Швец Борис Алексеевич
Вкратце о сложном (сборник)

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Швец Борис Алексеевич
  • Размещен: 26/01/2024, изменен: 26/01/2024. 38k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Философия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что в повседневности может использовать каждый

  •   ВКРАТЦЕ О СЛОЖНОМ
      (или что в повседневности может использовать каждый)
      
      
      СОДЕРЖАНИЕ
      
      1. Принцип оптимальности Беллмана
      
      2. Принцип Ле Шателье
      
      3. "Метод черного ящика" и "Метод проб и ошибок"
      
      4. С точки зрения Парацельса
      
      5. Салернская школа здоровья
      
      6. Учение Самуэля Ганемана и законы Константина Геринга
      
      7. Иммануил Кант об уме
      
      
      
      1. ПРИНЦИП ОПТИМАЛЬНОСТИ БЕЛЛМАНА
      
       В теории управления есть способ решения сложных задач путём разбиения их на подзадачи, более простые и подлежащие последовательному решению. Этот метод называется динамическим программированием.
       В основе динамического программирования лежит оптимизация на основе "Принципа оптимальности Беллмана", названного в честь американского математика Ричарда Беллмана. Принцип может звучать так: "Каким бы ни было начальное состояние системы и начальное управление, последующее управление должно быть оптимальным по отношению к состоянию, в которое эта система придет под действием начального управления". Решение опирается на математический аппарат и проводится по определенной схеме, с конца - от требуемого конечного результата до текущего момента. Метод эффективен в применении к большому кругу вопросов, широко используется в кибернетике и экономике, для анализа и совершенствования производств, инвестиций, налогообложения и т.д.
       Но это для специалистов. А вот тот же принцип в популярном изложении, доступный для всех, независимо от возраста и образования, применимый и эффективный в любой житейской ситуации: "Что бы ни было до сих пор, пусть дальше все будет наилучшим образом".
       Как это понимать в бытовом плане?
       На любом участке Вашей жизни остановитесь, определите свои цели и задачи, и, отбросив переживания по несбывшемуся, начинайте с чистого листа, реализуйте свой потенциал и пошагово идите к намеченной цели. Стремитесь в результативности каждого шага. И у Вас получится так успешно, как возможно. Ничто не потеряно, пока не потеряно.
      
      
      2. ПРИНЦИП ЛЕ ШАТЕЛЬЕ
      
       Назван именем Анри Ле Шателье, французского ученого в области химии и химической технологии, сформулировавшего этот принцип на основе своих исследований в 1884 году. Смысл принципа сводится к тому, что если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, то в ней возникнут изменения, стремящиеся скомпенсировать эти воздействия. Образно можно вообразить себе осла, вознамерившегося постоять, когда мы тянем его в ту или иную сторону, а он в любом случае сопротивляется. В действительности все, конечно же, сложнее.
       Начально речь шла о процессах в химии и смежных химических науках, однако практика показала гораздо более широкое толкование этого принципа. Тремя годами спустя и независимо от Ле Шателье другой ученый, немецкий физик Карл Браун обосновал этот принцип в рамках термодинамики, вследствие чего иногда его называют "принципом Ле Шателье - Брауна", а также "принципом подвижного равновесия" или "принципом смещения равновесия". Опираясь на второй закон термодинамики, он говорит о том, что внешнее воздействие, выводящее систему из состояния термодинамического равновесия, вызывает в ней самопроизвольные процессы, направленные на ослабление воздействия, и таким образом позволяет предсказать их направление.
       Сегодня принципом Ле Шателье руководствуются не только в химии и химической технологии, но также в металлургии, медицине и биологии. В рамках теории систем принцип Ле Шателье дает общий подход к анализу состояния и прогнозам развития системы. В экономике позволяет объяснить равновесие цен в эффективных экономических системах. Перспективен этот принцип в рассмотрении экологического равновесия.
       В биологии и социологии многие моменты жизнедеятельности становятся ясными при рассмотрении их на основе принципа Ле Шателье. Например, объяснить, почему внезапная внешняя угроза способна ввести человека в ступор.
       Согласно этому принципу постоянные попытки давления на человека приводят к противоположным результатам. Например, именно навязчивые советы детям, высказанные к тому же в повелительной манере, заставляют их поступать вопреки.
      
      
      3. "МЕТОД ЧЕРНОГО ЯЩИКА" И "МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК"
      
       С известными допущениями все протекающие в мире процессы можно подразделить на стохастические (случайные) и детерминированные (определенные). Как следует из названий, в стохастических процессах поведение параметров подчиняется законам вероятности, а в детерминированных процессах строится на основе причинно-следственной связи. В практической плоскости детерминированность предполагает однозначность решения при заданной последовательности действий.
       Если уйти от окутывающей эту тему научной пелены, то в быту мы решаем встречающие задачи, не задумываясь о методе. Причем чаще всего мы делаем это интуитивно, выбирая стохастический подход, не опирающийся на научное знание структуры и связей внутри объекта. Этот подход известен в науке, как "Метод черного ящика", и используется в кибернетике для изучения системы отвлеченно от ее внутреннего содержания по отклику системы на внешние воздействия.
       Манипулируя на входе, мы следим за реакцией на выходе. Строго говоря, это и есть наш бытовой научный эксперимент. Он хорошо сформулирован у Козьмы Пруткова фразой: "Щелкни кобылу в нос - она махнет хвостом".
       А как мы принимаем решения применительно к малоизвестным объектам? Эмпирически, путем перебора вариантов. Этот способ носит красивое название: "Метод проб и ошибок". Учиться ему не надо, простота метода ошеломляющая: сделай что-нибудь и смотри, что получится. Редко получается сразу хорошо, тогда действуем по другому и смотрим на результат. Так пока не получится хорошо. Или не получится.
       Простые задачи решить обычно удается уже в пределах десятка проб. Со сложными справиться удается далеко не всегда.
       Перебор вариантов хаотичен. То, что первым приходит в голову, как правило, неправильно. Психологи объясняют, что мы стремимся таким образом поскорее уйти от мучительной неопределенности. Однако при отсутствии алгоритма поиска трудно определить стратегию действий и критерии оптимальности решения. В известной мере помочь может опыт решения подобных задач однородного ряда.
       В некоторых случаях это метод связан с опасностью и неприемлем вовсе.
      
      
      4. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПАРАЦЕЛЬСА
      
       Люди были заложниками современной им медицины, даже когда само понятие медицины еще не возникло. Время меняло представления, медицинские подходы и методы. Первобытное варварство сменяло средневековье, которое постепенно перетекало в наши дни. Новые взгляды и новые представления, метафизика вытеснена диалектикой, траволечение - искусством хирурга. И вот циклы, неоднократные возвраты к прежним взглядам, уже с новых позиций, совсем как в диалектических спиралях по Энгельсу.
       В сегодняшней медицине смешались Восток и Запад, и чего только нет? Но сохраняются, как каноны, некоторые принципы древних. Важнейший и старейший из них - принцип медицинской этики "Прежде всего не навреди!", приписываемый Гиппократу. Авторство сомнительно, но суть ясна. По следам этого принципа гуляет афоризм "Есть пациенты, которым невозможно помочь, но нет пациентов, которым невозможно навредить". По опубликованным материалам со ссылкой на актуальные данные ВОЗ ежегодно в мире около 40 млн. пациентов становятся жертвами неправильного лечения и ухода.
       Наряду с этим принципом современная медицина унаследовала принцип "Благодеяния" (Принимай решение, наилучшее для больного!) и принцип "Справедливости" (очень непростой принцип, предполагающий с одной стороны, равную доступность медицинской помощи для всех, с другой стороны - получение медицинской помощи адекватно ее оплате).
       Позднее возник и вошел в современную медицину революционный принцип "Уважай автономию пациента!", который утверждает право дееспособного пациента самому решать вопросы принятия (или непринятия) доступной ему медицинской помощи.
       В совокупности названные четыре принципа принято считать основой современной биомедицинской этики.
       И здесь уместно заметить, что в мире огромных медицинских возможностей, продвинутой диагностики и развитой индустрии тонкого органического синтеза, обслуживающей наряду с прочим потребности фармакологии, все большую ценность в сравнении с заполонившими мир синтетическими лекарствами приобретают природные вещества.
       Чтобы раскрыть это вопрос, начну издалека, с изомерии. Изомерами называют химические соединения, одинаковые по составу и молекулярной массе, но различающиеся строением и пространственным расположением атомов. Если изомеры являются зеркальными отражениями один другого, их называют оптическими изомерами. Совместить оптические изомеры в пространстве невозможно. Соответственно, они не могут превращаться друг в друга без реакций с разрывами внутримолекулярных связей. Прообразом таких изомеров могут служить правая и левая ладони: при одинаковом строении они имеют различную пространственную ориентацию. От этой аналогии в химию пришел термин "хиральность" (от слова "рука" в древнегреческом) - для обозначения невозможности молекулы совмещаться в пространстве с ее зеркальным отражением. Парные оптические изомеры называют хиральными.
       Оптические изомеры вращают плоскости поляризованного света в разные стороны, по часовой стрелке и против. Чтобы различать, им присваивают индексы. В случае аминокислот и моносахаридов - важнейших групп, участвующих в построении живых организмов - это индексы D или L. Физические и химические свойства оптических изомеров с различающимися индексами одинаковы, чего нельзя сказать об их биологической активности.
       А теперь главное.
       В метаболизме жизни на нашей планеты задействован только один из двух возможных оптических изомеров. Так, в составе всех живых организмов обнаруживаются почти исключительно L-аминокислоты и D-моносахариды. Например, в белки входят L-аминокислоты, а ДНК и РНК построены только на основе D-углеводов. Это свойство исключительности назвали "хиральной чистотой".
      
       (Попутно хочу заметить, что хиральная чистота считается сегодня одним из важнейших доказательств происхождения всех живых организмов от единого общего предка).
      
       Но это в природе. А в производимых человеком синтетических лекарствах очень часто содержатся в смеси равные количества оптических изомеров. Такие смеси называют рацематами, и они не обладает оптической активностью в отличие от их компонентов. В наших лекарствах, если они являются рацематами, наряду с действующим веществом присутствует его полный химический и физический аналог, возможно, неактивный, но в лучшем случае не несущий пользу. Так, например, у препарата ибупрофена биологической активностью обладает лишь один из оптических изомеров, в то время как его оптический антипод в организме неактивен.
       Почти всегда в химическом производстве при синтезе оптических изомеров образуются рацематы. Их разделение - процесс непростой и дорогостоящий. Поэтому используемые синтетические лекарства являются преимущественно рацематами, действие которых на организм не всегда однозначно. Вероятно, это является одним из факторов различия в стоимости лекарств одного назначения и состава, но разной степени разделения составляющих компонентов - к примеру, "Нексиума" (C17H19N3O3S) и "Омепразола" (C17H19N3O3S).
       Поверхностное знакомство с продвинутой медициной нескольких стран сформировало у меня стойкое желание держаться от медицины так далеко, как возможно. Но если нельзя, то нельзя. Тогда лучше бы ближе к природе. В крайнем случае, пытаться избегать чистой синтетики. Впрочем, зачастую мы не можем руководствоваться и подобным предпочтением. И все же.
       Жил в 15-16 веках в Швейцарии Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст Гогенгеймский, известный нам под именем Парацельс. Алхимик, астролог, врач, философ и мистик, предтеча современной фармакологии. В числе прочих своих трудов он написал ряд работ по медицине и был прославлен своей успешной медицинской практикой. Объяснил природу и причины профессиональной болезни горняков - силикоза. Успешно справлялся с болезнями, считавшимися тогда неизлечимыми, вроде слоновой болезни. Лечил язвы, падагру, водянку, некоторые заразные болезни. Изобрел несколько эффективных лекарств. Ему приписывают изречение, которое ложится в русло современной психологии: "Покой лучше тревоги, но тревога полезнее покоя".
       Парацельсу принадлежит прекрасная и подтверждаемая практикой фраза "Все в природе лекарство, и все в природе яд. Определяет лишь доза, способная превратить лекарство в яд, яд в лекарство".
      
      
      5. САЛЕРНСКАЯ ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
      
       В конце первого тысячелетия в итальянском городе Салерно возникла медицинская школа практикующих врачей. Приобретя известность, она стала одним из наиболее уважаемых медицинских заведений Италии, а затем и всей Западной Европы. На исходе XV столетия салернский врач и алхимик, философ и писатель, придворный лекарь князей и римского Папы испанец Арнальдо де Виланова изложил взгляды свои и своих коллег в трактате, получившем название "Салернский кодекс здоровья". Труд написан в стихах - современники автора верили (возможно, не без основания), что так советы лучше запоминаются. В 1480 году вышло первое издание этой книги, и с того времени она выдержала уже свыше трехсот переизданий на многих языках мира, переиздается и сейчас. Секрет популярности "Салернского кодекса здоровья" в актуальности взглядов представленной медицинской школы на многие вопросы здоровья и долголетия.
       Трактат на основе врачебной практике сообразно взглядам и терминам своего времени дает рекомендации по рациональному распорядку жизни, гигиене, диетологии и, конечно же, по решению возможных проблем здоровья. Примечательно, что автор "Кодекса" избегал применения сложных лекарств, полагая, что "чем больше в рецепте снадобий, тем хуже действие сложного лекарства". Главной задачей врача доктор Арнальдо де Виланова считал индивидуальной подход в каждом отдельном случае. При длительных болезнях советовал, наряду с прочим, перемену места жительства, путешествия и лечение минеральными источниками.
      
       Вот некоторые фрагменты этой книги:
      
      "Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней,
      Тягость забот отгони и считай недостойным сердиться..."
      
      "Источников гладь и трава - глазам утешенье;
      Утром на горы свой взор обрати, а под вечер - на воды".
      
      "Воздух да будет прозрачным и годным для жизни, и чистым.
      Пусть он заразы не знает и смрадом клоаки не пахнет".
      
      "Бодрствуй, согретое ешь и постись, и усердно работай,
      Помни всегда о тепле, в меру пей и полнее дыши ты.
      Все это надо блюсти, коль избавиться хочешь от слизи.
      В грудь изольется- тогда эту слизь называют катаром;
      В глотку - бронхитом, в носу от нее зарождается насморк".
      
       А вот как, к примеру, "Кодекс" предписывает встречать утро:
      
      "Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,
      В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя
      Члены свои, причешись и зубы почисти".
      
       Значительная часть "Кодекса" посвящена рекомендациям по достижению долголетия, что естественно с учетом облуживания средневековой медициной власть имущих. По мнению автора, старение лишает живые существа жизненной силы, радости бытия и, наконец, самой жизни. Для замедления этих процессов рекомендовано соблюдать умеренность во всем. Секрет долголетия автор видит в рациональном режиме: умеренная еда, отказ от злоупотребления винами, разумное сочетание сна и бодрствования, движения и покоя. Пища должна быть легкой и питательной - нежирное мясо, рыба, сладкие вина. Соблюдая эти рекомендации, человек может прожить так долго, как предназначено ему природой, но больше, чем он живет на самом деле.
      
       Большое внимание уделено рациону и режиму правильного питания, свойствам различных пищевых продуктов, плодов, растений и их лечебное действие:
      
      "Скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным
      Бодрствовать после еды, полуденного сна избегая.
      Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула"
      
      "Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.
      Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.
      Ты за еду никогда не садись, не узнав, что желудок
      Пуст и свободен от пищи, какую ты съел перед этим,.."
      
      "Свежие яйца, багряные вина, супы пожирнее,
      Хлеб из тончайшей муки -
      Доставляют телесную крепость.
      Сыр молодой, молоко и пшеница полнят и питают,.."
      
      "Хлеб не горячим да будет, а также еще и не черствым,
      Квашеным должен и пористым быть, хорошо пропеченным,
      В меру соленым; мука пусть хорошая будет для хлеба.
      Корку, однако, не ешь, ибо желчь твою высушит корка.
      Квашеный хлеб, хорошо пропеченный и в меру соленый,
      Чистый, здоровье дает, а иной никуда не годится".
      
      "Мясо телячье считать чрезвычайно питательным надо.
      Курица, горлица, голубь, каплун и скворец - превосходны,
      И перепелка, и дрозд, и фазан, и тетерев с ними,
      Жаворонок, вальдшнеп и зяблик, затем куропатка и ржанка".
      
      "Мягкие рыбы всегда и размера берутся большого,
      Твердые рыбы, напротив, питательней, если поменьше:
      Щука и окунь, лосось и форель, и линь, и, конечно,
      Также треска, камбала с пескарем, и прочие рыбы".
      
      "Право, баранина хуже свинины, коль вина далеко;
      Стоит добавить вина, - медицина она и питанье".
      
      "И в медицине язык превосходной считается пищей".
      
      "Козье, по мненью врачей, молоко и верблюжье - полезны;
      Больше питанья, однако, дает молоко от ослицы,
      Больше еще - от коровы и в мере такой же - овечье.
      Если ж болит голова в лихорадке - любое негодно".
      
      "Силу от сыра себе обретает инертный желудок...".
      
       Совершенно в духе современной диетологии у "Кодексе" утверждается, что вредно весьма запивать водой еду за обедом:
      
      "Следует пить за едою немного, но часто при этом.
      Хочешь поменьше болеть - между блюдами пить не годится.
      Чтобы вреда избежать, ты с питья начинай насыщенье".
      
       А вот простоквашу, которая "промоет и очистит" кишечник, рекомендовано употреблять на ночь.
      
      "Нас горячат, укрепляя: соленое, острое, горечь.
      Терпкое с крепким и кислым, напротив, несут охлажденье.
      Мягкое с жирным и сладким спокойную меру даруют".
      "Кодекс" говорит о вреде чрезмерного употребления соли и сахара:
      "Соль, коль не в меру она, угнетает и зренье, и семя, и порождает чесотку, и зуд иль озноб причиняет".
      
       "Кодекс" предписывает употребление овощей и фруктов. К примеру:
      
      "Мы заключили, что надо горох и хвалить, и отвергнуть:
      Без кожуры он хорош и в достаточной мере полезен,
      Но с кожурою - вздувает живот и поэтому вреден".
      
      "Репа - желудку отрада и ветры выводит наружу.
      И вызывает мочу, но и зубы вконец разрушает.
      Плохо вареная репа - мучительных схваток причина".
      
      "Суп из капусты мягчит, а капуста сама закрепляет".
      
      "Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага.
      Чистят желудок они, а ядро - от камней избавляет,
      Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод".
      
      "Так существует обычай орех сочетать с виноградом".
      
       Отдельный раздел "Кодекса" рассказывает о целебных свойствах растений. Вот о луке:
      
      "Растертым втирая его, ты сумеешь лысой
      Вернуть голове красоту, что утрачена ею.
      Лук приложи - и поможет в леченье собачьих укусов,
      С медом и уксусом только его перед тем растирают".
      
       О хмеле и о крапивном семени:
      
      "Хмель, как и боль головную, пурпурная гонит фиалка,
      Сон посылает больным, прекращает противную рвоту,
      Семя крапивное с медом и колики лечит надежно.
      Примешься пить это средство - и кашель запущенный сдастся.
      Холод из легких оно изгоняет и язвы из чрева,
      Верную помощь дает при различных болезнях суставов".
      
      "Нервы шалфей укрепляет и рук унимает дрожанье,
      И лихорадку изгнать даже острую он в состоянье".
      
      "Руту зовут благородной, ведь зренье она проясняет.
      С помощью руты, о муж, обретешь ты зоркость во взоре.
      Страсть у мужчин умеряет она, возбуждает у женщин.
      Делает рута воздержным, а разум - и ясным, и быстрым".
      
      "Газов скопленье наружу выводит от фенхеля семя".
      
      "Зрение лучше и крепче желудок у нас от аниса".
      
       Заслуживают внимания рекомендации по питанию в зависимости от времени года:
      
      "Должен умеренность в пище себе ты назначить весною.
      В летний же зной особенный вред от пиршеств чрезмерных.
      Осенью будь осторожен с плодами: беда не стряслась бы.
      Сколько захочется, ешь без опаски ты в зимнюю пору".
      
       Интересны взгляды автора на вина:
      
      "Ценятся вина по вкусу, по запаху, блеску и цвету.
      Если хорошего хочешь вина, непременны пять признаков эти:
      Крепость, краса, аромат, охлажденность и свежесть, конечно".
      
      "Сладкие белые вина гораздо питательней прочих".
      
      "Чистятся зубы от хлеба с вином, а зренье остреет;
      То, чего мало, - растет, уменьшается то, что в избытке".
      
      "Если принятье вина в вечер для тебя вредоносно,
      Пей его в утренний час - и послужит оно исцеленьем.
      Светлым пусть будет оно и созревшим, и тонким, и старым.
      Смешанным также с водою, игристым и выпитым в меру".
      
      "Мучить морская болезнь никого уже больше не сможет,
      Если с водою морскою вина перед этим отведат".
      
       В "Кодексе" есть рекомендации на случай отравлений:
      
      "Рута, чеснок, териак и орех, как и груши, и редька
      Противоядием служат от гибель сулящего яда".
      
       А вот о необходимости постоянства диет:
      
      "Всем я велю соблюдать им привычную в жизни диету.
      В случае крайнем диету лишь только менять допустимо.
      ...Высший закон медицины - диету блюсти неуклонно,
      Будет леченье плохим, коль забудешь, леча, о диете.
      Сколько, когда, почему, где, как часто и что применимо -
      Все это должен предписывать врач, назначая диету".
      
       О гигиене:
      
      "Быть ты желаешь здоровым - лицо мой чаще и руки:
      После еды омовенье несет наслажденье двойное:
      Делает чистыми руки, а зрение делает острым".
      
       Салернская медицинская школа просуществовала до середины XIX века. Созданный её трудами "Селернский кодекс здоровья" остается не только литературным памятником, но в ряде вопросов практическим пособием для нас, потомков.
      
       И вряд ли устареет эта рекомендация:
      
      "Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
      Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище".
      
      
      6. УЧЕНИЕ САМУЭЛЯ ГАНЕМАНА И ЗАКОНЫ КОНСТАНТИНА ГЕРИНГА
      
       10 апреля 1755 года в саксонском городе Мейсене родился Христиан Фридрих Самуэль Ганеман. Медицина в его жизнь вошла случайно. Юный Самуэль Ганеман прекрасно владел многими языками. Кроме родного немецкого - латынью и древнегреческим, арамейским и древнееврейским, арабским и сирийским. А еще французским, английским, итальянским. Талантливый молодой человек занимался переводами, однако решил стать врачом, что было престижнее. Учился в Лейпциге, потом в Вене. В университете германского города Эрлангена получил степень доктора медицины.
       В 1790 году прочитал английский трактат "Materia medica" Уильяма Каллена с изложением основ фармакологии. Приведенные объяснения действия веществ не устроили Ганемана, и он начал экспериментировать. Попробовал на себе действие коры хинного дерева, единственного тогда сколь-нибудь действенного средства против малярии. И заметил, что при приеме здоровым человеком хинина у него появляются симптомы малярии.
       Это родило у Ганемана предположение о возможности лечения подобного подобным. Последующие опыты подтвердили эту версию, при этом обнаружилось, что малые дозы лекарства действуют иногда значительно сильнее, чем большие.
       На основе принципа "подобное излечивается подобным" Ганеман создал учение о гомеопатическом действии лекарств, в 1796 году впервые изложенное им в статье "Опыт нового принципа для открытия целительных сил лекарственных веществ". Так родилась гомеопатия (в переводе с греческого языка - "подобное болезни"). Основы этого учения детально изложены автором в "Органоне врачебного искусства" (1810 год), ставшем катехизисом гомеопатии.
       Начиная с первых опытов и до конца своей жизни Самуэль Ганеман оставался приверженцем нового метода и занимался практикой. Успех лечения привлек последователей, и вскоре в разных концах Германии возникли гомеопатические общества, а "Органон" начал переиздаваться.
       Не погружаясь в глубины современной теории гомеопатии, замечу, что гомеопатия строится на разработанной теории и взглядах, отличающихся от взглядов классической (аллопатической) медицины. Гомеопаты для определения схемы лечения и назначений должны изучить прежде всего пациента, поскольку они лечат не болезнь, а больных. В этом смысле гомеопатию следует рассматривать как разновидность холистической медицины.
       Индивидуальность подхода является, по-видимому, первой особенностью гомеопатии. Необходимость этого продиктована тем обстоятельством, что одни и те же вещества по разному действуют на различных людей вследствие их глубинных различий.
       Другой особенностью гомеопатии является лечение болезни тем, что эту болезнь вызывает, "подобное излечивается подобным". "Если лекарство, данное здоровому человеку, вызывает известный ряд симптомов, то оно же и излечивает больного, у которого проявляются подобные симптомы".
       При назначении лекарственных препаратов гомеопатия идет от значимых доз препарата к меньшим дозам, от них к малым дозам, от малых доз к минимальным. Периодичность приемов уменьшается от частых к редким, переходит затем к одному, а потом сводится к разделенным жидким дозам. Так поступают потому, что поселившаяся болезнь делает организм человека чувствительнее и восприимчивее к источнику заболевания.
       Наконец, гомеопатия имеет еще одну особенность, которая является источником непрекращающихся дискуссий. В отдельных случаях при назначениях лекарства достигается супер разбавление, когда в гомеопатическом препарате согласно законам химии уже не остается даже молекулы действующего вещества. В таком случае единственным объяснением действенности препарата (при исключении влияния подсознания испытуемого в проведенных слепых проверках) может быть только сохранение памяти действующего вещества растворившей его водой.
       Практика подтвердила эффективность гомеопатии в лечении многих болезней. Вместе с тем условием ее полноценного использования следует считать учет изложенных выше особенностей метода, что требует надлежащей квалификации врача.
       На этапах своего развития и становления гомеопатия встречала как восторженные ожидания, так и резкую критику. Сегодня гомеопатия признана во всем мире и является неотъемлемой частью современной медицины. Завоеванием профессионального признания гомеопатическая медицина обязана своим достижениям в ряде случаев, где оказалась бессильна аллопатия. В ряду тех, кто внес значимый вклад в развитие этой науки, можно выделить Константина Геринга, "Отца американской гомеопатии".
       Константин Геринг родился 1 января 1800 года в Саксонии, в семье приходского священника. Изучал медицину в хирургической академии Дрездена и в Лейпцигском университете, посещал лекции Самуила Ганемана, но по молодости не вошел тогда в круг избранных учеников. По окончанию учебы стал ассистентом хирурга, являвшегося противником гомеопатии. Когда некий издатель предложил шефу Константина Геринга написать книгу с критикой Самуэля Ганемана в гомеопатической "ереси", шеф по причине его занятости перенаправил издателя к своему ассистенту. Таким образом Геринг был привлечен к глубокому изучению работ Самуэля Ганемана и практическим экспериментам с гомеопатией. По ходу работы Геринг проникся идеями и методами гомеопатии, а вскоре и на себе проверил действенность гомеопатического метода. Случилось так, что во время одного из опытов Константин Геринг повредил палец руки. Рана инфицировалась, началась гангрена. Хирурги настаивали на ампутации пальца, но Геринг решил рискнуть и принял гомеопатический препарат мышьяка "Arsenicum album". В результате через несколько дней палец был спасен, а Геринг перешел в стан фанатичных сторонников гомеопатии. Завершив спустя некоторое время свое образование, Константин Геринг защитил диссертацию на тему медицины будущего ("Medicina futura"), в которой официально заявил о себе, как о враче-гомеопате. В дальнейшем Константина Геринга связала с Самуилом Ганеманом тесная дружба.
       В течение своей последующей жизни Константин Геринг внес фундаментальный вклад в создание и развитие основ современной гомеопатии. Был у истоков гомеопатии в США, где основал первую гомеопатическую школу, создал ряд новых гомеопатических препаратов. Экспериментально установил, что исцеление проходит последовательно в определенном порядке, который Геринг представил в виде трех основных законов. Сегодня не только врачи-гомеопаты, но также иглотерапевты, травники и другими целители от холистической медицины руководствуются этим порядком для оценки правильности хода проводимого лечения.
       Вот эти законы Константина Геринга.
       Первый закон: болезнь уходит от психики к телу, от центра тела к периферии, от жизненно более важных органов к менее жизненно важным.
       Второй закон: излечение наступает сверху вниз - от верхней части тела к нижней.
       Третий закон: в процессе излечения симптомы болезни могут проявляться опять в порядке, обратном их возникновению. Пациенты на этапах выздоровления нередко вновь испытывают ранее существовавшие симптомы, ушедшие вглубь с развитием заболевания. И такое развитие событий является нормальным. (Например, считается, что человек идет на поправку, когда в ходе лечения при уменьшении артритных болей и боли в шее появляется боль в суставах пальцев). Симптомы, появившиеся первыми, уходят последними.
       Когда изменения происходят в соответствии с законами Геринга, ощущаемые симптомы могут стать сильнее, чем были до лечения. Но постепенно они все исчезают, общее состояние и самочувствие пациента улучшается. Обострение проходит, и человек становится здоровым на всех уровнях.
       Вместе с тем, если лечение ведется неправильно, состояние больного способно и ухудшиться. (К примеру, подавление кожной сыпи может развить заболевание внутренних органов).
       В трудах Константина Геринга по гомеопатии была сформулирована и получила развитие известная еще до н.э. целителям древности стратегия, получившая название "Правило трех "П"(Постепенно-Последовательно-Постоянно)". Согласно этому правилу в эволюционном процессе действие приносит результат только в том случае, если совершается регулярно. Иначе оно быстро уходит и забывается, стирается. Интенсивность действия должна увеличиваться постепенно, экстремальное действие способно вызвать негативную реакцию и обратный эффект. Воздействие следует увеличивать только по мере закрепления результата.
      
      
      7. ИММАНУИЛ КАНТ ОБ УМЕ
      
       Вот слова каждодневного использования - умный, глупый. Всегда ли мы четко представляем себе их смысл? Впрочем, наверное, представляем, но только каждый по своему. Ведь говаривали когда-то на Руси: "Толстый - красивый, богатый - умный". Тогда отличить умного и красивого было легко и просто. А сейчас?
      
       Чтобы понять, следует вначале определить. Лезу в словари.
       "Умом называется способность человека логически мыслить,
      понимать, познавать что-либо".
       "Ум - это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо. Ум определяется ощущениями, эмоциями, пониманием, памятью, желаниями, индивидуальными особенностями и мотивами, а также бессознательным".
      
       В наши дни популярно измерять ум коэффициентом интеллекта (IQ). В наиболее популярном варианте этого теста интеллект испытуемого соотносят с интеллектом среднестатистического человека. Однако связь IQ с последующими достижениями далеко не однозначна, поскольку жизненные успехи в большой мере зависят от мотивации, социализации и удачи. Кроме того, IQ зависит от условий тестирования и состояния человека в момент тестирования. Из-за малой практической значимости ценность теста IQ сомнительна.
      
       Сегодня в обществе гуляет неисчислимое количество тестов на самые различные проявления и особенности личности. Назову лишь несколько по именам создателей: Айзенк, Векслер, Тат, Тейлор, Люшер, Роршах, Вудсворд, Гендер - нет числа.
      
       Часть из них косвенно ориентирована на оценку умственных способностей и наклонностей.
       Гарднер Говард - определение типа ума
       Смол Гарри - память
       The 2021 Global Threat Report - логико-математическое мышление
       Domainless IT Guide - логико-математическое мышление
       Элерс Теодор - мотивация к успеху
       Дакворт Анджела - упорство
      
       Так кого же можно назвать умным и по каким признакам распознать?
      
       Мне нравится способ, которым выбирали себе будущих преемников старые раввины. Предполагаю, что раввины были сами умны (по определению), а потому и в преемники они выбирали умных. Выбор был неспешным из круга учеников. Раввины присматривались и отмечали не самых начитанных, даже не самых старательных. Они выделяли тех, кто задавал вопросы, и среди них искали того, чьи вопросы свидетельствовали о глубине его мышления и проницательности. И еще о способности сомневаться в том, что казалось истиной. Не знаю, насколько раввины были знакомы с пословицей "Сомнения рождают истину" из японского фольклора. И уж конечно они не изучали труды философа-материалиста Рене Декарта, заявившего: "Основным признаком подлинного мышления является сомнение во всем известном". Но раввины традиционно определяли умников этим способом и, как правило, не ошибались в выборе.
      
       Великий мыслитель, философ Иммануил Кант в одном из своих трудов сформулировал: "Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности". Лучше не скажешь!
      
      ______________
      При написании статьи фрагментарно использованы материалы средств массовой информации.
      
      
      Август 2021 года

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Швец Борис Алексеевич
  • Обновлено: 26/01/2024. 38k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Философия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.