ГЛАВА 3. Границы бизнеса: бизнес, квази-бизнес и не-бизнес. 45
ЧАСТЬ 2. ЧЕЛОВЕК БИЗНЕСА.
ГЛАВА 4. Действующие лица и исполнители на сцене бизнеса. 57
ГЛАВА 5. Предприниматель. 66
ГЛАВА 6. Менеджер. 83
ГЛАВА 7. Инвестор. 93
ГЛАВА 8. Лидер. 99
ЧАСТЬ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА БИЗНЕСА
ГЛАВА 9. Активность - готовность действовать в неопределенности - целеполагание 109
ГЛАВА 10. Счетность мышления 136
ГЛАВА 11. Маркетинговое мышление 172
ЧАСТЬ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА
ГЛАВА 12. Конкуренция и конкурентность в бизнесе 223
ГЛАВА 13. Учредительские отношения и отношения управления в бизнесе 252
ГЛАВА 14. Отношения с сотрудниками. Управление персоналом. 281
ЧАСТЬ 5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА
ГЛАВА 15. Организационные формы и человеческие отношения 334
ГЛАВА 16. Устойчивость организации в бизнесе 348
ГЛАВА 17. Жизненный путь организации в бизнесе 384
ЧАСТЬ 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ БИЗНЕСА
ГЛАВА 18. Отношение к деньгам 430
ГЛАВА 19. Этика бизнеса 461
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 481
ЛИТЕРАТУРА 490
Указатель имен 499
Предметный указатель 505
ВВЕДЕНИЕ
В некогда помпезном Кремлевском Дворце съездов с этажа на этаж ходили люди. В холле их встречали Баба-яга, предсказывающий судьбу шарманщик, ловкий фокусник и другие ряженые. На этажах можно было за солидную сумму метнуть в цель дартс, попытаться набросить кольца на палку в духе старых парковых аттракционов или принять участие в шоу типа "Поля чудес". Праздничные наряды большинства посетителей составляли обычные деловые костюмы, а на лицах многих сохранялась печать привычной усталости. Общее впечатление от наблюдения за ними неожиданно отлилось в фразу: "Вот те люди, которые платят налоги".
Это был февраль 1997 года, и в зале Дворца собрались те, о которых чуть позже мэр Москвы сказал, что именно благодаря им город получил 40% своего бюджета, что эти люди позволили максимально смягчить в Москве угрозу безработицы, предоставив жителям больше миллиона рабочих мест, и многое другое. Вспомнил он и цитату из одного из первых подписанных им на заре открытия кооперативного движения в России документов: "Разрешить кооперативам заниматься предпринимательской деятельностью, устанавливая свободные цены на свою продукцию, но на уровне на 20% ниже, чем государственные цены". И это тоже - было, и это был характерный штрих эпохи, когда все это начиналось.
СТР. 8
Так в России было отмечено первое десятилетие малого предпринимательства. "Малого" - так как официальное начало и большому, и среднему бизнесу положили те самые кооперативы и НТТМ , которые начали действовать в 1987 г. По сути же, в России отмечалось десятилетие возрождения новой, или, если угодно, давно и прочно позабытой "старой" экономической, социальной и психологической реальности - бизнеса.
Разумеется, значение этого события далеко превосходит величины цифр по налогам или количеству рабочих мест, хотя сами эти цифры впечатляют и говорят об очень важном обстоятельстве - предпринимательство в России состоялось и стало фактом, не считаться с которым уже невозможно. Тем более, если к вкладу малого предпринимательства добавить и то, что привнес с собой "большой бизнес" с его громкими именами, впечатляющими оборотами, очевидным влиянием на политические процессы в стране. Действительное событие состоит в том, что в России возродился целый пласт общественной жизни, самостоятельная субкультура, без которой давно не мыслит себя уже практически ни одна страна. Это - предпринимательство, бизнес, атмосфера, пока еще весьма слабо стимулирующая, но хотя бы уже допускающая предприимчивость, инициативу, активность, конкуренцию - все то, что десятилетиями и веками двигало вперед экономическое развитие многих государств.
Одно десятилетие - не слишком большой отрезок времени в сопоставлении с этими масштабами. Однако это достаточный срок для того, чтобы попытаться хоть как-то осмыслить происходящее в данной сфере. Пусть даже это будет лишь один из возможных разворотов темы - тот, который относится к психологии бизнеса.
Во введении традиционно принято писать, для кого предназначена книга. Вместо длинного перечня категорий людей, на которых ориентировались авторы в ходе работы, легче всего было бы привести обычный конец принятой в таких случаях фразы -
СТР. 9
"... для всех, кому интересна данная тема". Хотя главных читателя всего два: Психолог, который твердо намерен работать в сфере бизнеса и потому остро заинтересован в понимании его устройства, а также Бизнесмен, который уже понимает, что психологические процессы в его деле не менее важны, чем финансы, товародвижение или рынки сбыта.
Не менее важен и вопрос, зачем была написана эта книга. Самый простой ответ состоит в том, что мы просто любим свою работу, которая целиком и полностью связана со сферой бизнеса, и хотим рассказать о том, что накопилось и вызрело в процессе ее осуществления. Однако, задавшись вопросом, за что мы любим эту работу и почему мы гордимся ею так, как никогда не гордились в период своих занятий психологией науки или психологией семейных отношений, мы обнаружили несколько неожиданный для себя ответ.
Оказалось, что мы едва ли не впервые почувствовали реальный смысл, реальную отдачу и реальную социальную значимость этой работы. Поверьте, что мы не любим пафоса в жизни. Но то, что здесь будет сказано, может выглядеть именно так.
Нас искренне радовали интересные находки в области психологии науки и научных групп. Но это почти не имело никакого значения, потому что наука была организована таким образом, что изменить в ней реально было почти ничего невозможно. А потом она и вовсе стала умирать на глазах при более чем красноречивом пренебрежении к этому процессу со стороны государства.
Можно было глубоко и красиво работать с семейными проблемами и реально помогать отдельным людям. Но нельзя было закрывать глаза на тот факт, что среди причин жизненных неурядиц наших клиентов постоянно встречалась одно и то же - невозможность решить квартирный вопрос, разъехаться с родителями, поместить кого-то в хорошую клинику, заработать деньги для решения назревших проблем и т.д.
То, что наше общество должно было измениться, понимали практически все. Но то, как оно начало меняться, не устроило практически никого. Это оказались совсем не те изменения к лучшему, которых многие ожидали в глубине души.
СТР.10
Когда-то, начиная свое новое дело, мы тоже менее всего ожидали встретить именно в бизнесе надежду на позитивные перемены. Мы далеки от намерения идеализировать бизнес, и все же сегодня мы уверены: едва ли не единственная конструктивная сила, от которой можно ожидать хоть каких-то перемен к лучшему в России - это бизнес.
Питаясь до тех пор, как и многие читатели, леденящими душу историями о криминале в бизнесе, издевательскими анекдотами о "новых русских", туманными намеками на коррумпированные связи бизнеса и политики, мы были поражены, реально столкнувшись с живыми людьми бизнеса. Это были отнюдь не те несколько десятков имен, которые постоянно мелькают в прессе, но которые представляют скорее не бизнес, но лишь одно из ответвлений политики, поскольку их "дело" построено на специфическом контакте с государственными ресурсами.
Настоящими людьми бизнеса оказались десятки тысяч руководителей гораздо менее значительных по сравнению с "крупняком" кооперативов, фирм и корпораций, бывшие научные сотрудники и инженеры, военные и бухгалтеры, студенты и пенсионеры. В невероятно сложных условиях хаоса и беззакония они начинали свое дело, стремясь обрести независимость, решить свои простые семейные и личные проблемы - и создавали маленькие, но действующие производства, насыщали рынок товарами, добираясь до крупнейших поставщиков на всех континентах мира и до напрочь заброшенных российских деревень, давали другим людям работу и заработок, ощущение стабильности, хоть какой-то уверенности в завтрашнем дне. И этот процесс продолжается, приобретая все более зримые масштабы.
Так получилось, что, в достаточной мере отведав историю классической советской эпохи, мы с первых шагов становления бизнеса в России оказались в непосредственной близости к людям и организациям, вступившим на этот тернистый путь. Нам довелось работать с комсомольцами, одновременно циниками и энтузиастами, создававшими и разваливавшими знаменитые НТТМ. Мы пытались помогать "красным директорам" и начальникам их производств, когда повальная приватизация и развивающийся экономический
СТР.11
кризис со всей силой ударили по их предприятиям. Мы видели первых западных предпринимателей, осваивающих фантастический для них российский рынок; бывших советских инженеров-физиков из "закрытых" НИИ и вузов, потерявших возможность заниматься любимой наукой и нашедших себя в предпринимательстве; спортсменов, решивших искать рекордов на новом для себя поприще; администраторов и чиновников, весьма успешно использовавших свои многочисленные связи и опыт для создания коммерческих компаний, а также "челноков", доведенных до отчаяния усугубляющейся нищетой своих семей, шаг за шагом создававших начальный капитал, свои совершенно особые "артели" и первые коммерческие объединения. В конце концов мы и сами решились испытать на себе опыт предпринимательства и продолжаем это испытание, переживая все характерные для бизнеса проблемы и трудности.
Каждый из тех, кто повстречался нам на этом пути - предприниматели-одиночки, владельцы небольших фирм, акционеры крупных банков и финансовых структур, - стали для нас нашими главными учителями в понимании многочисленных разветвлений данной темы - психологии бизнеса. И мы искренне благодарны им за это. Многое в понимании темы помогли нам осознать наши коллеги, студенты - психологи, которым в стенах Московского университета читались курсы по маркетинговому мышлению и организационному развитию в бизнесе, консультанты, посещающие семинары Консалтинг-Центра "ШАГ", и другие. Для всех этих людей, главным образом, и написана эта книга, и мы надеемся тем самым хоть частично выразить им свою глубокую признательность.
Данная книга не совсем типичный учебник. Как уже отмечалось, в ее основу заложен опыт - но при этом, хочется надеяться, это и не совсем "индуктивная" работа. Поразительная особенность российского бизнеса состоит в том, что он с необыкновенной скоростью воспроизводит в себе многие тенденции, использует разнообразные механизмы и приемы, на выработку и осмысление которых в странах "классического капитализма" уходили десятилетия. Поэтому мы как консультанты часто обращаемся и многое используем из
СТР.12
тех разработок, которые сделаны нашими коллегами во всем мире. В какой мере нам удается при этом избежать смешения "французского с нижегородским" - судить читателю. Как бы то ни было, нас не особенно привлекали рекомендации многочисленных книг о бизнесе вообще. То, что мы находили достойным особого внимания, прежде всего относится к идеям и положениям, неоднократно на наших глазах подтверждавшим свою жизненность и эффективность в контексте развития российского бизнеса.
Разумеется, акцент на российскую ситуацию неизбежно привносит некоторые смещения и искажения в изложение отдельных тем, совершенно иначе выглядящих в ситуации "классического" бизнеса. Это заметно, например, при рассмотрении проблем маркетинга или построения учредительских отношений. Но в то же время эта "начальная чистота" российской ситуации, возможно, позволяет яснее увидеть те важные моменты, которые уже практически невозможно рассмотреть под многолетними наслоениями истории развития бизнеса в других странах.
Другое важное обстоятельство, которое следует отметить - то, что сама данная тема, "психология бизнеса", как это ни может показаться странным, не является настолько разработанной, чтобы по ней можно было писать классический учебник. В библиографических разделах по теме гораздо чаще можно встретить самые разнообразные варианты связанных с ней "психологий" ("психология предпринимательства", "индустриальная психология", "экономическая психология", "психология деловых отношений", "психология торговли", "психология рекламы", "психология менеджмента" и другие), чем собственно развороты темы о психологии бизнеса. Просмотр библиотечных полок и каталогов, равно как и информационных систем INTERNET в поисках данных о психологии бизнеса, позволил обнаружить скорее редкие вкрапления сколь-нибудь целостных исследований по данной теме, нежели развернутую систему взглядов или сформированную предметную область. Примечательно при этом, что о психологии бизнеса чаще пишут практики - консультанты, менеджеры, специалисты по управлению персоналом, - нежели классические представители академической и университетской психологической науки. Об этом
СТР.13
предстоит более обстоятельный разговор, пока же отметим главное для нас в этой связи.
Определение темы как "психологии бизнеса" для нас важно и принципиально в следующем отношении. Бизнес - весьма разносторонняя деятельность, и в ней можно найти множество самых разных психологических аспектов: личностные особенности людей и человеческие отношения, нормы и цели, способы принятия решений, самооценку и самопрезентацию, манипуляцию и альтруизм. Выстроить все это в более-менее логическую последовательность нам помогло одно принципиальное понимание, сложившееся из наблюдений за людьми бизнеса и за теми проблемами, которые все они вынуждены решать с неизбежной закономерностью, из сопоставления этих наблюдений с чтением биографий и автобиографий крупнейших имен в истории бизнеса; из книг внимательных теоретиков, обращавшихся к осмыслению специфики бизнеса - как собственно психологов, так и экономистов, маркетологов, социологов, специалистов по культурной антропологии.
Идея, которая легла в результате в основу этой книги, состоит в следующем: бизнес для людей, посвятивших себя ему, - это особый путь. Путь, который, используя известный термин А.Маслоу, можно было бы смело назвать путем самоактуализации личности, поиска человеком в себе все новых и новых ресурсов роста и личностных изменений, которых требует от него изменяющаяся по мере перехода от одной ступени к другой его деятельность в бизнесе. И в этом смысле мы вынуждены прямо противопоставить этот подход позиции известного последователя А.Маслоу Эверетта Шострома, который, на наш взгляд, столь же смело, сколь и бездоказательно, заявляет в названии одной из глав своей работы "Анти-Карнеги": "Бизнес и личность - вещи несовместимые". Отождествляя всех известных ему бизнесменов с учениками Дэйла Карнеги, а их деятельность - с бесконечным манипулированием другими людьми, Шостром в итоге делает вывод, что личность в бизнесе - это уже не столько личность, сколько машина для делания денег. Но на таком уровне аргументации мы с той же легкостью можем обвинить в отсутствии личности и представителей других многочисленных видов деятельности, обозвав политика машиной по манипулированию властью, спортсмена - машиной для достижения рекордов, учителя - машиной по
СТР.14
воспроизведению уроков, а медика - машиной по выписыванию рецептов или наложению повязок.
В бизнесе действительно положено делать деньги, и это важная составляющая данного вида деятельности. Причем психологически и ценностно настолько непростая, что вопросу об отношении к деньгам в этой книге посвящена отдельная глава. Но мы, в отличие от Э.Шострома, убеждены, что даже самых блестящих, навыков манипуляции человеку может быть достаточно только для того, чтобы провернуть с десяток успешных сделок. Но на основе манипуляций никогда не построить устойчивый, имеющий хорошие перспективы, долговременный бизнес. Это - гораздо более сложная задача, и именно о пути к построению серьезного бизнеса идет речь в этой книге. На этом пути есть разные вехи, и предпринимательство - только одна из первых, вслед за которой человека бизнеса ожидает еще долгий путь изменений. В какой-то момент времени человек бизнеса должен "наступить на горло собственной песне" - характерному для предпринимательства приоритету изобретательности и творчества - и научиться осваивать в каком-то смысле противоположные вещи: регулярный менеджмент, науку организации, деловое администрирование. И если в начале пути предприниматель может "поверхностью кожи" ощущать запрос рынка, ту нишу, в которой можно добиться успеха, то, по мере того как развивается его бизнес, он все больше должен развивать другие способы понимания и чувствования. Закон бизнеса - это постоянный рост, и возможности "заморозить" свое дело на определенном уровне на сколь-нибудь длительные промежутки времени почти невероятны. Но рост дела предполагает одновременную задачу учиться новому, осваивать новые качества, развивать в себе новые способности. И так - без конца.
Таким образом, бизнес - это не просто школа и даже не университет; это практически непрерывный экзамен, который приходится сдавать всю свою жизнь - по крайней мере до тех пор, пока бизнесмен остается в своем деле. И именно о психологических
СТР.15
требованиях к сдающему этот экзамен мы хотим поговорить в данной книге.
Структурно книга состоит из шести частей, в которых мы попытались представить основные развороты темы психологии бизнеса.
В части I рассматриваются общие особенности бизнеса как социокультурного института и как вида деятельности, проводится сравнение его с другими видами деятельности, анализируются требования, которые эта деятельность предъявляет к реализующему ее человеку.
Часть II посвящена субъекту данной деятельности, определению того что есть Человек бизнеса. Здесь прослеживаются основные этапы жизненного пути человека в бизнесе, внутренние закономерности, наблюдаемые в динамике переходов от этапа к этапу.
Часть III дополняет этот анализ, сосредоточившись на основных психологических качествах, которые оказываются принципиально важными для человека, действующего в бизнесе. От уровня развития этих качеств зависит выживание поставленного дела и вероятность достижения успеха в бизнесе. Эти качества достаточно специфичны для бизнеса, сюда относятся: активность бизнесмена, готовность к действию в условиях неопределенности, "счетность" и "маркетинговость" мышления.
Часть IV дает обзор специфических социально-психологических процессов в бизнесе, фокусируясь на конкурентных отношениях, учредительских отношениях и отношениях между собственниками и наемным персоналом.
Часть V продолжает и развивает эту тему в приложении к организационной психологии бизнеса. Организация в бизнесе выступает как самостоятельное образование, имеющее свою динамику развития, внутреннюю логику смен одних состояний другими. В процессе этих изменений коренным образом меняются требования к людям, параметры человеческих отношений, нормы организационной культуры.
Часть VI затрагивает еще две темы, принципиально важные для понимания природы многих процессов в бизнесе, - это психология отношения к деньгам и этика бизнеса.
В "Заключении" резюмируются ключевые идеи тем, обсуждавшихся в основных разделах, и говорится о перспективах
СТР. 16
развития психологии бизнеса как особого направления психологического познания.
Авторы хотели бы выразить особую благодарность Фонду "Культурная инициатива" Дж. Сороса за предоставленную возможность написать эту книгу и постоянную помощь в работе, а также тем людям, которые на разных этапах работы сделали многое, для того, чтобы эта книга состоялась. Среди них - профессора Г.М. Андреева, Л.А. Петровская и М. Г. Ярошевский, заведующий сектором социальной психологии науки ИИЕТ РАН А.В. Юревич, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН В. С. Магун и другие. Мы особенно признательны также ведущему консультанту Консалтинг-Центра "ШАГ" О.А. Сидельниковой, первому читателю рукописи книги, оказавшей неоценимую профессиональную и техническую помощь в ее подготовке, а также другим специалистам и сотрудникам Центра.
СТР. 17
ЧАСТЬ I
БИЗНЕС
Глава 1.
БИЗНЕС КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Еще с университетской скамьи, в те годы, когда в стенах факультета психологии МГУ безусловно доминировала "теория деятельности" А. Н. Леонтьева, и позже, когда в уникальной научной школе профессора М. Г. Ярошевского нам приходилось заниматься исследованиями социально-психологических процессов в научных группах и лабораториях, мы приучили себя к мысли, неоднократно помогавшей впоследствии по мере приближения к решению практических задач: постигать психологию в отрыве от понимания деятельности, в которую погружены люди, - занятие достаточно схоластическое.
Поэтому прежде, чем говорить о психологии бизнеса, попробуем определиться с тем, что представляет собой сама эта деятельность, полагая при этом, что слово "психология" понятно читателю и не требует специальных определений.
По страницам энциклопедий.
Определение природы бизнеса.
Самый простой способ определить какое-либо понятие - это заглянуть в энциклопедии и справочные издания. Поступили так
СТР.18
и мы, пройдясь по справочным полкам крупнейших библиотек, - и были достаточно ощутимо разочарованы.
Нельзя сказать, чтобы о бизнесе не было написано ничего, - разумеется, нет. Однако, как оказалось, в справочниках и энциклопедиях вовсе нет желаемого единодушия и лаконичности, которые украсили бы вводную главу книги однозначными и четкими определениями.
Что же, неоднозначность и противоречивость в определениях также может стать поводом для анализа и, следовательно, более глубокого понимания. Разночтения порой могут дать не менее интересное представление о сути происходящего, чем только совпадения мнений, и потому мы приглашаем читателя еще раз вместе с нами пройтись по избранным местам справочных изданий.
Проще всего обстоит дело с Большими Советскими энциклопедиями. Слова "бизнес" там нет и в помине - как в первом издании 1927 г., так и в последнем - 1976 г. Это, с одной стороны, понятно, поскольку в СССР бизнеса как такового не существовало. Однако он существовал во многих других местах земного шара, и Энциклопедии должны были как-то выразить свое представление о нем. Такое представление действительно появляется во 2-м издании 1950 г., когда еще свежо было впечатление от соприкосновения с Западом после Отечественной войны 41-45 г.г.
Определение, приводимое здесь, при всей его явной идеологической нацеленности, имеет во многом психологический характер: "Бизнес (буквально - дело, сделка, коммерческая деятельность, бизнесмен - коммерсант, делец) - распространенный термин среди капиталистов Англии и особенно США. Капиталисты и их прислужники, буржуазные экономисты и политиканы, в целях одурманивания трудящихся масс распространяют вредоносные иллюзии, будто каждый человек, участвуя в каком-либо Б., может стать в будущем капиталистом и даже миллионером..." (13, с.153).
Определив таким образом свое понимание мотивации человека, идущего в бизнес, а заодно очертив и основной ареал использования понятия (Англия и США), автор статьи далее останавливается
СТР. 19
только на двух ключевых моментах, определяющих, с его точки зрения, истинную природу бизнеса. Используя известный в формальной логике прием представления единичного как всеобщего, он указывает на то, что стремление к миллионам приводит бизнес к изготовлению некачественных лекарств в медицине и, соответственно, к потере трудящимися возможности сохранить свое здоровье, а стремление капиталистов наживаться на военных поставках обуславливает милитаристическую кровожадность капиталистических государств. Этих двух обвинений, ориентированных на важные для каждого человека ценности - здоровье и мира, - оказывалось достаточно для того, чтобы возбудить в читателях требуемое чувство "классовой ненависти".
В гораздо более сжатом виде подает те же идеи "Словарь иностранных слов", изданный "Советской энциклопедией" в 1964 г. как "общедоступное пособие для самого широкого круга советских читателей". Информация о бизнесе представлена здесь в двух коротких статьях:
"Бизнес - дело, занятие, связанное с личной наживой, предпринимательская деятельность, коммерция".
"Бизнесмен - делец, воротила, коммерсант, предприниматель; капиталист, стремящийся из всего извлечь крупные барыши, не гнушающийся никакими средствами в целях личной наживы" (79, с.102).
И это тоже - было. Мы далеки от мысли смеяться над авторами, писавшими свои статьи в совершенно определенных условиях и вряд ли имевшими возможность написать что-то иное. Однако важно помнить и о том, что эти статьи - часть живой истории, а сам дух этой эпохи и подобного отношения к бизнесу пока еще витает в воздухе и во многом
определяет "психологию масс", в частности - отношение к бизнесу в России сегодня со стороны старших поколений.
Но что пишут о бизнесе те, кто сам живет в этой среде?
Парадоксально, но в классических энциклопедиях стран - прародителей этого понятия, Англии и Америки, также не просто найти ответ на интересующие нас вопросы.
Так, в одном из наиболее обстоятельных и популярных в США изданий, "The Encyclopedia Americana", нет определения понятия
СТР. 20
"бизнес" как такового. Правда, там представлена достаточно обстоятельная статья под названием "Бизнес-карьера", в которой определение бизнеса приводится в задаваемом заголовком контексте: "Под бизнесом понимается финансовая, коммерческая или торговая деятельность, которая занимает время, внимание и работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований" (120, с.43).
Здесь же приводится не менее интересное определение того, что традиционно понимается под бизнес-карьерой в США; оказывается, здесь речь может идти о двух существенно различающихся видах занятий: во-первых, о менеджерской, т.е. управленческой работе на различных уровнях; во-вторых о так называемой клерковской, офисной, секретарской и иной исполнительской работе в рамках бизнес-организаций.
Несколько более конкретную информацию можно найти в другом обстоятельном американском издании - "Encyclopedia International". Резюмируя в основном то, что уже стало ясным из предыдущих определений ("Бизнес как общий термин означает те виды активности людей, которые связаны с покупкой и продажами товаров и услуг с целью получения прибыли"), и подчеркивая особо, что "важнейшая мотивирующая сила бизнеса - это прибыль", издание рекомендует обратиться для более глубокого развития темы к таким статьям, как "система свободного предпринимательства", "продуктивность и производительность", "прибыльность", "администрирование и менеджмент в бизнесе", "организации в бизнесе" (121, с.423).
Возможно, в связи с тем, что слово "бизнес" для англоязычной среды представляется самодостаточным и понятным, более наполненные определения этого термина находятся не в энциклопедических изданиях, а в толковых словарях.
Так, "American Heritage Dictionary" приводит следующие варианты словоупотребления данного понятия.
"Бизнес - 1. Занятие, в которое вовлечен человек. 2. Коммерческие, промышленные или профессиональные сделки. 3. Коммерческое предприятие. 4. Объем коммерческой торговли (напр. Бизнес пришел в упадок). 5. Патронаж, управление (напр. Распространить
СТР. 21
свой бизнес повсюду). 6. Интерес или озабоченность. 7. Серьезная работа (напр. Погрузиться в бизнес). 8. Синоним "дела", "предмета". 9. Внезапное действие, совершаемое актером на сцене для заполнения паузы. 10. (неформальное) Словесное оскорбление, нагоняй (напр. Что за дела с твоими опозданиями). (106, с.118).
В свою очередь, популярнейший толковый словарь Уэбстера, в дополнение к изложенным вариантам повседневного словоупотребления, добавляет специальную статью:
"Бизнес - коммерция, торговля, индустрия, транспорт - означает такие формы активности, которые имеют своим результатом предоставление услуг и предметов потребления. Бизнес как составное понятие включает в себя обозначение этих сложных видов деятельности, связанных с закупкой и продажей предметов потребления или с финансовыми взаимодействиями людей; так, коммерция и торговля - деятельность тех, кто связан с обменом и транспортировкой предметов потребления; индустрия - деятельность тех, кто производит предметы потребления...; транспорт - деятельность тех, кто вовлечен в операции людских и товарных перемещений (железные дороги, корабли, автобусные линии и т.п.). (152, с.113).
С французским изяществом, не вдаваясь в излишние экономические и социальные подробности, исходя прежде всего из здравого смысла и утвердившихся способов употребления иноязычного слова в собственной культуре, подходит к пониманию бизнеса французский толковый словарь "Grand Larousse". Его определение гласит следующее: "Бизнес (работа) - 1. Активность, направленная на финансовые и коммерческие дела (напр. - Иметь чутье на бизнес). 2. Работа (напр. - Пойти в бизнес); 3. Запутанное или сомнительное дело (напр. - Это что еще за сделка?). Аналогично просто определяется здесь и слово "бизнесмен": бизнесмен - это "деловой человек". (125, с.463).
Список подобных определений можно было бы продолжить. Однако во многом они повторяли бы друг друга, уже не сильно проясняя ситуацию. Попробуем просто подвести некоторые промежуточные итоги того, что мы увидели, заглянув в словари.
Как минимум, из сказанного ясно, что "бизнес" - это слово, связанное с деловой активностью. Область этой активности
СТР. 22
относится к процессам купли - продажи, а также к производству, финансам, торговле или услугам. Все авторы едины в том, что доминирующий мотив бизнеса - это получение прибыли, хотя в некоторых случаях речь идет также о не очень понятных пока "усовершенствованиях". При этом, если англоязычные авторы подчеркивали главным образом конструктивные стороны бизнеса, то россияне и французы не преминули отметить сомнительные или прямо негативные аспекты этого вида деятельности.
Из определений американских справочных изданий становится понятной одна из возможных причин того, почему "психология бизнеса", при всей страсти американской психологии к поиску новых исследовательских областей и четкому обозначению границ между ними, не стала специальным предметом анализа. Эта причина - чрезвычайная сближенность в повседневном языковом словоупотреблении "занятости", "занятия" и "бизнеса" как специфического вида деятельности. Если в российской ситуации новая деятельность вошла в повседневный быт вместе с достаточно новым словом, имевшим до того лишь ругательный оттенок (что, впрочем, в силу особенностей российского менталитета, могло добавить этому термину авторитета и популярности), то в англоязычных странах происходит обратный процесс отделения нового значения слова от традиционных вариантов его употребления.
Если сказанное верно, то для исходного формального определения понятия "бизнес" информации, обнаруженной в справочных изданиях было бы и достаточно. Для продолжения разговора нас вполне устроит тот вариант "профессионального" (в отличие от бытовых, обыденных словоупотреблений) определения бизнеса, который приводится в словаре Уэбстера.
Однако для более серьезного понимания собственно психологии бизнеса, наполненной бесконечным разнообразием дел, событий, людей, страстей и отношений, этого десятка слов о бизнесе явно недостаточно. И поскольку в этой картине на равных сталкиваются Человек со своим устройством, желаниями и возможностями и Бизнес со своими внутренними законами, необходимо продолжить наше исследование.
СТР. 23
Попробуем несколько развернуть призму анализа и взглянуть на бизнес под другим углом: сравнить общеизвестные представления о бизнесе с тем, что характеризует другие виды деятельности.
БИЗНЕС В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Бизнес и спорт.
Бизнес ближе всего к такому виду человеческой активности, как спорт, с точки зрения доминирования и там, и здесь ценности успеха. Как и в спорте, в бизнесе важнее всего - достижения и успехи. Главная цель профессионального спортсмена - стать первым, а достижения его измеряются по вполне определенной шкале, от кандидата в мастера спорта и до чемпиона мира или Олимпийских игр. Для бизнеса не менее важно постоянное измерение уровня своего успеха в сравнении с другими. Уровень, которого достигает бизнесмен, демонстрируется не кубками и медалями, лежащими в шкафу, но показателями долей рынка, оборота и прибыли, отделкой офиса, а зачастую - сопутствующим арсеналом внешних признаков успеха: костюмом, аксессуарами, автомобилем и пр. Спортивные Олимпиады и соревнования заменяются рейтингами оборота и прибыли фирм, работающих в одних сферах бизнеса, а высшие спортивные достижения вроде титула чемпиона мира - строками в книге рекордов Гиннеса, посвященными владельцам наиболее крупных состояний.
Как и в спорте, развитие бизнеса идет в условиях жесткого конкурентного состязания, в повседневной жизни следующего как писаным (в законах) правилам, так и неписаным нормам деловой этики. Спортсмены и бизнесмены одинаково ревниво относятся к достижениям друг друга, поскольку часто победа одного - это исчезновение возможностей для другого. Так же пристально изучаются особенности конкурентов, методы их работы, сильные и слабые стороны, намерения и решения.
В бизнесе, как и в спорте - на старте, в массовых состязаниях и "дворовом футболе" начинают пробовать себя многие, но остается
СТР. 24
профессионалами спорта и бизнеса значительно меньшее количество людей, а в "бизнес высших достижений" проходят лишь единицы.
Различие "индивидуальных" и "командных" видов спорта, существенное для организации тренировок, технологии подготовки и связанное с психологическими особенностями спортсменов (известно характерное высказывание тренеров - "ты - не командный игрок"), может напрямую соотноситься и с организационными формами развития бизнеса, где также на определенных этапах существует возможность выбора между "индивидуальной игрой" руководителя бизнеса и "командным взаимодействием" группы учредителей или акционеров.
Однако при всем сходстве этих видов деятельности, в практике бизнеса спортсмены не так часто становятся хорошими бизнесменами, как это можно было бы предположить. Однозначного понимания причин этого у нас нет, хотя отдельные наблюдения показывают, что экс-спортсмены, чрезвычайно активные и целеустремленные на начальных этапах становления бизнеса, часто теряют темп сразу после появления первых ощутимых результатов. Используя военную терминологию, их отличает нечто вроде "психологии десантников", ориентированных на захват ключевых позиций и удержание их до подхода основных сил. Стремясь к достижению первенства, спортсмены часто теряются после того, как захватывают лидерские позиции - и вскоре утрачивают все плоды своих достижений. Чрезвычайно успешные в тактике, они зачастую оказываются неспособными работать в долгосрочной стратегической перспективе.