С79 Стефанович Эрнест Александрович. Во славу дома твоего. Очерки истории и людских судеб. Славянск: Печатный двор, 2004.- 268 с. + 42 с. иллюстраций (1-130).
Литературно-художественное
документальное издание
Главный спонсор выпуска
Николай Трофимович Свистунов
Рецензенты:
Анатолий Николаевич Трофимов,
Игорь Иванович Романенко
ный спонсор выпуска
Кроме авторских слов в прозе и поэзии, воспевающих героику труда железнодорожников, в книге использованы архивные очерки о людях депо: Б. Аксельрада, Д. Алдакимова, А. Бурлака, К. Клименко, В. Мартыненко, - которые интересны не только содержанием, но незабываемой манерой, дополнительно характеризующей все более забываемое время.
ISBN - 966-8241-15-3
љ Стефанович Эрнест Александрович, 2004
"Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя следов. Мы ленивы и нелюбопытны..." - писал А. С. Пушкин. В локомотивном ордена "Знак Почета" имени П. Ф. Кривоноса депо Славянск не согласны с классиком.
Настоящее должно обращаться к прошлому во имя будущего. Воплощением новаторских традиций, у истоков которых стоял великий земляк славянцев Петр Кривонос, стал ежегодный праздник деповчан "Эстафета поколений".
В этой книге - неравнодушные слова о замечательных людях, продолжающих неустанно трудиться во славу своего дома - передового на Донецкой магистрали предприятия, возникшего более 134 лет назад на главном стратегическом направлении грузовых и пассажирских перевозок индустриального востока Украины. Верю, что у коллектива великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое.
Начальник Донецкой ордена Ленина железной дороги:
РОГОВ Николай Васильевич
(ОКОНЧАНИЕ)
СОДЕРЖАНИЕ четвертой части
Слово дорогу коротает (были)
Машинисты-инструкторы
Должностная инструкция
Проводы
Зеленый талон
А если бы минус?
Анекдот в тулупе
Две секунды
Камикадзе
Подвиг машиниста
В час Тигра
Ромашки
В свете прожектора
С Новым годом
Паровозное
Лучший паровоз
Байки, отморозки, чуть по-малоросски
Словарь Максымыча
Чтобы не было стыдно
Отличные тем, что молоды
Из кабины в кабинет
На ремонтных участках
Программист, "держащий книгу"
Жизнь моя - железная дорога
Основные источники информации
Слово дорогу коротает (были)
Все мы едем туда, куда едем и едем.
И колеса стучат. Не большой ли Истории?
А истории малые - все, что заметим -
Как бывальцы сошли с поездной территории...
Быль - описание событий, действительно имевших место в жизни действующих лиц. Только названия мест, имена участников и другие конкретности незаметно изменены так, чтобы ничем не ущемлять творческую свободу бытописателя.
Много чего повидали на дорожном веку машинисты, еще больше машинисты-инструкторы - по видам тяги, по обучению локомотивных бригад, по автотормозам, по теплотехнике - элита, гвардия ведущей на транспорте профессии.
Машинисты-инструкторы
Лучшие из лучших по опыту вождения поездов при безусловном соблюдении безопасности движения и экономном расходовании энергоресурсов, безупречные в быту, умеющие не только потребовать от подчиненных профессионального соответствия все возрастающим требованиям времени, но и стать чуткими наставниками для них - представлены в этой категории средних командиров локомотивного депо. И конечно, инструктировать - значит помогать. Быть не контролером, но советчиком, воспитателем, опытным старшим товарищем.
Перед тем, как дать им слово, несколько слов о каждом:
Белименко Владислав Иванович 23.04.1945 года рождения, образование среднетехническое - Славянский техникум железнодорожного транспорта, работал помощником машиниста и машинистом электровоза, машинистом-инструктором назначен 22.06.1984 года, имеет 1 класс квалификации, 2 свидетельства на право управления - тепловозом и электровозом.
Козачек Владимир Петрович 24.07.1949 года рождения, образование высшее - Харьковский институт инженеров транспорта, работал помощником и машинистом электровоза, заместителем начальника депо по эксплуатации, начальником депо, начальником службы локомотивного хозяйства Донецкой железной дороги, машинистом-инструктором стал 11.07.2000 года, имеет 1 класс квалификации, 3 свидетельства на право управления - электровозом, тепловозом и электропоездом.
Литвиненко Александр Андреевич 5.12.1952 года рождения, образование среднетехническое - Славянский техникум железнодорожного транспорта, работал помощником машиниста электровоза и электропоезда, машинистом электровоза и электропоезда, заместителем начальника депо по эксплуатации, машинистом-инструктором назначен 12.08.2002 года, имеет 1 класс квалификации, 3 свидетельства на право управления - электровозом, тепловозом и электропоездом.
Соколов Николай Иванович 27.02.1954 года рождения, образование среднетехническое - Славянский техникум железнодорожного транспорта, работал после перевода в 1996 году из депо Купянск Южной железной дороги машинистом тепловоза, машинистом-инструктором стал 3.01.1998 года, имеет 1 класс квалификации, 3 свидетельства на право управления - электровозом, тепловозом и паровозом.
Лужков Иван Александрович 18.05.1955 года рождения, образование среднетехническое - Славянский техникум железнодорожного транспорта, работал помощником машиниста и машинистом электровоза, машинистом-инструктором назначен 17.04. 2001 года, имеет 1 класс квалификации.
Заморский Александр Иванович 19.09.1956 года рождения, образование среднетехническое - Славянский техникум железнодорожного транспорта, работал слесарем по ремонту подвижного состава, помощником машиниста тепловоза и электровоза, машинистом тепловоза, машинистом-инструктором стал 14.09.1999 года, имеет 1 класс квалификации, 2 свидетельства на право управления - тепловозом и электровозом.
Кисточка Владимир Анатольевич 1.11.1961 года рождения, образование высшее - Харьковский институт инженеров транспорта, работал помощником машиниста и машинистом тепловоза, машинистом-инструктором назначен 31.10.1997 года, имеет 1 класс квалификации, 4 свидетельства на право управления - электровозом, тепловозом, дизельным поездом и паровозом.
Ключков Геннадий Владимирович 21.01.1962 года рождения, образование среднетехническое - Славянский техникум железнодорожного транспорта, работал слесарем по ремонту подвижного состава, помощником машиниста и машинистом электропоезда, машинистом-инструктором стал 8.12.1993 года, имеет 1 класс квалификации, 2 свидетельства на право управления - электровозом и электропоездом.
Остроушко Аркадий Викторович 8.10.1962 года рождения, образование высшее - Харьковский институт инженеров транспорта, работал слесарем по ремонту подвижного состава, помощником машиниста и машинистом электропоезда, машинистом-инструктором назначен 26.11.2001 года, имеет 1 класс квалификации, 3 свидетельства на право управления - электровозом, тепловозом и электропоездом...
Им ли не знать всей палитры жизни людей ведущей профессии, им ли не понимать: кто говорит, тот сеет; кто слушает, - пожинает. Бывальцы складывают всей "брехаловкой"[1], - книгу пишет одинокий сумасшедший. Дело в том, что умные речи приятно не только слушать, - и записывать, а читать - вдвойне.
Итак, поэзии и прозы слово - переживание былого снова:
Слушай стуки стоустые - слушай!
Поезда утихают вдали,
Где железо все глаже, все глуше -
Непокойным стремлением душу
Под стыкованный звон одели!
Чтобы рельсово-лунным отливом
Бесприютность-тоску излучить.
Чтобы - слушай! - не ныть сиротливо,
По инерции - локомотивом -
Ускорять бытие, - не влачить!
Должностная инструкция
Выходной светофор был запрещающим. Молодой машинист старательно остановил поезд и, досадуя на задержку, повернулся ко мне:
- Идут четыре человека. Все, по-моему, с нами ехать собираются.
Должностная инструкция не допускала проезд более трех человек в кабине локомотива (кроме действующей бригады), если даже они имели установленное разрешение, и я сошел с тепловоза, чтобы напомнить подходившим об этом.
Из легких июльских сумерек выступил помощник участкового ревизора по безопасности движения поездов:
- Здравствуй, Александрович!
- Салют, "служба движенья - почет, уваженье"! Куда, на ночь глядя?
- К своим, с внезапной проверкой.
Право на проезд у него было - служебный билет формы 3к.
Машинист и помощник маневрового "утюга" возвращались после смены домой. Разрешение на проезд у них известное - маршрут.
- С пассажирского я. Из студенческого отряда проводников.
Я продолжал вопросительно молчать.
- Сестра дежурной по станции в Голубовке. Я выбежала из вагона, чтобы позвонить ей, что еду, а поезд отправился...
Та-ак. Голубовка - следующая станция, восемь и три десятых километра... Неуловимо мигнув, загорелся зеленой звездочкой выходной... Так-так, так-так.
- Солонченко! Заключение на право вождения поездов на этом участке у тебя уже есть. Давай. Без меня. Счастливо!
Все. Инструкцию нарушать нельзя.
- Здесь недалеко, девушка. Я вас провожу...
Тепловоз весело взрокотал, тряхнул дымной гривой, тяжелый состав дрогнул, робко перекатились колеса, зататакали стыки, через считанные минуты мелькнул хвостовой тусклячок. И мы с Валюней пошли. До Голубовки разговорились. Нет, она отстала от поезда, но не в умственном развитии! На том перегоне и решили - ходить вместе.
До этой посадки вдоль первой общей дорожки. Держась колеи. И все благодаря должностной инструкции!