Шестопалов Юрий Константинович
О религии, верующих, прогрессе и научно-критическом мировоззрении как более эффективной альтернативе догматическим учениям

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шестопалов Юрий Константинович
  • Размещен: 16/08/2013, изменен: 17/08/2013. 9k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Скачать FB2

  •   О религии, верующих, прогрессе и научно-критическом мировоззрении как более эффективной альтернативе догматическим учениям
      
      Ю. Шестопалов
      
      Как-то в самом конце июня мы со знакомым отправились в местечко под названием 'Курорт Раден', что километров двадцать на восток от Дрездена. Местечко - просто душа радуется, как на картинке. Солнышко светит, Эльба, ещё недавно затопившая это поселение, да и прибрежные районы Дрездена, так мирно течет. Идиллия, одним словом - без всяких натяжек. При подходе к парому нас спросил, по-русски, приятного вида молодой мужчина (вскоре выяснилось, что его зовут Анатолий), как найти мостик, местную достопримечательность в прибрежных скалах. Мой спутник, Алексей, бывавший до этого не раз в этом месте, объяснил, как пройти, и добавил, что мы тоже туда идем. С Анатолием был ещё другой молодой мужчина, Сергей, и с первого взгляда можно было понять, что это хороший человек. Сергей с Анатолием, друзья с первого класса, вдвоем путешествовали на машине по Европе.
      Переправившись на пароме через Эльбу, мы вместе стали подниматься к мостику, находившемуся довольно высоко в скалах. Алексей разговаривал с Анатолием, а я с Сергеем. Разговор завязался весьма дружеский, и время бежало незаметно. Сергей только укрепил первое впечатление хорошего, душевного и искреннего человека, и мы с удовольствием разговаривали, гораздо больше увлекшись беседой, чем местными туристскими достопримечательностями. Зашел разговор о книгах, и я порекомендовал по какому-то поводу книгу Моэма 'Подводя итоги'. В частности, упомянул, что Моэм пришел к отрицанию религии своим путем. Ну и слово за словом выяснилось, что я не просто не верю в существование бога, но знаю, что ничего такого сверхъестественного нет. И я действительно это знаю, придя к этому знанию через изучение философии, естественных наук и размышления. И это не был простой и тем более лёгкий путь, можете поверить мне на слово. Но Сергей сказал, что тоже знает, что бог есть. На дальнейший разговор это обстоятельство особо не повлияло, и мы потом, снова переправившись на пароме через Эльбу обратно, ещё посидели на зеленой лужайке за столиками на берегу, пообедали, и потом очень тепло простились, на прощание даже обнявшись и пожелав им безопасной дороги. Очень хорошие ребята. Из Петербурга, кстати.
      
      Потом я несколько раз вспоминал о них, и про себя удивлялся, насколько большое влияние приобрела религия, что даже молодой мужчина оказался подвергнут её влиянию. Но потом подумал, и понял, что в какой-то мере такая ситуация вполне закономерна. Нормальный человек всегда будет искать ответ на вопрос, откуда произошёл этот мир, искать объяснение различным явлением природы. А тут тебе дают готовый комплект ответов, сразу на все вопросы. Трудно устоять от соблазна. Верить легко. Знать трудно. Хотя Сергей и сказал, что он знает, но знать он не может, в принципе. В какой-то момент он испытал определенные, скорее всего необычные, ощущения, интерпретированные им как откровение. Подействовать таким образом, тем более на эмоционального человека и в условиях располагающей к тому обстановки, например во время церковной службы, на человека несложно. Северные люди, хоть те же шведы, отчасти в силу климатических условий, довольно легко принимают замысловатые абстракции и могут по ним жить, особо не сообразуясь со здравым смыслом. Многие южные народы проще на этот счёт - в среднем, разумеется. И веры у них сильной нет, верят больше 'за компанию', по привычке, подражая окружению и легко принимая установки окружающей среды. Это больше образ жизни, в чем я могу сослаться на Джона Кроу (John Crow) и его книгу 'The Epic of Latin America'.
      В смысле религии я не то что даже терпимый, а просто равнодушный. Конечно, хорошо, если бы люди руководствовались здравым смыслом. Но с этим сложно - среда неблагоприятная, в том смысле, что довольно агрессивная в информационном и мировоззренческом плане и навязывает свои стереотипы всем и каждому. Это все равно, что жить в загрязненной атмосфере и никогда не дышать свежим воздухом. Тогда загрязненная атмосфера становится нормой. Так и с религией. Если она везде, сложно устоять.
      На мой взгляд, религия безусловный тормоз прогресса. А с другой стороны, какие-то рамки людям нужны. Сами они все мировоззренческие вопросы не решат, а религия номинально задает им ограничения и инструктирует, как следует поступать и чем руководствоваться, идя по жизни. Чем вообще 'без царя в голове', или в полном моральном и этическом вакууме, пусть хоть религия устанавливает какие-то рамки поведения людей.
      У меня есть знакомый, вообще активист одной из распространенных религиозных сект. Мы с ним нормально общаемся. Он меня даже возил на их заседание. Они довольно активно против учения Дарвина выступают. Одним словом, работают. А я, можно сказать, по другую сторону баррикад. Но непримиримости у нас нет. Мой знакомый ко мне своих товарищей по вере приводил одно время, но потом как-то привел одного любознательного и недогматично мыслящего общительного молодого мужчину. Я, почувствовав это, разговорился, посеял сначала семена сомнения в его душе, а потом, похоже, вообще убедил его, что все это сказки. По-моему, он уже был готов к этому. Есть люди с хорошо развитым здравым смыслом (и образование здесь, кстати, не при чем), которые просто из здравых соображений сами для себя решают вопрос религии как байки для легковерных. А этот, похоже, просто 'за компанию' присоединился к секте. В общем, думаю, что потеряли они этого единоверца после нашего общения, и знакомый мой перестал приводить ко мне своих товарищей по вере. А с ним самим мы по-прежнему общаемся, и очень даже хорошо и душевно, и уважительно друг к другу относимся.
      Вот такая нынче ситуация с религиозными делами. Учёные бьют тревогу, пишут книги о надвигающейся угрозе цивилизации, но тенденция нарастает. Кстати интересна в этом плане книга 'Reality Check: How Science Deniers Threaten Our Future', автор D. R. Prothero, которая дает развернутую картину, как игнорирование научных знаний может приводить к вполне конкретным и серьезным проблемам и, более того, к катастрофам.
      Рамки надо устанавливать людям, сами они не очень с этой задачей справляются, а другой альтернативы никто им сегодня не дает. А она есть, эта альтернтива - научно-критическое мышление, и было время, что этот подход, который есть не что иное, как научное обобщение здравого смысла, разделяли многие мыслящие люди, и это обстоятельство было одним из главных факторов, обусловивших прогресс человечества в последние века. Сейчас власти во многих странах используют религию как союзника для удержания и укрепления своих позиций - эти прикинутся, что верят хоть в бога, хоть в черта, хоть в колдовские свойства подорожника, лишь бы удержаться подольше. Жаль, конечно. Если бы вместо религиозных догматов люди приняли на вооружение здравый смысл, естественные нормы общечеловеческой, социально ориентированной, морали, и хотя бы основы научно-критического мышления, что вполне реально, кстати, то сколько бы ресурсов высвободилось, которые реально можно было обратить на пользу людям! Сколько бы интересного, нового, прогрессивного могло быть сделано, и насколько лучше и осмысленней могла бы быть жизнь и отдельных людей и всего общества. Не только в науке и технике, хотя в этих областях правильные научно-методологические подходы и научное концептуальное критическое мышление позволяют на порядки повысить эффективность исследований и разработок, но в любом другом деле. Однако на сегодня имеем вот такой уровень современного общества, который одни люди сотворили, а другие, которых под это общество сформировали, в том числе с помощью религиозной пропаганды, теперь его поддерживают и воспроизводят на ежедневной основе.
      Все-таки недалеко ещё человек ушел в своем интеллектуальном и социальном развитии, совсем недалеко. И средний уровень гораздо ближе к дремучести, чем это раньше представлялось. Как быстро, оказывается, и отдельный человек и общество в целом могут сдавать прогрессивные позиции, некогда с таким трудом и такими великими жертвами достигнутыми человечеством благодаря его лучшим представителям! Я сам видел такого рода деградацию на примере некоторых конкретных людей и целых стран.
      Местные газеты в Торонто полны объявлений гадалок, порой на целый газетный разворот -значит, прекрасно у них бизнес идет, и прочих шарлатанов. Церкви разные открываются, как грибы после дождя. А ведь как здорово познавать жизнь такой, какая она есть, во всей своей гармоничной вымеренной простоте, цельности и многочисленных взаимосвязях (жизнь и мир вокруг нас вполне познаваемы, если правильно к этим вопросам подходить, не надо привлекать для этого никаких потусторонних сил). Как здорово и интересно устроен этот мир, какие в нем удивительные, прекрасные своей гармоничностью и универсальностью действия законы природы, законы развития материи! А кроме материи ничего больше и нет! Но это такой богатейший и необъятный мир, что ничего другого и не надо - никаких выдумок, потому что действительность, реальный мир неизмеримо богаче, прекраснее и щедрее, чем любая выдумка. И как жаль, что эти необъятные, великолепнейшие просторы и их несравненные богатства скрыты от глаз и интеллектуальной любознательности многих и многих, зомбированных разными сектами, пропагандой, своей и привнесенной общественной средой ограниченностью. И, пожалуй, эта главная мысль, которую я хотел донести до читателей, которые способны понять сказанное.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шестопалов Юрий Константинович
  • Обновлено: 17/08/2013. 9k. Статистика.
  • Статья: Проза

  • Связаться с программистом сайта.