Алеше три с половиной года. Он с мамой только что переехал из города в село, в котором мама устроилась работать учительницей. Приехали, и сразу же в свою квартиру поселились, которую им колхоз выделил как специалистам.
Дом, где оказалась их квартира, называется "учительским", потому что в нем живут учительские семьи. А находится этот дом рядом со школой. Чтобы попасть из домашнего двора в школьный, нужно пересечь забор через специальную дырку. Ее проделали нарочно, чтобы не тащиться улицей от ворот до ворот.
Расположена школа в самом центре села. По одну сторону от школы - "учительский" дом, а по другую - Дом культуры. В первый же день по приезде мама с Алешей пошли вдоль улицы смотреть достопримечательности центра: от дома пошли к школе, затем прошли Дом культуры. За Домом культуры - детский сад, а за ним - продуктовый магазин. Перешли через дорогу и обнаружили другой магазин - промтоварный.
- Смотри, Алеша, и примечай, - сказала мама, - здесь промтовары, а на нашей стороне - продукты: хлеб, сахар, молоко.
-Приметил, приметил, - ответил Алеша. - Здесь промтовары, а у нас продукты.
На следующий день с утра мама засобиралась в школу, чтоб привести в порядок тот кабинет, в котором ей предстоит вести уроки. Она караулит манную кашу на плите, а сын сидит на полу и хнычет.
-У-у-у! - воет он басом и причитает. - Я кушать хочу-у! Я пи-ить хочу-у! Я на улицу хочу-у!
А мама ноль внимания на эти стенания. У нее каша на плите.
У-у-у! - продолжает Алеша и усиленно трет кулачками сухие глаза. - На улицу хочу-у!
Каша закипает, и чайник закипает.
-Мама-а, ты, что ли, не видишь: я плачу-у! - стонет ребенок.
-Ну, и что? - спокойно спрашивает мама.
-Мне плохо, вот что. Разве не видишь, как я плачу?
-Да плачь себе на здоровье, если тебе нравится!
-А ты меня пожалеть должна, если я плачу.
-Я завтрак должна приготовить, накормить должна тебя и себя. А у нас в доме еще и хлеба нет, кажется, ни кусочка.
-Ну, и что? - спрашивает сын.
-А то! Вот тебе, Алеша, деньги, - сказала мама, - быстренько сбегай в магазин и купи хлеб.
Мама вложила Алеше в кулачок 20 копеек и проводила к двери.
-Не забудь, тебе в продуктовый надо идти!
-Знаю, знаю! - воскликнул воспрянувший от тоски Алеша. - В порядочный магазин.
-Что это за порядочный? - спрашивает мама.
-Ну, тот, который в нашем ряду.
Алеша выпрыгнул за дверь и поскакал вприпрыжку.
В магазине почти пусто. Продавщица стоит за прилавком, да высокий мужчина с усами - перед прилавком. Мужчина положил на прилавок деньги:
-Давай на все! - коротко бросил он.
-Что давать-то? - спросила продавщица.
-Ну, "Беломор", конечно.
Продавщица положила на прилавок несколько пачек папирос "Беломора" и обратилась к Алеше:
-А ты что тут, мальчик?
Алеша протянул продавщице руку и, разжав кулачок с монетой, заявил важно:
-Давай на все!
-Что давать-то? - улыбнулась продавщица.
-Ну, хлеба, конечно!
Мужик, укладывавший в "авоську" папиросы, восхищенно присвистнул:
-Вот дает, пацан, а ! Ты чей-то будешь, герой?
-Мамин, - не задумываясь, бросил Алеша.
-А мама кто?
-Ну, учительница в школе. А ты не приставай. Мы вчера вовсе приехали.
-Да ты и вправду герой! - засмеялся мужчина. И протянул Алеше ладонь. - Прощай, парень! Подрастай скорей и быстренько в мастерские ко мне приходи. Понятно?
-Ага! - кивнул Алеша и добавил. - Ну, я пошел, а то меня мама заждалась, а ей на работу надо.
Первые знакомства
В "учительском" доме два подъезда, в которых по четыре квартиры: на первом этаже две и на втором - две. Прямо над квартирой, где поселились Алеша с мамой, живет учительница-пенсионерка. Ее зовут Мария Федоровна. У нее два сына - Федя и Миша. Федя собирается идти в десятый класс, а Миша - в седьмой.
Алеша видел, как оба мальчика несколько раз проходили мимо Алешиной квартиры, поднимаясь и спускаясь по ступенькам.
-Мама, он кто? - спросил Алеша, показывая на Мишу, который в очередной раз поднимался наверх.
-Это сын Марии Федоровны, - сказала мама.
Следом прошел Федя.
-А это кто? - опять спросил Алеша.
-И это сын Марии Федоровны.
-Какой же он сын, если он дядя! - удивился Алеша.
-Он совсем не дядя, а взрослый мальчик. А если у него есть мама, значит, он сын, - объяснила мама.
-Марии Федоровны?
-Да, сын Марии Федоровны.
-Она же бабушка! - воскликнул Алеша.
-Это для всех бабушка, а ему она мама. Например, твоя бабушка мне мама, хотя я давно уже взрослая.
-А Мария Федоровна тебе кто?
-Соседка, - ответила мама.
-А сетка чья?
-Какая сетка?
-Ну, которая у Марии Федоровны.
-Фу! Ты меня совсем запутал! Иди лучше выясняй все сам.
Алеша вышел на лестничную площадку и стал поджидать сыновей Марии Федоровны. Скоро у подъездной двери показался Федя.
-Ты сын? - пристал к нему Алеша.
Федя остановился и удивленно уставился на Алешу.
-Ну, сын, - сказал, наконец, он.
-А как тебя зовут?
-Федя.
-Съел медведя, - сказал Алеша.
-Что-что? - не понял Федя.
-Федя съел медведя, - пояснил Алеша.
-Вот я сейчас как дам тебе в нос, будешь знать, кто кого съел! - обиделся Федя.
-Не дашь, - успокоил его Алеша.
-Это почему же?
-Потому что я маленький, а ты большой. Большим стыдно бить маленьких.
-Ну, ты и жук! - удивился Федя.
-Что ли, ты не знаешь, кто жук, а кто мальчик? - простодушно спросил Алеша.
-Знаю. Но с тобой, видать, не соскучишься! - усмехнулся Федя и помчался наверх.
Алеша и впрямь не любил скучать. Он пошел во двор. Двор вокруг "учительского" дома большой и интересный. В нем свободно гуляют ребятишки, собаки, кошки, куры, гуси, утки. И даже два чумазых поросенка носятся друг за другом, визжа и спотыкаясь о передние копытца.
Поближе к сараям деловито хлопочет несушка. Она пытается собрать в кучу своих неуемных детей. По всей видимости, эта несушка не может договориться со своим потомством о том, где следует прогуливаться. Она хочет, чтоб цыплята были возле сараев, у нее на виду. А цыплятам больше нравятся кустики и густая трава подле забора.
Алеша решил навести порядок, поскольку, по его разумению, курица никак не может лишать цыплят права наслаждаться жизнью. И он стал прогонять курицу подальше от цыплят. И пока Алеша гонялся вдоль забора и сараев за несчастной курицей, возмущенные хозяева живности пришли с жалобами к Алешиной маме:
-Уймите, пожалуйста, вашего ребенка! Он всю птицу нам поразгоняет.
Мама позвала Алешу домой. Потом пришлось извиняться перед соседями.
- Вы уж не беспокойтесь, пожалуйста! Завтра Алеша пойдет в садик, - уверяла она всех, с кем Алеша уже успел познакомиться.
Путешественники
В малышовой садиковской группе, куда утром привела Алешу мама, оказался мальчик Олежка. Он живет в Алешином "учительском" доме, только в соседнем подъезде.
Олежка подошел к Алеше.
- Ты насовсем? - спросил он, взяв Алешу за руку.
-Не знаю, - ответил Алеша.
-Давай пойдем домой! - предложил Олежка.
Алеша не собирался так сразу уходить домой, потому что хотел сперва пересмотреть все игрушки, приглянувшиеся ему при первом взгляде на группу. Да и дома-то никого нет. Мама на уроках.
-Не! - отказался Алеша. И добавил, - Я кушать хочу.
-Сейчас все будем кушать, - пообещала воспитательница Людмила Дмитриевна.
Игрушки в садике Алеше понравились. Особенно бегающий по рельсам паровозик. Но после обеда, когда всех деток повели умываться и спать, Олежка с Алешей все- таки улизнули за ворота.
Сначала они зашли в "порядочный" продуктовый магазин.
-Ты что же это, Олежка, опять блуждаешь? - спросила продавщица. - И приятеля с собой прихватил?
-Мы домой идем, - ответил Олежка.
-А дома-то есть кто? - опять спросила продавщица.
-Но мальчики уже не слышали вопроса. Они были на улице.
-Меня дяденька с усами звал в мастерские, - сказал Алеша Олежке.
-Не-е! - деловито изрек Олежка. - Мы в контору пойдем. Там работает моя мама.
-А у меня дома на круглых пластинках сказки, - похвастал Алеша и спросил. - А мастерские - это что?
-Мастерские - это вон там, - Олежка махнул в сторону Дома культуры.
Они перешли дорогу и оказались прямо перед фасадом правления колхоза
-Идите! Идите! - прогнала их уборщица тетя Варя. - Тут нет никого. Обеденный перерыв. А маманька твоя в поле уехала, - сказала Олежке вдогонку.
-Пошли на пруд! - тут же предложил Олежка. По всему было видать, что он не огорчился оттого, что мама в поле уехала.
Пруд располагается рядом, сразу за сквериком, который раскинулся за спиной правления колхоза. На берегу пруда сидит дед Василько и удит рыбу. Рыба клюет плохо, зато хорошо клюет носом сам дед Василько.
Алеша громко орет песню: " В Вологде - где-где-где, в доме, где живет палисан!.." Когда Алеше бывает скучно или грустно, он поет. Это успокаивает нервы.
Мальчики вплотную подошли к рыбаку. Дед проснулся и проворчал сердито:
- Явились, граммофоны! Шли бы дальше! Всю рыбу мне распужали!
- Я тоже хочу рыбку ловить! - заявил Олежка.
- "Сам я за тобою приду!" - допел Алеша и сказал, - Я домой хочу.
- Ну, иди! - разрешил Олежка.
Но Алеша не знает дороги назад. Потому пускается в рев.
- А ты чей такой голосистый? - обратился к нему дед Василько, - Где живешь - то?
- Не знаю-у-у! - орет Алеша.
- Он здесь недавно, - поясняет Олежка. - В нашем доме живет.
- Ну, так веди его домой! - говорит дед.
Но Олежка, глядя на Алешу, тоже принимается реветь. Этот душераздирающий дуэт явно не по душе деду.
- От, причина какая, - ворчит он, поднимаясь с пня. - Надо хлопцев доставлять до дому. Все одно всю рыбу распужали.
В это время в садике происходит переполох. Заведующая позвонила Алешиной маме и сообщила, что Алеша вкупе с Олегом Огневым умыкнул из садика и теперь обретается в неизвестном направлении. Мама прибежала в садик и удостоверилась, что это действительно так. После этого она впала в панику: раньше Алеша нигде и никуда не исчезал. Она выбежала на улицу и стала спрашивать всех подряд, видел ли кто в ближайшее время двух маленьких мальчиков. И пришла в продуктовый магазин, продавщица в котором пояснила, что заходили двое: "Огневский малыш и еще с ним такой же карапуз. А ушли туда", - махнула в сторону конторы. В конторе ворчливая уборщица тоже заявила, что "подходили, я их домой прогнала".
К зданию правления трусцой торопилась Олежкина бабушка. Ей тоже из садика позвонили.
- Вот басурманы! - крикнула она на бегу. - Прямо беженцы какие, а не дети! И чего им в садике-то не сидится?
И тут женщины услышали родные голоса, сотрясающие всю округу. Повернули головы в сторону сквера и увидели древнего старца, тянувшего обеими руками двух орущих карапузов. Вот счастье-то было от встречи!
Всю дорогу до дома несла мама Алешу на руках, крепко прижимая к груди. Впрочем, дома первая эмоциональная волна схлынула. Маме пришла в голову мысль, что Алеша виноват, и его следовало бы как-нибудь наказать.
- Ты хоть понимаешь, что поступил безобразно? - строго принялась она отчитывать сына. - Кто тебе разрешал самовольно уходить из садика? Тебя за это наказать нужно!
- Я кушать хочу, - заявил блудный сын.
- Ага! Он еще и кушать хочет! - возмутилась мама, вытирая полотенцем руки.
- Кушать хочу-у! - хнычет Алеша. - Кушать! - и стонет все время, пока мама накрывает на стол.
Наконец путешественник наелся, напился, повеселел, и на него напала охота болтать.
- Мам, а мастерские - это что? - спросил он.
- Это как понимать, родной? - озадачилась мама. - Теперь тебя уже в мастерские потянуло? Немедленно скажи мне, откуда ты про мастерские узнал?
- Дядя в магазине сказал.
- Когда сказал?
- Недавно.
- И что он тебе еще сказал?
- Ничего, - честно ответил Алеша. Он выжидающе воззрился на мать. - Мастерские - это что?
- Вот что, Алексей, тобой надо серьезно заняться! - заявила мама. - Ты совсем отбился от рук. Я думаю, что тебя следует хорошенько отпороть.
Алеша тут же представил себе, как мама берет в руки большие швейные ножницы и принимается пороть его на две половины. А он еще не выяснил, что же это за штука такая - мастерские? И он обиделся. И захныкал, усиленно растирая кулачками сухие глаза:
- Я к папе хочу-у-у! Я ему все расскажу-у-у!
- А-а! Так ты еще и ябедничать собираешься! Вот я сейчас тебя и побью! - рассердилась мама. - Ты у меня все узнаешь: и про мастерские, и про все остальное. - Она решительно двинулась в прихожую за ремнем, который использовался не по назначению, а в примитивных воспитательских целях.
- Ага! Чтоб такая большая и такого маленького! - обиженно всхлипнул Алеша и завыл по-настоящему.
- Ну, что ты, малыш! - бросила мама ремень. - Не плачь, мой маленький! Да я тебя и не собиралась обижать, сынок! - Она подняла сына на руки и крепко прижала к себе. А потом заплакала:
- И что мне с тобой делать, если ты такой озорник? А я и наказать-то тебя не могу, как следует.
- Да ты не расстраивайся, - утешил ее Алеша и погладил по голове. - Ну, хочешь, я вовсе не буду из садика убегать?
Прививка
- Вашему ребенку необходимо сделать прививку! - позвонили Алешиной маме из амбулатории. - Доставьте его, пожалуйста, до 12 часов.
- Хорошо, - сказала мама. Она положила трубку, потом опять подняла и набрала номер:
- Детский садик?
И мама попросила, чтобы воспитательница Людмила Дмитриевна отпустила Алешу в амбулаторию на прививку.
- Как это отпустить? - спросила заведующая садиком, с которой разговаривала мама. - Я не могу выпустить за ворота четырехлетнего ребенка без сопровождения взрослого. А свободных людей у меня нет.
- Но я тоже не могу бросить класс. А ребенка требуют на прививку. И потому прошу отпустить Алешу в амбулаторию. Он спокойно сходит, привьется и вернется в садик. Это же ведь рядом. Не волнуйтесь, он уже кругом ходит сам: в магазин, садик, на почту и ко мне в школу.
- Ну, знаете ли! - вспыхнула заведующая. - Если что, мы снимаем с себя всю ответственность.
Поговорив по телефону, мама обратилась к Алеше:
- Вот что, сынок! Тебе сегодня нужно сходить в амбулаторию на прививку. После завтрака ты напомни Людмиле Дмитриевне, чтобы она тебя отпустила. После прививки ты сразу же возвращайся в садик. Ты понял меня?
- Понял, понял! - кивнул головой Алеша.
- Да веди себя в амбулатории культурно, чтоб мне потом не звонили.
- А прививка больная будет? - взволновался малыш.
- Я думаю, что не очень. Но даже если и будет слегка больно, ты не реви, пожалуйста. Уж взрослый для того, чтоб по всякому пустяку слезы лить.
Появившись в группе, Алеша тут же объявил всем присутствующим, что у него сегодня прививка, и что он сам отправится в амбулаторию.
- Люмитна! Ты меня сразу же после занятия отпусти.
Он еще раз пять напомнил воспитательнице о том, что ему надо в амбулаторию. После завтрака Алеша с чувством высокого достоинства на глазах у всей публики неторопливо прошествовал от дверей до ворот.
Когда воспитательница и няня усадили всех деток на обед, обнаружилось, что Алеши нет. Они тут же вспомнили, что утром он ушел на прививку и до сих пор в группе не появлялся. Для верности женщины опросили всех детей, видели они Алешу недавно, или нет. Алешу после завтрака никто в садике не видел. Испугались женщины не на шутку и побежали к заведующей.
- Я так и знала, что этим все кончится! - воскликнула заведующая. - Ведь предупреждала мамашу. Нет, он у нее, видите ли, кругом сам ходит. Ну, что вы стоите? Звоните в школу!
Позвонили. Позвали к телефону Алешину маму.
- Не пришел ваш Алеша из амбулатории! - заявила заведующая.
- Так может, он еще там? - спросила мама. - Вы в амбулаторию звонили?
Заведующая звонит в амбулаторию:
- К вам ребенок из садика приходил на прививку?
- Не было никакого ребенка. Если вы про того, который новой учительницы сын, то просили же русским языком привести до 12 часов.
- Постойте! - вмешивается в диалог пациент, который в это время сидит в кабинете на приеме. - А там, в коридоре, какой-то пацаненок сидит. Уж не ваш ли?
Медсестра выскакивает за дверь. Действительно, спокойненько сидит на стуле Алеша и наблюдает за своими болтающимися ногами. То так повернет ножку, то этак. Интересно ведь: и болтаются ноги и танцуют одновременно.
- Алеша, иди скорей сюда! - зовет его медсестра.
Алеша мгновенно спрыгивает со стула и шлепает в кабинет.
Медсестра кричит радостно в трубку:
- Тут он, у нас! Нашелся! - потом обращается к Алеше:
- Ты что там сидел, когда тебе надо было в кабинет заходить?
Я очередь ждал, - отвечает ребенок. - Мне мама велела культурно вести.
- Ну, давай, подставляй руку.
- А больно будет? - спрашивает Алеша и зажмуривает глаза.
- Кто тебе сказал, что больно? - спрашивает медсестра. Она сильно шлепает по Алешиному плечу. - Ну, вот, все! Открывай глаза, герой! Можешь идти!
- А прививка? - удивляется Алеша.
- Уже в руке твоя прививка. Ты в садик пойдешь, или домой?
Алеша вздыхает:
- Надо в садик.
- Вот это правильно! Впрочем, я с тобой пойду. У меня уже работа закончилась.
Она снимает халат, закрывает дверь ключом и выводит Алешу из амбулатории.
В группе все детки уже пообедали и готовятся к обеденному сну.
- Я кушать хочу! - говорит Алеша, переступивши порог.
- Это уж понятно, что хочешь, - отвечает нянечка и заботливо усаживает его за столик. - Вот я тебе сейчас борща налью. Ты управляйся с ним, а я за вторым на кухню сбегаю. Только ты тихо сиди: там Людмила Дмитриевна всех уже спать уложила.
Возвращается со вторым, а у Алеши в тарелке совсем не убавилось.
- Няня, а почему пирожок пирожком называется? - интересуется Алеша, заметив на подносе у няни пирожок с картошкой.
- Ну, уж не знаю. Пирожок - и пирожок. А ты ешь, давай, быстрее!
Алеша лениво бултыхает ложкой в тарелке.
- А сколько у черепахи ног? - опять спрашивает он.
- Четыре. Только у нее не ноги, а лапки.
- А у мухи тоже лапки?
- Тоже, - и поясняет. - Но у мухи не четыре лапки, а шесть.
- А почему у нее шесть лапок, а не четыре?
- Ну, потому, что так надо. Слушай, ты сегодня когда-нибудь управишься с борщом?! - сердится няня.
Алеша с готовностью погружает ложку в борщ, но так и оставляет ее там.
- Но я не хочу борща. Я хочу картошку с котлетой и пирожок! - хнычет он.
- Ладно, ешь картошку с котлетой, - соглашается няня, - а борщ будешь есть завтра.
Алеша удивленно таращит глаза:
-Он, что ли, меня будет ждать?
- Нет, завтра ты будешь есть другой борщ.
- А этот куда денется?
- Этот на помойку отправится.
- Как же он отправится, если у него нет ножек?
- Алеша, ты, верно, хочешь меня замучить! - окончательно выходит из себя няня. - Тебе уже давно пора спать, а ты все тут в тарелках ковыряешься.
- А если я спать не хочу! - стонет Алеша.
- Меня бы на твое место. Я бы не стала упираться. А у меня еще работы невпроворот.
- А ты ложись на мою кровать и спи, - предлагает Алеша. - Я еще долго тут буду.
Нянечка безнадежно машет рукой и уходит в подсобку мыть посуду.
Наконец, Алеша выползает из-за стола и ковыляет в туалетную комнату. Усаживается на горшок и начинает увлеченно ездить на нем по кафелю. На шум прибежала нянечка.
- Ты еще опрокинь мне горшок для полного счастья! - набрасывается на скакуна.
- Не опрокину! - обещает Алеша. - А ты иди, иди, мой свою посуду.
- Вот если будешь так скакать, то и сам вместе с горшком опрокинешься.
Она идет жаловаться воспитательнице. Людмила Дмитриевна хитрая. Она знает, как можно урезонить этого буяна.
- Иди-ка сюда! - тихонько манит она Алешу. Алеша встает с горшка, натягивает штанишки и подходит к воспитательнице. Она вручает малышу плюшевого мишку и говорит:
- Возьми-ка ты этого непослушного медведя и укачай его в своей кроватке. А то ведь он ни куклам, ни зверушкам покоя не дает. Совсем разбушевался Мишутка.
Алеша берет на руки мишку и несет к себе на кровать. Через пять минут ребенок мирно спит, уткнувшись носом в плюшевого медведя.
Вопросы этики
К Алешиной маме постоянно приходят гости: учителя-коллеги, ученики, соседи. Мама угощает их чаем и шоколадными конфетами, которые имеются в доме специально для гостей, потому что мама и Алеша не любят шоколад.
В этот вечер к маме забрела учительница истории Раиса Тимофеевна. Она очень молоденькая учительница. Только что из института. И еще она любит все время говорить. У нее всегда столько много новостей!
Попили чай с конфетами и булочками, которые мама купила в школьном буфете. Немного поговорили про школу. Вернее, говорила Раиса Тимофеевна, а мама с Алешей слушали. Потом мама села проверять тетради. Она их каждый вечер проверяет. Потому что если не будет проверять, то ученики будут плохо учиться. Алеше очень хочется послушать перед сном пластинки. Но учительница Раиса Тимофеевна что-то рассказывает. Должен же ее кто-то слушать? Вот Алеша и слушает. И думает: "Что ли, ей не нужно домой, раз она так долго сидит? Верно, детки ее давно ждут".
Он живо представил себе, как в доме у Раисы Тимофеевны несчастные детки сидят на горшках возле своих кроваток, плачут от страха и одиночества и зовут маму.
- У тебя есть мальчик? - наконец, набравшись храбрости, спрашивает Алеша у Раисы Тимофеевны.
- Что? Мальчик? - учительница сначала удивленно взирает на Алешу, потом беспечно взмахивает рукой. - Был мальчик да сплыл.
- Как сплыл? - изумляется Алеша. - На лодке?
- Гм, - жмет плечами гостья. - Лодка здесь ни при чем. Так угреб. Вплавь. Вольным стилем.
- Куда?
- Известно куда: в безвоздушное пространство. Растворился, так сказать, в тумане жизни.
Алешино воображение красочно рисует ужасную картину гибели несчастного ребенка, который сначала плывет по глубокой реке, захлебываясь в пучине вод, а затем исчезает в густом тумане. Но у Алеши еще теплится в душе надежда, что, возможно, Раиса Тимофеевна протянула бедному мальчику руку помощи, и он каким-то образом спасся.
- А ты? - дрожащим голосом спрашивает Алеша.
- Что я? Я еще не свихнулась окончательно, чтоб за ним бегать. Ушел, ну и скатертью дорога!
Такого чудовищного варварства Алеша не может вынести. Ему страшно сидеть рядом с этой женщиной. Он вскакивает с места и прыгает к маме на колени.
-Уходи! - кричит он Раисе Тимофеевне. - И тут же заливается потоком слез. - Уходи! Ты злая, нехорошая! Мама, пусть она скорее уходит!
Раиса Тимофеевна обалденно смотрит на Алешу, потом на маму:
- Что это с ним? Он что, больной?
- Нет, Раиса Тимофеевна, с ним-то как раз все в порядке. Вы уж извините, пожалуйста, но вам, действительно, лучше сейчас уйти домой.
Раиса Тимофеевна выскакивает в коридор и торопливо одевается. Мама провожает гостью и одновременно успокаивает сына. Алеша сразу же затихает, как только гостья исчезает за дверью. Мама идет на кухню и наливает в Алешину кружку молоко.
- Вот, выпей молока, сынок, и успокойся, - тихо говорит она.
Алеша послушно пьет молоко, потом идет в большую комнату и забирается на стол, на котором стоит мамин проигрыватель. Тут же разные пластинки с музыкой, песнями и сказками. Алеша ставит пластинку и включает проигрыватель. А на другом краю стола - мамины тетради в две стопочки. Их сейчас мама и проверяет.
В квартире устанавливается идиллическая атмосфера: на одной стороне стола мама склонилась над тетрадками, на другой - Алеша сидит, поджав ножки, в окружении пластинок. А из проигрывателя голос Валерия Леонтьева: