Богиня молодости Ювента оберегает каждого, кто хочет быть юным в нашем постоянно меняющемся мире.
В одном столичном граде, о котором достоверно известно, что это не Рига и не Таллинн, несколько лет назад была организована первая в Прибалтике русская гимназия. Назвали ее - "Ювента" - по имени древнеримской богини юности.
Именно в ее честь подданные Империи веселились на своих Ювеналиях - юношеских праздниках с играми, театральными представлениями, творческими конкурсами. Блистал на них и классик сатиры Децим (упаси, Бог, не - Децел!) Юний Ювенал.
Недавно меня, любителя ювенального творчества, но профессионального литератора, члена Союза писателей России и международного СП "Новый Современник", живущего в упомянутом древнем поселении, пригласили на Ювеналии в День открытых дверей гимназии "Ювента". Здесь и узнал, что у коллектива - помимо сотен призов на ученических олимпиадах - не очень, чтобы так, и не так, чтобы очень последнее в современном мире статус-кво:
--
дипломы Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" Российского издательского дома "Первое сентября";
--
97% абитуриентов, поступающих в высшие школы;
--
проект "Интегрированное обучение языкам" углубленного знания: английского - с 5 класса, титульного - с I гимназического класса;
--
гуманитарный профиль: современные языки, социальные науки и творчество;
--
реальный профиль: точные естественные науки и экономика;
--
предметы изучения по выбору: ноосферная философия, основы дизайна, образ делового человека, прикладная экономика, немецкий, французский, итальянский языки;
--
ассоциированное членство в лондонском обществе "The Shakespeare Birthplace Trust";
--
часть единой воспитательной системы - открытый для всех Музей У. Шекспира;
--
современный стадион с футбольным полем и баскетбольной площадкой;
--
три компьютерных класса;
--
информационный центр с виртуальной библиотекой и читальным залом;
--
газета учащихся "Ювента";
--
и многое иного, прячущегося за канцеляритной сладкой парочкой "др"...
Кстати, подробности можно прочитать на сайте гимназии: juventagim.takas.lt
Посетив несколько показательных уроков, выставок и представлений творческих проектов, я едва перевел дух в читальном зале. И был "атакован" директрисой и другими педагогами. Кстати, неважно - директрисой, директором (от лат. dirigere - направлять)...
Когда направленно ускорен Весь труд - от слов до экзерсиса,
Директор ты иль директриса -
Не суффикс главное, а корень!..
Гостеприимные хозяева предложили мне возглавить Жюри литературного конкурса "Ювента", который пришел к финишу. Так вот для чего "заманили"!
Оказывается - собралось более двухсот произведений, оценить которые педагоги собственным разумением не брались. Точнее - впопыхах схватились все и чуть не перессорились: каждый тянул из "попыхов" ленту лауреатства в сторону своих.
Как бы то ни было, компакт-диск, на котором записаны под девизами тексты всех конкурсных произведений по номинациям прозы, передо мной. Поэтические опыты взялся судить один из членов национального СП...
И вот покончено с неопределенностью - наконец выбраны произведения-финалисты, - но тут по закону подлости, сформулированному еще Ювеналом, резко изменились возможности награждения победителей. Министерство образования проблем юного поколения предписало излагать в с е предметы в русских школах не на русском языке, как было раньше, а на государственном! И отказалось финансировать проект, невзирая на то, что объявление конкурса два года назад было согласовано...
Мне трудно и больно говорить о постоянном сокращении числа русских школ и самого объема русскоязычного обучения, еще труднее - о снижение его уровня в стране. И, слава Богу, не надо. Ибо существование поощряемой государством тенденции - общеизвестно.
На этом фоне помощь юным талантам русской гимназии становилась делом чести... если имя тебе - русский писатель!
И я выбрал и сгруппировал около пятидесяти лучших произведений в небольшой сборник с тем, чтобы издать его. Миниатюры на школьные темы, юморески, пародии, комические сюжеты, остроумные фразы, окказионализмы, сарказмы, ирония и сатира, - все написано так, что многими птенцами "Ювенты" мог бы гордиться и великий Ювенал.
Как было назвать книгу? Так и назвал - "Гордился б нами Ювенал"!
Поиски спонсоров были почти в апогее неудач, когда стало известно об учреждении Российским Детским благотворительным фондом "Заветная мечта" одноименной Национальной литературной премии.
Цель Премии - найти и представить культурному сообществу, педагогам, родителям, издателям, книготорговым организациям, широкому кругу читателей и, главное, читателям-детям наиболее яркие, увлекательные, этически и эстетически значимые художественные прозаические произведения, созданные для детей, - как нельзя точно совпала с моей!
Решено было представить отредактированный сборник лучших произведений номинантов гимназического конкурса на Национальную детскую литературную премию, а до этого предложить его юным русскоязычным читателям всех стран света. Для чего? А для самогС захватывающего "всеми глазами" чтения и для оценки прочитанного. Да, да!
Если Ты, Читатель, неравнодушен к судьбе соотечественников в "Ювенте", то помоги выбрать самое-самое, и у таких произведений появится реальный шанс получить Национальную литературную премию "Заветная мечта"!
Тогда сбудется и моя заветная мечта - передать эту премию победителям конкурса "Ювенты", тем реально поощрив литературное творчество всех юных талантов, не желающих здесь и сейчас забывать великий русский альма-язык!
Итак, перед Тобой, Читатель, книга "Гордился б нами Ювенал". В начале ее разделов:
- "Вокруг внушаемых наук";
- "Отцы и дети";
- "Бывальцы давности глубокой";
- "Классный юмор", -
представлены перечни вошедших в сборник произведений номинантов гимназического конкурса. Фамилии и девизы авторов не "засвечиваются", тем более что зачастую перу ("клаве" компьютера!) одного принадлежат несколько произведений, а один "шедевр" написан несколькими. Как автор, я тоже не удержался, чтобы не вставить и свое лыко в строку...
Тебе остается, вняв содержанию очерка "Оценки, в натуре" из раздела "Вокруг внушаемых наук", поставить собственные оценки. Обсуди все части целого, поспорь с друзьями, и результаты сообщи, пожалуйста, мне - по электронной почте: er33@list.ru
Успеха, Читатель, и, надеюсь, многих минут приятного общения с книжкой!
Мое имя и отчество - Эрнест Александрович
Веселое или доброе настроение при умственных занятиях служит лучшим условием их успеха. Плиний
Уважаемый читатель! Здесь Ты сможешь поставить собственную оценку конкурсным произведениям:
- Муха - Проще простого
- Не туда
- Педсоветы- Как делать уроки
- Сложная работа
- Они и есть
- Оценки, в натуре!
- Ушибки
- Уроки сна
- Гимнастика гимназистов- Становление
- Приметы успеха
- Неопределенность
- Мистика и реальность
Муха
Нас научив ходить и говорить вначале,
Зачем хотите, чтоб сидели и молчали?
Вениамин Васильевич самозабвенно окунулся в двухтрубно вливающуюся в нарисованный бассейн жидкость, которая тут же выливалась через третью трубу... Что такое? Он внезапно оборачивается.
Ученики, прыская от смеха, глядят на опоздавшего Половодова, который наказанно стоит у дверей. Тот взмахом руки сгоняет с одной щеки привязавшуюся к нему муху, подставляет ей другую щеку, и муха садится! Цирк мушиный, и только.
- Половодов!
Половодов мгновенно опускает руку и смиренно фиксирует взгляд мимо учителя на исписанную мелом доску. Вениамин Васильевич удовлетворенно возвращается в неутолимо опустошаемый бассейн.
Спохватывается и краем глаза выглядывает. Половодов, выпятив губу, дует на муху. К радости класса муха перелетает на другую щеку.
Вениамин Васильевич в сердцах бросает мел.
- Половодов, сейчас выйдешь отсюда весь!
Тот испуганно размахивается и бьет себя по щеке. Муха перелетает на другую! Под хохот всего класса.
- Половодов, выйди из класса.
Половодов выходит. Одномолчане успокаиваются. Но Вениамину Васильевичу уже ничего не хочется объяснять. Но надо, и он наскоро заканчивает.
- Понятен принцип? Черенков, иди к доске. С задачником. Решай номер пятьсот семьдесят второй. Остальные тоже. В тетрадях.
Вениамин Васильевич отходит к окну, неприязненно оглядывая вздыбившего многоцветный причесон Черенкова...
Но что такое? Почему опять смеются? Вениамин Васильевич отмахивается от мухи и сейчас только соображает, что отмахивается-то уже давно!
Тем временем муха устраивается у Вениамина Васильевича на лбу. Под прицелом двадцати дуплетов насмешливых глаз он медленно вытирает платком пальцы, потом лицо.
Улетела? Нет, опять усаживается. Под левым глазом. Вениамин Васильевич взмахивает рукой: может быть, испугается? Да и на часы надо бы взглянуть - скоро ли звонок?
- Еще десять минут! - ехидным полубасом сообщает Веревкин.
Все верно - Вениамин Васильевич с мухой развлекает их не меньше, чем раньше Половодов. Снимает очки, но пока протирает стекла, муха тут как тут, на кончике носа.
- Уже!
- Что? - вздрагивает Вениамин Васильевич. Но не муха!
Вениамин Васильевич совсем было забыл о задаче. А они, оказывается, все успевают (хоть много и неуспевающих): и за мушиной охотой следить, и за временем, и о бассейне решать, и стирать в нем! Заглядывает в ответы.
- Так! Вот это у нас должно получиться, а как, я что-то не вижу!
- Ну, вот отсюда так-то, так-то, и вот так получим.
- Не понял!
- Ну, вот так, потом вот так через это, и еще вон там умножим!
- А! Понял!
Вениамин Васильевич улыбается, но нельзя расслабляться и упускать случая: выставив Черенкову оценку, "роняет" ручку на пол. Лезет под стол - уж тут-то он это насекомое прихлопнет! И натыкается на красного (от усердия или от сдерживаемого хи-хи?) Тункевича, протягивающего ему ручку.
- Задание на дом! - вибрирующим голосом возвещает Вениамин Васильевич, отворачивается к доске, пишет на ней страницу и номера задач, а другой рукой отмахивается от мухи.
Класс неудержимо хохочет.
- Тише вы, по гимназии уроки идут! - говорит кто-то.
Ну, все, Вениамин Васильевич сдается! Падает на свой стул и хохочет...
Вениамин Васильевич выходит из кабинета. У окна переминается с ноги на ногу поникший Половодов. Учитель, улыбаясь, кладет руку ему на плечо.
- А ты, брат, скучаешь? Больше не опаздывай! Вообще... - но порывисто сам себя перебивает, - держи хвост пистолетом!
И уже отходя, додумывает: "Хорошие они ребята!"
Проще простого
Школа - это заведение, где детей учат нужному и ненужному вперемешку, всячески мешая им отличать одно от другого. В. Кротов
Новенького Вениамин Васильевич заметил сразу, как вошел в кабинет. Почему-то весь класс весело оглянулся на него. И даже когда здоровались, многие продолжали почему-то улыбаться.
- Все. Успокоились. Как твоя фамилия? - обратился Вениамин Васильевич строго ко всем и со сдерживаемым неудовольствием - к новенькому.
- Она очень трудная.
- А, может быть, ты преувеличиваешь? Ну-ка, все вспомнили "лошадиную" фамилию, которую забыл герой Антона Павловича Чехова, вспомнили, вспомнили...
- После схлынувшего на миг оживления на Вениамина Васильевича обрушился вал голосов:
- Овсов!
- Вот - Овсов. Уж какой трудно-лошадиной представлялась, а оказалась проще простого.
- Ну, так моя еще проще.
- Но так не бывает - возмутился в Вениамине Васильевиче учитель матики, - чтобы очень трудная и в то же время - еще проще.
- Бывает. Вот ведь есть же! - отпарировал новенький.
- Хорошо, - потерял терпение Вениамин Васильевич, - выйди к доске, напиши, и мы разберемся: истина ли сложная иль простое ложное!
- Можно, я на бумажке напишу, - под смех класса потупился новенький.
- Хорошо, пиши, где тебе хочется, но сделай милость - побыстрее!
Прочитав, что он написал, Вениамин Васильевич понял - такое писать, где хочется, просто хулиганство, а вслух произносить - не то, что трудно или просто, - просто невозможно!
- Ты что это фамилию не поменяешь? В школе ведь, теперь в гимназии учишься!
- А зачем? Мне еще лучше!
- Что - лучше? Учиться?
- Ка-анечна!
- Как это? Почему?
- Сами поймете...
Вениамин Васильевич очень скоро понял.
Надо сказать, что у него была привычка перед тем, как вызвать ученика для "развития монологической речи", вести ручкой по фамилиям в журнале. Ведет это он сверху вниз, и те, фамилии которых он миновал, вздыхают облегченно - "Все! Не меня!"
А Вениамин Васильевич возьми да, дойдя до самого низу, ведет обратно вверх. Волна вздохов опять подкатывает к прежней высокой черте! Особо нервные не выдерживали, вскакивали:
- Я больше не могу! Спрашивайте меня!
А как новенького с такой фамилией вызвать? Пришлось даже от метода "нервной волны" отказаться. Не вызывал, и не вызывал. Аттестовать надо, и вызвать неудобно. Наконец, новенький как-то поднимает вдруг руку. Вениамин Васильевич сразу:
- Пожалуйста! Отвечай, пожалуйста!
И тот ответил, конечно, блестяще: специально, видно, хитрец, подготовился. Вот так и пятерку получил: и за этот урок, и в четверти, и потом за год, и по другим предметам - так же. Проще простого.
Не туда
Одни на ошибках учатся с детства.
Другие готовят... наглядные средства!
В учительской Маргарита Олеговна подошла к аппарату и, заглядывая в записную книжку, набрала номер. Долго никто не брал трубку. Но вот ломкий басок недовольно буркнул:
- Слушаю...
- Наконец-то! Ты почему убежал с последних уроков?
- У меня голова заболела...
- Хорошо, а утром почему на общую линейку опоздал?
- Будильник испортился...
- Ну, хорошо! А вчера почему на представление проекта "Король Артур и рыцари Круглого стола" не явился? Алексей Константинович жаловался...
- Забыл...
- Ну, Лукашев, кончилось мое терпение. Родители дома?
В трубке наступила настороженная тишина.
- Алло, Лукашев?!
- Какой Лукашев, вы куда звоните?
- Что? Не Лукашев? Из "Ювенты", гимназии...
- Нет, я из Качаловской. Савицкий! - обрадовались в трубке. - А вы класуха, да? Вы не туда попали!
Педсоветы
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть. Я. Корчак
Сначала решили провести мероприятие, долженствующее приструнить бездельников и разгильдяев.
- Сколько у тебя двоек? - спросил директор гимназии, председатель совета у шестиклассника Крутикова.
- Всего? Десять...
Вениамин Васильевич в светлом настроении шепотом прокомментировал:
- Всего десять - не сто десять!
Директор строго взглянул в сторону недисциплинированного учителя.
- Разрешите вопрос? - заминая неловкость, перестроился Вениамин Васильевич. - Крутиков, тебя кошмары по ночам не мучают с такой успеваемостью?
Директор одобрительно кивнул и тоже уставился на вопрошаемого:
- Отвечай, Крутиков, отвечай!
- Нет, не мучают.
- А общее самочувствие как? В отчаянье не впадаешь? - вел свою неясную линию Вениамин Васильевич.
- Не-а, не впадаю, - уже охотнее ответил Крутиков.
- Вот, и это замечательно, - подхватил Вениамин Васильевич, - у человека десять двоек, а он спит спокойно. Не паникует, а бодро, с надеждой обращен в будущее!
Директор решительно перехватил инициативу:
- Хорошо, значит, ты двойки думаешь исправлять?
- Думаю.
- Вот, у человека мечта есть! - поддержал Вениамин Васильевич.
Председатель педсовета повысил голос:
- Исправлять до какого срока? До потери пульса? Твоего или моего?.. - и, не дождавшись ответа, приказал:
- Крутиков, ты свободен, закрой дверь и выйди!
Но ученик сначала открыл дверь, вышел, только потом закрыл! Директор, чуть не выйдя из себя, обернулся к Вениамину Васильевичу.
- Какая мечта?! Я был на последнем экзамене, где этот лгун хватал то один билет, то другой, просматривая их. Пока я не вмешался...
- И помешали мечте осуществиться! Ведь если он искал что-то, значит, что-то же и знал!
Следующим вызвали хулиганистого Недоковкина из седьмого "А", где классным был сам Вениамин Васильевич, и претензии к воспитаннику пришлось излагать ему.
- Посмотрим, коллеги, замечания учителей в журнале. Так. Вот: "Разговаривал на уроке литовского языка". Что в этом плохого? Молодой человек говорит на языке края, где он живет, на государственном языке говорит со своими единомышленниками...
Или вот: "На уроке химии специально поместил такие вещества в пробирку, что устроил взрыв". Но, уважаемые, это же надо иметь большие способности и пламенную любовь к науке, чтобы додуматься, что с чем смешивать!..
Еще одно замечание: "Веселился на уроке истории". О чем это свидетельствует? Понимал, значит, что не все в нашей истории так черно, есть и белые пятна...
Даже физрук написал тут его родителям: "Вашему сыну надо подтянуться - он боится козла больше, чем меня..."
Директор прервал Вениамина Васильевича негодующим жестом и нетерпеливо перевел взгляд на Недоковкина. Тот понял правильно. Кротко сказал: "До свидания", - и с достоинством вышел.
- Учеба - это труд, - назидательно и грозно начал разгон председатель педагогического совета, - и каждый из нас должен сделать все, чтобы...
- ...учиться было трудно! - не смог остановиться Вениамин Васильевич.
Педагоги рассмеялись.
Раздосадованный директор все же вспомнил вольтеровское: "Что сделалось смешным, не может быть опасным". И педсовет спокойно перешел к отчетам. Потом к "Разному".
Между прочим, здесь выразили свое отношение к введению платного обучения (авось, Всевышний не допустит!). Председатель прочитал выдержку из письма:
"Если бы решение вопроса, будут или нет моих дочерей насиловать формулами галогенирования ароматических углеводородов, зависело от того, что мне надо было заплатить 10 рублей, то я бы не заплатил и пятака. И тогда появилась бы надежда, что это зомбирование и насилие, не подпитываемое экономически, приостановилось".
Что тут началось! Ах, что тут началось!! И так уже отменили выплаты за выслугу лет! Что, это льготы? Какие льготы?? Это просто система удерживания кадров, принятая во всем мире! Собираются обложить налогом землю, на которой стоит школа. А кто будет платить? Мы? Опять родители?? Битый час педагоги клеймили всех и вся. Только Вениамин Васильевич задумчиво писал что-то на листе бумаги. Наконец, прислушался.
- Мы должны выработать одно мнение. В конце концов, нам же вести учеников!
- Вы знаете куда? - ввернул свой вопрос и Вениамин Васильевич.
- Мы все должны идти в одном направлении!
- Одно направление, в котором идут все, это дорога на кладбище.
- Мы должны объединяться!
- С кем? Успокойтесь, уважаемые. Надо учитывать самое главное - мнение того, кто будет платить. Вот я и подумал, захотят ли родители платить хотя бы за, - он заглянул в бумажку, -
- организационный момент;
- проверку домашнего письменного задания у чужих детей;
- ответ у доски не его ребенка;
- объяснение учителя, из которого его ребенок понял не все;
- частую невозможность его ребенку проконсультироваться;
- дискомфорт, возникающий у его ребенка, не готового работать в темпе, предложенном учителем;
- зависимость его ребенка, пропустившего урок, от учителя;
- дополнительные занятия, для ликвидации пробелов в знаниях, возникших не по вине его ребенка?
Нет и нет! Значит, думаем и кричим не о том. Думать надо о сломе существующей системы обучения, о новых подходах, о реформах...
- А что, мы не думаем?
- Думали, думаем, и будем думать? Вопрос - доколе?! Может быть, введем для начала порядок перевода из класса в класс не по возрасту, а по способностям? Программа-то - на средний уровень подготовки учеников. Но есть не успевающие за ней и более развитые, которые могли бы двигаться быстрее, но вынуждены топтаться на месте.
А если учесть личные качества молодых? И способные ребята смогут раньше переходить в старшие классы, раньше получить аттестат и продолжить образование в высшей школе. А недалекие смогут подтянуться, дольше посещая прежний коллектив. А?
И прислушались педагоги. И даже в протокол записали: "Обобщить... представить... поручить... в рабочем порядке..."