Смертина Татьяна Ивановна
Артамонов Сергей, Литинститут, Смертина, Вековая поэзия

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Смертина Татьяна Ивановна
  • Размещен: 27/09/2025, изменен: 27/09/2025. 14k. Статистика.
  • Очерк: Мемуары
  • Иллюстрации/приложения: 3 шт.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      
      Смертина Татьяна, Артамонов Сергей, фото [Татьяна Смертина - Tatyana Smertina]
       (с) На врезке - без нейросети - Татьяна Смертина (слева), Сергей Артамонов,
       обложка книги и автограф Сергея Артамонова.
      
       (с) Артамонов Сергей, Литинститут, Смертина Татьяна, Вековая поэзия
      (с) Автор очерка - Татьяна Смертина. Воспоминания
      
       (с) В Центральном Доме литераторов (ЦДЛ) я разговаривала с выпускником Литературного института. Подошёл Артамонов и подарил мне свою книгу, при мне написал автограф. И, едва слышно, сказал: "Таня, привет от Джеми!"
      
       Сергей Дмитриевич Артамонов (1915-1989) - профессор Литинститута (1985), доктор филологических наук, спец по зарубежной литературе. Работал в 1953-1989 гг. в Литературном институте им. А.М.Горького. Один из моих учителей - пять лет общения! Почему из всех московских вузов он избрал элитный Литинститут? Вроде, невыгодно: небольшая аудитория, и лекции никто не записывает - манера такая! Здание института по величине похоже на обширную нынешнюю дачу, всего пять курсов, по 30-40 человек на каждом курсе. И всё. Словно школа в пять классов в глубине глухоманной деревни. Да ещё и на лекции опаздывают! Да ещё их "отсеивают" невиданным способом:
      
      -Почему меня? Все предметы сдаю на пять и четыре? Сижу смирненько на лекциях, не пью. не курю...-
       Ректор Литинститута Пименов ему в ответ:
      -Вот даже тут не понимает! За творческую несостоятельность! Чего ты создал? Где оно, созданное? Нам на лешего вариант не твоих произведений? Зачем второй год ты здесь-то? Не порти себе жизнь, а мне - нервы.
      -Я же на отлично сдал, а этот ваш (называет фамилию), с третьего раза только...
      -Вот и иди в доносчики!!! - не выдерживает ректор.
       Далее Пименов думает и пытается спокойно объяснить:
      -Создание литературы единичными личностями и многотысячное знание кем-то созданной литературы - это разные планеты... Литинститут не выращивает (никто не способен вырастить!), а ищет единичных гениев создания... Ну, вот чего ты сейчас тут записываешь?
      -Ваши слова...-
      -Хосподи! Я пошёл помирать! -
      
       Да, вспомнила Пименова. Вероятно, из Литинститута отчисляли ещё за какие-то редкие события, мы не вникали, но официальным и всем известным было - за творческую несостоятельность. Иногда сами уходили по семейным обстоятельствам или иным причинам, как везде. Время тогда было иное, нынче в Литературном многое изменилось. Но у меня здесь - просто воспоминания.
      
       И в этой крохотной аудитории Литинститута, где старые столы с нацарапанными ножиком-складенчиком автографами и цитатами поэтов, стоит Сергей Артамонов в костюме, которого я ни ранее, ни позже ни на ком не видела - костюм цвета морской волны... И, возвышенно, сжав в единый кулачок ладони и прижав их к груди, к самому сердцу, неповторимо читает нам, как всегда наизусть,
      (с) Стих Роберта Бёрнса (1759 - 1796); (с) перевёл - С.Маршак:
      
      "Ты меня оставил, Джеми,
       Ты меня оставил!
       Навсегда оставил, Джеми,
       Навсегда оставил.
      Ты шутил со мною, милый,
       Ты со мной лукавил -
       Клялся помнить до могилы,
       А потом оставил, Джеми,
       А потом оставил!
      
       Нам не быть с тобою, Джеми,
       Нам не быть с тобою.
       Никогда на свете, Джеми,
       Нам не быть с тобою.
       Пусть скорей настанет время
       Вечного покоя.
       Я глаза свои закрою,
       Навсегда закрою, Джеми,
       Навсегда закрою!"
      
      Я даже сейчас слышу его голос. Артамонов... Морская, с тёмной поволокой волна... Это моё и его любимое стихотворение в его личном исполнении из бездны всех других, что он читал нам пять лет, наизусть, из переводов зарубежной Поэзии. Кто именно так может пленить этим знанием? Никто.
      
      Еще особенность, которая иногда разрушает истинное восприятие Поэзии! В те времена в учебниках всегда был революционный уклон к объяснениям даже стихов о любви, тем более в зарубежной литературе - обязывали, не избежать. Но Артамонов (и не только он!) на живых лекциях в Литературном - вообще не прикасался к этому "уклону". Он нам преподавал знания зарубежной поэзии в чистом виде. Диссонанс объединения 17 века и текущего времени СССР (или времени ещё какой-то текущей, изменчивой полит-идеологии) - в лирике был лишним. Прочитаешь стих о Джеми (кстати, ритм перевода - отличный!), и вдруг тебе шарахнут по чувству: "Вот как буржуй измывался над крестьянкой!" Нелепо и связи никакой. И время - это доказывает: нелепо. Но теперь-то это "доказательство" кому нужно?
      
      Рассуждаю так: на высшем уровне Поэзии сентиментальность в некоторых стихах - присутствует. Но не наигранная, а естественная. Она обычно возникает, когда читает автор - своё. Или читает некто, одержимый поэзией. Ценю авторское чтение, не зачёркивая чтение артистов. Но признайтесь, если бы в одном зале свои стихи читал живой Лермонтов, а в другом современный актёр, у которого и мундир красивей, и голос "поставлен", и нейросеть помогает, Вы бы кого предпочли? И снова - это время вам доказало. И снова - теперь-то это "доказательство" кому нужно?
      
      А ещё запомнилось выражение Артамонова: "Сентиментальность без приторности". Как-то он умел до бритвенной тонкости владеть этим. Наверно, поэтому ему нужна была не громада аудитории, а - чувственное взаимопонимание. Тогда Литературный институт был именно такой. Запомнила даже, как свет падал из окна... Аудитория Литинститута. Костюм цвета морской волны - издалека видно. Почему он так наряжался? Но никто ему этого вопроса не задавал. Артамонов...
       Слегка глянув на заснувшего за столом подвыпившего студента-гения, который, рассыпая длинные кудри, рухнул головой на свои скрещённые руки на столе, словно в омут, Артамонов (не зная причины, что за несчастье "подкосило" парня, но понимая, оно - "подкосило") бережно отойдя подальше к окну, чтобы не потревожить спящего, вполголоса начинал свою лекцию. И даже мы не знали, что с парнем? И никогда не расспрашивали в подобных случаях, часто был вариант - абсолютно трезв, создавал стихи до рассвета. Единственный институт, в котором данный факт считался нормальным - пусть спит, не лезь к поэту (или прозаику), не твоё дело!
      
      Татьяна Смертина, Литературный институт [Татьяна Смертина - Tatyana Smertina]
      (с) На фото без нейросети - Татьяна Смертина, поэт. Вход в Литературный институт.
      
      И единственный элитный институт, где преподаватели были без папок с записями своих лекций и ничего не читали студентам по конспектам, а студенты - лекций не записывали. На творческих семинарах некоторые преподаватели (изредка студенты) свободно курили, т.е. вели себя примерно так, как привыкли в одиночестве во время создания своих произведений. При этом - выпивки и наркотиков (не все даже знали про наркоманов) никогда не было. Иногда лекция превращалась в общий разговор на литературную тему. В моё время - было так. Я не поучаю (и привычки такой нет!), и не сравниваю никогда, я лишь говорю о былом.
      
      У него были - не только знания литературной классики. Сергей Артамонов тоже единичная личность - автор всеизвестного учебника для педагогических институтов "История зарубежной литературы 17-18 веков", автор известных учебников для учащихся старших классов "Литература древнего мира", "Литература эпохи Возрождения" и др.
      
      Татьяна Смертина, без нейросети, книга [Татьяна Смертина - Tatyana Smertina]
       (с) На фото - Татьяна Смертина, поэт. Не заимствуйте! Под копирайтом.
      
       Он и в учебниках своих - читает стихи. И во всех институтах учатся по его учебникам, а он, в своём костюме цвета морской волны, рядом - живой, со всеми его особенностями понятий и личными привычками, пять лет и до сих пор цитирует стихи поэтов, уводя наше сознание в те дали Поэзии, где - лишь Поэзия в чистом виде всех дальних времён, уплывших безвозвратно. Но гениальность авторов - умеет возвращать даже века!
      
       И вот сейчас, когда мною создано Собрание Сочинений в 16 томов (пока не изданное), где первые семь - поэзия, потом поэмы, проза и статьи, я добавила шестнадцатый том - воспоминания, в которых нет политики, нет скрытого умысла. И отрывки нынче здесь размещаю, чтобы запечатлеть и сохранить от заимствований. Нашла в Архиве автограф Сергея Артамонова! И лишь в это мгновение поняла: офицер в Амурской флотилии - костюм цвета морской волны! И рванулась написать о нём.
      
      "Ты меня оставил, Джеми,
      Ты меня оставил!
      Навсегда оставил, Джеми,
      Навсегда оставил"
      (Роберт Бёрнс)
      
       (с) АВТОР очерка - Татьяна Смертина, поэт. 29 августа 2025 г.
      Воспоминания: "Артамонов Сергей, Литинститут, Смертина Татьяна, Вековая поэзия"
      
      
      P.S.
       (с) АРТАМОНОВ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ (1 мая 1915 в с.Баловнево Рязанской губ. - июль 1989). Литературовед, доктор филологических наук (1983), профессор Литературного института им.М.Горького (1985), Член Союза Писателей (1982). Спец по истории зарубежной лит-ры, французской лит-ры эпохи Возрождения и Просвещения. Закончил Московский пединститут, филология. Участник В.О.В., артиллерист, офицер в Амурской флотилии. Защитил кандидатскую диссертацию. Работал в 1953-1989 гг. в Литературном институте им. А. М. Горького. (Добавлю от себя: ректор Пименов всегда стремился найти в преподаватели - авторов учебников, по которым учат в вузах).
      
      (с) С.Артамонов - автор многочисленных учебников по зарубежной литературе. Автор учебника для вузов "История зарубежной литературы 17-18 веков", автор учебников для учащихся старших классов "Литература древнего мира", "Литература Средних веков, "Литература эпохи Возрождения" и др. Автор трех поэтических книг "Лазоревые печали", "Кречет", "Сонет о солдате"
      История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. : учеб. для пед. ин-тов / С. Д. Артамонов.- М. : Просвещение, 1988. - 608 с.
      (Библиографические цифры взяты из интернета в открытом доступе).
      
      P.S.
      Мне (Татьяне Смертиной) Артамонов подарил с автографом свою книгу: С.Д.Артамонов, "История зарубежной Литературы XVII-XVIII вв., издана: Москва, "Просвещение", 1978 год, 608 страниц, тираж 200 000 экз. С официальной подписью цензуры: "Допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебника для студентов педагогических институтов". В книге обзор важнейших явлений зарубежной литературы: Италии, Испании, Франции, Англии, Германии, США, Польши, Чехии и т.д. Творчество великих писателей XVII-XVIII вв.: Лопе де Вега, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер, Мильтон, Вольтер, Руссо, Гете, Шиллер, Дефо и др.
      Качество книги (это учебник!) на самом высшем уровне, рецензенты: доктор филологических наук, профессор - Б.И.Пуришев; доктор филологических наук, профессор - В.Н.Богословский.
      
      Данная публикация без политики и иных смыслов - ничего, кроме поэзии.
      (с) Татьяна Смертина, поэт. 29 августа 2025 г.
      
      
       Сиреневый сайт Татьяны Смертиной Новости Сиреневого сайта
      По технич. причинам, мои новости теперь на иных ресурсах - список новых публикаций:
      
      ПУБЛИКАЦИИ Смертиной - с июля 2025
      1)-Очерк - Смертина, Дементьев, Литгазета, поэты
      2)-Известия, радио, Татьяна Смертина, стихи
      3)-Поэзия Смертиной - Дела переделаны
      4)-Народный сайт - проблемы
      5)-Алексеев Михаил, автограф, Смертина Татьяна
      Алексеев: ВК с комментариями
      
      Ресурсы
      Смертина - ВК
      на Рутубе
      Ютубе
      
      В кадре автор
      Танго, в кадре Смертина (ВК)
      Метро. Болеро (Рутубе)
      Желанно-нежный
       В молочно-девственном тумане(ВК)
      
      

  • © Copyright Смертина Татьяна Ивановна
  • Обновлено: 27/09/2025. 14k. Статистика.
  • Очерк: Мемуары
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.