Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна
Кем, как и зачем лепятся в стране митрофанушки 3,4 части

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна (shulepova48@yandex.ru)
  • Размещен: 06/06/2024, изменен: 06/06/2024. 54k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение статьи "Кем, как и зачем лепятся в стране митрофанушки"

  •    3."Ломать - не строить"
       "Когда-нибудь мы вспомним это, и не поверится самим..."
       Из письма ученицы 10 кл.
      
       В то время, когда западные наши "друзья" и "учителя" усердно трудились на ниве российского образования, создавая для наших педагогов и их учеников всевозможные программы, методики, учебники и пособия, позволяющие приобщить российский народ к западноевропейским и американским ценностям, чтобы по-настоящему сделать Россию "цивилизованно демократической", у нас, оказывается, работала целая плеяда собственных ученых-педагогов и педагогов-практиков, способных без всякой внешней помощи внести значительный вклад в развитие современного образования. Более того, отвечая требованиям времени, качественно преобразовать всю систему обучения и воспитания в школах будущего.
      Идеи качественного изменения преподавания в школах Советского Союза возникли еще к началу 70-х годов 20 века, чему способствовали повышенные требования к качеству образования в условиях экономического и социального развития страны. Стране нужны были высококлассные специалисты во всех областях народного хозяйства в связи с освоением территорий Сибири и Дальнего Востока, с развитием изучения космического пространства, укреплением обороноспособности страны.
      В Москве, Ленинграде и крупных городах Советского Союза открываются экспериментальные центры и лаборатории по развитию образования, в работу которых были вовлечены высококлассные педагоги, психологи, деятели отечественной художественной культуры, которые в своих идеях и разработках опирались на учения К.Ушинского, А.Макаренко, В.Сухомлинского, Л.Выготского.
       К началу 80-х в СССР свои идеи и методики начали успешно внедрять в практику выдающиеся педагоги-новаторы: Амонашвили Шалва Александрович, Занков Леонид Владимирович, Лысенкова Софья Николаевна, Петерсон Людмила Георгиевна, Соловейчик Симон Львович, Шаталов Виктор Федорович, Ямбург Евгений Александрович и др.
       Педагоги-новаторы разрабатывали современные программы обучения, создавали пособия, учебную литературу с учетом потребностей социума и актуальных тенденций социально-экономического развития, воплощали  цели и задачи обучения посредством творческого подхода, развивали у детей креативное мышление, способность к самостоятельной и лабильной деятельности. Базой методик и идей, предложенных учителями-новаторами, является идея того, что труд может и должен доставлять радость. А в основу новой современной педагогики лег принцип сотрудничества. Наставник должен создать для ребенка особую среду, где тот будет чувствовать уважение к себе и полное принятие педагогом его особенностей.
      Так, например, народный учитель СССР В. Ф. Шаталов, автор оригинальной технологии интенсивного обучения, применил авторские методические материалы преимущественно в вербально-графической форме. То есть они имели формат рисунков, схем, благодаря которым удавалось объединить наглядную и смысловую информацию, облегчив как изложение, так и восприятие информации.
      М.П.Щетинин предложил свою методику обучения и воспитания, в основе которой были заложены три принципа:
      - духовно нравственное развитие;
      - устремлённость к познанию;
      - любовь к труду.
      Л.В.Занков предложил методику, в которой важное место в процессе обучения занимают дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность, коллективный поиск, в основе которого лежат наблюдение, сравнение, группировка, классификационная работа.
      Ш.А. Амонашвили в своей работе "Школа жизни" предлагал отказаться от насаждения ограниченного объема знаний, предлагая ученику совместный поиск решения вместе с учителем.В его системе нет шаблонов, что позволяет педагогу не прекращать творческий поиск.
      Не нужны были нам тогда, в конце 20 века, и сейчас западноевропейские и американские учения и образцы в области образования и культуры в целом. Система советского образования и воспитания, опиравшаяся на опыт выдающихся русских и советских педагогов-просветителей, была на порядок выше и эффективней западной, поскольку позволяла растить граждан, отличающихся стремлением к высоким морально-нравственным идеалам, которые имели место даже в маргинальной среде. (Нарушая и даже переступая советские законы, большая часть советских преступников все-таки имела представление о некоторых моральных принципах и правилах и хотя бы внешне старалась их соблюдать).
      Советские учителя-новаторы и ученые в своих разработках и идеях не предлагали разрушать сложившуюся систему народного образования, а только лишь создавали наиболее эффективные методы и способы преподавания и воспитания в учебных заведениях, а также наполняли содержание учебных программ новым содержанием, наполненным материалом, соответствующим реалиям нового времени.
       Если бы отечественные реформаторы, сидящие в высоких креслах, не следовали указаниям Запада, а обратились бы к достижениям российской педагогической школы, то, без всякого сомнения, такого безобразия, какое сейчас творится в российской образовательной системе, мы не наблюдали бы.
       Движение педагогов-новаторов, охватившее страну в 80-90-е годы, всколыхнуло всю педагогическую общественность СССР, а затем и России. Преподаватели всей страны в основной своей массе устремились к поиску лучших методов, способов и средств ведения уроков и внеурочных мероприятий.
       В то время я была включена в число преподавателей-экспериментаторов по внедрению в школы нового учебного предмета "Мировая художественная культура" (МХК), созданного ученым-педагогом Предтеченской Лией Михайловной. Мы изучали новый предмет на базе региональных институтов усовершенствования учителей и ЦИУУ (Центрального института усовершенствования учителей) в Москве. Деятельность этих учреждений по внедрению МХК (а также предметов "Музыка" и "ИЗО") курировалась АПН СССР. Наряду с изучением содержания и методики преподавания МХК, мы, слушатели курсов, детально изучали и внедряемые в школы страны предметы "Музыка" Д.Б. Кабалевского и "ИЗО" Б.М.Неменского. Мы учились и одновременно работали в школах, а по окончании учебы уже сами учили будущих преподавателей МХК, музыки и ИЗО.
      Преподавание в школах этих новых предметов давали ошеломительные результаты, что привлекло огромное число последователей со стороны учителей страны. От желающих пройти курсы подготовки учителей МХК не было отбоя. Чтобы работа по внедрению МХК, музыки и ИЗО в школах края стала эффективней, я перешла работать в Краснодарский институт усовершенствования учителей, который имел собственную базовую экспериментальную школу. И сразу же принялась работать над программой будущего нового предмета, который содержал бы в себе несколько учебных дисциплин гуманитарно-эстетического цикла. Этот предмет, который я назвала "Мировая культура", в первую очередь, призван был значительно разгрузить учебную нагрузку учащихся, так как программное содержание этого предмета полностью исключало в будущем включение в учебный план новых школьных предметов, какими впоследствии оказались: "Обществознание", "Краеведение", "Основы религии", "ОБЖ" и другие. Предмет "Мировая культура" значительно разгрузил бы учебный план и не позволил бы сокращать сетку часов за счет базовых предметов: языки и литература, математика, история, география и дисциплины естественно-научного цикла. Все это возможно было за счет того, что планировался этот предмет как интегральный, то есть, вмещающий в себя сведения обо всех сферах культуры.
       Поскольку данный предмет должен был дополняться еще уже внедряемыми в школы страны предметами "Музыка" и "ИЗО", то в 1988 году я привлекла к своей работе преподавателя музыки Григор Т.А.
       И вот в 1990 году нами, преподавателями базово-экспериментальной школы Љ88 Краснодарского института усовершенствования учителей, в экспертную комиссию Краснодарской государственной академии культуры поступил пакет материалов проекта школьного учебного предмета "Мировая культура" для проведения изучения материалов проекта и вынесения экспертного решения в целях последующих действий по внедрению данного предмета в школах края, а в дальнейшем и в школах страны.
       В состав комиссии вошли преподаватели культурологического профиля: кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики, психологии и художественного образования КГАК Ведерников В.П., кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой теории и истории музыки КГАК Туравец В.К. и кандидат педагогических наук, доцент, член Союза композиторов РФ Целковников Б.М.
      В материалах представлены были:
      1.Программа всего интегрального курса;
      2.Программы отдельных дисциплин, вошедших в блок всего курса
      3."Музыка 1 - 7 классы" - автор Д.Б.Кабалевский;
      4."Изобразительное искусство 1- 8 классы" - автор Б.М.Неменский;
      5."Валеология 1-4 кл." - автор Ю.Шулепова и Т.Григор;
      6."Введение в историю культуры 5-6 классы" - авторы Ю.Шулепова и Т.Григор;
      7."История мировой культуры 7-10 классы" - автор Ю.Шулепова;
      8. Спецкурс по изучению отечественной культуры - автор Ю.Шулепова.
      9.Схемы, таблицы и иллюстративный материал к предметам "Введение в историю культуры" и "История мировой культуры";
      10.Планы и конспекты уроков, проведенных в экспериментальных классах;
      11.Отзывы и оценки учащихся, студентов, преподавателей (в том числе, слушателей курсов повышения квалификации при КИУУ), методистов и представителей администраций школ.
      Члены экспертной комиссии сами присутствовали на некоторых уроках, внеклассных занятиях и мероприятиях, проводимых в рамках предложенного предмета.
       В результате тщательного изучения всех документов и проведения встреч и бесед с учащимися экспериментальных классов и родителями члены экспертной комиссии вынесли следующее решение (документ привожу частично):
      "... Ознакомившись с данной работой, рецензенты из числа преподавателей Краснодарской государственной академии культуры сочли необходимым констатировать следующее:
      В представленных нам материалах авторы широко и развернуто изложили свою концепцию и конкретное практическое решение проблемы культурологического и эстетического образования в общеобразовательной школе. В условиях современных преобразовательных процессов в нашей стране данная проблема выдвинулась в ряд первостепенных и неотложных. В связи с этим важно отметить и сам факт обращения авторов к проблеме, и весьма заслуживающий внимания путь, предложенный авторами к её решению, который представляется нам как достаточно простой и, вместе с тем, широкомасштабный, с одной стороны, с другой - осуществимый и практически приемлемый.
      Главным достоинством данной работы, на наш взгляд, является наличие в программе четко выстроенной целенаправленной системы преподавания в школе культурологии и искусства. В основу данной системы заложен принцип интеграции, причем, интеграции в абсолютно новом в современной школе качестве. Суть этой интеграции заключается в создании блока школьных дисциплин эстетического цикла, не дублирующих, не заменяющих и не взаимоисключающих, а дополняющих и поддерживающих друг друга и концентрирующихся вокруг одной - культурологической.
      Созданная на основе такой интеграции система позволяет успешно решать поставленную перед школой главную задачу - воспитать всесторонне развитую личность.
      Логика системы, предложенной Шулеповой Ю.И. и Григор Т.А., проста и оригинальна, поскольку включает в себя традиционные школьные предметы "музыку" и "ИЗО" в 1-8 классах и новые культурологические предметы в 5-10 классах и устанавливают между ними теснейшие структурные, методологические и педагогические связи, что позволяет, с одной стороны, каждому предмету самостоятельно решать собственные педагогические и эстетические задачи, с другой - взаимодополнять выданные каждым из этих предметов знания, умения и навыки, создавая вместе целостную картину.
      Искусство нельзя понимать вне зависимости от экономических, социальных, политических и других основ развития, вне взаимоотношений с различными явлениями общественной жизни. Эти соображения справедливо обусловили не только структуру, но и содержание всей программы, включающей самый широкий охват культурологических знаний.
      Подкупает в предложенной программе внимание и доверие к учителю-практику, которому предстоит реализовать задуманное авторами и которому в программе представляется полная свобода для творческих поисков. Тематическая структура системы доминант программы позволяет учителю наполнять урок любым имеющимся у него материалом, сохраняя в целостности логику тематизма.
      Можно было бы обратить особое внимание и на ряд других несомненных достоинств программы, каждое из которых могло бы стать предметом отдельного обсуждения и спора. Однако мы считаем необходимым в первую очередь дать ряд небольших замечаний и предложений, которые могли бы быть приняты авторами во внимание.
      Во-первых, нам кажется, что включив в систему своего интегрального блока школьные дисциплины "музыка" и "ИЗО", авторы несправедливо обошли вниманием предмет "литература", изучающий значительную часть художественной культуры.
      Во-вторых, на наш взгляд, библиотечно-библиографические знания представлены в программе несправедливо мало (всего 5 часов в 6-м классе), в то время как работе с книгами следует уделить особо пристальное внимание. Опыт подобной работы уже есть.
      Нам кажется, что есть смысл авторам подумать над тем, как можно было бы в старших классах параллельно с курсом истории мировой культуры заложить в программу курс практического занятия искусством. В младших классах и в среднем звене эту задачу выполняют предметы "музыка" и ИЗО"
      Следует особо отметить, что, предложив свою оригинальную систему, авторы сумели бережно сохранить концептуальные идеи своих гениальных предшественников, работающих над проблемами эстетического образования - Д.Б.Кабалевского, Б.М. Неменского, Л.М.Предтеченской, создавших в свое время замечательные школьные программы. И поэтому было бы несправедливым предполагать, что авторы в данном случае дерзнули посягнуть на авторитеты. Здесь следует утверждать, что Шулепова и Григор, опираясь на имеющийся опыт, создали и применили на практике собственное решение проблемы культурологического и эстетического образования.
      В представленной работе особое внимание заслуживает обоснованное обращение авторов к проблеме взаимосвязи культуры с природой и включение в систему культурологического образования учебного предмета о природе человека, его жизнедеятельности и здоровом образе жизни. Особенно важно, что этот предмет не только предваряет систематический курс собственно культурологического предмета, но введен именно в тот самый период обучения школьников, когда дети 7-10 лет переживают наибольшую потребность в осознании собственных физических ощущений, своего здоровья и своих эмоциональных восприятий.
      Без всякого преувеличения следует заявить, что при имеющихся некоторых недоработках данная работа заслуживает одобрения и самого пристального внимания со стороны народного образования. Программу следует готовить для внедрения в школы".
      Подписи: Ведерников В.П.
       Туравец Н.Р.
       Целковников Б.М.
      Надо сказать, что предлагаемый новый учебный курс "Мировая культура" разрабатывался и экспериментально проверялся нами, авторами, на практике задолго до предъявления материалов в экспертную комиссию. В 1986 году в одной из школ Краснодарского края я взялась вести факультативный курс МХК ("Мировая художественная культура"), созданный автором Л.М.Предтеченской. Этот предмет только начинался внедряться в школы края и страны. Предназначенный для учащихся 8, 9 и 10 классов общеобразовательных школ он быстро завоевал большой интерес со стороны учителей, ведущих факультатив, и среди учащихся, посещающих факультатив. Работая со старшеклассниками, я пришла к убеждению, что художественная культура, как, собственно, и вся культура, должна стать предметом изучения уже в младших классах, чтобы к окончанию школы молодые люди имели полное представление не только о развитии художественной культуры, но и всей мировой культуры в полном объеме. Тогда же я принялась не только набирать материал к будущей программе, но и частично проводить внеклассные мероприятия по МХК как в старших классах, так и в 5-7-х.
       К 1988 году уже была сформирована общая концепция и структура будущего интегрального курса. В то же время по приглашению методиста Краснодарского института усовершенствования учителей я перешла туда работать, причем, сразу же в базово-экспериментальную школу при институте. Позже эта школа была преобразована в гимназию. Это давало мне возможность совмещать теорию с практикой непосредственно в классах школы.
      Хочется выразить огромную благодарность руководителям школ: директору Красносельской СШ Љ14 Тимашевского района Сулим А.И. , директору гимназии Љ88 г. Краснодара Шаталовой Л.П., директору СШ Љ 3 г. Краснодара Чабаненко В.Г., которые нашли возможность поставить в расписание уроки по мировой культуре. Авторы "Программы..." благодаря внедрению в этих школах предметов интегрального курса имели возможность не только практически осуществлять свои идеи и разработки, но и представлять их на суд педагогической общественности. Только за три года с 1991 по 1994 гг. было проведено свыше 140 открытых уроков в гимназии Љ88 для слушателей курсов повышения квалификации учителей в КИУУ.
      О том, что интегральный курс "Мировая культура" не только получил неподдельный интерес и широкое признание со стороны педагогов края, но и уверенно заявил о своем праве на жизнь в стенах российских школ свидетельствуют многочисленные отзывы в "Журнале отзывов и предложений", которые оставили педагоги, посетившие открытые уроки. Привожу в качестве доказательства лишь некоторые отзывы:
      "Я восхищена всем, что происходит на уроках "Введения в историю культуры" преподавателей Шулеповой Ю.И. и Григор Т.А. Мечтаю как можно скорей приобрести их программу и работать по ней. Как только программа по "Введению..." и музыке будет издана, прошу сообщить мне по адресу: Краснодарский край, Темрюкский р-н, пос Приморский, Христолюбовой Н.П."
      "Открытый урок позволил убедиться, что учитель ищущий, высококвалифицированный, поставивший главной своей целью формирование личности. Большой диапазон знаний позволяет учителю увлечь учащихся и музыкой, и литературой, и ИЗО. Экскурсии, встречи с родителями, лекции, встречи на классных часах позволяют эстетическое воспитание сделать системой. . Каменев В.В., методист".
      "Геленджик, ул.Горького, д.65, Игнатиади М.К.. Все, что вы делаете - это здорово! Я с нетерпением жду выхода в свет вашу чудесную программу. Очень прошу, сообщите, когда это случится! Успехов вам и терпения!"
      "Сочи, Ц68, а/я 182, ул Донская, 100/а, Ильичева Наталия Павловна. Очень прошу, не забудьте обо мне, когда издадите программы по музыке и МХК. Я восхищена Вами и Вашими трудами! Спасибо!"
      "Юлия Ивановна, спасибо! Божественная музыка, великолепный рассказ, очаровательный лектор! Уезжаем с чувством огорчения, что так мало довелось увидеть и услышать. Но и то, что мы узнали, с чем встретились, хватит нам на всю жизнь. Теперь будем читать, слушать, смотреть. Не бросайте это дело, Юлия Ивановна, очень просим! И приезжайте к нам с лекциями. С уважением, студенты КПУ. г.Краснодар".
      
       "Мы, учащиеся Усть-Лабинского педучилища, выражаем огромную признательность преподавателю Шулеповой Ю.И. за прекрасную лекцию по мировой художественной культуре. Нет слов: подобных лекций с музыкой, иллюстрациями, чтением стихов и отрывков прозы 18 века мы не знали до сих пор. И отношение к искусству 18 века у многих их нас было не очень хорошее. Теперь будем читать, смотреть, слушать, хотя без такого Учителя, как Шулепова Ю.И., это будет трудно. Еще раз огромное спасибо! УЛПУ".
      Но для нас, создателей "Программы..." и учителей, ведущих свой предмет, гораздо важнее была оценка учащихся, которым мы предлагали свои уроки. Мы ведь общались с ними постоянно на самых обычных уроках, не только на открытых. Правда, свои открытые для всех желающих уроки мы специально не готовили, как это обычно в школах бывает. Ведь нам нужна была объективная оценка нашей деятельности, а не отчетные показатели. И все-таки дети - наиболее искренние и правдивые судьи.
      "Мне очень нравится урок МХК... Я всегда жду этот урок с нетерпением... Антон Бакалов, 5-в".
      "Лучший урок в моей жизни - это МХК! Мне он нравится. Тут очень легко, и всегда ждешь его с нетерпением. Юлия Ивановна не ставит двойки, даже если что-нибудь не знаешь. И очень радостно, когда получишь "5". Как будто получил награду... Пусть МХК будет и в старших классах вместо чего-нибудь другого. Почему-то иностранный 3 раза, а МХК - один. Он тоже важный. Мойченков Саша, 5 класс".
      "Мне нравятся всякие задания по МХК. Особенно, если что-нибудь сочинишь. Или придумаешь какую-нибудь сценку. Мы показываем на уроках всякие пантомимы. Было очень смешно... Я люблю этот предмет и учителей, которые ведут этот предмет. Шаповал Ксения, 6 класс".
      "Уроки МХК, по-моему, замечательные уроки. Сколько нового, захватывающе интересного узнаем мы! И мне бы хотелось, чтобы этот предмет был введен во всех школах... 8 класс, Логинова Светлана."
      "... Мне хочется и дома рассказывать, что я узнала на уроке. Я помню, что мы учили в начале года, хотя у нас нет учебников... Белецкая Ирина, 6-б класс".
      "Я никогда не думал, что смогу когда-нибудь что-нибудь сочинить: песню или сказку, например. Теперь я убедился, что смогу. И это все из-за уроков мировой культуры. Мне нравится особенно, когда мы играем или отгадываем... Флоровский Юрий, 6-в".
      "Музыка, ИЗО, литература, кино, театр, общение, природа и человек - все это "Мировая культура". Мне нравится этот предмет и кабинет, где есть все, что должно быть в современной школе: видео, аудио, музыка, слайды. Особенно поражают картины. Хорошо, что они выполнены самой учительницей. Сразу видно, как надо работать, сколько нужно труда и терпения. И, конечно, умения. Хочется делать так же. Предмет легкий и серьезный. Я бы хотел его изучать дальше. Павленко Михаил, 7-б класс".
      "Когда-нибудь наступит время, и уроки по "Введению...", какие дает Юлия Ивановна, будут вести во всех школах. Тогда, наверное, не будет такого беспредела, какой творится сейчас. Я лично очень довольна, что мне посчастливилось учиться у такой учительницы... Гладченко Аня, 7 класс".
      
      "Когда-нибудь мы вспомним это, и не поверится самим" , - это как раз то, что приходит на ум, когда думаешь о том, с чем мы встретились, и с чем мы могли никогда не встретиться. Мы встретились с Искусством, которое преподнес нам Человек высокого полета и огромной души. На этот урок я всегда буду спешить, как на свидание. Горелова А., 10 класс".
      Их десятки, этих отзывов, из которых можно было бы собрать целую книгу. А еще были записи, которые оставляли учащиеся и студенты средних специальных учебных заведений, представители молодежных организаций города, края и даже из других регионов страны, которые приезжали на семинары, организованные Краснодарским институтом усовершенствования учителей.
      "Уезжаем с чувством сожаления, что семинар оказался таким коротким. Один день - это очень мало для таких мероприятий. Огромное спасибо преподавателю МХК Шулеповой Ю.И. Это мастер!.. Приходится только удивляться, как можно в полтора часа уложить такой огромный объем - 3 века музыкальной культуры! И все это легко, свободно, на одном дыхании... Преподаватели и учащиеся Северского КПУ".
      "Мы - молодежь города Горького, утверждаем, что лекции такого познавательного характера просто необходимы потому, что мы, обожатели рок-музыки, почти ничего не знаем о ней, а подчас и не хотим знать больше того, что знаем. О рок-музыке нужно знать больше, разбираться в ней, а не только замыкаться на пресловутом хард-роке, и как его называют - "металле".... Учащиеся СПТУ Љ39 г. Горького. 1987 год".
      "1987 г. Мы, учащиеся Армавирского юридического техникума, выражаем огромную благодарность всем тем, кто организовал нам эту удивительную встречу с искусством и с человеком, который несет искусство в массы. Мы ехали сюда с неохотой. Теперь с такой же неохотой уезжаем отсюда. Здесь все прекрасно: кабинет, атмосфера общения, богатейший художественный материал и чудесный преподаватель, превосходно знающий свой предмет и владеющий методикой ведения занятия. Спасибо всем за уроки прекрасного! Хотелось бы приехать сюда еще. Студенты АЮТ. Армавир."
      Многочисленные положительные отзывы, встречи, письма и просьбы о скорейшей публикации "Программы.." и материалов к ней для неотложного внедрения предмета "Мировая культура" в школах края, хотя бы в качестве факультативного урока, вселяли нам уверенность в том, что мы делаем нужное дело и идем в верном направлении в деле нравственно-эстетического образования и воспитания в стенах школы. Мы торопились как можно скорее закончить наш проект, чтобы поскорее оправдать ожидания по-настоящему работающих учителей. Когда получили на руки экспертный вердикт, естественно, отправили весь материал вместе с решением экспертов в краевой отдел народного образования. Вот тогда и начались наши хождения по мукам, то есть, по кабинетам. Но сначала один очень и высоко уважаемый чиновник предложил мне маленькую сделку, которая заключалась в том, чтобы мы сделали его нашим соавтором, приписав к нашим фамилиям его. Всего-навсего одна строка - и работа тут же будет отправлена в печать. Мы не пошли на это. Решили добиваться своего без его помощи. И продолжали вести уроки, накапливать материал, совершенствовать методику преподавания предмета. В 1996 году нам пришлось покинуть экспериментальную гимназию при институте и перейти в обычную городскую среднюю школу, так как чиновники обвинили нас в том, что предъявленная нами "Программа..." рассчитана не на уровень общеобразовательных школ, а на уровень элитных, какой посчитали экспериментальную гимназию при ИУУ. В новой средней школе Љ 3 г. Краснодара нам пришлось заново включаться в эксперимент с новыми (уже обычными) классами. Создавать новый кабинет, новое техническое оснащение, оборудование и наглядность. Но и здесь к концу первого же учебного года учащиеся экспериментальных классов показали блестящие результаты в знаниях, умениях и навыках, предусмотренных программой курса. Следующий год был еще более успешный. К нам на стажировку напросились студенты Краснодарской академии культуры и Краснодарского музыкально-педагогического училища, которые очень помогли нам в организации в школе внеклассных мероприятий в рамках МК.
      Чиновники от образования продолжали все так же чинить всевозможные препятствия, которые не позволяли продвинуть наше детище за рамки приютившей нас школы. При этом усиленно давили на директора, предоставившего нам площадку для эксперимента. Ему пришлось урезать нам часы. Это очень сильно ударило по карману как раз в самые тяжелые годы развала страны (конец девяностых).
      В самом начале 2000-го года чиновница Краснодарского методического центра напрямую заявила мне, что наша программа никогда не будет признана и внедрена в школах края. Таково указание сверху. Свою позицию выразила предельно четко: "Ну что вы все куда-то суетесь? Неужели вы всерьёз полагаете, что вся эта ваша писанина кому-то нужна? На Западе этой вашей романтикой никто не занимается, а учат по-настоящему. И живут лучше нас".
      В это же время по-настоящему стали шельмовать новаторские идеи М. Щетинина (его уникальная школа находилась в нашем крае), потом взялись за Никитиных, Занкова, Амонашвили, Шаталова. Дольше всех продержались каким-то чудом разработки Лысенковой Софьи Николаевны и Петерсон Людмилы Георгиевны. Сейчас, по слухам, и их программы и методики изымают из школ.
      Я положила "Программу..." и все материалы в стол и уволилась из школы на пенсию по выслуге. Моя коллега, Григор Т.А., проработала в этой школе учителем музыки еще год и тоже уволилась.
      Какое-то время по нашей программе работали на свой страх и риск ряд учителей в школах города, часто обращались к нам за помощью в проведении того или иного урока. Мы делились сохранившимися у нас иллюстративными материалами, записями музыки, таблицами и схемами. Но и верные нам энтузиасты тоже долго не удержались на нашей программе. Их принуждали работать по уже внедренной в школах страны программе МХК Л.М.Предтеченской. А потом от коллег я стала узнавать, что постепенно и эту, утвержденную Министерством РФ программу, стали вытеснять из школ под предлогом нехватки специалистов. Вместо поставленных в сетку часов МХК стали проводить дополнительные уроки математики, русского языка и других предметов, мотивируя тем, что эти предметы важнее какой-то Мировой художественной культуры. Вслед за этим предметом в немилость попали и традиционные предметы "Музыка" и "ИЗО". Опять же, нет специалистов.
       В 1-4 классах музыку и ИЗО во многих школах теперь обязаны вести учителя начальных классов, которые абсолютно не готовы к преподаванию этих предметов. А потому часы, отведенные музыке и ИЗО, они приспособились замещать другими дисциплинами, чаще всего математикой и русским языком. В среднем звене эти предметы берутся вести географы, историки, математики и т.п. - все, кому не хватает для заработка ставки или полторы. В лучшем случае на так называемых уроках "музыки" учитель включает какую-нибудь популярную запись популярного артиста, и дети балдеют под музыку.
      Что называется: "Картина маслом!"
      
      4. "Шаг вперед, два шага назад"
       "Когда народ много знает, им трудно управлять".
       Лао-Цзы.
      
       Наблюдая за процессом реформации в системе образования, я часто задумывалась над вопросом, почему наша программа и наша методика, а также разработки и методики других учителей-новаторов не были приняты чиновниками не только к повсеместному внедрению в школы, но и даже к рассмотрению несмотря на высокие оценки специалистов, учащихся и их родителей? Скажем, пусть не совсем совершенны оказались наши идеи, но пути обновления и совершенствования системы образования, которые предлагались такими учеными, как С. Л. Соловейчик, Л.В. Занков, С.Н. Лысенкова и др. были действительно настоящим открытием в современной педагогике. И этого не отрицал никто. Однако идеи отечественных педагогов оказались непригодными в российских школах, а евро-американские пришлись очень даже ко двору. Хотя в основу западных, а теперь, как оказалось и российской, систем образования положены принципы страха, жесткой конкуренции и борьбы за место под солнцем.
      Советская передовая педагогика предлагала школе:
      - атмосферу сотрудничества учителя с учеником,
      творческие поиски истины,
      устремленность учащихся к познанию,
      радость и торжество новых открытий,
      отказ от системы баллов,
      развитие креативного мышления.
      "Учение с увлечением", - вот каков был главный лозунг советской педагогики и который многие передовые учителя взяли на вооружение в своей деятельности. Это был и наш с Т.А. Григор девиз в ходе работы над программой по "Мировой культуре". И это были не просто слова. Это была замечательная Жизнь в стенах школы, когда не только мы, преподающие предмет МК, но и все остальные учителя, ведущие другие предметы, сотрудничали с детьми, погружаясь в мир знаний. Уроки проходили в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания и уважения ко всем присутствующим в классе. Атмосфера уроков МК ( у нас он назывался МХК) передавалась и на все остальные уроки в школе: языки, математику, историю и т.д. Ученикам не приходилось бояться плохих оценок и наказаний за плохое поведение. Ни у кого из наших учеников не было и мысли, чтобы сбежать с уроков МХК, хотя этот предмет был факультативным. Хорошо помню, как ждали ребята выздоровления преподавателей, когда те уходили на больничный. Прибегали и спрашивали, когда учительница выйдет на работу? Знания, умения и навыки, полученные на уроках нашего интегрального курса, непременно переносились и во внеклассную работу. Домашних заданий мы не давали, понимая, что ученики загружены заданиями по математике, русскому языку и другим предметам. К слову сказать, предметники, в свою очередь, старались не сильно загружать учащихся домашними заданиями. Но почти все ученики, готовясь к нашим урокам, сами искали и находили для себя дома занятия в счет повторения или закрепления темы. К примеру, очень нравилось ребятам что-нибудь сочинять, мастерить своими руками, делать иллюстрации, придумывать сценки и т.п. Дети - великолепные творцы! Все стопроцентно. И всегда было множество вопросов, идей, предложений, гипотез, которые дети не стеснялись на уроках озвучивать. Мы не оставляли без внимания ни одного слова, произнесенного ребенком. У нас никогда не было проблем с дисциплиной и любым нарушением внутришкольных правил и этических норм не только на уроках, но и вне уроков.
      Совсем недавно, спустя свыше 25 лет после того, как наши экспериментальные уроки были свернуты чиновниками, неожиданно в "Контакте" я получила следующее письмо:
      "Юлия Ивановна, здравствуйте. Вы меня, конечно, не помните, а я Вас и вашего сына периодически вспоминаю. Это Света Шишкина, первый выпуск гимназии 88, Краснодар. Пишу, чтобы сказать огромное спасибо за Ваш вклад в детей, в частности в меня. Многое из школьного курса просто улетучилось, но уроки МХК и вся внеурочная деятельность - со мной. Такой базы в разных областях повседневной жизни я бы не получила нигде (от моды до рассуждений о музыке и картинах). Сейчас я понимаю, какой это был труд с Вашей стороны - продумать, показать, донести, заинтересовать! У Вас всё это получалось. Опыт выступлений со сцены, способность не бояться этих самых выступлений перед людьми - очень ценно. Художественный музей. Филармония. Просто с благодарностью и теплотой в сердце вспоминаю Вас,Татьяну Александровну и Алексея Геннадьевича".
      Вот она, настоящая оценка. Главное, я знаю, что мои скромные труды не пропали даром.
      
      Теперь рассмотрим детально, что приобрела российская школа в результате реформирования системы образования по западному образцу?
      Нет слов, по части материального обеспечения школ и оснащения новейшими средствами обучения современная образовательная система шагнула далеко вперед. Сравнивать нынешние школьные здания и школьные аудитории, оборудованные современнейшими техническими средствами, с помощью которых можно осуществлять учебный процесс, с тем, что было еще 20 лет назад, нет никакого смысла. Мел, указка и доска безвозвратно ушли в прошлое. Как учителю, так и ученику нет нужды часами просиживать в библиотеке в поисках нужного к уроку материала. Всё можно в считанные минуты найти в интернете, причем, не выходя из класса или из дома. Огромное внимание правительство РФ уделяет развитию материальной базы школ российской глубинки, особенно сельским школам. Правительство РФ уделяет достаточно много внимания материальному достатку российского учителя. Особенную заботу в этом плане ощутили молодые учителя сельской глубинки.
      Но все эти, несомненно, очень важные и нужные меры по развитию системы образования со стороны руководства страны никакого отношения не имеют к ПЕДАГОГИКЕ. Известно, что и "в золотой клетке птица не поет". А для пения ей нужны ощущение полета и свобода. О какой свободе, каком творческом полете может идти речь, когда весь учебный процесс утрамбован в жесткие рамки баллов, критериев, шаблонов и алгоритмов? Жесткие правила всегда требуют определенного контроля со стороны тех, кто эти правила устанавливает. С 2004 года в стране учреждена даже специальная федеральная служба надзора "Рособрнадзор", которая "осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регламентации образовательной деятельности, функции по контролю и надзору в сфере образования и науки...". Выполняя функции современного унтера Пришибеева, к РАЗВИТИЮ образования в стране эта структура не имеет никакого отношения. Её задача - окончательно ДОБИТЬ наше образование средствами тотального надзора и борьбы со всякими проявлениями самостоятельности во всех учебных заведениях страны. Надзиратели этой структуры имеют право осуществлять полную ВЛАСТЬ в отношение всех своих рабов-подчиненных, то есть работников сферы образования.
      В качестве примера деятельности этой структуры можно привести вот такое указание школам страны в период приема Государственных итоговых экзаменов
       Приложение
       к письму Рособрнадзора от 22.04.2021 Љ 04-50
      "Методические рекомендации о порядке действий в пункте проведения экзаменов в случае выявления различных типов нарушений"
      ...4.1. Порядок действий работников ППЭ (Пункт приема экзамена) в случае обнаружения нарушения
      Вход в ППЭ оборудуется в соответствии с пунктом 56 Порядка проведения ГИА-11.
      При входе в ППЭ устанавливаются стационарные металлоискатели и (или) организуется место проведения уполномоченными лицами работ с использованием переносных металлоискателей.
      Организаторы ППЭ (работники по обеспечению охраны образовательных организаций) указывают участникам экзаменов на необходимость оставить личные вещи (в т.ч. запрещенные устройства) в специально выделенном до входа в ППЭ месте для хранения личных вещей участников экзамена.
      С помощью стационарных и (или) переносных металлоискателей организаторы ППЭ (вне аудитории) или работники по обеспечению охраны образовательных организаций самостоятельно или совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, и (или) сотрудниками органов внутренних дел (полиции) проверяют у участников экзаменов в том числе наличие запрещенных устройств.
      Член ГЭК присутствует при организации входа участников экзаменов в ППЭ и осуществляет контроль за соблюдением требований Порядка проведения ГИА-11.
      При появлении сигнала металлоискателя организаторы ППЭ (вне аудитории) или работники по обеспечению охраны образовательных организаций: предлагают участнику экзамена показать предмет, являющийся причиной сигнала металлоискателя; информируют участника экзамена об ответственности за наличие запрещенных устройств в ППЭ в соответствии с пунктом 66 Порядка проведения ГИА-11 .
      Акт фиксации нарушения и акт об отказе неустановленного лица пройти в штаб ППЭ также направляются в ГЭК для рассмотрения и принятия решения по данному факту (например, уведомление органов внутренних дел об участии неустановленной личности в экзаменах, информирование образовательной организации, родителей (законных представителей), возложение административного штрафа и т.д.).
      Что-то мне уже нехорошо стало от чтения этого документа. Ну, ладно, возможно, все эти металлоискатели, охранники - мера вынужденная в условиях угрозы терроризма, Правда, этими охранными действиями должен заниматься не "Рособрнадзор", а органы правопорядка. Так что на самом деле не террористами озабочена эта структура, а шпаргалками и всякими другими средствами списывания на экзамене. Доказательством тому служат другие инструкции и указания. Например, такие:
      школа, которая является ППЭ, обязана предоставить для проведения экзамена:
      -20 организаторов (надзирателей) в аудитории;
      -10 организаторов (надзирателей) вне аудитории;
       -10 общественных наблюдателей;
       -10 экспертов.
       Чего мелочиться, спрашивается? Лучше уж запросили бы полк гвардейцев. Надежнее было бы.
      
      Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин высказал мнение, что "Рособрнадзор" проверяет не качество образования, а качество оформления бумаг. По своим правилам он действует верно, другое дело, что ЭТИ ПРАВИЛА НЕ ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЯ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ. Поэтому, на мой взгляд, эти правила нужно менять".
      
      Так почему же не меняются эти самые правила?
      Да и не будут меняться в обозримом будущем. Во-первых, потому что эти правила очень выгодны российской бизнес-элите. которой необходимо держать в своих руках все управленческие рычаги власти. А для этого народу позволительно знать только лишь мелкие крохи знаний. Так легче народом управлять. Об этом я уже писала в предыдущих статьях. Во-вторых, бизнес-элите нужны послушные работники-производители, готовые исполнить любую волю работодателя. В-третьих, необходимо извести под корень всех людей, готовых и умеющих нести людям истину и знания, то есть, грамотных и толковых учителей. Учителя-просветители - главный враг тех, кто управляет людьми. И поэтому бизнес-элита через своих прикормленных чиновников ведет целенаправленную войну с учительством, используя при этом метод "кнута и пряника".
      В качестве "пряника" служит декларированная забота со стороны бизнес-элиты по обеспечению учителям достойных условий труда: материальная база школ, технические средства, гранты, премии и конкурсы на звание лучшего учителя и т.п. В качестве "кнута" - жесткие рамки правил, ограничивающих самостоятельность учителя в своей деятельности. У всякого работника школы (не чиновника, приставленного для надзора) нет никаких прав, есть только обязанности, которые работник должен неукоснительно и безропотно выполнять: инструкции, указы, предписания, отчеты (письменные и электронные) и многое другое. За невыполнение возложенных на учителя обязанностей предусматриваются различные санкции: от снижения зарплаты до увольнения. Чтобы избежать всякого давления со стороны чиновников, нужно этому чиновнику понравиться. Любым способом. Главное, чтобы он был надежной крышей.
      Понравиться хотят все, поэтому в учебных заведениях идет жесткая конкурентная борьба за место под солнцем. И все эти проявления в стенах школ, училищ, техникумов непременно рождают в коллективах вражду и страх, что приводит к разобщению учительского сообщества.
       Реформы современного российского образования по западному образцу значительно изменили образ учителя, просветителя, высококультурного интеллигента, настоящего гражданина и патриота своей страны. Особенно зримой трансформации подверглось молодое поколение учителей. О том, что "бесплатно ничего делать не буду", я уже молчу. Эпоха бессеребреников канула в лету. В стремлении понравиться своим ученикам некоторые молодые учителя в своем поведении опускаются до уровня своих воспитанников. Примеров тому тьма. Многие не стремятся и не желают повышать свой профессиональный уровень. Есть учителя, которые оказывают дурное влияние на детей своим слишком "свободным" поведением, не стесняются открыто выражать свои радикальные взгляды
      Впрочем, образ учителя-наставника никак не волнует чиновников "Рособрнадзора", которые требуют от школ вовремя сданные и прекрасно оформленные отчеты.
      Что сказать? Реформаторы, угробившие некогда лучшее в мире народное образование, поработали отменно. В результате их неустанной деятельности ВСЁ население страны уже получило и получит в дальнейшем не предвещающие ничего хорошего для страны результаты:
      1)постоянный СТРАХ учащихся школ и их родителей в течение 9 или 11 лет из-за отрицательных оценок, низких баллов, других наказаний и санкций со стороны учителей и школьной администрации. Стрессовая ситуация, вызванная страхом и сопровождающая учеников и их родителей столь долгое время, губительно действует на неокрепшую психику детского организма. Страх рождает агрессию, приступы аффекта и проявления неповиновения со стороны учащихся уже в младших классах. На фоне стресса у ребенка и подростка развиваются всевозможные болезни, несвойственные детскому возрасту: нервные и психические заболевания, болезни сердца, болезни опорно-двигательного аппарата, ранние инсульты и инфаркты;
      2)обучение в школе целиком направлено на подготовку учащихся к сдаче экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ) и выполнение ежегодных ВПР, успешные результаты которых определяют всю деятельность школы и каждого учителя в отдельности. В связи с этим учителя предметов, которые подлежат проверке, с самого начала учебного года принимаются натаскивать учащихся, используя централизованно заданные алгоритмы. При таком процессе обучения единственной мотивировкой к изучению любого материала любой дисциплины становится поступление после школы "куда-нибудь" (в колледж, техникум, вуз). Подобная методика работы с детьми не дает знания, умения и навыки, необходимые во взрослой жизни, не развивает память и не пробуждает творческое отношение к труду, а формирует "клиповое" мышление, которое позволяет человеку выполнять только конкретно выданное задание. Человек, имеющий "клиповое" мышление, не может самостоятельно и быстро соображать и принимать решение, легко становится управляемым (игрушкой в чужих руках);
      3)стойкую неприязнь значительной части населения к школе, учителям, школьной администрации и к учебе в школе. В последние годы растет число семей, перешедших на домашнее обучение. Все чаще (особенно в средних и старших классах) родители учеников прибегают к услугам репетиторов. Нередко репетиторские услуги предлагают (или навязывают) учителя, которые обучают ребенка в его же классе;
      4) снижение уровня культуры и пренебрежение к этическим нормам среди молодежи, сопровождающее утратой традиций русского народа и повышенным интересом к американским и западноевропейским нормам жизни;
      5) искаженное представление среди молодежи понятий долга, чести, патриотизма и гражданственности;
      6)растущее из года в год пренебрежение учителей к своему труду. Многие учителя не работают, как это было в советское время, а зарабатывают, стремясь в течение условного промежутка времени набрать как можно больше баллов (критериев). Вся урочная и внеклассная работа учителя определяется количеством баллов. Чем меньше в классе у обучаемых двоек, тем выше у учителя балл. Чем больше учащихся приняло участие в олимпиадах, опять же, баллы учителю добавляются. Не было на уроках нарушений дисциплины - учителю баллы. У какого учителя выше результаты ОГЭ или ЕГЭ, тому больше баллов. Сходил учитель с классом в кинотеатр - еще добавили баллов.
      Как добиться бОльшего числа баллов? Очень просто:
      -двойки ни в журнал, ни в тетради, ни вообще куда-нибудь не ставить, даже если ваши восьмиклассники не умеют читать и писать;
       -записать как можно больше своих учеников для участия в олимпиадах любых уровней. Ученикам вовсе даже не обязательно там занимать какие-то места. Главное - участие. А там: авось, кто-нибудь как-то и проявит себя, если поднатаскать (за особую плату, конечно);
       -с любителями нарушать дисциплину можно договориться: пусть себе занимаются на уроках чем угодно, лишь бы не обращали внимание администрации школы. Главное здесь: не выносить сор из избы. Для высоких баллов на ВПР и экзаменах важно хорошо натаскать нужных ребят. К тому же, есть репетиторы. При оценке работы учителя занятия школьника с репетиторами не учитываются. Иными словами: трудится репетитор - вся слава учителю в классе.
       -в кинотеатре можно посмотреть с классом любую дрянь. Главное, чтобы эта дрянь была модной, распиаренной и чтобы нравилась детям.
      Учителя, работающие на совесть, профессионально и творчески (счастье, что такие еще водятся в школах страны), не пользуются популярностью у администраций школ, поскольку отчетные показатели за текущий период у них невысокие. Баллов у них мало, зарплаты низкие, к тому же, вечно донимают своими нестандартными методами обучения и не вписываются в рамки, учрежденные Рособрнадзором.
       Ну, и под занавес предлагаю вишенку на торте: статья в Дзене от 01.06.2024 года автора Мr.Teacher "Организаторам штраф, директора уволить...": что творит на местах одуревшая образовательная номенклатура.
       "Есть ОНИ (чиновники - Ю.Ш), и есть мы (учителя). ОНИ взяли на себя право считать по умолчанию всех нас преступниками, а мы не считаем себя таковыми.
      ОНИ не провели ни одного урока, но почему-то именно ОНИ стараются проверять как учим мы.
      Это ОНИ спускают школам вниз простые цифры:
      общественных наблюдателей - 10 человек
      организаторов в аудитории - 20 человека
      организаторов вне аудитории - 10 человек
      экспертов - 10 человек
      Видимо ИМ потом приятно осознавать, как там администрация школы суетится и бегает, уговаривает своих работников, либо тупо в лоб заставляет выполнять эту ИХ разнарядку.
      ИМ это доставляет удовольствие - они осознают, что У НИХ есть ВЛАСТЬ.
      ИМ неинтересно, что там происходит на самом деле, ИМ главное, чтобы ИМ подчинялись.
      Именно поэтому, после недавнего случая в Воронеже, с девочками перед ЕГЭ организаторов похвалили. Мол правильно сделали, что не пускали, раз звенит, правильно делали, что получилось унижение перед ППЭ. Всё это правильно только потому, что воронежские организаторы действовали как роботы, не размышляя и не думая, они просто выполняли вышестоящую волю. ИХ волю. А исполнение ИХ воли, ИМ безумно нравится.
      ИМ очень нравится наказывать, может у НИХ корни откуда-то оттуда из средневековья? Не знаю, но что есть, то есть. ОНИ упиваются возможностью кого-либо наказать.
      ОНИ устанавливают СВОИ порядки, никоим образом не относящиеся к Трудовому кодексу РФ.
      Случай 1:
      Пенсионерка, заслуженный учитель РФ - классная руководительница 11 класса привела своих детей на ЕГЭ. Разумеется она много раз говорила детям, что шпаргалки не помогут, и могут сильно повредить всем при их обнаружении.
      Но это же дети, кто-то написал. И, самое главное, кто-то из них не справился с волнением и уронил эту злосчастную бумажку в аудитории, которой даже и не воспользовался.
      Случай 2:
      Та же школа, были пронесены часы, обычные такие часы, современные, умные. Как это было сделано, неизвестно, скорее всего просто на руке.
      И это не могло вызвать последствий.
      Ведь ОНИ очень любят чертить линии, за которой находится красный цвет.
      Бедная заслуженная учительница, сколько грязи вылилось на неё от НИХ, сколько было угроз, сколько было выпито таблеток, что теперь ей остаётся только одно, уйти из такой системы где правят ОНИ.
      После случая один, ОНИ эту школу сразу пометили бледно-красным.
      А после второго, ярко-красным.
      Теперь ОНИ думают, какой штраф влепить организаторам, чтобы неповадно было. ИМ вероятно и невдомёк, что учителя пришли сюда не по своей воле, а выполняя ИХ волю, ИМ невдомёк, что учителя получат за этот экзамен свои 300 рублей, но ОНИ размышляют как наказать, на 5 тысяч или на 10 тысяч?
      И конечно, ИМ нужно показать свою власть, а значит директора этой школы нужно уволить.
      Случай три:
      Наблюдатель должен находиться в Пункте Приёма Экзаменов, не менее 50% от продолжительности экзамена. Так написано в инструкции, которые спустили вниз ОНИ.
      Но это обычный человек, которого слава богу, смог работодатель отпустить БЕЗ сохранения зарплаты на государственное мероприятие. Вы пробовали сидеть 4 часа неподвижно?
      На некоторых экзаменах за детьми смотрят итак 6 глаз организаторов, да ещё два глаза наблюдателя, да ещё через две камеры ещё могут следить пара десятков глаз. Чтобы не случилось преступления.
      Ну и вот, оказалось, что наблюдатели теперь решили буквально следовать букве инструкции. И через половину экзамена благополучно уходили с ППЭ.
      Глаз и так предостаточно.
      Как же это взбесило ИХ!
      Теперь ОНИ дали чёткое указание руководителям ППЭ.
      НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ОТПУСКАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ. ПУСТЬ СИДЯТ И СМОТРЯТ 100% ВРЕМЕНИ ЭКЗАМЕНОВ!
      Случай 4:
      Уже прошло много экзаменов и ОНИ начали анализировать, что там происходит в аудиториях. Сразу же нашлись претензии.
      ЭТО ЧТО ТАКОЕ!? ПОЧЕМУ ВАШ ОРГАНИЗАТОР СТОЯЛ ПОЗАДИ РЕБЁНКА?
      Он что подсказывал?
      ЭТО ЧТО ТАКОЕ!? ПОЧЕМУ ВАШИ ОРГАНИЗАТОРЫ ХОДЯТ ПО АУДИТОРИИ!!? И это в то время, когда точно такие же как и вы организаторы дисциплинированно сидят по струночке в соседней!
      Они считают всех по умолчанию преступниками и поэтому так реагируют на немыслимые с ИХ точки зрения действия.
      А почему вон тот выпускник, ОСТАВИВ ВСЁ НА СТОЛЕ и попрощавшись с организаторами, УШЁЛ в конце ЭКЗАМЕНА?
      ВЕДЬ ОН ДОЛЖЕН БЫЛ СКУРПУЛЁЗНО ОТСЧИТАТЬСЯ, сколько черновиков, бланков ответов, листов КИМ сдано?!
      НЕПОРЯДОК!
      БУДЕМ ШТРАФОВАТЬ! ЖЕСТОКО И БЕСПОЩАДНО!
      ИХ не интересует будущее, что произойдёт на следующий год.
      ИХ это абсолютно не интересует.
      ОНИ думают, что на следующий год они также спустят просто безликие цифры вниз, и всё продолжится по ИХ велению.
      Ведь ОНИ - это образовательная номенклатура на разных уровнях, начиная от муниципальной, до федеральной.
      Именно благодаря ИМ, наше образование и идёт ко дну, и именно ИХ, в конце концов, поднимут на вилы".
       СПАСИБО АВТОРУ!
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна (shulepova48@yandex.ru)
  • Обновлено: 06/06/2024. 54k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.