Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна
Исторический путь развития мировой культуры

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна (shulepova48@yandex.ru)
  • Размещен: 15/04/2024, изменен: 15/04/2024. 22k. Статистика.
  • Глава: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отрывок из лекции, прочитанной студентам КМТ (Краснодар) в 2012 году

  •    Развитие мировой культуры от 1-го века и до наших дней целиком и полностью определялось тем или иным представлением высшего Разума и отношением человечества к Творцу, создавшему все сущее на Земле.
      В далекие времена периода рождения и младенчества современной цивилизации, то есть в эпоху египетских фараонов и античности, человечество, надо полагать, совершенно не ведало о существовании некоего единого Божественного начала.
      И оно не способно было с достаточным почтением относиться к своему Творцу, как не способен всякий младенец почитать своих родителей. Для него авторитетом может стать любой ближний, взявший на себя роль опекуна. Своими "опекунами и покровителями" древние греки, римляне, египтяне, и др. народы считали всевозможных богов и божков, которых люди готовы были слушаться, и перед которыми следовало преклоняться. Разумеется, что и древние люди вполне в состоянии были осознавать, что над ними есть некое верховное начало ( божество), которое руководит всем сущим на земле. Но если Великий Творец не присутствует в мире людей, то, естественно, никто в глаза его не может увидеть. Всякое незнание дает пищу для богатой фантазии. И люди придумывали самые различные лики божеств по своему образу и подобию. Иными словами, богов создавали люди. И эти воображаемые боги были как люди, но превосходили людей по своим сверхспособностям и сверхвозможностям. Это были титаны-руководители, жившие, к примеру, где-то на Олимпе, наблюдавшие за людьми с вершины священной горы. Непокорных людей карали, а любимчиков награждали.
      Короче, начало нашей эры, именуемое веком АНТИЧНОСТИ, это время повсеместного язычества, для которого характерно отсутствие в представлении людей единого Бога. Всевозможные боги и богини отличались в языческих верованиях от людей только лишь необычайной силой и способностью управлять простыми смертными. Боги, очень похожие на людей, считались образцом для подражания. Так же и люди, похожие на богов, или имеющие "божественное" происхождение (Геракл, Одиссей, цари, диктаторы, стратеги и подобные им). Все власть имущие рабовладельцы, естественно, претендовали или на свое родство с богами, или хотя бы на божественную благосклонность и покровительство.
      Такое представление о божественном не могло не привести к существенному искажению сущности Божественного добра и добропорядочности. Ведь если человек представляет себя равным богу, то такому человеку дозволено все. А чтобы стать равным богу, нужно просто внешне быть похожим на него: быть таким же сильным, выносливым, иметь такое же прекрасное тело с "божественными" формами. Нужно уметь управлять, подавлять и повелевать - и все: ты бог, или подобный богу. В связи с подобным представлением божества древние поклонялись культу здорового и красивого тела, которое следовало выставлять напоказ. Одежда в эпоху античности служила только средством защиты от неблагоприятных погодных условий и как опознавательный знак, указывающий на принадлежность сословию. Еще одежды носили старики и убогие, которым необходимо было скрывать свои несовершенные тела.
      Физическое тело следовало постоянно держать в форме, поэтому в эпоху античности особенно распространены были занятия спортом и боевыми искусствами. Война для людей этого времени была не только возможностью обогатиться, но и способом размять свое натренированное тело. Культ физической силы и совершенства в этот период не знал границ. Человеческую плоть принято было всемерно ублажать и доставлять ей всевозможные наслаждения. Обжорство, пьянство, сексуальные наслаждения и извращения, увлечения экстремальными занятиями и чудовищными зрелищами убийств людей и животных в этот период были нормальным явлением.
      Культ физического тела человека широко отразился в античном искусстве, особенно в монументальных видах изобразительного искусства. В скульптуре и архитектуре как нельзя более полно и реально можно отразить господствующую в то время идеологию. Музыка воспринималась не как искусство, и не употреблялось для выражения чувств человека. Чувства в эпоху античности, вообще, были не в чести. Они вполне заменялись ощущениями: приятными или неприятными.
       Семейные союзы создавались не на основе чувств, а в силу необходимости продолжения рода. Поэтому семьи были непрочными, а кровное родство позволяло так или иначе разрешать проблемы наследства и владения общим имуществом. Вот, отчего в эпоху античности довольно часто происходили братоубийства. Сын без всяких колебаний мог убить отца или мать, а родители уничтожить свое дитя, если эти действия способствовали обогащению или овладению власти.
      Культ силы и могущества целиком отвергал проявление любой слабости и немощи. На поле брани раненых добивали свои же. Исключение было только для полководцев и воинов, проявивших особое мужество и отвагу. В семьях большую долю наследства получали более сильные и крепкие здоровьем дети, даже если они не были первыми по рождению.
      Естественно, что социально-общественная система, целиком свернувшая на путь бездуховного мракобесия (а именно такую государственность представляла обширная Римская империя), не имела права на долгое существование. Дьявол, утвердивший свою власть над людьми, воспользовавшись незрелостью их душ, не мог бесконечно править миром. Тем более, что в массах, уставших от разгула мракобесия, то тут, то там стали произрастать новые идеи развития жизни, основанные на принципах добра и справедливости. Люди стали искать Великого Защитника, ждать появления Того, Кто мог бы научить всех жить по Божеским законам. И Бог простил в сердце своем: "...потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его". (Бытие, 5,9) Человечество не ведало, что творило, не знало, как нужно жить в праведности. Новые идеи, рождавшиеся на окраинах империи, противопоставляли официальной идеологии духовные ценности, основанные на принципах справедливости и гуманного отношения к человеку. Люди жаждали новых нравственных устоев и свободы от безудержного насилия и культа жестокости. Повсюду носились слухи о скором пришествии Спасителя.
      Таким Спасителем явился Иисус Христос, давший миру новую веру, а вместе с ней и новую идеологию и эстетику. Новая христианская эстетика в корне отличалась от языческой, господствующей в поздней римской империи. Она несла не только истинную веру и представление о Боге, но и в корне меняла представление о человеке как самом совершенном творении Создателя. Истинное величие человека не в его внешней физической красоте, не в совершенстве плоти, которая представляет собой всего лишь форму, сосуд, в котором находится душа человека.. Душа, находящаяся в теле, составляет главную ценность конкретного человека. Ранние христиане заявляли, что перед лицом Создателя все люди равны и ценны, будь то свободный патриций или раб, богатый или бедняк, римлянин или еврей.
      Естественно, что такие представления не могли соответствовать политике властных структур империи. Поэтому ранние христиане подвергались жестоким гонениям и репрессиям. Понадобились целых четыре века, прежде чем новая вера не только получила право на жизнь, но и стала господствующей, вытеснивши язычество и языческую идеологию.
       В V веке происходит колоссальное по мировому масштабу событие: под натиском варваров окончательно разваливается и без того уже насквозь прогнившая Священная Римская империя. Точнее, её древняя столица Рим и границы. Тут-то и рождается единственно спасительная идея - поставить на службу государственности единую веру в единого бога. Христианство получило статус государственной религии. Это был важный для христианства законодательный акт. Но нет сомнения в том, что решение императора Константина узаконить христианство, было вынужденным актом, поскольку христианская идеология к этому времени распространилась очень широко, и, надо полагать, что так или иначе, она все равно стала бы господствующей по степени своего влияния на людей.
      Задача Константина была - поставить новую веру на службу власти. Этим законодательным актом христианство призвано было консолидировать общество вокруг верховной власти в лице одного монарха, главы христианской церкви. И служить этому самому монарху. Когда какая-нибудь вера обрекается на службу каких-либо властных структур, она уже не может быть верой. Она становится служанкой. И внутри христианства все перевернулось с ног на голову. Теперь глава христианской церкви был не просто верховным правителем. Монарх объявлялся "божьим посланником" на земле и вершил среди простых смертных "божью" волю. Если Бог - единственное совершенство, равняться с которым грешно даже в мыслях, то любая ересь в адрес Бога возлагала тень на царствующую особу. А это не было в интересах правящей верхушки.
      Спрашивается, что стало с истинной верой, с истинным христианством? Истинная вера никуда не исчезла. Образ Господа, явившийся людям в лице Сына Божьего, уже не мог не жить среди людей. Но христианская Церковь раскололась. И не только территориально: на Западную, Римскую Католическую и Восточную, Византийскую. Внутри христианской церкви произошел раскол в понимании служения Господу и его Божественным Заповедям. Властвующие церковные деятели именем Бога принялись насаждать простым христианам идею полного их подчинения папской власти и её властным структурам. И для реализации этой цели Папская церковь создает целый ряд законов и предписаний, которые призваны были всесторонне ограничивать свободы простых граждан. И хотя многие из учрежденных церковных законов ничего общего с истинным христианством не имели, они, разумеется, преподносились от имени Божьей Воли. Семимильными шагами пошло по Европе лжехристианское учение. Естественно, под это учение богословы принялись переписывать Библию. Что они с нею сделали, разговор особый.
       Речь о том, что именно с V века, когда началась новая эпоха общественного развития на земле, исторические общественные отношения строились во имя Бога, из-за Бога, для Бога: общественные и социальные отношения, политика, войны, искусство, наука - все жизни и смерти творились людьми под знаменем Божественной власти.
      Я не буду оригинальной, заявляя, что историю творили и творят только люди. Как и культуру. По сути, история - это и есть история развития культуры. Высокая культура или низкая, человечная или бесчеловечная, хорошая или плохая - её сотворили люди по своему разумению, опыту, желанию в некотором роде. Естественно, далеко не все у людей вышло, как замышлял Творец. Но Великий Создатель здесь не при чем. Если читать Священные Писания, то Бог создал всю живую и неживую природу и самого человека и, препоручив человеку Землю со всеми её земными богатствами, позволил ему делать на Земле все, что угодно. Нельзя было только вкушать плоды Древа Познания. (Не будем воспринимать буквально понятие Древа Познания. Человеку нельзя было внедряться в пределы Божьего Промысла, то есть в те Божественные сферы, которые ведомы и подвластны только Богу: например, таинства духа, таинства зачатия жизни и т.п.)
      Получивши полную свободу, человек вообще понесся неизвестно куда и зачем, оставляя после себя на пути и правое, и неправое. И если в эпоху античности он творил всякие бесчинства по своей человеческой незрелости, не ведая о своем Отце, у которого можно было бы взять уроки нравственности, то с пришествием на Землю Христа, человек просто обязан был принять учение Сына Божьего и пойти по Его стопам. Но человечество, надо полагать, было еще не вполне зрелым 2 тысячи лет назад настолько, чтобы, приняв Христа и Его учение, противостоять силам Зла, обустраивая свою жизнь.
      Общественно-культурное развитие человечества от V до XX века пошло не по прямому пути Добра и Справедливости, указанном Господом и его учениками. Это был путь постоянной войны людей друг с другом в их мнимом и действительном отношении к вере и Церкви.
       Причем, исторический период от V до XVIII веков характеризуется непрестанной борьбой за сферы влияния между отдельными монархиями под эгидой церкви, монархами и церковью, а также между различными разветвлениями церкви и между религиями.
       И, наконец, грянул XVIII век. Век Просвещения, культом которого был провозглашен Разум человека. А вместе с ним предпринимательские способности, деловитость человека, его особое понятие чести, стремление к успеху и накоплению научных знаний, которые можно употребить для достижения материальных благ. Тут же сразу появились учения об идеальном государстве, где все материальные блага могут быть распределены поровну между всеми гражданами. В обществе стала подниматься борьба масс с самой церковью. А вместе с ней и с христианством в целом. То есть, разворачивается критика церкви, перешедшая к XIX в. в политику воинствующего атеизма (полного отрицания религии). Но если в этот период критика церкви была уже довольно широка, то и авторитет христианства был довольно высок. К примеру, Великая французская революция (1789 -1795), Наполеоновские войны (1797- 1815) и буржуазные революции в Европе (1848) сами по себе не носили какой-нибудь религиозный характер, однако идеологическая основа борьбы демократических масс с абсолютизмом еще ссылается на божье право. Не случайно в результате этих войн абсолютизм всякий раз восстанавливался. (Здесь нелишне заметить, что известный российский деятель начала XVII века Борис Годунов, принявший царство после Рюриковичей, так и не смог удержать корону именно потому, что в сознании народа он не был помазанником Божьим и захватил власть силой).
      Глобальные конфликты ХХ века ничего общего с каким-либо абсолютизмом не имели. Здесь втянуты были, во-первых, интересы крупного капитала. Во-вторых, просто жажда власти, мирового господства. Диктаторские амбиции "народных вождей" вроде Гитлера и иже с ним никак не могут даже отдаленно ассоциироваться с богоподобностью.
       Право на исключительность не была им дана свыше. Как, скажем, право короля на корону самим фактом рождения. Свое право "вождя" диктаторы завоевывали силой, хитростью, интригами, подкупами. Чаще всего, всеми средствами, далекими от божественности. "Вожди" революций ХХ века были убежденными атеистами, первым лозунгом которых было утверждение, что бога нет, значит, позволительны все средства для достижения революционных целей. И все эти средства, употребляемые еще в период подготовки революции, были далеко не безобидны: грабеж, называвшийся деликатно "экспроприацией", террор, вовлечение масс в уличные драки, убийства, шпионаж, шантаж, мошенничество и др.
      Чтобы можно было детально рассмотреть причины того, как могло человечество дойти до такого, нужно, на мой взгляд, заглянуть в 19 век, породивший не просто "бунтарские" настроения среди народных масс против государственных устоев. Он породил, развил и распространил революционную идеологию марксизма, которая оказалась вполне способной разрушить "весь мир насилья". Причем, "до основанья".
      19-е столетие называют веком революций. Совсем не потому, что эта эпоха изобиловала революциями. Хотя, действительно, революций было более даже чем достаточно. Одна Франция претерпела их целых три.
      Революционным 19 век назван потому, что именно в этом веке сформировалась идея революции как единственного способа государственного переустройства "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем..." - вот, какой чудовищный по своей сути лозунг объявила Парижская Коммуна. Стремление все и вся разрушить ради призрачной свободы витало по всей земле еще со времен Великой французской революции. Что и как следует разрушать, людям уже было известно не понаслышке. Но что последует "затем", этого тогда еще не знал никто. Это уже потом, после революций обнаруживалось, что "затем" следует кровавая бойня.
      Именно в 19 веке родились и получили свое широкое распространение движения, которые уже в ХХ веке привели к революции 17-го года в России и к другим процессам, коренным образом переустроившим мир. К ним следует отнести коммунистические, социалистические и националистические движения, целью которых было полное уничтожение существующего мироустройства и замена его новыми общественно-социальными отношениями; движения исламских религиозно-радикальных кругов; движения анархистов, террористов, экстремистов, направлявших свою борьбу не против конкретных врагов, а против всего вообще, что не соответствовало их морально-этическим или религиозным установкам.
      Однако такое явление, как Октябрьская революция 1917 года в России, в 19 веке еще не могло состояться. Даже не потому, что идеология марксизма еще не получила достаточно широкого мирового распространения. К тому, чтобы раздуть революционный пожар в какой-нибудь стране, вовсе не требуется мировая готовность к революционным действиям. Справедливости ради, следует отметить, что коммунистические идеи Маркса и его сторонников уже к 70-м годам 19 века были широко распространены по всей западной Европе и в России. Коммунистической революции масштаба 1917 года не могло быть в ХIХ в. по той простой причине, что велика еще была вера человечества в божественную сущность мироздания.
      Коммунистическая идеология, как известно, не просто атеистична, но атеистична воинственно, поскольку отрицает не конкретно бога (христианского, мусульманского или даже языческого). Коммунистическая идеология отрицает вообще всякое божественное начало, Ничего духовного для этой идеологии не существует. И в основу её заложены принципы материального распределения благ: все должны получить все поровну.
      Такая идеология освобождает человека от любых гуманных морально-этических норм, которые способны стать барьером на пути к стремлениям любой ценой получить свою равную долю материальных ценностей.
      "Цель оправдывает средства", - вот лозунг революционеров всех времен и народов.
      В 19 веке вера в Высший суд была еще велика. Великие умы 19 века, многие из проповедников и проводников народных масс, способные влиять на массовое сознание, были если не верующими людьми, то, по крайней мере, верили в Высший суд, как, например, граф Л.Толстой. "Но есть и Божий Суд, наперсники разврата", - утверждал в свое время противник крепостничества М.Лермонтов. Те руководители Парижской Коммуны (просуществовавшей, кстати, всего 72 дня), которые не были христианами, прекрасно сознавали, что широкие народные массы не могут понять и принять откровенную коммунистическую идеологию.
      К 17 году ХХ века атеизм нашел своих приверженцев не только в среде профессиональных революционеров, но и среди революционно настроенных пролетариев.
      Наряду с коммунистическим и социалистическим движением, во многих странах, и, в первую очередь, в России, не без участия марксистов и их сторонников, все шире разворачивались движения террористов и экстремистов. В Западной Европе развернулись движения националистов, породившие в Германии и Италии крайнюю форму национализма - фашизм, который своими корнями также уходит в безбожие, закамуфлированное в некое подобие национального пуританства.
       Главным божеством в идеологии фашизма, как и в идеологии коммунизма, являлся вождь, непререкаемый авторитет из числа простых смертных. И этот вождь, которому приписывались некие сверхчеловеческие способности, не только позволял себе и своей пастве все, что ему было угодно, но даже принуждал граждан во имя "высокой" идеи к совершению самых бесчеловечных действий.
      Иными словами, ХХ век явил собою эпоху, резко отличающуюся от предыдущих - эпоху отрицания духовной ценности человека как Божественного создания. В ХХ веке вся ценность человеческой массы и человека в отдельности свелась лишь к способности производить и потреблять предметы материального мира. Тенденция низведения духовности в человеке и в обществе к концу ХХ века приобрела глобальные масштабы. Различные темпы развития производства предметов материального мира в условиях непрекращающейся гонки накопления произведенной продукции и ее сбыта в отдельных странах породили ряд мировых противоборств, которые были навязаны ведущими державами уже в самом начале века. И эти противоречия к концу ХХ века только обострились.
      Резкая поляризация и (как следствие) противоборство во всех сферах экономической, политической, социальной и идеологической жизни во внутренней и внешней жизни всех стран - вот главная отличительная черта ХХ века.
      Другая отличительная черта ХХ века - глобализация всех процессов. В ХХ веке ни одна страна не развивалась автономно от других стран - ни мощная держава, ни государство-карлик.
      И, наконец, третья черта - создание глобальной системы информационно-коммуникативного пространства.
      При таком положении мироустройства любой малозначительный локальный конфликт в отдельно взятой стране может стать искрой мирового пожара. Примеров тому тьма.
      Было бы грубейшей ошибкой считать, что все культурно-исторические процессы на протяжении всего рассматриваемого периода во всех странах происходили по одному и тому же сценарию. Ничего подобного! Божественные (или общечеловеческие), культурные, исторические законы могут быть общими в пределах развития одной цивилизации. Но процессы и явления, имевшие место в ходе развития в разных странах, у разных народов и наций, непременно должны были различаться.
       В этом мы легко убеждаемся, рассматривая историю различных государств.
      Тем не менее, рассматривая какой-нибудь процесс, происходящий в отдельно взятой стране, мы не можем не принимать во внимание общие для всех стран следующие факторы, влияющие на причины, ход и результат данного процесса: время, место, идея, основные и второстепенные силы. Время - это эпоха, место - это географическое положение страны, идея - идеологическая платформа процесса, и, наконец, вершат процесс определенные движущие силы с помощью средств, способов, ресурсов.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна (shulepova48@yandex.ru)
  • Обновлено: 15/04/2024. 22k. Статистика.
  • Глава: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.