Аннотация: К своим обязанностям в нравственном воспитании многие родители относятся небрежно
Что сказать? Отношение к учителям в школах, как говорят, ниже плинтуса. Под раздачу нынче попадают все скопом, кто хорошо работает, кто плохо. Причем, негативное отношение к учителям и к школе детям внушают, в основном, родители, снимая с себя ответственность за правильное воспитание.
Я не отрицаю тот факт, что в школах нынче в плане порядка, дисциплины (в том числе, трудовой) и соблюдения этических норм наблюдаются очень серьезные проблемы. Над ними, разумеется, надо работать. Но сейчас я хочу обратить внимание на проблему ответственности родителей в нравственном воспитании детей и подростков.
Как только с кем-то из учащихся происходит какое -либо ЧП, тут же без всякого суда и следствия определяется виновник во всех смертных грехах: учитель. И бедный учитель пытается как-то объясниться, оправдаться, доказать свою невиновность.
Куда там?!
Толпа родителей, сплотившись на время в войне против одного учителя, поднимает вселенский вой, проявляя выдающиеся знания в области своих прав и учительских обязанностей.
Что-то подсказывает мне, что родители в своей войне со школой как-то напрочь забывают о собственной ответственности в воспитании детей. Не секрет ведь, что многие, очень многие родители к своим родительским обязанностям (особенно в нравственном воспитании) относятся, мягко говоря, небрежно.
Я не стану сейчас говорить о вопиющих фактах, которые допускают некоторые горе-родители в своих "воспитательных" целях, когда отцы и матери истязают, бьют, унижают, оскорбляют собственных детей. Этой категорией граждан пусть занимаются соответствующие органы.
Мне сотни раз доводилось наблюдать, как "воспитывают" любимых деток вполне респектабельные, и главное, чадолюбивые родители.
Вот один из примеров распространенного в нашей стране "воспитательного" момента.
Двадцатое декабря. В доме у Анны Витальевны Тяпкиной бурлят нешуточные страсти. Она в сопровождении своих двух дочерей, двенадцати и тринадцати лет, только что совершила полдневный вояж в супермаркет, где приобрела целый багажник новогодних подарков. И теперь она с дочерями пытается распределить эти подарки по персонам.
- Я думаю, Сонечка, что этот косметический набор мы подарим Анжеле Петровне, - выбирает Анна Витальевна коробку с косметикой из кучи подарков.
- Мамочка, мы же дарили Анжеле косметику на День учителя, - напоминает Соня.
- Да? - задумывается мамочка. - Ну, тогда подарим ей вот этот парфюмерный набор.
- Ты, что?! Он же галимый. Анжела и смотреть на него не станет.
- Много из себя воображает эта Анжела, - вмешивается в разговор младшая дочь Анны Витальевны Екатерина. - Подумаешь, какая-то физручка!
- Может, и какая-то, - сердито парирует мать, - но Сонечка должна по физкультуре получить "пять".
Екатерина саркастически оглядывает довольно располневшую фигуру сестры и вытаскивает из кучи пакет, в котором упакован чайный набор из Гжели:
- А это мы кому отнесем?
- Это не трогай! Я купила этот набор для директрисы. С директорами надо ладить. Надо, чтобы директриса нажала на историчку.
- Так давай мы историчке тоже подарим что-нибудь!
- Я пыталась. Не берет. Говорит, что историю знать надо. А Анжеле мы, пожалуй, отнесем вот этот марочный коньяк и набор фужеров. У них там, в спорткомплексе, сплошные мужики. Вот пусть она с ними этот коньяк и глушит. Мы упакуем все это красиво. Я сама с Анжелой переговорю. А ты, Сонечка, завтра же подойди к англичанке, поздравь с наступающим новым годом и отдай ей вот этот ювелирный набор.
- А чё завтра-то? - вытаращила глаза Соня. - Еще же никто не поздравляет.
- Дура! - гневается Анна Витальевна. - Что нам до всех? Ты хочешь, чтобы она тебе "трояк" влепила?
- А может, уже влепила, - бормочет Соня.
- Пока еще нет, - уверенно заявляет Анна Витальевна. - Я выясняла: четвертные пока не выставляли. Но, чтобы не влепила, надо срочно подстраховаться.
- Ма, а что мы моей классной понесем? - робко спрашивает Екатерина.
- Ничего не понесем. Мы с родительским комитетом решили ей деньгами заплатить. Уже собираем по две тысячи с каждого. Деньги ей сейчас важнее, если она в Турцию на каникулах собирается ехать.
- Но ведь говорили, что теперь деньги в школах нельзя дарить. Вроде, как взятка.
- А никто деньги дарить и не собирается. Подарим букет цветов. А денежки в конвертике внутри букета спрячем. Кто проверять будет?
- А вдруг она этот букет кому-нибудь передарит?
- Не волнуйся: все тип-топ. Мы шепнем ей на ушко.
- А если не возьмет?
- Куда денется? От денег еще никто не отказывался.
- Здорово! - захлопала Екатерина в ладоши.
- Ты вот, что, - осадила ее мать, - поменьше радуйся.
Тоже мне еще распрыгалась! Мне эти ваши подарочки, между прочим, в копеечку выливаются
. - Ой-ой-ой! - обиделась Екатерина. - Можно подумать! Да все это барахло, - она махнула рукой в сторону кучи подарков, - для вас с отцом действительно стоит копейки.
- Сколько бы ни стоило, а чтоб эти копейки заработать, нам с папой пахать приходится, - назидательно заметила Анна Витальевна
. - Ну, мамочка, не смеши народ насчет того, что вы пашете, - вступилась за сестру Сонечка. - Нам бы так "пахать", чтобы и бабло рекой лилось, и спину при этом гнуть не нужно было.
- А вот, чтобы спины вам не пришлось гнуть, нужно сейчас не тройки в дневниках таскать, а четверки и пятерки.
- А чё, мало у нас пятерок и четверок?
- Чьими стараниями они проявляются? - усмехается мать. - Только тем и занимаюсь, что все ваши проблемы утрясаю. А у вас все гульки в головах да Интернет. Когда уже за ум возьметесь?
- Ну, опять свою пластинку завела! - вспыхнула Сонечка. - Давай уж скорей всю эту муть разбирать.
- Надо к каждому подарку бирочку приложить с фамилией, чтоб не запутаться, кому что дарить, - сказала мать и велела Екатерине приступить к этому делу.
- Слушай, ма, а чё так много собираете для классручки? - спрашивает Екатерина. - Можно было и тыщей с рыла обойтись. Не велика барыня. Да и чего такого она для нас сделала? Орет на всех, как ненормальная, и директрисе жаловаться бегает. А девчонок всех "бурёнами" обзывает.
- Не твоего ума дело! - категорически заявляет мать. - Пиши лучше понятнее каждую фамилию, а то в твоих иероглифах сам черт не разберется.
Скоро все подарки вместе с бирками были разложены в ряд на полу. Когда сосчитали все пакеты и коробки и сверились со списком всех преподавателей и представителей администрации, оказалось, что для учительницы музыки подарка не хватило. В списке преподавателей фамилия есть, а подарка к этой фамилии нет. Вероятно, обсчитались в супермаркете.
- Давай, ма, соберем что-нибудь из других подарков,
- предложила Сонечка.
- И что же это получится? - задумалась Анна Витальевна. - Мы уже все так прекрасно скомпоновали, упаковали. Теперь все назад ворошить? Не годится. Да и откуда что взять? Тут же все в наборах.
- Ой, да стоит ли еще из-за музычки париться? - воскликнула Екатерина. - Она и так пятерку поставит. Она всем подряд пятерки ставит, кто сидит хорошо на уроках.
- Да нет, нехорошо как-то, - сказала Анна Витальевна, - всех поздравим, а ее нет. Что подумает?
- Да ничего, - успокоила Сонечка. - Подумаешь, музыка!
- Ладно, - сама себе сказала Анна Витальевна, - докуплю я еще один подарок этой вашей музыкантше.
... По итогам 2-й четверти в дневниках у Сонечки и у Екатерины оказалось по одной тройке: по музыке. Забыла Анна Витальевна докупить в школу еще один подарок.
Впрочем, это не помешало ей костерить школу и учителей на всех перекрестках:
- Да в этой школе все такие взяточники! Только и ждут, чтобы на лапу сунули...