| |
Стареющий опустившийся драматург хочет вернуться в свою полную надежд и планов юность. Единственная возможность - это сыграть свое прошлое. Для этого он хочет поставить пьесу к 100-летию школы. Плотно переплетаются прошлое и настоящее, вымысел и реальность. Да и у спецслужб, как водится, в этом деле есть свой интерес. |
БОРИС ШТЕЙМАН
А Р Б А Т С К И Й К Р У Г
Пьеса в двух действиях
ДЕЙСТВУЩИЕ ЛИЦА Стенич, он же Нестеров, он же Виктор Петрович, 50 лет. Каминский, одноклассник Стенича, он же Носопытин. Дореев, одноклассник Стенича, он же Манюськин. Горелова, одноклассница Стенича, она же Мемучо. Темкин, одноклассник Стенича, он же Аксолотль, он же Птица. Ермакова, одноклассница Стенича, она же жена Виктора Петровича. Барков, одноклассник Стенича, он же Епиход, он же Седой. Аська, подруга Дореева, она же медсестра, 22 года. Сергей Николаевич, врач. Оля, дочь Виктора Петровича, 12 лет. Игорек, чекист. Скинхеды. Униформисты. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Вечер. Улица. Доносятся шумы большого города. Появляется Стенич, пыхтит папиросой. Он неряшливо одет, неправильно застегнутое видавшее виды пальто, свешивается длинный шарф, из-под кепки, надетой козырьком назад, торчат длинные седые волосы. Лицо покрыто недельной щетиной. В руке у него палка, к ней привязан мел. Стенич чертит им линию. Негромко звучит музыка М.Наймана из фильма "Z00". Стенич подходит к зоомагазину. Витрина неосвещена. Он внимательно вглядывается в вывеску "ЗОО". Поворачивается. Неподвижно смотрит в зал. С т е н и ч. Чтобы вернуться в прошлое, надо сначала его найти... (растерянно.) Что найти?.. Я разве что-то потерял?.. (облегченно.) Ну, конечно! Не найти, а поймать! Поймать и окружить... Проще пареной репы! (раздраженно.) Что окружить? Зачем? Ну и память! Ни хера не помню! (Достает из кармана початую бутылку водки. Делает несколько жадных глотков. Вытирает рукавом рот. Прячет обратно бутылку. Опирается о палку. Мел отскакивает. Наклоняется, шарит рукой по полу, находит мел, довольная улыбка застывает, превращаясь в гримасу.) Вспомнил, все вспомнил... (Падает, заваливаясь на бок, хватая ртом воздух.) Снова тихо звучит музыка. Больничная палата. Кровать. Горит ночник. На кровати полулежа Стенич. Капельница. Входит медсестра. Подходит к капельнице. Щелкает по ней ногтем. С т е н и ч. Да, капает, капает. Чего проверять-то! М е д с е с т р а. А, очухались? А все думали, вам кранты! С т е н и ч. Думали, да передумали. Там, наверху. М е д с е с т р а. Я тоже так считаю. Хотя сам Сергей Николаевич сказал, не выкарабкается! Через час сандалии отбросит, максимум - через два. Ставлю свой "Роллекс"! Никто и не стал спорить! Сергей Николаевич никогда не ошибается! Да, а в этот раз прямо не верится. Надо было рискнуть! А часы бы Витальке подарила... Вру, конечно! Загнала бы! Хотя, наверняка, китайское барахло! Всегда хочется выглядеть лучше, чем ты есть на самом деле! Есть такой психологический феномен. Каждый хочет казаться лучше, каждый! Евгений Соломонович, умнейший, кстати, человек, на курсах нам все растолковал. Вот стану психологом и пошлю эту богадельню на все три... нет, пожалуй, на все пять...букв! Чего это я разговорилась, непонятно! С т е н и ч. Накопилось. М е д с е с т р а. Наверное. И вообще пятьдесят - это еще не возраст! Вот восемьдесят - это да! И чего это вас потянуло на Старый Арбат? Проветриться захотелось? С т е н и ч. Угадала! Проветриться. Телку хотел там снять или лучше, склеить? Как полагаешь? М е д с е с т р а. Да, ладно вам! Говорят, вы с каким-то мелом чего-то там делали! Я, честно говоря, решила, что вы ку-ку! С т е н и ч. Правильно удумала, я полный ку-ку! Поэтому предлагаю тебе немедленно лечь рядом со мной... ну, в порядке шефской помощи мужику, который сильно ку-ку. М е д с е с т р а. Ага, дорогой будешь! Ну, вы тот еще фрукт! Нам с больными нельзя, а то вы еще от волнения откинете копыта, а нам отвечай! С т е н и ч. То сандалии, то копыта... Хотя довод очень даже резонный, а потому принимается без доказательств. А что принимается без доказательств? М е д с е с т р а. Что, что! Аксиома, конечно! Думали, раз медсестра, значит совсем тупая? С т е н и ч. Совершенно, наоборот! Совсем умная! М е д с е с т р а. И вообще не хочется, чтоб Сергей Николаевич опять прав был. Так хочется ему нос утереть! Он наверху, а мы, червяки, внизу ползаем. С т е н и ч. Понимаю. М е д с е с т р а. И потом, если с каждым встречным поперечным ложиться, можно знаете, кем стать? С т е н и ч. Знаю. М е д с е с т р а. То-то! Чего вы этим мелом чертили-то хоть, если, конечно, не секрет? С т е н и ч. Не секрет. Круг хотел очертить... М е д с е с т р а. Зачем? С т е н и ч. Чтобы было куда войти. Еще вопросы есть? М е д с е с т р а. Есть... Удалось начертить круг-то этот? С т е н и ч. Пока не удалось... Кстати, о птичках, я не первый встречный поперечный! М е д с е с т р а. Вы опять про это! Я думала, этот вопрос закрыт! С т е н и ч. Ну, как прикажете! Закрыт, так закрыт. А может, из-за разницы в возрасте? Вы прямо так и скажите! Я не обижусь! М е д с е с т р а. Ну, вы и настырный! Даже интересно! Вы, что, на меня запали или ко всем цепляетесь? С т е н и ч (вяло). Если честно, то... ко всем. М е д с е с т р а. Я так и подумала. Разница в возрасте не помеха, если у людей серьезные чувства друг к другу. Это каждый школьник знает! У вас что, никогда с училкой романа не было? Вот помню, у нас учитель физкультуры был, любил девочек поддерживать. Когда они через коня прыгали... или через осла? Не помню... Настоящий склероз, а вы - разница в возрасте. Разве в этом дело? С т е н и ч (отворачиваясь). Через козла. Все, конец связи. Я засыпаю... М е д с е с т р а (с сожалением). Ну, вот, обиделся... Да, забыла сказать. К вам там один посетитель все рвется! Маленький такой и настырный, почти как вы! Я, говорит, Малышкин! Нет, вру! Манюськин! Прикольный такой, классный! Барби меня называет. Я чуть не упала! В общем, интересная у вас команда! С т е н и ч. Хватит резонерствовать... Я засыпаю... (Нарочито храпит.) М е д с е с т р а. Ладно, спите, во сне человек растет и набирается сил. (Уходит.) С т е н и ч. Остается только немного подрасти... под занавес, чтобы стандартный ящик не подошел... Свет постепенно гаснет. Большая комната. Казенная обстановка. Во всю стену огромная подробная карта Москвы. Перед ней Стенич. Он гладко выбрит, подтянут, энергичен. Вокруг на стульях в вольных позах расположились Каминский, Барков, Ермакова и Горелова. Часть комнаты отгорожена шкафом. За ним на стуле дремлет Темкин. С т е н и ч. Я ставлю ножку циркуля в нашу школу, для забывчивых напоминаю - имени Николая Васильевича Гоголя! Акцентирую для тупых, до которых сразу не доходит! Не Пушкина или, скажем, Тургенева Ивана Сергеевича! Тоже, кстати, великого русского писателя, между прочим, члена-корреспондента Петербургской Академии наук! А именно, Гоголя! (Многозначительно улыбается, достает большой деревянный циркуль. Упирается его ножкой в центр карты. Лицо принимает хмуро-озабоченное выражение.) Михаил! Может быть ты, наконец, выйдешь к нам и скажешь, будешь ты играть Манюськина или нет? Т е м к и н (из-за шкафа). Я же сказал, не буду! У меня не получится! Тебе что, посмеяться захотелось? С т е н и ч. Ты меня уже достал, Михаил! Что, все только и хотят над тобой смеяться? Какая, прости господи, мания величия или глупость, не пойму! Хотя, впрочем, может и хотят... Но уж я-то меньше всех... или больше всех? Не знаю, а врать не хочу! Так как знаю тебя уже почти пятьдесят лет! Скажи на милость, какого ж хрена ты тогда согласился по телефону? К а м и н с к и й. Минуточку, господа! Я вот, к примеру, тоже не совсем понимаю, зачем нам нужен этот твой Манюськин? Ты уж спустись к нам, дуракам, с небес на землю, объясни, что к чему! С т е н и ч. Что? Всем неясно? Г о л о с а. Да, всем неясно! С т е н и ч (Каминскому). По тебе, старина, уже давно плачет Болливуд! Крупнейшая, между прочим, киностудия, расположенная в индийском городе Бомбее. Будешь играть Носопытина. Самого Носопытина! Тебе крупно повезло! Безумно выигрышная роль! Безумно! Не вздумай отказываться! Я могу передумать, а претендентов, сам понимаешь, навалом! К а м и н с к и й ( заинтересованно). Носопытина? Это еще что за хреновина? ( Задумчиво.) Носопытина... Фамилия, правда, мне нравится. Потому что у меня большой нос? ( Крутит носом.) Ну, как? В форме старина Камин или нет? ( Довольно хохочет.) С т е н и ч. Ты молодец! Сразу схватил суть и по-прежнему замечательно крутишь носом! И учти, он генерал! Это тебе подходит! Ты же работал на своей фирме генеральным директором, пока не выгнали? К а м и н с к и й ( с деланным негодованием). Пока не выгнали?! А вот это уже чистая ложь! Настоящие стопроцентные враки! Подлая клевета! Пока не выгнали! Натуральный оговор! ( Задумывается.) Что бы еще такое сказать?! Хлесткое! Чтоб не повадно было! Ладно, все, хватит! Больше ничего не приходит на ум. Меня никто не выгонял, я ушел сам! Повторяю, сам! И все это прекрасно знают! Запомните, сам! Б а р к о в. Не волнуйся! Я знаю, что ты ушел сам. И могу подтвердить, под присягой! Г о р е л о в а. Я тоже знаю. Е р м а к о в а. И я! С т е н и ч. Это была проверка! И ты ее с честью прошел! Должен же я был убедиться, что ты сможешь сыграть Носопытина! Поэтому и провоцировал тебя на весьма сложные и сильные эмоции... Так, все, проехали! Ползем дальше. Объясняю суть! Я хочу, чтобы вы, старые, сильные духом пердуны, женщин это естественно не касается, тряхнули стариной! К а м и н с к и й. Сам ты старый пердун! С т е н и ч. И я тоже, как все! Но не об этом речь! И не перебивай, будь добр! К а м и н с к и й. А почему нет Дориана? В драмкружке он был на первых ролях! Б а р к о в. У Виталика запой... Я ему звонил. Мне его мать сказала... С т е н и ч. Только не так трагично. То, что ты говоришь негромко, это абсолютно верно, но не педалируй. Е р м а к о в а. А ты не будь таким циничным! ( Тихо Гореловой.) И этого самодовольного соловья я когда-то любила. Или не его? Теперь уже не вспомнить! Все равно, какая же я была дура! Г о р е л о в а ( Стеничу). Ты не в театре марионеток, а мы не куклы! С т е н и ч. Так, кажется, на корабле бунт? А я-то, наивная душа, хотел ставить с такими упрямцами Шекспира! К а м и н с к и й ( с недоумением). Какого еще Шекспира? То посвящается столетию школы, то про какого-то Манюськина, теперь очередная новость! Оказывается, ставим Шекспира! Надо было хотя бы предупредить! Хотя, если честно, мне абсолютно все равно! Абсолютно! Хотя бы и его, родимого! Но тогда уж будьте любезны Гамлета! Всю жизнь мечтал сыграть принца датского! Еще когда работал на заводе в бюро технической экспертизы. Уже тогда начал готовиться! Даже бороду отрастил! Из-за шкафа выходит Темкин. Т е м к и н. Что ты несешь? Ты никогда не носил бороду! Уж я бы знал! К а м и н с к и й ( передразнивая). Уж ты бы знал! Вы на своем телефонном узле все про всех знаете! Т е м к и н ( обиженно). Ты что, считаешь, что мы всех прослушиваем? К а м и н с к и й. А чем вам еще-то там заниматься? Конечно, прослушиваете! А еще и подслушиваете! Т е м к и н. Какая наглость! Во-первых, я занимаюсь аппаратурой, а, во-вторых, охота была! К а м и н с к и й. Ладно, не перебивай! Да, так вот, Гамлета, конечно, уже теперь не потянуть, возраст не тот, а вот старика Макбета с превеликим удовольствием! С т е ни ч ( поморщившись). Какого еще Макбета? К а м и н с к и й Обыкновенного, дорогой мой! Старика Макбета! Т е м к и н. Ты хоть пьесу-то читал? К а м и н с к и й. А ты? Т е м к и н. Я - нет. К а м и н с к и й. Тот-то, пацан! Входит Дореев, в руке потертый портфель, за спиной гитара в чехле. Д о р е е в ( сипло).Ходят слухи, что у Дора запой! Так это все чистейшая ерунда и выдумки недоброжелательных старушонок! ( Выгружает из потертого портфеля четыре бутылки водки.) Плюньте в глаза тому, кто скажет, что Дор спекся! Ну, как вам это? ( Показывает на водку.) А то сидите, как сухие пауки в банке! Почему в банке? А, неважно! Так вот, господа театралы! Прошел слух, что Темкин, которого я, безусловно, уважаю, как выдающегося телефониста, пробуется на роль Макаркина! А я, понимаете, уже взял на заводе две недели за свой счет! Т е м к и н ( недовольно). Не Макаркина, а Манюськина! И сколько можно объяснять! Я не телефонист, я работаю на телефонном узле на аппаратуре линейного уплотнения! Неужели это непонятно? Д о р е е в. Какого уплотнения? Линейного? Еще приснится, не дай бог, что-нибудь такое! Срочно забыть! И не надо, старина, стыдиться своей работы! Я сам мечтал в детстве стать телефонным мастером... или летчиком!.. Сейчас уж и не припомнить. Черт, только сбил с мысли! Б а р к о в. Виталик, ты сказал, что взял две недели за свой счет. Боюсь, в две недели не уложимся! Д о р е е в. Могу взять еще две, это не вопрос! Мишуткина, виноват, Манюськина должен играть я! Во-первых, он любит выпить, я тоже, признаюсь, никогда не отказываюсь, во-вторых, он живет в чьих-то там ушах со своим семейством. Понимаю, что это аллегория, не полный идиот! Я, правда, в разводе, но, если нужно для дела, могу пожить со своей новой подружкой в чьих-нибудь ушах, это не вопрос! В-третьих, Манюськин - загадочная русская душа! Природный анархист! А Темкин, и это не секрет, - загадочная еврейская душа! Я же, как никак, наполовину русский, а потому имею больше прав, чем этот инородец! ( Обнимает Темкина.) Шучу, шучу! ( Влажно целует Темкина в лысое темя.) Давайте-ка немного выпьем, необходимо расслабиться. А то я вижу, Стен вас всех изрядно загрузил! А это он умеет! Мне ли не знать! Я сидел с ним в первом классе за одной партой... Так, все, вперед! За это время женщины быстро, сноровисто накрыли стол. Все подходят к столу, берут стаканы с водкой. С т е н и ч. Как президент? В с е ( хором). Пока спокоен! С т е н и ч. За успех нашего безнадежного дела! В с е. Ура! Все оживленно пьют и закусывают. Д о р е е в. Так вот, продолжаю. Я сидел со Стеном в первом классе за одной партой, этот исторический факт всем хорошо известен! И даже копировал его дурацкий почерк. С наклоном влево! ( Показывает рукой.) Он всегда был страшной занудой! Страшной! За что его все и не любили! С т е н и ч ( зловеще). Так, хорошо! Д о р е е в. Ну, извини, извини! ( Приобнимает Стенича за плечи.) Может обидеться и не дать хорошую роль! Поразительно злопамятен, поразительно! Да еще и подозрителен! В общем, тот еще фрукт! ( Все смеются.) Г о р е л о в а. Дорианчик! Может споем? Д о р е е в ( доставая гитару). Споем? В ритме блюза? Мы все идем к реке? ( Прикладывая ладонь к уху.) Не слышу! В с е ( хором). Да, мы все идем к реке! Мы все идем к реке! Мы все идем к реке! Мы все идем к реке! Д о р е е в. А на кой хрен, скажите на милость, нам эта река? К а м и н с к и й. Жарко, понимаешь, вот и решили искупнуться, понимаешь, вот и поперлись, понимаешь! В с е (хором). Мы все идем к реке! Близка, близка река! Близка, близка река! Стенич с кислой миной наблюдает за происходящим. Д о р е е в. А если не дойдем? Что тогда? К а м и н с к и й. Тогда, понимаешь, попремся к железной дороге, понимаешь! В с е ( хором). Пыхтят паровозы, зовут паровозы, зовут паровозы в поход! И горною кручей на бой неминучий... С т е н и ч (резко). Ну, все! Хватит! ( Подходит к карте.) Это уже перебор! Вернемся к распределению ролей. С нынешним директором школы я уже договорился. Она очень заинтересовалась, очень! Возможно, будет телевидение. Б а р к о в. Но ведь твой Манюськин не имеет никакого отношения к нашей школе! Я внимательно прочитал пьесу. Она, может быть, и интересна... ну, для какого-нибудь специалиста. Д о р е е в. Причем, специалист этот должен быть непременно по женским бюстгальтерам! Другой не разберется! Б а р к о в. Но мы-то просто людей насмешим. Это уж точно! С т е н ( сухо). Я никого не принуждаю... Врывается Аська. А с ь к а. Привет честной компании! Значит так! Сразу по существу вопроса! Действие периодически прерывается. Все подходят к окну и обсуждают проходящего слона. С т е н и ч ( морщась). Кто это? Зачем? Д о р е е в. Старичок, прошу тебя, не кипятись! Это со мной! Зовут Аська. Совершенно гениальная баба! Она почти также умна, как... ( Крутит головой, осматривая присутствующих.) Как Барков! Во время объяснения Дореева Аська подходит к столу наливает себе водки, выпивает и с удовольствием закусывает. Горелова и Ермакова смотрят на нее неодобрительно. С т е н и ч. Вижу, что гениальная! Дальше! Д о р е е в. В том-то и дело, что дальше - ничего! Я уже говорил, мы с ней для дела можем пожить в каких-нибудь ушах, повторяю, для дела! Да и со слоном, по-моему, неплохой экспромтик! Я же сказал, она - голова! У нее таких придумок мильон! И еще столько же, если малость поднатужится! К а м и н с к и й ( до этого дремавший). Поднатужится и... пукнет! А с ь к а. Правильно! И пукнет! Если надо будет, по ходу дела. Но все же попрошу без пошлостей! Если, конечно, можно! Д о р е е в. Верно, старина, ты что-то перебираешь! К а м и н с к и й. Извиняйте, ежели чего не так! С т е н и ч. Ладно, стоп! И что со слоном? А с ь к а ( воодушевленно). Как что? Идет действие, все периодически подходят к окну и обсуждают идущего по улице слона. Ну, какой он большой, серый, старый ли, где живет, все в таком духе. А на самом деле неясно, может, на улице и нет никакого слона! С т е н и ч. Так, так, неплохо... А может быть, все же носорог? Или обязательно слон? А с ь к а. Можно и носорог! Вы командир, вам и решать! Д о р е е в. Я же говорил, совершенно гениальный человечек! Совершенно! С т е н и ч. И ставить уж тогда будем Ионеско! Чего размениваться по мелочам? А? Д о р е е в ( торжествующе).Вот ты, старичок, и попался! Клюнул! Аська тебя купила! Я говорил, что купится, а она сомневалась! Ты обязан ее взять! Разве не так? С т е н и ч ( после паузы, криво улыбаясь). Так, все так. Располагайтесь! Д о р е е в. Ты не пожалеешь! Она закончила МГУ, настоящий Ломоносов в юбке! И два года проработала стриптизершей в ночном клубе! Каково? К а м и н с к и й ( с удовольствием). Такой человек нам просто необходим! Сколько Горелову просил, ни в какую! Г о р е л о в а. Ну, ты, Ленечка, и дурак! Когда это я отказывалась? ( Смеется.) А с ь к а. Чтобы нам настроиться, Витусик, спой свою коронную про Портленд! (Всем.) Он замечательно поет! Е р м а к о в а. А то мы не знаем! С т е н и ч. Отбой! Только что пели. Единственно, что не успели, так это поплясать! Внимание! ( Подходит к карте.) Продолжим! ( Задумчиво.) Слон... Да, это была неплохая шутка... ( Свет меняется, становится серым, призрачным.) Не помню, по какому признаку? Кто стоял внизу? Или две команды? Класс на класс? Выходят две команды униформистов. Одни опираются о стену и друг о друга, кладя руки на плечи впереди стоящим, образуя плотную горку. Другие, разбегаясь, прыгают на первых, карабкаясь по возможности выше. Пока наконец самый верхний, не удержавшись, скатывается вниз, а один из нижних падает, не выдержав давления. И вся гора рассыпается. Свет гаснет. Больничная палата. Горит ночник. На кровати лежит Стенич. Спит. Появляются Манюськин и Епиход. Оба в камуфляжной форме. Е п и х о д (Манюськину). А ты откуда узнал, что шеф в больнице? М а н ю с ь к и н. Откуда, откуда! От верблюда! Секретарша носопытинская позвонила. Е п и х о д (недоверчиво). Ты что, носопытинскую секретаршу знаешь? М а н ю с ь к и н (небрежно). А ты как думал! Естественно! Я всех хороших баб знаю, а носопытинская - это, я тебе скажу, вообще! Супер-пупер! Нет слов! Секс-символ конторы! Е п и х о д (ехидно). Неужели лучше Мемучо?! М а н ю с ь к и н (поморщившись). Какой еще такой Мемучо? Ну, что ты опять несешь? Е п и х о д. Классная была бабенка! Как она тебя тогда профессионально в коврик закатала! Хорошо, мы с шефом вовремя подоспели, а то кормил бы ты, Манюша, где-нибудь рыбок в районе Гибралтара... Свет гаснет. Помещение внутри уха. За столом сидит Манюськин. Горит настольная лампа. Он вооружен разноцветными фломастерами. Делает какие-то пометки в газете. М а н ю с ь к и н (читает). Стройная, длинноногая, сексуальная... Так, так, это хорошо... Нужен состоявшийся мужчина, способный поддержать материально... А это уже намного хуже!.. Стоп! Кажется то, что доктор прописал! Не зря столько прессы перелопатил! (Читает.) Нежная, темпераментная, двадцати трех лет, ждет романтичного малыша до тридцати пяти лет для дружеских встреч на его территории. Кавказцев просим не беспокоиться. Интим не предлагать. Так! Выделим главное! Темпераментная. Раз! (Подчеркивает.) Малыша... (Задумывается.) романтичного... Пожалуй, все же два! (Подчеркивает.) Для встреч на его территории... Ну и ничего страшного! Приглашу к Сергей Иванычу! Пока мои в деревне... Уж куда романтичней! Незаметно входит Епиход. Заглядывает через плечо Манюськина. Читает текст объявления в газете. Е п и х о д (ехидно). Тебе что, нет тридцати пяти? М а н ю с ь к и н. Я же не собираюсь паспорт показывать! Тем более, его у меня и нет на данный исторический момент. И разве в годах дело! Я еще о-го-го! Е п и х о д (подумав). Это верно. Ты еще ничего! М а н ю с ь к и н. Ты мне вот что скажи, корефан! Почему интим-то не предлагать? Что-то я не пойму! Что же с ней делать-то тогда? Может быть, ошиблась? Ты как думаешь? Е п и х о д. Ну... Мало ли? Может, устала... Видишь, кавказцев просит не беспокоить. Возможно, хочет просто! М а н ю с ь к и н. Как просто? (напряженно) Прямо, ребус какой-то! Даже в висках заломило! Е п и х о д. Вот супруга нагрянет и покажет тебе ребус! М а н юс ь к и н. Ладно, Ходя! Хорош болтать! Собирайся! Пойдем, проведаем старушку! Е п и х о д. Извини! Я не могу! Дела! Да и вдвоем неудобно, приглашают-то ведь одного. М а н ю с ь к и н. Да, приглашает одного, но вдвоем было бы повеселей. Комната в квартире. Экзотическая обстановка. В клетках чирикают птицы. Стены украшены коврами различных размеров и цветов. Зеркала, плюшевая мебель. Чучела диких животных. Легкий беспорядок. Нижнее белье брошено на кресло. Звучит зажигательная мелодия "Бесаме, бесамемуче..." Крупная, статная, импозантная женщина под сорок пританцовывает, щелкает в такт пальцами и напевает. Она одета в шелковый халат, который слегка распахивается при ходьбе, обнажая ноги. Большой бюст приоткрыт. Раздается длинная трель звонка. Ж е н щ и н а (делая музыку тише). Бегу-спешу-лечу! Она открывает дверь. Входит Манюськин. Он остолбенело смотрит на женщину. Ж е н щ и н а (звучно и доброжелательно). Какие проблемы, мой юный друг? М а н ю с ь к и н ( с трудом преодолевая оцепенение). По объявлению... ( Видит вопросительное выражение лица женщины.) Романтический малыш, мем! Ж е н щ и н а ( испытующе смотрит, улыбается). А... романтичный малыш! Бонжур! И милости просим! А то кавказцы замучили, я и не поняла сразу! Проше, проше, любезный пан! Манюськин тщательно вытирает ноги, после чего сбрасывает ботинки. Ж е н щ и н а. А это "мем" - просто очаровательно, мой мальчик! Похоже, недавно зачитывались "Хижиной дяди Тома"? М а н ю с ь к и н ( изумленно). Как вы угадали? Действительно, смотрел у Саньки! Ж е н щ и н а. Действительно, у Саньки! Как это все мило! А угадала? Интуиция, мой юный друг! Я вас не разочаровала? Конечно, мне не двадцать три! Но так хочется быть юной, не удержалась! Вы меня прощаете за этот невольный обман? Только сразу, да или нет? М а н ю с ь к и н ( сглатывая слюну). Конечно, да! А откуда эти... звери? ( Показывает на чучела.) Вы охотник? Ж е н щ и н а. Артемида-охотница? Какое смелое предположение! А что? Почему бы и нет? Но, увы! Мой первый муж был заядлый охотник! Англичанин! Ливингстон! Давид! Исколесил всю Африку! Храбрец был, каких мало! В общем, мужчина хоть куда! Да вы наверняка про него слышали! М а н ю с ь к и н. К сожалению, нет. Ж е н щ и н а. Впрочем, это неважно! Дела давно минувших дней! М а н ю с ь к и н ( хрипло). Миль пардон, мем, тьфу черт! Мадам! А что означает... э-э... как бы сказать... ну там, в объявлении... Ж е н щ и н а. Смелее, мой юный друг! М а н ю с ь к и н. Эх, была, не была! Ну, в общем, интим не предлагать? Я извиняюсь, конечно! Ж е н щ и н а. О-о, какой вы, право, опасный! Это особый разговор! Что-нибудь выпьете? Бенедиктин? Или покрепче? М а н ю с ь к и н. Покрепче! Ж е н щ и н а. Ну и отлично! Вы можете пока пойти помыть руки! Манюськин уходит. Женщина наливает в бокальчики напитки. В один уверенным движением высыпает порошок. Ж е н щ и н а ( негромко). А он славный... этот Манюськин... Ничего страшного! Поспит немного... Я выполняю приказ! И точка! Но клянусь, в последний раз! Появляется Манюськин. Женщина протягивает ему бокал. Ж е н щ и н а. За знакомство! Они выпивают. Манюськин падает на пол. Женщина пальцами измеряет длину его тела. Ж е н щ и н а. Коврик нужен небольшой... Это приятно. Пожалуй, вот этот над диваном с мертвым тореадором в самый раз будет! Она снимает со стены ковер. Место, где он висел, выделяется на общем фоне. Профессионально закатывает Манюськина в ковер. Ж е н щ и н а ( с грустью). А ведь совсем еще мальчик... ( Раздается требовательная трель звонка. Женщина задвигает запеленутого Манюськина под диван.) Бегу-спешу-лечу! ( У двери.) Кто там? Г о л о с Е п и х о д а. Мосгаз. Ж е н щ и н а. Мосгаз, так мосгаз! Ишь, клиент косяком повалил! Она открывает дверь. Входит Епиход. Замирает, открыв рот. Ж е н щ и н а (видя произведенное ею впечатление, начинает мурлыкать). Бесаме, беса... Неожиданно, отстранив Епихода, появляется Нестеров. Н е с т е р о в (заканчивая мелодию). Мемучо! Надеюсь, не помешал? Ж е н щ и н а (холодно). Что вам угодно?! Н е с т е р о в (строго). Агент Мемучо! Вы обвиняетесь в похищении человека! Или вы немедленно его возвращаете, или обыск, понятые и, как водится, арест! М е м у ч о. Генерал! Вы не понимаете, что делаете! Какого человека?! Кто похитил?! Н е с т е р о в. Где Манюськин? М е м у ч о (изображает удивление). Какой еще Манюськин? Ничего не понимаю! Н е с т е р о в (видит светлое пятно над диваном). Обыкновенный, Мемучо! Обыкновенный! В коврике! Считаю до двух! Раз! М е м у ч о. А... в коврике! Ну, так бы сразу и сказали! Будто я знаю каких-то там разных Манюськиных! Приставал какой-то нахал, вот и пришлось! Забирайте своего дружка! Под диваном отдыхает! Епиход вытаскивает завернутого в ковер Манюськина из-под дивана. Н е с т е р о в (задумчиво). Такая женщина и Сергей Иваныч! Непонятно... М е м у ч о. Увы! Он уже давно не по этой части! Тут вы промахнулись! Н е с т е р о в (щелкая пальцами). Вы - племянница Сергей Иваныча! М е м у ч о. Неплохо... Только внучатая. Впрочем, с Сергей Иванычем я завязываю! Хватит, попользовался! (Многозначительно.) Пора и о личной жизни подумать! Н е с т е р о в. Вот это разумно! Всегда к вашим услугам! Нестеров и Епиход взваливают Манюськина на плечи. Пошатываясь, идут к дверям. М а н ю с ь к и н (из ковра заплетающимся языком). Где мадам? Куда вы ее дели? (Напевает.) Бесаме, бесамемуче... М е м у ч о (вдогонку). Эй, погодите! А ковер?! Н е с т е р о в. При личной встрече! М е м у ч о. Запомните! Французские духи - эмблема опасности! Нестеров и Епиход с Манюськиным на плечах уходят. Мемучо делает громче музыку и начинает танцевать, прищелкивая пальцами и подпевая. Гаснет свет. Снова больничная палата. Е п и х о д. Нет, точно, вовремя мы с шефом подоспели. М а н ю с ь к и н (передразнивая). Мы, с шефом! Ты вот лучше посмотри, шеф вон в каком виде! Да и у тебя видок не лучше! Хоть вторую кровать рядом ставь! Е п и х о д (обеспокоено). Ты чего это? Я пока на здоровье, тьфу-тьфу, не жалуюсь! Надо по дереву постучать! (Стучит по тумбочке.) М а н ю с ь к и н. Тихо ты! Шефа разбудишь! Ты вот мне лучше скажи, зачем шеф поперся с мелом чего-то там мудрить? Не пойму я никак! Е п и х о д. Да, непонятная какая-то история! (Чешет затылок.) Может, план какой? М а н ю с ь к и н. Да, какой там, на хер, план! Ну, позвонил бы нам с тобой! Думаю, не хуже бы управились, и не лежал бы теперь, как... как бревно. Е п и х о д. Может, он того! (Крутит у виска пальцем.) Внезапное помутнение рассудка? Я где-то слышал, что такое бывает. М а н ю с ь к и н (таинственно). А может, опоили чем! Он же против конторы пошел, ну и... С т е н и ч (не открывая глаз). Шептунов на мороз! Е п и х о д. Чего? Никак проснулся? М а н ю с ь к и н (строевым шагом подходит к кровати). Здравия желаю, ваше превосходительство, товарищ генерал! (Стенич молчит.) Е п и х о д (восхищенно). Ну ты, Семеныч, и загнул! Ваше превосходительство! М а н ю с ь к и н. Я по ящику как-то видел, один артист так к нашему гаранту обращался. Шикарно было! Е п и х о д. А шеф вроде опять вырубился, может, у него этот, как его, климакс? М а н ю с ь к и н. Климакс! Ну, ты, Ходя, и деревня! Такое состояние по медицинскому называется что-то типа компас! Климакс! Надо будет потом товарищу генералу рассказать, может, немного развеселится. С т е н и ч. Коллапс называется. Ну, диагносты, подходите ближе! (Спускает ноги с кровати.) Докладывайте, как там на воле? М а н ю с ь к и н. Епиход, быстро тумбочку! Видишь, товарищ генерал очнулся! Епиход пододвигает тумбочку. Манюськин достает бутылку, стаканы, закуску. М а н ю с ь к и н. Вот и нарезочки, товарищ генерал, захватили по дороге, а огурчики, сало, все свое, из деревни прислали. И капусточку тоже. Давайте, товарищ генерал, сразу за здоровье! А за встречу - это, когда по второй! Е п и х о д. Может, товарищу генералу нельзя, а ты вот так сразу. Ну, по причине заболевания, и нанесем тем самым вред здоровью? М а н ю с ь к и н. Ну вот что ты опять, Епиход, ей богу! Лишь бы настроение испортить! Что-то я не слышал, Епиход, чтобы кому-нибудь, если особенно от души, было бы во вред! Ну, не слышал и все! Е п и х о д. Вообще-то верно. Я тоже не слышал. Это я так, на всякий случай. Ради приличия! М а н ю с ь к и н Ну, все! Поехали!