Швец Борис Алексеевич
Государство и национальная безопасность взглядом гражданина

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Швец Борис Алексеевич
  • Размещен: 26/01/2024, изменен: 26/01/2024. 76k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Порой не только у детей, но и у взрослых в попытке понять окружающий мир возникают вопросы, ответы на которые неоднозначны, хотя на первый взгляд очевидны. Такой наивный вопрос задал себе и я: что для рядовых граждан означает их государство и его безопасность? Не нашел в публичном пространстве удовлетворившего меня ответа и попытался сформулировать сам. Вот что получилось.

  •   ГОСУДАРСТВО И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВЗГЛЯДОМ ГРАЖДАНИНА
      
      Предисловие автора
       Порой не только у детей, но и у взрослых в попытке понять окружающий мир возникают вопросы, ответы на которые неоднозначны, хотя на первый взгляд очевидны. Такой наивный вопрос задал себе и я: что для рядовых граждан означает их государство и его безопасность? Не нашел в публичном пространстве удовлетворившего меня ответа и попытался сформулировать сам. Вот что получилось.
      
       Мы все граждане. Какой хотим мы видеть и любить свою страну? Прообраз государства для гражданина - мать, ведь мы в некотором роде тоже дети своей страны. Матерей мы любим по взаимности, с неиссякаемой памятью о полученных ласках, тепле, внимании и заботе. Мы уважаем матерей и бережем их, согласно сыновнему долгу и потребности души. Повезло тем, чья мать заботливая и добрая, строгая и справедливая. Мать, готовая в любой момент прикрыть своих детей от невзгод, сделать все возможное, чтобы были они сыты и одеты, здоровы и благополучны. Мать, для которой нет ничего дороже счастья ее детей. Попробуем спроецировать этот образ на страну, определив в самом общем виде ее черты в обеспечении национальной безопасности и процветания для блага своих граждан. Полный текст статьи был подготовлен для специалистов и содержал анализ реалий конкретного государства. Предоставляя статью в общий доступ, автор счел правильным делегировать такой анализ самостоятельному взгляду вдумчивого читателя. Говоря о власти, автор имел в виду обобщенно органы власти всех уровней и всех ветвей. Под национальной безопасностью автор понимает защищенность государства как целостного образования. Емкость определения влечет за собой большой комплекс подлежащих решению проблем. Освещение вопроса отражает исключительно мнение автора.
      
      
      
      Перечень основных факторов
      обеспечения безопасности государства
      
      1. Экономическая безопасность государства
       1.1. Продовольственная безопасность
       1.2. Энергетическая безопасность
       1.3. Сырьевая обеспеченность производств
       1.4. Защищенность производств
       1.5. Техническая оснащенность
       1.6. Поддержка производств
       1.7. Мотивация
       1.8. Сбалансированность бюджета, его наполнение и расходование
       1.9. Устойчивость финансовой системы
       1.10. Золотовалютные резервы
       1.11. Развитие регионов
      2. Экологическая безопасность
      3. Транспорт
      4. Телекоммуникации и информационная безопасность
       4.1. Развитие телекоммуникаций
       4.2. Защита информации в публичном пространстве
      5. Военная мощь
       5.1. Охрана и защита рубежей
       5.2. Военная техника и военная наука
      6. Защита от последствий чрезвычайных ситуаций
       6.1. Организация оперативной помощи
       6.2. Прогнозирование
      7. Воспроизводство населения и кадры
       7.1. Экономическое стимулирование рождаемости
       7.2. Пропаганда рождаемости, повышение престижности больших семей
       7.3. Иммиграция
       7.4. Качество населения
       7.5. Кадровая политика и образование
       7.6. Возможность самореализации личности
      8. Наука и научно-технический прогресс
       8.1. Необходимость неуклонного научно-технического прогресса
       8.2. Развитие науки
      9. Социальная защищенность
       9.1. Граждане - опора государства
       9.2. Борьба с чиновничьим произволом, прозрачность и открытость власти
       9.3. Достойное пенсионное обеспечение граждан
       9.4. Медицина и физическая культура
       9.5. Права граждан и уважение к личности
      10. Патриотическое воспитание
      11. Политическая стабильность общества
      12. Равноправие граждан всех национальностей и религий
      13. Сохранение и развитие культуры
      14. Уважение к памяти предков и культам
      15. Объективная оценка становления государства и формирование уважительного отношения к собственной истории
      16. Развитие демократических институтов
       16.1. Оппозиция
       16.2. Возможность свободного изложения взглядов и политических дискуссий
       16.3. Социальная и интеллектуальная зрелость избирателей
       16.4. Возможность отзыва избирателями депутатов выборных
       органов
       16.5. Ограничение цензуры
       16.6. Правозащитное движение
       16.7. Профессиональные союзы
      17. Прозрачность решений власти
      18. Развитие международных связей в области науки, техники и культуры
      19. Внешние отношения
       19.1. Уважение суверенитета, территориальной целостности, культуры, религии, традиций других стран
       19.2. Дипломатия
      20. Правопорядок и борьба с преступностью
       20.1. Законодательство
       20.2. Охрана правопорядка
       20.3. Суды
       20.4. Борьба с терроризмом, социальной, расовой и национальной нетерпимостью, другими проявлениями экстремизма
       20.5. Борьба с незаконным оборотом наркотиков
       20.6. Борьба с организованными преступными группировками
       20.7. Борьба с экономическими преступлениями
       20.8. Равноправие граждан
       20.9. Борьба с коррупцией
      
      Остановимся на перечисленных факторах немного подробнее.
      
      
       1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
      
       В основе существования государства лежит устойчивость его экономики, что выражается в способности к воспроизводству или безусловному получению извне в потребных объемах материальных благ и всевозможных услуг для обеспечения жизнедеятельности граждан и дееспособности государственных органов. Назовем основные составляющие экономической безопасности.
      
      1.1. Продовольственная безопасность
      
       Предполагает возможность своевременного получения - путем собственного производства или импорта - продуктов питания нужного количества и качества. В условиях открытого рынка и ценовой конкуренции сохранение независимого агропромышленного производства вряд ли возможно с учетом климатических преимуществ потенциальных экспортеров. Политика протекционизма в целях создания конкурентных привилегий для отечественного производителя противоречила бы положениям открытого рынка и интересам собственного населения в обеспечении его качественными продуктами по минимальным ценам. Выход может быть найден в сохранении некоторого объема производства продовольственных товаров ограниченного ассортимента с гарантированным государственным дотированием, превращающим это производство в рентабельное. В особый период при необходимости должно быть возможно увеличить объем производимой продовольственной продукции оперативным наращиванием сохраняемого производства до развертывания его в нужных масштабах.
      
       Одновременно сырьевая потребность производства продуктов питания требует создания стратегических сырьевых резервов, сохранения фермерских хозяйств, разработки и внедрения в практику методов возделывания сельскохозяйственных культур, минимально зависящих от климатических условий (использование гидропоники, искусственных временных циклов и т.д.).
      
      1.2. Энергетическая безопасность
      
       Важнейшее условие жизнеспособности страны.
      Обеспечение энергетической безопасности страны требует, наряду с созданием запасов топлива, развития системы энергоснабжения, наличия дублирующих трансформируемых энергетических контуров и автономных источников электроэнергии на ключевых объектах. Поиск новых альтернативных видов энергии и разработка технологий их использования является стратегической задачей государства. Вклад в энергетическую безопасность страны может внести внедрение и развитие энергосберегающих технологий.
      
      1.3. Сырьевая обеспеченность производств
      
       Производство нуждается в сырье, пригодном для переработки в товарный продукт по имеющимся технологиям. Сырье бывает воспроизводимым и невоспроизводимым. Примером первого служит сельхозпродукция и лес, примером второго - руды, нефть, газ. С воспроизводимым сырьем все понятно - следует его воспроизводить в потребных объемах и нужного качества и сохранять возможность такого воспроизводства.
      
       С невоспроизводимым сырьем сложнее - количество его уменьшается при потреблении, перманентно падает качество, растут затраты на добычу. По мере снижения качества добываемого сырья требуются усовершенствованные или принципиально новые технологии переработки. Очевидно, что разработку таких технологий для каждого вида невоспроизводимого сырья при невозможности его замены нужно вести в перспективе будущего использования. Одновременно нужна разведка запасов полезных ископаемых и развитие способов эффективной разведки, методичная работа по повышению полноты извлечения сырья из эксплуатируемых месторождений.
      
      1.4. Защищенность производств
      
       Стратегия безопасности государства требует защищенности производств в условиях чрезвычайных ситуаций, а также наличия дублирующих предприятий по основным видам продукции. Задача эта решается грамотным территориальным размещением и планированием с учетом обеспеченности рабочей силой, энергией, сырьем, транспортом, средствами связи, при создании возможности оперативного развития инфраструктуры в местах развертывания дублирующих производств, включая решение возникающих социальных задач.
      
      1.5. Техническая оснащенность
      
       Без надлежащей производственной базы производство - миф. Техническая база производства должна соответствовать предъявляемым к ней требованиям современности, а, следовательно, неуклонно совершенствоваться. Модернизация производств, как элемент научно-технического прогресса, является необходимым компонентом обеспечения безопасности государства.
      
      1.6. Поддержка производств
      
       Динамичное развитие различных форм собственности на средства производства создает условия оптимального производства товаров и услуг. Рыночный механизм регулирования общественного производства предполагает естественный отбор предприятий по критериям эффективности, но чужд стихии и анархии. Координация взаимодействия частных и государственных предприятий в целях обеспечения максимальной эффективности производств и создания рабочих мест является функцией государства, которое призвано обеспечить полноценную законодательную, финансовую и административную поддержку частного предпринимательства, прежде всего на этапах становления бизнеса. Многолетняя практика капитализма показала, что не все частные начинания результативны, нередки банкротства и провалы. Интересы общества требуют снижения предпринимательского риска, чему может способствовать грамотное страхование бизнеса и правильно сформированный механизм стимулирования его создания и развития.
      
      1.7. Мотивация
      
       Можно говорить о наличии субъективных факторов мотивации в развитии экономики государства, если его граждане, руководствуясь своими личными интересами и не нанося при этом ущерб обществу, стремятся решить возникающие перед ними задачи максимально эффективно. Однако если государственное устройство не обеспечивает совпадения обязанностей гражданина перед государством с его интересами, то не очевиден выбор гражданина в пользу государственных интересов.
      
      1.8. Сбалансированность бюджета, его наполнение и расходование
      
       Нельзя считать здоровой экономику государства, в котором наполнение бюджета налогами сопровождается многочисленными ошибками практически недоступных для критики фискальных органов, вследствие чего даже законопослушные граждане не всегда могут исполнить свои обязательства перед бюджетом.
      
       Вряд ли будет прочным государство, в котором бюджет расхищается при нарастающем социальном неравенстве и обездоленности оказавшихся внизу слоев населения.
      
      1.9. Устойчивость финансовой системы
      
       Определяется совокупностью экономических, политических, социальных, управленческих, технологических, географических и инфраструктурных факторов, а также степенью интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему. Является важнейшим условием обеспечения безопасности суверенного государства.
      
      1.10. Золотовалютные резервы
      
       Актив государства, характеризующий стабильность финансовой системы и обеспечивающий в необходимых случаях его обязательства. Наиболее ликвидная форма поддержания национальной валюты.
      
       Золотовалютные резервы складываются из запасов золота в хранилищах, иностранной валюты в Центральном банке на счетах и в наличном виде, ряда ценных бумаг, резервных активов государства на его счете в Международном Валютном Фонде (МВФ) и резервной квоты государства в МВФ. Состояние золотовалютных резервов государства влияет на размер его платежного баланса, валютный курс, уровень инфляции и пр.
      
      1.11. Развитие регионов
      
       Наличие у страны большой территории само по себе является большим достоинством, хотя и влечет за собой необходимость усиления контроля рубежей в целях обеспечения безопасности территории. Преимущества большой территории многократно возрастают, если развитие отдельных ее частей обеспечивает возможность развертывания там резервных производств и размещения мигрирующего населения в условиях мобилизационной готовности. Этот фактор сохраняет значимость даже в условиях возрастающей мощи оружия потенциальных противников.
      
       2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
      
       Извлекая полезные ископаемые и возвращая в окружающую среду нехарактерные для нее продукты нашей жизнедеятельности, мы инициируем новые химические, физические, биологические и механические процессы. Качаем нефть или газ - и оставляем пустоты. Перерабатывая железные руды, засоряем атмосферу сернистым газом. Разрабатывая сурьмяные месторождения, помещаем в землю водорастворимые соединения мышьяка. Редкое современное производство можно считать экологичным. Радиоактивные отходы, бактериологические препараты, инсектициды, фунгициды, гербициды, дефолианты - нет числа... Курганы и свалки бытового мусора покрывают огромные пространства. Сбросы предприятий загрязняют акватории, проникая впоследствии в землю и далее в растительный и животный мир. Мы забрасываем в природу в неимоверных количествах полимеры и шины, стекло и люминофоры. Перечень может быть очень длинным. Мы нарушаем природный баланс земли, океанов и воздушной оболочки планеты, искажаем естество среды обитания. Негативные изменения природы губительно воздействуют на нас самих, на людей - часть природы и ее производную.
      
       Сохранение среды обитания в наиболее благоприятном виде должно рассматриваться, как важная задача государства и решаться на уровне исполняемых межгосударственных соглашений. В противном случае человечество рискует превратить свои страны в могильники, непригодные для потомков уже в ближайших поколениях. Оптимизация баланса между необходимым развитием общественного производства и сохранением природы требует государственного и межгосударственного регулирования.
      
       3. ТРАНСПОРТ
      
       Устойчивость экономики, социальное равновесие, обороноспособность государства требуют транспортных артерий, позволяющих обеспечить адресное бесперебойное перемещение пассажиров и товаров в нужных количествах и в необходимые сроки.
      
       4. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
      
      4.1. Развитие телекоммуникаций
      
       В ускорении научно-технического прогресса важное место занимает развитие средств связи. Новые и более совершенные способы передачи информации могут, при прочих равных условиях, иметь решающее значение в различных аспектах государственной безопасности. Передавая телекоммуникационные сети в ведение частных компаний, государство должно создать условия для планомерного интенсивного развития сетей и надлежащий контроль поступательного движения в этой области.
      
      4.2. Защита информации в публичном пространстве
      
       Государство является обособленным субъектом права и с этой позиции должно рассматриваться, как закрытое образование. Это означает, что у государства могут быть секреты, представляющие интерес для других государств. Результаты научных исследований, новинки техники, геологические изыскания, политические интересы, особенности межгосударственных соглашений со странами-партнерами - все при определенных условиях может быть обращено во вред безопасности государства. Еще в прошлом веке около 80% стратегической информации черпалось аналитиками из открытой печати. Можно думать, что с появлением и развитием Интернета и иных телекоммуникаций эта доля выросла. Барьером на пути утечки жизненно важных сведений, составляющих государственную тайну, должна быть соответствующая цензура.
      
       Даже самый либеральный режим и свобода духовных ценностей не предполагает вседозволенности в работе органов массовой информации. Государству необходим некий фильтр, чтобы предупредить потерю сведений, нарушающую его обороноспособность. Отдельной статьей деятельности государства по защите информации является противодействие разведкам других государств в обеспечении своих интересов.
      
       5. ВОЕННАЯ МОЩЬ
      
      5.1. Охрана и защита рубежей
      
       Для некоторых стран такой проблемы не существует. Исторически сложилось, что благополучная Швейцария способна обеспечить целостность своей территории методами дипломатии. В Монако, в Лихтенштейне, в Коста-Рика нет армий. Для иных стран защита рубежей является данью традиции и не имеет практического смысла. Примером тому Ватикан, Люксембург, Сан-Марино. Но это - всего лишь исключения из правил.
      
       Современные границы стран сложились исторически в кровавой борьбе народов. Даже в наш просвещенный век незыблемость границ стоит под вопросом. Геополитические претензии соседей, центростремительные силы сепаратизма, неутихающие территориальные споры обостряют приграничную ситуацию во многих местах земного шара и требуют неустанной охраны границ. Можно предвидеть, что по мере роста населения планеты, нарастающих геотектонических подвижках и изменениях климата опасность посягательств на территориальную целостность некоторых государств будет возрастать.
      
      5.2. Военная техника и военная наука
      
       Современная война, если она будет развязана, станет войной технологий. Безусловно, решающую роль по-прежнему будут играть люди, но далеко позади время, когда победа могла быть достигнута голым энтузиазмом воинов. Военная история знает множество примеров того, как появление новых видов оружия создавало принципиально иной расклад сил на полях сражений и предопределяло исход битв.
      
       Разработка и производство новых эффективных средств защиты и нападения должны быть в поле зрения государства, как одно из существенных условий его безопасности. Государства, не склонные к агрессии, делают упор на средствах защиты своих рубежей, территорий и населения.
      
       6. ЗАЩИТА ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
      
      6.1. Организация оперативной помощи
      
       Нельзя утверждать, что прошли времена соседского участия. Соседи, родственники, друзья, случайные невольные свидетели чрезвычайного происшествия - все они по законам общечеловеческой морали пытаются оказывать посильную помощь пострадавшим. Но системно и эффективно такая помощь может и должна быть предоставлена государством. Для этого государству нужна в состоянии постоянной готовности специальная служба (или подразделение), оснащенная, обученная и мобильная, с многофункциональной структурой и строгой дисциплиной.
      
      6.2. Прогнозирование
      
       Пока мы не можем с уверенностью прогнозировать катаклизмы, но стремиться к этому следует. Ситуации экстрима вследствие природных факторов или человеческой деятельности можно пытаться предвидеть на основе анализа выявляемых закономерностей. В известных пределах возможен даже прогноз актов терроризма, если принимать во внимание политическую устремленность, менталитет и нравственные нормы потенциальных террористов, геополитическую обстановку и амбиции их лидеров, техническую оснащенность, финансовую обеспеченность и т.д.
      
       7. ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ И КАДРЫ
      
       Воспроизводство населения в государстве должно обеспечивать полную сменяемость кадров, а в необходимых случаях - создавать условия для роста численности трудоспособных граждан за счет прироста людей активного возраста.
      
      7.1. Экономическое стимулирование рождаемости
      
       Важнейшими факторами прироста численности населения может и должно явиться экономическое стимулирование рождаемости, высокий уровень жизни и значимая забота государства о своих гражданах.
      
      7.2. Пропаганда рождаемости, повышение престижности больших семей
      
       Наряду с экономическим стимулированием и материальными льготами некоторую роль в росте народонаселения может сыграть пропаганда рождаемости. Государство средствами массовой информации способно сделать рождение ребенка модным, многодетность - престижной.
      
      7.3. Иммиграция
      
       В условиях современной глобализации временная миграция стала устойчивым фактором снижения издержек производства стран размещения, главным образом за счет привлечения более дешевой низкоквалифицированной рабочей силы. Миграция на постоянной основе увеличивает численность населения страны и интересна странам размещения в наибольшей мере в отношении мигрантов того же или родственного этноса с близкими культурными ориентирами. Вместе с тем безопасность государства требует исключить зависимость производств от притока гастарбайтеров, а в случае миграции на постоянной основе - также от вытеснения культуры коренного населения культурой иммигрантов, не склонных к ассимиляции или взаимоуважительной интеграции. В последнем случае одним из следствий иммиграции станут межэтнические конфликты, расшатывающие устои государства.
      
      7.4. Качество населения
      
       Определяется совокупностью физического и психологического состояния граждан и их ментальностью, состоянием общества в морали, общественных ценностях и ориентирах, в воспроизводстве.
      
      7.5. Кадровая политика и образование
      
       Лозунг "Кадры решают все" обречен на вечную правоту. Образование призвано обеспечить подготовку квалифицированных специалистов всех уровней с учетом меняющихся запросов и перспективного прогнозирования. Важными задачами являются пропаганда знаний, выявление и поддержка талантливой молодежи, создание условий для раскрытия и развития талантов.
      
      7.6. Возможность самореализации личности
      
       Государство делают сильным его граждане, а для этого сами граждане должны быть сильны. Сила граждан - в реализации заложенного в них потенциала. Следовательно, государство будет тем сильнее, чем больше оно будет способствовать раскрытию потенциала каждой личности, помогая или хотя бы не препятствуя каждому достичь того, на что он способен.
      
       8. НАУКА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
      
      8.1. Необходимость неуклонного научно-технического прогресса
      
       Если общественное производство не развивается, оно деградирует, а вместе с ним деградирует и само общество. Особенно явно это проявляется в условиях открытого рынка, когда в международных торговых связях перманентно возникают предложения более совершенных товаров и услуг, появление которых влечет за собой функциональный или моральный износ предшествующих аналогов. Стагнация или просто торможение развития общественного производства в стране неизбежно отодвигает ее на задворки цивилизации. Таким образом, научно-технический прогресс является необходимым условием развития общественного производства и общества.
      
      8.2. Развитие науки
      
       База научно-технического прогресса - научные исследования и разработки в прикладных и в фундаментальных областях. И если прикладные исследования могут финансироваться частными компаниями, то крупные инвестиции в фундаментальную науку, как правило, в состоянии позволить себе только государство. Так, среди прочего отдельного внимания государства требуют изучение космического пространства, развитие путей и методов освоения космоса, физика микромира. Окружающий мир сохраняет неисчерпаемое множество тайн и проблем для сегодняшней науки и будущих поколений.
      
       9. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ
      
      9.1. Граждане - опора государства
      
       Государство опирается на своих граждан. Они и только они строят производства, двигают научный прогресс, защищают рубежи страны, сохраняют и развивают культуру. Без доверия и преданности народа государство устоять не может. Преданность граждан государству пропорциональна заботе об их нуждах со стороны государства и уверенности граждан в своей защищенности государством.
      
      9.2. Борьба с чиновничьим произволом, прозрачность решений и открытость власти
      
       Законопослушный гражданин может считать себя защищенным только в условиях неукоснительного действия законов государства, свободных от субъективного толкования и чиновничьего произвола и направленных на отражение его интересов как во внутренней политике, так и во внешнеполитических отношениях.
      
      9.3. Достойное пенсионное обеспечение граждан
      
       Без уверенности в будущем гражданину трудно быть патриотом страны. Отдавая в активном периоде свой труд государству, труженик вправе рассчитывать на эквивалентную компенсацию и заботу со стороны государства в период утраты им работоспособности, возрастной или ситуационной.
      
      9.4. Медицина и физическая культура
      
       Способствуют обеспечению и сохранению здоровья граждан. Стране нужна современная медицина, полноценно оснащенная оборудованием, обеспеченная кадрами и медикаментами, нужна квалифицированная пропаганда медицинских знаний и здорового образа жизни.
      
      9.5. Права граждан и уважение к личности
      
       Звучные декларации о правах личности на уважение, образование, жилище, материальное обеспечение и медицинскую помощь, на личную свободу содержат сегодня конституции большинства стран. Однако никто еще не опроверг сентенции "Обеденный перерыв не гарантирует обеда". Чем больше расхождение между обещаниями государства и реальностью, тем меньше граждане доверяют своему государству, тем меньше нуждаются в нем.
      
       10. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
      
       Если гражданин уважает свои народ, правительство, законы, культуру и традиции - он патриот. Если государство позволяет гражданину делать это без компромиссов с его совестью - значит, с патриотическим воспитанием в стране все в порядке. В воспитании патриотизма агитация и пропаганда необходимы, влияние общества и семьи значимы, но по отношению к определенному выше условию они вторичны.
      
       11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА
      
       В истории человечества нет примеров вечного государства. Даже самые могущественные империи обречены на распад под натиском перемен. Но в пределах жизни многих поколений стабильность государственных устоев может быть закреплена законодательной и нравственной опорами. Государству нужны стабильные законы, а гражданам - вера в незыблемость этих законов. Недопустимо нарушать эту веру, принимая законы задним числом, толкуя их избирательно, используя государственную машину в интересах приближенных к власти групп и отдельных личностей. Для политической стабильности в государстве правила жизни общества должны строиться в интересах всех его членов.
      
       12. РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И РЕЛИГИЙ
      
       Подлинная свобода не предполагает всеобщую уравниловку. Все мы разные - ростом, весом, цветом кожи, различаемся по полу и возрасту. Имеем разные пристрастия и привычки, думаем по-разному и о разном. Мы разные, и в своем различии мы, граждане государства, не равны ни в чем, кроме равных прав каждого перед законом. В этом отношении не может и не должно быть деления граждан по национальности, религиозным верованиям и убеждениям, уровню достатка, образованию.
      
       От современного государства, если оно не определяет себя, как диктатуру, требуется решительно пресекать шовинизм, национализм, религиозную нетерпимость, ущемления в правах по гендерным признакам. Вместе с тем должно быть учтено национальное многообразие, исторические и культурные особенности развития этносов, обеспечено равноуважительное отношение ко всем народам, что особенно важно в многонациональных и многоконфессиональных странах.
      
       13. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
      
       Культура в широком смысле этого слова - совокупность материальных и духовных ценностей. У каждого, даже самого малого народа, есть своя культура, достойная уважения, сохранения и развития.
      
       14. УВАЖЕНИЕ К ПАМЯТИ ПРЕДКОВ И КУЛЬТАМ
      
       Время варваров в истории человечества миновало. В наши дни сильное государство - это цивилизованное государство. Цивилизация предполагает сохранение исторической памяти, будь память общества или память рода. Культура общества нуждается в сохранении традиций, в возможно более полном знании своих родовых корней, в уважении к местам захоронения и культам своего и других народов.
      
       15. ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
      
       Выражение "У каждого человека есть в чулане скелет" трактуется в том смысле, что все мы имеем тайны, которые не всегда могут нас украсить. Относится это и к странам. История цивилизованных государств прихотлива и замешана на многих неблаговидных эпизодах. Наше прошлое ходит за нами и отбрасывает тени совершенных ошибок на наше настоящее и будущее - если мы не осознаем ошибки и не дадим им правильную оценку. Нередко чиновничье рвение в патриотическом угаре использует продажных представителей науки для искажения мифотворчеством истории собственного народа в интересах сиюминутных правителей. Правители меняются, и история страны, не обогащенная опытом анализа ошибок прошлого, переписывается в очередной раз по тому же сценарию. В итоге граждане проникаются скепсисом в отношении собственной непредсказуемой истории, что вряд ли способствует формированию их активной гражданской позиции.
      
       16. РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
      
       Демократия как народовластие в современном понимании ассоциируется с прогрессом, основанным на либеральных ценностях и достижениях науки.
      
      16.1. Оппозиция
      
       "Опираться можно только на сопротивляющуюся среду" - эта мысль Оноре де Бальзака здесь уместна. Здоровая оппозиции помогает власти высвечивать возникающие проблемы.
      
       Наличие в государстве оппозиции в крайних случаях способствует сменяемости власти в интересах государства и прогресса общества. Но если реальная оппозиция подменяется мнимой, государство закрывается для критики. Такой путь распахивает ворота диктатуре и способен привести страну к деградации.
      
      16.2. Возможность свободного изложения взглядов и политических дискуссий
      
       Условие демократии - свобода высказывания взглядов, если только они не нарушают нравственных норм, не ущемляют религиозной, расовой или национальной принадлежности других людей, не унижают их достоинства.
      
       В демократическом государстве граждане вправе открыто дискутировать на любые темы в рамках соблюдения общественного порядка. Возможность свободного волеизъявления на выборах предполагает право избирателей отвергнуть предложенных к избранию кандидатов, если они не отвечают их взглядам и предпочтениям.
      
      16.3. Социальная и интеллектуальная зрелость избирателей
      
       В сложившихся условиях демократии избирательное право предоставлено совершеннолетним законопослушным гражданам без учета степени их социальной зрелости и наличия знаний и навыков, необходимых для полноценного понимания политики власти. Между тем в странах демократии политические силы, стремящиеся во власть, в соперничестве за голоса избирателей наперебой предлагают электорату манну небесную. Вряд ли большинство избирателей в состоянии критически взглянуть на нередко популистские и оторванные от реальности обещания кандидатов, оценить последствия предлагаемых ими решений. Результаты выборов порой определяются объемами финансовых ресурсов, направляемых на агитацию и привлечение избирателей. При отсутствии ценза зрелости и знаний как необходимого условия получения гражданами избирательного права выборы народных избранников способны превратиться в режиссированный фарс. В противодействие такому сценарию усилия государства следует направить на развитие социальной зрелости населения и повышение образованности граждан в вопросах внутреннего устройства государства, в экономико-хозяйственной сфере, географии, политике, истории.
      
      16.4. Возможность отзыва избирателями депутатов выборных органов
      
       Законодательно закрепленная возможность отзыва избирателями депутатов выборных органов всех уровней власти и детально определенный механизм реализации этого отзыва должны реально предоставлять избирателям отражение их интересов через выборные органы.
      
      16.5. Ограничение цензуры
      
       Предупреждая утечку сведений, способных нанести ущерб безопасности государства или авторским правам его граждан, охраняя краеугольные моральные ценности общества, ставя заслон пропаганде ксенофобии и расизма, шовинизма и экстремизма, религиозной или атеистической нетерпимости, оскорблениям личности граждан и общественной морали, цензура за рамками этих запретов не должна нарушать права граждан на свободу слова.
      
       Условием цензуры должно быть уважение к творчеству и личности каждого гражданина в его праве на выражение своих мыслей. Государством должен быть создан равновесный баланс между цензурой и свободой личности. В неочевидных спорных случаях решение должно лежать не на цензоре, а на цивилизованном суде.
      
      16.6. Правозащитное движение
      
       Демократия нуждается в общественной защите. Обеспечить защиту демократии призвано правозащитное движение. Сильное демократичное государство нуждается в правозащитном движении и поддерживает этот общественный институт.
      
      16.7. Профессиональные союзы
      
       Добровольные объединения работников по признаку профессиональной принадлежности, призванные защищать интересы своих членов во взаимоотношениях с властью. Сильное государство не опасается профессиональных союзов и само опирается на эти объединения для сплочения трудящихся в решении важных задач.
      
       17. ПРОЗРАЧНОСТЬ РЕШЕНИЙ ВЛАСТИ
      
       Чтобы государство могло рассчитывать на понимание и поддержку своих граждан, решения власти должны быть прозрачны, понятны и своевременны. В особенной степени это касается формирования и исполнения бюджета, социальных вопросов и правопорядка. Прозрачность решений власти и ее открытость для критики необходимы для правильного формирования и толкования законов.
      
       18. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБЛАСТИ НАУКИ, ТЕХНИКИ И КУЛЬТУРЫ
      
       При том, что роль личности в развитии науки, техники и культуры бесконечно велика, в современном мире все меньше места остается для энтузиастов-одиночек. Раскрытие границ, глобализация и создание всемирных информационных пространств открывают новые возможности совместного творчества с несоразмерно большей эффективностью. Чтобы не остаться на обочине научно-технического и культурного прогресса, нужна государственная политика сотрудничества.
      
       19. ВНЕШНИЕ ОТНОШЕНИЯ
      
      19.1. Уважение суверенитета, территориальной целостности, культуры, религии, традиций других стран
      
       Отношения государств строятся на принципах взаимного уважения и невмешательства в чужие дела. Нарушение этих принципов приводит к конфликтам, в ходе которых государство всегда что-либо теряет, даже если выигрывает. Отсюда вывод - чем большее уважение государство проявляет к суверенитету, территориальной целостности, прочим атрибутам других государств, тем прочнее его позиции в мировом сообществе.
      
      19.2. Дипломатия
      
       Проявляя уважение к народам и власти других стран, всякое государство преследует, прежде всего, интересы своего народа. Возможные конфликтные ситуации требуют дипломатического разрешения, без чего государству трудно заручиться союзниками в межгосударственных спорах. Задача государства - обеспечить тот уровень дипломатии, который с наибольшей эффективностью будет проводить курс на достижение безопасности государства путем международных соглашений.
      
       20. ПРАВОПОРЯДОК И БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
      
      20.1. Законодательство
      
       Стабильность законов - один из критериев прочности государственного строя. Не бесконечное устрожение законов, а неотвратимость адекватного наказания за нарушения будет цементировать государство.
      
       Формирование законодательства - процесс долгий и сложный. Следуя за изменениями в государстве и обществе, законы нуждаются в уточнениях отдельных деталей, что входит в противоречие с условием их стабильности. Требование учета множества факторов определяет необходимость согласования проектов законов с большим количеством заинтересованных органов и организаций. Чем детальнее проекты законов отработаны, тем меньше вероятность того, что принятые законы окажутся малопригодны или недолговечны.
      
       По мнению автора, кропотливое законотворчество требует специальных знаний, является уделом профессионалов и не должно передоверяться народным избранником, каким бы доверием те не пользовались. Депутатам принадлежит законодательная инициатива наряду с другими лицами, конституционно наделенными этим правом, но создавать законы должны юристы высочайшей квалификации с участием профильных специалистов, а наделенные полномочиями народа депутаты - оценивать проекты законов и принимать их в обоснованных редакциях, репутационно отвечая за свою позицию перед избирателями.
      
      20.2. Охрана правопорядка
      
       Законы следует соблюдать. Это порой не происходит по причинам несовершенства закона, недостаточного знания его представителями правоохранительных органов или прямых нарушений в защите закона самими работниками органов правопорядка. Как нельзя призывать в пожарники пиромана, так и охрану закона нельзя поручать людям нечистоплотным и безответственным. Общество, познавшее манящую привлекательность денег, стоит перед непростой задачей защиты законов государства силами своих представителей.
      
       Следует ставить вопрос о повышенной ответственности представителей правоохранительных органов всех уровней за соблюдение законов с неотвратимостью наказания за допускаемые нарушения. Одновременно нужна такая материальная оценка труда этих работников, которая позволит им существовать достойно, не подвергая искушениям нарушать должностные обязанности ради насущных потребностей.
      
       Барьер корпоративной неприкосновенности в таких случаях должен быть снят, а исключения из этого правила предельно обоснованы и редки.
      
       Главные задачи органов правопорядка - соблюдая права личности, предупреждать преступления и обеспечивать неотвратимость наказаний за нарушения законов.
      
      20.3. Суды
      
       В государстве есть судебная система. В цивилизованном государстве есть цивилизованная судебная система. Цивилизованная судебная система предполагает возможность любого дееспособного гражданина апеллировать к суду для защиты своих интересов и ожидать справедливого решения суда в рамках действующего законодательства. Решение суда должно быть вынесено в положенный по закону срок и опираться на доказанные факты. Решение не должно зависеть от личностей и должностей истцов или ответчиков. Беспристрастность честного суда исключает административное давление и исходит из равенства граждан перед законом.
      
      20.4. Борьба с терроризмом, социальной, расовой и национальной нетерпимостью, другими проявлениями экстремизма
      
       Приверженность крайним взглядам и мерам в вопросах религии, расовых или национальных различий, террористическая деятельность и пропаганда, иные действия, направленные на свержение государственного строя, дискриминацию личности по каким-либо признакам, пропаганда иных нацистских идей являются проявлением экстремизма и угрозой безопасности государства.
      
       Противодействуя экстремизму, государство в рамках действующего законодательства реализует принципы признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, взаимодействует с общественными и религиозными организациями внутри страны и за рубежом.
      
      20.5. Борьба с незаконным оборотом наркотиков
      
       Немотивированное медицинскими показаниями потребление наркотических и психотропных веществ опирается на незаконные действия по их сбыту. Распространение наркотиков, принося колоссальную прибыль участникам преступных синдикатов, разлагают нравственность общества и разрушают личности граждан. Распространение наркотиков лежит в сфере глобальных интересов международных преступных сообществ.
      
       С учетом скорости распространения наркотиков и последствий их немотивированного употребления борьба с этим злом должна рассматриваться в числе важнейших государственных приоритетов, как условие стабильности общества и безопасности государства.
      
      20.6. Борьба с организованными преступными группировками
      
       Организованная преступная группировка (ОПГ) - это группа лиц, организованно, систематически и продолжительное время совершающая тяжкие правонарушения. Особую опасность представляют ОПГ, сросшиеся с органами правопорядка и структурами власти. ОПГ представляют собой угрозу не только личным интересам граждан, но и целостности государственных устоев.
      
      20.7. Борьба с экономическими преступлениями и казнокрадством
      
       Экономические преступления наносят ущерб экономике страны и субъектам ее хозяйственного права. В той мере, в какой экономические преступления затрагивают устойчивость экономики и хозяйственного механизма государства, они подрывают его безопасность.
      
      20.8. Равноправие граждан
      
       В правовом государстве не только декларируется, но и соблюдается равенство граждан перед законом. Должностная неприкосновенность, если она имеет место, при нарушении закона дает только временную отсрочку для завершения возложенных обязанностей. Никто не вправе считать себя неприкосновенным или быть им. Нравственная ответственность власти - в соблюдении законности личным примером. Уважения достоин отказ от неприкосновенности руководителей и чиновников при совершении ими серьезных правонарушений.
      
      20.9. Борьба с коррупцией
      
       Никакие меры не обеспечат безопасность государства в условиях высокой коррупции, позволяющей нарушать законы, замалчивать преступления, скрывать факты. В коррумпированном государстве дискредитировано понятие справедливости и законности. Продажность чиновничьего аппарата государства рождает беззаконие и провоцирует граждан на поиски решения возникающих проблем путем взяток и подкупа.
      
       Формируя в гражданах неуважение к законам и правилам, коррупция разрушает основы государства. Деньги, как эквивалент власти и способа решения возникающих проблем, приобретают манящую силу. Государство утрачивает скрепляющую силу законов и скатывается в произвол денежного мешка.
      
       В большом ряду проблем общества борьба с коррупцией должна занимать особое место. Джин коррупции выпущен из бутылки, и укротить его наше общество пока не в состоянии. Что можно противопоставить коррупции? Открытость для критики всех ветвей власти, прозрачность решений чиновников, снятие барьеров неприкосновенности для всех уровней власти. Жесткую финансовую отчетность с проверкой соответствия расходов доходам для лиц, причастных к власти, контролю, экспертизе, и круга их родственников.
      
       Изменят ли такие меры ситуацию кардинально? Сомнительно. Живучесть коррупции подтверждает мировая практика: мздоимство и взяточничество в той или иной мере были присущи человеческому обществу во все времена от доисторической эпохи до современности. Перечисленные выше преграды обойти не столь сложно. И получается, что нельзя ни смириться с коррупцией, ни побороть ее. Ни демократия, ни диктатура в этом вопросе не помогут.
      
       Несомненно, у власти должны быть люди дееспособные, подтвердившие эти свои качества практикой. Логично предположить, что еще до вхождения во власть они в той или иной мере обеспечили свое материальное благополучие. Вряд ли многие из них способны публично заявить о своем имуществе без вскрытия финансовых нарушений, допущенных ими по тем или иным причинам - время возможностей и искушений, провоцирующая неопределенность правового поля, обратимость меняющихся законов.
      
       Но если исключить нечистоплотных, то где взять других, кристально честных и умелых? Остается контролировать личные бюджеты чиновников. Выявленные и доказанные факты коррупции и вымогательства делать достоянием общественности. Но следует также избавить чиновников от необходимости поиска путей выживания, установив им позволяющие достойно существовать должностные оклады.
      
       Вряд ли можно победить развившуюся коррупцию в течение жизни одного поколения и вряд ли возможно извести коррупцию совсем. Но для сохранения государства необходимо ее последовательно искоренять. Общество должно признать безнравственность коррупции, а государство - воспитывать своих граждан в непримиримости к ней. Клеймо коррупционера должно стать позорным во всех эшелонах власти, а неотвратимость наказания должна следовать за проявлением коррупции на любом уровне. Нужен механизм общественных отношений, устраняющий лазейки для коррупции. Способствовать этому могла бы демократическая пресса, отсутствие в стране зон вне критики, наличие здоровой и сильной оппозиции, практическая возможность демократической сменяемости власти.
      
      
      Послесловие автора
      
       Резонно, если у читателя после этого чтения останется вопрос "И что? Хорошо бы то, хорошо бы это, государство надо крепить, законы надо соблюдать. А как это сделать, где ответ автора?!"
      
       Гуляла в народе такая короткая притча о маленьких белых мышках. Плохо им жилось, бедным и беззащитным, все их обижали. Надумали мышки с мудрой совой посоветоваться. Пришли, поведали свои беды. Сова долго не думала: "А вы станьте ежиками. Они колючие, их не тронешь. А если что не так, просто свернутся, не подойдешь". Обрадовались мышки, вот он, выход! Поблагодарили сову, домой весело побежали. А по дороге задумались: "А как же так сделать?". Вернулись к сове, спросили. А та в ответ: "Не знаю, не знаю. Вы сами думайте, я ведь только стратег".
      
       Реализация факторов, обеспечивающих безопасность государства, лежит внутри механизма государственного устройства. При том, что для всех государств эти факторы являются общими, в каждом отдельном случае особенности структур государственной власти, политической обстановки, экономики и традиций определяют различие в путях решения имеющихся проблем. У каждого государства свои проблемы и свой путь. Говоря словами Ильи Ильфа, "Не надо бороться за чистоту улиц, надо подметать!"
      
       Только нельзя оставлять тему без положительных примеров. И здесь автору представляется вдохновляющим пример Сингапура.
      
       В конце сороковых годов прошлого века коррупция в Сингапуре была чудовищной. Брали в верхних эшелонах власти, брали рядовые исполнители. Взятки являлись неотъемлемой частью процедуры решения возникающих проблем любого плана. Соответственно можно предположить, что давали взятки тоже все. Высокими темпами росла инфляция. Полиция участвовала в торговле наркотиками, "крышевала" бордели и игорные притоны. Слабая законодательная база сопровождалась имитацией борьбы со взяточничеством силами коррумпированных органов правопорядка.
      
       В 1959 году премьер-министром Сингапура стал Ли Куан Ю, выходец из среды сингапурцев среднего класса. Окончив Лондонскую школу экономики, а затем Кембриджский университет, он получил два "красных" диплома - по экономике и по праву, вернулся на родину и пошел в политику. Явился одним из создателей сингапурского экономического чуда, превратившего Сингапур из бедной, экономически отсталой страны третьего мира в одно из самых богатых государств мира. При этом наряду с экономикой в центр преобразований были поставлены антикоррупционные меры, начатые с верхних слоев руководства. Изменены правовые основы, исключена неоднозначность толкования законов, ужесточены меры уголовного наказания за получение и дачу взяток, введена равная ответственность обеих сторон, взяточников и взяткодателей, причем как в государственном, так и в частном секторах. Одновременно за взятки и/или отказ от участия от в антикоррупционных расследованиях предусмотрены значительные экономические санкции. Министры и члены правительства без исключения лишены уголовного иммунитета.
      
       Были увеличены бюджет, заработная плата и численность персонала сотрудников антикоррупционного ведомства (далее - АК); эти изменения проведены ступенчато в несколько этапов по мере укрепления ведомства. АК получило автономию с подчинением исключительно верхнему эшелону власти государства, а его агенты наделены специальными полномочиями. Предусмотрена оперативная независимость АК от любых должностных лиц, включая премьер-министра. Наряду с этим предусмотрены ротация сотрудников АК и обязательная переподготовка сотрудников АК как внутри страны, так и за рубежом.
      
       В ходе преобразований повышена независимость судебной системы, резко поднят статус судей, их зарплата и привилегии. Проведена массовая чистка системы, которая коснулась высокопоставленных государственных служащих и министров вне зависимости от их близости к первому лицу государства. Были уволены все сотрудники таможни, частично репрессирован прежний аппарат АК (включая заместителя директора этой организации Эдвина Уо, осужденного на десять лет тюремного заключения).
      
       В результате предпринятых мер стандартный международный показатель коррумпированности общества (Индекс Восприятия Коррупции) ставит сегодня Сингапур на четвертое место в мире по отсутствию в стране этого преступления (для справки: Германия - на 9 месте, США - на 26, Россия - на 131).
      
       Антикоррупционные меры правительства Ли Куан Ю сопровождались уменьшением вмешательства государства в экономику страны. Везде, где возможно, разработаны четкие и понятные правила, отменены дополнительные разрешения и лицензирование. Разработаны и реализованы решения по стимулированию частного предпринимательства и инвестиций в экономику страны. Иностранным инвесторам предоставлены привилегии, крупным иностранным компаниям назначены правительственные кураторы для помощи в продвижении проектов. Повышено внимание к системе образования, к подготовке квалифицированных работников государственного аппарата. Жестко подавлена деятельность китайских тайных преступных организаций - триад.
      
       Маленькое островное государство, входившее до 1965 года в состав Федерации Малайзия, бедная страна с убогими ресурсами, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок, постепенно меняла облик. Льготы для инвесторов, гарантированные новым законодательством страны и верой в стабильность его законов, привлекли крупные инвестиции. Возникли современные предприятия, в частности, по производству электроники. С появлением множества рабочих мест безработица ушла из повестки дня. С отменой Правительством Ли Куан Ю протекционистских таможенных тарифов обанкротились неконкурентоспособные сингапурские предприятия по производству автомобилей, холодильников и телевизоров, лежащие бременем на бюджете страны. Чрезвычайно выросли жизненный уровень и культура населения.
      
       В результате всех перечисленных выше действий уровень Валового Внутреннего Продукта (ВВП) на душе населения в стране вырос с $400 в 1965 году до $12,2 тысячи в 1990 году. В следующем десятилетии Сингапур вошёл в десятку самых богатых государств мира. Сегодня Сингапур имеет уровень ВВП на душу населения в размере $65,234 тысячи (7 место в мире), а ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ВВП ППС) - $101, 458 тысячи (2 место в мире). По индексу человеческого развития Сингапур занимает 11 место в мире (данные на декабрь 2021 года).
      
      
      Литература
      
      При подготовке статьи рассмотрены следующие основные источники:
      
      1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (официальные сайты органов государственной власти Российской Федерации) (http://www.scrf.gov.ru/security/docs/document133/)
      
      2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html)
      
      3. Е. Дубровин, И. Дубровин Энергетическая безопасность как важная составляющая национальной безопасности // Газета "Энергетика и промышленность России", 2011. Љ 06 (170).
      
      4. Чеботарева М. С. Продовольственная безопасность в России и мире: сущность и проблемы // Молодой ученый. 2012, Љ8. С. 149-151 (https://moluch.ru/archive/43/5257/
      
      5. Шеломенцев А.Г., Козаков Е.М., Андреева Е.Л. Роль природных ресурсов в обеспечении экономической безопасности регионов и стран // Журнал "Экономика региона", 2008. Љ3. С. 113-128.
      
      6. Обеспечение безопасности производственной деятельности (учебный курс по охране труда) // Журнал "Интернет-журнал "Охрана труда" (https://websot.jimdo.com(сохраненный сайт).
      
      7. Техническая оснащенность производства // Интернет-энциклопедия по экономике, февраль 2019 (https://economy-ru.info/info/128056/),(сохраненный сайт)
      
      8. М. Иванова Влияние технической оснащенности на эффективность сельскохозяйственного производства // Экономический портал, февраль 2019
      14.
      9. Кулясова А. С., Голубев А. А. Государственная поддержка развития высокотехнологичных производств в Российской Федерации // Журнал "Молодой ученый. 2016, Љ8. С. 569-572.
      
      10. Мотивация // Интернет-журнал MedAbout, 26 декабря 2017 года
      11. Сбалансированность бюджета и методы ее достижения // Study-I
      
      12. Сбалансированность бюджета // FinGramm, 2019 (https://fingramm.ru/), (сохраненный сайт)
      
      13. Л.М. Шевченко Содержание и проблемы устойчивости национальной финансовой системы // Журнал "Финансы и кредит", 2012.
      
      14. Золотовалютные резервы // What is Money (http://whatismoney.ru/zvr/)
      
      15. Золотовалютные резервы стран мира // Контекстный справочник NoNews, ноябрь 2018 года (https://nonews.co/directory) (сохраненный сайт)
      
      16. Шаталов М.А., Болдырев В.Н., Сушков В.Н. Формирование региональной системы экономической безопасности (https://cyberleninka.ru)
      
      17. Морозова В.Н. Мировая экологическая политика и международное экологическое сотрудничество. ( Учебќно-методическое пособие для вузов) // Воронеж, 2007.
      
      18. Экологическая безопасность // Теория права и государства, статья 83, Jurisprudence.Club (сохраненный сайт)
      
      19. Соколов Ю.И., Кожевников Р.А., Межох З.П. Значение транспорта в обеспечении национальной экономической безопасности // Журнал "Транспортное дело России", 2016, Љ6 (https://cyberleninka.ru), (сохраненный сайт)
      
      20. Волковский В. Проблемы безопасности в области телекоммуникаций и информационных технологий // "Мир ПК", 16.05.2000 (https://www.osp.ru/pcworld/2000/05/155025/), (сохраненный сайт)
      
      21. International Transactions in Services: the Politics of Transborder Data Flows, 1986.
      
      22. Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки (и-т Джона Гопкинса. Балтимор, США) // Русскоязычное издание. М., 1958.
      
      23. С. А. Модестов. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции // М., 1999. С. 27-28.
      
      24. Обеспечение информационной безопасности организации // Орган ICC Russia (International Chamber of Covmmerce), Љ04, август 2016 года
      
      25. Кудинов В.В. Государственная граница Российской Федерации как объект конституционно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности государства // Журнал "Конституционное и муниципальное право". 2008, Љ21. С. 17 - 20.
      
      26. Закон Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" (в редакции от 29.07.2018).
      
      27. Кудинов В.В. Защита и охрана государственной границы как часть системы пограничной безопасности Российской Федерации, 04.05.2015 (http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/2377)
      
      28. Военная наука в России и за рубежом (Актуальные вопросы национальной безопасности России и зарубежных стран - сборник статей под редакцией Кабаченко А.М.) // Изд. "МГИМО - Университет". М., 2018.
      
      29. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. Љ 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" с изменениями в редакции Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 206-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.05.2009 N 84-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 19.05.2010 N 91-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 28.12.2010 N 412-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 01.04.2012 N 23-ФЗ, от 11.02.2013 N 9-ФЗ, от 02.07.2013 N 158-ФЗ,
      от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 404-ФЗ, от 21.07.2014 N 271-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 08.03.2015 N 38-ФЗ, от 02.05.2015 N 119-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 30.12.2015 N 448-ФЗ, от 15.02.2016 N 31-ФЗ и от 23.06.2016 N 218-ФЗ).
      
      30. Лутошкин А. О прогнозировании и моделировании рисков, действиях органов управления и сил РСЧС, а также видах опасных природных явлений в России (интервью) // "Российская газета, 19 декабря 2017 года.
      
      31. Елизаров В.В. Стимулирование рождаемости и поддержка семей с детьми в современной России // Демоскоп Weekly, институт демографии НИУ "Высшая школа экономики", Љ495-496. 23 января-5 февраля 2012 года (http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0495/analit02.php)
      
      32. Елизаров В.В. Демографическая политика в области поддержки семей с детьми: новые меры и предложения по их развитию // Демографическая и семейная политика. МАКС Пресс, М., 2008. С.4.
      
      33. Контроль за рождаемостью: чего хотят женщины? //
      MEDABOUTME.RU 10 мая 2018
      34. Рождаемость и планирование семьи в России: история и перспективы (сборник статей под ред. Троицкого И.А., Авдеева А.А. // "Демографические исследования", выпуск 18. М., 2011.
      
      35. Морген Ф.М. Почему в России падает рождаемость // LiveJournal, 02 июля 2018 (https://fritzmorgen.livejournal.com/1223106.html)
      
      36. Козин С.А., Тюкавкин Е.А., Воронин А.С. Необходимость ускорения научно-технического прогресса как основы бескризисного развития общества // Известия Байкальского государственного университета. 2013. УДК 330.341.1, ББК 65.01.
      
      37. Pfaff W. Immigrants Have to Agree to Fit In // International Herald Tribune. 2002, May 16. P. 6
      
      38. Joppke C. Immigration and the Nation-State. The United States, Germany and Great Britain // Oxford, NY., Oxford Univ. Press, 1999. P. 215.
      
      39. Терещенко В.И. Организация и управление. Опыт США // изд. "Экономика". М., 1965. С. 48.
      
      40. Иноземцев В.Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия // Журнал "Социологические исследования", 2003, Љ47 С. 64-72.
      
      41. Карякина Т.Н. Социальная этнография и демография // Изд. ВолГУ, 2005.
      
      42. Романова Н., Миммельштой и цыцкариджа // Egonet, 20 февраля 2019 года
      43. Возможности самореализации личности // PsyLive, январь
      44. Skauzen M. Are we entering the period of Great Stagnation? Birzhevoy lider // Stock Exchange Leader, 2011, no. 28 (in Russian) (http://www.profi-forex.org/journal/number28/page22.html)
      
      45. Skiba A. N. Systemic approach to the analysis of innovation processes // Innovatsii - Innovations, 2009, Љ 7, P. 78-81.
      
      46. Миндели Л.Э., Черных С.И. Финансово-экономические аспекты инновационного развития // Инновации. 2011. Љ 9. С. 81-89.
      
      47. Миндели Л.Э. Обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технолгий и образования
      (сохраненный сайт).
      
      48. Типология политических режимов // Интернет-портал "Обществознание" (http://humanitar.ru/page/ch4_3
      
      49. Милосердов В. Почему "опорный класс" государства так слаб // Журнал "Золотой лев", Љ115-116 (http://www.zlev.ru/115/115_12.htm)
      
      50. Информационная открытость органов власти как фактор роста эффективности государственного управления // Вестник ИНЖЭКОНа, серия "Экономика". Июнь 2013 (УДК 351.9).
      
      51. Нисневич Ю.А. Информация и власть. // Изд. "Мысль". М., 2000.
      
      52. Нисневич Ю.А. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы // Вестник Российского университета дружбы народов, серия "Политология". 2006, Љ1.
      
      53. Оськин А. Чиновничий произвол и СМИ // (Интервью радио "Эхо Москвы", 02 сентября 2011 года (https://echo.msk.ru/blog/oskin/808265-echo/)
      
      54. Линдблом Ч. Политика и рынки. Политико-экономические системы мира // Институт комплексных стратегических исследований. М., 2005.
      
      55. Коблов Д.А., Почему мы не получаем выплат с нефтяных и газовых доходов России? // Юридическая социальная сеть, 19 февраля 2019 года (https://www.9111.ru)
      
      56. Иванова М., Медицина XXI века: 7 главных трендов // Интернет-портал "Мир прогнозов", 2004 год интернет-портал "Republic", 2013 год (https://republic.ru/posts/l/872448),(сохраненный сайт)
      
      57. Москвитина О.А. Использование микросистемной техники и нанотехнологий в медицине: состояние и перспективы по данным технической, научно-популярной и патентной литературы // История науки и техники. 2005. Љ 12. С. 50-55.
      
      58. Уильямс, Л. Нанотехнологии без тайн (пер. с англ. Ю.Г. Гордиенко). // Москва, 2010. С. 368.
      
      59. Аксенова Л. Разрешите представиться: ваша ДНК // Журнал "Наука и жизнь". 2012, Љ 4. С. 20-27.
      
      60. Как технологии будущего вскоре смогут подарить человеку суперспособности // Интернет-портал "Мир будущего"
      
      61. Физическая культура и спорт в воспитании здорового образа жизни подростков и молодежи (коллективная монография под редакецией Карпова В.Ю. и Маховой А.С.). // Изд. Российского государственного социального университета. М., 2016.
      
      62. Херсковиц М.Д., Право человека и уважение культур // Курьер ЮНЕСКО, 2018, Љ4
      63. Казановская Ю.А. Достоинство личности: традиционная ценность человечества с естественное право человека, 2013(сохраненный сайт)
      
      64. Милушева Т.В. Принцип справедливости в контексте проблемы правового ограничения государственной власти // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты (сборник под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько). Саратов, 2010.
      
      65. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы".
      
      66. Стабильность политическая // Большая актуальная политическая энциклопедия (https://greater_political.academic.ru)
      
      67. Равноправие граждан // Энциклопедический словарь "Слово о человеке" (http://www.slovochel.ru/ra-gragdan.htm)
      
      68. Демина Л.В. Сохранение траидиционной народной культуры в современном обществе. 2011 (УДК 316, 74:37) (сохраненный сайт)
      
      69. Юваль Ной Харари "Sapiens: краткая история человечества" (пер. С англ. л. Сумм) // Изд. "Синдбад". М., 2019 С. 520.
      
      70. Интервью блокадницы сайт).
      
      71. "Праздник" // Фильм режиссера Красовского А., 2018.
      
      72. Оппозиция нашего времени (доклад Института общественного проектирования о состоянии и перспективах политической системы России), М., январь 2011 (http://www.inop.ru/files/inop_doklad_2011.pdf)
      
      73. Сравнительная политика. Основные политические системы современного мира (под ред. Бакирова В. и Сазонова Н.) // Харьков, ХНУ, 2005. С. 592.
      
      74. Гончаров С. Костыль цензуры // Интернет-издание "INLIBERTY", 16 мая 2017 года (http://old.inliberty.ru/blog/2577-Kostyl-cenzury)
      
      75. Алексеева Л. Правозащитное движение, диссидентство // Энциклопедия "Кругосвет"
      76. Всеобщая декларация прав человека. 1948.
      
      77. Профессиональные союзы, Большой юридический словарь. (сост. Сухарев А.Я., Крутских В.Е., Сухарева А.Я.) // Изд. "Инфра-М". М., 2003.
      
      78. Вайнштейн Г. Демократия в меняющемся мире // Политком.ru, 2008(http://politcom.ru/5884.html)
      
      79. Шмидт В. Гражданский контроль как форма участия граждан в публичной политике // Центр содействия проведению исследований проблем гражданского общества "Демос"
      (сохраненный сайт)
      
      80. Чуклинов А.Е. "Прозрачная" государственная политика: некоторые проблемы теории и практики // Вестник Российского университета дружбы народов., серия Политология. М., 2006, Љ8. С. 44.
      
      81. Бабекин Д.В. Международно-правовой принцип сохранения культурного наследия in situ в процессе глобализации // Журнал "Культура: управление, экономика, право". 2012, Љ 1. С. 4-8.
      
      82. Кузнецов О.Ю. Права народов и национальных меньшинств в международном праве и российском законодательстве //Юридический портал CenterBereg, 14.08.2018 (http://center-bereg.ru/o5778.html)
      
      83. Декларация о культуре мира (принята 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН) // Библиотека "Век толерантности", выпуск 5 (http://www.tolerance.ru/VT-5-deklaraciya.php?PrPage=VT)
      
      84. Матвиенко В. Дипломатия в современном мире // Интернет-портал СФ Федерального собрания Российской Федерации, 8 февраля 2019 года (http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/101326/)
      
      85. Арбатов А. Безопасность - практическая и гипотетическая // Журнал "Международная жизнь". М., январь 2013.
      
      86. Законодательство // Большой Энциклопедический словарь(https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/)
      
      87. Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России
      (сохраненный сайт)
      
      88. Охрана правопорядка // Энциклопедический словарь конституционного права (https://constitutional_law.academic.ru/809/)
      
      89. Функция охраны правопорядка, как функция государства(http://www.labex.ru/page/tg_56.html)
      
      90. Исаев А.В., Деградация судебной системы Калужской области // Юридическая социальная сеть, 17 февраля 2019 года (https://www.9111.ru)
      
      91. Федеральный закон от 25.07.2002 Љ114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О противодействии экстремистской деятельности" // (www.base.consultant.ru)
      
      92. Сагалакова Г.А. Проблема ксенофобии и экстремизма в современном мире // ББК 66.041.33
      93. Белов П. Б. Методологические основы национальной безопасности // СПб., 2004. С 307.
      
      94. Пащенко И. В. Экстремизм и терроризм в современной России // Экстремизм.ru (http://www.ekstremizm.ru)
      
      95. Смоленский М.Б. Коррупция, терроризм, экстремизм, незаконная миграция и экономическая нестабильность: угрозы национальной безопасности, их социальная составляющая и роль правовой культуры и образования таможенных органов в противодействии им // Журнал "Наука и образование. 2017, Љ1(80). С. 36-41.
      
      96. Суходолов А.П., Бычкова А.М. Борьба с незаконным оборотом наркотиков: экономические, криминологические и правовые аспекты // Всероссийский криминологический журнал. 2016, Љ2. С. 211-223.
      
      97. Бабаева Ж. 13 самых известных и дерзких мафий в мире // Интернет-журнал "Travel-Ask"
      
      98. Захаров Е. Организованные преступные группировки - это институты справедливости для граждан // Интернет-издание "Сноб", 12.11.09 (https://snob.ru/selected/entry/8940), (сохраненный сайт).
      
      99. Навальный А., О казнокрадстве на кавказе (видео), 21 февраля 2019 года (https://www.youtube.com/watch?v=LWdAfYKJSKA)
      
      100. Поклонская рассказала о компромате, который собрала на своих коллег из Госдумы // Юридическая социальная сеть, 07 марта 2019 года (https://www.9111.ru), История из первых уст: Поклонская презентует свою книгу о "Крымской весне" // РИА Новости Крым, 01.03.2019,
      (https://crimea.ria.ru/vesna2019/20190301/1116163478.html)
      
      101. Равноправие граждан, Большой юридический словарь (сост. М. А. Я. Сухарев М. А., Крутских В.Е. и Сухарева А.Я.) //Изд. "Инфра-М". М., 2003.
      
      102. Коблов Д.А. Какой ущерб понесла страна в 2018 году из-за коррупции? // Юридическая социальная сеть, 14 февраля 2019 года
       (https://www.9111.ru)
      
      103. Минюст: Коррупционные действия, совершённые при непреодолимых обстоятельствах, не могут считаться правонарушением // Радио "Эхо Москвы", 29 января 2019 года, 11.00 (http://echo.msk.ru/news/2360953-echo.html)
      
      104. Минюст разъяснил обстоятельства, при которых коррупция не будет считаться правонарушением // Радио "Эхо Москвы", 29 января 2019 года, 17.04 (http://echo.msk.ru/news/2361181-echo.html)
      
      105. Сингапур, Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/
      
      106. Григорий Писаревский: Сингапур - Микро-Гулаг с комфортом или Образцовая модель,Журнал-газета "Мастерская", 04.02.2022, https://club.berkovic (архив)
      
      
      2010-2021 годы

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Швец Борис Алексеевич
  • Обновлено: 26/01/2024. 76k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.