К сожалению, придется признать очевидное: новый Пушкин, великий творец мировой величины, гордость русского народа, который мог бы быть признанным гением всего мирового сообщества, в наше время не может появиться ни сейчас, ни в ближайшем будущем.
Почему? Разве наша земля не рождает уже талантов, способных постичь непостижимое, достичь недостижимое и творить чудеса в искусстве и науке? Разве новейшие возможности в системе образования не позволяют открывать истинные таланты уже в раннем возрасте, и обучить (опять же с самого раннего возраста) всем премудростям в творчестве и в постижении всех тайн природы и общества?
В том-то и дело, что российская земля не только способна, но и рождает на самом деле удивительно талантливых и одаренных ребятишек. Многие из них уже в раннем возрасте становятся лауреатами, призерами, чемпионами на международном уровне. Думаю, что число таких звездочек в русской культуре с годами будет увеличиваться благодаря развитию материально-технической и научной базы образования. Но гениями эти звездочки вряд ли станут, потому, что стать гением может только патриот своей страны. Патриоты ли России наши нынешние таланты? Сколько талантливых и даже выдающихся творцов нашей Родины, изменив своей стране, побежали за кордон вслед за длинным рублем (точнее, валютой)? Известно, что измена Родине в любом её проявлении не придает человеку величия.
Величины, подобной Александру Сергеевичу Пушкину, боюсь, мы еще не скоро дождемся. И связано это единственно с тем, что не сформировано еще в нашем обществе истинное патриотическое чувство, которое не внедришь новейшими технологиями и методиками и мощнейшей материальной базой в системе образования. Патриотизм - это не только готовность защищать свою Родину с оружием в руках, защищать честь нашей страны на концертных, спортивных и научных площадках. Это чувство искренней любви ко всему НАШЕМУ, что есть на русской земле. Причем, любви не только искренней, но и деятельной.
Пушкин всей душой любил абсолютно все, что воплощено было в коротком слове Россия: русские леса, поля, сады, деревни, русскую зиму и осень, лето и весну, русские города и особенно столицы, русский народ и русскую историю. Понятно, что не все в русском быте, общественных отношениях и в русской истории Пушкину нравилось. Ко многим реалиям русской жизни поэт относился критически. Но его неприятие и критика к проявлениям современной ему жизни было продиктованы любовью к своей Родине и болью за её настоящее и будущее.
Великая любовь Александра Пушкина с младых лет питалась и росла во многом благодаря замечательному гуманитарному образованию и воспитанию, которое он вместе с другими мальчиками из привилегированных семей получил в стенах Царскосельского лицея. И одним из важнейших факторов становления Пушкина-патриота стала удивительно братская атмосфера отношений лицеистов и преподавателей Лицея.
Основу школьных дисциплин в Лицее составляли гуманитарные науки: отечественная литература и язык, иностранные языки, отечественная история, философия и право, богословие, искусства (в том числе музыка и танцы), спорт. Именно гуманитарные науки и искусства рождают в человеке высокие чувства. А сейчас в учебном плане наших учебных заведений много места уделяется гуманитарным дисциплинам? Преподавание искусств в современной общеобразовательной школе, вообще, находится в таком плачевном состоянии, что и говорить не хочется об этом. А ведь именно искусства и высокохудожественная литература рождают в человеке высокие чувства, к которым относится любовь.
Любовь лицеистов пушкинской поры ко всему русскому была не поддельной, не показушной, а именно искренней и всеобъемлющей.
Следует заметить, что в Царскосельском лицее обучались дети высокопоставленной элиты. Сейчас таких отпрысков российской элиты называют "мажорами". Но разве можно современных "мажоров", повернутых на материальной роскоши, сравнить с лицеистами пушкинской поры? Из тридцати мальчиков первого (пушкинского) выпуска ни один впоследствии не стал предателем, изменником, уголовником и вообще каким-нибудь подонком. Все послужили Отечеству достойно.
Рассмотрим более подробно, в какой атмосфере Царского Села формировался гений А.С.Пушкина, какие друзья в Лицее окружали его?
Лицей, созданный по инициативе императора Александра 1 был создан для обучения и воспитания будущей верноподданной элиты государства и царской власти. И для обучения будущих царедворцев были созданы все условия и приглашены лучшие педагогические кадры того времени. Огромная роль в учебном заведении отводилась нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию лицеистов.
Воспитанием учеников в Царскосельском лицее занималась целая команда специалистов, состоявшая из: директора,
гувернеров и учителей,
надзирателей
и прочих помощников.
Первым директором лицея был Василий Фёдорович Малиновский - русский просветитель.
Он был отцом одного из учеников и друзей Александра Пушкина - Ивана Малиновского.
Главной своей задачей он считал создание дружеских и даже родственных отношений между воспитанниками. Себя представлял отцом большого семейства, старался поддерживать каждого ученика. Малиновский был директором лицея с первого дня его открытия до дня своей смерти - 4 апреля 1814 года.
В 1816 году на должность директора был назначен Егор Антонович Энгельгардт - писатель и педагог. Он пробыл директором первого выпуска, в котором учился Пушкин, менее года.
Не раз он проявлял благосклонность к выпускникам.
Например, он защитил Пушкина от наказания, когда тот накинулся с поцелуями на княжну Волконскую (он перепутал ее в темноте с молодой горничной Наташей).
И предпочел забыть о пирушке, устроенной студентами в лицее, так что этот случай не повлиял на их чины при выпуске.
Под стать директорам Лицея и преподаватели, которые, конечно же, были высококлассными специалистами в деле образования и воспитания молодого поколения.
Александр Петрович Куницын преподавал лицеистам нравственные и политические науки: логика, этика, право. Куницын на своих лекциях много рассуждал о свободе и о необходимости ограничения власти, что господствует над людьми, так как неограниченная власть превращается в тиранию.
Пушкин напишет о нем несколько строк в стихотворении "19 октября":
"...Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена..."
Николай Фёдорович Кошанский, а также Александр Иванович Галич преподавали эстетику, русскую и латинскую словесность.
Галич старался сделать свои лекции максимально интересными. И у него это получилось: лицеисты внимали каждому его слову.
"Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич vale! [будь здоров]
Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам!"
Лицеисты видели в нем больше товарища, нежели преподавателя.
Фёдор Богданович Эльснер преподавал лицеистам военную науку. Считается, что благодаря ему 12 воспитанников пушкинского курса поступили после окончания лицея на военную службу.
Обязательными все шесть лет обучения в лицее были уроки рисования, музыки и пения.
В лицее был создан хор, в который входил Пушкин. Часто в стенах лицея устраивались музыкальные вечера, на которых собирались все лицеисты.
Лицейские годы, лицейское братство - самая светлая полоса пушкинской жизни. Куда бы ни бросила судьбина лицеистов, они всегда оставались верны лицейскому братству. Пущин посещает опального поэта в Михайловском. Молодой дипломат Горчаков, рискуя вызвать недовольство начальства и пожертвовать карьерой, предлагает деньги и заграничный паспорт Пущину после разгрома восстания декабристов...
Среди первых выпускников будут те, чьи имена впоследствии войдут в историю России. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории.
Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев - это только первый, пушкинский выпуск.
Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811-1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства - и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве.
Приведу к примеру имена только самых-самых известных лицеистов первого выпуска.
Вольховский Владимир. Прозвище Суворочка. Член преддекабристской организации "Священная артель", Союза спасения (с лета 1817) и Союза благоденствия, в 1823 году участвовал в совещаниях у Ивана Пущина и других членов тайного общества. Служил на Кавказе при Паскевиче , участник Русско-персидской войны 1826-1828, участник Русско-турецкой войны 1828-1829, по окончании прибыл в Петербург, где 22 ноября 1830 года назначен генеральным консулом в Египет, но в связи с польским восстанием 1830-1831 временно откомандирован к 6 пехотный корпус в действующую армию. Контужен 13 февраля 1831 года в сражении на Гроховских полях под Варшавой.
Иван Пущин. Иоанн Великий, Большой Жанно. При выпуске получил похвальный лист Љ1 с правом на серебряную медаль. Участник декабристского движения. Был осужден в Сибирь на вечную каторгу. Перед отъездом в Сибирь посетил Пушкина в Михайловском.
"Мой первый друг! Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда в мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил",-
напишет позже Александр Пушкин об этом событии.
Антон Дельвиг. Русский поэт-романтик, литературный критик и издатель. Главное детище Дельвига - "Литературная газета", основанная в 1830 году при поддержке Пушкина. Умер в январе 1831 года после перенесенного тифа.Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений".
Вильгельм Кюхельбекер. Прозвище Кюхля. Член тайного общества, друг Грибоедова и Рылеева. Участник восстания декабристов. 8 лет в одиночной камере, затем каторга в Сибири. Умер в Сибири.
Горчаков Александр. Прозвище Франт. Министр иностранных дел и последний канцлер Российской империи. Один из крупнейших дипломатов 19 века. Именно ему Россия обязана восстановлением суверенитета империи на Черном море. Ему принадлежат знаменитые строки: " Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается". (Из депеши, разосланной в российские посольства в 1856 г.)
В стихотворении, посвященном годовщине 1825 года, Пушкин задался вопросом:
"Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?"
Этим "последним из могикан" и стал А.М.Горчаков, переживший всех однокашников и доживший до того торжественного случая, когда его прославленному тезке в 1880 году на Тверском бульваре в Москве был открыт первый в России памятник.
Наше современное образование в целом воспитывает не патриотов, тонко чувствующих дыхание родной земли и умеющих любить русский народ и отечественную историю, а бизнесменов и предпринимателей во всех сферах народного хозяйства, науки и культуры, многие из которых готовы служить Родине только тогда, когда она хорошо за это заплатит. Бесплатно любить Родину способны лишь немногие из нас.
Чтобы в России, наконец, появились новые Пушкины, Пущины и Горчаковы, в наших школах, лицеях и колледжах необходимо внедрять по-настоящему всеобщее глубокое гуманитарное образование и воспитание с углубленным изучением русской литературы, истории и искусств.