"Все помножено на два, кроме судьбы и кроме самой Н20..."
Иосиф Бродский
Некоторым творческим личностям объектив фотоаппарата заменяет кисть, карандаш и перо. Ольга Слободкина - всесторонне одаренный человек. Она переводит, пишет стихи, создает прекрасные пейзажи и графические композиции в фотографии. Одно продолжает другое. Слово плавно перетекает в отражение - в данной экспозиции, "Стихия Воды", - на фотобумаге. Но и в поэзии, и фотоискусстве Ольга Слободкина стремится прежде всего к самовыражению, к философскому осмыслению, но будучи зажата прокрустовым ложем законов вышеназванных искусств, она делает это немногословно, емко, обобщающе, и как бы утверждая, что Человек - ребенок, которому Мир передан, как ребенку мячик: бери и играй!
Стихия воды предполагает игру со свойствами воды - текучестью, подвижностью, ее движением и способностью отражать, как в зеркале, все, что находится в визуальном контакте с водой. Игру можно продолжить и дальше, располагая фотографические пейзажи по принципу "валета", творя таким образом новую визуально-виртуальную реальность. Отсутствие "верха" и "низа" заставляет погрузиться в стихию, созданную внутренним видением художника и раздвигающим для зрителя горизонты видения и осмысления.
Одним из главных направлений развития художественной фотографии является "графика" - приближение к работам художников-графиков, работа "линией", правда, в случае с фотографией, линией, найденной в природе. На выставке представлена серия "графических" работ Ольги Слободкиной. В них она предстает утонченным мастером, исследующим неисчерпаемые возможности японизма: лаконичность, точность, недосказанность, эстетизм суть составляющие ее графической серии.
Ольга Слободкина предпочитает работать сериями. В ее арсенале не только серия "Стихия Воды", но и "Стихия Камня", "Стихия Огня" и др.
Ольга Слободкина продолжает великие традиции фотографии - этого, можно сказать, одного из самых молодых искусств, представителями которого были знаменитый Эдвард Вэнстон - экспериментатор и создатель абстрактной фотографии; Ансель Адаме - фотоживописец природы, и, конечно же, Мэн Рей, А.Ньюмен, А.Родченко, А.Шайхет, Б.Игнатович, М. Наппельбаум и др.
В целом эту экспозицию можно отнести к направлению, представленную в прошедшем году в Лондоне рядом интереснейших экспозиций в Музее Виктории и Альберта и галерее "Серпантин" - "Give & Таkе". Идея, впрочем, проста: современный художник не может не брать, не усваивать, не опираться на все то, что было создано в искусстве до него. Но он не может и не отдавать сделанное им, тем самым обновляя искусство современное.
Мы уверены, что зрители, посетившие выставку Ольги Слободкиной в свою очередь, возьмут и воспримут неординарное искусство художника, обогатятся внутренне, и у них в душе на долгое время останется послевкусие от этой выставки, как от настоящего неординарного вина. Искусству Ольги Слободкиной, "как старым добрым винам, настанет свой черед".
Натэлла Войскунская
* * *
"Когда тебя оставляют в покое, ты становишься частью пейзажа".
И.Бродский
Земля и небо, лед и пламень, воздушная и водная стихии, то есть всё первозданное, существующее до нас и независимо от нас, всегда влекло художников к сотворчеству. Именно к сотворчеству, а не к банальному удвоению увиденного в природе.
Почему жительница Москвы, переводчик и литератор, Ольга Слободкина обратилась именно к художественной фотографии, а не к другим видам изобразительного искусства - вопрос второстепенный. Для нас, зрителей, важно только то, что из этого обращения получилось.
Если не прибегать к высоким словам и обязывающим сравнениям с именами великих, то есть если взять на себя элементарный труд последовательного смотрения созданного 0льгой Слободкиной, то можно прий-ти к выводу о счастливой найденности творческого пути. Техническая изощренность современного фотоискусства столь велика, а стилей и направлений (несмотря на относительную временную малость существования фотографии) так много, что было бы странным, если бы человек смог в течение нескольких лет совершить в этой области нечто значительное. В нашем конкретном случае решающим оказалась не техника и спецэффекты, а миросозерцание. У Ольги Слободкиной явно есть свой "чертеж" изобразительных метафор, свои методы достижения видимого и невидимого.
Пейзажные по большей части композиции 0льги Слободкиной представляются мне результатом поиска своего пространства и простора. Речь может идти и о конкретной географической точке, именуемой, например, "Планетой Коктебель", но чаще всего это безымянная территория, пригодная для дыхания, место, где фотограф почувствовал фаустовскую потребность "остановить мгновение".
Безлюдье, отсутствие узнаваемых домов и улиц, кроны и корни деревьев, струящаяся или неподвижная вода, игра света и тени... Сколько бы мы ни перечисляли увиденное на фотографиях Ольги Слободкиной, зрительный ряд всегда или почти всегда создает впечатление тишины. Если она и нарушается, то только естественным образом - шумом ветра, журчаньем ручья, шелестом листьев, гулом морского прибоя. Полагаю, что это не следствие мизантропии автора, а бережение себя. Это, видимо, то, что Ольга Слободкина зовет "моим Восхождением", для которого потребно "только одно одиночество, только оторванность в мире". Иначе не понять "Жизни неба" и не различить знаков гармонии на "Осеннем асфальте".
Характерно, что и в "Теневых автопортретах", где появляется женский силуэт, проступающий сквозь освещенные вечерним светом оконные шторы, мы видим лишь намек на интерьер. Главенствует же спасительный мрак и соответственно из него, "из глубины Божественного Мрака", как сказано в одном из стихотворений Ольги Слободкиной, рождаются образы и видения художника и поэта.
Создавая различные серии ("Планеты", "Ветви деревьев", "Огни города", "Фонари" и.т.д.), 0льга Слободкина часто пользуется свободной компоновкой и совмещением различных кадров. Это сравнимо с киномонтажом. Аморфная текучесть и кажущаяся необязательность сочетаний и перестановок искупается цельностью и органикой фото ряда, единством цвета и света. Автор явно уклоняется от диктата формы и жестких конструкций, но при этом полностью доверяет живой случайности и чудесам природы, которая, словно бы помимо авторской воли проступает фотопленке. "Когда я снимала, я не видела этой дрожи воды на заднем плане, этого света облаков", - говорит Ольга Слободкина, и в этой непредсказуемости результата есть очевидная прелесть. Керамист или стеклодув у печи также не всегда может заранее рассчитать все видоизменения материала и тут уж явно лучше довериться самому процессу и свободному образованию "пузырей земли".
Художник, обладающий своим видением мира, настраивает глаза зрителей, и они с удивлением для себя обнаруживают в природе пуантилизм Сера или нервные мазки Ван Гога. Погружение в микро и макрокосмос, запечатленный 0льгой Слободкиной, также не проходит для нас бесследно. Мы начинаем слышать ее тишину и обретать дополнительные возможности для защиты от агрессивных воздействий современного мира.
Вильям Мейланд
* * *
Имя Ольги Слободкиной хорошо известно взыскательному московскому кругу любителей поэзии, хотя "Есть Путь Земли и Путь крыльев" - ее первый опубликованный сборник. Книга была издана с рецензией нобелевского лауреата Иосифа Бродского на стихи Слободкиной. Эта книга (проект ЮНЕСКО) приняла участие в международной конференции "Книга как художественный объект" и была куплена Музеем Современного Искусства в Нью-Йорке и Музеем Виктории и Альберта в Лондоне.
Известный переводчик, в том числе англоязычной художественной прозы и поэзии, Ольга Слободкина со всей страстью и вдохновением служит основному своему признанию - поэзии.
Отталкиваясь от ахматовского "из сора", Слободкина утверждает, что "стихи растут из Неба", а она - лишь "египетский мальчишка", то есть писец, записывающий диктуемое Свыше. "Погружение" - очень точное определение состояния и автора, и читателя. Читая стихи Слободкиной, перестаешь ощущать реальность, отдаваясь океану образов и эмоций, смывающему обыденность жизни и воскрешающему волшебство окружающего и внутреннего мира.
Поэзия Слободкиной - это мост, перекинутый от Серебряного века в настоящее и предлагающий путешествие в будущее, прозреваемое пророками и поэтами.
Бурустан Зулумян,
Ст. научн. Сотрудник
Института Мировой Литературы