Аннотация: Продолжение истории жизни героя повести "Соната Бетховена"
Все имена, фамилии и адреса вымышлены.
Автор просит извинения за случайные совпадения.
Ю. Шулепова-Кавальони.
Пролог
"Бабушка, это кто поёт?
"Тише, внучок! Слушай! Это поет твоя мама".
"Это здесь написано, где ты включила?"
"Да, мой дорогой! Только ты пока помолчи и послушай".
"Бабушка, а как называется эта песня?"
" Аве Мария". Только это не песня, а молитва".
"А что это такое, молитва?"
"Это когда молят о чем-нибудь. Очень сильно просят".
"Бабушка, а где мама поет?"
" На сцене. Она выступала в концертах, когда училась в институте".
"А почему она так грустно поет?"
"Потому что это молитва. В этой молитве Мать молит Господа, чтобы Он уберег Её сына от несчастий и страданий".
"Моя мама тоже молит?"
"Все матери молят о своих детях"
"И обо мне тоже?"
"Ну да".
" А я где был, когда мама молила?"
"Ты тогда еще не родился".
"Зачем же она тогда молила, если я ещё не родился?"
"Она знала, что ты все равно когда-нибудь родишься".
12.03.2003. Бунгало У. Маркуса. Детройт, штат Мичиган
..."В номинации соло на флейте выступает юный музыкант из России Данила Богданов. Прошу жюри и почтенную публику обратить внимание на то, что исполнителю всего семь лет, и он играет исключительно на слух. Христофор Виллибальд Глюк, "Мелодия" из оперы "Орфей и Эвридика"...
Из темноты закулисья на сцену выбрался щупленький мальчуган с флейтой, которую он бережно прижимал левой рукой к груди. На вид ему было лет пять. Белокурые курчавые волосы мягко обрамляли его голову, которая казалась слишком большой при его маленьком росте.
Мальчуган важно прошествовал к дирижерскому пульту, за которым уже стоял дирижёр, и учтиво пожал маэстро руку. В зале послышалось некоторое оживление. Потом мальчуган по очереди пожал руки первой скрипке, второй, третьей... Раздались аплодисменты. Малыш повернулся лицом к залу и поклонился публике, которая ответила музыканту восторженной овацией. Дирижёр взмахнул палочкой, оркестр заиграл, и малыш поднёс флейту к губам.
...И зал замер. Вдруг откуда-то из поднебесья полилась волшебная мелодия. То сам Орфей запел свою волшебную песню, услаждая слух Аида и его жены Персефоны...
***
- Нет, ты только послушай, Дэн, что вытворяет этот малец!
- Ты о чём, Билл?
- Да ты слушаешь трансляцию, или нет?
- Это ты о Паркеровском конкурсе?
- Ну да, черт тебя задери! Ты послушай, как играет этот сморчок из России!
- Ну, слушаю уже, слушаю.
- И молчи! Я хочу насладиться этой божественной музыкой. Невероятно!
- Действительно, прекрасно!
- А ты слышал, что ведущая об этом юном флейтисте сказала?
- О том, что он играет на слух?
- Ну да! Ты же видишь - совершенно без нот.
- Да просто выучил наизусть.
- Ну, даже если и наизусть, то эта флейта, мой дорогой, уже сейчас заткнет за пояс любого маститого музыканта. Сто очков даю против одного, что Гран-при у этого пацана в кармане. Слушай, я сейчас позвоню Паркеру, чтобы он облагодетельствовал этого херувима.
- Зачем звонить? Думаю, Дэвид и сам давно уж мальчугана приметил. Ты смотри, как публика взорвалась.
- Так неистово, что пацан реально испугался и удрал со сцены.
- Ну, вот, уже несут назад. Бедный ребёнок! По-моему, он ещё не понимает того, что он гений.
- Нет, Дэн, я все-таки позвоню Паркеру. Он должен обласкать это чудо природы.
- Чудак ты, Билл, ей-богу!
05.03.2011. Краснодар, улица города.
- Представляешь, у меня тогда коленки задрожали, когда она объявила: " Выступает юный музыкант из России Данила Богданов". Ну, думаю, всё - мне кранты! Так испугался.
Сколько же мне лет тогда было? Лет шесть или семь. Нет, все-таки семь, потому что в тот год я в школу пошел.
Чёрт возьми, совсем всё забыл насчёт конкурса. Так боялся, так дрожал - всё, как в тумане. Ну, потом все нормально было. Во втором туре я уже спокойно играл. Потом на последнем концерте награждение было. Ну, вручили мне какую-то фиговину, типа, фигурку тяжелую, и диплом в рамочке. Сказали еще, что мне положены какие-то деньги. Только никаких денег я так и не увидел. Да и фиговину с рамочкой "баобабиха" у меня отобрала потом. А куда дела - не знаю. Я же еще маленький был. Что понимал? Да ничего ровным счетом. Думаю, ОНА меня просто надула. Ну, "баобабиха" эта.
А-а, да это у нашей директрисы кликуха такая. Деньги мои она, захапала, небось,. Когда я малой был еще, ничего насчет денег не понимал, а когда из детдома выпускался, мне заявили, что никаких денег у меня нет, кроме тех, которые мне в собесе начисляют. В общем, тут полный мрак.
Вообще, директриса эта, ну, "баобаба" - она полный отстой. Она такая здоровая, как шкаф, и упертая, как танк. Всех идиотами и скотами обзывала. Ух, как все её боялись и ненавидели. Я, небось, на конкурсе том потому и выиграл, что боялся эту сволочь. Она же меня сопровождала. На людях была такая добренькая, приветливая. А мне все твердила, что если Гран-при не возьму, то из детдома вышвырнет, как щенка. А куда я тогда мог податься. У меня же никого на всём белом свете.
Это я сейчас кум королю. Как хочу, так и живу. И никто мне не указ. Вот, сам себе зарабатываю. Ну, живу я, конечно, в общаге училища. Ну, я там, типа, учусь. Только на фиг мне эта их учёба.
А в общаге, в общем-то, классно. Ребята прикольные. У меня с ними все тип-топ. Я им деньги даю, они мне жрачку подкидывают. В общем, нормально.
Училки заставляют на занятия ходить. А они мне нужны? Не собираюсь я технарем становиться. Я музыкантом хочу стать. В детдоме мне лапшу на уши вешали, что, мол, после выпуска определят в музучилище. А пригнали сюда. У них, видите ли, разнарядка.
Не-е, училки не в курсе, что я тут играю. Да что они вообще видят, кроме своих предметов? Каждая думает, что если чел её предмета не знает, то он баран, тупой на всю голову. Сами они тупые!
А мне играть надо, чтобы навык не потерять. Да и деньги нужны.
Не-е, я не каждый день тут стою. В основном, в выходные дни и в праздники. Тогда народу много, и платят хорошо.
Нет, менты не гоняют. А чего им гонять? Тут по всей улице много всяких музыкантов. И людям нравится. Поначалу было, что шпана какая-то ко мне привязалась. Ну, мент знакомый шуранул эту братву - больше не доставали. Да к тому же, местные тут меня крышуют. Понятно, что я им за это отстегиваю. И в общаге с пацанами я бабками делюсь. Всем хорошо.
Не-е, я играю, в основном, классику. Это же флейта. Рок и шансон она не выдаст. А популярной классики валом. Люди подходят, иногда просят конкретно что-нибудь сыграть. Ну, вот, например, Глюка или Свиридова. Часто просят показать "Шутку" Баха. Красивая вещь! Хочешь, сыграю?
05.03.2011. Краснодар, гостиница.
Выходит, это и есть тот самый мальчишка, который выиграл Гран-при у Паркера в 2003 году. Крепко зацепил меня тогда этот малец. А уж о Билле и говорить не стоит. Он тогда несколько раз звонил Дэвиду. Тогда мальчуган тоже играл Глюка. Боже! Я чувствовал, что сами небеса помогают мальчику.
Но почему этот шкет играет здесь, на улице? Он же должен учиться в музыкалке, выступать на сценах, играть с лучшими оркестрами страны. А он здесь, в провинции. Учится, по его словам, в каком-то техническом училище и музицирует на улице, как какой-то заурядный бродяжка! Как так вышло? И ещё детдом. Он сирота, стало быть? Тогда как он стал играть и откуда у него флейта?
Нет, я буду последним скотиной, если не выясню всё об этом вундеркинде.
08.03. 2011. Краснодар, улица города.
- А-а, это ты опять? Я тебя узнал. Ты мне столько бабок отвалил. Тебе вправду понравилась моя музыка?
- Спрашиваешь! Сыграй еще раз вот это самое "Адажио" Альбинони, которое ты только что исполнил!
- А ты музыкант, что ли?
- Почему ты так решил?
- Ну, сечёшь в классике.
- Нет, я журналист. Меня зовут Дэн Маркус.
- Имя у тебя какое-то американское. Ты что, америкос или англосакс?
- Нет. Здорово ты играешь! Тебе бы хорошее оркестровое сопровождение или хотя бы приличного аккомпаниатора.
- Шутишь, что ли? Вон, видишь, какое у меня "сопровождение". Как сейчас начну домой собираться, мигом облепят собирать дань.
- Слушай, давай так сделаем: я этим твоим ухажёрам прямо сейчас заплачу, сколько там полагается, и мы пойдем с тобой в кафешку. Ты же с утра, небось, тут торчишь? С утра, надо полагать, во рту ни крошки.
- Ну, типа того.
- Давай, зови свою братву!
- Эй, парни! Дуйте сюда! Я ухожу.
- Господа, сколько он сегодня вам должен? Ничего, если я баксами расплачусь? Другой валюты у меня нет, а маэстро мне сейчас нужен. Ну, вот, и ладушки! Приятно иметь дело с порядочными пацанами. Вот так. Пошли, приятель! Я так понимаю, что звать тебя Данилом?
- Ну, типа, да. Только меня все Моцартом зовут.
- Давно?
- Ну, с детдома.
- Понятно. Моцарт был вундеркиндом, и ты что-то вроде того?
- Ага.
- А что, Моцарт, эта кафешка тебе подойдет?
- Вполне. Только, может, пойдем в другую? Здесь слишком дорого, и чаевые надо платить.
- Не переживай: я тебя угощаю. А баксов у меня хватит и на десяток таких парней, как ты.
- Сдается мне, что ты всё-таки америкос, если деньгами швыряешься, как простыми бумажками.
- Я же сказал, что не америкос, хотя месяц назад прилетел из Штатов. Я русский.
- А что ты в Штатах делал?
- Жил, учился и работал.
- И теперь на них работаешь?
- Я работаю в их компании, но не на них. Я независимый журналист-международник.
- А что это значит?
- Это значит, что я сам себе голова. Пишу только о том, что мне интересно и что важно для людей.
- А живёшь где?
- Пока в Питере. Потом видно будет. Ты музыке где обучался?
- Нигде. Я сам.
- Вот те на! А ноты знаешь?
- Не-а.
- Как же ты играешь такие сложные вещи?
- По памяти на слух.
- Ну, брат, слух у тебя феноменальный. Валить тебе надо из училища в консерваторию.
- Я уже думал об этом. Отправил документы для поступления, а мне ответили, что сначала надо окончить музыкальную школу, потом музучилище, а после этого я могу поступать в консерваторию.
- Это верно. Таков порядок. Но всякий порядок можно корректировать.
- Что это значит?
- Это значит, что надо ехать на прослушивание.
- Если бы у меня были такие бабки, как у тебя...
- Ладно, решение этого вопроса оставим на потом.
- Ты что, собираешься писать обо мне?
- Может быть. А флейта у тебя откуда?
- Это мамина.
- А мама где?
- Умерла. Я еще совсем маленьким был. Потом жил с бабушкой. Бабушка во время пожара сгорела. Мне было тогда пять лет.
- И тебя определили в детдом.
- Ага. От мамы с бабушкой у меня только флейта и осталась. Я её все время с собой таскал. А в тот день, когда случился пожар, я был у учителя на занятии. Он иногда показывал мне, как играть на флейте.
- А у мамы флейта как оказалась?
- Купила. Когда я родился, врачи сказали ей, что у меня лёгкие слабые. Вот она и купила эту флейту для меня, чтоб я развивал лёгкие. Потом, когда мы с бабушкой остались вдвоем, она показала мне эту флейту. Я стал пробовать играть. А потом бабушка повела меня в музыкальную школу. Но там меня не приняли. Сказали, что я мал еще: мне тогда еще не было пяти лет. Ну, бабушка нашла для меня учителя-духовика, и он стал учить меня. Ну, а потом я попал в детдом.
- В детском доме тебя вполне могли определить в музыкальную школу.
- Ой, да кому это нужно было? Там как узнали, что я играю, стали посылать на всякие мероприятия. Что я мог сделать?
- Ну, Моцарт, история у тебя весьма красочная, как я посмотрю.
- Слушай, Дэн, ты, пожалуйста, не пиши ничего обо мне.
- Почему?
- Ты напишешь всякое такое, а меня попрут отсюда, а то еще и из училища выгонят. И куда я тогда денусь? Мне до совершеннолетия надо где-то как-то перекантоваться.
- Ладно, обещаю: писать ничего не буду! Но постараюсь чем-нибудь помочь.
10.03.2011. Краснодар, техническое училище.
- Здравствуйте, Виталий Васильевич! Я Дэн Маркус. Мы созванивались с вами сегодня утром.
- Здравствуйте, здравствуйте, дорогой! Я вас уже жду. Проходите, пожалуйста, сюда, присаживайтесь! И я весь во внимании. Что привело вас в наш скромный храм наук? Насколько я понял, вы у нас в городе прямо из Соединенных Штатов?
- Да Бог с вами! Я прилетел из Питера. Просто работаю в отделе агентства "Ассошиэйтед Пресс". В Питере у нас имеется корпункт. Обычная международная практика.
-Да-да. И все-таки Санкт-Петербург, Москва - это, я так понимаю, что-то серьёзное приключилось. Так чем мы вам обязаны?
- Да, в общем-то, совершенно ничем. У вас тут учится некий Данила Богданов.
- Ах, вот оно что? Что же на сей раз натворил этот обормот, коль скоро даже международная пресса им заинтересовалась?
- А что, он способен что-то натворить?
- Я вам скажу так, что он ни на что другое не способен, кроме как что-то натворить. Уважаемый господин Маркус...
- Называйте меня просто Дэн.
- Ну да, Дэн Маркус. Этот человек на сегодняшний день у нас в училище - самая большая головная боль.
- Очень интересно! Что же он у вас тут такое натворил?
- В том-то и дело, что этот человек у нас тут вообще ничего не творит. Я имею в виду, в плане учебы и всей учебной деятельности. Весь учебный год наш Богданов откровенно бездельничает. Он не сдал ни одного зачёта, ни одного экзамена и не посетил ни одного семинара. На занятиях он появляется от случая к случаю. И загнать его в аудиторию невозможно никакими средствами. При всем этом он регулярно получает стипендию, бесплатно питается в столовой и бесплатно живет в общежитии. Как вам это нравится?
- Но как же вы его держите в училище?
- А что приходится делать, если он круглый сирота. Его впихнули к нам из детского дома по разнарядке. Оттуда выпихнули, а к нам впихнули. И мы обязаны содержать и учить его до совершеннолетия, то есть, все 4 года. Ему же только пятнадцать. Вот мы и нянчимся.
- И много у вас таких детдомовцев?
- Детдомовцев много, но такой - только один. Другие хоть для виду в учебных классах появляются, а этот утром встанет, позавтракает в столовой, дудку свою подхватит - прямиком в город. Что ж, привязывать его прикажете? Или на цепь сажать?
- Не дудку, Виталий Васильевич, а флейту. Он идет на улицу музицировать.
- Да какая разница? Он же не занимается. Эх, да что говорить? Замучились мы с ним: и ругали, и стыдили, и уговаривали... Ни одна административная комиссия не проходит без обсуждения его вопроса. На него ничто не действует. Мы говорим ему, а он стоит, голову опустив, и думает о своём. Вот и весь Богданов.
- А он сам по себе какой, конфликтный? Скажем, с одногруппниками или в общежитии?
- Представьте себе, что со сверстниками у него полное взаимопонимание. Они его даже выгораживают. Прямо странно. Подростки обычно бездельников не уважают.
- А почему вы считаете, что он бездельник? Вы же сами сказали, что с утра уходит в город "с дудкой". Значит, играет. А музицирование - это тяжёлый труд.
- Да-да, он действительно играет. И говорят, даже неплохо. Его за это, говорят, Моцартом прозвали.
- А вы сами слышали, как он играет?
- Откуда же? У нас же не музыкальное заведение.
- Ну, а самодеятельность у вас какая-нибудь имеется: концерты всякие, праздники, вечера? Там он участвует как-нибудь?
- Вот этого я вам не могу сказать. Самодеятельность у нас, конечно, имеется. Этим даже специальный педагог дополнительного образования занимается. Концерты и все такое прочее, разумеется, у нас регулярно бывают. И на конкурсы всякие своих ребят посылаем. Но Богданов, насколько я знаю, ни в чем таком не участвует. Даже обидно: где-то там играет, а в родном училище выступать не хочет. Что ему стоило бы хотя бы в каком конкурсе поучаствовать за честь учебного заведения?
- Кстати, о конкурсах. Вы знаете о том, что ваш Данила Богданов был победителем Международного Паркеровского конкурса юных музыкантов? Правда, это было в 2003 году. Но он единственный российский ребёнок, взявший Гран-при на этом ежегодном конкурсе.
- Это правда?! Неужели он так хорошо играет?
- Виталий Васильевич, он божественно играет. Я сам слышал его исполнение. Он гений. Чудо-ребёнок. Потому и прозвали его Моцартом.
- Боже мой! Кто бы мог подумать?! У меня нет слов. Международный конкурс! А где же он проходил?
- В Милане. Вы можете найти сведения о конкурсе и запись выступлений в Интернете. Я полагаю, нашего Богданова вы легко узнаете, хотя тогда он был еще совсем маленьким.
- Но почему же в документах у него нет ни одного слова о конкурсе?
- Это я тоже очень хотел бы знать.
- В конце концов, что он у нас тут тогда делает? Его же место в музыкальном училище, в консерватории! Где там еще можно учиться музыке?
- Я тоже так думаю. И полагаю, что этого мальчика следует определить именно туда, куда направила его природа.
- А что я теперь в этой ситуации должен делать?
- Вы можете сделать что-нибудь, чтобы этот мальчик был аттестован в этом году?
- Понимаю, понимаю. Чтобы его можно было определить переводом?
- Ну да.
- Я, конечно, переговорю с преподавателями. Ну, и сам своей властью... Только надо, чтоб его куда-нибудь приняли, чтоб не получилось так, что мы будем с ним еще три года маяться. А он с нами.
- Ну, это уж я возьму на себя.
- А вы уверены, что сможете довести это дело до конца?
- Абсолютно. Я свяжусь с Паркером.
- А кто это такой?
- Это тот самый основатель и руководитель международного конкурса его имени. Он должен запомнить этого мальчика.
- Вы можете рассчитывать на мою всемерную поддержку.
- Спасибо! Скажите, из какого детского дома Богданов был к вам направлен?
- Так из Черноморского или Красногорского. К нам обычно оттуда сирот направляют. Впрочем, знаете ли, лучше уточнить в учебной части. Я сейчас распоряжусь, чтобы принесли его документы. А еще я вам очень даже рекомендую пообщаться с Мариной Сергеевной. Это наш социальный педагог. Именно она целиком занимается сиротами. Да я сейчас её приглашу.
Наташа, пригласи, пожалуйста, ко мне Марину Сергеевну. Как нет? Ах, да, совсем забыл! Она сегодня на каком-то там совещании.
Господин Маркус, боюсь, что вам еще раз придется к нам заглянуть. Если позволите, то я позвоню вам, когда Марина Сергеевна будет на месте.
- О кей! Я буду вам очень признателен!
11.03.2011. Краснодар, гостиница.
-Алло, Билл! Да, это я. Ну, конечно, из России. Нет, сейчас в Краснодаре. Как видишь, добрался. Нет, у своих ещё не был. Не было времени. Честно говоря, я сам ещё не совсем в седле. Ну что ты? Я не отказываюсь. Я, между прочим, именно затем сюда и приехал, чтобы встретиться. Но не могу же я просто так с бухты-барахты. Нет, месяца не хватило. Как ты советовал, утверждался на новом месте.
Ну да, с работой все в порядке. Встретили хорошо, предоставили жилье. Джорж распинался насчет дружбы с тобой. Правда, я что-то никогда не обнаруживал его в твоих друзьях. Ну, да Бог с ним. Вообще он мужик нормальный. На свои хлеба отправил меня с дорогой душой. Да я и сам кумекаю, что если справлялись с делами до меня, то и теперь с ними вполне справятся. Дал, правда, мне маленькое заданьице. Я отправил ему материал, но боюсь, что он не удовлетворит Джоржа.
Нет, дело не во мне. Просто не хочу отправлять ему "дезу", а та информация, какую он хотел получить, не может быть в реале по определению.
Ладно, об этом потом. У меня к тебе одна маленькая просьба. Ты помнишь, Билл, тот самый Паркеровский международный конкурс юных музыкантов в 2003 году? Ну, тогда ты мне все уши прожужжал насчет парнишки, который на флейте играл на слух и взял Гран-при. Вот-вот, именно этот самый чудо-ребёнок из России. Ты тогда еще Паркеру в Милан собирался звонить. Ну да! Звонил? Очень хорошо! А теперь опять ему позвонить сможешь? Ну, естественно, насчёт этого же парнишки. Его Данила Богданов зовут, если ты забыл.
Ах, не забыл? Прекрасно! Так ты сможешь позвонить? Ну, если бы не было нужно, то я не стал бы тебя беспокоить. Представляешь, Билл, недавно я встретил этого самого мальчишку здесь, в Краснодаре.
Ты что молчишь? Да-да, встретил. Именно его, именно здесь, в Краснодаре.
Совершенно случайно. Вышел из гостиницы по улице прошвырнуться, а он стоит возле какого-то бутика и играет. Я услышал и обалдел. Он же играл Глюка. Ты же знаешь мое чутьё к музыке. Я сразу узнал манеру. Ну, конечно, теперь парень совсем не так выглядит, но играет все так же божественно. Даже без аккомпанемента. Представляешь, он умудряется партию этого самого аккомпанемента вставлять в мелодию.
Что он там делал на улице? Зарабатывал, Билл. Представляешь, он работает бродячим музыкантом.
А ты полагал, что он совершенствует свое мастерство в консерватории? Билл, его даже в музыкальную школу не определили. Его впихнули в техническое училище. Ага! Гвозди заколачивать да топором махать. Да потому, что он сирота. Все время в детдоме воспитывался. А та бабёнка, которая вокруг него вертелась в ходе конкурса, - вовсе не мать ему была, а директриса детдома. Она же его, надо полагать и развела на бабки.
Нет, это только мое предположение. И потому я хочу установить истину. Билл, парень сейчас без денег, без музыкального образования, без дома и без работы. Вот он и зарабатывает тем, что играет.
Ты сможешь мне помочь? Мне надо точно знать, что и сколько парень получил тогда за Гран-при.
Прекрасно! Звони, как только что-нибудь выяснишь! Гудбай!
13. 03. 2011. Краснодар, гостиница.
Я думаю, что мне пора наведаться к родственникам. Вот завтра с утра и отправлюсь. Предварительно звонить не буду. Лучше сразу приехать - и все, чтоб никаких волнений не было. Жаль, конечно, что бабушка с Олей здесь живут, а отец там, в Тимашевске. Сразу одним махом всех и навестил бы. Хотя, честно говоря, с отцом мне не очень-то хочется встречаться. Вроде и обиды никакой нет, а простить не могу его предательства. Кинул, как собачку, в чужой стране, в чужом городе, среди чужих людей. Хорошо, что Билл оказался человеком. Вот, кто по-настоящему стал мне отцом: выучил, дал путёвку в жизнь. А ещё не могу простить, что всем врал о том, что меня нет в живых. Ну, ладно, всем врал, потому что надо было для каких-то целей, а матери-то зачем врал? Мог ведь правду рассказать, чтоб спокойна была. А то ведь угробил её этим.
Так. Как же всё-таки мне это дело провернуть? Может, стоит сестренку встретить у парадного академии? Подойти, вручить цветы и сказать: "Привет, Ольга Николаевна! Вы меня не узнаете? А я ваш блудный брат. Прошу любить и жаловать!" Ну, а дальше - как получится.
Нет, это слишком банально и пошло. К тому же, может сильно повлиять на её нервную систему. Надо поехать к ним домой. Вместе они уж точно не помрут ни от радости, ни от удивления, ни ещё от какой-нибудь эмоциональной встряски.
Да, поеду домой. У сестры как раз после обеда практика в больнице, и бабуля по утрам всегда дома. Так что самое время. Надо ехать. Что это я трушу, как первоклассник? Разве я в чём-нибудь виноват перед ними? Если в чём и виноват, то в том только, что был тогда слишком молодой и неопытный, чтобы противостоять отцу и его чёртовой политике, ради которой он меня загнал на другой конец Земли. Где теперь его политика? Где тот самый электорат, которого он боялся потерять из-за меня?
Жалко маму! Рано ушла от нас. Как бы сейчас я прижал её к груди! Долго, долго держал бы в объятиях, а потом целую вечность смотрел бы в её глаза, синие и бездонные, как море. Прости, мама! Все эти годы только ты всегда была рядом, была единственным утешением и спасением. Я знал, что тебе нелегко, что ты постоянно тоскуешь обо мне. Но что я мог сделать, когда я был так далеко от дома и от Родины? Я не мог тебе даже ни позвонить, ни написать. Отец постарался, чтобы вся связь с вами была полностью заблокирована.
Спасибо Биллу! Он один меня понимал и поддерживал. А потом, когда тебя не стало, он долго не решался мне об этом сказать. В общем-то, сказал, когда я выпустился из Стенворда. Я хотел тогда сразу же рвануть в Россию, но Билл убедил меня, что теперь нет смысла. Тебя я уже не верну, а в Россию я должен вернуться зрелым, успешным и независимым человеком, способным не только принимать удары судьбы, но и умело их отражать.
И вот теперь я стал таким, мама...
Я независимый журналист-международник, эксперт в области культурных связей между народами, член Ассоциации независимых журналистов. Я силён, свободен, успешен. Но я не чувствую себя счастливым. У меня нет тебя, и нет рядом любимой женщины, которая могла бы понять меня и утешить.
14.03.2011. Краснодар, пос. Яблоновский
- Как же ты меня узнала-то, бабуня?
- Да как же не признать, когда вы с Оленькой одно лицо. Она, как и ты, в мать. И притом, я видела тебя по телевизору. Ты там с каким-то политиком не нашим схлестнулся. Правда, говорили вы там тоже не по-нашему, а все, о чем вы спорили, наш переводчик объяснял. Я уж и не помню, в чём там дело было. Я-то не слова слушала, а в лицо твое всматривалась. А ещё раньше мне Коля, отец твой, сказывал, что ты живой, но живешь в Америке у его брательника. Но я и без него знала, что ты жив-здоров, и во все эти басни насчёт твоей погибели нисколько не верило. Сердце все время вещало, что ты где-то там живешь. И мама твоя с самого начала знала, что ты живой. Потому как женское сердце - вещун. А потом уж отец как-то пришел и сказал, где ты и что с тобой.
- Так, значит, отец все рассказал?
- А как же? Не сразу, но рассказал. Говорил, что так надо для всех нас.
- Отчего же она умерла? Я-то считал, что от горя.
- Ну, и горе, конечно было. Опять же, тосковала по тебе. Как иначе? А умерла она от своей болезни. Не берегла она себя. В больнице работала, а по врачам ходить не любила. Вот и запустила свою болячку. Когда кинулась, уже поздно было. Мучилась сильно, а умерла тихо. Перед смертью только об одном тужила, что с тобой повидаться не смогла. А ещё просила, чтоб ты на отца зла не держал. Он тоже, милый мой, много пережил. Нам всем тут не сладко было.
- А Оля почему с утра ушла? У неё же сегодня практика должна быть?
- Да переменилось там что-то с практикой. Вот она сейчас и заступила на дежурство. А после обеда уже и дома будет. Может, вечером сходим вместе к матери на могилку? Мы тут её похоронили, чтоб всем вместе на одной земле быть.
- Хорошо тут у вас, бабуня! Так бы вот и не уезжал бы отсюда никуда.
- А ты и не уезжай никуда. Нешто здесь нет для тебя работы?
- Работа везде есть, а только у меня она пока там.
15.03.2011. Краснодар, пос. Яблоновский
- Оля, ты с отцом видишься?
- Конечно.
- Часто?
- Ну, как получается. Раньше чаще, а теперь у меня преддипломная практика, потом диплом, ГОСы. Времени свободного совсем нет. Но если что, то созваниваемся.
- И ты на него совсем зла не держишь?
- За что?
- За маму.
- Да он-то в чём виноват, если мама сама себя не берегла. Да и работа у неё была просто невыносимая. Представляешь, целые сутки на ногах. Геркулес бы не выдержал такого режима. А она еще шабашкой занималась. А ты, я вижу, на него зуб держишь. Я тебя понимаю. Но все-таки напрасно. Вы просто друг друга не понимаете. Но если у вас с ним какие-то разборки, то причём тут мама?