Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна
Коленька

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна (shulepova48@yandex.ru)
  • Размещен: 22/07/2024, изменен: 22/07/2024. 13k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

       Коленька - мой хороший приятель. Мы познакомились с ним в конце августа во дворе школы. Я торопилась в свою мастерскую. Нужно было хорошо подготовиться к новому учебному году. Учебные занятия я провожу обычно в учебном кабинете, а студия художественного творчества у меня проходит, в основном, в специальной мастерской, которая находится не в главном здании школы, а во флигеле.
      И вот иду я по двору школы к своей мастерской и на ходу прикидываю себе предстоящий фронт работы. Почти у порога обнаруживаю рыжеватого гражданина в майке и шортах. Он сидит прямо на земле, растопырив пыльные коленки. Одной рукой он обхватил голову тщедушной собачонки, другой пытается засунуть ей в пасть кусок булки. Но собака к булке явно равнодушна.
      - Она уже не хочет булку, - говорю я обладателю пыльных коленок.
      - А что же она хочет?
      - Вероятно, косточку, или котлету. Может быть, еще колбасу.
      - Но у меня нет колбасы.
      - Ничего страшного. Ты угостишь ею собаку, когда колбаса у тебя будет.
      - А сейчас?
      - А сейчас пошли ко мне.
      - Куда?
      - Да вот в мастерскую.
      Человек живо вскакивает с места и с любопытством смотрит на меня снизу вверх.
      - А где твоя мастерская?
      - Тут, в школе.
      - Ты здесь работаешь?
      - Ну да. А ты что тут один делаешь?
      - Вовсе я не один. Моя мамка тут на собрании с учительницей.
      - Стало быть, ты уже в школу собрался?
      - Нет, это не я собрался. Это мамка меня собрала.
      - Выходит, учиться в школе ты не хочешь?
      - Не-а!
      - Почему?
      - Чтоб не заставляли ничего.
      - Понятно. А зовут-то тебя как?
      - Николай Алексеевич Дубровин.
      - Ну, так что, Николай Алексеевич, ко мне в мастерскую пойдешь?
      - А что у тебя там?
      - А вот пойдем, и увидишь.
      - Не-е, я так не хочу!
      "Ишь, ты, хитрый какой, - думаю, - маленький, а уже себе на уме".
      - Ну, не хочешь, так и не надо. Я и сама могу пойти.
      Но малыш уже заинтригован. И любопытно ему пойти со мной, и страшновато: мало ли, что у меня там в мастерской? И все-таки маленький мудрец нашел выход из затруднительного положения. Он простодушно сощурил глазки:
      - А что мы там будем делать?
      - Работать. У меня много всяких интересных инструментов. Когда начнется учебный год, мои ученики будут учиться рисовать, лепить, резать, клеить, конструировать. Ты можешь посмотреть, какими инструментами все это можно делать.
      - Ну, тогда пошли! - соглашается мой собеседник.
       Так мы познакомились. Уже потом я узнала, что мальчик живет с матерью и бабушкой. Еще узнала, что мать целыми днями работает в бригаде, а Колю воспитывает бабушка. В основном, руганью и ремнем. Понятное дело, что Коля к таким методам воспитания явно не расположен. Он все время ухитряется от бабушки куда-нибудь удрать. Болтается по поселку туда-сюда и ищет себе приключения. И потому уже с первых дней пребывания в школе мальчик попал в число трудновоспитуемых.
      С трудновоспитуемыми общественность не очень-то церемонится: ставит на учет и прорабатывает. И это тоже Коле не нравится. Ему нравится ходить ко мне в мастерскую на занятия изостудии.
      В изостудии, а точнее, в студии художественно-прикладного творчества, занимаются у меня большей частью мальчишки четвертых-седьмых классов. Тут всегда царит атмосфера напряженного и кропотливого труда. Каждый что-то чертит, рисует, клеит, лепит, режет или пилит. В мастерской вечно стоит чарующий запах клея, лака, красок. И разносится привычный рабочий гул.
      Среди всего этого очарования - обязательное присутствие Коленьки. Его все у нас так называют: Коленька. Коленька усердно мешает всем работающим, назойливо приставая к людям со своими бесконечными вопросами и просьбами. Вот он подходит к мальчику, выпиливающему лобзиком деталь.
      - Дай мне попилить! - просит он.
      - Да ну тебя! - отмахивается пилильщик.
      Но от Коленьки так просто не отвертишься.
      - Ну дай! Я только разик пильну и отдам.
      - Отстань! А чего он ко мне пристал?
      - Коленька, - говорю я, - иди сюда! Вот я тебе дам точно такой же лобзик и детальку.
      Коленька с готовностью хватается за лобзик, но энтузиазма его хватает минуты на две-три. Его уже интересуют масляные краски, с которыми работает группа ребят. Он берется размешивать краски, но через минуту между ним и ребятами разгорается очередной скандал. Едва успеваю утихомирить страсти, Коленька умудряется опрокинуть банку с лаком. Крик, шум, треск! Предпринимаю последнюю попытку занять этого человека.
      - Иди-ка сюда, Коленька, и помоги мне нарезать бумаги. Наконец, от его "усердия" у меня тоже лопается терпение.
      - А не пора ли тебе, Коленька, домой?
      - Рано еще, - ответствует он.
      Тогда я предлагаю расходиться по домам всем. Все недовольно бухтят, пыхтят и торжественно обещают поколотить Коленьку.
      Но я прекрасно знаю, что никто из моих мальчишек и пальцем не тронет этого маленького буяна. Потому что без Коленьки нам скучно, без него у нас и дело не пойдет на лад. А к его простодушному тиранству все уже давно привыкли.
      И вдруг после новогодних праздников он не пришел на очередное занятие.
      - Небось, обиделся на нас, - предположил кто-то из мальчишек.
      - Ну да, повадились на него кричать, кому не лень, вот и обиделся, - заявил другой.
      - Нет, - возразил третий, - он заболел. Сегодня на перемене без пальто по двору бегал. Я видел.
      - Его бабка по двору гоняла, - объявил мальчик, живущий по соседству с Коленькой. - Я слышал, как она грозилась трепку ему задать.
       У меня сердце нехорошо сжалось. Неужто, нашему маленькому непоседе грозит какая-то расправа? Как можно? Но что я могу сейчас сделать? Не бросать же занятие. Решила после занятия сходить к Коленькиной учительнице, чтоб прояснить обстановку.
       Коленькина учительница - симпатичная молоденькая девчушка, прибывшая к нам сразу после педучилища. Говорит она всегда тихо и робко, а перед всяким проявлением агрессии сильно теряется и лишается дара речи. Детки ее обожают, администрация школы вечно ругает, а родители не ставят ни в грош.
      - Что у вас там, Вера Геннадьевна, с Коленькой Дубровиным приключилось? - спрашиваю учительницу, встретившись с нею в школьном коридоре.
      - А что такое? - испуганно таращит глаза Вера Геннадьевна.
      - Да ничего страшного, я надеюсь, - пытаюсь успокоить её. - Просто сегодня мальчика не было у меня на занятии в студии. Вот я и думаю, что, может, что-то случилось? На уроках он был сегодня?
      - Ну, конечно, не был. Я сама хотела сегодня выяснить, в чем дело. Думаю, что надо сходить к нему домой.
      - Давайте мы сходим вместе, - предлагаю я Вере Геннадьевне.
       И вот мы стоим у калитки двора, где проживает предмет нашего с Верой Геннадьевной беспокойства. Перед нами неприступная крепость в лице Коленькиной бабушки. Уставив руки в боки, она решительно загородила собой калитку и весь двор с домом, простирающийся за калиткой.
      Вера Геннадьевна, сжавшись в комок, предательски прячется за моей спиной, и мне ничего не остается, как вступить с "крепостью" в мирные переговоры.
      - Анна Васильевна, сегодня Коли почему-то не было в школе, - строго и официально заявляю я.
      - Ну! - грозно ответствует "крепость", направляя в меня весь арсенал тяжелой артиллерии.
      - Не "ну", а объясните толком, где ваш внук, и почему сегодня он не был в школе?
      - А кто ты такая, чтоб я объяснялась? - набрасывается хозяйка.
      - Вот соберем комиссию и проверим детально, как вы с вашей дочерью осуществляете обязанность по воспитанию ребенка. Тогда и узнаете, кто я такая! Ребенок не должен пропускать занятия без уважительных причин.
      -Тем более, что Коля отстает по всем предметам, - храбро вставляет Вера Геннадьевна.
      Тяжелая артиллерия мгновенно прячется в арсеналы крепости.
      -Да болен, болен Коля! - трусливо молвит бабушка, миролюбиво опуская руки.
      - Если болен, то в обязательном порядке предъявите в школу справку о болезни. Если уже здоров, то завтра чтобы был на занятиях! - категорически заявляю я. И мы с Верой Геннадьевной победоносно покидаем поле сражения.
      - Ну, вы даете! - восхищенно говорит Вера Геннадьевна по дороге. - Я ни в жизнь так не смогла бы!
      - С такими людьми иначе разговаривать нельзя. Они понимают только силу.
      - А что же теперь с Колей будет? - обеспокоилась учительница.
      - Да ничего страшного. Побоится бабка-то репрессии устраивать, чтоб комиссию не нагнать.
      В день занятия студии Коленька явился пораньше, когда еще никого из ребят не было. Пришел не один. Впереди себя решительно затолкнул знакомую мне собаку, благодаря которой состоялось наше с ним знакомство.
       Собака эта ничейная. Точнее - школьная. Со всеми детьми в школе она в самых дружеских отношениях. Все её охотно подкармливают тем, что вынесут из столовой. Но с Коленькой у нее особые отношения.
      - Это моя собака! - торжественно заявляет он, толкая собаку в мастерскую.
      - Замечательно, что у тебя есть собака, - отзываюсь.
      - Её зовут Белка.
      - Я счастлива с нею познакомиться.
      - А все зовут её неправильно, - продолжает Коленька.
      - По-моему, ей все равно, как её зовут.
      - Нет, не все равно. У каждого должно быть свое имя.
      - Резонно. Но чем я могу ей помочь?
      - Надо всем сказать, что её зовут Белка.
      - Вот и скажи.
      - Я же не всех в школе знаю, а Вы знаете всех.
      - И потому я должна повесить фотографию твоей Белки в школьном коридоре и написать объявление о том, как её правильно зовут? Делать мне, что ли, больше нечего?
      Коленька засмеялся, подбежал ко мне и доверчиво уткнулся в рукав.
       Через неделю Белка чувствует себя в кабинете, как дома. Как и ее хозяин, она бесцеремонно суется во все и вся, мешая всем, как только угодно. Сунешь, к примеру, руку за банкой с клеем и попадаешь прямо в собачью морду. Собаку ругают, гонят, отпихивают ... и скучают без нее, если по каким-то причинам Коленька приходит в мастерскую без собаки.
      Вдруг в один прекрасный день Коленька вместе с Белкой приводит еще одну собачку. Точнее, щенка, такого же беспородного и белого, как Белка.
      - Вот, глядите, это Белкин сынок!
      - А еще кто-нибудь у Белки в семье имеется? - на всякий случай спрашиваю я.
      - Не знаю, - простодушно отвечает Коленька.
      И я начинаю понимать, что в скором времени в моей мастерской может образоваться собачий питомник. И тогда мне уже самой не будет места в школе.
      - Послушай, Коленька, - как можно мягче обращаюсь я к мальчику, - по-моему, будет лучше для всех нас, если Белка со своим сынком будет гулять на улице, пока здесь идет занятие. В школе должны быть ученики, в больнице - больные, в коровнике - коровы, а собаки живут во дворах. Белка живет в школьном дворе. Вот пусть она со своей семьей во дворе и живет. А сюда ты будешь иногда, только иногда, приглашать в гости. Договорились?
      Коленька молча кивает головой. А потом ребята гурьбой провожают собак в дальний угол двора к гаражу, где у Белки сооружена настоящая будка из деревянных ящиков.
       В феврале Коленьку увезли из поселка. Мать вышла замуж за какого-то приезжего механизатора. Мы с ребятами очень тосковали по Коленьке.
       А тут в начале марта случилась жуткая непогода. В природе сотворилось нечто невообразимое: снег, дождь, ветер. Деревья ломались от обледенения, точно карандашики, и валились на столбы и крыши домов. Я побежала в мастерские проверить состояние окон: не вышибло ли какой веткой стекло? Подбегаю к дверям мастерских: батюшки светы! Жмутся к дверям Белка и её "сынок". Увидали меня, заскулили и хвостами задергали.
      Ах, ты, боже мой! Бедные вы, несчастные зверюги! Неужто знали, что прибегу спасать вас? Открываю дверь. Они сразу - шмыг! И скорее к батареям греться.
       Ну, спасибо, собачки, за доверие! Где же теперь ваш друг и покровитель, добрый мальчик Коленька? Не забыл ли нас?
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна (shulepova48@yandex.ru)
  • Обновлено: 22/07/2024. 13k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.