Аннотация: О проблемах реформы системы образования в Российской Федерации
1. "Мы со своей стороны все сделали..."
Да извозчики-то на что ж? Это их дело.
...только скажи: повези меня туда, - свезут,
куда изволишь.
Д. Фонвизин. Недоросль
Полгода назад моя знакомая попросила меня подтянуть по русскому языку её сына-восьмиклассника. На репетитора денег нет, а я, вроде как, совершенно свободный человек. В следующем году сдавать ОГЭ, а у него - с двойки на тройку. Ну, согласилась. Как не помочь матери-одиночке? Тем более, что парнишка у неё хороший и сообразительный.
Пришел. Надо же проверить его познания, что он там за семь лет выучил по предмету. Предложила написать диктант. Продиктовала одно предложение. Заглянула в тетрадь и ужаснулась. Таких вычурных каракулей, наползающих друг на друга и вылетающих с одной строчки на другую, я в своей жизни никогда не видела. Для верности я все-таки спросила:
-Ты в каком классе учишься?
-В восьмом.
-Как же ты до восьмого класса добрался с таким письмом?
Молчит. А что он скажет? Это учителей, которые тянули его из класса в класс, надо спрашивать.
-Вот что, братец, - говорю, - надо нам с тобой возвращаться в первый класс и учиться правильно писать буквы.
Купили тетрадь в косую линейку, прописи, перьевую ручку с чернилами. Стали учиться писать буквы и слова. Попутно еще принялись учиться читать по слогам, поскольку парень читал так, что совершенно не понимал прочитанного текста.
Сейчас пишем и читаем на уровне 3 класса. В ходе занятий за полгода выяснилось, что у парня большая запущенность в освоении учебного материала всех базовых школьных дисциплин: литературы, обществознания, математики, физики, истории и др. предметов. А иначе и не могло быть, поскольку мальчишка не умеет читать и писать.
Спрашиваю:
- Кто такой Чайковский?
Чешет затылок, потом выдает радостно:
- А! Это такой сахар в коробке!
- А Расул Гамзатов - это кто?
Довольно улыбается: вопрос-то плевый:
- Ну, это же в Чечне главный руководитель, как его там?.. ну, президент.
- Главу Чеченской республики зовут Рамзан Ахматович Кадыров. А Расул Гамзатов - это всемирно известный дагестанский поэт, который написал текст к песне "Журавли". Чем вы там в школе на уроках музыки занимались?
- Да не было у нас никакой музыки.
-Совсем, что ли?
- Ну, когда в младших классах учился, нам учительница показывала мультики. А с пятого класса мы на музыке делали контрольные по математике или писали сочинения и диктанты по русскому языку.
Разговариваю с мамой:
- Как же вы допустили, что к 8-му классу мальчик ни писать, ни читать не выучился?
- Мы все со своей стороны сделали, что от нас требовалось, - развела руками женщина.
И мне вспомнилась знаменитая комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль". Там тоже матушка Митрофанушки, г-жа Простакова, сказала Стародуму: "Мы все делали, чтоб он у нас стал таковым, каким изволишь его видеть".
Как получилось, что сейчас, в ХХI веке, в эпоху компьютеризации и цифровизации, нормальный подросток с неглупыми мозгами, без всяких отклонений в развитии и не имеющий каких-либо вредных наклонностей, не знает простых понятий и не владеет элементарными навыками письма, чтения и математических действий?
Сразу обращаю внимание на то, что случай со школьником, описанный выше, далеко не единичный. Более того, подобная безграмотность и отсутствие элементарных знаний об окружающей действительности - нормальное явление среди школьников, учащихся средних специальных учебных заведений и студентов провинциальных вузов. Я работала в этой сфере, поэтому знаю проблему не понаслышке.
Что происходит с нашим народным образованием? Почему некогда самое лучшее в мире советское образование теперь так резко преобразилось в уродливую сторону? Давайте будем честны сами перед собой и признаем очевидный факт: наше нынешнее поколение детей, подростков и юношей безграмотно в условиях высочайших требований современности к уровню грамотности всего населения страны.
Вот только не надо восторженно размахивать, как знаменем, всевозможными наградами, которые получают наши школьники и студенты на международных конкурсах, смотрах, олимпиадах и прочих престижных соревнованиях. Во-первых, участвуют в таких соревнованиях учащиеся и выпускники престижных элитных учебных заведений и центров (типа Ломоносовских школ или "Сириуса"). Во-вторых, с кем наши школяры соревнуются?
Представители старшего поколения отлично помнят, как в 70-80-х годах мы открыто потешались над тупостью и безграмотностью молодых американских и европейских граждан. С тех пор ума нынешнему поколению американцев и европейцев не прибавилось. Так что те еще соперники. В-третьих, наших (как, впрочем, и всех ненаших) к каждому конкурсу готовят персонально. Серьезно и задолго до конкурса.
Нет слов, разумеется, не перевелись еще в нашем обществе вундеркинды. Но не о них речь. А об уровне образованности всего молодого поколения страны. А оно у нас, судя по многочисленным опросам, сейчас ниже плинтуса. Да и ежегодные результаты наших ЕГЭ и ОГЭ говорят сами за себя. Это при всем при том, что уровень сложности заданий этих самых ГЭ с каждым годом все упрощается.
К примеру, все задания последнего пакета ОГЭ по русскому языку без всякого напряжения вполне может выполнить семиклассник, и даже шестиклассник, если он серьезно относится к учебе. Причем, ему вполне достаточно для этого полутора часов, а не трех, какие отводятся на экзамене. А если сравнивать уровень требований к знаниям, которые предъявляются к нынешним ученикам с теми требованиями, которые предъявлялись к их сверстникам эпохи Советского Союза, то здесь не может быть никакого сравнения: грамотность, начитанность, компетентность во многих сферах была на порядок выше. Бабушки и дедушки нынешних недорослей не раз говорили мне при встречах, что отличные оценки их внуков соответствуют советским "тройкам".
Что говорить, я сама со своими тремя тройками в аттестате легко поступила в институт без всяких репетиторов, без блата и без взяток. Причем, я поступала не туда, где был меньший конкурс, а куда хотела.
Нынешние ЕГЭ и ОГЭ - это величайшая профанация нашей эпохи, прикрытая лозунгами о демократизации и гуманизации образования. Мол, система ОГЭ и ЕГЭ позволяют:
каждому учащемуся определиться со своей будущей профессией. В связи с этим предлагается для сдачи экзамена ряд предметов по выбору;
2)исключить в школах коррупцию и предвзятость со стороны учителей и администрации, стремящихся продвинуть своих подопечных и повысить показатели успеваемости. По принципу "своих не бросаем". Декларировалось, что посторонние экзаменаторы будут предельно беспристрастны и объективны к сдающим экзамен;
3)ОГЭ и ЕГЕ позволяют поступить в престижные высшие и средние специальные учебные заведения не только выпускникам столиц и региональных центров, но и представителям глубинки;
4)единый стандарт приема и сдача экзаменов отвергает всякую исключительность для сдающих . Все равны, никаких наводящих вопросов и примерных ответов;
5)облегчается работа приемных комиссий, где также исключается коррупция в ходе приема абитуриентов для обучения.
Так "парили" народу создатели и организаторы новых "демократических реформ".
Разумеется, все это прекраснодушие - не только всего лишь декларация, но и умелая манипуляция, позволяющая легко и просто производить классовый отбор будущих студентов, а в дальнейшем и специалистов во всех сферах народного хозяйства.
Известно, что пакеты заданий всех предметов, поставленных в экзаменационный блок, имеют два уровня по степени сложности: базовый и профильный (углубленный).Для каждого из этих уровней созданы свои учебники и пособия. Профильный (углубленный) уровень - это для элиты, особых детей, чьи родители способны нанимать высококвалифицированных репетиторов, оплачивать дополнительные занятия, отправлять ребенка в престижную школу. Это не просто сложный уровень, а настоящее мучение для будущего выпускника. Зато профильный уровень гарантирует поступление в вуз, в том числе и престижный, поскольку выпускник, сдавший экзамен профильного уровня и получивший высокие баллы, действительно имеет знания.
Базовый - это облегченный уровень. Сильно облегченный. Простейшие вопросы и задания, с которыми, как я уже сказала выше, вполне может справиться и шестиклассник. Предназначен он, естественно, для всех "тупых" и "ленивых" учащихся. Беру слова в кавычки, поскольку в категорию "тупых" и "ленивых" чиновники от образования отнесли всех тех ребят, кому не повезло с местом проживания, с уровнем достатка родителей, с уровнем профессионализма учителей, с оснащением школы или с условиями обучения в школах глубинки и в малонаселенных поселениях. Не может, скажем, школьник получить полноценные знания, поскольку в школе не хватает учителей, а потому с учащимися младших классов занимаются вчерашние восьмиклассники, а в среднем и старшем звене работают представители смежных профессий: математику ведет бухгалтер, а историю и обществознание - офицер-отставник. И в школе не работает интернет, не имеются необходимые наглядные пособия, а директор полностью зависит от того, какие указания ему поступят от местного предпринимателя, который в поселке - царь и бог. Велел этот царек директору отправить учащихся на прополку, или на уборку урожая. Всех пяти-восьмиклассников снимают с уроков и отправляют в поле.
Понятно, что при такой постановке вопроса прочных и глубоких знаний не получишь. Но ОГЭ сдавать надо по окончании девятилетки. Вот, начиная с пятого класса, учителя и продвинутые родители принимаются натаскивать детей на сдачу экзаменов.
"...Тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения превращается в "натаскивание" на экзамен". (О. Васильева, 2016 г.)
Всех стопроцентно натаскивают для сдачи обязательных: математику и русский. Остальные предметы, которые учащиеся выбрали, уже в 7-м, 8-м классах выдаются избирательно. Учителя натаскивают только тех учащихся, которые будут сдавать экзамены по этим предметам. И не только на уроках натаскивают, но и после уроков за соответствующую плату. Скажем, из всего класса историю решили сдавать 5 человек, а физику - 4. Вот историк и занимается с пятью учащимися, а физик - с четырьмя. Остальные в классе его не волнуют. Ну делают что-то там, и ладно. Главное, чтоб вели себя на уроках тихо. Ученики занимаются своими делами: кто-то завис в своем смартфоне, кто-то списывает домашку по математике, кто-то тихо дремлет, а кто-то развлекается. Ближе к экзаменам на уроки по предметам, которые не надо сдавать, ученики вовсе не являются. Прогуливают, придумывая самые различные основания для прогулов.
Ну, и откуда у основной массы учащихся наших школ будут всесторонние прочные знания?
Если кто-то думает, что такая ситуация характерна только для сельской местности, в провинции, где-то там, в далекой глубинке, то сильно ошибается. Всё вышеописанное в полной мере наблюдается и в городских школах, и даже в столицах. В городах учителя тоже не дураки, смекают, что не стоит париться зря за копейки, тем более, что их работа оценивается по результатам ОГЭ и ЕГЭ. Чем выше показатели учащихся на ЕГЭ, тем выше оценка работе учителя. Вот и занимаются только с теми, кто будет сдавать соответствующий предмет.
В ста метрах от моего дома находится большая школа, даже гимназия с гуманитарным уклоном. Из нашего и соседних домов учатся в этой школе большая часть ребятишек, так что информацию о школе я узнаю из первых уст. Практика преподавания, описанная выше, расцветает в этой школе махровым цветом. Музыка в школе уже который год нормально не ведется, хотя стоит в сетке часов. Уроки ИЗО используются для подготовки внеклассных мероприятий. Ну кому нужна это музыка, если её нигде и никак не надо сдавать? Не нужно сдавать ОБЖ, физкультуру, астрономию, краеведение, какую-то там технологию... И зачем на эти предметы тратить время? Так считают не только ученики и их родители, но и сами учителя. Хуже того - администрация школы. Так постепенно и планомерно вытесняются из школы очень важные учебные дисциплины, способные не только дать знания в определенной сфере культуры, но и привить умения и навыки, необходимые человеку в жизни.
Как и в какой атмосфере проводятся ОГЭ и особенно ЕГЭ, описывать не буду, поскольку все очень хорошо знают, какой ажиотаж обычно поднимается в школах перед экзаменами, непосредственно во время и после экзаменов. И связано это не потому, что кто-то искусственно нагнетает обстановку, а потому что у большинства учащихся очень слабые знания.
Неуверенность в знаниях рождает страх. Причем, страх не по поводу того, насколько успешно будет сдан экзамен, а потому что низкие баллы на ОГЭ или ЕГЭ перекроют дорогу в техникум или в вуз. А не поступил никуда, отправляйся куда хочешь, хоть в преисподнюю. Никого, кроме твоих родителей, это не волнует. После 9-го, если завалил ОГЭ, бывшего своего же ученика не примут и в 10-й класс под любым предлогом. Зачем школе лишний балласт?
Но рассмотрим к примеру, положение выпускника, который получил высокие баллы по базовому уровню. Отправляет документы в приличные столичные вузы, уверенный в том, что с его высокими баллами в любом вузе его ждут с распростертыми объятьями. Не тут-то бывало! Вуз уже набрал нужное число абитуриентов, получивших высокие баллы по профилю и по результатам олимпиад, спартакиад и конкурсов всех уровней. И подавляющее число таких абитуриентов - дети чиновников, бизнесменов, крупных предпринимателей и депутатов, то есть, той категории родителей, которые могут себе позволить оплачивать обучение в элитных школах, нанимать репетиторов, водить на дополнительные занятия и... отстегивать вузу приличный вступительный спонсорский взнос. Не прошло дитя по конкурсу на бюджет, богатенькие родители отправляют учиться на платной основе.
Предположим, все-таки какой-то особенный вундеркинд-стобальник из Тмутаракани Саратовской губернии поступил в московский или петербургский вуз. Мама-доярка и папа-скотник кое-как наскребли дитяти денег на дорогу, упаковали рюкзак харчей. Езжай, сынок, учиться! Приезжает парень в столицу, а общежитие на 1-м курсе вуз не предоставляет. Надо квартиру искать. У родителей денег нет на квартиру, еще и кушать каждый день нужно. О модных шмотках, в которых щеголяют отпрыски именитых чиновников, не приходится и мечтать. Надо идти работать. В ЖЭК, например, дворником или на стройку разнорабочим. Учеба отодвигается на второй план. В общем, после первой же сессии бросает несостоявшийся гений учебное заведение и едет домой заниматься... ну, мало ли, чем может заниматься молодой и здоровый человек, когда в деревне нет никакого производства, а из культурных заведений имеется только пивбар. Такое вот, знаете ли, демократическое образование.
2."На Западе лучше знают, что нам делать".
"Заграница нам поможет"
И.Ильф и Е.Петров
Революции совершаются для того, чтобы уничтожить все старое и на обломках разрушенного построить нечто новое.
Революция в 1991 году, а это была именно революция, поскольку развал СССР произошел насильственным путем без ведома и согласия народа, в плане уничтожения всего старого не отличается от всех революций, в частности, октябрьской революции 1917 года. Разница лишь в том, что в 1917 году разрушали низы-пролетарии по принципу "Весь мир насилья мы разрушим...", а в 1991 году разрушали властвующие верхи, которые делили между собой власть и грабили пролетариев.
Что будет "затем", ни тогда, ни теперь, об этом разрушители не думали. А потом была гражданская война (и в 1917, и в 1991), в ходе которой страна и люди, выжившие после революционной катастрофы, оказались на грани выживания.
В ходе гражданского противостояния в девяностых годах российское общество полярно расслоилось на два класса: так называемую "элиту" и остальной нищий народ. "Элита" - это те самые разрушители и грабители, рвавшиеся к власти, к богатым российским природным богатствам и ресурсам и прибравшие к рукам все то, что советский народ создал в стране за 70 лет. В 90-х этих людей называли "новыми русскими" или "прихватизаторами".
Процесс грабежа, разрушения, а то и полного уничтожения охватил все сферы и системы экономики и культуры в стране. Этот процесс не обошел и систему народного образования. Основными целями разрушителей в сфере образования были:
1)дифференциация, которая определяла образование для "белых" (власть имущих) и для "черных" (основной массы населения);
2) полная ориентация на образцы западноевропейской и североамериканской систем образования;
3)безоговорочное следование указаниям и учениям западных идеологов.
Дифференциация в образовательной системе среднего и высшего звена давно уже поставлена на поток. Слава богу, система ОГЭ-ЕГЭ функционирует исправно. И расставаться с нею вся бюрократическая верхушка министерства просвещения не собирается ни сейчас, ни в обозримом будущем. Да и кто ей позволит, если она исправно обслуживает интересы элиты, то есть тех "небожителей", которые наделили себя правами на распределение всех существующих в стране благ. Формула распределения предельно проста: элита призвана руководить, управлять и потреблять все блага, все остальные: "чернь" или "быдло", как эта самая элита именует народ - производить блага для элиты и потреблять крохи, оставшиеся с барского стола. Чтобы вся эта лавочка в скором времени не прикрылась, сразу же после насильственного развала СССР и были произведены реформы в образовании по западным образцам, суть которых заключалась в эффективной (для правящей верхушки) форме дозирования всех знаний, умений и навыков. По замыслу реформаторов, полные и всесторонние знания должны получить отпрыски сильных мира сего, чтобы успешно продолжать дела отцов. Дети рабочих и крестьян, и всех мелких бюджетников должны довольствоваться осколками разрозненных знаний. В основу новых "реформ" были поставлены два принципа:
чтобы эффективно управлять массами, нужны знания;
"Когда народ много знает, им трудно управлять". (Лао-Цзы, древнекитайский философ 6-5 вв. до н.э.)
В связи с этим, вся концепция советского образования, ориентированного на обучение всесторонне развитого человека и гармоничное воспитание высококультурной личности, оказалась не только ненужной в новом обществе потребления, но и вредной для правящих кругов. "Преобразования" совершались постепенно, незаметно для широких масс и келейно. Самих "преобразователей" народ, естественно, и в глаза не видел, чтоб не к кому было предъявить какие-то претензии.
Разумеется преобразования коснулись не только формы сдачи экзаменов. Да и начались реформы вовсе даже не с ОГЭ и ЕГЭ. Эти неблагополучные дети реформации появились, вообще-то, в начале двухтысячных. А если быть точной, то официально ЕГЭ был введен в 2009 году, а ОГЭ - в 2014 году.
Крестным отцом ЕГЭ и ОГЭ стал министр образования РФ в 1998 -2004 гг Владимир Филиппов. Но подготовка к введению в школы страны тестовой системы проверки знаний школьников началась раньше, уже в начале девяностых. В основу российского ЕГЭ была принята система тестирования, которая впервые была использована во Франции в начале 60-х . Там были введены тестовые опросы, и выпускной экзамен совмещался с вступительным в вуз. Очень скоро во Франции начались многочисленные демонстрации и акции протеста: народ не принимал новую систему, считая, что она ведет к "отупению" нации. Противостояние длилось недолго: уже через три года правительство, оценив результаты новой политики, отказалось от нововведений. Однако подобная система вполне успешно прижилась и живет по сей день в Америке. Она менее затратна и очень удобна. Американцы стали внедрять эту систему по всему миру.
Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России в 1997 году. Экспериментальные проекты по тестированию формы и содержания ГИА проводились в отдельных российских школах с 2004 года.
И сразу же громко зазвучали голоса протеста против введения ЕГЭ. Недовольны были многие деятели науки и культуры, учителя, школьники, их родители. Указывали на основные недостатки ЕГЭ. Утверждалось, что "тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения превращается в "натаскивание" на экзамен". Также, многие говорили о непомерной сложности заданий для школьников, и общем увеличении нагрузки на учащихся. Но главное, по мнению многих, при такой форме аттестации отсутствовал индивидуальный подход к школьникам и не учитывалась разница в условиях их обучения. К этим проблемам добавилась еще одна: несоответствие требований ЕГЭ и школьной программы. Главный противник введения ЕГЭ, ректор МГУ Виктор Садовничий, назвал госэкзамен "кузницей посредственностей". Его точку зрения разделяли практически все ректоры крупных вузов России.
Но все здравые голоса противников ЕГЭ, а затем и ОГЭ в высоких министерских кабинетах не были услышаны. Тем более, что 19 июня 1999 года министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Основная мысль такая: в течение ближайших 10 лет сформировать единое образовательное пространство высшего образования в Европе, а к 2005 году перейти на двухступенчатую систему высшего образования. Главная суть Болонской системы заключается в том, что каждый выпускник любого европейского и североамериканского учебного заведения имеет право быть принятым на работу в любой сфере в любой стране, подписавшей декларацию. Министр образования РФ В.Филиппов подписал эту декларацию и тем самым запустил новую глобальную реформу в отечественном образовании, а также позволил американским и европейским кампаниям принимать к себе на работу лучших и перспективных работников, получивших советское и российское образование. Начался массовый отток из России лучших умов во всех сферах народного хозяйства. Тихая, ползучая подготовка к этому уже была проведена. А в дальнейшем и до нашего времени эта подготовка переросла в полномасштабную реформу всеобщего среднего образования, в ходе которой:
1)уже в начале 90-х гг. были изъяты из обращения в школах учебники и учебные пособия, изданные в СССР. Вместо них в шквальном порядке стали выпускаться учебники и пособия, созданные западными авторами. В 90-е гг. и в начале 2000-х на деньги Джорджа Сороса миллионными экземплярами издавались и направлялись в школы РФ новые учебники по истории и литературе;
2)были созданы новые упрощенные программы для учебных дисциплин, в первую очередь, гуманитарного блока. Программы по всем дисциплинам перестали быть едиными в стране. Появились программы углубленного изучения наук для элитных и частных учебных заведений. В каждом регионе и даже в отдельных школах разрешено было использовать собственные программы и учебники, а также вводить новые дисциплины по своему усмотрению. В то же время из сетки часов постепенно стали убирать такие школьные дисциплины как чистописание, черчение, астрономия, НВП, труд, предметы эстетического цикла;
3)школам и другим образовательным учреждениям разрешено было заниматься коммерческой деятельностью; частная образовательная деятельность (частные школы, дошкольные учебные заведения, учреждения дополнительного образования) не только разрешена была в законном порядке по всей стране, но и постепенно стала вытеснять деятельность государственных образовательных учреждений;
4)учреждена была система муниципального образования. Деятельность учебных заведений стала финансироваться, определяться, направляться и контролироваться местными чиновниками, значительная часть которых заинтересована была не в развитии образования в регионе, а в его развале. Причем, муниципальными стали именно общеобразовательные школы, которые призваны обучать основную массу российских школьников. Дети элиты получили возможность учиться либо в частных, либо в государственных средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;
4)труд учителя и воспитателя был признан обслуживающим наравне с трудом продавца, парикмахера и другого работника сферы услуг населению;
5) в соответствии с рекомендациями западных идеологов демократизации в образовании, права учителя и ученика полностью уравнялись. Учитель не вправе от ученика что-то требовать и вмешиваться в его личную жизнь. В конфликте между учителем и учеником всегда прав ученик и его родители как заказчики услуг. Теперь учитель призван был только учить. Процесс воспитания полностью лег на плечи родителей;
6) из программы по литературе и литературному чтению были изъяты многие произведения русских и советских классиков и включены произведения Солженицына, Платонова, Замятина, Т.Толстой, Л.Улицкой и др. авторов, которые в своих произведениях клеймили Советский Союз и советский народ;
7) в программах и учебниках по истории в самой грубой форме искажены исторические факты развития отечественной истории и роль выдающихся личностей нашего народа.
Развалу образования способствовал ряд экономических и социально-культурных изменений, связанных с развалом всех общественно-политических структур и институтов в стране.
Руководящей и направляющей силой в новом развитии образования и всей культуры в целом стали, естественно, западные идеологи, "учителя" и кураторы, косяками прилетавшие в нашу страну с целью направить российское образование и воспитание в нужное им русло.
В начале девяностых я работала при Краснодарском институте усовершенствования учителей (в то время он назывался КЭЦРО (Краснодарский экспериментальный центр развития образования). Учить сотрудников КЭЦРО (методистов и преподавателей) приезжали миссионеры отовсюду: из ФРГ, Австрии, Англии, США. Проводили семинары, читали лекции. Был даже священник из США. Все их учения администрация центра воспринимала всерьез. Миссионеров принимали на "ура". Представители администрации института и методцентра не уставали повторять, что, наконец-то, Европа и Америка протянули нам руку помощи. Приходить на лекции и семинары необходимо было в обязательном порядке. Тогда же эти "учителя" привозили новые учебники и методички для преподавателей центра и школьных учителей, которые приезжали на курсы повышения квалификации. Большей частью это были учебники и пособия по истории, педагогике и психологии. Они были красочно иллюстрированы, снабжены схемами и таблицами. Популярностью пользовались бешеной. Особенный интерес представляли книги по истории. Их было много. Все они создавались иностранными авторами, преимущественно англо-американскими, но печатались у нас в Москве. У меня сохранилось несколько таких книг из серии "Иллюстрированная мировая история" издательства "РОСМЭН" Привожу к примеру только две книги из десяти, имеющихся у меня.
"Мировая история в датах". Автор Джейн Чизхолм. Оформление Иэн Эшман. Иллюстрации: Ян Джексон и Ричард Дрейпер. Консультанты: члены королевского исторического общества и Лондонской школы экономики Энн Миллард Мальколм Фолкус.- Москва, "РОСМЭН", 1994. 50 000 экз.
"Двадцатый век". Автор: Кристина Хопкинсон. Редактор Джейн Чизхолм. Консультанты: Грэм Робертс, Питер Уилсон, Питер Бурнелл, Патриция Фара,, Мартин Колинский, Алан Мидгли, Ричард Теймс. - Москва, "РОСМЭН", 1995. 50 000 экз.
Обращаю особое внимание на тот факт, что все эти пособия предназначались для российских детей младшего и среднего школьного возраста как научно-познавательная литература.
Разумеется, в них содержалось очень много познавательного материала по истории Великобритании и США с упором на великие достижения, научные открытия, завоевания и создания всего самого ценного, что есть на планете, исключительно гражданами этих стран. Все остальные государства в развитии мировой истории играли второстепенную (и далее по порядку) роль. Особенно объемно и значительно эта роль представлена в книге, посвященной 20-му веку.
Так, например, русские и советские деятели представлены в книге всего 13-тью именами. В списке значатся: Ленин, Сталин, Брежнев, Хрущев, Горбачев, Ельцин, Гагарин, Троцкий, Стравинский, Дягилев, Солженицын, Нуриев и Эйзенштейн. Причем, Сталин представлен советским диктатором, Брежнев "вел агрессивную внешнюю политику". Дягилев, Стравинский, Солженицын и Нуриев удостоились чести, поскольку были эмигрантами. Ю.Гагарина, естественно, никак не могли обойти стороной, а Ельцин и Горбачев - лучшие друзья Англии и Америки.
Что касается англо-саксонских деятелей, то я насчитала в книге свыше 40 имен. Потом устала считать. Мировая наука и техника, медицина, транспорт, художественная культура - по сути, вся экономика и культура планеты обязана, оказывается, своими достижениями только англосаксам. К примеру, советской космонавтике посвящены 10 строк: запуск первого спутника и полет Ю.Гагарина. Американским полетам - полторы страницы.
Что касается истории, то здесь, вообще, все очень интересно читать. К примеру, события Второй мировой войны представлены так, будто фашистской Германии и милитаристской Японии противостояли, в основном, США и Англия с Австралией. Описание битвы под Москвой и Сталинградской битвы улеглось в 52 слова, включая предлоги и союзы, а описание американской войны в Тихом океане отражены на 2 страницах.
Ужасы Второй мировой войны тоже представлены своеобразно: голод в Англии, Германии, Польше, страдания французов, неудобства, которые принесла война американцам. Цитирую: "В Англии было введено нормирование продовольствия: продажа по карточкам таких основных продуктов питания, как молоко и яйца. Импортируемые товары, вроде кофе, шоколада, чая и бананов, большинству стали вовсе недоступны". Ну, форменный голод, что скажешь?
О том, какие беды, лишения и страдания перенес советский народ в годы войны, - ни слова.
Читаешь, и думаешь: ну на кой ляд российским детям подробно представлять англо-американскую историю?
Ничего не скажешь: западные "друзья" и "учителя" взялись за наше образование и нашу культуру всерьез и надолго. Отечественные реформаторы не отставали от своих учителей: разрушили все ценное и полезное и принялись внедрять нечто чуждое и вредное.
Огромную трансформацию получили медийные средства информации, пропаганды и обучения на всех уровнях. В свое время в советской школе широко использовались обучающие и воспитывающие средства кино, радио, телевидения.
Подросток приник к телевизору. Забыв об уроках, о книгах, о велосипеде, он увлеченно смотрит... Но что? Хорошо, если он видит на телеэкране фильм, созданный мастером, а если это заурядный детектив со стрельбой и сценами насилия? Или очередная неудачная экранизация посредственного режиссера? Какие чувства, ощущения, наконец, уроки жизни вынесет подросток, просмотревши пошлый, а то и откровенно вредный фильм, телевизионную передачу или программу?
В советские годы существовала целая индустрия по созданию учебных и научно-популярных фильмов. В данном направлении работали специализированные киностудии: Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов "ЦентрНаучФильм", "КиевНаучФильм", кинолаборатории "Школфильм" и "Вузфильм", центральная кинолаборатория "Союзвузфильм", Ленинградская киностудия научно-популярных фильмов "Леннаучфильм", Свердловская киностудия, Днепропетровская лаборатория по производству технических средств обучения, киностудия учебных фильмов Киевского университета им. Т.Г. Шевченко и др.
В программах ЦСТ прочно заняли свое место телевизионные журналы "Юный пионер", "Искусство", "Знание". В Ленинграде выходили тележурналы "Наука и техника", "Мир и труд", "Молодой ленинградец", "Пулковский меридиан" и др. Все студии телевидения, открывшиеся во второй половине 50-х годов, включали в свои программы не менее двух-трех ежемесячных журналов. Это были общественно-политические, научно-популярные, детские и молодежные выпуски, содержавшие информацию, построенную на местном материале. Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов - "Центрнаучфильм" выпускала передачи об истории нашей страны, оборонных технологиях, архитектуре, религии, обычаях нашего многонационального государства. Циклы о секретах редких профессий, народных промыслах, научно-популярные ленты о природе и путешествиях, биографические очерки и любимый многими поколениями видеожурнал "Хочу всё знать" - визитные карточки ЦСТ. В 70-х годах ХХ века студия выпускала свыше 300 учебных и познавательных фильмов в год, куда входили и периодические киножурналы. Всего за время своего существования выпустила более 10 тысяч научно-популярных, технико-пропагандистских, учебных, рекламных и художественных фильмов для детей, подростков и молодежи.
Огромной популярностью у учащейся молодежи пользовались еженедельная передача "Очевидное - невероятное" с постоянным ведущим Сергеем Капицей, передачи "Человек. Земля. Вселенная", "В мире животных" и блок образовательных программ:"Движение без опасности", "Рассказы о театре", "У театральной афиши", "Литературные беседы", "Страницы творчества советских писателей", "Литературные чтения" и др. Второй канал для облегчения жизни школьников предлагал целые телеуроки, которые шли, в основном, с 10 и до 14 часов дня.
Что предлагает молодежи современное телевидение? Кривляние бесноватых звездунов-павлинов и полуголых "звездулек", пошлые однотипные сериалы со стрельбой и насилием, всевозможные скандальные шоу со смакованием самых низменных инстинктов человека. И вся эта дрянь густо приправлена отвратительными рекламами, в которых, опять же, беззастенчиво кривляются все те же "звездуны" и "звездульки".
Матрицирование социальных ориентаций по западным образцам, столь характерное для массовой культуры, постепенно становится определяющей схемой формирования мировоззрения. Телевизионные мальчики и девочки - "крутые", "прикинутые",1 "супермены" и "супергерл" - растут, как на дрожжах, получив закваску с телеэкрана, который весьма затруднительно перебить реальным педагогическим воздействием. Они, дети электронной цивилизации, гипертрофировавшей свое информационное влияние, низвергнувшей прежние идеалы, формирующей их по принципу всеобщих стереотипов - всего лишь десятилетие спустя станут определять будущее.
Сейчас все чаще звучат в народе справедливые негативные отзывы о деятельности телекомпаний. Многие люди прямо заявляют о том, что они вообще не пользуются телевизором уже несколько лет.
Какие же плоды этих реформ в области образования, а вместе с ним и культуры, мы пожинаем сейчас по истечении 30 лет с начала реформирования?
1)Падение социального статуса педагога, что отразилось на отношении социума к педагогической деятельности.
2)Бюрократизация системы управления в образовании. Число чиновников в образовательных ведомствах все возрастает. Наблюдается не только рост чиновничьего аппарата, но и снижение качества его работы. В образовательные ведомства и учреждения часто приходят люди без педагогического образования.
3)Снижение качества образования на всех уровнях образовательной системы ( от дошкольного до высшего)
4) Введение Единого государственного экзамена в качестве основного средства приема в высшие и средние специальные учебные заведения. Формулировка заданий такого экзамена не только малопонятна выпускникам школ, имеющим гуманитарный тип мышления, но и лишает выявить творческий потенциал, способность понимать суть вещей и явлений. По-настоящему может проверить только натренированность на выполнение того или иного формата заданий.
5)Ликвидация централизованных образовательных эталонов и критериев. Выделение учебных часов и содержание преподаваемых дисциплин в каждом отдельном учебном заведении производится на основании интересов тех или подразделений или конкретных людей, которые занимают те или иные позиции.
6)Болонская система в высших учебных заведениях вызвала сокращение базовых учебных курсов до минимума, что привело к выпуску специалистов-недоучек, не имеющих глобального мышления.
Результатом реформирования стала стремительно возрастающая общая безграмотность среди российских граждан в возрасте от 12 до 30 лет, отчуждение подрастающего поколения от родной и мировой культуры, резкое падение нравов, рост преступности, особенно среди молодежи. При этом телевидение и интернет прививают ложные моральные установки, а также формируют у молодых людей так называемое "клиповое мышление" и делают невозможным решение ими сложных, нестандартных и многоуровневых задач.
Система образования, которая явно склоняется в сторону техногенных и сугубо функциональных методик, интенсификации обучения и совмещения преподаваемых дисциплин во многом не готова к формированию гуманистических качеств обучаемого любого уровня - от школьника до специалиста.
Современная система образования в нашей стране, как и во всем мире, переживает поистине глобальный кризис. С одной стороны впервые наука и технология представляют ей столь мощные потенциальные возможности для совершенствования а, с другой, никогда еще перед образованием не стояли столь сложные задачи, как ныне, когда специалисты предрекают пришествие эры индустриализации образования и отмечают первые признаки принципиально нового явления в истории человечества - информационно-компьютерной революции.