Почему я начала фотографировать? Потому что не могла отобразить того, что вижу, в рисунке... И так как во мне зрел художник, мне нужно было реализовывать этот дар. Кажется, я уже об этом говорила. Знаю, что со мной будут спорить, но я по-прежнему считаю, что техника не имеет большого значения. Лучшие мои кадры были отсняты пластмассовой мыльницей Kodak. Сейчас у меня - цифровой Canon. Но..., на мой взгляд, это не столь важно. Что же важно?
Изобразительное искусство, в частности, фотография - это в`идение художника, образ - во всей его сложнейшей простоте. Научить этому невозможно. Но этому можно научиться, глядя на великие произведения искусства и, главное, созерцая природу.
Мое искусство - это мгновенная жизнь природы, запечатленная в кадре. В ней - вся философия Вселенной и земного бытия.
Во время моей первой выставки в Зале Искусств Библиотеки Иностранной Литературы меня спросили: "Наверное, это какая-то особая местность"? Эта особая местность находилась в 5 минутах автомобильной езды по Яузе - в Лефортовском парке.
Что это? Очертания неведомых планет или ряска на воде в одном из московских прудов? Вселенная - в капле воды? Может быть. Но, главное, образ, впечатление - то, что приводит в движение мысль, отражая философию мира.
Чего только не видели в моих фотографиях! "Да Вы - язычница! Вот эти пляшущие лешие, ведьмы". Но это были опять же всего лишь моменты бытия природы. И раз в природе есть лешие и проч., значит, им захотелось отразиться в застывшем образе в виде причудливых кустов, кривых засохших веток, да мало ли чего еще... "Ну, Вы - буддист. У Вас в работах проходит серебряная нить буддизма". Я ничего не знаю о серебряной нити буддизма и вообще-то не считаю себя великим буддистом, хотя русская православная традиция несет в себе черты буддизма, а может, буддизм позаимствовал - не проверяла. И многое другое я слышала - в зависимости от смотрящего.
Наверное, это и есть искусство - многомерное, неизмеримое, непознаваемое. Здесь никогда не будет единого мнения - это не наука. Потому что искусство - это сознание художника, отраженное в природе вещей. О нем всегда будут спорить, и все равно оно останется неуловимым и бесконечным...
P.S. Но все это - мои старые мысли. Теперь они кажутся мне столь очевидными, даже банальными...