Шестопалов Юрий Константинович
Фамилия Голещихин (Голящихин) и история их появления в Сибири

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 19, последний от 05/10/2013.
  • © Copyright Шестопалов Юрий Константинович
  • Размещен: 10/04/2012, изменен: 11/08/2022. 8k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Скачать FB2

  •   Фамилия Голещихин (Голящихин) и история их появления в Сибири
      Юрий К. Шестопалов
      
      Мои родственники с маминой стороны носят фамилию Голещихины. Они жили, а многие до сих пор живут, в Томской области - в самом Томске и на севере Томской области, в основном в Колпашево, Парабельском и Каргасокском районах. Другой вариант написания фамилии "Голящихины". Бабушкина девичья фамилия Костарева. Информация, приводимая ниже, была найдена старшим сыном Александром Шестопаловым, за что я ему очень признателен. Хотя я что-то знал, а о чём-то догадывался, документальные подтверждения существенно дополнили картину и позволили объяснить некоторые события.
       В Сибирь Голещихины пришли одними из первых, примерно в конце 16-го века. Судя по близким датам основания сибирских поселений, можно сделать вывод о том, что они были первыми поселенцами, придя в составе воинского отряда. Родом они изначально из Сольвычегодска, города на юго-востоке Архангельской области.
       Первые упоминания о Голещихиных относятся к началу семнадцатого века. Соответствующие записи можно найти в списке "Нарымские фамилии 17-го века" (http://vsosnickij.narod.ru/Family_Narym_ostrog.htm). Запись гласит: "Голещихины (родоначальник - казак Куземка Сергеев сын Голящихин, 1627) ". Судя по всему, они были одними из основателей Нарымского острога, откуда впоследствии расселились в Парабельском и Каргасокском районах, в каких-то случаях основав новые поселения. Так, мой пра-прадед основал деревню Высокий Яр. Интересно, что в том же списке приведена фамилия основателя фамилии Костаревых, это девичья фамилия моей бабушки: "Костаревы (родоначальник - казак Федор Афанасьев сын Костарев-Вымитин, 1627)". (Кстати, имена Фёдор и Афанасий часто встречающиеся среди моих родственников.)
       История другой ветви Голещихиных была связана с Томском. Впервые сыновья того же Сергея Голещихина упоминаются в списке "Томские фамилии XVII века" (Список самых древних томских фамилий (по данным 1680 г.) сайт http://trog.narod.ru/tomfamilies.htm). Там есть следующая запись: "Голящихины и Голишевы (родоначальники - братья казаки Пронка и Амоска Сергеевы дети Голящихины, родом из Соли Вычегодской, 1626)". Судя по всему, они были одними из основателей Томска, который был заложен позже Нарымского острога (оттуда и была отправлена военная экспедиция для основания нового поселения, будущего города Томска, в 1604 году).
       Впоследствии фамилия Голещихиных упоминается по различным поводам, в основном в томских источниках, однако встречаются упоминания о казаках Голещихиных, проживавших в Парабельском и Каргасокском районах. При описании бунта 1648 года в Томске против местного воеводы (это была волна бунтов, прокатившихся по России) упоминается Прокопий Голещихин, как один из основных участников. В том же году произошёл бунт в Нарыме. Среди основных руководителей упоминаются Фёдор Костарев (почти наверняка предок моей бабушки, учитывая малонаселённость тех мест на ту пору) и другой Голещихин. Позднее имя Голещихина можно найти среди первых лиц Томска, подписавших челобитную Петру Первому, в которой они не соглашались брить бороды и не одобряли другие нововведения. (По-моему, вполне обоснованно.)
       Так что по маминой линии предки были казаками. К сожалению, более ранних сведений найти не удалось. Косвенные данные позволяют предположить, что и до похода в Сибирь это были в основном военные люди. Принадлежность к казачеству на ту пору предполагала частое участие в военных действиях. Судя по происхождению многих первых жителей Нарымского острога, включая Голещихиных, экспедиция формировалась на юго-востоке Архангельской области. В этом же направлении указывает добавление "Вымитин" при упоминании Костаревых, скорее всего имеющее происхождение от названия реки Вымь, притока Вычегды, которая, в свою очередь, является притоком Северной Двины.
      
       Появление казаков на Русском Севере долгое время для меня было загадкой, пока не прочитал книги казачьего генерала И. Н. Коноводова. Он рассказывает, что когда большинство донских казаков в 14-ом, 15-ом веках вынуждены были уйти из Дикого Поля на север, только часть их осела в лесной зоне недалеко от границы Дикого Поля, как например рязанские казаки. Многие донские казаки продолжали двигаться на север вдоль Камы и других рек, осваивая эти места для жизни, постепенно дойдя до Северной Двины и её притоков и расселившись там. И таким образом появились казаки на Русском севере, в основном поселившись в Архангельской области. Известно, что они занимались соляным бизнесом (соль была дорогим товаром на ту пору). Само название Сольвычегодск говорит об этом. И тогда получается, что казачество на Русском Севере не было организовано с нуля: как минимум костяк его составили потомки донских казаков, покинувших родные места на Дону в лихие времена Дикого Поля. Затем к ним примкнули другие жители севера, в основном новгородцы. Скорее всего, принятие в казаки происходило по обычным правилам донского казачества, то есть с испытательным сроком, назначением опекунов, и последующим общим обсуждением кандидатуры принимаемого в казаки. К слову сказать экспедиция Хабарова, по-моему, была сформирована в Великом Устюге, что всего в 90 км от Соль-Вычегодска, то есть тоже в месте расселения казаков, пришедших с Дона. Тот факт, что эти экспедиции были организованы через непродолжительное время после гибели Ермака Тимофеевича, и скоординированы с казачьими экспедициями из других регионов, говорит о тесных связях казаков Русского Севера с донскими и другими казаками, что тоже маловероятно для недавно организованных казачьих войск. Более логично предположить, что эти связи и не прерывались со времен ухода казаков с Дикого Поля. (Есть хорошая книга о казаках В. Е. Шамбарова, "Казачество. История вольной Руси", о которой написал своё мнение, и в том числе упомянул там о непосредственной связи казаков Русского Севера с донскими казаками https://proza.ru/2021/03/06/68, о чем автор книги не знал).
      
       Относительно семейной линии ближайших маминых родственников есть две версии. Одна, что они отделились от многочисленных к тому времени томских сородичей в начале 19-го века, когда её предок покинул Томск и перебрался на север области к родственникам, проживавшим в Парабельском районе. К тому времени там были целые поселения Голещихиных. Уход этот, скорее всего, был вынужденный, чтобы избежать неприятностей с властями. На этот счёт имеются документы, но был ли упоминаемый там Голещихин непосредственным маминым родственником или нет установить трудно. Также вероятен вариант, что её ветвь изначально обосновалась на севере Томской области, расселившись из Нарымского острога. Зная предприимчивость, практическую сметку и энергетику многих моих родных и двоюродных дядей по этой линии, и других родственников, более вероятной представляется версия об уходе из Томска, тем более что многие туда и перебрались в первой половине двадцатого века.
      При советской власти казацкая родословная Голещихиных не выпячивалась, потому что к казакам эта власть относилась плохо. Очень много Голещихиных погибло во время войны. В некоторых деревнях не осталось в живых ни одного человека из взятых на фронт, многие деревни после войны исчезли, и на их месте давным-давно растёт непроходимый лес. Те, о ком я знаю, достойные честные люди, труженики.
      В Парабельском районе линия Голещихиных, непосредственных маминых родственников, пересеклась с фамилией Костаревых, чей предок тоже был одним из основателей Нарымского острога, о нём я уже упоминал. Судя по рассказам бабушки, в 18-ом веке Костаревы породнились с семьёй, сосланной в Сибирь из Воронежской губернии за участие в бунте, однако никаких документальных подтверждений на этот счёт мы не нашли.
       В целом, мне есть за что уважать своих и далёких предков, и родственников, и это хороший стимул, чтобы и самому, как говорится, в грязь лицом не ударить. Человек без роду и племени неполноценное существо. Мало нести в генах черты своих родственников, надо знать и понимать их жизнь. Это также поможет понять самого себя, особенности своего характера; лучше оценить свой потенциал, и брать в пример и воодушевляться всем тем хорошим, что сумели сберечь, достичь и преумножить предыдущие поколения.
      
       О жизни наших предков на севере Томской области в первой половине 20-го века есть две интересные книги. Автор Голещихин И. К. Одна "Нарымские были", вторая "Это было недавно". Их можно сгрузить бесплатно, ссылки на моей страничке https://proza.ru/avtor/shestopaloff, внизу, в разделе "Ссылки на другие ресурсы".

  • Комментарии: 19, последний от 05/10/2013.
  • © Copyright Шестопалов Юрий Константинович
  • Обновлено: 11/08/2022. 8k. Статистика.
  • Статья: Проза

  • Связаться с программистом сайта.