Брат появился на свет восемью годами раньше Ларисы. Когда ей исполнилось пять, он уже был тринадцатилетним "старцем". Интересы сестры и брата различались, ей хотелось играть, а его тянуло курить, тайком от родителей, разумеется Однако парню приходилось сестру пасти и выгуливать. Тогда, чтобы маленькая ябеда его не заложила, хитрец придумал играть в паровозик - сестра должна была идти впереди и гудеть, а брат сзади шествовал и дымил. Игра обоим участникам понравилась и стала обыденной. Родителям Ларка так и говорила: "Мы играем в паровозик". Все были довольны. Почему бы детишкам не поиграть?
***
Он был белым, немолодым и слегка потертым, эдакий типичный образчик российской действительности периода несостоявшегося социализма. Подошедшая к девяностолетнему рубежу Зоя Петровна сроднилась с ним за долгие совместные годы, но ведь так хотелось внести свежую нотку в одинокий быт! И когда на глаза попалось короткое объявление "Меняем старые унитазы", она не устояла.
По указанному в объявлении телефону приятный баритон подтвердил готовность оказать названную услугу, стоимость была доступна. Спустя день в крохотной квартирке пенсионерки возникли двое прилично одетых мужчин, доставивших нечто, бережно завернутое в пупырчатую пленку. Хозяйка провела специалистов в туалетное святилище и удалилась, чтобы не мешать. Вскоре один из мастеров возник на пороге комнаты: "Сделали, мать. Давай деньги". Зоя Петровна благодарно расплатилась, проводила работников и отправилась лицезреть обнову.
В туалете на месте прежнего унитаза возвышался похожий, только более старый и очень-очень грязный. Прежний унитаз пришельцы забрали. На повторные звонки обиженной заказчицы телефон мастеров в последующие дни не ответил, да и что могла бы она сказать - ей обещали поменять, вот и поменяли. А спустя еще месяц-другой Зоя Петровна собралась с духом и деньгами и обратилась в родную инженерную службу дома. Унитаз ей поменяли опять, на этот раз на новый.
***
В современном обществе к либеральным ценностям наряду со свободой причислено равенство людей в смысле равенства их прав, равноправия. Парадокс в том, что понятия равноправия и равенства не равнозначны: если равноправие предполагает наделение людей равными политическими, гражданскими и экономическими правами, то равенство игнорирует связь возможностей человека с его личными качествами.
Свобода человека - это возможность проявлять свою индивидуальность без умаления его прав.
***
Ошибочно утверждение "нет предела совершенству". Совершенство в своей законченности и есть предел.
***
Предельный случай объективности - истина. Этот горизонт достижим разве что в математике.
***
Нина Павловна, актриса театра и кино, Народная артистка и лауреат Сталинской премии, в возрасте девяноста лет осталась одна в большой московской квартире. Родные пригласили для нее компаньонку, приехавшую на учебу в столицу Татьяну. Характер у Татьяны оказался ершистый, разногласия по случайным бытовым вопросам приводили порой к стычкам. Стороны не ограничивали себя в выражениях, доходило до размахивания кулачками. Затем спорщицы мирились и опять сосуществовали дружно, как ни в чем не бывало. А через год Татьяна уехала из столицы. Родные подобрали Нине Павловне другую компаньонку, тихую и безответную. И Нина Павловна затосковала: "То ли дело Танька. Мы с ней поругаемся, подеремся, вроде живем!"
***
Когда Веня женился, по молодости жены и причине отсутствия у нее кулинарных навыков он приобщился столоваться у тещи. Эта разумная привычка с годами стала традицией. Особенно Венька любил совмещать тещин стол с пребыванием на ее даче.
Вот как-то после обеда сидел Веня на любимой им садовой качалке, а тут к нему теща подошла с оригинальной идеей: "Венечка, не вскопать ли вон ту грядку?" - и показала рукой, где. Веня к этому тещиному плану отнесся серьезно и обещал обдумать. Через полчаса теща опять приблизилась: "Ну, что, Венечка, подумал?" "Подумал, - рассудил Веня, - копайте".
***
Одни верят в создателя, другие - в научный путь развития. В обоих случаях присутствует вера. Правильно ли считать сторонников научного развития людьми неверующими?
***
Случайность может иметь место даже тогда, когда, казалось бы, и места нет. Случайность способна сделать невозможное возможным. В таких случаях верующие говорят о Божественном провидении, о вмешательстве высшей силы, скептики - об игре случая.
***
Удивительно протестуют сегодня трудящиеся Испании. В Бильбао народ вышел с требованиями к Дворцу правосудия - выкрикивали лозунги, скандировали группами и метали гнилые и не очень гнилые овощи в сторону властей. Шумели долго. Покричали, сбросили напряжение. Удовлетворенно остановились и спокойно принялись за уборку площади. Откуда-то возникли ведра и тряпки, и так же организованно, массово и истово, как кричали, люди удовлетворенно и мирно собирали разбросанный ими мусор, мыли мостовую и забор, наводили порядок. Присутствовавшие полицейские благожелательно взирали на происходящее.
***
Клара и Слава работали в одной и той же организации и нередко вместе выполняли поручения. Направили их как-то в нужное учреждение. В бюро пропусков девушки задержались у окошка, называя себя - это было время, когда для входа не всегда требовались паспорта. Первая представилась: "Клара Мордехаевна Брунфентринкер". Пожилая сотрудница бюро пропусков внимательно посмотрела сверх своих очков на Клару и попросила сказать помедленнее. Клара повторила по складам, дама записала. Затем в дело вступила Слава: "Болеслава Марлестовна Волынь-Спасокукотская". У пожилой дамы очки сползли на нос, она кашлянула, задумалась и махнула рукой: "Ну, девочки, вы уж пройдите без пропуска".
***
Галину Тер-Минасьян многие годы манила Испания. Возможно, в детстве что-то связанное с ней удивило и запомнилось. И вот представилась возможность сблизиться с этой солнечной страной и там бывать. Начала изучать испанский язык. Проблема обозначилась неожиданно: оказалось, что слово gallina в испанском языке означает "курица", а фамилия Тер-Минасьян звучит как terminaсion - конец, финиш. Таким образом, представляясь испанцам, она сообщала о себе: "Дохлая курица".
***
Попалась мне на глаза присяга, которую члены кортеса - общественного собрания сословных представителей периода позднего средневековья - давали Арагонскому королю. Среди нескольких известных вариантов этой присяги, различающихся в деталях, более всех мне понравился такой: "Мы, которые не хуже тебя, клянемся тебе, который не лучше нас, служить тебе верой и правдой, если ты будешь соблюдать наши права, свободы и интересы. А если нет - нет". Этакий общественный договор, преддверие конституции. Вряд этот текст в точности передает оригинал, но очень хорош. Вот если представить себе, что и в современности граждане присягают таким образом своей власти, коротко и емко. По всем параметрам наивная утопия, но как схвачено главное!
***
Семена обещаний приносят урожай веры.
***
Посеяв нищету и обман, можно ли собрать урожай патриотизма?
***
Все что-либо несут-приносят сообразно своему месту в обществе:
курицы - яйца,
депутаты - законы,
просители - взятки,
граждане - обращения к власти.
Все что-либо получают:
курицы - место на мясном прилавке,
депутаты - привилегии и неприкосновенность,
причастные к распределению благ - взятки,
граждане - разъяснения по отказам в их просьбах.
***
Знакомой молодой девушке предстоит экзамен. Напутствуем:
- Ни пуха, ни пера!
- Спасибо!
- Нет, - поправляем, - это примета. Надо отвечать "К черту!"
- Ой, - говорит, - однажды я ответила: "К черту!" когда мне сказали "С Богом!" Теперь боюсь ошибиться.
***
Осенью 2011 года радиостанция "Эхо Москвы" провела эфирный опрос на тему проходившего тогда в Лондоне судебного процесса по иску опального олигарха Березовского к преуспевающему олигарху Абрамовичу. В ходе опроса некая дама, дворник из российского захолустья, выразила отношение к происходящему примерно так: "Жаль Березовского, у него денег меньше", предложила материально помочь бедному олигарху "всем миром" и поделилась своей готовностью. На тот момент состояние и Абрамовича, и Березовского исчислялось миллиардами долларов, а сердобольная дама зарабатывала долларов двести в месяц.
***
Выставка цветов, раздел именных букетов. Среди прочего на большой черной плите полированного камня, какие кладут на могилы, три темно-бордовых, в черноту, гладиолуса. Под ними надпись "Низко кланяюсь вам, доктора".
***
Зловещее зрелище - фотографии семейного альбома с вырезанными фрагментами. Наследие нашего прошлого и маниакальных репрессий. История семьи, искромсанная неумелыми ножницами ради выживания под игом тирании и беззакония.
***
Всякая норма - это правило, отражающее зауРЯДность, некий эталон для ряда подобных. Парадоксальности мышления свойственно отклонение от требований ряда, от нормы. При конструктивной направленности мы рассматриваем его как проявление одаренности, при деструктивной - как признак безумия.
***
Гендерная толерантность велика в англоязычных странах, что может быть связано также с особенностями языка. В английском языке слова не меняются по родам, а потому и в личностном самосознании оформленные языком родовые, т.е. половые различия не столь акцентированы.
***
Русский язык многовариантен в построении фраз, допуская значительный разброс в порядке слов. Отсутствие жесткого структурирования наряду с лексической широтой и сложной, порой зависящей от автора, пунктуацией делают его очень гибким. Эта свобода способствует передаче смысловых оттенков и может быть предпосылкой креативности, присущей русскоязычной мысли.
***
Более трети нынешних лидеров государств-членов Европейского союза бездетны. Они не связаны через своих потомков с будущим и в силу этого в меньшей степени заглядывают в него. Это обстоятельство не может не отразиться на политике Европейского союза в стратегии развития.
***
Насколько правдива история и достижима историческая правда?
Картину истории рисуют современники и потомки. Но знания современников о своем времени субъективны, а потому не вполне достоверны. По прошествии времени историческое прошлое домысливают потомки, легендирующие историю по дошедшим до них фрагментарным свидетельствам. Достоверность, объективность и полнота этих свидетельств могут вызывать сомнение. Так есть ли грань между исторической наукой и мифотворчеством?
***
Татьяна, пышная брюнетка лет тридцати, в страстном творческом порыве написала эротическую повесть. Первым оценил произведение ее старый приятель Костя. Татьяна читала, Костя слушал. Когда дошло до фразы "Он вошел в нее, как раскаленный нож входит в сливочное масло", Костя вмешался: "Может, лучше написать "Он вошел в нее, как замерзший алкоголик входит в политехнический музей"? Посмеялись, читали дальше.
Спустя некоторое время Костя пересказал этот эпизод другой своей приятельнице. Та тоже не смогла пройти мимо и со словами "Вы оба правы" предложила следующую трактовку: "Ей казалось, что он вошел в нее, как раскаленный нож входит в сливочное масло. Но он то знал, что просто зашел погреться, словно замерзший алкоголик, заглядывающий в археологический музей".