эстезис сакрального" (2007).
В монографии исследуются различные аспекты проблематики духовной
культуры в пространстве сакрального. В работе дан обширный анализ литературы и источников по проблеме сакрального, типология сакрального. В работе показана роль сакрального в процессе формирования мировоззрения, раскрыта связь сакрального и мифологии, показан кризисный характер современного мировоззрения и роль сакральных ценностей в процессе выхода из
этого кризиса. Особое внимание уделено нравственно-этическому аспекту сакрального, его роли в историческом процессе, раскрыта связь между сакральным и политическими идеологиями. Работа завершается главой, посвящнной
сакральной педагогике святости, где наряду с теоретическим материалом даются практические рекомендации, связанные с воспитанием духовного начала
в человеке.
Данная работа выполнена на стыке наук и адресована всем тем, кто интересуется проблемами философии, истории, религиоведения, педагогики.
Проблема сакрального является одной из важных проблем всего
гуманитарного знания. Начиная с глубокой древности, сакральное являлась одной из несущих конструкций культуры. Сакральные ценности
определяли направленность развития человеческого общества на протяжении нескольких тысячелетий. Эти ценности, в разной степени, нашли
сво отражение в космоцентрических взглядах философов античности,
теоцентрических системах средневековья, антропоцентрическом мировоззрении гуманистов эпохи Возрождения и Нового времени. Присутствие сакрального в этих трх типах мировоззрения было различным, исходя из качественных параметров и того, что, собственно говоря, понималось под сакральным в разные эпохи. В указанных видах мировоззрения разным было и соотношение между сакральным и мирским, "профанным".
Отказ от сакральных ценностей и превращение сакрального в
один из концептов постмодернистской философии способствовали тому,
что ценностные ориентиры человечества в ХХ столетии были существенно деформированы.
Проблема сакрального является той универсальной проблемой, в
рамках которой может быть разврнут серьзный научный поиск в области гуманитарных наук. Признание сакрального в качестве важнейшей
мировоззренческой категории, может быть достигнуто, в настоящее время, не только благодаря деятельности церковных и других религиозных
институтов, но и с помощью гуманитарных наук. Обращение к проблеме
сакрального означает не только возврат к ценностям теоцентрического
мировоззрения, но и к антропологическому принципу в философии. Утрата этого принципа в культуре постмодерна являлась логическим следствием той деградации духовности, которая возникла в европейской философии в постклассический период. Эту ситуацию Ф.Ницше выразил в
словах "Бог умер". Именно ситуация "смерти Бога", провозглашнная
немецким философом эпохи модерна, ведет прямым путм к постмодернистской "смерти человека".
Поставленная в данной монографии проблема нашла отражение в
значительном числе работ, посвящнных философским, эстетическим,
религиоведческим, правовым, культурологическим аспектам сакрального. Разносторонняя проблематика, связанная со сферой сакрального, в
значительной степени, способствует формированию парадигмы исследовательской работы в современной гуманитаристике. Можно говорить
даже о формировании в настоящее время отдельной отрасли научного
гуманитарного знания, которую условно можно назвать "сакралистикой". В рамках этой отрасли осуществляется исследование указанной
7
проблемы во всех е аспектах. Современное гуманитарное знание исходит из того, что сакральное является не только религиозным феноменом.
Старинная пословица гласит: "Свято место пусто не бывает". Это высказывание представляется совершенно верным по отношению к любой
мировоззренческой системе. Другое дело, что подразумевается под сакральным в той или иной культуре, каков статус сакрального в ней, какие ценности взяты за основу. Сакральное может присутствовать в обыденной жизни, как ценностный ориентир для каждого человека и для
общества в целом, как то, к чему человек испытывает глубокую привязанность и ставит его на самое важное место в системе личностных ценностей. Причм далеко не всегда он может объяснить с чисто рациональной точки зрения, что для него значит сакральное. В отношениях
человека и сферы сакрального всегда присутствует вера, доверие к Богу
и миру.
В современный период, исследование проблемы сакрального
приобретает особую актуальность. Речь идт о формировании ценностных ориентиров современного человечества в этическом, эстетическом,
правовом, политическом смысле. Поэтому проблематика, связанная с
сакральным, отражает базовые реалии всего феномена культуры. Авторы данной книги настаивают на придании сакральному категориального
статуса в гуманитарных науках.
Сакральное имеет априорный характер и заложено не только в
религиозных чувствах и интуиции, но, и в известной степени, в мысли; в
том, что связано с рациональным характером деятельности разума. Поэтому следует различать рациональные аспекты сакрального и его иррациональные аспекты. Имеет смысл говорить о сакральном как о метакатегории, которая носит универсальный характер. Метакатегория сакрального не может быть сведена к понятийному аппарату, который используется конкретными гуманитарными науками. Она включает в себя
не только аспекты научно-рационального знания, но и знания, имеющего вненаучный характер. Такое знание, может быть получено в Откровении, в актах религиозной веры, в процессе литературнохудожественного творчества. Отказ от категориального статуса сакрального может привести к серьзному обеднению гуманитарного знания, к
недостаточной глубине суждений по наиболее важным мировоззренческим проблемам. Категория сакрального (священного, святого) относится к числу базовых категорий, определяющих, в значительной степени,
ценностно-смысловое существование самого гуманитарного знания.
Первоначально данная категория применялась преимущественно в рамках богословия и религиозной философии. Однако благодаря усилиям
философов, теологов, социологов, в XX веке, она стала использоваться в
качестве одной из фундаментальных категорий, организующих пред8
метное поле таких наук как религиоведение, эстетика, этика, культурология, право. Это является наглядным свидетельством того, что наступила новая фаза понимания и интерпретации этой категории, что и выразилось в формировании принципиально новых подходов к е исследованию. Таким образом, в контексте разных направлений философии сакральное может выступать как метакатегория, категория, экзистенциал и
концепт.
В данной работе ставится широкий круг проблем, непосредственно связанных с проблемами формирования и развития духовной культуры. Эта культура, с религиозной точки зрения, формируется в пространстве между двумя полюсами: сакральным и профанным. Под "профанным" понимается повседневное, мирское, обыденное. Это понятие перекликается с экзистенциалом "забота о бытии" М.Хайдеггера. Бинарная
оппозиция "сакральное -- профанное" является ключевой для религиозного сознания. В настоящее время, она может быть применима и по отношению к научным исследованиям. Изучение проблематики повседневного свойственно многим исследователям нашего времени, представляющим различные направления в науке. В частности, следует отметить работы А. Шюца, касающиеся философских аспектов повседневности; Ф. Броделя, подробно описавшего структуры повседневности в
историческом процессе. В 2011 г. вышла монография А.Ю. Лустенко
"Проблема обыденности в философско-эстетическом контексте", а затем, в 2013 г. им была защищена докторская диссертация по данной
проблематике. Понятия сакрального и профанного часто используются в
трудах А.Я. Гуревича, посвящнных средневековой народной культуре.
Так что, использование данной бинарной оппозиции в контексте современной гуманитаристики представляется авторам данной книги вполне
оправданным.
Авторы данной монографии, в первую очередь, раскрывают проблемы, связанные с духовной культурой в пространстве сакрального.
Профанное исследуется в данной работе как сопутствующий сакральному объект исследования. Профанное является другой составной частью
бинарной оппозиции и противоположно по смыслу понятию сакрального. Перевес в сторону сакрального начала в духовной культуре связан с
неравнозначным положением категорий сакрального и профанного в