С79 Стефанович Эрнест Александрович. Во славу дома твоего. Очерки истории и людских судеб. Славянск: Печатный двор, 2004.- 268 с. + 42 с. иллюстраций (1-130).
Литературно-художественное
документальное издание
Главный спонсор выпуска
Николай Трофимович Свистунов
Рецензенты:
Анатолий Николаевич Трофимов,
Игорь Иванович Романенко
ный спонсор выпуска
Кроме авторских слов в прозе и поэзии, воспевающих героику труда железнодорожников, в книге использованы архивные очерки о людях депо: Б. Аксельрада, Д. Алдакимова, А. Бурлака, К. Клименко, В. Мартыненко, - которые интересны не только содержанием, но незабываемой манерой, дополнительно характеризующей все более забываемое время.
ISBN - 966-8241-15-3
љ Стефанович Эрнест Александрович, 2004
"Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя следов. Мы ленивы и нелюбопытны..." - писал А. С. Пушкин. В локомотивном ордена "Знак Почета" имени П. Ф. Кривоноса депо Славянск не согласны с классиком.
Настоящее должно обращаться к прошлому во имя будущего. Воплощением новаторских традиций, у истоков которых стоял великий земляк славянцев Петр Кривонос, стал ежегодный праздник деповчан "Эстафета поколений".
В этой книге - неравнодушные слова о замечательных людях, продолжающих неустанно трудиться во славу своего дома - передового на Донецкой магистрали предприятия, возникшего более 134 лет назад на главном стратегическом направлении грузовых и пассажирских перевозок индустриального востока Украины. Верю, что у коллектива великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое.
Начальник Донецкой ордена Ленина железной дороги:
РОГОВ Николай Васильевич
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Содержание третьей части
Да, были люди (жизнь замечательных людей, не замечаемых пока что)
У стен Сталинграда
Партизанские хитрости
Взгляд из кабины
Из будки в кабину
Это начиналось так
Работа мастера хвалит
Депо - второй дом
Заслуженный рационализатор
Машинист Ковалевве половинки
Поезд ведет новатор
Хозяин своего счастья
Здесь каждый - хозяин
Общественник
В рабочем строю
Трудовые династии
Фамилия Красниковых
Семья Ивановых
У реверса бронепоезда
Смелые рейды
До всего дело
Надежда Списова и Перлики
Не суффикс главное
Военная страница жизни
Как не завидовать
Миг между прошлым и будущим
Эстафета поколений
Музей великого прошлого
День железнодорожника
Музей П. Ф. Кривоноса
Душа обязана трудиться
К Донецкому кряжу
Да, были люди
(жизнь замечательных людей, не замечаемых пока что)
Лишь бы не выпала память
Лишней деталью в пути -
Выдержу вьюгу и замять.
Сколько зима ни крути,
Выдержу снега расплавы,
Выдержу слякоть и зной,
Выдержу брани и славы -
Память пусть будет со мной,
Чтобы назло летам-зимам
Суженой сердцу порой
К тропкам вернуться родимым
Памятной горькой травой...
Все со временем станет прошлым, но не память. Она не подвлаґстна времени, потому что сама является единственной его мерой. В коллективе всегда помнили и помнят о лучших людях, бывших и нынешних работниках локомотивного депо.
Значиґтельный вклад в трудовые и боевые успехи внесли: Герой Соґветґского Союза помощник машиниста Н. Ф. Солодилов; Герои Социалистического Труда - машинист паровоза и начальник депо П. Ф. Кривонос, машинист С. А. Харчевников, начальник депо М. Т. Жук.
72 работника были награждены орденом Ленина. Из них - дважды: машиґнисты П. Ф. Кривонос, И. Н. Прохватило и С. А. Харчевников; начальники депо С. А. Зозуля, П. С. Лавриков и М. Т. Жук.
Кавалерами главного ордена страны также стали: машинист М. В. Рубан, бригадир А. К. Мороз, помощґник машиниста В. Г. Чувпило, машинист Г. А. Белозеров, маґшиґнист-инструктор П. Я. Марапулец, машинист-инструктор В. А. Филин, ма-шинист В. Н. Гетьманский, приемщик МПС Т. Ф. Лепешкин, машинист А. М. Нежурин, участковый ревизор по безопасности движения поездов П. И. Киселев, машинист И. С. Журба, бригадир Я. М. Смоляр, машинист П. Я. Гребенюк, машинист М. И. Доценко, машинист П. И. Сорокин, машинист В. А. Волков, машинист П. А. Безверхний, машинист В. Д. Ярославцев, машинист А. В. Волошко, заместитель начальґника депо А. М. Диденко, машинист В. Д. Зубарев, машинист А. П. Кузьменко, машинист И. Ф. Локтев, машинист М. В. Лавґский, машинист С. М. Ладыгин, машинист И. С. Мима, машиґнист Т. Т. Никифоров, машинист И. Г. Осипенко, машинист В. З. Полуян, машинист А. К. Россошенко, машинист И. Ф.Резґников, машинист П. А. Смыщенко, машинист М. К. Сорокин, машинист Я. Е. Сазонов, машинист Я. И. Яро-вой, машинист-инструктор П. С. Артамонович, машинист М. П. Зарница, маґшинист Е. Н. Гайворонский, машинист Г. А. Белозеров, машиґнист Ф. В. Волошко, машинист А. П. Решетняк, слесарь Г. Я. Сидоренко (ах, украинский язык так мелодичен: только в одной этой фамилии три ноты - си-до-ре!).
Далее в почетном списке орденоносцев: мастер С. А. Ко-рякин, мастер А. Г. Олейник, масґтер М. П. Шарун, заместитель начальника депо по ремонту В. Ф. Тучков, дежурный по депо П. В. Кратько, машинист М. Д. Шереметов, бригадир Д. Г. Рубан, машинист Г. П. Постоенко, помощник участкового ревизора по безопасности движения в локомотивном хозяйстве В. А. Моисеев, машинист В. М. Доґрохов, начальник отдела кадров П. С. Соцкой, машинист Д. А. Гулько, машинист В. П. Фетисов, машинист А. Д. Завгородґний, машинист И. А. Ахтырский, машинист И. Д. Пономаґренко, главный кондуктор Я. С. Пунтуш, машинист В. М. Хорунжий, машинист В. И. Биба, машинист Ф. Ф. Михеев, машинист А. П. Болтасов, маґшинист А. А. Красников, машинист В. С. Долженко, машинист С. В. Пелипенко.
Звания "Заслуженный работник транспорта" удостоены машинист электровоза Н. Е. Киселев и мастер ремонтно-мехаґнического цеха И. А. Михайлов. Мастер кузовного участка А. И. Видюк была делегатом XVI съезда профсоюзов СССР.
Коллективом депо был выдвинут в кандидаты и избран депутатом Верховной Рады Украины бывший машинист электровоза, председатель профкома депо А. П. Хмелевой, который в течение двух созывов плодотворно трудился секретарем депутатской комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи.
В депо работали и работают 130 награжденных значком "Почетному железнодорожнику". В музее истории локомотивного депо Славянск имеется их список с указанием той должности, которую занимали в момент награждения. Эту высшую профессиональную награду учредил ЦИК Союза ССР 13 мая 1933 года. Вначале знак выполнялся из серебра с изображением паровоза. Позже претерпел четыре изменения. В частности сегодня на нем изображен электровоз.
Трижды награждены этим почетным знаком: машинист С. А. Харчевников и бригадир Я. М. Смоляр. Дважды: машинист И. Н. Прохватило, бригадир Д. Г. Рубан, бригадир В. Ф. Ляшов, помощник машиниста С. Е. Гребенюк, машинист М. Т. Пахомов, машинист-инструктор А. М. Назаров и машинист В. А. Костин.
Кроме них, в списке - в первом ряду: машинист П. Ф. Кривонос, машинист М. В. Рубан, бригадир А. К. Мороз, помощник машиниста И. С. Рослов, машинист М. С. Гребенюк, председатель женсовета М. С. Рубан, машинист Е. Н. Гайворонский, машинист Д. Я. Матюшенко, машинист П. С. Лавриков, помощник машиниста П. Г. Чувпило, начальник депо С. А. Зозуля, машинист Г. И. Сурушкин, слесарь И. С. Петренко, машинист В. А. Филин, машинист В. М. Ильяшенко, помощник машиниста П. М. Корниенко, машинист Д. А. Гулько, начальник отдела кадров П. А. Семейко, машинист-инструктор П. К. Долгов, машинист В. М. Дорохов, машинист А. В. Волошко, машинист В. П. Бондаренко, заместитель начальника депо А. М. Диденко, машинист П. И. Зарудный, слесарь Ф. Г. Олейник, машинист В. Н. Гетьманский, машинист
И. С. Журба, машинист С. В. Петров, машинист В. П. Фетисов, помощник участкового ревизора по безопасности движения В. А. Моисеев, машинист М. Н. Наумов, машинист Ф. Г. Гайворонский, машинист-инструктор Ф. Г. Марапулец, машинист В. А. Мороз, машинист А. Н. Иванов, машинист И. С. Осадчий, машинист С. А. Ахтырский, машинист А. Д. Завгородний, начальник восстановительного поезда
А. В. Арефьев, машинист А. А. Белозеров, слесарь Е. А. Харчевников, машинист Я. Е. Сазонов, машинист И. Д. Завгородний, машинист И. А. Ахтырский, начальник отдела кадров И. И. Милованов, машинист В. А. Волков, начальник депо М. Т. Жук, машинист Г. А. Белозеров, слесарь Д. Д. Чумак, машинист А. С. Борщ, токарь В. Д. Александров, машинист П. Т. Бабий, председатель местного комитета профсоюза
Д. У. Кучеренко, помощник машиниста Г. Ф. Куденко, мастер М. П. Шарун, заместитель начальника депо В. Ф. Тучков, слесарь К. А. Вовк.
Во втором ряду: машинист В. С. Долженко, машинист-инструктор А. П. Плохой, машинист С. И. Хаблак, машинист Н. Е. Киселев, машинист Н. С. Списова, мастер И. А. Михайлов, машинист А. В. Комаристый, начальник депо М. В. Яковенко, машинист В. Е. Хахалев, машинист М. А. Орлянский, машинист-инструктор Б. Н. Соколов, токарь К. А. Листровой, заместитель начальника депо В. Ф. Шевченко, бригадир А. М. Слепченко, машинист В. Ф. Симоненко, машинист М. К. Сидоров, машинист Г. П. Агатьев, мастер А. И. Видюк, машинист В. М. Хорунжий, машинист Е. Г. Смиренский, машинист А. А. Тимченко, машинист В. Н. Плахонин, машинист Н. М. Кузнецов, машинист В. Н. Куряченко, машинист А. А. Бурлак, машинист В. И. Биба, машинист В. В. Власенко, слесарь Н. Г. Кожевников, машинист П. Н. Максимчук, главный инженер А. В. Радзюкевич, главный инженер С. П. Токарев, слесарь А. А. Соколов, машинист Н. А. Чуб, бригадир А. Г. Марютин, машинист В. И. Лещименко, машинист В. Г. Кононенко, машинист Н. В. Гончаров, машинист
А. И. Шевченко, слесарь К. М. Ковалев, машинист И. М. Саенко, машинист-инструктор углеподъемных кранов А. И. Ракитянский, машинист И. Ф. Сарычев, машинист В. А. Винокуров, машинист Е. К. Борушко, машинист В. С. Гелеверя, машинист Д. Д. Суфля, машинист А. М. Нежурин, помощник машиниста П. К. Араминас, машинист А. К. Россошенко, машинист И. Я. Бессонов, слесарь К. Т. Соколов, машинист Ф. М. Григоренко, машинист В. Д. Ярославцев, председатель профсоюзного комитета А. П. Хмелевой, машинист-инструктор А. Н. Кисточка, машинист-инструктор В. А. Гайдым, мастер С. С. Пясецкий, слесарь В. К. Соколов, заместитель начальника депо А. Ф. Неподвижный, мастер П. И. Драко, слесарь В. И. Прийменко, машинист Ю. В. Ключков, машинист В. Г. Усатюк и мастер Г. И. Кошевая.
У стен Сталинграда
Будто ветер людей разметал.
Было время - не глядя, рубили.
Паровозы - огонь и металл -
Им дыханье в пути огрубили...
В книге К. Х. Клименко и Д. К. Алдакимова "Будем помнить донбасские перегоны" приводится документальный очерк об отважном славянском машинисте:
Когда началась война, Семену Андреевичу Харчевникову было под сорок. Машинист депо Славянск к тому времени уже стал мастером скоростных рейсов. По его примеру тяжеловесные составы весом 1750 тонн начали водить одним паровозом серии ЭМ. В 1936 году в составе лучших паровозных бригад Донецкой дороги С. А. Харчевников обучал молодых машинистов Томской и Красноярской магистралей передовым приемам вождения поездов.
Один из первых экзаменов на мужество и смелость С. А. Харчевников выдержал 18 февраля 1942 года. В тот день он вел паровоз с воинским транспортом из Купянска в Красный Лиман. У входного семафора станции Радьковские Пески эшелон задержали. Вражеские самолеты бомбили только что прибывший сюда из Красного Лимана санитарный поезд и состав с боеприпасами. К паровозу С. А. Харчевникова подбежал станционный стрелочник: "Выручай, родненький!" - крикнул он в отчаянии.
Машинист с полуслова понял, что от него требуется. Быстро отцепил свой паровоз от состава и двинулся на станцию, где горели вагоны, рвались снаряды и гранаты. С риском для жизни машинисту удалось вырвать 19 вагонов с боеприпасами и отвести их в более безопасное место.
В марте ударную группу железнодорожников послали на передний край обороны, на Лозовской участок, освобожденный советскими войсками в январе 1942 года. Среди откомандированных был и С. А. Харчевников. Вместе с помощником Ю. Нежинцевым он отремонтировал пассажирский паровоз и до 17 мая 1942 года совершал рейсы во фронтовой обстановке.
Во время печально известной Харьковской наступательной операции С. А. Харчевников получил задание коменданта станции Близнецы доставить из Дубово два вагона боеприпасов. Возвращаясь, на выходных стрелках притормозил, чтобы подобрать беженцев с детьми. И вдруг заметил, что наперерез к железнодорожному полотну устремились танки с черными крестами. Решали секунды. Машинист дал полный ход своей машине и проскочил гибельное место.
И потом было немало жестоких испытаний. Во время одной из бомбежек вышел из строя паровоз, и С. А. Харчевникову пришлось пробиваться к своим пешком вместе с отступающими красноармейцами, принимая не единожды неравный бой с фашистами. Семен Андреевич был ранен в ногу, но в госпитале не остался. 1 июля добрался до Сталинграда, где его зачислили машинистом паровозной колонны особого резерва НКПС Љ 11. Там он встретил земляков: начальника колонны В. Ф. Евсеева, который раньше возглавлял паровозную службу Южно-Донецкой дороги, и краснолиманского машиниста Петра Макобрея, ставшего его напарником.
В связи с приближением фронта штаб колонны Љ 11 перебазировался в Саратов, где она обслуживала важный участок со станциями Красный Кут, Паласовка, Эльтон, Верхний Баскунчак, Ленинск, Заплавное. С особым остервенением расстреливали гитлеровцы расположенную у самой Волги станцию Паромная и подходы к ней. В этих местах шла разгрузка воинских частей и грузов.
2 февраля 1943 года завершилась нашей победой битва на Волге. А спустя четыре дня в разрушенный, но не покоренный Сталинград под командованием машиниста-инструктора депо Славянск А. Т. Диденко вошли пять паровозов, чьи бригады своим бесстрашием и самоотверженным трудом завоевали это почетное право. Протяженными гудками салютовали железнодорожники доблестным защитникам Сталинграда. И казалось в те минуты С. А. Харчевникову, что его салют слышен громче всех.
Напряжение не ослабевало. Эти же локомотивы повели первые воинские эшелоны с волжской твердыни на запад, туда, где советские войска продолжали громить немецких оккупантов. И снова С. А. Харчевников смотрел смерти в глаза. После участия в боях в районе Курской дуги С. А. Харчевников с бригадой возвратился в Старобельск. Снова водил эшелоны к фронту.
6 ноября 1943 года ночью следовал из Основы в Красный Лиман. Во время остановки в Изюме срочный вызов к селектору. Начальник колонны Владимиров горячо поздравил С. А. Харчевникова с присвоением ему высокого звания Героя Социалистического Труда.
Трижды почетный железнодорожник, удостоенный двух орденов Ленина, руководил в Славянске колонной паровозов "Победа", был машинистом-инструктором. Избирался депутатом Верховного Совета Украины. Всюду машинист С. А. Харчевников отдавал всего себя без остатка порученному делу. Его скромность, честность и деловитость всегда вызывали восхищение. Таким он остался в памяти донецких железнодорожников. Его именем названа одна из улиц в Славянске.