Стефанович Эрнест Александрович
Как не любить...

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Стефанович Эрнест Александрович (er33@list.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Очерк: Техника
  •  Ваша оценка:


    КАК НЕ ЛЮБИТЬ...

       На перроне Вильнюсского вокзала вздыхает, встречая каждого пассажира, гордый красавец дизель-поезд ДР1А-275. Это готовится к отправлению на Гудогай пригородный поезд  242. Очередной из нескольких тысяч поездов, которые провел за свой трудовой стаж машинист локомотивного депо Вильнюс Владас Дикчюс. Не счесть все километры днем и ночью летящих навстречу перегонов на участках обращения поездов от Вильнюса до Турмантаса или Марцинкониса, до Стасилос или заграничного Гудогая. Не вспомнить все деревушки и хутора, промелькнувшие в свое время мимо, когда работал Владас и на более длинных участках от Вильнюса до Друскининкай или Шештокай, до белорусского Минска, латвийского Даугавпилса, польской Сокулки или российского Калининграда. На венгерских дизельных поездах серии Д1 и на латвийских - серии ДР1А.
       В родной деревне Кульнишкю Укмергского района, где окончил Владас 8 классов средней школы, до 17 лет ни разу не пришлось ему даже видеть эту загадочную дорогу с самым мужественным эпитетом - железная. А вот решился посвятить себя стальным путям и сложным машинам, когда отправился в Вильнюсское профессионально-техническое училище  26, где готовили будущих железнодорожников. Пролетели три года, изучены основы электротехники, конструкция тепловоза и дизель-поезда, управление ими и автоматическими тормозами, правила технической эксплуатации железных дорог, должностные инструкции и инструкции по сигнализации и движению поездов, правила безопасности и устав о дисциплине. В 1967 году отправился Владас Дикчюс в свои первые поездки помощником машиниста дизель-поезда.
       Нравилась ответственная работа серьезному парню, не последним делом были для не разбалованного изобилием молодого железнодорожника и неплохие заработки. Но пришлось оставить это на два года, отдать долг службе в армии. После возвращения стал помощником у очень хорошего, знающего дело и умеющего этому делу настойчиво научить машиниста Альгирдаса Яцкунаса. Четыре года делили они с ним дорожный непокой в одной бригаде: в одной ли кабине, в разных ли - в головной и хвостовой, но связанные переговорной поездной связью и общим делом, пока обрел Владас полную уверенность в своих силах и знаниях настолько, что попытал счастья на деповских предварительных экзаменах на право самостоятельного управления дизель-поездом. Первая попытка не удалась. Повторил ее через год. Экзамены при депо и в комиссии при Управлении Прибалтийской дороги в Риге сдал успешно, получил свидетельство на право управления дизельным поездом.
       В феврале 1975 года "обкатали" Владаса Дикчюса по всем тяговым плечам и дали заключение к самостоятельной работе за правым крылом кабины, где уже надо не только вести дизель-поезд, но в каждой поездке нести нелегкий, но почетный груз ответственности. За безопасность пассажиров и своего помощника, за исполнение графика движения, за исправность машины, за многое, которое сразу не перечислишь, но оно опытом и знаниями многих поколений специалистов внесено в десятки инструкций и приказов по кругу обязанностей машиниста людского поезда. Через три года безаварийной работы приказом начальника депо В. Дикчюсу была присвоена квалификация машиниста 3 класса, Министр путей сообщения наградил его именными часами.
       Были и другие поощрения. Благодарности, премии, ценные подарки. Помнится, в конце 70-х при ведении дизель-поезда Вильнюс-Каунас-Алитус после отправления из Палемонаса были заняты заглохшим вторым дизелем, а в Амаляй охраняемый переезд оказался загроможденным застрявшим автотранспортом. Только бдительность и быстрые четкие действия позволили избежать столкновения. Тогда Владасу Дикчюсу вручили чемоданчик для локомотивных бригад. Такой, специально приспособленный для двух термосов с горячей пищей, других продуктов и предметов, необходимых в каждой поездке. Цел он и сегодня, служит не только хранилищем для старых фотографий, но является памятью из другого времени, когда хозяин и его друзья были молодыми. В 1991 году после учебы на Таллиннских курсах повышения квалификации Владас стал машинистом 2 класса.
       Но близится время отправления. Запущены в работу оба дизеля. Включен автостоп, проверены другие "умные" приборы: скоростемер с устройствами контроля скорости и показаний светофоров, радиостанция. Сделаны необходимые объявления для пассажиров. Нажатием кнопок закрыты двери салонов. Помощник машиниста в полном соответствии с установленным регламентом докладывает о зеленом выходном светофоре, напоминает о разрешенной скорости движения по выходным стрелкам и по перегону. Владас повторяет информацию, точными движениями сильных рук отпускает автотормоза, набирает первую позицию контроллера. Головной дизель, будто предвкушая веселую работу, радостно взревывает. Поехали!
       Молодой помощник машиниста Андрюс Шпакаускас тоже выпускник Вильнюсского железнодорожного училища, только 1998 года. Немного поработал, потом в Висоряй отслужил один год в литовской армии. Теперь уже два года работает с Дикчюсом в одной бригаде. Сработались в поездках, дружат и как соседи по Вильнюсскому микрорайону Фабийонишкес.
       А за стеклами кабины летит навстречу самый обыкновенный светлый день. Внимательные взгляды машиниста и его помощника точно фиксируют все изменения в дорожной обстановке, свободность пути, показания приборных циферблатов. Тренированный слух, кроме банального перестука колес на рельсовых стыках, улавливает малейшие изменения тональности в рокоте дизеля, точную дозировку порций выпускаемого при торможении воздуха. И даже принюхиваются они, нет ли где грения-горения, и даже "пятой точкой" чувствуют изменения вибрации в зависимости от нагрузки дизелей и скорости движения.
       Владас вспоминает, как учил всем подобным премудростям не только своих помощников, но и других машинистов, когда более двух лет работал машинистом-инструктором. Только снижение объемов пассажирских перевозок заставило опытного наставника вернуться к прежней поездной работе. Но его опыт был востребован как при освоении новых модификаций дизель-поезда ДР1А в трех- и четырехвагонном исполнении, так и при освоении совсем новой техники: Владас Дикчюс принимал непосредственное участие в эксплуатационных испытаниях автомотрисы французского концерна "Аlsthom Transporte S.A." Это благодаря и его замечаниям было принято решение об отказе от поставок в Литву этой техники.
       Движется поезд по расписанию, строго выдерживает машинист перегонные времена хода. Только вот досада: в Кене пограничная полиция и работники литовской таможни не уложились в предусмотренные расписанием 10 минут стоянки. Отправились с опозданием в 11 минут. До конечной станции нагнать удалось только 5...
       В Гудогае после высадки пассажиров - смена кабины управления, и обратный рейс номером поезда 243. Домой. И опять глотает перегоны хищно свистящий дизель-поезд, послушный укротителю, машинисту Владасу Дикчюсу. Который давно уже понял, что счастье не только, когда спешишь из дому на работу, но и наоборот, - когда спешишь с работы домой. Который, как истый оптимист, давно разделяет слова поэта:
       Как не любить мне эти рейсы,
       Когда в дороге - жизнь моя,
       И суть пути - прямые рельсы,
       А не зигзаги бытия!
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Стефанович Эрнест Александрович (er33@list.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Очерк: Техника
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.