Аннотация: ПОПЫТКА БЕСПРИСТРАСТНОГО РАССМОТРЕНИЯ ПОЗИЦИЙ СТОРОН МНОГОЛЕТНЕГО КОНФЛИКТА В РЕГИОНЕ ПАЛЕСТИНЫ С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКИХ И САКРАЛЬНЫХ АРГУМЕНТОВ. ОПИРАЯСЬ НА ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, АВТОР РАССМАТРИВАЕТ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
Борис Швец
КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ИЕРУСАЛИМ?
В статье сделана попытка беспристрастного рассмотрения позиций сторон многолетнего конфликта в регионе Палестины с учетом исторических и сакральных аргументов. Опираясь на полученные результаты, автор рассматривает пути решения проблемы *1/.
*1/ Выводы и предложения, содержащиеся в статье, отражают
исключительно мнение автора.
Ранее усеченный вариант этой статьи опубликован в Германии, откуда перепечатан интернет-изданием израильского телевидения. В Израиле вызвал многочисленные отклики, в том числе критические высказывания в адрес автора за его утверждение о праве палестинцев на свое государство. Автор считает неуместной поспешность выводов отдельных читателей в рассмотрении такой сложной проблемы и публикует полную версию работы.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Много лет назад, заинтересовавшись случайно подвернувшейся брошюрой о проблемах территориальных споров, я удивился противоречивости приведенных там взглядов вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина по вопросам о границах государств и правах малых народов. Попытался разобраться и едва не вылетел из учебного института за свой неуместный интерес и проявленный скепсис к авторитету. Зато понял, что принадлежность территорий плохо решается с позиций здравого смысла, подчиняясь гибкой дипломатии и изощренной политике. Важным аргументом в территориальных спорах может быть историческая канва. Действительность целесообразно рассматривать с фундамента исторического прошлого для лучшего понимания и текущей ситуации, и перспективы ее развития. В этом актуальность прошлого и его место в нашей реальности. Но как быть со спорными деталями, когда прошлое уходит в далекие тысячелетия, не оставившие гарантировано достоверных свидетельств?
В настоящем кратком обзоре истории двух народов (который по большому счету автор сделал исходно для себя, желая разобраться в этом вопросе) использованы доступные источники, которые не вызвали серьезных возражений. Наряду с канонизированными данными, как, например, в случае стелы Мернептаха или даты разрушения Первого Храма, мне встретились незначительные расхождения по датам отдельных событий. В ряде подобных случаев приняты наиболее правдоподобные версии из соображений незначимости расхождений для ответа на возникающие вопросы.
В связи с использованием преимущественно доступных источников работа содержит много ссылок на публикации в Интернете, что отражается на степени доверия к ним. Однако следует понимать, что при обсуждении событий многовековой давности достоверность материала зачастую является лишь формой канонизации тех или иных гипотез, когда безоговорочность фактов подтверждается мнением назначенных или самозваных авторитетов, а бумажный формат - всего лишь способ изложения их позиции.
Поднятая в этой статье проблема, скорее всего, не имеет решения в обозримой перспективе. Работа позиционирована автором как материал к размышлениям. Детали в примечаниях к статье важны для понимания вопроса и позиции автора не менее, чем основной текст.
ВВЕДЕНИЕ
Природные ресурсы нашей планеты - земля, вода и недра в течение всей истории человечества были предметом раздора у населяющих народов. Принадлежность территорий определялась в кровопролитных войнах по праву сильнейшего, приобретая впоследствии силу факта. В современную эпоху территориальные споры решаются зачастую с неменьшим ожесточением, различия вносят виды используемого оружия и методы борьбы. Возросла роль мирового сообщества и средств информационного воздействия, хотя, по мнению аналитиков, современные территориальные проблемы "носят всемирный, глобальный, общечеловеческий характер, а методы решения этих проблем в настоящее время все еще имеют преимущественно традиционный и национальный характер" /1/.
Одним из мест, где территориальные разногласия много лет не удается преодолеть путем компромисса сторон, стала Палестина *2/.
*2/ Здесь и далее придерживаемся принятого в настоящее время
определения Палестины: историческая область на Ближнем
Востоке, охватывающая территории современных Израиля,
Иордании, Западного берега реки Иордан, сектора Газа,
Голанских высот, а также частей Сирии и Ливана.
Простирается в северной ее части от Сидона (на побережье
Средиземного моря) до Дамаска, в южной части - от Рафиях
до залива Кааба. При этом Синайский полуостров считается
отдельной географической зоной /2/.
Спор между евреями и палестинскими арабами об историческом праве на Палестину стал предметом острых политических и военных баталий. На территории площадью немногим больше двадцати тысяч квадратных километров столкнулись интересы двух соседствующих и даже родственных народов, разделенных конфессионально - евреев, исповедующих иудаизм, и арабов-палестинцев, исповедующих ислам. Размещение на этой территории, прежде всего в Иерусалиме, главных культовых объектов трех мировых религий - иудаизма, христианства и ислама затрагивает жизненно важные интересы более половины населения планеты, а дополнительные особенности вносит проживание там наряду с евреями и арабами представителей иных религиозных и этнических общин и групп - бедуинов, друзов, черкесов, армян, коптов, самаритян, бахаев, абиссинцев. Несомненно, что решение многолетней проблемы лежит в русле переговоров с учетом исторических корней, сакральных мотивов в аргументации сторон и политических реалий современности. Возможны ли пути решения без предвзятости, с попыткой сочувственно понять обе стороны?
Попытаемся прежде определить стороны конфликта: евреи и палестинцы - кто они в этническом и историческом аспектах.
ЕВРЕИ
Современные историки считают, что евреи сформировались как народ от общих предков, живших 2,5-3,2 тысячи лет назад на Ближнем Востоке в Месопотамии (Междуречьи) между Тигром и Эвфратом /3/. Вероятной причиной выделения евреев явилась случайная мутация /4, 5/. Генетически евреи близки ассирийцам, курдам, армянам, а также итальянцам и французам /4/. Различают три наиболее многочисленные еврейские популяции - ашкеназы, сефарды и мизрахи. Первые - это евреи Восточной и Центральной Европы, вторые - турецкие, итальянские и греческие евреи, третьи - евреи Сирии, Ирака и Ирана /4/. Ученые установили, что все евреи, независимо от их принадлежности к той или иной популяции, генетически схожи на уровне родственников, но сильно отличаются от неевреев /4, 6/.
Первое в истории упоминание о евреях в виде относящегося к этому народу слова "Израиль" обнаружено на территории Древнего Египта на стеле Мернептаха, сооруженной в конце XIII века до н.э. /7/. По-видимому, к этому же периоду относится исход евреев из Египта и формирование монотеистического иудаизма, носителем которого они станут /8/. Некогда на территории, раскинувшейся на запад от Северо-Западной излучины Евфрата и от реки Иордан до Средиземного моря и известной под названием Ханаан /9/, жили хананеи, умориты, хетты, хурриты, йевуситы и другие небольшие племена. В середине второго тысячелетия до н.э. там появились кочевые иудейские племена хабиру, а позднее - вышедшие из Египта другие иудейские племена, совместно с хабиру получившие название "евреи" *3/ /13,14/.
*3/ Несколько позже евреев в эти края с запада пришли в поисках
территорий другие группы людей эгейского происхождения,
бывшие беженцами с Крита и/или искателями приключений с
Эгейского моря /10/. Эгейские (греческие) соперники были
названы евреями "плиштим", что переводится как
"чужеземцы, пришельцы", а в современном варианте звучит как
созвучное "филистимляне". Между еврейскими и греческими
пришельцами разгорелась война за обладание землей Ханаана.
Победили евреи. Остатки побежденных греческих соперников
осели на прибрежной равнине в образовавшихся
городах Гат,Ашдод, Экран, Газа и Ашкелон, куда они принесли
культ их верховного бога Дагона, известного нам как Посейдон
/11/. Впоследствии потомки филистимлян ассимилировались и
растворились в местном населении. Прибрежная полоса земли,
простиравшаяся к Египту и соседствующая с заселенными
преимущественно евреями Иудеей, Идумеей и Галилеей стала
по созвучию называться Палестиной, а первыми палестинцами
были греки /12/.
В начале второго тысячелетия до н.э. эту землю с несколькими враждовавшими между собой независимыми городами евреи завоевали *4/.
*4/ Пришедшие в Ханаан евреи поначалу не смешивались с другими
народами, как было предписано их законами, хотя по
свидетельству Библии одиннадцать из двенадцати сыновей
легендарного Иакова женились на ханаанских женщинах.
Позднее еврейский этнос начал вбирать в себя местных
обитателей, и к VIII веку до н.э. племена, которые населяли
Ханаан до прихода евреев, окончательно растворились среди
них /13/.
К 1200 году до н.э. там возникли еврейские поселения, а в XI веке до н.э. на юге края уже существовало еврейское государство *5/ в форме монархии - Израильское царство со столицей в Иерусалиме /11/.
*5/ Некоторые историки трактуют этот период иначе.
Например, есть сведения, что еще при жизни Саула Давид
создал на юге самостоятельное Иудейское царство с центром в
Хевроне, а после смерти царя Саула и семи лет последующей
борьбы объединил Израильское и Иудейские царства /11/.
После смены нескольких правителей (Саула, Давида и Соломона) и кончины в 931 году до н.э. построившего Иерусалимский храм (Первый Храм) *6/ царя Соломона при его приемнике Ровоаме это государство распалось на две независимые еврейские страны - южную Иудею со столицей в Иерусалиме и северный Израиль, где столицей стал выстроенный около 923 года до н.э. израильским царем Омри *7/ город Самария /11, 15, 16/.
*6/ С этого времени место сооружения храма гору Мориа стали
называть Храмовой горой или горой Сион, упомянутой в библии
в связи с гумном Орны Иевусеянина, купленным царем Давидом
для жертвенника, жертвоприношением Исаака (Ицхака) и др.
эпизодами /138, 140, 141/. В начале I тысячелетия до н.э.
Храмовая гора однозначно называлась "Горой Сион", однако
сегодня общеупотребительным названием является "Храмовая
гора" /138, 139/.
*7/ Самой ранней датой, относящейся к личности еврейского
происхождения (сыну царя Омри и правителю Израиля) иудею
Ахаву, упомянутому в Библии /148/ и исторически
подтвержденному в клинописных ассирийских погодных записях
времени Саргона Ассирийского, является 853 год до н.э. /149/.
В 722 году до н.э. государство Израиль пало под ударами Ассирии. Население Израиля большей частью насильственно депортировано ассирийским царем Саргоном II в Мидию (область на северо-западе современного Ирана и юго-востоке современной Турции) и в Месопотамию и растворилось в местном населении. Вместо них на территории Израиля поселены выходцы из бывшей тогда под властью Ассирии Вавилонии, которые вместе с некоторой частью оставшихся там евреев стали предками самаритян /11, 17, 18, 19/.
Иудея пережила нашествие ассирийцев, но в 586 году до н.э. ее захватил окрепший и могущественный Вавилон. Иудейский Первый Храм в Иерусалиме был разрушен, часть населения Иудеи уведена в Вавилонский плен. Однако уже в 539 году до н.э. с падением Нововавилонского царства и возникновением Персидской империи Ахеменидов плененные евреи получили возможность вернуться на свою родину и совместно с сохранившимися там соплеменниками восстановить иудейский храм в Иерусалиме. Возведенный на развалинах Первого Храма, он был назван Вторым Храмом /20/.
После разрушения Персидской империи Александром Македонским Иудея оказалась под властью эллинистических государств: вначале Египта - при Птолемеях, затем Сирии - при Селевкидах. При сирийском владычестве во времена Антиоха IV Эпифана возникли жестокие гонения на еврейские культуру и религию со стремлением насильственно эллинизировать евреев. Следствием этого явилось освободительное движение евреев, вошедшее в историю под названием освободительных войн Хасмонеев (167-140 гг. до н.э.) /21, 22/. В результате Иудея освободилась из-под власти Сирии с созданием независимого государства Хасмонеев со столицей в Иерусалиме. Территория государства Хасмонеев расширилась до исходных границ Иудейского царства и помимо собственно Иудеи включала в себя южную часть Самарии /21/.
К началу первого тысячелетия до н.э. иудейскому государству стала угрожать растущая экспансия Рима. В 63 году до н.э. после продолжительной борьбы за независимость еврейское государство Хасмонеев оказалось под протекторатом Рима и вошло в состав Римской империи на правах союзника, но с фактической утратой суверенитета. Спустя немногим более двадцати лет Рим самовластно разделил государство Хасмонеев Иудею с выделением наряду с остатками Иудеи автономных Самарии, Галилеи и Петреи (Заиорданья) /21/. Иерусалим остался столицей Иудеи. В последние десятилетия до н.э. царь Иудеи Ирод I Великий реконструировал в Иерусалиме Второй Храм, для чего вдвое расширил площадь Храмовой горы, на которой он располагался /38, 127/. Грандиозное сооружение, возникшее после перестройки, сохранило название "Второй Храм" /20/.
Спустя сто лет в 66 году н.э. евреи подняли новое восстание против господства Рима (известное как Первая Иудейская война) и потерпели сокрушительное поражение. После семи лет кровопролития войсками римского императора Тита Иерусалим был взят, Второй Храм, главная святыня еврейского народа, разрушен /14, 20/.
В 132 году н.э. евреи Иудеи под руководством Бар-Кохбы в очередной раз восстали против римского господства (Вторая Иудейства война). После двух лет ожесточенной партизанской войны восстание с большим трудом подавили. Иудею, превращенную в пустыню, залила кровь. Более половины населения уничтожили, десятки тысяч евреев, мужчин и женщин, обратили в рабство /23/. Иудея лишилась автономного статуса и превратилась в римскую провинцию под названием "Палестинская Сирия" (Syria Palestine) /24, 2/. Уцелевшие там евреи продолжали традиционные занятия сельским хозяйством и скотоводством. Из камней разрушенного Иерусалимского Храма римляне возвели языческие храмы Юпитера, Вакха, Сераписа и Астарты, Иерусалим переименовали в Элию Капитолину /25/.
С 395 года после распада Римской империи территории бывших государств Иудеи и Израиля вместе с их еврейским населением попали в состав Византийской империи, пока в 614 году н.э. не были завоеваны Персией, после чего ненадолго оказались в составе империи Сасанидов. В 629 году византийский император Ираклий опять захватил эти территории и забрал их под власть Византии /2/. Но ранее, еще в IV веке императором Юстинианом построена на развалинах иудейского Второго Храма христианская базилика в честь Пресвятой Девы /26/.
В 636 году территория бывших государств Иудеи и Израиля попала под арабское иго и стала мусульманской провинцией "Фаластын" арабского халифата /47/. В правление халифа Умара ибн аль-Хаттаба в Иерусалиме над камнем, ранее лежавшим в основании разрушенного римлянами Второго Храма *8/, построена Мечеть Скалы.
*8/ Камень Основания, называемый также Краеугольным камнем,
является одним из главных символов иудаизма, считающего его
краеугольным камнем мироздания, откуда Господь начал
сотворение мира /128, 129/. Находится сегодня внутри Мечети
Скалы и почитается в исламе /129/.
Чуть позже на руинах христианской базилики Пресвятой Девы также в пределах бывшего иудейского Второго Храма воздвигнута мечеть Аль-Акса - третья главная святыня ислама /26, 127/. Примерно с этого времени Палестина приобрела для мусульман современное значение /27/.
В 1099 году крестоносцы-христиане завоевали эту территорию (Первый крестовый поход) и основали здесь Иерусалимское королевство /2/.
В 1187 году Салах-ад-Дин Аюби взял Иерусалим и территория опять стала мусульманской /2/.
В 1189-1192 годах в Третьем крестовом походе христиане восстановили Иерусалимское королевство в очень усеченном варианте, сам Иерусалим остался в руках мусульман /28/.
В начале 1260 года в Палестину вторглись монголы, но уже в сентябре того же года в битве при Айн-Джалуте они были разбиты мусульманами-мамлюками /2, 29/.
В 1517 году эти земли завоеваны турками-османами под предводительством султана Селима, после чего они оставались частью Османской империи /2/.
В 1799 году на территорию Палестины вторглись войска Наполеона, однако потерпели поражение и вынуждены были отступить в Египет. К этому времени на бывших землях Иудеи и Израиля проживало около трехсот тысяч человек, из которых около пяти тысяч составляли евреи Иерусалима, Цфата, Тверии и Хеврона /2/.
В 1832 году территория Палестины завоёвана Ибрагим-Пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммеда Али. Палестина стала единой провинцией с резиденцией в Дамаске /47/. Египтяне правили страной с 1832 по 1840 годы. В 1838 году египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме - ранее в Палестине консульства европейских держав существовали только в портовых городах Акко, Хайфе и Яффо, а также в Рамле /47/. Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства /30/.
В XIX веке Израиль снова превратился в важнейший еврейский центр (Эрец Исраэл). К 1841 году численность еврейского населения на этих территориях удвоилась и в 1880 году составила 24 тысячи человек при общем числе жителей 270 тысяч человек (данные турецкой переписи оседлого населения) /31/. В крупнейшем городе региона Иерусалиме с населением 25 тысяч человек евреи составляли более половины жителей /31/.
С конца XIX века началось крупномасштабное заселение региона евреями. Первая волна еврейской иммиграции, известная как Первая алия, возникла в 1881 году и связана с бегством евреев Восточной Европы от погромов /2/. К началу 20 века численность еврейского населения на этих землях составила уже 50 тысяч человек, Иерусалим по-прежнему столица Эрец Исраэла и важнейший еврейский религиозный центр /2/.
В течение 1904-1914 гг. после Кишиневского погрома туда переселились еще 40 тысяч евреев (Вторая алия) /47/. Но уже в 1917 году указом губернатора Османской Сирии Джемаля Паши евреев стали изгонять из Иерусалима, Яффо и Тель-Авива /13, 47/. Часть из них погибли, другие депортированы на Кипр или в Европу /31/.
В ноябре 1917 года Правительство Великобритании опубликовало декларацию (известную как "Декларация Бальфура"), в которой содержалось обещание содействовать созданию в Палестине "национального очага для еврейского народа" *9/ /32/.
*9/ Инициатива воссоздания в Палестине еврейского государства
возникала и ранее. Так, за 118 лет до Бальфурской декларации
появилась прокламация Наполеона, изданная им в апреле 1799
года в Палестине под стенами осажденной крепости Акко. В
этом документе Наполеон, обращаясь к евреям, называл их
законными наследниками Палестины и призывал возвратиться
на отнятые у них земли в свое отечество, обещая поддержку
Франции после падения Акко и вхождения его армии в
Иерусалим. Однако после вмешательства в африканский
конфликт английского флота французские войска вынуждено
вернулись в Египет, план Наполеона реализован не был /142-
144/.
Однако когда по итогам Первой мировой войны после поражения Османской империи Великобритания получила мандат на управление Палестиной, то вопреки Декларации Бальфура в феврале 1922 года она передала 3/4 своей подмандатной территории под отдельный эмират Трансиорданию, преобразованное в 1946 году в независимое королевство Трансиорданию /2/. Из мандатного соглашения были исключены пункты, разрешавшие евреям селиться на этой части территории /33/.
В 1919-1923 годы в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, главным образом из Восточной Европы (Третья алия) /31, 2/. В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, а в Иерусалиме большинство жителей по-прежнему составляли евреи /31, 2/.
В 1924-1929 годы после всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии в Палестину приехали еще 82 тысячи евреев (Четвертая алия) /31, 2/. В 1930 годах распространение в Германии нацисткой идеологии привело к Пятой алие и переселению в Палестину четверти миллиона искавших спасения евреев /31/. Рост численности еврейских поселенцев и укрепление еврейской общины сопровождались противостоянием местного арабского населения, включавшим террористические нападения и погромы /33/. О численности еврейского населения в Палестине в этот период говорит тот факт, что в словаре-справочнике такого авторитетного в мире издания, как "Словарь Larousse" 1939 года на флаге Палестины помещено в центре изображение символа иудаизма - могендовида /156/. Косвенным образом это свидетельствует о том, что в глазах беспристрастного мирового сообщества национальный окрас Палестины был тогда еврейским.
В 1947 году британское правительство отказалось от мандата на Палестину, мотивируя это своей неспособностью найти приемлемое решение взаимоотношений евреев и арабов /2/.
С 73 года н.э. в течение почти двух тысяч лет евреи были лишены собственного государства и превратились в кочующий народ, в изгнании подвергавшийся унижениям и преследованиям. Эпизодически находя приют в разных странах, евреи диаспоры затем безжалостно изгонялись из них по соображениям государственной политики приютивших стран, религиозной нетерпимости или корысти власть имущих. Примеры тому дают нам Великобритания (1290 год), Франция (1306 год, повторно 1615 год), Швейцария (1348 год, повторно 1622 год), Испания (1492 год), Португалия (1497 год), Россия (1530 год, повторно 1727 год, повторно 1742 год), Ватикан (1569 год), Германия (1570 год) и др. /34/. Не имея пристанища и надежной защиты, миллионы евреев в годы Второй мировой войны стали жертвами геноцида /35/. На протяжении многих веков со времени разрушения Второго Храма лишь малая часть еврейского народа могла жить на территории Палестины.
Руководствуясь соображениями гуманности и исторической справедливости, с учетом беспрецедентных потерь еврейского народа во Второй мировой войне Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций 29 ноября 1947 года принята резолюция N181(2) о создании на территории британской колонии Палестины двух государств - еврейского (Израиль) и арабского /36, 37/. Еврейскому государству выделялась треть плодородной прибрежной равнины Галилеи и две трети территории пустыни Негев, не пригодной в то время для сельского хозяйства или строительства -- всего 56,47 % от общей территории Палестины *10/; в то время большинство населения на территории пустыни Негев составляли евреи /38/.
*10/ В то время около половины земли Палестины находилось в
государственном подмандатном владении Великобритании
/38/.
Иерусалим и Вифлеем, а также их окрестности по плану ООН не принадлежали ни евреям, ни арабам и переходили под контроль ООН /39/. Евреи Палестины этот план приняли, но Лига арабских государств и Высший арабский комитет подмандатной Палестины отказались признать решение Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Палестины и образовании еврейского государства /2/.
14 мая 1948 года во исполнение решения Генеральной Ассамблеи ООН согласно резолюции N181(2) Израиль объявил о своей независимости и "Декларацией Независимости" заявил себя еврейским *11/ государством, в котором равные права с евреями имеют граждане, принадлежащие к другим этническим группам вне зависимости от их вероисповедания - арабы-мусульмане и арабы-христиане, друзы, бедуины, самаритяне, армяне, черкесы и пр. /41, 37/.
*11/ Свою этническую принадлежность декларируют сегодня
Дания, Норвегия, Польша, Исландия и др. /40/.
На второй день существования нового государства Израиль на его территорию вступили объединенные армии арабских государств Египта, Сирии, Трансиордании, Ливана и Ирака *12/ /7, 41, 47/.
*12/ По некоторым данным также "прикомандированные"
подразделения Алжира, Йемена, Саудовской Аравии и других
арабских государств /42/.
Целью нападения была ликвидация провозглашенного еврейского государства, полное уничтожение или изгнание евреев из Палестины /2/. Генеральный секретарь Арабской лиги заявил: "Это будет война на уничтожение и грандиозная резня". Духовный вождь мусульман Палестины Амин аль-Хусейни обратился к своим последователям с наставлением: "Я объявляю священную войну! Убивайте евреев! Убивайте их всех!" *13/, *14/ /42/.
*13/ Можно думать, что если бы не арабское принципиальное
неприятие в Палестине Израиля в тех или иных его границах,
не разогретая в мусульманской среде ненависть к еврейским
соседям, не последовавшая военная агрессия арабских
государств против молодого еврейского государства, не было
бы и арабских беженцев.
*14/ Возникновению конфликтной ситуации в Палестине немало
способствовала политика Великобритании. В условиях
постигшего ее в 1947 году топливного кризиса британское
правительство строило свои отношения с арабскими
странами, ведущими экспортерами нефти, на условиях
приоритетности их интересов /47/. По мнению некоторых
специалистов именно позиция Великобритании
способствовала решимости арабских стран на агрессию в
отношении Израиля, ставшую причиной последующего
развития событий и перекраивания карты Палестины /42/.
13 декабря 1948 года Восточный Иерусалим аннексирован *15/ Трансиорданией.
Израиль в возникшем противостоянии взял под свой контроль западную часть Иерусалима, Иерусалим оказался поделен на две части - западную под контролем Израиля, и восточную, отошедшую к Трансиордании /44/.
Перед лицом агрессии соседей для предотвращения повторных угроз своей независимости Израилем оккупирована часть земель, выделенных ранее ООН под планируемое арабское государство /45/. Другую часть территории Палестины, составлявшую примерно половину площади планируемого арабского государства, оккупировали Трансиордания (территория нынешнего Западного берега реки Иордан) *16/, *17/ и Египет (территория нынешнего сектора Газа) /42, 47/. *16/ Оккупация - занятие чужой территории военной силой /12/.
*17/ После чего Трансиордания переименовалась в "Иорданское
Эта война, получившая название "Война за независимость", окончилась в 1949 году утверждением действительного статуса и независимости Израиля /45/. В 1949 году прекращение военных действий году закреплено рядом соглашений Израиля с арабскими странами - Египтом (февраль), Ливаном (март), Иорданией (апрель), Сирией (июль). Соглашения были однотипны, содержали взаимные обязательства о ненападения и не касались проблемы беженцев и упоминаний об арабах Израиля /42/. Арабское государство на бывшей подмандатной территории Палестины создано не было *18/.
*18/ В связи с этим возникает вопрос - за что воевали арабские
государства? Возможный ответ на него можно найти в
работах специалистов, бывших современниками событий.
"Арабские страны не желали появления ни еврейского
государства, ни палестинского. Иордания и Египет собирались
поделить Палестину, где на февраль 1947 г. проживало 1 млн.
91 тыс. арабов, 146 тыс. христиан и 614 тыс. евреев, между
собой" /42/. А как же остальные арабские страны, проявившие
агрессию? "Дело в том, что у каждого арабского государства
был свой расчет. Король Трансиордании Абдалла хотел
захватить всю Палестину - в особенности Иерусалим. Ирак
хотел получить выход к Средиземному морю через
Трансиорданию. Сирия зарилась на Западную Галилею.
Влиятельное мусульманское население Ливана давно с
жадностью поглядывало на Центральную Галилею. А Египет,
хотя у него и не было территориальных притязаний, носился с
идеей стать признанным лидером арабского мира" /42/.
До начала военных действий в 1948 году на территории, выделенной резолюцией ООН N181(2) для еврейского государства по плану о разделе Палестины проживали 390 тысяч арабов-христиан и арабов-мусульман /44/. В ходе войны 1948-1949 годов или в преддверии ее под давлением арабских лидеров *19/ часть из них покинули места проживания и переселились /49, 42, 40/.
*19/ Палестинским арабам было приказано временно покинуть свои
дома, чтобы случайно не попасть под огонь наступающих
арабских армий /42/.
Около 180 тысяч беженцев осели на территории Западного берега реки Иордан в зоне влияния Иордании, 60 тысяч беженцев - на территории сектора Газа в зоне влияния Египта. 150 тысяч арабов остались в Израиле в границах линии прекращения огня 1949 года /49, 53, 54/. Во время арабо-израильской войны 1948-1949 годов свои дома покинули в общей сложности около 600 тысяч арабов *20/, *21/. В эти же годы из мусульманских стран бежали от начавшихся погромов и/или под угрозой насилия около 800 *22/ евреев /40, 47, 54-56, 160/.
*20/ По мнению западных историков только четверть
палестинских беженцев изгнана из страны израильской армией
/2/.
*21/ По данным итогового доклада Согласительной комиссии
Организации Объединенных Наций от 28 декабря 1949 года в
результате "Войны за независимость" возникло 726 тысяч
арабских беженцев (ряд источников определяют их
количество числом тысяч на 200 меньше).
*22/ Проблемы "еврейских беженцев" не возникло - они были
приняты и адаптированы, главным образом - в Израиле, при
поддержке государства.
В 1954 году Иорданией принят закон, предоставивший гражданство этой страны арабскому населению Палестины, проживавшему до 15 мая 1948 года на территории Палестины и постоянно проживающим в Иордании с декабря 1949 года /50, 51, 39/. В 1988 году Иордания отказалась от требований прав на территорию Западного берега реки Иордан и лишила иорданского гражданства жителей этой территории.
В период с 1948 года по 1967 год сектор Газа сохранялся под контролем Египта, Западный берег реки Иордан - под контролем Иордании. В течение этих лет стороны конфликта в "Войне за независимость" сосуществовали в условиях многочисленных нарушений мира /42, 47/.
Пассивная позиция ООН по отношению к выполнению резолюции ее Генеральной Ассамблеи по Палестине N181(2) и последующему развитию событий в регионе может быть расценена как недостаточная дееспособность и известная ангажированность ООН странами арабского мира и ислама *23/, *24/.
*23/ В мире сегодня 22 арабских государства и 49-51 (цифры
разнятся) стран с мусульманским большинством, создают
мощное лобби в ООН и странах пребывания /157, 167/. При
этом также следует учесть страны, в которых позиция
мусульман имеет значимый политический вес и влияет на
позицию этих стран при голосовании в ООН (Австралия,
Франция, Россия,Греция, Болгария, Сербия и др.) /166/. По
найденной автором сводной статистике (период до 1990 года)
против Израиля были: из 175 решений Совета Безопасности
ООН - 97, из 690 решений Генеральной Ассамблеи - 429
(данные не проверены).
*24/ В пользу версии о мусульманском влиянии на мировое
общественное мнение может говорить следующий пример. В 1947 году Индия (Британская Индия) была разделена
по религиозному признаку на два государства - индуистскую
Индию и ранее не существовавший мусульманский Пакистан,
что привело к бегству индусов из Пакистана и мусульман - из
Индии. Официально заявлено о 14,5 миллионах беженцев,
примерно поровну с каждой стороны, число жертв насилия
составило по разным оценкам от 200 тысяч до 1 млн. человек
/158, 159/. При этом мировое общественное мнение эта тема
волнует несравненно меньше, чем действия Израиля.
Легитимность возникновения Пакистана не ставится под
сомнение, хотя территория, которая сейчас именуется
Пакистан, была индусской до мусульманского вторжения в нее
в 711 году н.э. /159/.
В 1964 году возникла Организация освобождения Палестины (ООП), выступающая против существования государства Израиль *25/ /2, 37, 48/.
*25/ По опубликованным данным (со ссылкой на письмо Экс-
Премьер-министра Израиля Менахема Бегина правительству
США от 20 декабря 1981 года) Организация освобождения
Палестины создана с помощью и при участии спецслужб
СССР /163/.
В мае 1967 года Египет закрыл Тиранский пролив для судов Израиля, а Президент Египта Насер заявил, что новая война будет тотальной с целью уничтожения евреев и призвал "сбросить евреев в море" /47/. Позицию Египта поддержала Организация освобождения Палестины. В июне 1967 года между Израилем - с одной стороны, и объединенными вооруженными силами Египта, Иордании, Сирии и Ирака - с другой, вспыхнула новая война. 5 июня 11 арабских стран заявили о своей солидарности с Египтом, Кувейт и Саудовская Аравия предоставили Египту, Сирии и Иордании колоссальную финансовую помощь. В Тунисе, Ливии, Сирии и некоторых других арабских странах произошли еврейские погромы. Арабские страны заявили об отправке воинских контингентов на фронт, но реализовать это намерение он не успели /7, 47/. В ходе этой "Шестидневной войны" Израиль отбросил армии арабских стран и оккупировал западный берег реки Иордан, сектор Газа *26/, Синайский полуостров *27/ и Голанские высоты *28/, обеспечив себе безопасные рубежи обороны *29/ /55, 60, 63, 59, 58/.
*26/ В августе 2005 года Израиль вывел из сектора Газа свои войска
и ликвидировал свои поселения /57/. В июле 2007 года в секторе
Газа произошел исламистский переворот, в результате
которого власть получил ХАМАС /57/.
*27/ Весной 1982 года Израиль полностью вернул Синайский
полуостров Египту /58/.
*28/ В 1970 году Израиль предоставил проживающим там
сирийским гражданам (к настоящему времени их количество
выросло до 39 тысяч человек /59/) израильское гражданство. В
1981 году Израиль принял закон об аннексии контролируемой
им части Голанских высот /59/.
*29/ В ходе "Шестидневной войны" около 300 тысяч беженцев
покинули занятые Израилем территории. Из них 120 тысяч
составляли люди, ранее бежавшие с территорий, перешедших
к Израилю в войне 1948-1949 годов /54/.
Восточная часть Иерусалима с главными святынями трех мировых религий (иудаизма, христианства и ислама) перешла под контроль Израиля *30/ /55, 61/. В возникшей и сохраняющейся по настоящее время ситуации весь Иерусалим оказался под контролем Израиля, с чем не готовы согласиться как страны мусульманского мира, так и ряд иных государств.
*30/ В 1980 году Кнессет провозгласил Иерусалим единой и
неделимой столицей Израиля /44/.
В 1973 году внезапным нападением на Израиль египетских и сирийских войск началась еще одна война между Израилем - с одной стороны, Египтом, Сирией и Ираком - с другой. Эта война, названная "Войной судного дня", привела к подписанию Кэмп-Дэвидских соглашений между Израилем и Египтом /32, 58/. Положения этих соглашений, наметивших программу мирного урегулирования на Ближнем Востоке, остались неисполненными инициативой сторон-участников процесса.
В середине 70-х годов в соседнем с Израилем Ливане началась полномасштабная гражданская война между мусульманами и христианами. По приглашению ливанских христиан на территорию Ливана вошли сирийские войска, которые, однако, вскоре заняли сторону ливанских мусульман. Тогда Израиль выступил с поддержкой ливанских христиан и также принял участие в событиях на территории Ливана *31/.
*31/ Практика международных отношений показывает, что
государства в отношении агрессии на территории других
стран руководствуются собственными интересами и
интересами своих союзников. Примерами тому вся история.
Сошлемся на бомбардировку Турцией на территории Сирии
курдов, своих недавних союзников в борьбе с ИГИЛ,
происходившую при молчаливом невмешательстве ООН.
В развернувшихся военных действиях обе стороны понесли ощутимые потери. Зона безопасности для христиан на юге Ливана была создана, но война длилась еще несколько лет. В августе 1982 года остатки сирийских бригад вернулись на родину, в Ливане высадились миротворческие силы ООН. В 1985 году израильские войска ушли из центрального Ливана, в 2000 году покинули и юг Ливана, предоставив защиту от мусульманских экстремистов местным христианам /130/.
Во всех перечисленных выше военных действиях против Израиля активное участие принимала часть арабского населения Палестины, известная миру как палестинцы.
Палестинцами (или "палестинскими беженцами", или "палестинским народом") именуют сегодня арабских жителей Палестины, бежавших оттуда в период после возникновения там современного еврейского государства Израиль, а также всех потомков этих людей *32/ /54, 49, 63, 165/.
*32/ Изначально определение "палестинские беженцы"
относилось ко всем, кто был вынужден покинуть места
своего проживания в Палестине в результате войны 1948-
1949 годов, т.е. в равной мере как к арабам, так и к евреям /54,
62/.
По решению ООН статус "палестинский беженец" стал исключительно арабским и передается без ограничения по наследству - детям, внукам, правнукам и далее по поколениям, что не имеет прецедентов в истории, поскольку способствует сохранению ситуации и усугублению ее во времени *33/. Более того, статус "палестинского беженца" сохраняется и в том случае, если беженцы получили гражданство (например, иорданское). Этот статус присвоен и жителям Западного берега и сектора Газа, которые живут на предположительной палестинской родине /161/. В результате подобной практики за прошедшие пятьдесят лет количество палестинских беженцев выросло с 600-650 тысяч до 4,7-5,3 млн. человек (данные расходятся) /152, 161/. Такое подход не совместим с гражданством по праву земли (праву почвы), когда гражданами считаются рожденные на данной территории. Сегодня этим принципом, взятым из римского права, руководствуются даже такие страны, как США и Канада. На его основе претендовать на проживание в Палестине вряд ли могут более 20-50 тысяч (данные расходятся) человек, бежавших с территории Палестины в 1948 и 1967 годы и живущих в наши дни /54, 161/. Логично предположить, что они должны были бы иметь своим местом жительства Западный берег реки Иордан или Сектор Газа.